Научная статья на тему 'Технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении'

Технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1385
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION CONTROL / CONFLICT CONTROL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATION INSTITUTION / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА / THEORY OF SOCIAL CONFLICT / ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ / THEORY OF PEDAGOGICAL CONFLICTOLOGY / ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ / THEORY AND TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL CONTROL OF CONFLICTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CONFLICT CONTROL IN EDUCATION INSTITUTION / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Учадзе С.С.

Освещаются результаты разработки проблемы теории управления образованием в целом и теории управления конфликтами на территории образовательного учреждения, в частности. Описаны разработанные автором педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе в контексте авторской модели педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PEDAGOGICAL CONTROL OF CONFLICTS IN EDUCATION INSTITUTION

The article reviews results of working-out the problem of education control theory in whole and theory of conflict control on the territory of education institution in particular. It was described the author created pedagogical conditions of conflict control within teaching staff in the context of authorial model for pedagogical control of conflicts in education institution.

Текст научной работы на тему «Технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении»

УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Учадзе С.С.

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В сложной совокупности явлений, происходящих в педагогических коллективах, взаимоотношения занимают особое место, т. к. от их характера во многом зависит успех выполнения всех поставленных педагогическим процессом задач. Здесь проявляются в большей степени, чем в других сферах общественной жизни, роль и значение человеческого фактора как единства сознания и деятельности людей, как определенная совокупность идейных, нравственных, социально-психологических качеств и свойств человека, которые, реализуясь в его профессионально-трудовой и общественной деятельности, самым непосредственным образом оказывают влияние на процесс преобразований бытия и сознания.

Однако атмосфера сотрудничества и успеха для всех субъектов образовательного процесса может быть нарушена в силу того, что движущий импульс вектора конфликтности постоянно нарушает равновесие интересов, устанавливающееся в любой социальной организации. Среди множества противоречий, вызывающих конфликт в организации, можно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия и так или иначе «присутствует» в них: противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе, с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления выполнять такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения,— с другой. Иными словами, основным противоречием в сфере управления современным образовательным учреждением является противоречие между традиционными бюрократическими правилами системы управления и потребностью в инновационных действиях, в свободе действий и самовыражения субъектов управления.

С учетом теории социального конфликта, признающей его одним из приоритетных факторов общественного развития, мы выделили следующие педагогические основы управленческой задачи в области разрешения конфликтов: выявление проблемного поля — диагностика педагогической ситуации, что включает в себя сбор информации для ориентации (в реальной ситуации, определение узких мест и возможностей); самоорганизация, как достижение состояния, обеспечивающее психологическую готовность к преодолению возникших трудностей; формулирование педагогической цели — создание «образа» будущих достижений, несущего в себе воспитательный потенциал; педагогически оправданное принятие решения — определение эффективных путей и способов достижения цели; планирование — определение задач разной временной перспективы, способы и средства решения поставленных задач; организация — привлечение ресурсов (материальных, технических, финансовых, человеческих и т. д.), установление определенных взаимоотношений между всеми субъектами управления, задействованными для решения задач; контроль — постоянная работа по

24

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

сверке текущих процессов с идеальными; регулирование — координация, коррекция педагогических процессов; оценка достижения цели — отслеживание соответствия когнитивных и эмоциональных процессов, связанных с новым состоянием достижения или недостижения цели.

Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении в нашем понимании представляет собой целенаправленный субъект-субъектный процесс развития и конструктивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия средствами и приемами учебно-воспитательного характера. Сущность педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в коррекции имеющихся противоречий и формировании у субъектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации на основе разработанной технологии педагогического управления конфликтами.

Педагогическое управление конфликтами предполагает построение его процесса в соответствии с определенными тенденциями, в основе которых находится диалектика возможного и действительного. Педагог получает возможность корректировать и оптимизировать процесс разрешения конфликтных противоречий на фоне изменения характера межличностного общения.

Исходя из этого, можно выявить ведущую тенденцию, раскрывающую зависимость эффективности педагогического управления конфликтами в учебном коллективе от их личностной самореализации, причем педагогическая деятельность не только обеспечивает основу самореализации, но выступает и ее средством.

Соответственно, педагогическое управление конфликтами на территории образовательного учреждения заключается не столько в устранении или согласовании взаимных претензий, сколько в положительном изменении межличностных отношений субъектов учебно-воспитательного процесса в деятельности и общении и формировании у них антиконфликтной направленности, под которой мы понимаем осознанную готовность к конструктивному разрешению противоречий.

Наше представление о модели педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении основывается на четырех основных принципах, используемых при проектировании системно-деятельностных объектов: на принципе гомоморфизма, принципе множественности представлений и знаний, относящихся к одному объекту, принципе реализуемости модели и на принципе рефлексивности. В качестве системообразующего фактора модели педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении рассматривалась способность моделируемого объекта отражать реальность психологического самодвижения личности учащегося как процесса индивидуализации в совокупности внешних и внутренних условий.

Мыразработалимодельпедагогическогоуправленияконфликтамивобразовательном учреждении, состоящую из четырех этапов: построение ориентировочной основы деятельности педагогического управления конфликтами, программно-целевой этап реализации педагогического управления конфликтами, исполнительный этап реал зации разработанной антиконфликтной программы, контрольно-оценочный этап, осуществляемый на каждом из этапов действующей модели, а также позволяющий осуществить аналитическую работу по сличению задаваемых программным блоком целей управленческой деятельности и конечными результатами, или структурно-аналитический этап модели.

Реализация контроля на последнем этапе позволяет осуществить аналитическую работу по сличению задаваемых программным блоком целей управленческой

25

ISNN 1029-3338

деятельности и конечными результатами, поэтому последний этап обозначен как структурно-аналитический. Данный этап модели педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении предполагает не только анализ результатов действующей программы, но и выявление новых проблем, проектирование новых стратегий, форм и методов их разрешения. Можно сказать, что конечный этап реализации программы одновременно запускает начало нового цикла, что позволяет судить о спроектированной нами модели как цикличной.

Таким образом, модель предполагает педагогическое управление особого типа, а именно — проблемно-ориентированного, призванного обеспечить эффективную реализацию широкомасштабных, массовых нововведений, позволяющих перейти от эпизодических мер к созданию стабильного механизма ориентации системы образования на цели и задачи долговременной антиконфликтной деятельности. Практически речь идет о применении метода опережающего воздействия на ход событий в области инновационной деятельности.

Далее в разработке теории управления конфликтами в образовательном учреждении является построение комплексной технологии, позволяющей педагогу как непосредственному субъекту управления реализовать свои функции по антиконфликтной деятельности в полной мере.

В нашем понимании технология педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении представляет собой совокупность внешних и внутренних действий педагога и учащихся, направленных на последовательное осуществление этапов педагогического управления конфликтами в их объективной зависимости, где важную роль играет личность педагога.

В структуру понятия «технология педагогического управления конфликтами» входят две составные части — технология обучения методам разрешения конфликтов и технология воспитания учащихся с целью формирования антиконфликтной направленности и профилактики деструктивных конфликтов, что позволяет обеспечить реализацию принципа единства обучения и воспитания на прикладном уровне.

На научно-теоретическом этапе технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении происходит: проблемно-ориентированный анализ результатов образовательной деятельности, формирование системы целей антиконфликтной деятельности, разработка комплекса мероприятий антиконфликтной деятельности, распределение полномочий, проектирование структуры управления конфликтами на территории образовательного учреждения, координация мероприятий.

На процедурном этапе технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении она включает в себя: анализ конфликтной ситуации; выбор способа управления конфликтами; организация деятельности по управлению конфликтами; координацию и контроль деятельности по управлению конфликтами; рефлексию. Каждый из шагов процедурного этапа технологии предполагает функционирование какого-либо из компонентов технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении: когнитивного (обеспечение целостного представления о педагогической деятельности), коммуникативного (установление различных коммуникативных связей между его участниками на основе процесса постоянного взаимодействия и обмена информацией), дидактического (подбор форм и методов обучения и воспитания в соответствии с возникшей конфликтной ситуацией), организационно-деятельностного (воспитание у учащихся необходимых нравственных качеств, формирование определенной личностной позиции и анти-

26

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

конфликтной направленности) и аналитико-рефлексивного (анализ и рефлексия процесса педагогического управления конфликтами, субъектно-объектных отношений, возникающих затруднений и т. д.).

Мы полагаем, что эффективность реализации технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении зависит от характера отношения учащихся к такого рода деятельности. Для этого в образовательном учреждении должны быть созданы определенные педагогические условия, а именно: аксиологические (ценностное отношение к свободе деятельности в системе «учитель — ученик» (критерием и механизмом свободы данных субъектов является нравственная необходимость) и в плоскости самоотношения ученика к собственному делу, к собственной личности (ориентация на нравственные и духовные нормы); общеметодологические (реализация в образовательном процессе общепедагогических методологических подходов гуманистического характера: культурологического, личностно-деятельностного, диалогического и индивидуально-творческого); психологические (формирование мотивации учебной деятельности, основанной на потребности к творчеству, самоответственности, инициативе и самостоятельности; диалогические методы взаимодействия и педагогического управления в образовательном учреждении; установление доверительных отношений между педагогом и учащимися); инновационнопедагогические (условия создания, использования и распространения педагогических новшеств); управленческо-педагогические условия (характер педагогического руководства, авторитет педагога — формальный, неформальный; профессиональная позиция и профессиональная культура педагога).

Эффективность проводимой работы предлагается оценивать по динамике показателей готовности учеников к конструктивному разрешению конфликтов, а также по уровню успеваемости учащихся в целом.

Библиографический список

1. Берулава, Г.А. Методологические основы развития вуза [Текст] : моногр. / Г. А. Берулава. — Сочи : ЧГА, 2010.

2. Она же. Методологические основы развития личности в системе высшего образования [Текст] / Г.А. Берулава // Вестн. практ. психологии. 2010. № 4. С. 25-32.

3. Она же. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе [Текст] / Г.А. Берулава // Педагогика. 2010. № 4. С. 30-36.

4. Она же. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве [Текст] / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Там же. 2012. № 4. С. 42-45.

5. Учадзе, С. С. Концепция синергетического воздействия как основа теории управления конфликтами в образовательных системах [Текст] / С.С. Учадзе // Гуманизация образования. 2009. №. 4. С. 11-18.

6. Он же. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении [Текст] : моногр. / С. С. Учадзе. — Ставрополь : Ставроп. кн. изд-во «Мысль», 2009.

7. Он же. Специфика профессиональной деятельности управленца : структурно-содержательный анализ [Текст] / С.С. Учадзе // Вестн. Пятигор. гос. лингвист, ун-та. 2009. № 2. С. 29-34.

8. Он же. Теоретико-методологические аспекты исследования управления конфликтами [Текст] / С.С. Учадзе // Гуманизация образования. 2009. № 5. С. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.