Научная статья на тему 'Технологии коррекции усвоения графической информации'

Технологии коррекции усвоения графической информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / ОБУЧАЮЩАЯ КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Киргизова Людмила Александровна, Григоревский Лев Борисович

Использование объяснителыю-коррекционных обучающих карт организации учебных занятий по инженерной графике для первокурсников технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоревская Людмила Петровна, Киргизова Людмила Александровна, Григоревский Лев Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологии коррекции усвоения графической информации»

раздел II

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК (744.4+514):378

Григоревская Людмила Петровна

Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», grilp@mail.ru, Братск

Киргизова Людмила Александровна

Доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Братск

Григоревский Лев Борисович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Grigorevskii@ mail.ru, Братск

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ УСВОЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Grigorevskay Ludmila Petrovna

EdD, head of Engineering Geometry and Computer Graphics Sub department in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, grilp@mail.ru, Bratsk

Kirgizova Ludmila Aleksandrovna

Reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Bratsk

Grigorevskii Lev Borisovich

Cand.Ed., reader in Engineering Geometry and Computer Graphics in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, Grigorevskii@mail.ru, Bratsk

CORRECTIONAL TECHNICS FOR GRAPHICS DIGESTION

Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика являются общетеоретической базой специального инженерного знания и составляют важную часть профессиональной подготовки будущих инженеров. В связи с этим разработка учебно-методического комплекса обеспечения данных дисциплин с учетом компетентностной модели обучения нам представляется первоочередной задачей.

После введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. значительную роль в образовании стали играть государственные образовательные стандарты. В них отражены основные ключевые понятия, которые определяют изложение материала. Таким же образом фор-

мируются и образовательные программы. Коллегией Минобрнауки 1 февраля 2007 г. был принят проект одного из последних поколений Федеральных Г осударственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Методологией формирования требований к результатам освоения образовательных программ был признан компетентностный подход.

По определению В. П. Соловьева понятие «компетентность» можно считать как «выраженную способность обучаемого применять знания, умения и навыки, и проявлять социально-личностные свойства... Целостная модель компетентности выпускника складывается из частных компетенций, сформированных в учебном процессе» [1]. В качестве частных компетенций

B. П. Соловьев предлагает использовать умение: обобщать, сравнивать, систематизировать, использовать информационные средства, технологии, планировать, быть ответственным и т. д.

В образовательных стандартах высшего профессионального образования употребляется понятие «модуль». Содержание «модуля» соотносится с компетенцией.

Авторы модульного и модульно-рейтингово обучения (И. Д. Рассел,

C. Курх, Б. Гольдшмид, П. А Юцявичене, К. Я. Вазина, В. В. Карнов) так определяют сущность предложенного метода: обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целую программу действий, банк информации и методическое руководство.

Разрабатывая комплекс учебно-методического обеспечения для обучения графическим дисциплинам в нашем вузе, мы ограничились исследованием проблемы качества обучения в рамках дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика». При этом мы полагаем, что компетентностный подход не отменяет традиционные методы обучения, а взаимодействуя с ними, способствует формированию технологий коррекции усвоения графической информации, ускоряет достижение поставленных целей.

С целью педагогического экспериментального исследования эффективности решения поставленных задач, разработны объяснительно-иллюстрационные обучающие карты (рисунок 1, 2) организации учебных занятий для первокурсников общеинженерных специальностей инженерно-технических факультетов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Братский государственный университет». При организации каждого учебного занятия мы старались заложить в него мотивационный сигнал как явный, так и скрытый - подробное руководство по каждому виду учебной деятельности. Он включает в себя содержание действий студента при выполнении аудиторной и домашней (самостоятельной) работы по отдельным темам дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика».

С помощью вопросов, входящих в структуру карты, преподаватель обращает внимание на опорный учебный материал, тем самым акцентирует выявление связи теоретического материала с практической задачей, что позволяет обучаемому «увидеть» задачу. Подбор системы вопросов-подсказок помога-

65

ет устранить противоречия между имеющимися теоретическими знаниями и возникающими трудностями при решении прикладных задач. Применение обучающих карт при организации самостоятельной работы позволяет студенту понять поставленную задачу, и одновременно исключает механическое запоминание последовательности действий при выполнении. Необходимость применения карты определяется преподавателем в зависимости от конкретных условий.

Рассмотрим структуру и методику использования обучающих карт на примере знакомства с темами «Пересечение поверхностей» (Рис. 1) и «Виды» (Рис. 2).

Первым этапом для решения задач является умение студентов читать графическое условие задачи. Студентам, затрудняющимся в чтении графического условия, с помощью обучающей карты предлагается алгоритм действий, позволяющий самостоятельно выявить необходимую для решения поставленной задачи информацию.

На втором этапе с помощью поставленных вопросов индивидуально корректируется методика процесса решения задачи. Каждая задача имеет свои особенности, но во всех случаях задачи определенной группы имеют общие моменты, опирающиеся на ранее изученный материал. Поставленные вопросы помогают актуализировать опорные знания и связать их с новой информацией.

На заключительном третьем этапе студенту предоставляется возможность самостоятельно осуществить перенос опорных знаний на решение поставленной задачи. Для закрепления полученной информации по методике решения подобных задач, студенту предлагается однотипная задача, имеющая другое расположение исходных элементов, выявляющая другие их сочетания, но с однотипной методикой решения.

Пример структурного содержания одной из обучающих карт приведен на рисунке 2 с применением технического рисунка рассматривается последовательность и динамика формообразования, ее влияния на изменение графического состава изображения. Совместные мыслительные операции с моделью в аксонометрической проекции с операциями на ортогональном чертеже формируют развивают динамические пространственные представления.

Применение в учебном процессе объяснительно-иллюстративных обучающих карт создает благоприятные педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в процессе их обучения «Начертательной геометрии. Инженерной графике» на основе модульно-компетентност-ного подхода. Активно стимулирует элементы самостоятельности студента, что составляет основу успешного усвоения теоретической и практической части дисциплины.

Данной информацией студент пользуется в комплекте с рабочей тетрадью, которая содержит перечень теоретических и прикладных вопросов по изучаемым темам курса, текстовые и графические условия задач, решаемых на лекционных и практических занятиях.

Важную роль мы отводим конспектированию учебного материала. Работа с книгой и ведение конспектов для первокурсников является одним из сложных видов учебной деятельности. С целью помочь студентам овладеть методикой составления конспекта, мы предлагаем ему план работы над конспектом по той или иной теме. При составлении плана мы включаем в него использование некоторых видов анализа (обзорный, сравнительный, системный, проблемный), интегрирование, как соединение ранее полученного знания с новым, дополнение изучаемого текста информацией из других источников, схематизацией алгоритма действий при выполнении заданий. Для решения поставленных задач мы предлагаем студентам пользоваться картами в виде примеров - методик составления последовательности действий при выполнении графического задания по заданной теме.

При составлении объяснительно-иллюстрационных карт, мы решали задачу создания перманентной сессии и стремились сформировать у студентов одну из важных нравственных категорий - ответственность за прочность полученных знаний. Находясь в активном поиске новой модели обучения, осуществляем диагностику, корректировку учебного процесса, проводим теоретический поиск и прикладной практический эксперимент по исследованию и созданию условий, в которых студент может пополнить свои знания и проявлять компетентность.

Окончательные выводы делать рано, но можно смело заявить, умение работать с картами, с устной и письменной речью, с книгой или статьей - это основа любой технологии обучения. Совершенно по-новому (значительно успешнее) протекает процесс усвоения знаний у студентов, которые слушают лекционный теоретический материал и используют объяснительно-иллюстрационные карты, не являющиеся для них «чистым листом», так как им предлагается предварительно самостоятельно подготовиться по данной тематике. В условиях дефицита аудиторного времени, данная методика особенно актуальна.

Тема задания: пересечение поверхностей

I ЭТАП

1. Какая из заданных поверхностей занимает проецирующее положение и обладает собирательным свойством: сфера или цилиндр (¥) ?

2. Какая из заданных линий может являться проекцией

линии пересечения

т

11,? 2 ?

Окончание рисунка

II ЭТАП

1. Имеют ли заданные поверхности ФП¥ общую плоскость симметрии параллельную плоскости проекций? Какая из обозначенных плоскостей является плоскостью симметрии D или Е?

2. Какие из указанных на чертеже точек являются опорными и принадлежат линии пересечения?

3. Плоскость Е пересекает сферу по линии t2, а цилиндр по с2 и ^. Принадлежит ли линии t, с, k поверхностям

Еда.

С2

к?

III ЭТАП

1. С помощью каких плоскостей G,Q, F можно определить промежуточные точки, принадлежащие линии пересечения?

2. Равны ли R1 и R2?

3. Какие из обозначенных точек (12, 22, 32) соответствуют точке А принадлежащей линии пересечения ¥ П G поверхностей.

т?

Рисунок 1 - Задания: пересечение поверхностей

Тема задания: виды

I. Изображение исходной формы модели.

1. Чему равна длина отрезка 12 - 22 ?

2. Чему равна длина отрезок

3. Чему равна длина отрезка 4з - Ч ?

4. Равны ли отрезки

0^ — 2^ и О3 — 2з?

г г

У

II. Удаление части модели и фиксация изменений на видах.

1. Какое расстояние между точками 5 и 3?

2. Чему равна длина отрезка 13 — 7,?

III. Уяснение характера пространственных операций совершаемых в процессе преобразования модели.

1. Чему равна глубина и ширина выреза?

2. Чему равна длина отрезка 83 — 93,

13 — 23?

3. При построении выреза нужно ли знать длину выреза?

IV.

1. Какие размеры необходимы для построения выреза?

2. Чему равна длина отрезка 101-121?

3. Равны ли отрезки 101-121 и 103-123?

2—122у/^~ -

0 2

Рисунок 2 - Задания: виды

Библиографический список

1. Соловьев, В. П. Компетентностный подход в проектировании основных образовательных программ [Текст]/ В. П. Соловьев // Сб. тезисов докладов научнометодической конференции: Повышение качества высшего профессионального образования. - Красноярск: СФУ, 2007. - 11 с.

2. Анякина, О. В. О компетентностном подходе при обучении студентов инженерной графике [Текст]/ О. В. Анякина, Л. Н. Гулидова, Е. Н. Касьянова, И. К. Шарыпова. - Совершенствование качества профессионального образования в университете: материалы V Всероссийской научно-методической конференции. -Братск: ГОУ ВПО «БрГУ». - В 4 ч. - 2008. - ч. 2 - 281 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.