Научная статья на тему 'Технологии электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования (из опыта работы лаборатории проблем информатизации образования)'

Технологии электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования (из опыта работы лаборатории проблем информатизации образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANT TECHNOLOGIES / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / THE SYSTEM OF DISTANT LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеценко Ирина Александровна, Ящук Евгения Владимировна

Информатизация современной системы образования сопровождается появлением и стремительным развитием различных инновационных технологий. В статье приведен опыт работы сотрудников педагогического института по внедрению технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования. Представлены достигнутые результаты, сформулированы основные проблемы и пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF E-LEARNING EDUCATION IN THE SYSTEM OF LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF INFORMATIZATIONPROBLEM EDUCATION LABORATORY

The process of information education is accompanied by the emergence and progress of information technologies. The article is devoted be experience usage of e-learning technologies in the system of lifelong pedagogical education. The results are represented in the article. The article formulates the key problems and the ways to resolutions

Текст научной работы на тему «Технологии электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования (из опыта работы лаборатории проблем информатизации образования)»

УДК 37.02©И. А. Стеценко, Е. В. Ящук

И. А. Стеценко, Е. В. Ящук

ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЛАБОРАТОРИИ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ)

Информатизация современной системы образования сопровождается появлением и стремительным развитием различных инновационных технологий. В статье приведен опыт работы сотрудников педагогического института по внедрению технологий электронного обучения в систему непрерывного педагогического образования. Представлены достигнутые результаты, сформулированы основные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: электронное обучение, е-1еаттд, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронный учебник, мультимедиа, дистанционные технологии, система дистанционного обучения, электронный курс.

Современная система образования на любой ступени (начальное, среднее, профессиональное, высшее, дополнительное) характеризуется стремительным внедрением и масштабным применением различных инновационных технологий электронного обучения (е-1еаттд).

Специалисты ЮНЕСКО дают следующее определение: «Е-1еагтпд-обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

Ряд статей Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от20.12.2012 г.) является основой для определения основных понятий, внедрения и применения инструментов и технологий электронного обучения на всех уровнях процесса образования. Приведем некоторые из них:

□ «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» (Статья 13)[1];

□ «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников...» (Статья 16) [1];

□ «Под дистанционными образовательными технологиями понимаютсяобра-зовательные технологии, реализуемые в

основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обуча-ющихсяи педагогических работников» (Статья 16) [1];

□ «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (Статья 16) [1];

□ «.Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)» (Статья 18) [1].

Использование инструментов е-1еагтпд, информационно-коммуникационных технологий требует от педагогов формирования новой системы компетенций. Для представителей педагогических институтов задача значительно осложняется, так как необходимо формировать необходимые компетенции не только у профессорско-преподавательского состава, но и у студентов - будущих педагогов.

Для исследования и решения вопросов, связанных с использованием технологий электронного обучения в системе непрерывного педагогического образования в Таганрогском

государственном педагогическом институте имени А. П. Чехова в 2011 году была создана лаборатория проблем информатизации образования. Основные направления работы:

□ проведение научно-исследовательской работы в области информатизации образования;

□ разработка и внедрение инновационных программных продуктов в учебный процесс по дисциплинам и направлениям подготовки института;

□ разработка сценария и наполнение контентом электронных курсов, основанных на использовании дистанционных технологий;

□ обучение преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных организаций возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;

□ обучениестудентов направления «Педагогическое образование» возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;

□ помощь профессорско-преподавательскому составу в разработке электронных учебных курсов, компьютерных учебно-методических комплексов, компьютерных тестов и электронного ресурса по дисциплинам и направлениям подготовки института.

Приведем некоторые достигнутые результаты в соответствии с указанными задачами.

Проведение мониторинговых исследований среди студентов старших курсов, профессорско-преподавательского состава института, педагогов общеобразовательных организаций, направленных на получение информации об использовании электронного обучения, в частности:

□ готовности к работе в среде е-1еаттд;

□ наличии собственных разработок (презентаций с использованием мультимедиа, электронных учебников, анимаций, дистанционных курсов);

□ необходимости в дополнительном образовании;

□ степени эффективности применения инструментов электронного обучения в процессе образования;

□ предпочитаемой форме приобретения новых и актуализации имеющихся знаний в области использования информационно-коммуникационных технологий и др.

Анализ результатов исследования показывает, что подавляющее большинство опрошенных педагогов (примерно 2/3) готовы и работают в

среде электронного обучения. Однако многие отметили недостаточную компьютерную грамотность в качестве причины, препятствующей достижению ожидаемого эффекта. Около 80% опрошенных высказали пожелание пройти курсы повышения квалификации по разработке презентаций с использованием мультимедиа, электронных тестов, по основам педагогического дизайна. При этом 55% педагогов в качестве предпочитаемой формы повышения квалификации указали очную, остальные 45% - дистанционную, включая тематические вебинары [6].

Разработка и внедрение инновационных программных продуктов в учебный процесс по дисциплинам и направлениям подготовки института.

Сотрудниками лаборатории разработано и зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» с присвоением номера регистрационного свидетельства обязательного федерального экземпляра электронного издания около 20 электронных мультимедийных учебников и справочников по материалам, предоставленным преподавателями.

Разрабатываемые учебники имеют комфортный, понятный унифицированный интерфейс, удобную систему навигации.

В зависимости от вида электронного издания (учебное, справочное издание, словарь) содержание может быть дополнено заданиями к семинарским занятиям, хрестоматийными материалами, мультимедиа (видео- и аудио), презентациями, анимациями, что значительно повышает интерес студентов к изучаемым дисциплинам, стимулирует их научно-исследовательскую и познавательную деятельность.

Некоторые электронные издания содержат разработанную тестовую программу. Доступ к ней осуществляется на двух уровнях: уровень студента - выбор нужного модуля, прохождение теста, результат; уровень преподавателя-администратора-создание модулей, разработка тестовых заданий, работа с базами данных, содержащими информацию о ФИО студента, дате прохождения теста, итоговой оценке, номерах вопросов, на которые были даны неправильные ответы. Информация об ошибках, допущенных во время прохождения тестирования, позволяет преподавателю определить проблемные темы и уделить им больше внимания, что существенно повышает степень освоения учебного материала [3].

Разработка сценария и наполнение контентом электронных курсов, основанных на

использовании дистанционных технологий.

В институте в тестовом режимена платформе Moodleфункционирует сайт дистанционного обучения. Для преподавателей разработан и успешно апробирован курс «Практика разработки учебных курсов в среде Moodle», при прохождении которого они изучают: процедуру регистрации и работу с профилем, интерфейс среды, создание курса, работу с его настройками, ресурсы и элементы курса, разработку тестовых заданий, шкалы оценивания и т.д. Изучение материала заканчивается самостоятельной разработкой и презентацией фрагмента дистанционного курса по профильной дисциплине.

Обучение преподавателей средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных организаций возможностям использования информационных технологий в учебном процессе.

Мониторинговые исследования, которые проводят сотрудники лаборатории с преподавателями средних профессиональных и высших учебных заведений, педагогами общеобразовательных организаций, позволяют узнать, какие области электронного обучения представляют для них интерес с точки зрения изучения на курсах повышения квалификации. В настоящее время разработаны и разрабатываются такие курсы (предполагающие занятия, как в очной форме, так и дистанционно), как «Информационные технологии в преподавательской деятельности», «Практика разработки учебных курсов в среде Moodle», «Педагогический дизайн» [2, 5].

Обучение студентов направления «Педагогическое образование» возможностям использования информационных технологий в учебном процессе.

Студенты направления «Педагогическое образование» - это будущие педагоги общеобразовательных организаций, профессиональных учебных заведений, институтов. В современных условиях (статьи Закона об образовании в части электронного обучения, требования к компетентности педагогов в соответствии с профессиональным стандартом, внедрение информационно-коммуникационныхтехнологий на уровне организации, проведения и управления образовательным процессом) воспитание достойных конкурентоспособных специалистов является одной из наиболее значимых задач педагогического вуза [4]. И речь здесь идет не только о знаниях в профессиональной области. Современный выпускник должен владеть

информационной культурой, уметь работать с информацией, актуализировать свои знания, применять инновационные подходы и технологии в своей профессиональной деятельности.

Для формирования необходимых современному педагогу компетенций сотрудниками лаборатории проблем информатизации образования разработан и внедрен курс «Преподаватель в среде электронного обучения». Учебные материалы знакомят студентов с нормативно-правовой базой электронного обучения, с основами Web-программирования (HTML, CSS, JavaScript), с возможностями системы дистанционного обучения Moodle, с разработкой электронных тестов и требованиями к тестовым заданиям, с основами педагогического дизайна и др.

Завершается курс выполнением, презентацией и защитой индивидуальных проектов, в качестве которых могут быть представлены разработанные студентамифрагменты дистанционного курса, электронного мультимедийного учебника, презентации с использованием мультимедиа, электронный тест.

Сотрудники лаборатории проблем информатизации образования, при необходимости, оказывают индивидуальную консультативную помощь преподавателям по вопросам изучения, внедрения и эффективного использования инструментов электронного обучения при планировании и организации образовательного процесса.

Проводимые исследования и опыт работы в среде e-learning позволяют обозначить основные направления дальнейшей работы в области информатизации образования:

□ интеграция технологий электронного обучения в традиционную систему образования (модели, пути, оптимальная степень интеграции) на современном этапе с учетом различных факторов: школьное образование на разных ступенях, бакалавриат, магистратура, дополнительное образование, повышение квалификации;

□ разработка и детализация набора компетенций современного педагога для эффективной работы в среде e-learning;

□ разработка качественных электронных ресурсов для работы в среде электронного обучения: электронные мультимедийные учебники, словари, презентации, анимации, результаты моделирования процессов и явлений, мультимедиа, дистанционные курсы, тематические вебинары и др.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Занкова, Е. Ю. Формирование информационной культуры современного преподавателя высшей школы [Текст] / Е. Ю. Занкова, Е. В. Ящук // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, серия «Гуманитарные науки». - 2012. - №1. - С. 24-28.

3. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования») [Текст] / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 83-87.

4. Стеценко, И. А. К вопросу о формировании информационной культуры учащихся (из опыта работы воскресной школы «Юный информатик») [Электронный ресурс] / И. А. Стеценко, Е. В. Ящук // Педагогика в XXI веке: синергетика, моделирование и прикладные исследования, электронное, мета-проектное и взаимное обучение, интерактивность и мультимедиа: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции / Отв. ред. В. Ф. Горбатюк - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. - 2012 - 1 эл. опт. диск (DVD Rom).

5. Стеценко, И. А. Содержание профессиональной ИКТ-компетентности современного педагога [Текст] / Е. В. Ящук, Е. Ю. Занкова // Теория и практика обеспечения качественного образовательного процесса в современных условиях: Материалы 5-й межрегиональной научно-практической конференции (Сочи, 27-28 сентября 2013 г.) / Под общ. ред. В. В. Крыловой. - Сочи: СГУ. - 2013. - С. 184-189.

6. Ящук, Е. В., Занкова, Е. Ю. Мониторинговые исследования готовности педагогов общеобразовательных организаций уработе в среде e-learning (на примере г. Таганрога Ростовской области) [Текст] / Е. В. Ящук, Е. Ю. Занкова // Труды XVII Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. / Под редакцией В. А. Малинникова, В. В. Вишневского. - М.: Академия наук о Земле. - 2013. - С. 28-29.

TECHNOLOGIES OF E-LEARNING EDUCATION IN THE SYSTEM OF LIFELONG PEDAGOGICAL EDUCATION (FROM THE EXPERIENCE OF INFORMATIZATIONPROBLEM

EDUCATION LABORATORY)

Irina A. Stetsenko,

associate professor, Taganrog State Pedagogical University Eugenia V. Yashchuk post graduate, Taganrog State Pedagogical University

Abstract. The process of information education is accompanied by the emergence and progress of information technologies. The article is devoted be experience usage of e-learning technologies in the system of lifelong pedagogical education. The results are represented in the article. The article formulates the key problems and the ways to resolutions.

Keywords: e-learning, electronic textbook, information communication technologies (ICT), multimedia, distant technologies, the system of distant learning, the e-course

Сведения об авторах:

Стеценко Ирина Александровна - доктор педагогических наук, доцент, декан факультета информатики и управления Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, istetsenko@mail.ru.

Ящук Евгения Владимировна - аспирант, заведующая лабораторией проблем информатизации образования Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, E_yashuk@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 10.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.