SCIENCE TIME
ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
Исакова Анна Александровна, Малыхина Виктория Евгеньевна, Белгородский государственный научно-исследовательский университет, г. Белгород
E-mail: [email protected] Аннотация. В статье приведен анализ форм таможенного декларирования, при этом значительное внимание уделяется электронному декларированию, так как именно эта технология декларирования товаров является одним из главных способов ускорения процесса совершения таможенных операций по сравнению с другими видами декларирования товаров.
Ключевые слова: таможенное декларирование, ФТС России, электронное декларирование, таможенная декларация.
В современном экономическом развитии особенно выделяется тенденция интеграции национальных экономик в региональные, межстрановые и единые межхозяйственные комплексы. Наряду с этим, следует отметить то, что сейчас особенно актуально создание зон свободной торговли, которые смогут обеспечивать более быстрое движение не только финансовых ресурсов, но и ускорят обмен товарами и услугами. Так же следует отметить все возрастающий рост роли международных соглашений в мировой экономической практике. Происходит формирование финансового рынка с едиными правилами, которые регламентируют оборот, не только материальных ценностей, но и денежных средств. Экономики всех государств в какой-то мере становятся открытыми, участвуя в мировом разделении труда и в международной конкуренции.
На данный момент внешние экономические связи являются важнейшим фактором экономического роста. Именно они определяют состояние национальной экономики во многих странах. Внешнеэкономическая деятельность России развивается довольно быстрыми темпами. Неотъемлемую часть в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью занимает Федеральная таможенная служба Российской Федерации, которая характеризуется как наиболее динамично развивающаяся структура. Таможенное оформление является одним из основных институтов таможенного права, который предствляет собой совокупность юридических
норм, определяющих очередность проводимых мероприятий, которые направленны на обеспечение процесса перемещения товаров и транспортных средств, уполномоченными лицами через таможенную границу РФ.
Таможенная декларация (ТД) - это документ, который содержит в себе сведения о товарах, об определенной таможенной процедуре и многие другие сведения, которые являются необходимыми для выпуска товаров.
В процессе таможенной процедуры все товары подлежат обязательному таможенному декларированию. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, который действует от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование может быть как в письменной, так и в электронной форме с использованием таможенной декларации
В таможенной практике выделяют три формы декларирования:
- письменное декларирование;
- устное декларирование;
- электронное декларирование.
Письменное декларирование. Существует определенный список товаров, который подлежит обязательному письменному декларированию, а также определенные правила заполнения пассажирской таможенной декларации, прежде всего она должна быть представлена в двух экземплярах. Все записи должны быть, быть четкими и разборчивыми на русском или английском языках. Допускается любые изменения и дополнения в декларации, но они должны быть подписаны лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа.
Устное декларирование. Эта форма декларирования используется тогда, когда физическое лицо имеет в багаже предметы, которые не надо декларировать в письменной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот вид декларирования подразумевает, что физическое лицо информирует уполномоченное должностное лицо таможенного органа об отсутствии в своем багаже товаров и продукции, которые нужно обязательно задекларировать в письменной форме.
Электронное декларирование. Федеральная таможенная служба является одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране и в тоже время является полностью открытой организацией к новым процессам. Этот факт подтверждается результатом уже реализованных ФТС России 1Т-проектов. В настоящее время использование современных информационных технологий в процессе деятельности таможенных органов совершенствует и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ. Информационная система таможенных органов - одна из крупнейших
169
информационных систем в стране.
В настоящий момент в России имеется большое количество перспективных и активно внедряемых ^-разработок. Для автоматизированных систем и различных технологий таких как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей и многие другие - необходим переход на другой уровень централизации обработки и хранения информации.
Более десяти лет в России происходит процесс внедрения электронного декларирования в сферу таможенных органов. Началом развития электронного декларирования в России можно считать 2002 год, в котором приняли закон «Об электронной цифровой подписи». Первая электронная декларация была оформлена 25 ноября 2002 г. на таможенном посту «Каширский». О начале электронного декларирования в России свидетельствует Приказ ГТК России № 395 от 30 марта 2004 года «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».[4]
Автоматизированная система электронного декларирования начала действовать на Чертановском таможенном посту в Москве в июле 2004 года. Первое время этими технологиями пользовались не многие, так как она была достаточно затратной, но постепенно в течение нескольких лет эта система распространилась по всей территории Российской Федерации.
Так же 1 января 2011 года вступила в силу «Инструкция о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа» № 494 от 8.12.2010 года.[5] Данная инструкция определяет порядок предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа. С 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров производится в электронной форме и носит обязательный характер.[3] Исключение составляют случаи, указанные в постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении категорий товаров, лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». В первую очередь эти исключения связаны:
- со спецификой информации о товаре, например, информация может нести в себе государственную тайну;
- со спецификой таможенных процедур, например, уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура.
И другие случаи, такие как пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц. Причем в этом случае право выбора формы декларирования останется за декларантом.
170
Электронное декларирование на практике может быть осуществлено двумя способами:
Электронное декларирование напрямую. Этот способ заключается в том, что специалист отдела таможенного оформления готовит пакет электронных документов, которые в дальнейшем будут необходимы в процессе таможенного оформления, визирует документ. Для оформления таможенных деклараций и многих других документов необходимо наличие электронной цифровой подписи. После обработки документа, ставя свою электронную цифровую подпись, специалист отправляет документы в ЦИТТУ ФТС России (Центральное информационно-техническое таможенное управление). Затем подтверждается право доступа конкретного участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его электронной цифровой подписи.
Следующим пунктом является отправка пакета документов из ЦИТТУ ФТС России в базу данных регионального таможенного управления. Далее документы проверяются при первичном форматном контроле, затем их пересылают на конкретный таможенный пост, где и будет проходить таможенное оформление товаров, обозначенных в таможенной декларации. Для оформления таможенных деклараций и других документов члены ВЭД должны помимо заведения электронной цифровой подписи, установить у себя программное обеспечение, прошедшее сертификацию в ЦИТТУ ФТС России.
Существует множество преимуществ использования электронного декларирования, так как именно оно позволяет через интернет участникам ВЭД оформлять свои грузы на любой пограничной таможне, и при этом не тратить деньги на перемещение сотрудников в приграничные районы и оборудование офисов. Помимо этого, система электронного декларирования является удобной для таможенного оформления таких не простых грузов как продукция рыболовного промысла. Используя систему электронного декларирования, и такую сложную продукцию будет возможно оформлять, когда судно еще идет в море. Она делает легче не только процедуру таможенного оформления, но и таможенный контроль.
Электронное декларирование через информационного оператора. Это еще один способ электронного декларирования, при котором используется посредник, которым выступает информационный оператор.
Информационный оператор - это организация, предоставляющая канал передачи данных, а также гарантирует выполнение требований безопасности отправляемых от участника ВЭД в ЦИТТУ ФТС России данных, при осуществлении электронного декларирования через Интернет.
Информационный оператор является звеном, которое соединяет участника ВЭД и таможенные органы, и ведет техническую поддержку, такую как настройка каналов передачи данных, установка и обслуживание
171
сертифицированных программ, которые предназначены для работы с системой электронной декларирования. Этот процесс может быть поделен на несколько этапов.
На первом этапе специалист по таможенному оформлению производит подготовку документов, необходимых для прохождения процедуры таможенного оформления, ставит свою электронную цифровую подпись и отправляет по защищенному каналу информационному оператору.
На втором этапе проверяется право доступа и достоверность его электронной цифровой подписи. Пакет документов проходит через сервер маршрутизации информационного оператора и следует далее в ЦИТТУ ФТС России по защищенному каналу.
На третьем этапе полученный пакет документов проходит первичный форматно-логический контроль. Этот процесс состоит из пересылки документов из ЦИТТУ ФТС России в базу данных регионального таможенного управления.
Далее документы сначала поступают в таможню и только затем непосредственно в систему конкретного таможенного поста, на котором и будет происходить таможенное оформление товаров, заявленных в таможенной декларации.
О завершении таможенного оформления оповещает специальное сообщение, которое поступает обратно по таможенным каналам к участнику ВЭД через информационного оператора.
Для подключения участники ВЭД должны получить электронную цифровую подпись и установить у себя специальное программное обеспечение необходимое для оформления таможенных деклараций и других документов, сертифицированное в ЦИТТУ ФТС России.
Информационный оператор должен установить у себя сервер маршрутизации, которая будет иметь лицензированную операционную систему и специальное программное обеспечение. Так же деятельность информационно оператора предполагает выполнение всех требований безопасности. Таможенные органы разных уровней должны быть подключены к транспортной технологической подсистеме и работать с АПС «Электронное предоставление сведений».
Таким образом, основной деятельностью таможенных органов выступают организация таможенного контроля по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств основываются на ТК ТС (Центральное информационно-техническое таможенное управление), а также на других нормативно-правовых актах. На процессе перемещения товаров и транспортных средств основывается система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, все эти элементы
содействуют в обеспечении экономической и государственной безопасности страны, поэтому он так важен. Вследствие этого важна и необходима модернизация и улучшение работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств. Этого можно достигнуть путем планирования и поэтапной реализации на практике специальных мероприятий, которые предусмотрены ФТС и Правительством РФ. Например, отмена бумажного и переход на безбумажное декларирование товаров является одним из таких мероприятий, которое подразумевает внедрение полного электронного документооборота между таможенными органами и участниками ВЭД.
Литература:
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28. 04. 2003 № 61-ФЗ// [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/popular/ custom/
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// base.garant.ru/184059/
3. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» //[Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/12180625/
4. Приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 г. N 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// base.garant.ru/12135261/
5. Решение Комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа»//[Электронный ресурс]. - Режим доступа. -URL: http ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12080966/
6. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учеб. метод. пособие. М.: Финансы и статистика; ИНФРА - М, 2008. - 368 с.
7. Беляшов В. А. Таможенные процедуры: учеб. пособие. М.: Приор-издат., 2004.272 с.
173