Научная статья на тему 'Технологии дистанционного образования в подготовке специалистов туристской индустрии'

Технологии дистанционного образования в подготовке специалистов туристской индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / DISTANCE LEARNING / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGY / TOURIST EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бай Татьяна Владимировна, Котлярова Оксана Владимировна

Актуальность исследования заключается в том, что дистанционное образование открывает широкие возможности для туристского образования и повышения квалификации специалистов в области туризма, ресторанного и гостиничного сервиса. Такое образование представляет для вузов России важную и актуальную социально-технологическую задачу, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы туристского образования в целом. Дистанционное образование представляет собой разновидность обучения с применением совокупности различных образовательных технологий, при которых взаимодействие студента и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, с использованием средств телекоммуникации. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, локально-сетевая технология. При дистанционном образовании образовательное учреждение обеспечивает каждому студенту возможность доступа к средствам дистанционного образования и основному информационному ресурсу в объеме часов дисциплин учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы, модуля, дисциплины или ее части. Особого внимания заслуживают вопросы текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, которые осуществляются образовательным учреждением, как традиционными методами, так и с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями. Составляющими разрабатываемого дистанционного учебного курса являются: информационные ресурсы; система тестирования; система администрирования; средства для общения как между преподавателем и студентами в группе и индивидуально, так и между студентами. Таким образом, дистанционная система позволяет эффективно использовать комплекс разнообразных способов индивидуализации обучения, однако при этом меняется само понятие «индивидуализация». При выборе человек следует своим природным склонностям, то есть проявляет свою индивидуальность. Кроме того, дистанционная форма образования приучает его рассчитывать, прежде всего, на самого себя, способствует формированию чувства ответственности и ставит его перед необходимостью не только самостоятельно добывать знания, но и применять их для решения конкретных профессионально значимых проблем. Выполнение этих требований при реализации комплексного информационно-аналитического и учебно-методического обеспечения позволит оказать всестороннюю поддержку учебной и педагогической деятельности преподавателей и студентов, будущих специалистов туристcкой индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бай Татьяна Владимировна, Котлярова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TRAINING THE TOURISM INDUSTRY

The relevance of the research is that distance learning offers great opportunities for tourism education and training of specialists in the field of tourism, restaurant and hotel service for universities in Russia. This training is important and urgent social and technological problem, which is closely connected with the problem of informatization of tourism education in general. Distance learning is a form of learning with the use of a set of various educational technologies in which student and teacher interaction is independent from location and timing on the basis of pedagogically organized information technology, with the use of telecommunications. The main distance learning technologies are case technology, TV technology, Internet technology, locally-network technology, information and a satellite network technology. With distance learning educational institution provides each student access to the means of distance learning and Key Resources in the amount of hours subjects of the curriculum required for the development of appropriate educational program, module, or part of the discipline. Special attention should be paid to monitoring and interim assessment of students who carried out the educational institution as traditional methods and by electronic means (e-testing, etc..) to ensure the identification of the individual. The process of creating a distance course requires teachers, author’s knowledge in the subject area for which you are creating the course and in the field of information technology, which in practice often involves the cooperation of two specialists: a teacher practitioner responsible for the content of the course (course author) methodologist and consultant who owns information technology. Components developed distance learning course are: information resources; testing system; system administration; as a means for communication between the teacher and students in a group and individually, as well as between students. Thus, the remote system can effectively use a variety of complex methods of individualization of learning, but it is changing the very concept of "personalization". When choosing a person to be their natural inclinations, that is, expresses his personality. In addition, distance learning teaches him to rely primarily on itself, contributes to a sense of responsibility and puts it in front of the need to not only produce their own knowledge, but also to apply them to solve specific problems professionally significant. The fulfillment of these requirements in the implementation of integrated information-analytical and educational software will help give full support to the educational and pedagogical activity of teachers and students, future professional’s tourism industry.

Текст научной работы на тему «Технологии дистанционного образования в подготовке специалистов туристской индустрии»

УДК 378.016:338.48-6 © Т.В. Бай, О.В. Котлярова

Т.В. Бай, О.В. Котлярова ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Актуальность исследования заключается в том, что дистанционное образование открывает широкие возможности для туристского образования и повышения квалификации специалистов в области туризма, ресторанного и гостиничного сервиса. Такое образование представляет для вузов России важную и актуальную социально-технологическую задачу, которая тесно связана с проблемой информатизации сферы туристского образования в целом. Дистанционное образование представляет собой разновидность обучения с применением совокупности различных образовательных технологий, при которых взаимодействие студента и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, с использованием средств телекоммуникации.

Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, локально-сетевая технология.

При дистанционном образовании образовательное учреждение обеспечивает каждому студенту возможность доступа к средствам дистанционного образования и основному информационному ресурсу в объеме часов дисциплин учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы, модуля, дисциплины или ее части. Особого внимания заслуживают вопросы текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, которые осуществляются образовательным учреждением, как традиционными методами, так и с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности.

Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет информационными технологиями.

Составляющими разрабатываемого дистанционного учебного курса являются: информационные ресурсы; система тестирования; система администрирования; средства для общения как между преподавателем и студентами в группе и индивидуально, так и между студентами. Таким образом, дистанционная система позволяет эффективно использовать комплекс разнообразных способов индивидуализации обучения, однако при этом меняется само понятие «индивидуализация». При выборе человек следует своим природным склонностям, то есть проявляет свою индивидуальность. Кроме того, дистанционная форма образования приучает его рассчитывать, прежде всего, на самого себя, способствует формированию чувства ответственности и ставит его перед необходимостью не только самостоятельно добывать знания, но и применять их для решения конкретных профессионально значимых проблем.

Выполнение этих требований при реализации комплексного информационно-аналитического и учебно-методического обеспечения позволит оказать всестороннюю поддержку учебной и педагогической деятельности преподавателей и студентов, будущих специалистов туристской индустрии.

Ключевые слова: туризм, дистанционное образование, информационные технологии удаленного доступа, туристское образование, кейсовая технология, интернет-технологии.

Раздел III ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В современном туристском образовании растёт интерес к внедрению новых форм образования с использованием технологий удаленного доступа. Рациональное сочетание традиционных форм обучения с новыми формами - дистанционное обучение, значительно повышает эффективность, мобильность и качество образовательного процесса.

Дистанционное образование открывает широкие возможности для туристского образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области туризма. Такое обучение представляет для вузов России важную и актуальную задачу, которая тесно связана с проблемой информатизации сегмента туристского образования в целом.

Необходимо отметить, что

широкомасштабному внедрению дистанционного образования в туристкой индустрии в значительной мере способствовал эксперимент по

профессиональной переподготовки кадров для туристской отрасли, проведенный кафедрой туризма и социально-культурного сервиса, Южно-Уральского государственного университета, в 2014 году, который ясно показал, что дальнейшее развитие образовательной системы вуза в сфере туристского образования идет с нарастающим итогом при использовании дистанционных технологий удаленного доступа. С учетом опыта реализации дистанционного образования, полученного в ходе эксперимента, были подготовлены и вошли в действие новые нормативные документы, в значительной мере легализующие методы дистанционного образования, в том числе в туристском образовании в регионе.

Дистанционное образование представляет собой разновидность обучения с применением совокупности различных образовательных технологий, при которых взаимодействие студента и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, с использованием средств телекоммуникации [1, с. 74].

В современной высшей школе выделяют несколько моделей дистанционного обучения:

I модель. Обучение по типу экстерната. Это фактически заочная форма обучения экстерном.

II модель. Университетское обучение. Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеоматериалы, CD-диски разработанные ведущими преподавателями конкретных дисциплин.

III модель. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений, что позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими.

IV модель. Автономные обучающие системы -обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством применения технологий удаленного доступа.

V модель. Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ -программы самообразования. Подобные проекты могут быть частью официальной образовательной программы, или специально ориентированы на определенную образовательную цель.

Рассмотренные нами модели дистанционного образования позволяют определить основные цели для туристского образования посредством информационных технологий удаленного доступа:

1. Дать возможность обучаемым совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

2. Получить документ об образовании (диплом, удостоверение, сертификат), ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

3. Дать качественное образование по различным направлениям вузовских программ.

Основными дистанционными

образовательными технологиями по подготовки специалистов для индустрии туризма являются кейсовая технология (портфельная и тернинговая), интернет-технология, локально-сетевая технология.

Дадим характеристику данным видам технологий дистанционного образования:

- Кейсовая технология (портфельная) - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов (на бумажных носителях и электронных баз данных) и рассылке их обучающимся для самостоятельного обучения.

- Кейсовая технология (тренинговая) - технология, основанная на применении ситуационно-тренинговых методов обучения.

- Интернет-технология - технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения.

- Локально-сетевая технология - технология, базирующаяся на использовании локальных сетей для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и для обучения [2, с. 67].

Банки данных дистанционного образования включают базы данных основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы. Таким образом, при дистанционном образовании образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. Особого внимания заслуживают вопросы текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, которые осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности.

Для целей нашего исследования было также важно определить основные характеристики

качественной программы дистанционного образования для студентов туристского профиля, к которым мы относим:

1. Структура курса. Курс должен быть сконцентрирован на обучающемся, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам.

2. Средства и способы коммуникации. Способы связи должны максимально соответствовать стилю обучения. Курсы обучения могут быть синхронными или асинхронными. Синхронные курсы требуют одновременного участия преподавателей и студентов и их взаимодействия в реальном времени. Асинхронные способы отличаются большой гибкостью и дают возможность студенту выбирать удобное для него время работы над материалом курса.

3. Поддержка и контакт со студентами. Должна существовать онлайновая поддержка чатов и форумов, онлайновые информационные доски, онлайновые магазины и другие средства консультирования и информационной поддержки студентов [3, с. 128].

Основными характеристиками дистанционного образования в туристкой индустрии для студентов в этом случае, выступают:

1. Детальное планирование деятельности обучаемого (постановка задач, целей, разработка учебных материалов).

2. Интерактивность (между обучаемым и преподавателем, между обучаемым и учебным материалом, групповое обучение).

3. Мотивация (организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся)

4. Модульная структура дистанционного образования (обучаемый должен иметь возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю).

Любое образование требует определенной организационно-информационной поддержки.

Составляющими дистанционного образования, для студентов туристского профиля являются:

1. Учебное заведение (выпускающая кафедра), осуществляющая необходимые и достаточные для образовательного процесса функции организационной поддержки;

2. Информационные ресурсы - учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;

3. Средства обеспечения технологии дистанционного образования (организационные, технические, ресурсные, программные и др.);

4. Преподаватели-консультанты, курирующие дистанционные курсы;

5. Обучающиеся.

Процесс разработки дистанционных курсов для подготовки специалистов индустрии туризма можно разделить на две принципиальных составляющих:

• разработка учебно-методического наполнения и общий дизайн курса. Где важным аспектом является логическое построение курса и отдельных его

частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной составляющей курса, промежуточного и итогового контроля, обсуждений и тому подобное.

• создание и размещение материалов в электронном виде, формирование системы переходов и ссылок, реализация контроля, коммуникационных мероприятий и т.п.

Процесс создания дистанционного курса требует от преподавателей-авторов знаний как в предметной области, для которой создается курс, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор курса), и методиста-консультанта, который владеет знаниями в области информационных технологий.

Составляющими разрабатываемого

дистанционного учебного курса являются:

- информационные ресурсы;

- средства общения;

- система тестирования;

- система администрирования.

Отметим, что студентам учебные материалы предоставляются как гипертекстовые учебники, так и в локальной сети. Таким образом, дистанционная система образования позволяет эффективно использовать комплекс разнообразных способов индивидуализации обучения, однако при этом меняется само понятие «индивидуализация». При выборе человек следует своим природным склонностям, то есть проявляет свою индивидуальность. Кроме того, дистанционная форма образования приучает студента рассчитывать, прежде всего, на самого себя, способствует формированию чувства ответственности и ставит его перед необходимостью не только самостоятельно добывать знания, но и применять их для решения конкретных профессионально значимых проблем.

В обучении с использованием технологий дистанционного образования акцент переносится на деятельность обучающегося по самоуправлению. По этой причине в систему принципов дистанционного образования включаются базовые принципы как общие (гуманизации обучения, научности, поликультурности, системности, развития), так и специфические, отражающие особенности дистанционного образования конкретной отрасли (интерактивности; наличия стартовых знаний; индивидуализации; идентификации педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий; обеспечения открытости и гибкости образования; непротиворечивости дистанционного образования традиционным формам).

Исследователи проблематики внедрения технологии дистанционного образования в систему высшего образования выделяют наиболее важные

требования, которым должно отвечать комплексное информационно-аналитическое и учебно-методическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности студентов:

- системность, что предполагает комплексное обеспечение самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

- систематичность и последовательность в обучении;

- адаптируемость, возможность «индивидуальной траектории обучения»;

- дидактическая новизна, достигаемая за счет использования средств визуализации, технологии гипертекста и организации интерактивного взаимодействия с обучающимися;

- интегрируемость с уже изданными и используемыми в образовательном процессе учебниками, учебными пособиями, базами данных и т.д.;

- расширение и обновление функций комплекса и видов его обеспечения, а также

наращивание информационного фонда, создаваемого в виде системы баз данных. Оснащение программными и техническими средствами;

- мобильность, позволяющая использовать дидактические средства комплекса при различных конфигурациях технических средств, осуществлять реализацию, обеспечивать удаленный доступ и работу в распределенных сетях;

- надежная защита информации, позволяющая организовать параллельное разграничение доступа к данным и функциям, защиту данных, включая средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрации пользователей [4, с. 340].

Выполнение этих требований при реализации комплексного информационно-аналитического и учебно-методического обеспечения позволит оказать всестороннюю поддержку учебной и педагогической деятельности преподавателей и студентов, будущих специалистов туристкой индустрии.

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. -М.: Академия, 2008. - 364 с.

2. Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. рук./ А.Т. Хроленко, А.В. Денисов. -М.: Флинта: Наука, 2007. - 127 с.

3. Бай, Т.В., Бай, К. Н., Информационные технологии как концепт управления профессиональным образованием. Инновационные информационные технологии: Материалы международной научно-практической конференции. Том 2. / Гл. ред. С.У. Увайсов; Отв. ред. И.А. Иванов -М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. - С. 126-132.

4. Bay, T.V., MODEL OF MANAGEMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF INFORMATION TECHNOLOGIES, International Scientific - Practical Conference «Innovative Information Technologies» Moscow.: HSB 2014. - С. 336-341.

References

1. Polat, E.S. Modern teaching and information technology in the education system: Proc. Manual / E.S.Polat, M.Y. Buharkina. - M .: The Academy, 2008. - 364 p.

2. Khrolenko, A.T. Modern information technologies for humanities: Pract. head / A.T. Khrolenko, A.V. Den-isov. - Flint M .: Nauka, 2007. - 127 p.

3. Bay T.V., Bay, K.N., Information Technology as a Concept Management and Professional education. Innovative Information Technology: Materialsterm international scientific-practical conference. Volume 2 / Ch. Ed. SU Uvaisov; Ans. Ed. IA Ivanov - M .: MIEM HSE, 2013. - P. 126-132.

4. Bay, T.V., Model of management of professional education on the basis of information technologies, International Scientific - Practical Conference "Innovative Information Technologies" Moscow.: HSB 2014. - P. 336-341.

DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN TRAINING THE TOURISM INDUSTRY

Tatyana V. Bay,

South Ural State University (National Research University) Oksana V. Kotlyarova,

South Ural State University (National Research University), (Chelyabinsk, Russia).

Abstract. The relevance of the research is that distance learning offers great opportunities for tourism education and training of specialists in the field of tourism, restaurant and hotel service for universities in Russia. This training is important and urgent social and technological problem, which is closely connected with the problem of informatization of tourism education in general. Distance learning is a form of learning with the use of a set of various educational

technologies in which student and teacher interaction is independent from location and timing on the basis of pedagogically organized information technology, with the use of telecommunications.

The main distance learning technologies are case technology, TV technology, Internet technology, locally-network technology, information and a satellite network technology.

With distance learning educational institution provides each student access to the means of distance learning and Key Resources in the amount of hours subjects of the curriculum required for the development of appropriate educational program, module, or part of the discipline. Special attention should be paid to monitoring and interim assessment of students who carried out the educational institution as traditional methods and by electronic means (e-testing, etc.. ) to ensure the identification of the individual.

The process of creating a distance course requires teachers, author's knowledge in the subject area for which you are creating the course and in the field of information technology, which in practice often involves the cooperation of two specialists: a teacher practitioner responsible for the content of the course (course author) methodologist and consultant who owns information technology.

Components developed distance learning course are: information resources; testing system; system administration; as a means for communication between the teacher and students in a group and individually, as well as between students.

Thus, the remote system can effectively use a variety of complex methods of individualization of learning, but it is changing the very concept of "personalization". When choosing a person to be their natural inclinations, that is, expresses his personality. In addition, distance learning teaches him to rely primarily on itself, contributes to a sense of responsibility and puts it in front of the need to not only produce their own knowledge, but also to apply them to solve specific problems professionally significant.

The fulfillment of these requirements in the implementation of integrated information-analytical and educational software will help give full support to the educational and pedagogical activity of teachers and students, future professional's tourism industry.

Key words: tourism, distance learning, professional competence, information technology, tourist education.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бай Татьяна Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса ФГАОУ «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», currant06@mail.ru.

Котлярова Оксана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса ФГАОУ «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», oksana_78.08@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 04.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.