5. McGarry J., O'Leary B. The Macro-Political Regulation of Ethnic Conflict // The Politics of Ethnic Conflict Regulation / J. McGarry, B. O'Leary (Eds.). London, 1993. P. 140.
6. Isajiw W. Approaches to ethnic conflict resolution: paradigms and principles // International Journal of Intercultural Relations 24, 2000. P. 105-124.
7. Burton J.W., Dukes F., Conflict: Practices in Management, Settlement & Resolution , N.Y., 1990.
8. Fisher R., Ury W. Getting to Yes: Negotiating an Agreement without Giving In. Second Edition. London; Sydney; Auckland; Bergvlei SA, 1991.
9. Kimmel P.R. Culture and Conflict. Part Six. // The Handbook of Conflict Resolution. Theory and Practice. Second Edition / Eds. Deutsch M., Colerman P., Marcus E. 2006. P. 625-649.
10. Hamad A.A. The Reconceptualisation of Conflict Management, Peace, Conflict and Development // An Interdisciplinary Journal, Vol. 7, July 2005.
ТЕХНОЛОГИИ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Зырянова О.И., студентка Куличкина Г.В., канд. филолог. наук, доцент Пермский государственный институт искусства и культуры г. Пермь, Россия
На современном этапе возникает проблема целостного исследования бренда как социально-культурного феномена, способного оказывать существенное влияние на ценностно-нормативное ядро культуры. Бренд-менеджмент - инновационная социальная технология, помогающая учреждениям культуры сохранить креативность и своеобразие деятельности на мировом и российском рынке культурных ценностей.
Актуальность изучения феномена бренда в социально-культурной сфере обусловлена принципиально новой, по сравнению с XX веком экономической ситуацией в России, требующей от деятелей культуры активнее внедрять инновационные технологии в своей деятельности. Бренд-менеджмент является одной из таких инноваций, которая помогает объединить в одно целое «коня и трепетную лань», оригинальное творчество и финансовую стабильность учреждения социально-культурной сферы. Соответственно, бренд-менеджмент - одна из социальных технологий, которая помогает учреждениям культуры сохранить креативность и своеобразие деятельности в условиях жесткой экономической и творческой конкуренции на мировом рынке культурных ценностей.
Бренд, как известно, содержит в себе значительное символическое содержание. Оно со временем становится нематериальным активом его носителя, некоим устойчивым узнаваемым массами образом, который заранее предрасполагает потребителя культурных услуг к учреждению, обладателю авторитетного бренда[1].
Отечественные деятели культуры все чаще сталкиваются с могучей экономической силой бренда. В этой связи возникает проблема целостного исследования бренда как социально-культурного феномена, способного оказывать существенное влияние (как позитивное, так и негативное) на формирование и корректировку ценностно-нормативного ядра культуры.
Исследователи отмечают, что мировой рынок брендов был поделен еще в 1980-х годах, и с тех пор он только уплотняется. Между тем, в российских учреждениях культуры данное направление деятельности только начинает развиваться. В результате мирового финансового кризиса прогнозируется существенное изменение позиций многих сильных потребительских брендов на мировом рынке, и в этих условиях России очень важно не упустить исторический шанс продвижения своих национальных брендов, в том числе в социально-культурной сфере [2].
В исследовании технологии бренд-менеджмента мы опирались на труды таких зарубежных исследователей, как Д. А. Аакер, Т. Амблер, П. Дойль, С. Дэвис, Ж.-Н. Капферер, К. Келлер, Л. Чертаноти, и др. Среди исследований отечественных учёных мы поддерживаем научные положения А. Н. Андреевой, Г. Л. Багиева, Н. К. Моисеевой, И. Я. Рожкова и др.
Следует отметить, что интерес к феномену бренда имеет весьма специфический характер и связан, прежде всего, с решением инструментальных задач маркетинговой группы. При этом культурологическое осмысление бренда исследовали несколько ученых [3]. Существует и специфика бренда в сфере культуры. Как известно, бренд - это уникальное сочетание устойчивых ассоциаций в сознании потребителей, отражающих индивидуальность продукта, гарантию его высокого качества, неповторимости, обеспечивающих устойчивое конкурентное преимущество и создающих самостоятельную, не зависящую от товара или услуги стоимость. Бренды реализуют и ряд социально значимых функций (экзистенциальную, интеграционную и др.).
На основе анализа функций, реализуемых брендами, можно заключить, что природа брендов имеет двойственный характер: с одной стороны, бренд обладает значительным культуро-творческим потенциалом, формирующим новые идентичности и стили жизни, определяющим способностью учитывать и создавать сущностные характеристики потребителя как социально-культурного актора, носителя ценностей, норм, социальных ролей, стилей и смыслов жизни [4]. С другой стороны, бренд, эксплуатируя «запрещенные» культурой энергии, способен осуществлять деонтологизацию ценностно-нормативных и семиотических оснований культурной системы. Его символический язык и практики брендинга, эксплуатируя культурную символику, формируют особую знаковую систему потребительской культуры, способствуя тем самым десакра-лизации и стереотипизации бытия, расширяют пространство социального мифотворчества и зону зависимых форм поведения. Т.е. наблюдается факт того, что значимость бренда как средства воздействия на аудиторию неуклонно возрастает, несёт в себе определённые социально-культурные риски.
Итак, бренд учреждения в сфере культуры - это такой бренд, который функционирует в сфере культурных услуг и основной технологией его является создание образа творца и его культурных ценностей.
Проанализируем технологии театральных брендов в Пермском крае на примере пермских театров - академического театра оперы и балета, камерного театра «Новая драма» и театра «Сцена-Молот» [5].
Пермский театр оперы и балета им. П.И.Чайковского - представитель классического театрального искусства. Он является одним из старейших театров России, на протяжении более чем вековой истории неизменно остается крупным музыкальным центром страны, в котором совершаются значительные творческие события. Пермский театр оперы и балета позиционирует себя как классический театр с большой буквы, и одновременно как «лаборатория современной оперы». С точки зрения бренда, театр оперы и балета можно охарактеризовать как региональный бренд, вызывающий устойчивые ассоциации зрителей с преемственностью славного артистического прошлого Пермского края.
Пермский театр «Новая драма» заявляет о себе как театр-лаборатория, театр-поиск, театр-новация. На своей камерной сцене театр представляет зрителям оригинальные прочтения пьес, как давно ставших классикой, так и лучших образцов современной драматургии. Театр получил признание на международных и всероссийских театральных фестивалях, что послужило началом создания его бренда как оригинального современного творческого коллектива. «Новой драме» рукоплескали зрители во время фестивальных и гастрольных поездок в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Хакасии, Великобритании, Латвии. Целевая аудитория театра - различна, в основном, это молодое поколение, но есть и представители самых разных возрастов. Миссия театра - стремление к обретению современного и в то же время самобытного театрального языка, поиск и осмысление выразительных средств, обращение к актуальным темам сегодняшней жизни.
«Новая драма» не получает вообще никакой поддержки от государства, так как не имеет статуса муниципального театра, продвижение репертуара театра осуществляется через Интернет. Но театр поддерживает студенчество, научная гуманитарная общественность, творческая интеллигенция, именно она способствовала в немалой степени его общественному признанию в Прикамье и созданию бренда.
Обратимся к третьему объекту анализа - театр «Сцена-Молот», созданный пару лет назад при Пермском «Театре-Театре» (бывшем академическом драматическом театре). С первых дней существования учреждения его директором Эдуардом Бояко-вым был заявлен месседж: «Сцена-Молот» позиционирует себя как нечто большее, чем просто театр, речь идёт скорее о некой платформе для общения идейно близких людей, именно поэтому в стенах театра открылся клуб, на сцене театра проходили отдельные спектакли из программы фестивалей «Текстура» и «Пространство режиссуры», а в фойе театра в рамках этих же фестивалей проводились дискуссии, лекции, конференции, и пр. Всё это способствует консолидации поклонников «Сцены-Молот» вокруг театра и возможности для его организаторов создавать бренд своего учреждения. Однако нельзя обойти вниманием и тот факт, что здесь зачастую можно встретить низкопробные спектакли.
На основе анализа трех театральных брендов г.Перми, можно сказать, что наиболее узнаваемым сейчас является бренд театра оперы и балета, так как он сочетает в себе ассоциации с классикой и одновременно разрабатывает авангардные, современные проекты. Более того, бренд академичсекого театра охватывает наибольшую целевую аудиторию, так как театр относится к классическому жанру искусства. Камерный театр «Новая драма» стремится к большей интеллектуальности, и его аудитория - более профессионализирована и элитарна. Театр «Сцена-Молот» в погоне за клубным общением упускает порой из виду качество спектакля. Поэтому, как представляется, он должен более тщательно подойти к формированию своего бренда как образа с качественной художественной продукцией.
Литература
1. Митрофанова Т. Ю. Бренд как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 34-41.
2. Перция В. М. Брендинг: курс молодого бойца. СПб.: Питер, 2005.
3. Запесоцкий Ю. А. Бренд как фактор эволюции современной массовой культуры // Вопросы культурологи. 2009. № 10. С. 56-58. Степанычева Е. В. Формирование бренда высших учебных заведений с учётом организационной культуры: автореф. дис. ... экономич. наук. Тамбов, 2010.
4. Домнин В. Н. Разработка идентичности брендов на основе семантических исследований потребителей: автореф. дис. ... кандидата экономич. наук. СПб., 2009. -23с.
5. См. сайты театров: http://newdrama.perm.ru, http://www.stage-molot.ru, http://www.theatre.perm.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Карпова Н.П., канд. пед. наук, с.н.с.
ФГНУ НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия) г. Якутск, Россия
В данной статье описывается исследование развития культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия). Начало исследования было положено с принятием Концепции обновления и развития национальных школ в нашей республике как основа долгосрочной программы образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).
In this article the research of cultural legacy Sakha Republic indigenous inhabitants is considered. The research was started when national schools conception has adopted as long-term educational programme of Sakha Republic.
Уникальность Республики Саха (Якутия) заключается в том, что в нашей республике проживают более 120 национальностей в мире и согласии. В этом ведущую роль играет изучение самобытной культуры и соблюдение народных традиций. В результате взаимопроникновения культур коренных народов и представителей других национальностей, проживающих в республике, происходит взаимообогащение культур, что способствует образованию поликультурного пространства Республики Саха (Якутия). Таким образом, каждая культура приносит в общечеловеческую копилку ценностей свой опыт выживания и поддержания миропорядка.
Научное, плановое исследование сохранения и развития культурного наследия коренных народов Республика Саха (Якутия) берет начало с 90-х годов прошлого века с принятием Концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия).
Основное положение Концепции - «обучение детей на родном языке. Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становление творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитание любви и уважения к родному народу, чувство гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру» [1].
Таким образом, данная Концепция является документом долгосрочного действия, подкрепленным целевой программой Правительства Республики Саха (Якутия) по формированию и развитию государственной национально-региональной системы образования.
В результате принятия такого дальновидного документа и с целью его реализации были организованы три научные экспедиции, в состав которых вошли ведущие ученые и педагоги республики по исследованию и сохранению культурного наследия коренных народов РС (Я).