Научная статья на тему 'Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах'

Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2104
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / TECHNOLOGICAL LITERACY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / МАТЕРИАЛЫ / MATERIALS / СИСТЕМЫ / SYSTEMS / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRACTICAL ACTIVITIES / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж.

Рассмотрен анализ учебных планов технологического образования шести стран: Австралии, Англии, Франции, Нидерландов, Швеции и США. Универсальной целью технологического образования является формирование у школьников технологической грамотности. Основным методом обучения является практическая деятельность учащихся, которая позволяет вовлечь их в планирование, анализ, изобретение, творчество, изготовление и оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological education of pupils in Great Britain, France, USA, Australia, Sweden and Netherlands

The analysis of curriculum of technological education of six countries (Australia, England, France, the Netherlands, Sweden and the USA) is considered. The universal purpose of technological education is formation the technological literacy of schoolchildren. The basic method of training the practical activities of pupils which allow to involve them in planning, analysis, invention, creativity, manufacturing and an estimation.

Текст научной работы на тему «Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерландах»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ, ФРАНЦИИ, США, АВСТРАЛИИ, ШВЕЦИИ И НИДЕРЛАНДАХ

Ю.Л. Хотунцев, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин Московского педагогического государственного университета, (499) 2469166, khotuntsev@mail.ru

А.Ж. Насипов, кандидат физико-математических наук, доцент, декан педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета, (8662) 442189, alanda@rambler.ru

Рассмотрен анализ учебных планов технологического образования шести стран: Австралии, Англии, Франции, Нидерландов, Швеции и США. Универсальной целью технологического образования является формирование у школьников технологической грамотности. Основным методом обучения является практическая деятельность учащихся, которая позволяет вовлечь их в планирование, анализ, изобретение, творчество, изготовление и оценку.

Ключевые слова: технология, технологическая грамотность, информация, материалы, системы, практическая деятельность, учебный план.

technological education of pupils in great britain, france, usa, australia, sweden and netherlands

Khotuntsev Ju.L., Nasipov A.Zh.

The analysis of curriculum of technological education of six countries (Australia, England, France, the Netherlands, Sweden and the USA) is considered. The universal purpose of technological education is formation the technological literacy of schoolchildren. The basic method of training — the practical activities of pupils which allow to involve them in planning, analysis, invention, creativity, manufacturing and an estimation.

Key words: technology, technological education, technological literacy, information, materials, systems, practical activities, curriculum.

Технологическому образованию школьников придается все большее значение во всем мире. В отличие от естественно-научного и гуманитарного, технологическое образование не имеет длительной истории, поэтому стандарты обучения технологии существенно различаются. В работе [1] проведен анализ учебных планов технологического образования шести стран: Австралии, Англии, Франции, Нидерландов, Швеции и США. Целесообразность выбора этих стран, по мнению автора, определялась тем, что программы технологического образования в этих странах быстро развивались в течение последних десяти лет.

В этих странах используются различные термины для описания технологического образования, такие как техника, дизайн и технология, технологическое образование. В работе [1] эти термины рассматриваются как синонимичные. Независимо от используемых терминов, универсальной целью технологического образования является формирование у школьников технологической грамотности через развитие:

— знания и понимания технологии (technological knowledge and understanding);

— способностей в области технологии (technological capability);

— понимания и осознания связей между технологией и обществом (understanding and awareness of the relationship between technology and society).

Учебный план технологического образования в Австралии

Технология является одной из 8 образовательных областей, изучаемых в школах Австралии: искусство, английский, здоровье и физическое образование, языки, кроме английского, математика, наука, общество и окружающая среда, технология.

Технология состоит из 4 содержательных разделов: конструирование, изготовление и оценивание; информация; материалы; системы. Эти разделы рассматриваются как взаимосвязанные и являются основой мониторинга, пересмотра и преобразования учебного плана. В основе учебного плана лежит идея, что люди имеют дело с технологией каждый день и, следовательно, должны знать о ней.

Общая цель — реагирование на текущие и появляющиеся экономические и социальные потребности нации и овладение такими умениями, которые позволят учащимся

максимально легко приспособиться и адаптироваться к их будущей работе и другим аспектам жизни. Это включает формирование следующих умений: анализировать и решать проблемы; работать с информацией и компьютерами; понимать роли науки и технологии в обществе, вместе с развитием научных и технологических умений; понимать и заботиться об устойчивом развитии глобальной окружающей среды; учитывать важность вопросов морали, этики и социальной справедливости.

Благодаря изучению технологии учащиеся станут творческими и предприимчивыми, способными к овладению знаниями, будут обладать умениями и способностями адаптироваться к технологической среде. Это поможет им реагировать адекватно и быстро на возникающие проблемы, находить творческие пути генерации и реализации идей, воплощать идеи в практику. Учащиеся приобретают умения: находить инновационные решения общественных проблем; сосредоточиться на проектировании техники и изделий; находить решение в неопределенной ситуации; работать в разных коллективах; понимать культурные различия; учиться всю жизнь; использовать местные, национальные, региональные и международные связи.

Теория и практика технологии интегрированы. Изучение должно быть междисциплинарным. Технология включает развитие и применение идей и принципов из других изучаемых областей, таких как прикладная наука, инженерное дело, бизнес и коммерция. Технология должна изучаться девушками и юношами в течение 10 лет основной школы.

Программы технологии могут быть структурированы и реализованы как отдельные программы или объединены с другими изучаемыми областями. Программы технологии в начальной школе дают учащимся широкие основы для ее дальнейшего изучения. Детей обучают учителя начальных классов, иногда вместе с учителями технологии. При этом продолжительность занятий варьируется в зависимости от вида деятельности. После начальной школы технологическое образование включает ряд различных программ обучения: сельское хозяйство; компьютерные и информационные технологии; домашняя экономика; средства массовой информации; индустриальное и ручное производство; дизайн и технология.

Учебный план технологического образования в Англии

Национальный учебный план в Англии был пересмотрен в 2000 г. и стал официальным документом через 3 года. Обязательная школа делится на четыре ключевых ступени. На первой (классы 1—2, возраст 5—7 лет) и второй (классы 3—6, возраст 8—11 лет) ключевых ступенях изучается английский язык, математика, наука, дизайн и технология, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), история, география, искусство и дизайн, музыка и физическая культура. На третьей (классы 7—9, возраст 11—14 лет) и четвертой (классы 10—11, возраст 14—16 лет) ключевых

ступенях добавляются граждановедение и современные языки, один из которых является обязательным.

Основная задача образования в области дизайна и технологии — необходимость подготовить учащихся к использованию быстро меняющихся технологий будущего. С помощью технологического образования они учатся думать и творчески действовать, чтобы улучшить качество жизни. Они самостоятельно и творчески решают проблемы как индивидуально, так и коллективно. Исходя из потребностей, желаний и возможностей, они выдвигают различные идеи с целью разработки и создания продуктов и систем. Они используют практические навыки вместе со знаниями социальных и экологических проблем, анализируют и оценивают настоящий и прошлый технологический опыт с возможным применением его в дальнейшей жизни. С помощью дизайна и технологии они создают новое и становятся опытными и информированными пользователями.

На каждой более высокой ступени обучения задачи усложняются. На четвертой ступени выдвигается дополнительная задача: знать и понимать системы и методы контроля.

Технология — один из основных предметов в школе и должна изучаться юношами и девушками. По окончании предмета обязательно сдается национальный экзамен, результаты которого отражены в сертификате общего образования. Технологическое образование должно быть интегрировано, где это удобно, например, с искусством, математикой и наукой. Существует девять разных по степени сложности уровней подготовки.

Учебный план технологического образования во Франции

Технология — обязательный предмет в течение четырех лет обучения на первой ступени средней школы (возраст 11—15 лет). Для каждого года имеются подробные учебные планы для уровней шестого класса (11—12 лет, подготовительный уровень), пятого (12—13 лет, первый основной год обучения), четвертого (13—14 лет, второй основной год обучения) и третьего (14—15 лет, предпрофильный уровень). Отсутствует подробный план для начальной школы.

Цель технологического образования — разъяснить связи труда, его продуктов и человеческих потребностей, влияние технологии на общество и культуру. При изучении технологии учащиеся должны видеть конкретную ситуацию, требующую приложений знаний (ноу-хау) и необходимых умений. Эти умения развиваются во время процесса обучения. Технологическое образование предоставляет учащимся возможность: познакомиться с техническими системами и их применением; научиться правильно пользоваться терминологией этого предмета; познакомиться со специальными методами технологии, которые дают возможность найти решение нестандартных проблем; знать, как осуществлять экспертизы и оценки в различных ситуациях для решения проблем; использовать оборудование и системы контроля, следуя правилам безопасной работы и законам эргономики; изучать развитие различных

средств производства и разные технические решения подобных технических проблем; устанавливать связи между школой и предприятиями; выработать свою критическую позицию и объективный взгляд на технологический мир.

В начальной школе изучаются простые механизмы, электрические схемы, производство энергии и производство в общем виде. Учащиеся заняты выполнением небольших проектов с применением компьютеров. В средней школе изучаются: производство, маркетинг, анализ потребностей и профессии на производстве и в сервисе, а также применение компьютерных программ САD/САМ.

Особенно важной считается интеграция с французским языком. Это включает использование, создание текста, анализ языка рекламы в целях разумного употребления языка. Подчеркиваются связи между французским языком, наукой и изучением общества с использованием информационных технологий. Время, выделенное на изучение технологии, варьируется от 90 до 120 минут в неделю. Технологическое образование получают как девушки, так и юноши.

Технологическое образование преподают учителя начальных классов на начальном уровне и учителя технологии в средней школе. На обучение в деятельности отводится 60% общего времени обучения. Сохраняется преемственность в изучении технологии в начальной и в средней школе.

Учебный план технологического образования в Нидерландах

Технологический план действий для Нидерландов был разработан в течение 1993—1997 гг. для начальной школы (дети в возрасте 4—12 лет) и финансировался совместно с Министерством образования, культуры и науки и экономической деятельности с целью привлечь внимание к технологии и после начальной школы. Особое внимание уделяется сочетанию мышления и деятельности. В Нидерландах все дети посещают обязательную школу до 15 или 16 лет.

Существующий учебный план был опубликован в 1998 году после национальных дебатов на тему о содержании основного образования. Согласно ему должны изучаться по крайней мере 15 образовательных областей, одна из которых — технология.

Выделяются пять ключевых задач, которые должны быть решены в этой образовательной области. Школьники должны научиться: работать с междисциплинарными темами; выполнять намеченный план и задание до конца; учиться; работать в коллективе; размышлять о процессе обучения и о будущем.

Выделяются три основных раздела предмета «Технология»: технология и общество; технические изделия и системы; конструирование и изготовление изделий.

Основная цель технологического образования — дать возможность учащимся: познакомиться с теми аспектами технологии, которые важны для понимания культуры, взаимосвязи людей в обществе, а также развить технологические умения учащихся; приобретать знания и понимание

роли технологии и ее тесной связи с естественными науками и обществом; стать активными в использовании технологии; научиться разрабатывать и находить новые решения для удовлетворения человеческих потребностей; соблюдать технику безопасности при использовании технологического оборудования; реализовать способности и интересы учащихся в технологической деятельности.

Более конкретные задачи определяются в рамках изучения основных разделов: технология и общество, технические продукты и системы, конструирование и изготовление изделий. Учебный план технологического образования предоставляет равные возможности и отвечает интересам, как юношей, так и девушек.

В начальной школе технология не выделяется как отдельный предмет, а интегрируется с ручным трудом, искусством и естественными науками. В средней школе появляется отдельная образовательная область, которая синтезируется с математикой, наукой и изучением общества. В первый и второй годы средней школы технология изучается в объеме двух учебных часов в неделю. В средней школе на технологическое образование выделено 180 учебных часов. По окончании средней школы проводится национальное тестирование.

Учебный план технологического образования в Швеции

В Швеции образовательная область технология называется «Техника». В соответствии с учебным планом 1994 г. технологическое образование имеет цель — развить у учащихся понимание сущности технологии, в частности понимание влияния технологии на производство, общество, окружающую среду и условия жизни. Технологическая экспертиза становится важной предпосылкой контроля и использования технологии.

Ожидается, что учащиеся достигнут базовой технологической компетенции. Эта компетенция является результатом возрастающего знания о роли технологического развития, исторических перспектив и анализа решений технологических проблем. Дополнительно необходимо развить способности анализировать и оценивать взаимоотношения между членами человеческого коллектива в контексте общества, технологии и природы. Учащиеся должны понимать пути использования технологии и ее влияние на окружающую среду. Кроме того, рассматривается ряд этических вопросов, связанных с универсальными ценностями.

Главными целями технологического образования в Швеции является: изучение истории развития технологической культуры; влияние технологии на людей, общество и природу; развитие понимания важности технологии в окружающем мире; анализ и оценка влияния выбора различных видов технологии на человека, общество и природу; обновление технологических знаний о структуре и использовании технологии в практических целях; формирование положительного отношения к технологии и уверенности в своих способностях решать технологические проблемы.

Учебный план определяет задачи и содержание обучения к концу пятого и девятого классов. Реализация этих целей обеспечивает основу для выбора направления будущего профессионального роста и дальнейшего образования.

Методы начального обучения основаны на практической и исследовательской деятельности. Учащиеся выполняют задания и описывают результаты наблюдений, а также участвуют в планировании, конструировании изделий и оценке своей работы. Технология изучается в начальной и средней школе юношами и девушками и интегрируется с историей, наукой и обществознанием.

Изучение технологии должно способствовать: развитию перспектив, связанных с влиянием технологии на людей, общество и природу с исторической и международной точек зрения; умению описывать взаимодействие людей, технологии и природы; пониманию, что цель технологии — изменять, хранить и контролировать; умению подходить к решению проблем на системном уровне; развитию конструкторской деятельности в учебных мастерских для разработки и выполнения изделий.

Документы учебного плана указывают, что технологическая культура главным образом базируется на традиционных знаниях (ноу-хау), которые были получены в результате практической деятельности.

В школьном учебном плане отмечено, что современное технологическое образование не может базироваться только на результатах прошлого опыта, а должно больше опираться на научные исследования и систематическое развитие.

Учебный план технологического образования в США

В США имеются национальные стандарты по различным основным предметам. Действуют стандарты английского языка, филологических предметов, географии, музыки, искусства, обществоведения, иностранных языков, математики (учебный план и усовершенствованные стандарты появились до 1989 г.) и науки (национальный стандарт появился в 1996 г.). Последним предметом, для которого были разработаны стандарты, является технология. Эти стандарты появились в начале 2000 г. в виде проекта «Технология для всех американцев», который разрабатывался в течение последних 7 лет в процессе исследования и развития технологического образования.

В 1996 году был опубликован первый официальный документ, названный «Технология для всех американцев. Основы и структура изучения технологии». Эта работа заложила основы технологического образования в США и стала философским концептуальным базисом для «Стандартов технологической грамотности». Содержание предмета «Технология» является основой для разработки учебных планов штатов и районов.

Основной целью технологического образования в США является обеспечение технологической грамотности каждо-

го гражданина, что подразумевает выработку умений использовать, управлять и понимать технологию.

Технология определяется как человеческая инновация в деятельности. Ключевые разделы технологического образования базируются на универсальных технологических понятиях. Считается, что эти понятия — самые важные, независимо от времени, даже в период неопределенных и ускоряющихся изменений. Когда данные исследования начались, универсальные понятия включали знания, процессы и контексты. Хотя эти понятия изменились в окончательной версии стандартов (1ТЕА, 2000), они тем не менее отражают исходную концепцию: технология должна быть одним из основных предметов — с детского сада до старшей школы и даже после ее окончания; технология может быть интегрирована с другими школьными предметами, особенно с наукой и математикой; технология является обязательным предметом на каждом этапе обучения как девушек, так и юношей; при разработке учебного плана технологического образования должны учитываться местные условия, желания учащихся, цели карьеры и способности; а задачей является овладение технологической грамотностью всеми учащимися.

Стандарты технологической грамотности тщательно рассматривались и обсуждались в течение ряда лет. В разработке стандартов приняли участие Национальная инженерная академия и Национальный исследовательский совет, очень влиятельные и авторитетные организации.

Рассмотрение этих учебных планов с различных точек зрения позволяет выявить их существенное сходство. Общей целью является достижение учащимися технологической грамотности. Принципиальные цели включают понимание роли науки и технологии в обществе, равновесие между технологией и окружающей средой, развитие технологической грамотности, развитие умений, таких как планирование, изготовление, оценка, социальное (моральное), этическое мышление, творчество, сознательность, гибкость и предприимчивость.

Основным методом обучения является практическая деятельность учащихся, которая позволяет вовлечь их в планирование, анализ, изобретение, творчество, изготовление и оценку. Наиболее значимое содержание включает системы и структуры технологии, профессии в технологии и производстве, безопасные приемы работы, эргономику, дизайн, технику конструирования, практическую оценку, роль и историю технологического развития, стратегии решения проблем и осознание важности связи между обществом и природой.

Технологическое образование различается по объему в разных странах, изменяясь от программ, детально разработанных в Англии, до менее разработанных программ в других странах. Хотя технологическое образование в США существует уже несколько лет, здесь все еще мало программ для начальной школы.

В рассмотренных странах технологическое образование лучше всего реализовано в средней и старшей

педагогические исследования

школе, хотя на сегодняшний день все еще существует много проблем, которые надо решить, прежде чем разработанные учебные планы могут полностью реализовать свои цели.

Опыт технологического образования школьников в Англии, Франции, США, Швеции и Нидерландах представляет интерес для совершенствования технологического образования в Российской Федерации [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Aki Rasinen. An analysis of Technology Education Curriculum of Six Countries. Journal of Technology Education. V 15. — 2003. — № 1.

2. Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж. Технологическое образование школьников: первый этап подготовки ИТР и рабочих кадров // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 2

ПИСЬМО КАК «РЕЦЕПТИВНАЯ СТУПЕНЬ» ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ № -07-06-00293а

О.Б. Иншакова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, (903) 7279703, olgainsh@mail.ru

В статье обосновывается необходимость терминологического различения понятий «письмо» и «письменная речь». Письмо рассматривается с позиций начальной ступени в процессе овладения сложной психической деятельностью — письменной речью.

Ключевые слова: письменная речь, письмо.

writing as a «receptive phase» of graphic

language mastering by primary school pupils

Inshakova O.B.

The article proves the relevance of terminological difference between two notions "writing" and "graphic language". Writing is considered complicated mental activity from a perspective of the principles in the process of mastering graphic language.

Key words: graphic language, writing.

Проблема специфических нарушений письма (дисграфии и дисорфографии) у учащихся общеобразовательной школы является наиболее распространенным проявлением трудностей обучения и остается одной из актуальнейших проблем современной логопедии [3].

Доказательством этого может служить огромное число научных исследований, проводимых во всех странах мира с целью поиска причин, особенностей возникновения и проявления данного нарушения, разработки новых, более эффективных приемов коррекции и социальной адаптации детей с данной патологией. До сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными структура, характеристики, динамика процесса овладения письмом детьми с дисграфией.

Различными исследованиями накоплено большое количество фактов, требующих, несомненно, подробного анализа и обобщения. Однако сделать это чрезвычайно трудно в силу значительной разноречивости ее понимания и тол-

кования. Перед учеными открыто многомерное пространство новых проблем, настоятельно требующих глубинного осмысления.

В научной среде до сих пор еще имеются терминологические разногласия, обусловленные недостаточно ясно сформулированными дефинициями, нечеткими диагностическими критериями, расширенным толкованием определенных терминов. Все это, несомненно, отражается не только на вынесении правильного логопедического заключения, но и влияет на выбор наиболее эффективной стратегии кор-рекционного воздействия [26].

«Специалисты, как в науке, так и в практике должны пользоваться адекватной терминологией однозначно обозначающей объекты и отражающей их существенные признаки» [15, с. 5].

Анализируя источники литературы по проблеме нарушений письма у учащихся начальных классов, можно видеть, что у многих авторов, занимающихся исследованиями в этой области, термины «письмо» и «письменная речь»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.