Научная статья на тему 'Технологическое обеспечение научной работы сетевого университета: опыт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики'

Технологическое обеспечение научной работы сетевого университета: опыт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ШКОЛА НАУЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костин Р. А., Кучина О. В.

Настоящая статья посвящена проблематике управления научной работой современного сетевого университета. Отмечено, что специфика функционирования сетевого университета обуславливает повышение значимости горизонтальных межструктурных связей, диффузии технологических инноваций в университетскую сеть, а также разработки неких эталонов - управленческих моделей, обладающих методической доступностью и информационной прозрачностью. Введено понятие администрирования научной работы и рассмотрено функционирование механизма администрирования научной работы сетевого университета, включающего в себя такие инновационные составляющие, как формирование технологических карт процессов и организационное обучение сотрудников. Эти составляющие представляют собой авторские разработки, апробированные в СПбГУСЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическое обеспечение научной работы сетевого университета: опыт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики»

Технологическое обеспечение научной работы сетевого университета: опыт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Р.А. Костин,

д. соц. н., профессор, заведующий кафедрой социологии, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

О.В. Кучина,

к. э. н., доцент, начальник управления научного развития Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, odimanche@mail.ru

Настоящая статья посвящена проблематике управления научной работой современного сетевого университета. Отмечено, что специфика функционирования сетевого университета обуславливает повышение значимости горизонтальных межструктурных связей, диффузии технологических инноваций в университетскую сеть, а также разработки неких эталонов — управленческих моделей, обладающих методической доступностью и информационной прозрачностью. Введено понятие администрирования научной работы и рассмотрено функционирование механизма администрирования научной работы сетевого университета, включающего в себя такие инновационные составляющие, как формирование технологических карт процессов и организационное обучение сотрудников. Эти составляющие представляют собой авторские разработки, апробированные в СПбГУСЭ.

Ключевые слова: администрирование научной работы, сетевой университет, технологические инновации, технологическая карта, организационное обучение персонала, школа научного администрирования.

Научная деятельность современного сетевого университета — явление многоплановое и неоднозначное. Плотная конкуренция на научно-образовательном рынке, серьезный государственный контроль данной сферы, необходимость коммерциализации результатов научной деятельности университета, отток молодых перспективных кадров в бизнес-сектор с одной стороны, и интенсификация инновационной составляющей научной работы, прогрессирующее развитие новейших технологий с дру-

гой, обуславливают существенное влияние научной работы вуза на качество его жизнедеятельности в целом. Очевидно, что научная работа сегодня требует грамотного эффективного менеджмента с применением новейших управленческих технологий. Вместе с тем, в отечественной системе высшего профессионального образования всегда были сильны позитивные традиции формирования научных школ, преемственности поколений в научно-исследовательской деятельности, внедрения результатов научной ра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ

91

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

боты непосредственно в образовательный процесс. Этот положительный опыт накоплен и в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики — современном сетевом университете, инициировавшем в 2009 году создание Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса. Однако реалии сегодняшнего дня сделали этот опыт необходимым, но недостаточным для качественной научной жизни. Это послужило импульсом к разработке и реализации нового подхода к управлению научной работой.

Методология нового подхода в целом опирается на теоретические основы классического менеджмента, теоретико-прикладные технологии реинжиниринга организаций, а также формируется с учетом мировой концепции «образование длинною в жизнь». Основы методологии базируются на включении ключевых функций управления, реализации процедур реструктуризации и внедрении основных методов и принципов организационного обучения. С учетом специфики функционирования сетевого университета принципиально значимыми становятся горизонтальные межструктурные связи, диффузия технологических инноваций в университетскую сеть, а также разработка неких эталонов — управленческих моделей, обладающих методической доступностью и информационной прозрачностью.

Прежде всего, была выявлена необходимость формирования понятийного аппарата, вводящего новые или конкретизирующего уже существующие понятия в субъективно-адапитрованной форме. Так, наука или научная деятельность университета была отделена нами от понятия научной работы и введен термин администрирования научной работы. Научная работа, в нашем понимании, это комплекс упорядоченных действий, содержательная часть которых собственно и есть наука университета, а их форма, последовательность, методическое сопровождение, а также планирование, организация и контроль есть администрирование. Таким образом, администрирование научной работы сетевого университета — это формирование, планирование, организация, контроль и методическое сопровождение профессиональных действий в области реализации научной составляющей деятельности вуза. В качестве объекта администрирования выступает собственно вузовская наука, субъекта — персонал, занятый на всех уровнях управления научной деятельностью. Следует отметить, что была выдвинута гипотеза о необходимости формирования специфического кадрового обеспечения администрирования научной работы сетевого университета, нашедшая свое практическое подтверждение при реализации проекта Школы научного администрирования, о чем будет сказано далее.

В основе разработки механизма администрирования научной работы авторами были заложены: принцип функционального разделения труда с одной

стороны, и принцип выделения и описания бизнес-процессов с последующим формированием эталонов — моделей или технологических карт процессов, с другой. Научная работа сетевого университета была структурирована по нескольким направлениям: научно-исследовательская работа, формирование и развитие научных школ, научно-представительская деятельность, научно-издательская деятельность, конкурсно-грантовая деятельность, научно-инновационная деятельность, подготовка кадров высшей квалификации, работа с молодыми учеными, студенческая научная работа, методическое сопровождение научной работы и кадровое обеспечение научного администрирования. Следует отметить некоторую условность подобного структурирования, вызванного необходимостью определения полномочий и ответственности конкретных подразделений и должностей. В целом при формировании и реализации отдельного межструктурного процесса по конкретному направлению научной работы происходит стирание условных границ, и устанавливаются четкие взаимо-обуславливающие связи.

Так, например, наиболее активные учащиеся — члены студенческого научного общества (СНО) СПб-ГУСЭ начинают принимать участие в научно-исследовательской работе на 2-3 курсе обучения. Тогда же происходит их вхождение в научно-представительскую и научно-издательскую деятельность, в русле которых студенты выступают на конференциях, публикуют научные статьи, работают на выставках научных достижений. Затем по окончании вуза часть из них возвращается в качестве аспирантов; продолжая научную работу, они публикуют монографии, защитив же диссертацию, входят в когорту молодых ученых и преподавателей университета, причем все это время вращаются в орбите традиционных или новаторских научных школ, параллельно реализуя научно-инновационный потенциал. Как видим, на примере одного из процессов, в данном случае — процесса подготовки кадров высшей квалификации, можно рассмотреть сопряжение и взаимовлияние различных направлений научной работы сетевого университета. Отметим также, что подобный процесс может носить межсетевой характер.

После структуризации научной работы авторами было произведено распределение отдельных направлений по соответствующим подразделениям. Так, научно-исследовательское направление было делегировано отделу координации научного развития, конкурсы и гранты — сектору конкурсной документации, научно-представительское и научно-издательское направления — научно-информационному отделу, подготовка кадров высшей квалификации — отделу аспирантуры и докторантуры, студенческая наука — сектору СНО, для организации работы молодых ученых был сформирован совет молодых ученых и аспирантов. Стратегические вопросы, такие как развитие научных школ или инноватика, были делегированы

управлению научного развития и центру научно-инновационного развития соответственно. Отметим, что в целом вышеуказанные подразделения входят в состав службы проректора по научной работе университета.

Функционирование механизма администрирования научной работы сетевого университета на сегодняшний день, на наш взгляд, включает в себя такие инновационные составляющие, как формирование технологических карт процессов и организационное обучение сотрудников. Эти составляющие представляют собой авторские разработки и подходы, на которых остановимся подробнее.

Прежде всего, разработка и внедрение технологических карт процессов: каждое направление научной работы в свою очередь было структурировано на микропроцессы, которые в виде алгоритмов были зафиксированы в технологических картах и утверждены на соответствующем уровне менеджмента. Например, в настоящее время работают такие технологические карты, как «Технология подготовки и проведения научно-представительского мероприятия (форума, конференции, семинара или круглого стола)», «Технология работы с конкурсной документацией», «Алгоритм подготовки и прохождения документов НИР», «Технология формирования сборников научных трудов», «Модель студенческого научного мероприятия» и др. В основе подобных документов лежит инициативная разработка конкретного подразделения (отдела или сектора) управления научного развития, опирающаяся на результаты анализа существующих традиционных подходов вуза и адаптированная к конкретным условиям и задачам университета. Утвержденная технология или модель доводится до институтов, филиалов и кафедр вуза и используется ими при решении конкретных задач. Вместе с тем, рассматриваемая в качестве эталона, подобная разработка предлагается к реализации в университетской сети в целом. От традиционных инструкций технологическую карту отличает, в частности, алгоритмизация и маршрутизация описанных действий, персонализация ответственности, наличие элементов сетевого планирования. Для сотрудников вуза такие карты носят инструктивный характер, но, по сути, являются распорядительными, а не рекомендательными документами. Вместе с тем, есть и определенный недостаток работы по технологическим картам: нарушение технологии ведет к серьезным сбоям в процессе научной работы в целом, но не приводит нарушителя к непосредственной административной ответственности, поскольку с правовой точки зрения подобные карты являются инструктивной документацией. В связи с этим ключевые карты процессов, имеющие влияние на конечные результаты работы, утверждаются соответствующим приказом, что придает им реальный статус распорядительных документов.

В СПбГУСЭ, однако, с течением времени был выработан и успешно апробирован несколько иной

подход, с одной стороны соответствующий традициям демократического управления вузом, с другой отвечающий принципам организационного обучения и существующий в русле концепции «образование длинною в жизнь». Возник инициативный проект управления научного развития — Школа научного администрирования, призванный накапливать позитивный опыт административной работы и способствовать его наиболее полной передаче; организовывать обучение сотрудников университета работе по технологическим картам; проводить анализ проблемных зон в администрировании научной работы и создавать соответствующие обучающие семинары и программы; осуществлять поиск новых форм и методов организационного обучения. В Школе научного администрирования проходят обучение директоры или заместители директоров институтов и филиалов по научной работе, заведующие кафедрами и ответственные за научную работу на кафедре, молодые ученые вуза, нередко приглашаются все заинтересованные лица, как, например, на регулярно проводимый семинар «Индекс научного цитирования». Следует отметить, что лекторами и тренерами в Школе выступают как сотрудники управления научного развития, так и ведущие специалисты вуза, города или страны по конкретному вопросу. Обучение в школе не только повышает компетенции сотрудников, но и формирует некую организационную культуру взаимодействия всех лиц, занятых научной работой в университете. Возникает информационная и социально-психологическая среда, опосредованно же влияющая на качество научной работы, опосредовано же способствующая формированию мотиваций. Инициирование обучения, организации семинара или проблемной лекции зачастую происходит со стороны кафедр или руководства институтами, филиалами. Так возникла идея проведения индивидуальных и групповых стажировок в секторе конкурсной документации, после разработки и внедрения которой в практику Школы существенно активизировалась конкурсно-грантовая деятельность на местах, и произошел всплеск интереса к данной тематике. Очевидно, что функционирование подобной Школы есть существенный вклад в реализацию мотивационной политики вуза, а также в формирование организационной культуры современного университета.

Контроль процессов научной работы осуществляется в вузе с помощью системы показателей, во главе которых находятся аккредитационные показатели вуза — критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.05), затем идут отчетные показатели университета, то есть показатели отчетности по научной работе, не имеющие утвержденного на государственном уровне нормативного значения, и, наконец, институциональные показате-

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ИННОВАЦИИ № 4 (138), 2010

ли научной работы, нормативные значения которых устанавливается непосредственно Ученым советом университета в виде ежегодных плановых заданий кафедрам, филиалам, институтам вуза. Эти же показатели в виде конкретных норм закладываются в индивидуальный план работы каждого преподавателя на вторую половину рабочего дня. Приведем некоторые примеры институциональных показателей: количество конкурсов, профильных для кафедры, (в т. ч. на соискание грантов), в которых участвовал профессорско-преподавательский состав и аспиранты; количество выставок студенческих работ, организованных кафедрой; количество научных мероприятий (конференций, научных семинаров, круглых столов и т. п.), проведенных кафедрой; число защит диссертаций профессорско-преподавательского состава кафедры и др. Отметим, что в совокупности они формируют годовые плановые показатели вуза, которые базируются на нормативы в части, касающейся аккредитационных параметров, и на заданные тактические направления развития вуза в ненормируемой части.

Сегодня, когда СПбГУСЭ является членом Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, на наш взгляд, интересно возможное использование проекта Школа научного администрирования для формирования устойчивых профессиональных межвузовских нормативов и стандартов научной работы, повышения академической мобильности преподавателей и студентов; консолидации лучших разработок

в области администрирования научной работы и комплектации единых банков данных и единых информационных порталов для создания условий «шаговой доступности» информации.

В свете реализации такого подхода в рамках международного форума «Инновационные технологии в сервисе», ежегодно проходящего в СПбГУСЭ, управлением научного развития университета инициировано проведение консультационно-обучающего мероприятия в новом формате «Открытая дискуссионная площадка «Малые инновационные предприятия вузов и НИИ» для профессорско-преподавательского состава всех вузов Консорциума с привлечением ведущих юристов Санкт-Петербурга. На наш взгляд, именно такие инновационные формы аккумулирования и трансфера новейшей информации по организации научно-инновационной работы вуза являются одними из наиболее перспективных прикладных разработок Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в области администрирования научной работы сетевого университета.

В заключение следует отметить, что принципы структуризации научной работы, система институциональных показателей вуза, пакет технологических карт процессов и механизм работы в соответствии с ними, процесс перманентного обучения сотрудников в области эффективного администрирования в настоящее время успешно внедрены в практику управления научной работой Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

Technological Assurance Of Science Work In an Integrated University: Saint-Petersburg State University Of Service And Economics’

Experience

Roman A. Kostin, doctor of the sociological sciences, professor, head of the chair of Sociology, pro-rector of science of St. Petersburg State University Of Service And Economics

Olga V. Kouchina, candidate of economical sciences, associate professor, head of Science Development Board

The article contains description and substantiation of science work administration in a modern integrated university. It is mentioned that horizontal interstructural relations become more important in the process of science work administration in an integrated university. Elaboration of new comprehensible and distinct administrative models are considered in the context of the science work administration. The special attention is paid to innovative methods of science work administration in a modern integrated university: elaboration of technological cards, organizational teaching of the personnel, etc. The authors present a mechanism of science work administration which functions in Saint-Petersburg State University Of Service And Economics. Components of the mechanism represent authorings which were approved in Saint-Petersburg State University Of Service And Economics.

Keywords: science work administration, an integrated university, technological innovations, a technological card, organizational teaching of the personnel, school of science administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.