Научная статья на тему 'Технологический подход в социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию'

Технологический подход в социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1187
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая реабилитация / трудная жизненная ситуация / дети и подростки / технология / технологический подход / social pedagogical rehabilitation / difficult life situation / children and teenagers / technology / technological approach.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Эльмира Амировна

В статье рассматривается применение технологического подхода в социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Автор раскрывает технологии социально-педагогической реабилитации на 4-х уровнях: мегатехнологии, мезотехнологии, макротехнологии и микротехнологии и определяет внутри каждого уровня следующие компоненты: научный, формально-описательный, процессуально-деятельностный. Проектирование технологий социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию автор предлагает по схеме: социальная диагностика →внедрение → социальная терапия → периодический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH IN SOCIAL PEDAGOGICAL REHABILITATION OF CHILDREN AND TEENAGERS WHO HAVE GOT INTO LIFE DIFFICULTY

The article examines the application of technological approach in social pedagogical rehabilitation of the children and teenagers who are in a difficult life situation. The author discloses technologies of social pedagogical rehabilitation at 4 levels: megatechnologies, mesotechnologies, macrotechnologies and microtechnologies and he also defines the following components in each level: scientific, formal and descriptive, procedural and activity. The author suggests that the design of technologies of social pedagogical rehabilitation of the children and teenagers who are in a difficult life situation should be realized according to the scheme: social diagnostics → penetration → social therapy → periodic analysis.

Текст научной работы на тему «Технологический подход в социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 37

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ

ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

Э.А.Зарипова

Аннотация. В статье рассматривается применение технологического подхода в социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Автор раскрывает технологии социально-педагогической реабилитации на 4-х уровнях: мегатехнологии, мезотехнологии, макротехнологии и микротехнологии и определяет внутри каждого уровня следующие компоненты: научный, формально -описательный, процессуально-деятельностный. Проектирование технологий социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию автор предлагает по схеме: социальная диагностика ^внедрение ^ социальная терапия ^ периодический анализ.

Ключевые слова: социально-педагогическая реабилитация, трудная жизненная ситуация, дети и подростки, технология, технологический подход.

TECHNOLOGICAL APPROACH IN SOCIAL PEDAGOGICAL

REHABILITATION OF CHILDREN AND TEENAGERS

WHO HAVE GOT INTO LIFE DIFFICULTY

E. Zaripova

Abstract. The article examines the application of technological approach in social pedagogical rehabilitation of the children and teenagers who are in a difficult life situation. The author discloses technologies of social pedagogical rehabilitation at 4 levels: megatechnologies, mesotechnologies, macrotechnologies and microtechnologies and he also defines the following components in each level: scientific, formal and descriptive, procedural and activity. The author suggests that the design of technologies of social pedagogical rehabilitation of the children and teenagers who are in a difficult life situation should be realized according to the scheme: social diagnostics ^ penetration ^ social therapy ^ periodic analysis.

Keywords: social pedagogical rehabilitation, difficult life situation, children and teenagers, technology,

technological approach.

Развитие социальных процессов в современном обществе, огромный опыт социальных инноваций, авторских методик и программ социальной работы с различными категориями детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, результаты социально-педагогических исследований

постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия "технология" к социальной сфере, к социально-педагогическим процессам реабилитации.

Общая трактовка понятия "технология" (от греч. techno - "искусство, мастерство, умение" и logos - "учение") состоит в том, что технология представляет собой научно и (или) практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Изначально применение технологического подхода и термина "технология" являлось неотъемлемой частью современного материального производства и представляло собой концентрированное отражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику и под технологическим подходом понималось представление производственных процессов как отдельных процессов материального

производства.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации в сферу социальных процессов. В научном понимании и употреблении термина "социальная технология" существуют несколько позиций.

1. Социальные технологии как средство, то есть как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, оборудования для решения социальной проблемы (Э.С. Маркарян, Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, Н.М. Платонова):

132

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Социальная технология как система средства практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики (Э.С. Маркарян) [2].

Социальные технологии как способы, средства и правила упорядочивания социального объекта в целях регулирования и оптимизации отношений с ним (Е.И. Холостова, Л.И. Кононова) [8].

2. Вторую позицию представляют Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр и др. Они считают, что социальная технология - это процесс (способ, модель, проект), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников процесса решения социальной проблемы:

Социальная технология - совокупность и порядок применения методов, приемов, средств разрешения социальных проблем (Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова) [5, 6].

Социальная технология - способ организации деятельности в социальной сфере, направленный на реализацию поставленных целей и задач (Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр) [6, 1].

Большинство авторов сходится в позиции, что технологии социальной работы есть вид социальных технологий [4].

При этом ряд авторов (Е.И. Холостова) под технологией социальной работы понимают систему знаний о процессе последовательных, целеполагающих субъектно-субъектных

отношений и действий, в ходе которых выявляется проблема, определяются формы, методы и способы практических действий, направленных на содействие или решение проблем человека или группы, создание условий для формирования у них потребности к активному социальному функционированию [8]. При этом технологии социальной работы в силу уникальности каждого социального случая -продукт творчества специалиста,

модифицирующего и сочетающего отдельные методы на каждом этапе работы в уникальную последовательность действий применительно к особенностям данного социального случая [7].

Другие авторы технологии социальной работы трактуют как процесс управления действиями людей с применением специальной методики (М.В. Фирсов и др.).

Из приведенных определений следует, что технология социальной работы - это категория, обладающая большой степенью общности, обобщенности, которую можно рассматривать как содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех вышеприведенных

определений, включая этимологические корни понятия.

Разнообразные трактовки понятия "технология социальной работы" говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии понятийного аппарата науки о социальной работе.

В настоящее время существует значительное число исследований, посвященных раскрытию содержания понятия "технологии социальной работы", классификации и типизации социальных технологий в целом и технологий социальной работы в частности [8].

Необходимо отметить, что различают технологии социальной работы и социальные практики, представляющие организационное или правовое оформление технологий социальной работы и ее методическое сопровождение. Технология, получившая организационное, нормативное правовое оформление, является социальной практикой. Примером социальных практик можно назвать социальный патронаж неблагополучных семей, адаптация детей и подростков в замещающей семье, муниципальные социально-

реабилитационные консилиумы.

Любая технология социальной работы, в том числе технологии социально-педагогической реабилитации, охватывает определенную область социозащитной деятельности.

Применительно к технологиям социальнопедагогической реабилитации детей и подростков - это составные части целостного процесса реабилитации в учреждениях социального обслуживания для детей и подростков. Эта область деятельности, с одной стороны, включает в себя ряд ее составляющих (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составная часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В этой иерархии (вертикальной структуре) можно выделить четыре соподчиненных класса технологий социально-педагогической

реабилитации детей и подростков (адекватных уровням организационных структур

деятельности работников, занятых в сфере предоставления социальных услуг, и организаций):

1. Мегатехнологии представляют процесс социально-педагогической реабилитации детей и подростков на уровне реализации социальной политики в отношении детей и подростков. Это общесоциальные технологии социально-

педагогической реабилитации детей и подростков (общедидактические,

133

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

общевоспитательные), которые охватывают целостный процесс реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в стране, регионе, социальном учреждении. Примеры: технология управления качеством социальной сферы в регионе; технологиипрофилактики беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних.

2. Макротехнологии или технологии

социально-педагогической реабилитации,

охватывающие деятельность в рамках оказания социальной помощи какой-либо отдельной категории населения, либо типа учреждения социальной защиты. Примеры: технологии

социально-педагогической реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; технологии социально-

педагогической реабилитации детей и подростков, используемые в данной специализированной организации, например, социальных приютах.

3. Мезотехнологии - технологии

осуществления отдельных частей (модулей) социально-реабилитационного процесса,

направленные на решение частных, локальных проблем детей и подростков. Примеры: технологии реабилитации, направленные на включение детей и подростков в трудовой процесс; технологии психологического сопровождения социально-педагогической

реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; технологии усвоения, повторения, контроля полученных в процессе социально-педагогической

реабилитации навыков и знаний.

4. Микротехнологии - это технологии,

направленные на решение узких оперативных задач и относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовзаимодействию субъектов социально-педагогической

реабилитации. Примеры: технология

систематического создания ситуаций успеха у детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, технология

формирования коммуникативных навыков в процессе социально-педагогической

реабилитации у детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию; тренинги по коррекции отдельных качеств индивида; технология создания у воспитанников социального приюта для детей и подростков эмоциональной привлекательности трудового процесса и др.

Горизонтальная структура технологии социально-педагогической реабилитации детей и

подростков, как и любых социальных технологий, содержит следующие компоненты:

- научный, поскольку является научно

разработанным решением определенной социально-педагогической проблемы,

основанным на достижениях теории и передовой практики социальной работы;

- формально-описательный, т.к.

представляется моделью, описанием целей, содержания, средств и методов, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

- процессуально-деятельностный:

технология социально-педагогической

реабилитации детей и подростков есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов реабилитации, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результатов.

Однако применительно к технологиям

социально-педагогической реабилитации детей и подростков нельзя говорить об их универсальности, воспроизводимости и гарантированности результата. При всех равных отправных характеристиках процесса

социально-педагогической реабилитации, в каждом конкретном случае он индивидуален, поскольку объект процесса социально-

педагогической реабилитации - индивид со всеми присущими ему особенностями, подверженный воздействию широкого спектра как внешних, так и внутренних факторов и явлений.

В процессе социально-педагогической реабилитации осуществляется восстановление утраченных или не приобретенных в процессе социализации навыков социальных отношений и ролей, в связи с чем технологии социальнопедагогической реабилитации тесно связаны с технологиями социальной диагностики, социальной адаптации, социализации, коррекции, профилактики, оказания социальных услуг, технологии защиты прав и свобод детей и подростков, социальной экспертизы.

Таким образом, технологии социальнопедагогической реабилитации детей и подростков функционируют и в качестве научного знания исследующего и проектирующего наиболее рациональные пути решения проблем, и в качестве системы алгоритмов, способов и регулятивов деятельности, и в качестве реального процесса социальной работы. Она может быть представлена либо всем комплексом своих аспектов, либо научной разработкой (проектом, концепцией), либо описанием программы

134

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

действий, либо реально осуществляющимся на практике процессом [9].

Общая технологическая схема технологий социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социальных приютах для детей и подростков включает в себя:

- аналитическую часть (социальная диагностика), включающую в себя сбор, анализ информации и выявление социальнопедагогических проблем с описанием истории возникновения и картины каждой проблемы. Социальная диагностика проводится в несколько этапов: первичный - определение социальнопедагогических проблем несовершеннолетнего. Методами первичной диагностики являются: осмотр и беседа с несовершеннолетним, анализ имеющихся документов, беседа с родителями или законными представителями, с представителями образовательной организации, которую посещает ребенок. Результаты первичной диагностики заносятся в формализованные матрицы. Это могут быть индивидуальная программа реабилитации, паспорт воспитанника, акт обследования жилищно-бытовых условий, социальная карта воспитанника социального приюта для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации и пр., формируемые как в бумажном, так и в электронном виде в составе информационных баз данных. Следующий этап -диагностика в процессе социальнопедагогической реабилитации. Определяется результатами предыдущего этапа и направлена на формирование и коррекцию индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. На данном этапе в работе принимает участие межведомственная комиссия специалистов в зависимости от индивидуального плана, которая определяет степень деформированности социально-педагогического развития ребенка, уровень социальной зрелости, уровень знаний и пр. Показательными являются ситуации игрового взаимодействия с взрослыми и другими детьми у детей дошкольного возраста; выполнение определенного задания у детей младшего школьного возраста; личная беседа с подростком. Третий этап - оценка результатов социально-педагогической реабилитации и составление заключения о социальном и образовательном статусе несовершеннолетнего (соответствие имеющихся у

несовершеннолетнего знаний, умений и навыков определенному уровню обучения, эрудиция, степень овладения социальными нормами поведения, описание особенностей

взаимодействий в социуме, оценка

функционирования в социальной среде, рекомендации по обучению и пр.).

Внедрение - установление связи несовершеннолетнего со средой (семья, окружение - друзья, одноклассники, воспитанники, воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи и др.), направленное на изменение отношения несовершеннолетнего к специалисту или работнику от восприятия его как "чужого" к признанию его как "своего". На этом этапе активно используются методы совместной деятельности воспитанников с взрослыми, трудовая реабилитация;

- социальную терапию (вмешательств в кризисную ситуацию) - составление и реализацию социально-педагогической

реабилитации в составе индивидуального плана реабилитации несовершеннолетнего, т.е. реализация плана действий. При вмешательстве используют несколько методологических подходов: бихевиористский подход, а также разработанные на его базе кризисный подход, лечение обстановкой, развитие навыков общения в различных игровых ситуациях, терапия верой. В социальных приютах в силу специфики воспитанников активно

используются психотехники по развитию навыков общения, такие как игротерапия, драмотерапия, моделирование ситуаций,

совместная режиссура в группе, развитие социального поля, элементы гештальт-терапии, направленные на развитие новых способов самовыражения, самоподдержки.

Периодический анализ результатов и коррекция плана социально-педагогической реабилитации на всех этапах его реализации. Осуществляется на всех этапах реализации программы реабилитации на основе оценки динамики, сопоставления обозначенных в плане целей и достигнутых результатов. При необходимости происходит коррекция

выбранной стратегии, внесение дополнений.

Таким образом, технологический подход в социально-педагогической реабилитации

открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов социальной действительности и позволяет с большей

определенностью предсказывать результаты и управлять процессом социально-педагогической реабилитации; анализировать и

систематизировать на научной основе

имеющийся практический опыт и его

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использование; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально

135

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

использовать имеющиеся ресурсы; выбрать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели решения возникающих социально-педагогических проблем детей и подростков.

Литература:

1. Астэр И.В. Основные парадигмы решения

социальных проблем в социальной работе/ Режим доступа: http://social-

orthodox. info/pages/3_1_aster_paradigmi.htm

2. Маркарян Э.С. Место и роль исследований культуры в современном обществознании // Вопросы философии. - 1970. - № 5. - С. 100.

3. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. - Казань: Изд-во Казанск. унта, 2004. - 284 с.

4. Основы социальной работы / под ред. П.Д.Павленка. - М.:ИНФРА-М. - 2007.

5. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе. Учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

6. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /

Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. -

С. 236.

7. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие для студ.учреждений высш. проф.образования / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. -М.: Издательский центр "Академия", 2011. - С. 20.

8. Технология социальной работы: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.:ВЛАДОС, 2008.

9. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И.

При этом технологический подход нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социальной педагогики, социологии и других направлений науки и практики.

Кононовой. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - С. 29.

References:

1. Astjer I.V. Osnovnye paradigmy reshenija social'nyh problem v social'noj rabote / Rezhim dostupa: http://social-orthodox.info/page s/3_1_aster_ paradigmi.htm

2. Markarjan Je.S. Mesto i rol' issledovanij

kul'tury v sovremennom obshhestvoznanii // Voprosy filosofii. - 1970. - № 5. - S. 100.

3. Muhametzjanova G.V., Muhametzjanova

F.Sh. Podgotovka specialista social'noj sfery:

regional'nyj aspekt. - Kazan': Izd-vo Kazansk. un-ta, 2004. - 284 s.

4. Osnovy social'noj raboty / pod red. P.D. Pavlenka. - M.: INFRA-M. - 2007.

5. Platonova N.M. Innovacii v social'noj rabote.

Uchebnoe posobie dlja studentov uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija. - M.: Izdatel'skij centr

«Akademija», 2011.

6. Teorija i metodika social'noj raboty: uchebnik dlja stud. sred. prof, ucheb. zavedenij / N.M. Platonova, G.F. Nesterova. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 2012. - S. 236.

7. Tehnologija i metodika social'noj raboty: ucheb. posobie dlja stud. Uchrezhdenij vyssh. prof, obrazovanija / G.F. Nesterova, I.V. Astjer. - M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 2011. - S. 20.

8. Tehnologija social'noj raboty: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / pod red. I.G. Zajnysheva. - M.: VLADOS, 2008.

9. Tehnologija social'noj raboty: uchebnik dlja bakalavrov / pod red. E.I. Holostovoj, L.I. Kononovoj. - M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2011. - S. 29.

Сведения об авторе:

Зарипова Эльмира Амировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ЧОУ ВО «Академия социального образования», e-mail: elza00@mail.ru

Data about the author:

E. Zaripova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, Academy of Social Education, e-mail: elza00@mail.ru

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.