Научная статья на тему 'Технологический аспект изучения древнерусских серебряных браслетов-наручей с чернью'

Технологический аспект изучения древнерусских серебряных браслетов-наручей с чернью Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ РУСЬ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / ЧЕРНЬ / БРАСЛЕТЫ-НАРУЧИ / OLD RUSSIA / JEWELRY ART / NIELLO / ARM BRACELETS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корниенко Алёна Игоревна

На протяжении многих веков мастера Древнерусского государства достигали самого высокого уровня развития в ремесленном деле. Изготовление ювелирных изделий одно из древнейших ремесел в многовековой истории человечества. Литература, посвященная этому вопросу, огромна, и чтобы отобразить основные этапы в исследовании данного вопроса, мы постарались систематизировать основные подходы, в рамках которых рассматривались древнерусские черневые створчатые браслеты-наручи. Эта систематизация имеет свои недостатки (например, в основополагающей работе Т.И. Макаровой о черневом деле Древней Руси представлены как стилистический, так и технологический подходы, то же можно сказать о трудах Б.А. Рыбакова, куда добавляется ещё и детально разработанный семантический подход), но позволяет наметить историографические тенденции. В настоящей работе мы представляем некоторые аспекты технологического подхода к изучению древнерусских серебряных изделий с чернью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For centuries Rus’ artisans developed their skill in jewelry making one of the most ancient crafts in human history. Plenty of research has been devoted to this; in order to identify key steps in the research of the above topic, we attempted to systematize the main approaches that were applied to the study of Old Russian folding nielloed arm bracelets. This systematization has its own deficiencies (for example, both stylistic and technological approaches are presented in the fundamental work on the Old Russian niello craft by T.I. Makarova; the same can be said about the works of B.A. Rybakov, where an elaborated semantic approach was also used), but systematization allows for the outlining of historiographical trends. The article discusses some aspects of the technological approach to the study of Old Russian nielloed items.

Текст научной работы на тему «Технологический аспект изучения древнерусских серебряных браслетов-наручей с чернью»

УДК 903.01/.09

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКИХ СЕРЕБРЯНЫХ БРАСЛЕТОВ-НАРУЧЕЙ С ЧЕРНЬЮ

А.И. Корниенко

Государственный Эрмитаж Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34 e-mail: kornienko.job@mail.ru Researcher ID: N-4426-2016 http://orcid.org/0000-0002-1205-8627 SPIN-код: 3170-4400

Авторское резюме

На протяжении многих веков мастера Древнерусского государства достигали самого высокого уровня развития в ремесленном деле. Изготовление ювелирных изделий - одно из древнейших ремесел в многовековой истории человечества. Литература, посвященная этому вопросу, огромна, и чтобы отобразить основные этапы в исследовании данного вопроса, мы постарались систематизировать основные подходы, в рамках которых рассматривались древнерусские черневые створчатые браслеты-наручи. Эта систематизация имеет свои недостатки (например, в основополагающей работе Т.И. Макаровой о черневом деле Древней Руси представлены как стилистический, так и технологический подходы, то же можно сказать о трудах Б.А. Рыбакова, куда добавляется ещё и детально разработанный семантический подход), но позволяет наметить историографические тенденции. В настоящей работе мы представляем некоторые аспекты технологического подхода к изучению древнерусских серебряных изделий с чернью.

Ключевые слова: Древняя Русь, ювелирное искусство, чернь, браслеты-наручи.

A TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF OLD RUSSIAN NIELLOED ARM BRACELETS

Alyona Kornienko

The State Hermitage 34 Dvortsovaya Naberezhnaya, St. Petersburg, 190000, Russia e-mail: kornienko.job@mail.ru Researcher ID: N-4426-2016 http://orcid.org/0000-0002-1205-8627 SPIN-код: 3170-4400

Abstract

For centuries Rus' artisans developed their skill in jewelry making - one of the most ancient crafts in human history. Plenty of research has been devoted to this; in order to identify key steps in the research of the above topic, we attempted to systematize the main approaches that were applied to the study of Old Russian folding nielloed arm bracelets. This systematization has its own deficiencies (for example, both stylistic and technological approaches are presented in the fundamental work on the Old Russian niello craft by T.I. Makarova; the same can be said about the works of B.A. Rybakov, where an elaborated semantic

approach was also used), but systematization allows for the outlining of historiographical trends. The article discusses some aspects of the technological approach to the study of Old Russian nielloed items. Keywords: Old Russia, jewelry art, niello, arm bracelets.

*

*

*

Изучение технологии изготовления черневых изделий в целом, привязка к конкретным центрам в контексте общей истории ремесла нашли отражение в фундаментальном труде Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси», который вышел из печати в 1948 г. Данная работа делит историю ремесла на два периода: с древнейших времен до середины XIII в., с середины XIII в. до второй половины XV в. В качестве хронологического рубежа автор берет наиболее определенный исторический момент - 1237-1241 гг. - монгольское нашествие, приведшее к разгрому и расхищению русских культурных ценностей и задержавшее развитие русской культуры на долгое время. Материалы каждого периода автор делит на несколько групп, учитывая место производства (городское, сельское), технологические аспекты, а также социальную организацию ремесла и положение ремесленников.

Большое внимание исследователь уделяет именно технике производства, т. к. именно анализ техники позволяет определить дату, установить направление развития ремесла. Еще один важный вопрос нашел освещение в работе Б.А. Рыбакова - определение местного или иноземного производства вещей. Для их расшифровки исследователь применяет картографирование археологических данных. Картограммы производственного сырья, в сочетании с готовой продукцией позволили выявить узкие районы возможного изготовления широко распространенных вещей. В работе автор выделяет несколько ювелирных мастерских, а также отмечает особенности, характерные для ювелирных школ. Б.А. Рыбаков первым предложил схему развития черневого дела Руси, поставив на первую ступень турьи рога из Черной могилы. Исследователь наметил эволюцию черневого дела, его центры и их особенности. Связывал появление черневых серебряных украшений с деятельностью княжеско-боярских мастерских (Рыбаков 1948: 6).

Конкретные исследования проводились по результатам раскопок Великого Новгорода Н.В. Рындиной, которая подробно останавливается на анализе комплексов, доказывающих местное ювелирное производство, выявляет наборы инструментов и приспособлений новгородских ювелиров, устанавливает технические приемы. Исследовательница выявляет семь комплексов ювелирных мастерских XII-XV вв., выделяет хронологические этапы ведущих техник (Рындина 1963: 147).

Огромное значение в истории изучения ювелирных украшений в контексте средневековой культуры имеют труды Т.И. Макаровой, посвященные изучению техники перегородчатой эмали и черни. После Б.А. Рыбакова, Т.И. Макарова первая из исследователей приступила к более тщательному анализу данных техник. Начало использования черни местными мастерами, автор относит к концу XI в. - это витые и плетеные серебряные браслеты с мендалевидными наконечниками, на которых чернью по гравировке выполнен растительный орнамент. С течением времени декор не меняется, отмечает исследовательница, в связи, с чем говорит, о том, что

браслетчикам стал известен только один рецепт черни, а не многочисленные приемы черневого дела в целом (Макарова 1967: 30).

Т.И. Макарова в монографии «Черневое дело Древней Руси» подробно разбирает вопрос о происхождении черни на Руси. Обращает свое внимание, в первую очередь, на познания соседей Руси — кочевников — в области черневого дела. Отмечает, что многие конкретные вещи с чернью из хорошо датированных комплексов говорят о длительной традиции чернения в мастерских оружейников Хазарского каганата и сменивших его половцев (Макарова 1986: 29). Возвращаясь к древнерусскому ювелирному делу, автор рассматривает изделия, выполненные в сопутствующей технике чернения инкрустации. К таким вещам относит изделия из Гнездова, Киева и Табаевки, которые стилистически однородны: сходны по форме, орнаментации и технологии. Особенно показательны, отмечает Т.И. Макарова, вещи из Табаевки, на которых гнездовские орнаментальные решения значительно усложнены и сопровождаются новыми элементами и композициями.

Для нашей работы наиболее интересно рассмотреть исследование автора в области применения черни в декорировании серебряных браслетов - наручей. Исследовательница делит их на две неравные группы - большую - браслеты, сделанные из широкой пластины серебра и меньшую - браслеты, сделанные из узкой пластины. Первую группу браслетов автор генетически относит к широким браслетам Византии. А также делит обручи на виды — по технологическому принципу — способу изготовления пластины (выколотка, тиснение, литье); на типы — по конструкции и форме (одноярусные, двухъярусные); на подтипы — по сюжетам орнаментации. Различные по форме и сюжетам орнаментации обручи, как отмечает автор, могли изготовляться в одной мастерской и даже одним мастером. В этом случае исследовательница решает выявить их особенности (Макарова 1986: 30).

Технологический подход к изучению производства серебряных украшений с чернью практически «завис» на уровне исследования Т.И. Макаровой, опубликованного в 1986 г. Это обусловлено, с одной стороны, полнотой и высоким уровнем классической работы исследовательницы. В то же время, за последние 30 лет не только удвоилось количество рассматриваемых черневых створчатых браслетов, но и открылись новые методические возможности их исследования с опорой на технологию изготовления. Именно это направление развивается в настоящей работе.

Чернь представляет собой одну из техник декорирования ювелирных изделий и предметов быта, известную еще со времен Римской империи. Первые упоминания об использовании черни встречаются в работах Плиния, датированных I веком до нашей эры.

Своеобразный «рецепт» - описание технологии чернения и других технологических приемов, мы находим в трактате XI в. Теофила (Теофил 1963).

Чернь - это сплав сернистого серебра, меди (или олова), свинца и серы в определенной пропорции, которые могли варьироваться. Ее толкут в порошок и хранят в таком виде. Хорошо сделанная чернь очень прочно соединяется с металлом и остается на своем месте при деформациях изделия. Если же сплав сделан из некачественных компонентов, то чернь вскоре выкрошится. Существует не один вид

черни, каждый имеет свой рецепт составления. В работе В.П. Новикова и В.С. Павлова приведены рецепты, применяемые в современной ювелирной промышленности для изготовления черневых сплавов, каждый из которых отличается составом, а так же массовой долей компонентов (Новиков, Павлов 1991: 170).

Большинство исследователей в своих работах придерживается определения, где чернь является материалом для последующей художественной обработки изделий, а сам процесс называют чернением (Макарова 1986; Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова 1995; Рябцева 2005; Жилина 2014). Таким образом, можно говорить, что чернь является разновидностью инкрустации ювелирных изделий.

Существует несколько вариантов, как приготовления, так и нанесения черни на изделие, ниже будут рассмотрены некоторые из них.

По мнению Т.И. Макаровой, единственным подлинно древним руководством по изготовлению и применению черни являются главы «Записки о различных ремеслах» Теофила. Исследовательница в своих работах о черневом искусстве Древней Руси не раз ссылается на его описание: «Возьми клей, который зовется камедь, и немного разотри его с водой, так, чтобы вода слегка замутилась. Место, которое ты хочешь покрыть чернью, сначала смочи этой водой. Возьми перо и вытряхивай с помощью тонкой железной палочки аккуратно на это самое место, пока не покроешь его целиком» (Макарова 1986: 12).

Последующий обжиг в горне он описывает так: «Собери очень горячие угли, сунь в них сосуд и тщательно закрой его, но так, чтобы на чернь не попало ни одного угля, иначе она выпадет. Когда вся чернь расплавится, возьми сосуд щипцами и, поворачивая, смотри, чтобы чернь не упала на землю. Если при первом нагревании чернь не покроет весь сосуд, опять смочи их и положи, как раньше, и поскорее, чтобы этого не пришлось повторять снова». Для выявления рисунка покрытый чернью предмет смачивают слюной и натирают пемзой, «пока не проступит везде рисунок и вся поверхность не станет гладкой» (Макарова 1986: 12).

В своей работе М.М. Постникова-Лосева описывает следующий процесс: «измельченную в порошок чернь смачивают раствором буры (10 г буры на 200 мг воды) и нагревают до испарения влаги. Затем все изделия покрывают ровным слоем черни в 1,2-2 мм толщиной и помещают в горн. При обжиге чернь расплавится и соединится с поверхностью предмета, который вынимают из горна сплошь черным». Далее автор описывает действия мастера по выявлению изображения - шлифует пемзой и доводит поверхность до блеска березовым угольником. Таким образом, чернь остается только в вырезанных мастером углублениях. Это могут быть как контуры орнамента, так и фон, в зависимости от идеи декора (Постникова-Лосева 1995: 14).

Современный способ приготовления черни разработан в Московском институте цветных металлов и золота под руководством проф. А.Г. Спасского: сначала готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец, а затем сплавляют их вместе в определенных пропорциях. Перед наложением черни поверхность изделия тщательно шлифуют, на ней не должно оставаться случайных царапин и рисок, в которые могла бы попасть чернь и исказить рисунок. Края изделия и места пайки, а также участки поверхности, на которых не должно быть

черни, обмазывают огнеупорной глиной, размешанной в воде. Глина предохраняет места пайки от выгорания припоя и, кроме того, не дает черни расплываться. Глину немного просушивают.

Исследователи отмечают, что существует два приема наложения черни: сухой и мокрый. Сухой способ заключается в том, что поверхность, подлежащую чернению, смачивают водным раствором поташа, буры и поваренной соли и на нее насыпают тонко измельченный и просеянный через сито порошок черни; затем изделие осторожно просушивают. Чернь, случайно попавшая на места, не подлежащие чернению, удаляют. В таком виде изделие поступает в обжиг, который проводят в муфеле при температуре 300-400° С.

Мокрый способ отличается тем, что чернь на изделие накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой; при этом очень важно, чтобы углубления были чистыми, свободными от жира. Сырую тонкопорошковую смесь черни, разведенную на хлористоаммониевом растворе, кисточкой или шпателем наносят в углубления. Смесь кладут по возможности густо и слегка утрамбовывают шпателем. Углубления должны быть заполнены до краев; при тонких гравированных рисунках всю поверхность следует покрыть черневой смесью. Заготовку оставляют на некоторое время стоять, чтобы испарилась вода (Техно-лайн»).

Чернь на рассматриваемых нами украшениях бывает разной по плотности и тону. Иногда она выглядит черно-бархатной, иногда — серебристо-серой. Как отмечают исследователи, это зависит от различной рецептуры. Однако, для ее точного определения необходимо проведение химического анализа, который не применяется из-за разрушительности метода. Поэтому мы можем говорить только о возможных способах нанесения черни на изделия, оставляя в стороне ее состав. Общее количество браслетов составляет 63 экземпляра, 6 из которых найдены вне контекста, но для выделения технологической и стилистической общности изделий, на наш взгляд, их следует включить в анализ.

Также следует отметить, что большинство браслетов нам известны только по фотографиям, в некоторых случаях плохого качества, а также рисункам, которые и вовсе не могут передать необходимой информации для работы. Таким образом, рассматриваются 45 экземпляров браслетов, которые либо изучены нами визуально в фондах и на экспозициях музеев (12 экз.), либо по качественным фотоснимкам (19 экз.), либо по описанию исследователей, в котором отмечены технологические параметры изделий.

Чернь использовалась древнерусскими мастерами в двух вариантах -заполнение фона изделия, когда рисунок оставался светлым, для этого мастеру требовалось углубления фона, создание так называемого лотка. И второй вариант, когда чернью заполняли естественные углубления - выгравированные контуры рисунка. Следует отметить, что в обоих случаях мастерами применялось золочение, как отдельных элементов декора (разграничивающие пластины, проволока, шарниры и др.), так и сам сюжет (персонажи, плетенка и др.). Следовательно, мы распределили браслеты на две группы: с чернью по фоном и по гравировке. В каждой группе мы выделили ряд признаков, демонстрирующих индивидуальное исполнение мастера.

В первую группу - чернение по фону вошло 31 экземпляр браслетов. Все они разнообразны по композиции, сюжетам, стилям, отличаются также по качеству черни. Помимо сохранности черневого сплава на украшениях, мы выделяем два признака, отвечающих за исполнение чернения одним мастером.

Первый признак отвечает за подготовку поверхности изделия к чернению, а именно, создание лотка: его глубина и дополнительная обработка. Глубину лотка выявить по фотографиям довольно сложно, чаще всего это условное определение, основанное на описаниях исследователей. Дополнительную обработку поверхности мы можем выявить на изделиях, на которых чернь местами не сохранилась (15 экз.), при этом, попытаемся выделить технологические особенности лотка.

Выделяются два основных типа техники оформления лотка под чернь. Первый тип - с помощью матового чекана (рис.1). По определению Э. Бреполя этот вид чекана по форме напоминает лощатник, но рабочая поверхность у него не гладкая, а рифленая. Автор отмечает, что такие чеканы применяют для получения матовой поверхности и фона вокруг контурных рисунков (Бреполь 2000: 206). Ко второму типу относится сетчатая гравировка поверхности (рис.2). Такой след был распознан Т.И. Макаровой, косую или прямую сетку мог оставлять фаденштихель — резец с мелкими зубцами на режущем крае (Макарова 1986: 10).

Рис.1. Владимир, 1896 г. (по: Сокровища ойкумены. Перед нашествием 2005:134)

Следует отдельно остановиться на браслетах, входящих в состав клада, найденного при раскопках Старой Рязани в 1966 г. под руководством А.Л. Монгайта. Как отмечает исследователь, клад был обнаружен на глубине 0,25 м, зарыт второпях, в 4 м от дома (рис.3). Вещи были сложены компактно (денежные слитки внутри браслетов - А.Л. Монгайт) и плотно завернуты в ткань, от которой сохранились небольшие фрагменты. Автор подробно останавливается на описании наручей: «фигуры в клеймах гравированы мелкозубчатыми линиями (контур местами двойной) и оставлены в серебре. Вокруг них по периметру проволочных обрамлений техникой «передвижки» выполнены зигзагообразные линии. Эти насечки, которые часто наносились для сцепления черневой массы с поверхностью предмета, в данном случае чисто орнаментальные» (Монгайт 1955: 180). Среди других шарнирных

браслетов ХП-ХШ вв. они являются одними из самых художественных. Как видно по фотографиям и, учитывая описание исследователя, отмечаем, что искусно работающий ювелир не подготавливал специального лотка под чернь на данных изделиях, а также не использовал дополнительной обработки поверхности для лучшего скрепления сплава с серебром. Несмотря на эти моменты, чернь на браслетах сохранилась хорошо, других похожих случаев пока не было зафиксировано.

Рис.2. Москва, 1991 г. (по: Панова 2009:447, рис.2)

Возвращаясь к браслетам с хорошей сохранностью черни по фону, отметим наличие дополнительной обработки лотка. Таких случаев не много, всего на четырех изделиях были выявлены гравированные насечки по фону. В свою очередь, изделий без гравировки в два раза больше. Таким образом, утверждение Т.И. Макаровой, что чернь на браслетах с дополнительной обработкой сохранялась лучше, мы считаем не оправданным. Тем более, как было отмечено выше, перед чернением мастера специально отшлифовывали поверхность изделия.

В группе браслетов-наручей с чернью по гравировке общим признаком для большинства изделий стало оформление композиции створок, в основном, это одноярусные браслеты с зооморфным орнаментом.

Оформление фона штриховкой встречаем на ряде браслетов данной группы. Так, на четырех браслетах фон обработан резцом таким образом, что создается впечатление «чешуек», данный прием придает объемность композиции (рис.4). Как отмечено Т.И. Макаровой, данный след мог оставлять болтштихель (Макарова 1986: 10).

Рис.4. Шанчай (по: Lietuvos Didziosios 2009:544, рис.29)

Чернение данной группы лучше всего сохранилось на четырех браслетах, общим признаком у которых является широкая линия гравировки (рис.5).

Характерным признаком ювелирных традиций мастерских, на наш взгляд, можно считать сам процесс нанесения черневого сплава на изделия. На одних браслетах чернь местами сохранилась в линиях гравировки. Это может говорить о том, что мастер наносил сплав на всю поверхность створки, после чего отшлифовывал поверхность до тех пор, пока не проявится рисунок. В «Записках о различных ремеслах» Теофила, подробно описывается процесс полировки черни. Покрытый чернью предмет смачивают слюной и натирают пемзой, «пока не проступит везде рисунок и вся поверхность не станет гладкой» (Теофил 1963: 136). Затем чернь натирают куском липового дерева с нанесенным на него влажным порошком пемзы, «пока она не станет блестеть» (Теофил 1963: 136). Последняя стадия этого процесса наступает после того, как протертую тонким холстом чернь натирают жиром, а потом слегка полируют «кожей козла или оленя, пока она не станет светлой». (Теофил 1963: 136). В равной степени чернь на браслетах наносилась отдельными порциями на фон, избегая попадания на рисунок.

Рис.5. Болоховское городище, 1970 г. (по: Якубовский 2003:59, рис.33)

При разделении браслетов на группы по способу нанесения черни выяснилось, что для дальнейшей классификации в этих группах «рабочими» оказались разные технологические признаки.

В группе браслетов с чернью по фону, на наш взгляд, при выделении особенностей технологических аспектов художественных школ необходимо учитывать следующие признаки: 1) морфологические признаки лотка под чернь -глубину (основываясь на описании исследователей) и дополнительную обработку, которая распадается на несколько видов гравировки, в свою очень характер гравировки дает возможность определить набор инструментов. 2) глубина лотка и его дополнительная обработка штриховкой не могут отвечать за сохранность черни. Ее сохранность может варьироваться, и в данной группе зависит скорее от рецептуры и способа нанесения. 3) выделяются несколько способов нанесения черни, что может являться индикатором для выделения мастерских.

Для группы с чернением по контуру мы выделяем 3 параметра, которые могут проявляться в разных художественных школах по- своему:

1) штриховка фона - близкое рассмотрение дает возможность, определить какими инструментами она наносилась; 2) сохранность черни в линиях гравировки зависит от их размеров (ширины, глубины) - может говорить о знании того или иного мастера техники чернения по контуру, его мастерстве. 3) декоративные элементы - их вид, расположение, орнаментация, способ крепления также несут черты индивидуального подхода мастера к созданию изделия.

Общим признаком для этой группы браслетов, отвечающем за единую древнерусскую художественную традицию, сформировавшуюся в одном центре и распространившуюся на другие территории можно считать композиционное построение браслета в один ярус.

В обеих группах по сочетанию признаков выделяются браслеты, близкие между собой по технологии изготовления, которые могут происходить как из одного, так и из разных комплексов и разных регионов.

Рис.6. Киев, 1903 г. (по: Мечь и златник 2012:267, рис.643-644)

Например, два браслета из клада №103 в Киеве являются парными (рис.6), их композиционное построение и сюжеты выполнены в едином мотиве, и бесспорно рукой одного мастера. Характерными признаками этой мастерской мы считаем 1) ложнозерненые жгуты, обрамляющие орнаментальные поля, внутри которых идет деление на ярусы, киотцы; 2) разделительные полосы, орнаментированные бордюром из ветвей; 3) черневой фон, с нанесенной резцом сеткой. Этими же признаками наделены браслеты из Тереховского клада (рис.7).

Рис.7. Терехово, 1876 г. (по: Клады 2015:48, рис.81; 49, рис.85)

Этот пример доказывает, что выделенные нами признаки являются «рабочими», однако, следует отметить, что делить ювелирные изделия на мастерские и школы, основываясь только на технологии изготовления нельзя, т.к. она могла передаваться и другим мастерам, проходящим обучение в ведущей ювелирной мастерской, таким образом, необходимо рассматривать и другие составляющие изделий - декоративные элементы, орнамент.

ЛИТЕРАТУРА

Бреполь 1982 - Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Л.: Машиностроение, 1982.

Жилина 2014 - Жилина Н.В. Древнерусские клады IX-XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений. М., 2014.

Клады 2013 - Клады Старой Рязани, 2013 / Электронный ресурс: http://antiquetrip.info /clades/1160 (дата обращения - 19.03.2016).

Клады 2015 - Клады Древней Руси в собрании Русского музея. Каталог выставки / Новаковская С.М. (сост.). СПб.: Palace Editions, 2015.

Макарова 1967 - Макарова Т.И. Эмальерное и черневое дело Древней Руси. М., 1967.

Макарова 1986 - Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М., 1986.

Меч и златник 2012 - Меч и златник: к 1150-летию зарождению Древнерусского государства. Каталог выставки / Мурашева В.В., Журавлев Д.В. (сост., науч. ред.). М.: Кучково поле, 2012.

Монгайт 1955 - Монгайт АЛ. Старая Рязань / Материалы и исследования по археологии СССР. № 49. М.; Л., 1955.

Новиков, Павлов 1991 - Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений. СПб., 1991.

Панова 2009 - Панова Т.Д. Свидетель трагедии 1238 г. - клад с территории Боровицкого холма Москвы // Археологические открытия. 1991-2004 гг. Европейская Россия. М.: ИА РАН, 2009. С. 443-452.

Постникова-Лосева, Платонова, Ульянова 1995 - Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова БЛ. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР. М., 1995.

Рыбаков 1948 - Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948.

Рындина 1963 - Рындина Н.В. Технология производства новгородских ювелиров X-XV вв. // Материалы и исследования по археологии СССР. № 117. Новые методы в археологии. Труды Новгородской Археологической экспедиции. Т. III. М., 1963.

Рябцева 2005 - Рябцева С.С. Створчатые браслеты-наручи // Древнерусский ювелирный убор. Основные тенденции формирования. СПб., 2005. С. 256-265.

Сокровища 2005 - Сокровища ойкумены. Перед нашествием / История мировой культуры / В.А. Журавлев (Отв. редактор). М.: Бук Хаус, 2005.

Теофил 1963 - Манускрипт Теофила «Записки о разных искусствах» // Сообщения Центральной научно-исследовательской лаборатории по консервированию и реставрации музейных и художественных ценностей. Вып. 7. М., 1963. С. 66-184.

Техно-лайн - Техно-лайн / Электронный ресурс: http://www.tehno-line.ru/files/theory/ Artprocessing/3-30.htm (дата обращения - 15.05.2015).

Якубовский 2003 - Якубовский В.И. Скарби Болохiвськоi Земль Кам'янец-Под^ьський: 1нститут археологи НАН Украши, 2003.

Lietuvos Didziosios 2009 - Butrimas Л., Aleksiejunas V. Lietuvos Didziosios Kunigaikstystes diduomenes juvelyrika XIII-XV a. = Jewelry of the Nobility of the Grand Duchy of Lithuania in the 13th -15th Centuries. Parodos «Balty menas» katalogo. Vilnius: Vilniaus dailes akademijos leidykla, 2009.

REFERENCES

Brepol' 1982 - Brepol' Je. Teorija i praktika juvelirnogo dela [Theory and practice of jewelry], Leningrad, Mashinostroenie Publ., 1982 [in Russian].

Jakubovskij 2003 - Jakubovskij V.I. Skarbi Bolohivs'koi Zemli [Treasures of the Bolokhovsky earth], Kam'janec-Podil's'kij, Institut arheologii NAN Ukraini Publ., 2003 [in Ukrainian].

Klady 2013 - Klady Staroj Rjazani [Treasures of Staraya Ryazan], 2013, Electronic resource: http://antiquetrip.info/clades/1160 (Date of access - 19.03.2016) [in Russian].

Klady 2015 - Klady Drevnej Rusi v sobranii Russkogo muzeja. Katalog vystavki / Novakovskaja S.M. (sost.) [Treasures of Ancient Russia in the Russian Museum collection. Exhibition catalog / Nowakovska S.M. (originator)], St. Petersburg, Palace Editions Publ., 2015 [in Russian].

Lietuvos Didziosios 2009 - Butrimas A., Aleksiejunas V. Lietuvos Didziosios Kunigaikstystes diduomenes juvelyrika XIII-XV a. = Jewelry of the Nobility of the Grand Duchy of Lithuania in the 13th -

15th Centuries. Parodos «Balty menas» katalogo [Jewelry of the Nobility of the Grand Duchy of Lithuania in the 13th - 15th Centuries], Vilnius, Vilniaus dailes akademijos leidykla, 2009 [in Lithuanian].

Makarova 1967 - Makarova T.I. Jemal'ernoe i chernevoe delo Drevnej Rusi [Emalyerny and dark business of Ancient Russia], Moscow, 1967 [in Russian].

Makarova 1986 - Makarova T.I. Chernevoe delo Drevnej Rusi [Dark business of Ancient Russia], Moscow, 1986 [in Russian].

Mech i zlatnik 2012 - Mech i zlatnik: k 1150-letiju zarozhdeniju Drevnerusskogo gosudarstva. Katalog vystavki / Murasheva V.V., Zhuravlev D.V. (sost., nauch. red.) [Sword and zlatnik: to the 1150 anniversary to origin of the Old Russian state. Exhibition catalog / Murasheva V.V., Zhuravlev D.V. (drawing up, scientific edition)], Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2012 [in Russian].

Mongajt 1955 - Mongajt A.L. Staraja Rjazan' / Materialy i issledovanija po arheologii SSSR [Staraya Ryazan / Materials and researches on archeology of the USSR], № 49, Moscow; Leningrad, 1955 [in Russian].

Novikov, Pavlov 1991 - Novikov V.P., Pavlov V.S. Ruchnoe izgotovlenie juvelirnyh ukrashenij [Manual production of a jewelry], St. Petersburg, 1991 [in Russian].

Panova 2009 - Panova T.D. Svidetel' tragedii 1238 g. - klad s territorii Borovickogo holma Moskvy [The witness of the tragedy of 1238 - a treasure from the territory of the Borovitsky hill of Moscow], in: Arheologicheskie otkrytija. 1991-2004 gg. Evropejskaja Rossija [Archaeological opening. 1991-2004. European Russia], Moscow, IA RAN Publ., 2009, pp. 443-452 [in Russian].

Postnikova-Loseva, Platonova, Ul'janova 1995 - Postnikova-Loseva M.M., Platonova N.G., Ul'janova B.L. Zolotoe i serebrjanoe delo XV-XX vv. Territorija SSSR [Gold and silver business of the 15-20th centuries. Territory of the USSR], Moscow, 1995 [in Russian].

Rjabceva 2005 - Rjabceva S.S. Stvorchatye braslety-naruchi [Folding bracelets-naruchi], in: Drevnerusskij juvelirnyj ubor. Osnovnye tendencii formirovanija [Old Russian jewelry attire. Main tendencies of formation], St. Petersburg, 2005, pp. 256-265 [in Russian].

Rybakov 1948 - Rybakov B.A. Remeslo Drevnej Rusi [Craft of Ancient Russia], Moscow, 1948 [in Russian].

Ryndina 1963 - Ryndina N.V. Tehnologija proizvodstva novgorodskih juvelirov X-XV vv. [Production technology of the Novgorod jewelers of the 10-15th centuries], in: Materialy i issledovanija po arheologii SSSR. № 117. Novye metody v arheologii. Trudy Novgorodskoj Arheologicheskoj jekspedicii. T. III [Materials and researches on archeology of the USSR. No. 117. New methods in archeology. Works of the Novgorod Archaeological expedition. Volume III], Moscow, 1963 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sokrovishha 2005 - Sokrovishha ojkumeny. Pered nashestviem / Istorija mirovoj kul'tury / V.A. Zhuravlev (Otv. redaktor) [Treasures of an oykumena. Before invasion / a History of world culture / V.A. Zhuravlev (Editor-in-chief)], Moscow, Buk Haus Publ., 2005 [in Russian].

Tehno-lajn - Tehno-lajn [Techno line], Electronic resource: http://www.tehno-line.ru/files/theory/Artprocessing/3-30.htm (Date of access - 15.05.2015) [in Russian].

Teofil 1963 - Manuskript Teofila «Zapiski o raznyh iskusstvah» [Manuscript of Theophil of «Note about different arts»], in: Soobshhenija Central'noj nauchno-issledovatel'skoj laboratorii po konservirovaniju i restavracii muzejnyh i hudozhestvennyh cennostej. Vyp. 7 [Messages of the Central research laboratory on conservation and restoration of museum and art values. Release 7], Moscow, 1963, pp. 66-184 [in Russian].

Zhilina 2014 - Zhilina N.V. Drevnerusskie klady IX-XIII vv. Klassifikacija, stilistika i hronologija ukrashenij [Old Russian treasures of the 9-13th centuries. Classification, stylistics and chronology of jewelry], Moscow, 2014 [in Russian].

Корниенко Алёна Игоревна - Лаборант отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия). Alyona Korniyenko - Laboratory assistant researcher of Department of history of the Russian culture of the State Hermitage (St. Petersburg, Russia). E-mail: kornienko.job@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.