Научная статья на тему 'Технологические подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин'

Технологические подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ / FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS / THINKING DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / TECHNOLOGICAL APPROACHES / МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбазова А.К.

В статье рассмотрены подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин. Автор убедительно показывает, что развитие мышления является основополагающей задачей в процессе организации профессиональной подготовки будущих учителей математики. Прежде всего это связано с тем, что в процессе развития мышления, в частности математического мышления, студенты овладевают техникой умственной работы, которая в процессе будущей профессионально-педагогической деятельности позволит осваивать новые технологии, решать профессионально-педагогические задачи, успешно развивать школьников средствами математики. В процессе профессиональной подготовки необходимо использовать самые эффективные технологии, в том числе компьютерные, информационные, интерактивные технологии, зарекомендовавшие себя с самой положительной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACHES FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS ‘ THINKING IN THE PROCESS OF STUDYING MATHEMATICAL SCIENCES

The article deals with approaches to the development of thinking in the process of studying mathematical disciplines by students. The author clearly demonstrates that thinking is a fundamental task in the process of training of future teachers of mathematics. First of all, it is connected with the fact that in the process of development of thinking, particularly the mathematical thinking, students master the technique of mental work, which in the process of future professional-pedagogical activity will develop new technologies to solve professional-pedagogical tasks, successfully develop mathematics tools. In training, teachers must use the most efficient technologies, including computer, informational, interactive technologies, proven with the positive side.

Текст научной работы на тему «Технологические подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин»

3. Pavlova E.V. Letnij lager': Social'naya set' rabotnikov obrazovaniya. Available at: nsportal.ru

4. Kulemina D.V.. Bykanova O.V. 'Ekologicheskoe vospitanie uchaschihsya v letnem lagere «'Ekobuduschee». Globularia: mezhvuzovskij sbornik nauchno-issledovatel'skih rabot studentov. Vyp. 2. Otv. red. A.A. Semenov. Samara: PGSGA, 20156 181 - 187.

5. Kulemina D.V., Nalivajko I.V. Letnie profil'nye lagerya kak forma 'ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya uchaschihsya. Bio'ekologicheskoe kraevedenie: mirovye, rossijskie i regional'nye problemy: materialy 4 mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 115-letiyu so dnya rozhdeniya d.b.n., professora I.S. Sidoruka i d.s/h.n., professora P.A. Polozhenceva. 7 dekabrya 2015 g. Otv. red. S.I. Pavlov. Samara: PGSGA, 2015: 350 - 355.

6. Chaus B.Yu. Modelirovanie 'ekologo-biologicheskoj raboty v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno - prakticheskoj konferenciya Nauka i sovremennost' - 2010: v 3-h chastyah. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2010; Chast' 1: 410 - 414.

7. Glebov V.V. Profilakticheskaya i korrekcionnaya rabota po povysheniyu adaptacii detej i podrostkov. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2014. № 1. S. 83-91.

8. Glebov V.V. Adaptaciya detej rannego vozrasta k usloviyam doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Doshkol'noe vospitanie. 2013; 11: 116 - 120.

9. Rodionova O.M., Glebov V.V. Lekcii po disciplinam «'Ekologicheskaya fiziologiya» i «Biologiya cheloveka»: uchebnoe posobie: v 2 ch. O.M. Rodionova, V.V. Glebov. Moskva: RUDN, 2013; Ch. 1.

10. Laver B.I., Glebov V.V. Uroven' zdorov'ya i fizicheskogo razvitiya uchaschihsya shkol v usloviyah raznogo 'ekologicheskogo sostoyaniya territorii Moskvy. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: 'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. 2013; S 5: 68 - 73.

Статья поступила в редакцию 22.01.18

УДК 378

Ajbazova A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and its Teaching Methods,

Karachay-Cherkessia State University n. a. U.D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: kcsu@mail.ru

TECHNOLOGICAL APPROACHES FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS ' THINKING IN THE PROCESS OF STUDYING MATHEMATICAL SCIENCES. The article deals with approaches to the development of thinking in the process of studying mathematical disciplines by students. The author clearly demonstrates that thinking is a fundamental task in the process of training of future teachers of mathematics. First of all, it is connected with the fact that in the process of development of thinking, particularly the mathematical thinking, students master the technique of mental work, which in the process of future professional-pedagogical activity will develop new technologies to solve professional-pedagogical tasks, successfully develop mathematics tools. In training, teachers must use the most efficient technologies, including computer, informational, interactive technologies, proven with the positive side.

Key words: future teachers of mathematics, thinking development, education, technological approaches.

А.К. Айбазова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и методики её преподавания, Карачаево-Черкессий

государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: kcsu@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассмотрены подходы развития мышления у студентов в процессе изучения математических дисциплин. Автор убедительно показывает, что развитие мышления является основополагающей задачей в процессе организации профессиональной подготовки будущих учителей математики. Прежде всего это связано с тем, что в процессе развития мышления, в частности - математического мышления, студенты овладевают техникой умственной работы, которая в процессе будущей профессионально-педагогической деятельности позволит осваивать новые технологии, решать профессионально-педагогические задачи, успешно развивать школьников средствами математики. В процессе профессиональной подготовки необходимо использовать самые эффективные технологии, в том числе компьютерные, информационные, интерактивные технологии, зарекомендовавшие себя с самой положительной стороны.

Ключевые слова: будущие учителя математики, мышление, развитие, образовательный процесс, технологические подходы.

Роль высшего образования для развития способностей личности крайне велика, несмотря на то, что в последнее время качество высшего образования несколько снизилось. Тем не менее, оно по-прежнему выполняет особую роль в подготовке интеллектуальной элиты каждого общества. При этом, как отмечают многие учёные, велика роль математики для развития интеллектуальных способностей человека.

Академик O.K. Тихомиров в своё время отметил: «И так же, как каждому разумному человеку должна быть понятна роль физкультуры для здоровья и гармонического развития тела, всеми нами должна быть осознана особая роль тренировки и гармоничного развития наших мыслительных способностей, нашего мозга. Но за всю историю человечества пока не найдено лучшего способа развития интеллектуальных и творческих способностей человека, чем при помощи математики» [1].

Между тем, как отметил В.В. Краевский в начале нулевых годов [2], усвоение математических знаний, а так же умений и навыков ещё не гарантирует высоких результатов в работе студентов, которые впоследствии, в условиях реальной профессиональной деятельности, оказывались беспомощными перед лицом непредвиденных ситуаций. В этой связи усвоение определённых математических знаний, умений и навыков является необходимым, но не единственным показателем качества математической подготовки. Главной особенностью математической подготовки, определяющей её качественную специфику, является ориентация на конкретную практическую профессиональную

деятельность. Для будущих учителей математики такой деятельностью является профессионально-педагогическая деятельность в процессе преподавания математических дисциплин.

Как отмечают многие исследователи, умение оперировать элементами математического знания неразрывно связано с математическим мышлением и логикой. Качественная математическая подготовка будущих специалистов предполагает, наряду с усвоением определённого объёма математических теорий и систем, формирование профессионального типа деятельности, сущность которого заключается в способности студента к комплексному рассмотрению объектов и явлений, творчески применять знания в конкретных ситуациях, то есть находить свой индивидуальный, оптимальный и эффективный путь решения профессиональных математических задач и упражнений. Всё это требует активного развития у студентов математического мышления [3].

Между тем, опыт работы со студентами - будущими учителями математики, показывает, что существует разрыв между знаниями, полученными в школе, и требованиями, предъявляемыми к знаниям студентов при изучении многих математических дисциплин. При этом число студентов, испытывающих почти непреодолимые трудности при изучении математических дисциплин в условиях вуза, с каждым годом растёт.

В последнее десятилетие ведущим направлением совершенствования системы высшего профессионального образования является компетентностный подход, предполагающий

переориентацию образования на такие цели, как обучаемость, самоактуализация, социализация, развитие индивидуальности, а так же развитие мышления студентов - будущих специалистов, которое в условиях профессиональной деятельности позволит принимать нестандартные решения, осваивать новые технологии и т. д. [4].

Интеллектуальные способности обладают системообразующим свойством личности и составляют основу всякого развития. Как отмечает Н.Н. Морозова [5], изучение математических дисциплин создаёт особые условия для развития личности студентов: приучает студентов рассуждать логически, дисциплинирует ум, воспитывает точность, обстоятельность и лаконичность аргументаций. Математической подготовке принадлежит особая роль и в воспитании личности студентов, развитии их общей культуры.

Студенты - будущие математики должны в процессе профессиональной подготовки усиленно развивать логическое мышление, которое имеет следующие свойства: способность к дедуктивному рассуждению, абстрагированию, систематизации и обобщению, способность анализировать, при необходимости, критиковать.

Развитие мышления у студентов - будущих учителей математики представляет собой длительный и сложный процесс, который можно условно разделить на три этапа.

Первый этап - этап адаптации. Он нацелен на пробуждение у студентов - будущих математиков социально значимой потребности в активной познавательной деятельности по развитию культуры их математического мышления и предметно-познавательных умений. На этом этапе у студентов происходит формирование умений построения целостного образа математического знания, а также отображающей его адекватной модели (например, в виде конспекта, схемы, графа, алгоритма) как способа образного представления, формализации, свёртывания информации и обеспечения возможностей ее вариативного предъявления.

Второй этап - этап совместной продуктивной деятельности. На данном этапе способы организации учебной работы и содержание выполняемых заданий усложняются. Наряду с индивидуальной практикуется работа в парах и малых группах, в ходе которой совершенствуется коммуникативная и диалоговая культура студентов, развивается способность к рефлексии. При этом растёт частота выбора и успешность выполнения заданий более высокого уровня сложности, проблемного характера, повышается интенсивность интеллектуально-познавательной деятельности.

Третий этап - этапа творческой самоорганизации и самореализации студентов. На данном этапе существенно возрастает удельный вес нестандартных, творческих индивидуальных заданий. Репродуктивные методы работы в значительной мере вытесняются поисково-исследовательскими. Формируются навыки абстрагирования, формируются эвристические приёмы умственной деятельности. Происходит развитие умений по использованию изучаемого математического аппарата для моделирования реальных объектов и процессов. Организуются такие

Библиографический список

новые формы работы, подготовка докладов, создание рефератов, разработка компьютерных программ. Все больше практикуется взаимоконтроль и самоконтроль [5].

При планомерном развитии мышления будущих педагогов средствами математических дисциплин к окончанию профессиональной подготовки студенты должны демонстрировать:

- Осознанное использование приёмов, способов, алгоритмов и методов реализации профессионально - педагогической математической деятельности.

- Выделение значимых и незначимых параметров профессионально-педагогической математической деятельности.

- Возможности применения учебного материала в новых или нестандартных ситуациях Логическое описание решения аналитических задач и упражнений.

- Системное владение основными способами, приёмами, алгоритмами и методами профессиональной математической деятельности.

- Построение логически обоснованного развёрнутого решения математической проблемы (задачи).

- Выполнение творческих проектов (олимпиады, курсовые и т. д.)

- Разработку и конструирование собственных понятий, операций и алгоритмов математической деятельности и др.

Как отмечают Н.Н. Морозова и Л.К. Проскурякова [5] основными условиями развития математических способностей и профессионально-значимых качеств у студентов являются:

- личностно-деятельностный и культуросообразный подходы к организации математического образования;

- использование межпредметных связей в обучении;

- регулярное использование методов активизации студентов;

- сочетание проблемных и информационно-репродуктивных методов обучения;

- дифференциация обучения на практических занятиях;

- использование разнообразных внеаудиторных форм работы со студентами;

- формирование у будущих учителей математики потребности в личностно-профессиональном развитии.

При этом, соглашаясь с Табишевым Т.А., отметим, что мониторинговые процедуры образовательного процесса должны быть нацелены на выявление качества математической подготовки, что невозможно без построения прочной методологической и технологической базы организации данного процесса, без знания основных компонентов профессиональной подготовки будущих учителей математики, без использования в учебном процессе основополагающих функциональных характеристик профессионально-педагогической деятельности учителя математики. При этом в процессе профессиональной подготовки необходимо использовать самые эффективные технологии, в том числе компьютерные, информационные, интерактивные технологии, зарекомендовавшие себя с самой положительной стороны [6 - 10]. Лишь с учётом этих составляющих возможно эффективное развитие математического мышления будущих учителей.

1. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. Москва, 1969.

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов и аспирантов педвузов. Москва; Волгоград: Перемена, 2002.

3. Табишев Т.А., Эржибова Ф.А.. Математическая подготовка студента как условие формирования его профессиональной математической деятельности в вузе (на примере дисциплины «математический анализ»). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015; 2 (32): 88 - 96.

4. Семеняченко Ю.А. Математические задачи как средство развития качеств продуктивного мышления студентов (на примере обучения дисциплине «Математический анализ»). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

5. Морозова Н.Н., Проскурякова Л.К. Технологический подход к развитию профессионально значимых качеств личности средствами математической подготовки. Russian Agricultural Science Review. 2015; Т. 5; № 5-2: 68 - 72.

6. Герасимова Т.Н. Особенности педагогического мышления преподавателя военного вуза. Мир образования - образование в мире. 2017; № 1 (65): 52 - 59.

7. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России. Мир образования - образование в мире. 2010; 1: 11 - 15.

8. Коломина М.В., Турасов А.И. Методические аспекты изучения дисциплины «Защита информации» в вузе. 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы IX международной научно-практической конференции. 2016: 81 - 83.

9. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: коллективная монография. Москва, 2017.

10. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.