Научная статья на тему 'Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема'

Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNOLOGICAL TRAINING / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / TEACHER TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONAL TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна

В данной статье рассматривается технологическая подготовка педагога профессионального обучения с точки зрения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения составляет часть их профессиональной компетентности и психологической перестройки мышления в условиях современных требований к профессионально-педагогической деятельности. Определено, что технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет свою специфику. Она базируется на педагогических закономерностях, изучаемых на педагогических дисциплинах, на основе знаний, полученных при изучении профессиональных дисциплин и специальных технологий, содержание которых вводит будущего педагога профессионального обучения в курс конкретных отраслей народного хозяйства, знакомит с конкретными видами профессиональной деятельности и c их воздействием на организацию профессионально-образовательного пространства. Выделены особенности технологической подготовки педагогов профессионального обучения; раскрывается сущность и содержание технологической подготовки через педагогические и профессиональные дисциплины. Представлен опыт Мининского университета по формированию технологического сознания педагога профессионального обучения через разработку учебно-методического комплекса «Педагогические технологии в профессиональном образовании». Учитывая актуальность и сложность проблемы формирования технологического сознания в Мининском университете на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами разработана дополнительная образовательная программа для педагогов профессионального обучения в области проектирования и реализации педагогических технологий, которая предполагает в перспективе расширение и совершенствование технологической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING AS A SOCIAL AND EDUCATIONAL PROBLEM

This article discusses the technological preparation of teachers of vocational training in terms of the implementation of the federal state educational standard. Technological preparation of future teachers of vocational training is part of their professional competence and psychological adjustment of thought in terms of modern requirements for professional-pedagogical activity. It was determined that the technological preparation of the future teachers of vocational training has its own specifics. It is based on pedagogical regularities studied at the pedagogical disciplines, based on the knowledge gained in the study of professional disciplines and special technologies, the contents of which introduces the future teacher of vocational training in the course of specific sectors of the economy, introduction to specific professional activities, and c their impact on the organization vocational and educational space. The features of technological preparation of teachers of vocational training; the essence and content of the training process through educational and professional disciplines. The experience Mininskogo University of Technology to form the consciousness of vocational training teachers through the development of educational complex "Pedagogical technologies in education". Given the urgency and complexity of the problem of formation of technological awareness in Mininskom University in the department of vocational education and management of educational systems to develop additional educational program for teachers of vocational training in the design and implementation of educational technology, which involves a perspective expansion and improvement of technological preparation.

Текст научной работы на тему «Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения как социально-педагогическая проблема»

педагогические науки

Маркова Светлана Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ...

УДК 378.14

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2016

Маркова Светлана Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами

Цыплакова Светлана Анатольевна, старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Н. Новгород (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматривается технологическая подготовка педагога профессионального обучения с точки зрения реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения составляет часть их профессиональной компетентности и психологической перестройки мышления в условиях современных требований к профессионально-педагогической деятельности. Определено, что технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет свою специфику. Она базируется на педагогических закономерностях, изучаемых на педагогических дисциплинах, на основе знаний, полученных при изучении профессиональных дисциплин и специальных технологий, содержание которых вводит будущего педагога профессионального обучения в курс конкретных отраслей народного хозяйства, знакомит с конкретными видами профессиональной деятельности и c их воздействием на организацию профессионально-образовательного пространства. Выделены особенности технологической подготовки педагогов профессионального обучения; раскрывается сущность и содержание технологической подготовки через педагогические и профессиональные дисциплины. Представлен опыт Мининского университета по формированию технологического сознания педагога профессионального обучения через разработку учебно-методического комплекса «Педагогические технологии в профессиональном образовании». Учитывая актуальность и сложность проблемы формирования технологического сознания в Мининском университете на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами разработана дополнительная образовательная программа для педагогов профессионального обучения в области проектирования и реализации педагогических технологий, которая предполагает в перспективе расширение и совершенствование технологической подготовки.

Ключевые слова: технологическая подготовка, педагог профессионального обучения, педагогические технологии, профессиональные технологии, профессиональное образование, профессиональное обучение.

TECHNOLOGICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING AS A SOCIAL AND EDUCATIONAL PROBLEM

© 2016

Markova Svetlana Mikhailovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of chair of professional

education and management of educational systems Tsyplakova Svetlana Anotolyevna, , assistant professor of chair of professional education

and management of educational systems Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod

Abstract. This article discusses the technological preparation of teachers of vocational training in terms of the implementation of the federal state educational standard. Technological preparation of future teachers of vocational training is part of their professional competence and psychological adjustment of thought in terms of modern requirements for professional-pedagogical activity. It was determined that the technological preparation of the future teachers of vocational training has its own specifics. It is based on pedagogical regularities studied at the pedagogical disciplines, based on the knowledge gained in the study of professional disciplines and special technologies, the contents of which introduces the future teacher of vocational training in the course of specific sectors of the economy, introduction to specific professional activities, and c their impact on the organization vocational and educational space. The features of technological preparation of teachers of vocational training; the essence and content of the training process through educational and professional disciplines. The experience Mininskogo University of Technology to form the consciousness of vocational training teachers through the development of educational complex "Pedagogical technologies in education". Given the urgency and complexity of the problem of formation of technological awareness in Mininskom University in the department of vocational education and management of educational systems to develop additional educational program for teachers of vocational training in the design and implementation of educational technology, which involves a perspective expansion and improvement of technological preparation.

Keywords: technological training, teacher training, pedagogical technologies, professional technology, professional education, professional training.

Исследование социально-экономических, культурологических, научно-технических, технико-технологических тенденций развития профессионального образования определило вектор развития образовательных технологий: ориентация целей обучения на формирование общих и профессиональных компетенций; определение принципов, обеспечивающих использование педагогических технологий на практике; содержание обучения строится в соответствии с логикой профессионально-педагогической деятельности; имитационное моделирование педагогического процесса; разработка и внедрение критериально-оценочных средств результатов обучения.

Технологическая подготовка педагога профессионального обучения, формирующая способность творческого решения профессионально-педагогических задач,

становится необходимым компонентом профессионального образования [1].

Потребность технологической подготовки определяет требования к профессиональной деятельности педагогов, современному уровню информатизации, гуманизации, интеграции и дифференциации образования; преобладанию технологической ориентации образовательного процесса.

Технологическая подготовка педагогов профессионального обучения направлена на создание единого образовательного пространства; интеграцию научной, методической, учебной и технологической деятельно-стей, обеспечение взаимосвязи педагогических, профессионально-технологических, технико-технологических знаний [2].

Маркова Светлана Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна педагогические

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ... науки

В условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта становится необходимой подготовка технологически грамотных педагогов профессионального обучения. В этой связи, технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения составляет часть их профессиональной компетентности и психологической перестройки мышления в условиях современных требований к профессионально-педагогической деятельности.

В общей системе профессионально-педагогического образования особое место принадлежит соответственно педагогической и профессиональной деятельности, чем обусловливается социальная роль педагогов профессионального обучения.

Технологически подготовленный педагог профессионального обучения должен знать не только законы и принципы профессионального обучения, сущность и структуру педагогического процесса, особенности методов, средств профессионального обучения рабочих и специалистов, но и быть готовым осуществлять технологический процесс, обеспечивающий высокий уровень сформированности общих и профессиональных компетенций [3].

Технологическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет свою специфику. Она должна базироваться на педагогических закономерностях, изучаемых на педагогических дисциплинах, на основе знаний, полученных при изучении профессиональных дисциплин и специальных технологий, содержание которых вводит будущего педагога профессионального обучения в курс конкретных отраслей народного хозяйства, знакомит с конкретными видами профессиональной деятельности и с их воздействием на организацию профессионально-образовательного пространства.

Технологическая подготовка отличается деятель-ностным характером процесса обучения, что выражается в непосредственной связи творческой составляющей в области педагогических и профессиональных учебных предметов с практическими видами деятельности [4].

Формы и методы технологической подготовки будущих педагогов профессионального обучения представляют собой целостную систему научно-обоснованных и эффективных средств формирования технологического сознания будущего педагога, в основе которой лежат следующие составляющие:

- понимание технологической деятельности педагога профессионального обучения;

- овладение междисциплинарными знаниями в области педагогической и профессиональной деятельности;

- понимание роли технологической подготовки для обеспечения качества образовательного процесса;

- наличие творческой активности и инновационной деятельности;

- наличие потребностей в овладении технологической деятельностью, направленной на повышение эффективности педагогического процесса.

В настоящее время в системе профессионально-педагогического образования отсутствуют специальные предметы, формирующие систему технологических знаний по организации профессионального обучения. Тогда учебный процесс должен строиться так, чтобы технологическая подготовка пронизывала всю систему профессионально-педагогического образования в соответствии с широким разнообразием методов и средств обучения. При этом значимыми становятся такие учебные дисциплины, как «Общая и профессиональная педагогика», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии»[5, 6, 7, 8,9].

Так, например, технологическая подготовка на занятиях по общей и профессиональной педагогике базируется на познаниях педагогических закономерностей, методологических подходах, моделях обучения. Без этих знаний невозможно представить теоретическую основу 80

технологического подхода к педагогическому процессу.

При рассмотрении особенностей педагогических технологий, сущность и структуры, их многообразие раскрывает научное понимание структурно-содержательных основ педагогических технологий, условий их реализации в процессе обучения.

Особое значение при формировании технологического сознания будущих педагогов профессионального обучения придается изучению таких вопросов педагогики, как аксиологические, онтологические, процессуальные основы педагогических технологий; требования к постановке целей, построению системного содержания обучения; организационно-содержательные механизмы подготовки обучающихся, соответственно педагогических технологий и профессиональных технологий; критерии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций [10].

Сущность технологической подготовки через содержание профессиональных дисциплин заключается в овладении профессиональными технологиями.

В Мининском университете профессиональное обучение осуществляется по следующим профилям подготовки «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Строительство», «Сервис в ЖКХ». При изучении специальных дисциплин, таких как «Сервисная деятельность», «Организация строительного производства», «Организация предпринимательской деятельности», «Управление предприятием и технологический менеджмент», «Технико-экономический анализ» и др. - важно уделить внимание следующим вопросам:

- внедрение достижений научно-технического прогресса в процесс обучения;

- удаление из учебных программ устаревших технологий профессиональной деятельности;

- внедрение инновационных технологий профессиональной деятельности в практику;

- установление соответствующих педагогических и профессиональных технологий.

Учитывая актуальность и сложность проблемы формирования технологического сознания в Мининском университете на кафедре профессионального образования и управления образовательными системами разработана дополнительная образовательная программа для педагогов профессионального обучения в области проектирования и реализации педагогических технологий, которая предполагает в перспективе расширение и совершенствование технологической подготовки [11, 12, 13, 14].

Целью данной программы является подготовка технологически грамотных и профессионально-компетентных педагогов профессионального обучения, обладающих необходимой суммой знаний, умений, опыта, способных эффективно решать проблемы, связанные с организацией учебного процесса. С этой целью, необходимо решение содержания, дидактических и методических задач в профессионально-педагогической подготовке.

Для этого разработан учебно-методический комплекс «Педагогические технологии в профессиональном образовании», предусматривающий:

- включение вопросов по технологиям в структуру предметов педагогического цикла;

- разработку учебной программы и методического комплекса с целью овладения педагогическими технологиями;

- подготовку рекомендаций по включению технологических вопросов в программу педагогической практики;

- разработку дидактического обеспечения учебного процесса (разработка методических рекомендаций для обучения и овладения педагогическими технологиями);

- подготовку учебных пособий;

- создание педагогических программных средств АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

педагогические науки

Маркова Светлана Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ...

(имитационное моделирование технологических процессов).

Разработка содержания учебного курса «Педагогические технологии в профессиональном образовании» должна реализовываться на основе достижений педагогической науки, исходя из сути технологических проблем [15, 16, 17, 18].

Для этого необходимо:

- определить факторы, обусловливающие отбор содержания технологической подготовки (социальные, общедидактические требования, специфические особенности профессионально-педагогической деятельности);

- определить логические схемы построения содержания обучения (проблемы взаимодействия педагогов и обучающихся, основные понятия о педагогических технологиях и научные основы, методы и средства процесса обучения, внешние и внутренние факторы, влияющие на профессионально-педагогическую деятельность).

Кроме того, педагогические технологии могут использоваться при организации социально-воспитательных мероприятий, необходимо при проектировании видов и форм воспитательной работы, способствующих формированию духовно-нравственных норм поведения в профессионально-образовательном пространстве.

Прогнозирование технологической подготовки предполагает удовлетворение потребностей в квалифицированных педагогах профессионального обучения, что обеспечивает подготовку квалифицированных рабочих различных отраслей народного хозяйства.

Таким образом, технологическая подготовка один из элементов профессионально-педагогического образования рассматривается как основа для формирования нового педагогического мышления, нового способа наращивания интеллектуального потенциала общества, обеспечивающего устойчивое развитие новой образовательной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). С. 12.

2. Маркова С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 296-301.

3. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.

4. Полунин В.Ю. Проектирование технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов // В мире научных открытий. 2014. № 3 (51). С. 373-378.

5. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4 (4). С. 10.

6. Лапшова А.В., Царева И.А. Применение технологии «обучение в сотрудничестве» на учебном занятии // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 134-136.

7. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.

8. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров в области стандартизации, сертификации и метрологии // В сборнике: Техническое регулирование в едином экономическом пространстве Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с междуна-

родным участием. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 172-183.

9. Быстрова Н.В. Проектирование курса «философия и история образования» в контексте дистанционного образования // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 86-89.

10. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 16.

11. Ваганова О.И. Технология разработки содержания профессионально-педагогического образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 8 (40). С. 40-49.

12. Колдина М.И. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 4. С. 36-40.

13. Цыплакова С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования // Казанская наука. 2013. № 4. С. 221-224.

14. Седых Е.П. Моделирование управления педагогическим процессом в профессиональной школе // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 170-180.

15. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.

16. Полунин В.Ю. «Теория и методика профессионального образования» как учебный предмет // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 217219.

17. Полунин В.Ю. Особенности теории и методики профессионального образования как учебной дисциплины // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 278-281.

18. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 489-493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.