Научная статья на тему 'Технологическая компетенция сотрудников учреждений сониального обслуживания населения'

Технологическая компетенция сотрудников учреждений сониального обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция / компетентность / технологии / социальные технологии / технологическая компетенция / competency / technologies / social technologies / technological competency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — У. Н. Бибалаева, P. X. Шаймарданов

В статье анализируется содержание понятий «компетенция», «компетентность», «технологическая компетенция», «компетентностный подход» на основании изучения научной литературы и трудов. Рассматривается необходимость постоянного совершенствования технологической компетенции у сотрудников учреждений социального обслуживания, приобретения новых знаний, умений ориентироваться в постоянно меняющихся требованиях профессии, в связи с появлением социальных технологий и новых нормативно-правовых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPETENCY OF SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS STAFF

The article analyses the notions «expertise», «competency», «technological competency» according to academic literature. The need for regular improvement of social service institutions staff technological competency, new knowledge acquisition, finding skills in constantly changing requirements to functions because of social technologies emergence is considered.

Текст научной работы на тему «Технологическая компетенция сотрудников учреждений сониального обслуживания населения»

ПРОБА ПЕРА FIRST ATTEMPT AT WRITING

Пелагогические науки

Pedagogical Science

YAK 364.04 ББК 60.95

У.Н. БИБАЛАЕВА, P.X. ШАЙМАРААНОВ

U.N. BIBALAEVA, R.H. SHAIMARDANOV

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНУИЯ СОТРУАНИКОВ УЧРЕЖАЕНИЙ СОУИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

TECHNOLOGICAL COMPETENCY OF SOCIAL SERVICE INSTITUTIONS STAFF

В статье анализируется содержание понятий «компетенция», «компетентность», «технологическая компетенция», «компетентностный подход» на основании изучения научной литературы и трудов. Рассматривается необходимость постоянного совершенствования технологической компетенции у сотрудников учреждений социального обслуживания, приобретения новых знаний, умений ориентироваться в постоянно меняющихся требованиях профессии, в связи с появлением социальных технологий и новых нормативно-правовых документов.

The article analyses the notions «expertise», «competency», «technological competency» according to academic literature. The need for regular improvement of social service institutions staff technological competency, new knowledge acquisition, finding skills in constantly changing requirements to functions because of social technologies emergence is considered.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, технологии, социальные технологии, технологическая компетенция.

Key words: expertise, competency, technologies, social technologies, technological competency.

Теоретические и методологические основы исследования процесса совершенствования технологической компетенции позволили определить актуальность, сущность, содержание понятия «компетентность сотрудника социального обслуживания населения» и «компетенций», входящих в состав данной компетентности.

Компетентностный подход, реализуемый повсеместно в связи с подписанием Болонских соглашений, в профессиональной подготовке специалистов стало некой необходимостью и имеет свой комплекс понятий. Большой объем научных исследований и трудов посвящены изучению понятий «компетентность» и «компетенций». Ученые разработали структуру, компоненты, виды компетенций, необходимых сотрудникам учреждений социального обслуживания населения, направленной на удовлетворение запросов получателей и выполнения государственного и социального заказа. При этом необходимо учитывать, что компетенции должны быть направлены на то, что ценно и необходимо сегодня и учитывать, что будет важным и востребованным в ближайшую перспективу. Стало востребованной необходимостью выделить в структуре компетентности технологическую и определить её сущностную основу. Изучение проблемы совершенствования технологической компетенции у сотрудников учреждений социального обслуживания потребовало уточнения основных понятий исследования: «компетентность сотрудника социального обслуживания населения», «компетенции сотрудника социального обслуживания населения», «технологическая компетенция сотрудника социального обслуживания населения».

Изучение и анализ научной литературы и трудов показал многообразие и сложность трактовки понятий «компетенций», «компетентность», «технологическая компетенция», отсутствие единой позиции и формулировок.

Когда изменяется предмет деятельности, то перестраиваются и её мотивы. Способы же выполнения предыдущей деятельности (действия и операции), обобщаясь, преобразовываются в новые конструкты - компетенции [6, с. 46].

Человеку сейчас не только важно знать и уметь, по необходимости мобилизовать свой потенциал для действия в определенных ситуациях. Наряду с профессиональными компетенциями, относимыми к сфере конкретной профессиональной деятельности, выделяются ключевые, универсальные компетенции, которые нужны каждому человеку.

В состав компетенций входит знания, освоенные способы деятельности, обязательно - опыт осуществления деятельности, позитивное отношение к сфере, охватываемой компетенцией, личностные качества, которые способствуют эффективному решению соответствующих проблем [8, с. 78].

Дж. Равен под компетентностью понимает «специфическую способность, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [3, с. 107]. Быть компетентным - значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня. «На фундаментальном уровне находятся все специфические умения и способности для выполнения определенного действия, а на высшем - компетентности для организации деятельности любого вида: инициатива, организаторские способности, коммуникативность, способности к рефлексии и др.» [3, с. 181].

А.В. Хуторской определяет, что «компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней» [10, с. 108].

Технологизация социальной сферы связана с переходом к постиндустриальному типу общества. Появляются социальные технологии, которые меняют отношение специалиста к выполнению профессиональных обязанностей. Возникает необходимость постоянного совершенствования, приобретения новых знаний, умения ориентироваться в постоянно меняющихся требованиях к профессии.

В.А. Сластёнин считает, что «понятие технологии стало своеобразным регулятивом научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие состоит в том, что оно побуждает <...> находить основания результативности деятельности; мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать требуемый результат; строить деятельность на интенсивной, то есть максимально научной, а не экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью предотвращения её коррекции по ходу исполнения; использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т.п.» [9, с. 49-74].

Ерусланова Р.И. отмечает, что «целенаправленная деятельность по подготовке общества к происходящим демографическим изменениям требует укрепления системы социальных служб, совершенствования технологий решения экономических, семейно-бытовых, психологических и мн. др. проблем, имеющих жизненно важное значение для пожилых людей» [5, с. 5].

Е.И. Никифоровой «технологическая компетентность» понимается как компонент целостной профессионально-личностной структуры, характеризуется как комплекс когнитивных, операционально-деятельностных, дидак-тико-проектировочных и рефлексивно-аналитических умений, опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной деятельности педагога» [7, с 242].

Уместно будет для сравнительного анализа привести определение Р.Х. Шаймарданова технологической компетенции учителя, которая предполагает:

- способность будущего учителя осуществлять педагогический процесс, используя логически выстроенную последовательность операциональных действий для достижения поставленной цели;

- способность планировать учебную деятельность, а именно ставить цели, задачи, использовать закономерности и принципы для их достижения, отбирать необходимое содержание, методы, формы, средства для реализации учебной деятельности;

- способность вести научное исследование, выступать с докладом и опубликовать материалы в научных изданиях;

- способность логически мыслить, поэтапно представляя цепочку реализации от цели до результата [1, с. 56-57].

Л.К. Гребенкина в качестве структурных элементов технологической компетентности выделяет «блок знаний (методологических, информационно-содержательных, методических, технологических, творческих), педагогическую технику, набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия, умение проектировать и конструировать новые технологии, творческие способности» [4, с. 441].

Принимая во внимание наличие потребности в необходимых знаниях, умениях, предъявляемых профессиональными стандартами к сотрудникам, предоставляющим социальные услуги, требования повышения качества социальных услуг, специфику и уровень профессиональной подготовки сотрудников учреждения, выделяем следующие технологические компетенции, формируемые у сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение:

1. Углубление знаний социального права. Знания социального права для сотрудников учреждений социального обслуживания - это знания нормативно-правовой базы в сфере социального обслуживания населения, необходимые для своевременного и качественного предоставления социальных услуг. Нормативно-правовое обеспечение представлено законодательными актами, приказами и постановлениями федерального, регионального, окружного уровня.

2. Владение новыми методами и средствами решения проблем граждан. Практическая деятельность, которую осуществляют учреждения социального обслуживания населения, используемые ими новые методы и техники решения проблем граждан в современном обществе, находят свое отражение в понятии «технологии социальной работы». Оно может быть рассмотрено как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы с целью улучшения качества жизни населения.

3. Развитие коммуникативной культуры специалиста. Коммуникативная культура - это способность человека запомнить эффективные коммуникационные методы и использовать эти знания, адаптируя их к различным контекстам.

Важно отметить, что человек с развитой коммуникативной культурой - это цельная личность, способная дипломатично и находчиво справиться с любой речевой или переговорной ситуацией.

В таблице указаны умения и знания, необходимые для измерения уровня совершенствования технологической компетенции [2, с. 6-7, 14-25].

Таблица

Умения и знания, необходимые для измерения уровня совершенствования технологической компетенции

Необходимые умения Необходимые знания

1 2

Углубление знаний социального права

Проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения

Осуществлять социальное консультирование Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания

Фиксировать полученную от гражданина информацию Основные направления политики социальной защиты населения

Хранить и обрабатывать персональные данные Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания

Обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации Типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг

Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения Типология проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.)

Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов её преодоления Виды, структура и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг

Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе

Анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой

222 Продолжение табл.

1 2

Направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам Технология социальной работы

Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации Особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом

Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации Основные направления политики социальной защиты населения

Повышать свою профессиональную квалификация в области реализации трудовых функций Основы самоорганизации и самообразования специалистов

Совершенствование технологической компетенции

Обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая Основы проектирования, прогнозирования и моделирования плановых действий в социальной работе

Применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи Основные типы проблем, возникающих у граждан - получателей социальных услуг

Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения

Выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности её решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений) Регламент межведомственного взаимодействия

Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др. Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (специалист по социальной работе, психолог, специалист по реабилитации инвалидов, юрист и т.д.)

Выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций Методы и технологии самоактуализации граждан - получателей социальных услуг

Разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования

Анализировать применимость существующих социальных технологий для реализации социального проекта (программы) Методы и технологии управления социальными рисками

Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания Технологии социальной работы с различными группами населения

Взаимодействовать со средствами массовой информации, как научного, так и общественно-популярного плана, для привлечения внимания общественности к социальным проблемам общества, организации рекламы социальных услуг Основы взаимодействия со средствами массовой информации

Окончание табл.

1 2

Развитие коммуникативной культуры

Устанавливать контакты с социальным окружением гражданина Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности

Проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние Быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности

Обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности специалиста

Мотивировать граждан - получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации Психологические и социально-педагогические основы социальной работы

Составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки Психология личности, возрастная психология

Определить индикаторы состояния социальной ситуации Сущность и особенности проявления кон-фликтогенных процессов, ситуаций социального риска

Использовать инструменты межличностных коммуникаций Психология и социология личности и группы

Урегулировать конфликты, владеть навыками медиации в социальной сфере Основы конфликтологии и медиации

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что технологическая компетенция - это профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для качественного и результативного исполнения сотрудниками своих должностных (функциональных) обязанностей. Отличаются от других компетенций тем, что охватывают область специальных знаний и умений (знания социальных технологий), и главное - не просто объем знаний, а способность применять их в практической деятельности с учетом индивидуальной востребованности получателями социальных услуг. Совершенствование технологической компетенции позволит в учреждении социального обслуживания достичь поставленной задачи в рамках исполнения государственного и социального заказа - это удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах.

Однако, как показывает практический опыт и проведенные опросы, большинство сотрудников учреждений социального обслуживания, вне зависимости от их уровня профессионального образования, возраста, стажа работы не владеют технологической компетенцией, не знают, как решать ситуационные неординарные задачи при предоставлении социальных услуг различным категориям населения.

Проведено анкетирование в учреждении социального обслуживания (Комплексный центр социального обслуживания населения), в котором участвовали 113 сотрудников, предоставляющих социальные услуги населению. На вопрос: «Какие пробелы есть у специалистов в знаниях, умениях, навыках необходимых для более успешного выполнения должностных обязанностей?» 75 человек ответили: «Неумение применять на практике новые тех-

нологии, методики социальной работы». На вопрос: «В каком направлении необходимо проводить обучение специалистов?» 73 специалиста ответили «Изучение новых методов, технологий социальной работы».

Итак, сотрудники затрудняются при реализации определенных современных социальных технологий, внедрения исследовательской деятельности. Эти трудности обусловлены постоянно меняющейся нормативно-правовой базой по предоставлению социальных услуг, недостаточной профессиональной подготовкой будущих сотрудников учреждений социального обслуживания в вузах, в результате которой не в полной мере формируются необходимые умения, знания, навыки и уделяется недостаточное внимание практической деятельности подготовки будущих специалистов. В учреждениях социального обслуживания восполнение данных пробелов происходит через внутрифирменное обучение сотрудников.

Литература

1. Алиева, К.Э. Технологическая компетенция будущего учителя / К.Э. Алиева, Р.Х. Шаймарданов // Научное мнение. - 2012. - № 4. - С. 54-60.

2. Бибалаева, У.Н. Персональная технологическая карта отслеживания процесса совершенствования технологической компетенции сотрудника учреждения социального обслуживания через внутрифирменное обучение (экспериментальный материал) [Текст] / У.Н. Бибалаева, Р.Х. Шаймарданов. - Сургут : Дефис, 2016. - 52 с.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

4. Гребенкина, Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Гребенкина. - М., 2000. - 441 с.

5. Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст] : учеб. пособие / Р.И. Ерусланова. - 4-е изд. - М. : Дашков и К, 2010 - 164 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.

7. Никифорова, Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Никифорова. - Чита, 2007. - 242 с.

8. Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе [Текст] / И. Осмоловская // Народное образование. - 2006. - № 5. -С. 78.

9. Сластенин, В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 49-74.

10. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М. : Изд-во МГУ, 2013. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.