Научная статья на тему 'Технико-внедренческие зоны в вузах конкретный шаг в инновационном направлении'

Технико-внедренческие зоны в вузах конкретный шаг в инновационном направлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ВУЗ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ / INNOVATIVE EDUCATION / INNOVATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INNOVATIVE EDUCATION PROGRAMMES / TECHNOLOGY INTRODUCTION ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мушаева О. В.

В статье рассмотрены некоторые подходы к реформированию системы профессионального образования в России в условиях перехода экономики на инновационный тип развития. В качестве одного из вариантов развития данной сферы предлагается взаимодействие вузов с создаваемыми в настоящее время технико-внедренческими зонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мушаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY INTRODUCTION ZONES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION AS ACONCRETE STEP FOR INNOVATION

Some approaches to reforms of professional education system in Russia in terms of economy transition to innovative type of development are considered in the article. The article focuses on the interaction of higher education institutions with technology introduction zones.

Текст научной работы на тему «Технико-внедренческие зоны в вузах конкретный шаг в инновационном направлении»

насколько качественными являются оценочные технологии, которые должны соответствовать следующим требованиям:

1. Независимости оценки от чьего-то частного мнения или отдельных суждений, стремлению к конкретизации критериев и обеспечению их количественной определенности.

2. Надежности и независимости от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных).

3. Достоверности в отношении деятельности. Оцениваться должен реальный уровень владения навыками, насколько успешно человек справляется со своим делом.

4. Возможности прогноза. Оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально.

5. Комплексности. Оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.

6. Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (т.е. обладать свойством внутренней очевидности).

7. Проведение оценочных мероприятий не только не должно дезорганизовывать работу коллектива, но встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

К основным задачам оценки персонала можно отнести:

1. Управленческое воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора можно

показать сотруднику его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персонала, определить размеры вознаграждения, так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника можно справедливо оплатить его труд.

2. Развитие персонала, так как обеспечивает выбор достойных форм поощрения и содействия профессиональному росту работников.

3. Рациональное использование сотрудников, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего места, повышении по службе, перемещении, высвобождении.

4. Трудовая мотивация, так как это импульс к сознательной деятельности сотрудников, направленной на повышение достижений.

Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как:

- установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;

- удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

Итак, при соблюдении указанных выше принципов, требований и задач система оценки труда персонала создает стойкое чувство справедливости существующих социально-трудовых отношений и позволяет обеспечить корпоративную целостность организации.

1. Такой рабочий день может устанавливаться, например, для административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала (руководителей предприятий, их структурных подразделений, специалистов и т.д.), а также для работников, рабочее время которых в связи с особенностями труда не поддается точному учету.

УДК 378

ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ВУЗАХ - КОНКРЕТНЫЙ ШАГ В ИННОВАЦИОННОМ НАПРАВЛЕНИИ

О.В. Мушаева,

аспирантка кафедры экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

В последние годы роль профессионального образования в национальной инновационной системе (НИС) постоянно возрастает. Например, в предложениях по структуре НИС еще В.В. Ивановым была выделена специальная подсистема образования и профессиональной подготовки, к которой были отнесены университеты и специализированные вузы с ярко выраженным практическим уклоном [1, с. 16]. Это возлагало на систему высшего образования, помимо решения проблем, связанных с подготовкой кадров, и некоторые другие задачи по развитию инновационного сектора экономики.

Однако многоаспектное использование инновационного потенциала вузов зачастую воспринимается достаточно ограниченным в связи со сложившимся у большинства стереотипом доминирования исключительно образовательной роли в деятельности высших учебных заведений. Вместе с тем анализ показывает, что снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. В странах с развитой системой экономических отношений вуз давно уже является эффективной и самоокупающейся системой, генерирующей инновационные идеи, осуществляю-

щей разработки, а также оказывающей консультационные услуги и проведение экспертиз [6, с. 43]. Инновационное образование предполагает, что за счет интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства обучение будет происходить непосредственно в процессе создания новых знаний.

Современная государственная политика в области реформации высшего профессионального образования РФ выдвигает в качестве одной из преобладающих форм устройства высших учебных заведений России так называемую инновационную модель вуза. По замыслу реформы, университеты должны стать образовательными организациями предпринимательского типа, основной целью функционирования которых является повышение их конкурентоспособности в соответствующих сегментах народного хозяйства, отвечающих содержанию, характеру и специализациям их образовательной деятельности. При этом должна осуществляться перестройка деятельности университетов в направлении ее коммерциализации и создания на их базе инновационных конкурентоспособных бизнес-структур, осуществляющих во взаимодействии с работодателями - стратегическими партнерами университетов - интеграцию образовательной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной деятельности.

В настоящее время нередко инновационность вуза связывают только с использованием в нем в рамках образовательного процесса так называемых инновационных образовательных программ, сущность которых заключается либо в применении новых форм и методик преподавания (например, дистанционное обучение и т.п.), либо во введении новых специальностей. Многие из подобных программ реализуются в рамках приоритетного национального проекта «Образование», где на них выделяются значительные бюджетные средства (таблица).

Объемы бюджетного финансирования инновационных образовательных программ проекта «Образование»

При этом развитие деятельности существующих вузов на основе таких инновационных образовательных программ (ИОП) в данном проекте зачастую трактуют как трансформацию их в так называемые университеты инновационного типа [3, с. 28], хотя фактически именно таковыми они и не являются. Рассматривая резуль-

таты деятельности вуза, можно сделать вывод о том, что применение ИОП кардинально не меняет квалификации выпускаемых специалистов, не развивает в них стремление к инновационной активности. Результатом такого подхода станет вуз, работающий не на инновационное развитие экономики страны и вносящий в это дело реальный вклад, а вуз, активно совершенствующий собственные технологии образования.

Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования является направлением приоритетного национального проекта «Образование», нацеленным не только на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, но и на интеграцию образования и науки и формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах. Однако в разделах финансирования не отражаются расходы государства на формирование бизнес-структур, служащих интеграции вузовской науки и предпринимательства, не выделяются деньги на создание лабораторий взаимодействия академической и вузовской науки. По сути, приоритетный национальный проект «Образование» ограничивается только финансированием ИОП, уделяя недостаточно внимания формированию инновационной культуры общества, подготовке инновационно грамотных специалистов, стимулированию у них в условиях многоукладной российской экономики интереса к инновационному предпринимательству на ранних стадиях получения профессионального образования. Такой подход может привести только к совершенствованию технологий преподавания в пределах классического образовательного процесса, «информатизации» применяемых методик подачи материала, способствующих улучшению восприятия материала, его углубленному изучению, освоению современных информационных технологий. При этом ориентация выпускаемых специалистов на инновационную деятельность по-прежнему будет зависеть только от их личных мотивационных факторов.

К настоящему времени в системе высшей школы предпринимаются отдельные попытки создания, а отчасти уже созданы элементы, относящиеся к региональной инновационной инфраструктуре, однако в масштабах общероссийской системы образования количество подобных структур остается незначительным. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям В.К. Осипов выделяет четыре ключевых аспекта в инновационном развитии экономики: кадры для инновационной деятельности, идеи, составляющие основу и содержание этой деятельности, востребованность идей, инновационных разработок в экономике и инновационной инфраструктуре [5, с. 5]. Учреждения высшего профессионального образования, по нашему мнению, должны стать ядром системы, координирующей основные направления инновационной стратегии развития страны, обеспечивая в своих пределах, помимо деятельности по подготовке кадров, также генерирование идей, служащих основой инновационной деятельности, и функционирование некоторых элементов НИС инфраструктурного характера. Активное взаимодействие организаций профессиональной подготовки с институтами фундаментальной и прикладной науки позволит более полно реали-

Мероприятия 2006 г., млрд руб. 2007 г., млрд руб. Изменение

д . рб Мр %

Национальный проект «Образование», всего 29,3 48,9 19,6 66,9%

Внедрение инновационных образовательных программ 8,0 18,0 10,0 125,0%

Внедрение современных образовательных технологий 1,5 4,0 2,5 166,7%

Развитие системы национальных университетов и бизнес-школ 3,0 6,0 3,0 100,0%

Подготовка рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств 0,0 0,3 0,3

♦------------------------------------------------

зовать такую стратегию. Благодаря организационной роли высшего образования в выстраивании взаимодействия с министерствами и ведомствами других сфер становится возможным, на наш взгляд, выбор инновационного пути развития экономики, позволяющего формировать новый, инновационно-ориентированный тип личности.

По мнению профессора Российской академии государственной службы К.И. Плетнева и профессора, президента Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства Ю.В. Шленова, современный институт высшей школы должен формировать предпринимательскую инициативу общества и связанные с ней качества, определяющие успех в конкурентной среде, характерной для рынка. Подготовка в рамках высшей школы будущих управленцев, способных не только заложить новый инновационный фундамент экономики страны, но и успешно управлять на его основе сетью связанных общими стратегическими целями эффективных компаний, приобретает все большее значение для достижения успеха в переводе экономики России на инновационный путь развития [3, с. 86].

При данном подходе к развитию высшей школы инновационные вузы должны стать основой реформирования сферы образования. Создание одной из эффективных моделей инновационного вуза возможно также путем объединения его деятельности в научно-технической сфере с технопарком. Одним из главных направлений деятельности технопарка является формирование им среды, в которой на практике реализуются основные звенья инновационного цикла создания новшеств. Таким образом, технопарк выполняет функцию структуры, соединяющей научные исследования, инновационную деятельность и рынок нововведений в научно-технической сфере. Партнерство университетов с технопарками позволит обеспечивать качественную подготовку специалистов инновационной направленности и оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие региона, профильных отраслей промышленности и системы профессионального образования [4, с. 35]. Очевидно, что главной задачей взаимодействия технопарков и вузов на этом пути является повышение эффективности использования научных разработок и применение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производстве.

В данной ситуации некими инновационными комплексами, базой которых выступает научная школа, позволяющая готовить кадры соответствующего уровня и развиваться малому наукоемкому производству, должны стать прежде всего создаваемые в настоящее время федеральные университеты [7]. Рассматривая ситуацию, складывающуюся с формированием федеральных университетов, необходимо отметить, что определенные сложности связаны с проведением НИОКР инновационной деятельностью университетов и их взаимодействием с бизнес-структурами. Для решения этих проблем возможно использование такого государственного экономического инструмента, как особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Сопряжение федерального университета с созданной на прилегающей к нему территории технико-внедренческой зоной позволит объединить некоторые объекты инновационной инфраструктуры вуза с инфраструктурой

зоны, снизив объемы бюджетного финансирования, сосредоточив внимание на каждом объекте и расширив его функциональность. Такое объединение позволит федеральным университетам облегчить поставленную перед ними задачу по диверсификации источников финансирования.

Например, организация бизнес-инкубатора при таком университете позволит малым инновационным фирмам решать кадровые проблемы и одновременно пользоваться инфраструктурными объектами и льготами, предоставляемыми зоной. Вместе с тем активная инновационная деятельность наукоемких предприятий, взаимодействующих с вузом, поможет развитию у студентов и преподавателей «инновационного мышления», направленного на стремление к деятельности, приносящей не только научный, но и коммерческий результат. По нашему мнению, это также должно повысить уровень коммерциализации результатов НИОКР.

В соответствии с программами в задачи федеральных университетов входит создание основ региональной инновационной системы как совокупности взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерциализацией знаний и технологий для реализации долгосрочных интересов страны, заключающихся в формировании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство. Технико-внедренческие зоны, выступая инфраструктурным объектом НИС, являются неотъемлемой частью инновационной системы регионального уровня, одной из задач которой является развитие инновационности производств сопредельных территорий. Благодаря единству целей создания рассматриваемых структур возможно их тесное взаимодействие. Следование инновационно-ориентированному сценарию должно сопровождаться интенсивным развитием высокотехнологичного и информационного секторов и ослаблением зависимости от нефтегазового и сырьевого секторов.

По мнению авторов концепции Южного федерального университета, на территории юга России уже созданы условия для образования ряда технико-внедренческих и промышленно-производственных особых экономических зон, основой которых должны стать межрегиональные производственно-технологические кластеры. При этом вуз рассматривается как ядро модер-низационного процесса в сфере высшего образования, обеспечивающее рынок труда кадрами соответствующего уровня. Однако территория, соответствующая условиям создания на ней технико-внедренческой зоны, по законодательству должна располагаться на территории одного региона. По мнению организаторов конкурса, проводимого Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами, на территории Южного федерального округа пока не создано всех необходимых условий для создания там технико-внедренческой зоны. По нашему мнению, формирование в пределах федерального университета инфраструктурных объектов инновационной направленности может решить эти проблемы, создав предпосылки для возникновения зоны ко времени проведениия следующего конкурса. При этом последующее подключение университета к технико-внедренческой зоне позволит расширить сферы его деятельности, совместить образовательные процессы с инновационными.

Другим подходом может стать сопряжение техниковнедренческих зон с ведущими техническими вузами с ярко выраженным практическим уклоном, имеющими отраслевую специализацию: Московский инженернофизический институт (МИФИ) и Московский институт стали и сплавов (МИСиС). Концепция организации Национального ядерного университета на базе МИФИ и Национального технологического университета на базе МИСиС говорит об особом внимании государства к научным школам этих вузов. Такой подход позволит перейти к следующему этапу в эксперименте по созданию технико-внедренческих зон, оказывая влияние на отрасли, обозначенные в качестве приоритетных, в условиях инновационного развития страны.

В целом можно сделать вывод о том, что стремления органов государственной власти к адаптации фундаментальной и прикладной науки к инновационным процессам в экономике и ориентация на укрепление связей высших учебных заведений и бизнеса с целью создания оптимальных и взаимовыгодных форм сотрудничества очевидны. В данной ситуации большое значение имеет своеобразное «распределение ролей» в схемах такого взаимодействия и отведение особого места системе профессионального образования в общей со-

вокупности мероприятий по переходу экономики на инновационный тип развития.

1. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: теория и практика формирования. М., 2004.

2. Плетнев К.И. Инновационные аспекты приоритетного национального проекта «Образование» // Государственная служба. 2007. № 2.

3. Плетнев К.И., Шленов Ю.В. Высшая школа России и инновационное развитие национальной экономики // Инновации. 2008. № 1.

4. Русяева Т.П., Шестопалов М.Ю. Задача оптимизации деятельности инновационного университета на основе интегральных рейтинговых критериев оценки его деятельности // Инновации. 2007. № 1.

5. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на тему: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» // Инновации. 2008. № 6.

6. Титова В.А., Латуха О.А. Современные аспекты управления инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6.

7. Указ Президента Российской Федерации «О федеральных университетах» от 07.05.2008 № 716.

УДК 347.214.2

УЧЕТ РИСКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ (использование метола лисконтирования денежных потоков лля оценки торговой недвижимости)

Торговая недвижимость является одним из крупнейших секторов коммерческой недвижимости, имеющей высокий спрос на рынке. При оценке данного типа недвижимости требуется учитывать большое количество факторов.

Вероятностная структура среды, в которой находится торговое предприятие, и наличие труднопредсказуемых и внезапно проявляющихся факторов порождают особые риски. Многие аспекты допустимых рисков учитываются при использовании для оценки доходного подхода [9]. По мнению исследователей, именно данный подход является наиболее приемлемым для анализа ситуаций, требующих учета докритического систематического риска. Если прогнозируются постоянные или плавно с незначительным темпом изменяющиеся доходы в ситуации низкого уровня неопределенности, то используется метод прямой капитализации. Но этот метод очень ненадежен для учета специфических рисков [4].

Если динамика изменения доходов значительна и имеет нерегулярный характер, то используется метод дисконтированных денежных потоков (ДДП). Этот метод является в рамках доходного подхода основным методом оценки [3, с. 33]. Он базируется на учете тех доходов, которые объект недвижимости способен принести в будущем пользователю, включая выручку от продажи. В рамках данного метода оценки более точно учитывают возможные риски. Именно он является необходимым (но не всегда достаточным) при оценке объектов торговой недвижимости. Исследователи отмечают существование устойчивой зависимости между дисконтируемым денежным потоком и рыночной стоимостью предприятия [11, с. 71].

В статье рассматривается применение метода дисконтирования денежных потоков для оценки торговой недвижимости и исследуется воп-

И.Н. Петров,

соискатель кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита, СГСЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.