Научная статья на тему 'Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе подготовки с учетом их психофизиологических особенностей'

Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе подготовки с учетом их психофизиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
457
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТЫ / ИГРОВОЙ МЕТОД / SPORT ORIENTIRING / THE TRAINING INITIAL STAGE IN SPORTS ORIENTIRING / TECHNICO-TACTICAL PREPARATION / TESTS / GAME METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сираковская Яна Вадимовна

В статье представлены данные, подтверждающие гипотезу о большей эффективности, сравнительно с традиционными, игрового метода в развитии когнитивных процессов юных спортсменов-ориентировщиков, когнитивных стилей деятельности и повышение уровня физической подготовленности как основных составляющих технико-тактической подготовки начинающих ориентировщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сираковская Яна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tehniko-tactical preparation of orienteer''s runners at the initial stage of preparation taking into account their psychophysiological features

In article are submitted data confirming a hypothesis on bigger efficiency, compared with traditional, a game method in development of cognitive processes of young athletes-orienteers, cognitive styles of activity and increase of level of physical readiness as main components of technical and tactical preparation of beginning orienteer.

Текст научной работы на тему «Технико-тактическая подготовка спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе подготовки с учетом их психофизиологических особенностей»

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Аннотация

В статье представлены данные, подтверждающие гипотезу о большей эффективности, сравнительно с традиционными, игрового метода в развитии когнитивных процессов юных спортсменов-ориентировщиков, когнитивных стилей деятельности и повышение уровня физической подготовленности как основных составляющих технико-тактической подготовки начинающих ориентировщиков.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, начальный этап подготовки, технико-тактическая подготовка, тесты, игровой метод.

Я.В. СИРАКОВСКАЯ, МГАФК, Малаховка

Abstract

In article are submitted data confirming a hypothesis on bigger efficiency, compared with traditional, a game method in development of cognitive processes of young athletes-orienteers, cognitive styles of activity and increase of level of physical readiness as main components of technical and tactical preparation of beginning orienteer.

Key words: sport orientiring, the training initial stage in sports orientiring, technico-tactical preparation, tests, game method.

Введение

На начальном этапе подготовки в спортивном ориентировании совершенствование технико-тактических действий юных спортсменов занимает основное место в тренировочном процессе. Технико-тактическая подготовка, в свою очередь, успешна настолько, насколько используемые методы соответствуют естественным потребностям детей определенного возрастного периода. В этой связи особо следует выделить игровой метод.

Методы и организация

В эксперименте приняли участие 16 юных спортс-менов-ориентировщиков. Были образованы две группы - контрольная и экспериментальная, по 8 чел. в каждой группе. Контрольная группа занималась по общепринятым методикам подготовки юных ориенти-ровщиков (Ю.С. Воронов, 2003). Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике на основе игрового метода, включающей в себя спортивные, психотехнические, подвижные игры и эстафеты, игры-лабиринты и мини-ориентирование. Нами разработаны методические требования к применению названных видов игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе юных ориентировщиков на начальном этапе подготовки, а именно:

1) дозирование времени, отводимого на использование игровых средств подготовки (примерно 40% от общего объема часов в годичном цикле);

2) ограничение количества игр на одном занятии (от 1 до 2-3 игр при следующем временном распределении: на психотехнические и подвижные игры - не более 20 мин (20-30%), на игры-лабиринты, спортивные игры - не более 40 мин (40-60%);

3) применение игр с учетом их дифференциации как наиболее соответствующих составным частям трениро-

вочного занятия (подготовительная, основная - спортивные игры, игры-лабиринты, мини-ориентирование; заключительная - психотехнические, иногда подвижные);

4) соответствие видов игровой деятельности характеру периода подготовки в годичном цикле (подготовительный, соревновательный, переходно-восстано-вительный);

5) чередование занятий, включающих и не включающих игровые виды деятельности.

Результаты и их обсуждение

Основным критерием определения эффективности предложенной методики для повышения технико-тактических действий начинающих спортсменов-ориен-тировщиков является анализ данных, полученных по результатам психолого-педагогического тестирования, включающего в себя специфические тесты, используемые в спортивном ориентировании, такие, как «Фрагменты карт» и «Выбор пути», и оценку их соревновательной деятельности. Всего было проведено 3 тестирования: до эксперимента, на промежуточном этапе и на заключительном этапе.

После обработки полученных данных по тестам «Фрагменты карт» и «Выбор пути» были определены значимые изменения. Так, экспериментальная группа по тесту «Фрагменты карт» превзошла контрольную на уровне значимости р < 0,01 по критерию Манна -Уитни, из восьми участников экспериментальной группы сопоставить точно все 10 фрагментов карт смогли двое спортсменов, один занимающийся допустил 1 ошибку, определив правильно 9 фрагментов, трое набрали 8 баллов, остальные справились с 7 фрагментами. В контрольной группе лишь один спортсмен выполнил задание с двумя ошибками, остальные в среднем правильно выполнили 7 заданий.

ФНЦ ВНИИФК

Для оценки теста «Выбор пути» нами применялся критерий Фишера. Выбор критерия обусловлен тем, что результаты теста представлены в дихотомической шкале (значение переменной = выполнил/не выполнил). В первом и втором тестировании вычисленные значения меньше критического (1,65 на уровне значимости 0,05), и они равны 0,54 и 0,51 соответственно. В третьем тестировании с заданием справились 8 чел. из экспериментальной группы и шесть - из контрольной, эмпирическое значение критерия при этом равно 2,09, а это значительно превышает критическое значение, соответственно достоверное различие есть р < 0,05.

На начальном этапе эксперимента проводилось тестирование на принадлежность детей к тому или иному когнитивному стилю восприятия информации. Из всех испытуемых поленезависимые - импульсивные составили 12,5%, полезависимые - импульсивные - 50%, по-лезависимые - рефлективные - 25%, поленезависимые -рефлективные - 12,5%.

По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование когнитивных стилей, которое показало тенденцию к переходу от полезави-симости к поленезависимости, который происходит одновременно с понижением эмоциональности в интеллектуальной сфере и повышением эмоциональной устойчивости.

На основе полученных данных можно сделать выводы о том, что на начальном этапе для большинства детей характерен полезависимый-импульсивный когнитивный стиль восприятия информации. Дети с таким стилем тратят больше времени, чтобы увидеть «детали» и понять их связь с целым. Зависят от внешних факторов. Для юных спортсменов с таким стилем характерно целостное, недифференцированное восприятие информации.

С таким когнитивным стилем реагирования, как импульсивность, дети быстро воспринимают информа-

цию, но не видят альтернатив. Они принимают решение поспешно, не анализируя ситуацию. Поспешность принятия решений часто приводит к ошибкам в ориентировании.

Для детей с когнитивным стилем полезависимый-рефлективный характерно принятие решения только после проверки нескольких гипотез, они более обстоятельны и не склонны к риску. Рефлективные юные спортсмены затрачивают больше времени на выполнение задания, принятие решения и допускают меньше ошибок, тогда как импульсивные тратят меньше времени на выполнение, но допускают больше ошибок.

Поленезависимые дети хорошо различают детали, лучше конкретизируют ситуацию, но они неспособны воспринимать общую картину.

Для спортивного ориентирования наиболее оптимальной стратегией переработки информации, по нашему мнению, является поленезависимость - рефлективность, так как недостатки медленной переработки информации будут компенсироваться правильностью конечных решений и совместно с хорошей технико-тактической подготовленностью давать в физическом плане более высокий результат.

Выводы

Приведенные результаты исследования и результаты соревнований свидетельствуют об эффективности разработанной на основе игрового метода методики технико-тактической подготовки юных ориентировщиков на начальном этапе занятий. По результатам соревновательной деятельности в экспериментальной группе 3 участника были призерами всероссийских соревнований и ниже 16 места не опускались, другие стабильно попадали в 30 лучших.

Литература

1. Воронов Ю.С. Система подготовки спортивного резерва в ориентировании / Ю.С. Воронов. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 198 с.

2. Воронов Ю.С. Индивидуализация тренировки юных спортсменов-ориентировщиков на основе учета возрастных закономерностей биологического развития

организма / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). -С. 85-88.

3. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -СПб.: Речь, 2002. - 694 с.

References

1. Voronov Yu.S. System of preparation of a sports reserve in orientation / Yu.S. Voronov. - Smolensk: SSUPC, 2003. - 198 p.

2. Voronov Yu.S. Individualization of training of young athletes-orienteers on the basis of the accounting of age regularities of biological development of organism // Uche-

nye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2008. -№ 7 (41). - P. 85-88.

3. Golovey L.A. Practical work on age psychology: learning manual / under the editorship of L.A. Golovey, E.F. Rybalko. - SPb.: Speech, 2002. - 694 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.