УДК 343.9
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ К НЕМУ
© Ирина Васильевна ПАНКРАТОВА
Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовно-правовых дисциплин, e-mail: [email protected]
Рассматривается технико-криминалистическое обеспечение расследования контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему с целью практической реализации раскрытия и расследования преступлений.
Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение; раскрытие и расследование контрабанды; огнестрельное оружие; научно-технические средства.
В настоящее время контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему приобрела такой размах, что представляет реальную угрозу интересам общества и государства [1].
В соответствии со ст. 17 закона РФ «Об оружии» ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ боевого ручного стрелкового оружия осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется по разрешениям МВД РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий - по согласованию с МВД РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий. При этом ввоз оружия на территорию РФ может осуществляться юридическими лицами - поставщиками, а его вывоз из РФ -юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия. Ввоз оружия на территорию РФ и его вывоз из РФ иными лицами осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ единичных экземп-
ляров спортивного и охотничьего оружия производятся с разрешения ОВД.
Согласно ст. 14 закона «Об оружии», иностранными гражданами может ввозиться на территорию РФ спортивное и охотничье оружие при наличии приглашения юридического лица, имеющего лицензию на охоту, контракта на охоту с указанным юридическим лицом или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения МВД РФ. Указанное оружие должно быть вывезено из РФ в сроки, установленные контрактом или приглашением. Запрещаются ввоз на территорию РФ и использование на территории РФ всех видов, типов и моделей оружия иностранными гражданами в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, сопровождения грузов и в иных целях (за исключением охоты и спортивных мероприятий).
Российскими законодателями предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской
Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), боеприпасов помимо или с сокрытием их от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием.
В раскрытии и расследовании контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему немаловажное значение имеет технико-криминалистическое обеспечение, под которым следует понимать, с одной стороны, целенаправленную деятельность компетентных лиц, а с другой, - качественно новую, разрабатываемую на современном этапе частную теорию.
А.Ф. Волынский, характеризуя техникокриминалистическое обеспечение как своеобразный вид деятельности, отмечает, что она «направлена (имеет своей целью), с одной стороны, на создание условий постоянной готовности субъектов раскрытия и расследования преступлений к использованию в этих целях криминалистических методов и средств, а с другой, - на практическую реализацию раскрытия и расследования преступлений» [2].
Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования контрабанды, прежде всего, относится к техническому сопровождению и обеспечению получения информации в ходе дознания, а потом и следствия.
Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему обладает следующими чертами: его субъектами могут быть только участники уголовно-процессуальной деятельности; оно осуществляется в точном соответствии с законом; процесс и результаты применения научно-технических средств должны быть отражены в соответствующих процессуальных документах.
Закон не содержит четких указаний относительно обеспечения производства дознания научно-техническими средствами, поэтому эти задачи решаются на основе двоякого подхода - дознаватель представляет специалисту информацию о находящихся в
его арсенале научно-технических средствах, а специалист информирует дознавателя о том, какая аппаратура имеется в его арсенале, и далее они вместе решают вопрос о достаточной пригодности этой аппаратуры для проведения следственного действия.
Знания специалиста в вопросах научнотехнического сопровождения следственных действий, как правило, значительно более глубоки и объемны, нежели у дознавателя.
Для технико-криминалистического обеспечения расследования контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему принципиальное значение имеет не столько правильный выбор научно-технических средств и методов их применения, сколько требование соблюдения следующих правил:
- применение научно-технических средств не должно унижать человеческого достоинства;
- применение научно-технических средств и методов не должно причинять вред здоровью лица, к которому они применяются;
- методика применения научно-технических средств должна быть апробированной, научной, обеспечивающей получение достоверной информации.
Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, на наш взгляд, выдвигает следующие задачи:
1) информационно-удостоверительная -задача восполнения информационного пробела, возникшего в процессе расследования уголовного дела; обеспечения или облегчения процесса получения, закрепления, проверки и оценки доказательств, в т. ч. и при возможном привлечении иных сведущих лиц; повышения удостоверительной значимости полученной доказательственной информации;
2) компенсационная - задача дополнения профессиональных знаний следователя специальными знаниями, выходящими за пределы его компетенции, но необходимыми для ведения следствия; создания условий для использования в процессе расследования уголовного дела специальных знаний, применение которых непосредственно следователем невозможно либо прямо запрещено законом. Дознаватель использует познавательный потенциал экспертов, специалистов
и иных лиц, обладающих специальными познаниями в той мере, в какой он сам не обладает этими знаниями, понимая, что они должны быть использованы для установления истины по уголовному делу;
3) ориентирующая - задача направления производства дознания по делу о контрабанде огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в нужном, оптимальном для установления истины направлении; поэтапного вычленения из нескольких самостоятельных направлений одного, отражающего задачи расследования в определенный период;
4) координирующая - задача создания режима взаимодействия различных органов, должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, и лиц, обладающих специальными познаниями;
5) прогностическая - задача предвидения развития события (следственного действия или дознания в целом) в определенном направлении.
Позитивным моментом с прогностической точки зрения УПК РФ является отсутствие запрета экспертам-криминалистам, участвующим в следственных действиях в качестве специалистов, проводить экспертизы по тем же уголовным делам. В настоящее время нет необходимости скрывать (не отражать в протоколе) участие в следственном действии эксперта-криминалиста, оценивающего тот или иной объект на предмет возможности быть предметом контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.
Ученые-криминалисты отмечают комплексный и подчеркивают деятельностный, активный характер технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в целом и контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в частности. Они включают в это понятие правовые, организационные, научно-технические и методические аспекты [3, с. 67; 4].
Сами технико-криминалистические средства, применяемые для обнаружения, осмотра, экспресс-исследования и экспертного исследования (в т. ч. и предметов контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему), могут быть классифицированы на средства интроскопии объектов таможенного контроля; оптико-механические средства обследования труднодоступных мест; газовые анализаторы; средства локации
тайников и скрытых вложений; металлоде-текторы; биологические и технические детекторы.
Анализируя приведенный перечень, несложно установить, что все перечисленные средства подразделяются в зависимости от особенностей предметов контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему на технико-криминалистические средства, необходимые для обнаружения, изъятия (реже -фиксации), исследования огнестрельного оружия и боеприпасов к нему (например, для обнаружения оружия и боеприпасов к нему применяется поисково-досмотровое и рентгеновское оборудование); средства, объекты перемещения предметов контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему: средства обследования физических лиц (например, для поиска на теле человека скрытых предметов используются металлодетекторы «ПОИСК-2», «ПОИСК-3М», «ПОИСК-4М», «шторм» и др.), транспортных средств (в т. ч. кабин, салонов), багажа, тары, помещений.
Реалии современного периода свидетельствуют о том, что приблизительно по 90 % уголовных дел о контрабанде огнестрельного оружия и боеприпасов к нему используются те или иные технико-криминалистические средства, что означает насущную необходимость в совершенствовании последних.
Важнейшим направлением правоохранительной деятельности является модернизация процесса технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений, в т. ч. контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которая может быть осуществлена посредством разработки и внедрения в практическую деятельность органов Федеральной таможенной службы России современных научно-технических средств, методов и рекомендаций по их применению, а также специальной кадрово-методической и технической подготовки лиц, обеспечивающих научно-техническое сопровождение процесса раскрытия и расследования преступлений, и самих сотрудников таможенных органов.
Уровень внедрения технико -криминалистических средств, методов и рекомендаций при расследовании преступлений, в т. ч. контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, зависит от уровня развития
научных исследований в этой области [1], тем более что в условиях научно-технического прогресса технико-криминалистические средства и методы не имеют пределов своего совершенствования.
Совершенствование технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования контрабанды должно осуществляться не только за счет усложнения или комбинирования различных средств таможенного контроля и досмотра, но и внедрения самых последних научных разработок в практическую деятельность таможенных органов при сопровождении этого процесса высококвалифицированными специалистами.
1. Барбачакова Ю.Ю. Технико-криминалистическое обеспечение расследования контрабанды: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2006.
2. Волынский А.Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 1999.
3. Волынский А.Ф. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений // Криминалистика. М., 1999.
4. Скорченко Т.П. Криминалистика. Техникокриминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., 1999.
Поступила в редакцию 12.02.2013 г.
UDC 343.9
TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT OF INVESTIGATION OF SMUGGLING OF FIREARMS AND AMMUNITION
Irina Vasilyevna PANKRATOVA, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation, Postgraduate Student, Criminal and Law Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The technical and forensic support of investigation of smuggling of firearms and ammunition to give effect to the disclosure and investigation of crime is considered.
Key words: technical and forensic support; detection and investigation of trafficking; firearms; scientific and technological means.