Научная статья на тему 'Техника и тактика тралового лова в труднодоступных для промысла районах материкового склона'

Техника и тактика тралового лова в труднодоступных для промысла районах материкового склона Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1800
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИКОВЫЙ СКЛОН / ТРУДНОДОСТУПНЫЕ ГРУНТЫ / БОЛЬШИЕ ГЛУБИНЫ / ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДА / КОНСТРУКЦИИ ТРАЛОВ / ТЕХНИКА И ТАКТИКА ПРОМЫСЛА / CONTINENTAL SLOPE / DIFFICULT FISHING GROUNDS / BOTTOM TRAWL / FISHING / FISHING VESSEL / TRAWL DESIGN / TACTICS OF FISHING / FISHING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Шевченко Анатолий Игнатьевич, Астафьев Сергей Эдуардович, Волотов Виктор Михайлович, Татарников Вячеслав Александрович

Опыт работы на материковых склонах в различных районах показывает, что промысел на свалах глубин, как правило, отличается сложными и труднодоступными для лова грунтами, суровыми погодными условиями, ведется в основном донными тралами на больших глубинах и имеет общие особенности в тактике и технике лова. Основными факторами, сдерживающими эффективность отечественного промысла на материковых склонах, является отсутствие как специализированных судов, так и конструкций тралов, пригодных для добычи рыб на тяжелых, задевистых грунтах. В связи с этим нами проанализированы имеющиеся данные по указанному вопросу, где особое внимание обращено на результаты экспериментальных работ ТИНРО-центра в северокурильском районе при проведении совместных российско-японских исследований в период с 1995 по 1997 г. На основании данных анализа экспериментальных работ (в том числе проведенных авторами) по технике и тактике лова на материковых склонах определены его особенности и составлены рекомендации по технологии промысла на свалах глубин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Шевченко Анатолий Игнатьевич, Астафьев Сергей Эдуардович, Волотов Виктор Михайлович, Татарников Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique and tactics of trawl fishery on fishing grounds difficult of access on the continental slope

Bottom trawl fisheries on continental slope is complicated by difficult grounds, depth, and severe weather. These problems could be lightening by optimal tactics and technique of trawling with using specialized fishing vessels and specially designed trawls suitable for working on difficult, clinging grounds. All available data on this problem are analyzed with special attention to the results of experimental trawlings in the area of northern Kuril Islands conducted by TINRO in the framework of joint Russian-Japanese researches in 1995-1997. The measures for fishing vessels equipment and tactics of fisheries in dependence on fish behaviour and features of fishing grounds are recommended.

Текст научной работы на тему «Техника и тактика тралового лова в труднодоступных для промысла районах материкового склона»

2009

Известия ТИНРО

Том 156

УДК 639.2.081.117.004.17

А.И. Шевченко1, С.Э. Астафьев1, В.М. Болотов1, В.А. Татарников2*

1 Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр,

690091, г. Владивосток, пер. Шевченко, 4; 2 Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, 107140, г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, 17

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ТРАЛОВОГО ЛОВА В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ДЛЯ ПРОМЫСЛА РАЙОНАХ МАТЕРИКОВОГО СКЛОНА

Опыт работы на материковых склонах в различных районах показывает, что промысел на свалах глубин, как правило, отличается сложными и труднодоступными для лова грунтами, суровыми погодными условиями, ведется в основном донными тралами на больших глубинах и имеет общие особенности в тактике и технике лова. Основными факторами, сдерживающими эффективность отечественного промысла на материковых склонах, является отсутствие как специализированных судов, так и конструкций тралов, пригодных для добычи рыб на тяжелых, задевистых грунтах. В связи с этим нами проанализированы имеющиеся данные по указанному вопросу, где особое внимание обращено на результаты экспериментальных работ ТИНРО-центра в северокурильском районе при проведении совместных российско-японских исследований в период с 1995 по 1997 г. На основании данных анализа экспериментальных работ (в том числе проведенных авторами) по технике и тактике лова на материковых склонах определены его особенности и составлены рекомендации по технологии промысла на свалах глубин.

Ключевые слова: материковый склон, труднодоступные грунты, большие глубины, особенности промысла, специализированные суда, конструкции тралов, техника и тактика промысла.

Shevchenko A.I., Astafiev S.E., Volotov V.M., Tatarnikov V.A. Technique and tactics of trawl fishery on fishing grounds difficult of access on the continental slope // Izv. TINRO. — 2009. — Vol. 156. — P. 313-325.

Bottom trawl fisheries on continental slope is complicated by difficult grounds, depth, and severe weather. These problems could be lightening by optimal tactics and technique of trawling with using specialized fishing vessels and specially designed trawls suitable for working on difficult, clinging grounds. All available data on this problem are analyzed with special attention to the results of experimental trawlings in the area of northern Kuril Islands conducted by TINRO in the framework of joint Russian-Japanese researches in 1995-1997. The measures for fishing vessels equipment and tactics of fisheries in dependence on fish behaviour and features of fishing grounds are recommended.

* Шевченко Анатолий Игнатьевич, доктор технических наук, профессор, e-mail: promryb@tinro.ru; Астафьев Сергей Эдуардович, кандидат технических наук; Болотов Виктор Михайлович, кандидат технических наук; Татарников Бячеслав Александрович, кандидат технических наук, заведующий сектором, e-mail: vtat@mail.ru.

Key words: continental slope, difficult fishing grounds, bottom trawl, fishing, fishing vessel, trawl design, tactics of fishing, fishing technique.

Введение

Вовлечение в сферу промысла ресурсов районов со сложным рельефом дна — одна из актуальных проблем дальневосточной рыбохозяйственной науки, поскольку ее решение позволит расширить видовой состав уловов и увеличить объемы вылова. Многие традиционные объекты промысла дальневосточного региона недоиспользуются из-за трудностей, возникающих при работе на материковых склонах, изобилующих труднодоступными для промысла грунтами и суровыми погодными условиями.

В подзоне Приморье, где основными промысловыми объектами являются минтай, треска, терпуги и камбалы, общий допустимый улов по всем видам осваивается не более чем на четверть (данные ТИНРО-центра). Основное изъятие указанных объектов в Приморье осуществляется в основном в весенне-летний период с маломерных судов, на малых глубинах, в зоне территориальных вод. В то же время, как показывает опыт отдельных компаний, промысел тралами в осенне-зимне-весенний период на материковом склоне северного Приморья более эффективен. Освоение промыслом материкового склона, на наш взгляд, сдерживается слабой изученностью сырьевой базы, районов и трасс, пригодных для безаварийной работы, а также отсутствием специализированной технологии промысла на свалах глубин.

Таким образом, для увеличения объемов промысла в подзоне Приморье назрела необходимость исследования и освоения промыслом сырьевой базы материкового склона Японского моря. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать имеющиеся материалы различных исследователей по особенностям промысла на материковых склонах (Дубченко и др., 1966; Печеник, 1970; Gorman, Graham, 1993; Shevchenko et al., 1996; Шевченко и др., 2005). Особое внимание предлагается обратить на результаты экспериментальных работ ТИНРО-центра, полученные на свале глубин в северокурильском районе при проведении совместных российско-японских исследований на специализированном японском судне типа "Хокутен" в период с 1995 по 1997 г. (Matsushita et al., 1994, 1995, 1999; Обоснование ..., 1997; Шевченко, 2005).

Результаты и их обсуждение

Основным фактором, сдерживающим развитие отечественного промысла на тяжелых, задевистых грунтах, является отсутствие специализированных судов и конструкций тралов, предназначенных для добычи рыб на свале глубин материкового склона.

Экспериментальные работы по обоснованию техники и тактики промысла позволили установить, что при работе на свале глубин могут успешно использоваться суда, имеющие сравнительно небольшие размеры (длиной до 50 м), мощный главный двигатель (не менее 1300-1500 л.с.) и комбинированные траловые лебедки с усилием 8-10 т на каждый барабан и оснащенные современным навигационным и поисковым оборудованием, а также приборами контроля за работой трала (Шевченко, 2005). Такая вооруженность судна и высокая энергоемкость его установок позволяют во время буксировки трала изменять траекторию траления вплоть до переходов на обратный курс без подъема трала, а при обнаружении препятствий на плоттере прибора контроля трала перед движущимся орудием лова избежать аварии путем резкого его подъема вверх.

Обоснование отдельных параметров конструкции трала

Опыт работы показывает, что для эффективной работы в труднодоступных районах трал должен иметь параметры входного устья, обоснованные особенно-

стями поведенческих реакций рыб в зоне облова, и приспособлен для работы на тяжелых грунтах, т.е. его аварийность в процессе работы должна иметь малую вероятность, а ремонт должен быть максимально упрощен.

Одной из характеристик, влияющих на эффективность работы трала, является внутренняя и внешняя геометрия сетной оболочки трала. Внешняя геометрия заключается в положении и форме трала во время траления в воде. Так, конусность трала, влияет на выход рыб сквозь оболочку трала: чем меньше конусность трала, тем меньше возможность выхода рыб сквозь сетное полотно. Но в этом случае значительно возрастает расход сетематериалов на постройку орудия лова. Установлено (Коротков, 1998), что угол атаки 7-9 град является наиболее целесообразным для сетных частей трала. Уменьшение угла атаки приводит к резкому увеличению расхода сетематериалов и, как следствие, к повышению аварийности, а увеличение угла атаки снижает удерживающую способность сетного полотна. Внутренняя геометрия, включающая в себя такие параметры образования сетной оболочки, как раскрытие ячей сетной оболочки, коэффициенты посадки дели по длине орудия лова, соотношение размеров отдельных элементов сетной оболочки и др., в конечном счете также влияет на внешнюю геометрию трала.

Величины посадочных коэффициентов сетной части на подборы, топенанты и пожилины оказывают влияние на рабочие параметры трала и его отдельных частей (Коротков, 1972; Жеребенкова, 1981, 1988). В тралах, используемых на российских рыбодобывающих судах, коэффициент посадки сетного полотна по гужам различен и колеблется от 0,32 до 0,50, а коэффициент посадки сетного полотна на топенанты — от 0,8 до 1,2. Наши исследования тралов с различным коэффициентом посадки сетного полотна по гужу 0,25, 0,35, 0,50 также показали, что вертикальное раскрытие трала с коэффициентом посадки 0,5 при скорости траления 4,2-4,5 уз больше на 6-7 %, а горизонтальное — на 8-9 % по сравнению с тралом, коэффициент посадки которого составляет 0,25, т.е. посадка сетного полотна трала влияет на зону облова и, как следствие, на эффективность промысла (Обоснование ..., 1997).

Японские рыбаки в тралах для работы на свалах глубин используют посадку по гужу 0,50-0,55, по топенантам — от 0,85 в крыльях до 0,95 в мотенных частях. В качестве топенантов используются оклетневанные стальные канаты. Сетной мешок трала изготовляется из четырех плах с коэффициентом полноты к.

входного устья (кп = —) для донных объектов порядка 0,2 и придонных 0,3.

Внешняя геометрия отечественных донных тралов имеет криволинейную форму, близкую к эллиптическому конусу, плавно сопрягающуюся в траловом мешке с прямым круговым цилиндром, с углом атаки прямого отрезка топенанта, равным в большинстве конструкций 15,2 град. Эта величина достигается параметрами посадки сетного полотна и циклом их кроя.

Тралы японского производства отличаются более сложным кроем и много-пластностью. Цикл кроя меняется от пластины к пластине. Указанные особенности позволяют конструкции в процессе траления принимать коническую форму, обеспечивающую подъем сетного и тралового мешка над грунтом. Такие тралы отличаются большей прочностью и жесткостью за счет прочных боковых швов. Все перечисленные особенности позволяют японским рыбакам добиваться оптимальной формы трала в воде, а длинные по сравнению с российской и канадской конструкцией тралов крылья — увеличивать площадь облова (Жеребенкова, 1988; Шевченко и др., 2005).

Одним из конструктивных элементов донных тралов, имеющих значение для эффективного промысла, являются параметры сквера. Основное назначение сквера — удержание в процессе траления сконцентрированных всей зоной облова рыб перед входным устьем трала, так как концентрация рыб может в этом

районе повышаться в 10-15 раз по сравнению с естественной. Вероятность удержания рыбы перед устьем трала зависит как от параметров сквера, так и от оснастки верхней и нижней подбор, скорости передвижения рыб и траления, условий видимости и т.д.

Ориентировочную длину сквера можно определять по формуле

Lс = L + L + L ,

з р в 1

где Lз — зазор между скоплением рыбы, плывущей с тралом в предустьевом пространстве, и нижней подборой, м; Lр — размер скопления рыбы в направлении продольной оси трала, м; — дальность видимости оснастки верхней подборы, м (Мельников, 1981).

Длина сквера, рассчитанная по приведенной формуле, обычно не превышает 10-15 м. Если рыба не концентрируется перед устьем и не удерживается сквером, тогда его длину необходимо увеличить до 0,20-0,22 от длины верхней подборы. В результате увеличения длины сквера увеличивается и вертикальное раскрытие трала, что также благоприятно сказывается на величине удержания и концентрации рыб перед устьем трала.

В процессе лова японские промысловики особое внимание обращают на плотность прилегания нижней подборы трала к грунту и снижение повреждаемости нижних крыльев. Эта проблема решается за счет использования как специализированной оснастки нижней подборы трала, так и особенностей тактики лова.

Экспериментальным путем было установлено, что условия, обеспечивающие оптимальное прилегание трала к грунту, определяются соотношением

Ь + ^ 1

о ,

где Ь — длина верхней подборы, м; 5 — длина сквера, м; G — длина нижней подборы, м.

Если приведенное соотношение окажется меньше единицы, трал не будет плотно прилегать к грунту. Увеличение загрузки нижней подборы увеличивает давление на грунт, что приводит к увеличению расхода топлива и аварийности при тралении. При величине соотношения больше единицы вертикальное раскрытие уменьшается вследствие увеличения нагрузки на верхнюю подбору (Смыслов, Вельмина, 1987). С другой стороны, изменяя соотношение длин нижней подборы трала и грунтропного линя, можно изменять горизонт хода нижней подборы относительно грунта. Так, при укорачивании грунтропной линии нижняя подбора может опускаться за грунтропом непосредственно на грунт, а при равной длине будет располагаться над грунтропом.

В настоящей статье сделана попытка по результатам совместных исследований с японскими учеными обосновать параметры различных элементов донных тралов для промысла на тяжелых грунтах. За прототип для этих работ были выбраны две конструкции донных тралов: 49,2/47,3 и 63,4/41,3 м, — применяемых японскими рыбаками в труднодоступных для промысла районах.

С целью создания конструкции и оснащения тралов для освоения различных объектов промысла в районах материкового склона проводились экспериментальные работы по измерению геометрических параметров сетных мешков.

Для измерения параметров в сечениях по длине сетного мешка трала попеременно на верхнюю и боковую пласти в каждом экспериментальном тралении устанавливался датчик с частотой 50 МГц. Основной датчик, устанавливаемый на верхнюю подбору, имел рабочую частоту 40 МГц. С целью обеспечения четкого отражения сигнала от противоположного сетного полотна при замере горизонтальных параметров оболочки трала на сетное полотно устанавливался отражающий элемент (кусок брезента) симметрично месту установки экспериментального датчика. Для измерения параметров раскрытия в экспериментальных точ-

ках к приемнику на время (эпизодически) подключался экспериментальный датчик (40 МГц) и снимались показания в течение 3-5 мин в зависимости от колебаний измеряемой величины. Затем приемник подключали на основной датчик (50 МГц), и в течение 15-20 мин замер экспериментальным датчиком не производился. Данные измерений параметров сетной оболочки трала в различных сечениях приведены в табл. 1. На основании полученных данных выведены эмпирические зависимости образования сетной оболочки для исследуемых тралов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Отличительной особенностью геометрии сетных оболочек двух тралов, подвергнутых исследованиям, являются различные закономерности образования сетной оболочки тралов в процессе буксировки.

Таблица 1

Расположение и данные измерений параметров сечений сетного мешка в вертикальной и горизонтальной плоскостях

ТаЬ1е 1

Arrangement and dates of measurements of section of neting bag in vertical and horizontal plans

Расстояние Раскрытие сетного мешка трала, м

от тралового Донный трал 49,2/47,3 м Донный трал 63,4/41,3 м

мешка, В вертикальной В горизонтальной В вертикальной В горизонтальной

м плоскости плоскости плоскости плоскости

5 2,5 2,0

10 2,5 2,0

15 4,0 2,3

21 2,7 2,3

26 4,5 4,0

32 4,3 3,2 3,3

38 7,0

41 8,5

43 3,4 4,0

48 12,0 4,5

52 8,5

60 15,0 11,8

68 16,0

Так, трал 49,2/47,3 м подчиняется экспоненциальным зависимостям: в вертикальной плоскости

Y = -0,5168155 + ехр(0,9393903 + 0,02803078 х X), в горизонтальной плоскости

Y = -0,4095736 + ехр(0,389468 + 0,04177685 х X).

А сетная оболочка трала 63,4/41,3 м в процессе траления описывается полиномами вида: в вертикальной плоскости

Y = 1,775 + 0,1082 х X - 0,004521 х X2 + 0,00006918 х X3, в горизонтальной плоскости

Y = 1,424 - 0,01791 х X + 0,001902 х X2 + 0,00001876 х X3.

Как следует из данных пространственного положения в процессе траления, тралы, применяемые японскими рыбаками при промысле на тяжелых грунтах, имеют в конусной части мотни малый угол атаки сетного полотна. В трале 49,2/47,3 м он составляет от 4,0 в начале мотни до 4,5 град в предкутковой части; в трале 63,4/41,3 м угол атаки изменяется соответственно от 3,4 до 3,6 град. При этом углы атаки крыльев имеют значительные величины: от 19,5 до 24,5 град для трала 49,2/47,3 м и от 19,5 до 27,0 град для трала 63,4/41,3 м.

Проявлением направляющего действия сетного полотна является скатывание рыбы по сетной стенке в сторону, противоположную направлению перемещения орудия лова. Направляющее действие сетной стенки повышается, когда ориентирующее влияние физических полей ограничено или когда рыба находится в стесненном состоянии. Эффективность этого способа управления возрастает с уменьшением угла между сетным полотном и направлением перемещения элементов орудия лова.

На эффективность работы трала наряду с углами атаки сетной части трала оказывают влияние и параметры внутренней геометрии сетной оболочки, такие как рабочие коэффициент раскрытия ячей и коэффициенты посадки сетной части по гужу и боковым топенантам. Эти показатели влияют на фильтрацию воды сквозь ячеи сетной оболочки, сопротивление трала и другие параметры.

При проведении экспериментальных работ на основании полученных данных параметров сетной оболочки в процессе траления были определены рабочие коэффициенты раскрытия ячей (ир). В результате установлено, что по гужу рабочий коэффициент раскрытия ячей у экспериментальных тралов составляет величину 0,40-0,42, далее в мотенных частях значение коэффициента падает до 0,29-0,30 и затем плавно возрастает перед траловым мешком до величины 0,5250,550 по верхней и нижней пластям трала. По боковым пластям наблюдается та же тенденция возрастания этого показателя от гужа к траловому мешку от 0,200,23 до 0,52-0,53.

Что касается посадки сетной оболочки по топенантам, то у японских тралов эти показатели имеют меньшие значения по сравнению с российскими: 0,800,85 в районе крыльев и устья и 0,96 в конце мотенной части.

Отличительной чертой японских конструкций тралов, применяемых для работы на тяжелых грунтах, являются большие значения углов атаки при большой длине крыльев и малая конусность мотенных частей. В результате увеличивается зона облова тралом и предотвращается выход рыб сквозь его оболочку трала, что приводит к значительному повышению уловистости трала. Полученные данные размеров и параметров сетной оболочки донных тралов позволяют установить степень оптимальности аналогичных параметров существующих и вновь проектируемых конструкций тралов для различных типов судов при ведении промысла на тяжелых грунтах.

Что касается уменьшения времени, затраченного на ремонт тралов, то в этом случае широкое распространение на японском промысловом флоте нашел секционный метод постройки и ремонта. Сущность этого метода заключается в том, что сетной мешок при постройке разделен на оптимизированные секции, посаженные на пожилины. Секции для ремонта заблаговременно изготавливаются на берегу. При аварии сетного мешка ремонт производится заменой поврежденных секций методом "шворки". Затраты времени на ремонт при этом сокращаются на 20 %.

Оснастка верхней и нижней подбор трала

Другой задачей при освоении районов с тяжелыми, задевистыми грунтами является разработка специализированной оснастки верхней и нижней подбор трала. В процессе экспериментально-промысловых работ при совместных российско-японских исследованиях осуществлялась также отработка различных схем экспериментальной оснастки верхней и нижней подбор. Исследование эффективности применения различных вариантов оснастки производилось на промысловых тралах 49,2/47,3 м и 63,4/41,3 м.

Экспериментальная оснастка верхней подборы

На первом этапе экспериментальных работ наряду с использованием стандартной оснастки верхней подборы донного трала статической плавучестью от-

рабатывалась схема оснастки верхней подборы комбинированной оснасткой, которая состояла из гидродинамического устройства и обычной кухтылевой оснастки. По результатам видеонаблюдений и показаний приборов контроля отмечено, что трал, оснащенный экспериментальной оснасткой, работал стабильно. Вертикальное раскрытие трала, оснащенного таким образом, увеличивалось по сравнению с обычной статической оснасткой на 21-75 % при сохранении других параметров траления (горизонтальное раскрытие, скорость траления, длина ваеров и др.). Однако при оснащении верхней подборы комбинированной оснасткой при остановке движения трала (в случае разворота, зацепа) наблюдалось уменьшение вертикального раскрытия и создавалась угроза посадки верхней подборы трала на грунт. Зависимости влияния типа оснастки верхней подборы на аварийность и уловистость при облове донных скоплений выявлено не было.

Сравнительные данные уловов минтая тралом, верхняя подбора которого попеременно оснащалась статической и комбинированной плавучестью, показывает, что средний улов на час траления в трале, оснащенном комбинированной оснасткой, превышает этот показатель, полученный при кухтылевой оснастке, на 44 % (табл. 2).

Таблица 2

Уловы минтая донным тралом с различной оснасткой верхней подборы

Table 2

Catches of bottom trawl with various equipment of head line

Продолжительность Оснастка Общий улов, Улов на час

траления, ч т траления, т

15,09 "Крыло" + наплава 51,49 3,41

48,20 Наплава 113,61 2,36

Оснастка нижней подборы трала

Одним из важнейших элементов оснастки донного трала, непосредственно влияющих на уловистость и аварийность работ, является грунтроп. На тяжелых грунтах для оснастки нижней подборы трала обычно используются жесткие грун-тропы. Схема набора секции жесткого грунтропа показана на рис. 1. В последние десятилетия при работе на материковых склонах тралы оснащаются жесткими грунтропами рокхопперного типа.

Рис. 1. Схема жесткого грунтропа, набранная по обычной схеме Fig. 1. The circuit of the rigid footrope, made on the usual circuit

Первые упоминания об использовании грунтропов рокхопперного (прыгающего) типа относятся к середине 1990-х гг. (Gorman, Graham, 1993). Первоначальная конструкция рокхоппера представлена на рис. 2. Секция рокхоппера состояла из каната, на который нанизывались резиновые диски, разделенные резиновыми или пластмассовыми прокладками с меньшим диаметром, пропущен-

ного в отверстия, расположенные по центру дисков и прокладок. В то же время другой канат пропускался через отверстия в дисках, которые были смещены от центра и находились около их внешней кромки. Данный канат крепился к нижней подборе трала, и, таким образом, в процессе траления диски не вращались, а тащились по грунту и при преодолении неровностей как бы подпрыгивали. В последнее время конструкция грунтропа рокхопперного типа претерпела массу изменений: например, одно из последних — вместо дисков стали использовать пластины, выполненные из резины или полимерных материалов (рис. 3).

Рис. 2. Секция жесткого грунтропа, набранная по рокхопперной схеме Fig. 2. Rigid footrope section, made on the rockhoopper circuit

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Секции грунтропа рокхопперного типа, набранные из резиновых катушек (по центру) и плоских пластин (по крыльям)

Fig. 3. Footrope section rockhoopper type, made from rubber coils (on the centre) and flat plates (on wings)

Во время проведения совместных российско-японских исследований отрабатывались две схемы оснастки нижней подборы:

— оснастка трала грунтропом, набранным из резиновых полусфер по обычной схеме;

— оснастка экспериментальным грунтропом рокхопперного типа. В этом случае боковые секции грунтропа оставались такими же, как и в базовом варианте, а центральная гужевая часть заменялась на собственно рокхоппер, составленный из литых резиновых дисков.

Для наблюдения за работой грунтропа была разработана специальная схема крепления видеокомплекса в устье трала. Видеокомплекс крепился на оттяжках, которые одним концом прикреплялись к грунтропу, затем пропускались через верхнюю пласть, и к каждой оттяжке крепилось по 2 наплава. Во время траления оттяжки под воздействием наплавов натягивались и обеспечивали стабильное направление видеокамеры на грунтроп.

Наблюдения показали, что грунтроп обычного типа во время траления катится по грунту, вспугивает рыбу и перекатывается через препятствия, в то время как грунтроп рокхопперного типа не катится, а тащится по грунту, как бы постоянно подпрыгивает и избегает препятствия. Кроме того, за счет особенности крепления второго типа грунтропа к тралу нижняя пласть трала во время траления находится значительно выше от грунта, чем у грунтропа, оснащенного по обычной схеме. Наблюдения за работой трала с жестким грунтропом рокхоп-перного типа показали, что он более эффективен на промысле рыб, находящихся на грунте и зарывающихся в грунт. При тралении с грунтропом рокхопперного типа просветы между дисками или пластинами заполняются облаками песка и мути, что предотвращает уход рыбы.

Указанные выше два варианта оснастки нижней подборы использовались при сравнительных испытаниях на уловистость при работе с тралом 49,2/ 47,3 м на промысле окуней и шипощеков в районе, отличающемся скальными задевис-тыми грунтами. Уловы донным тралом с различной оснасткой нижней подборы представлены в табл. 3.

Таблица 3

Уловы донным тралом с различной оснасткой нижней подборы

Table 3

Catches of bottom trawl with various equipment of bottom line

Оснастка трала Продолжительность траления, ч Общий улов, т Улов на час траления, т

Обычная Экспериментальная 44,05 21,20 16,27 14,48 0,37 0,68

Сравнивая показатель "улов на час траления" обоих вариантов оснастки, видим, что он выше у трала, оснащенного испытываемым грунтропом с центральной частью рокхопперного типа, на 53 % по сравнению с контрольным вариантом, оснащенным жестким грунтропом.

Условия для проведения тралений на материковом склоне различны и зависят в основном от характера грунта. Непроизводительные затраты на ремонт орудия лова могут заметно снизить рентабельность промысла, а иногда и вообще траления на сложных грунтах теряют свой смысл из-за постоянных порывов трала.

Проведенный анализ аварийности показал, что при работе на сложных грунтах тралом, оснащенным обычным грунтропом, на ремонт орудия лова затрачивалось до 10 % от времени, затраченного на цикл траления (время, затраченное от начала постановки трала до полной готовности орудия к следующему тралению). При работе на тяжелых грунтах с оснасткой нижней подборы рокхопперного типа было проанализировано 270 экспериментальных тралений: из них 100 — тралом 63,4/41,3 м на песчаных и илистых грунтах при облове минтая и камбалы и 170 — тралом 49,2/ 47,3 м на тяжелых грунтах при облове окуней и шипо-щеков. Общее количество аварийных тралений составило 40, из них на нормальных грунтах только 5, а на тяжелых — 35.

При работе на тяжелых грунтах с оснасткой нижней подборы грунтропом рокхопперного типа время, затрачиваемое на ремонт трала, снизилось до 3,67 % от времени траления, хотя общее число аварийных тралений осталось довольно большим — 23,42 %.

Кабельная оснастка

Практика работы с донным тралом показывает, что длина кабелей и соотношения их отдельных элементов оказывают существенное влияние на эффективность облова донных и придонных рыб.

В современных тралах "зона спугивания", т.е. зона сгона рыб кабелями в устье трала, в 3-4 раза больше зоны устья трала (Заферман, 2004), поэтому величина улова за траление зависит как от площади зоны спугивания, так и эффективности концентрации рыб перед зоной облова (устьем). Изменить площадь зоны спугивания на промысле можно использованием различной длины кабелей или распорной силы траловых досок. В то же время установлено (Корот-ков, 1998), что при малых углах атаки линии кабелей эффективность концентрации наблюдается больший эффект сгона рыбы из зоны спугивания в зону входного устья трала. При увеличении угла атаки линии кабелей от 10 до 25 град эффективность концентрации донных и придонных видов рыб может снижаться в три раза (Коротков, 1998). Длина кабелей L должна соотноситься с длиной верхней подборы трала Ь зависимостью L = Ь / зта, где а — угол атаки линии кабелей. Однако в отечественном рыболовстве не используются какие-либо зависимости для определения длины кабелей при работе с донными тралами. Как показывает практика, длина кабелей выбирается в зависимости от сложности грунта. На ровных песчаных грунтах длину кабелей доводят до 100-120 м, на сложных каменистых грунтах используют кабели длиной 50 м, редко до 75 м для различных типоразмеров тралов. Анализ кабельной оснастки японских тралов, работающих на тяжелых грунтах материкового склона, показывает, что они используют большую длину кабелей. Так, для тралов с длиной подборы от 50 до 60 м применяются кабели длиной порядка 135-150 м. Отличительной особенностью кабельной оснастки японских тралов, кроме увеличения ее длины по сравнению с отечественной оснасткой, является сведение в один кабель "уздечек" траловой доски и крыла трала. При этом уздечки крыла имеют довольно большую длину, порядка 60 м (рис. 4). Такая схема оснастки наряду с увеличением зоны спугивания позволяет свободно раскрывать входное устье трала и благоприятно сказывается на работе траловых досок в экстремальных условиях: при "зацепах", резких изменениях курсов тралений, при быстром подъеме траловой системы. В то же время сведение двух кабелей в один в совокупности с тактикой траления снижает аварийность при работе на тяжелых грунтах.

верхняя подбора I крыло

^BotJotf

грунтроп

Рис. 4. Схема кабельной оснастки японских тралов для работы на тяжелых грунтах Fig. 4. The circuit of Japanese trawls cable equipment for job on heavy grounds

Тактика промысла

Тактика траления на тяжелых грунтах имеет свои особенности. Необходимо отметить, что японские тральщики всегда используют приборы контроля параметров работы трала, в том числе и при тралении в донном варианте на материковом склоне. Поэтому проблем с длиной ваеров, посадкой трала на грунт, потравливанием одного ваера при различных горизонтах хода траловых досок вдоль склона, определением параметров входного устья трала, наблюдением за концентрацией облавливаемых рыб под сквером и т.д. не существует. При посадке трала на грунт в зависимости от сложности грунта выбирается величина вертикального раскрытия. Так, на песчаных и илистых грунтах при промысле камбалы и минтая трал плотно садится на грунт, т.е. при незначительном изменении длины ваеров, скорости траления или глубины хода трала параметр его вертикального раскрытия не изменяется. На промысле окуней в районах со скалистыми грунтами трал не садится плотно на грунт. В этом случае при появлении на мониторе перед сквером резких перепадов грунта, выступов, кораллов путем включения на выборку траловых лебедок и увеличения скорости буксировки, трал, а с ним и нижняя подбора сразу начинает уходить вверх. Такой способ позволяет облавливать скопления, расположенные на крутых склонах свала глубин. Траления, как правило, осуществляются с небольшой продолжительностью, повторяются на одном месте несколько раз, пока скопление не облавливается полностью. Необходимо отметить, что при большом опыте работы на скалах аварийность тралений не превышает 20 %.

Для примера — тактика промысла на материковом склоне северных Курильских островов строилась следующим образом. По прибытии судна в район промысла проводилась серия контрольных тралений на местах повышенной концентрации объекта промысла. Данные заносились на судовой навигационный компьютер с графическим отображением траекторий тралений на цветном плоттере. Судно вело исследования на участках, близлежащих к точкам, в которых были сделаны контрольные траления. Большинство тралений выполнялись по ранее опробованным траекториям, которые были занесены в навигационный компьютер с указанием всех особенностей прохождения по ним: глубины, опасности и т.п. Протяженность тралений вследствие малой концентрации морских окуней и шипощеков строилась следующим образом. Пройдя определенный путь, придерживаясь эффективной траектории траления согласно ее изображению на плоттере навигационного компьютера, судно, подобрав ваера, разворачивалось на обратный курс и проходило либо по пройденной траектории, либо параллельно в непосредственной близости, следуя показаниям компьютера, почти то же расстояние. Подобные курсы могли повторяться неоднократно. Бывали случаи, когда координаты постановки и выборки совпадали. Повторение траекторий траления также способствовало снижению аварийности.

Заключение

Таким образом, анализ литературных данных и результаты совместных российско-японских исследований, проведенных в районе северных Курильских островов, позволили определить особенности техники и тактики тралового лова и дать следующие рекомендации для успешного ведения промысла на материковом склоне.

Техника и тактика лова (рабочие параметры трала, его оснастка и граничные условия буксировки и т.д.) должны быть обоснованы как поведением промысловых рыб, обитающих на материковом склоне, так и сложными и труднодоступными для промысла грунтами:

— для промысла скоплений минтая, терпуга, концентрирующихся на менее сложных грунтах материкового склона, рекомендуется использовать тралы с уве-

личенным вертикальным раскрытием при длине кабелей порядка 150 м и скорости буксировки 1,9-2,4 м/с. Траления осуществлять с плотным прилеганием оснастки нижней подборы к грунту;

— при промысле объектов, образующих скопления на тяжелых скальных грунтах (окуни, ерши и т.д.), траления рекомендуется производить при отрыве траловых досок от грунта и слабом касании оснастки нижней подборы дна при длине кабелей порядка 100 м и скорости буксировки 1,1-1,8 м/с;

— верхнюю подбору трала для работы на свалах глубин следует оснащать статической плавучестью;

— нижнюю подбору трала рекомендуется оснащать жестким набивным комбинированным грунтропом. Грунтроп, как обычно, составляется из трех секций: двух боковых и центральной. Боковые секции набираются по обычной схеме, центральная секция по схеме рокхопперного типа;

— при промысле на материковых склонах траловые распорные доски должны быть настроены на средние значения углов атаки, обеспечивающие необходимый распор трала и стабильность хода траловой системы при резких изменениях курса и скорости траления, а также при работе по грунту и в отрыве от него;

— мотенная часть трала должна иметь незначительные углы атаки (4-6 град), т.е. минимальную конусность.

Выбор судна и его технической оснащенности для работы на материковом склоне производится с учетом суровых погодных условий и удаленности района промысла, а также особенностей техники и тактики лова на свалах глубин. Судно должно оснащаться следующим образом:

— главным двигателем, способным в экстремальных ситуациях обеспечивать скорость траления порядка 3 м/с;

— траловой лебедкой, позволяющей подбирать ваера при тралении с загрузкой главного двигателя порядка 80 % (что дает возможность за время прохождения тралом расстояния на величину длины сквера поднимать нижнюю подбору на высоту 1,5-2,0 м);

— прибором контроля работы трала с монитором;

— прибором для определения скорости и направления подводных течений по горизонтам, включая и горизонт траления;

— системой спутниковой навигации;

— радиолокационной станцией высокого разрешения, совмещенной с цветным плоттером.

Список литературы

Дубченко В.И., Куличков Г.И., Алексаков Ю.И. Глубоководный траловый лов. — М. : ОНТИ ЦПКТБ, 1966. — 29 с.

Жеребенкова К.И. Совершенствование тралов в Канаде // ЭИ/ЦНИИТЭИРХ. Пром. рыболовство. — 1981. — Вып. 11. — С. 8-11.

Жеребенкова К.И. Тралы для рыбаков Аляскинского побережья США // ЭИ/ ЦНИИТЭИРХ. Пром. рыболовство. — 1988. — Вып. 4. — С. 1-7.

Заферман М.Л. Основные принципы и инструменты метода определения коэффициента уловистости // Тез. Всерос. конф. по проблемам рыбопромыслового прогнозирования. — Мурманск : ПИНРО, 2004.

Коротков В.К. Реакция рыб на трал, технология их лова : монография. — Калининград : ЭКБ АО "МАРИНПО", 1998. — 398 с.

Коротков В.К. Трал, поведение объекта лова и подводные наблюдения за ними : монография / В.К. Коротков, А.С. Кузьмина. — М. : Пищ. пром-сть, 1972. — 368 с.

Мельников В.Н. Техника промышленного рыболовства : монография / В.Н. Мельников, В.Н. Лукашов. — М. : Лег. и пищ. пром-сть, 1981. — 312 с.

Обоснование и разработка орудий лова для исследования сырьевых ресурсов труднодоступных районов и их рационального изъятия : отчет о НИР (промежуточ.) / ТИНРО-центр. № 22620. — Владивосток, 1997. — 146 с.

Печеник Л.Н. Сырьевая база тралового рыболовства на материковом склоне Северной Атлантики : монография / Л.Н. Печеник, Ф.М. Трояновский. — Мурманск : Мурман. кн. изд-во, 1970. — 86 с.

Смыслов И.Г., Вельмина О.И. Состояние и тенденции развития промышленного рыболовства Японии : ЭИ / ЦНИИТЭИРХ. Пром. рыболовство. — 1987. — Вып 3. — 68 с.

Шевченко А.И. Основные результаты исследований лаборатории промышленного рыболовства за последние 10 лет // Изв. ТИНРО. — 2005. — Т. 141. — С. 365-372.

Шевченко А.И., Астафьев С.Э., Волотов В.М., Татарников В.А. Результаты российско-японских исследований в области промышленного рыболовства в 90-х гг. // Вопр. рыб-ва. — 2005. — Т. 6, № 3(23). — С. 427-442.

Gorman T.B., Graham K.J. Kapala studies gear under water // Australian Fish. — 1993. — Vol. 45, № 3. — P. 43-45.

Matsushita Y., Inoue Y., Shevchenko A.I. Bilateral Cooperation Case Study: Japan-Russia // Discussion material for CRAFT workshop. — Bejing, China, 1995.

Matsushita Y., Inoue Y., Shevchenko A.I. Japan-Russia Cooperative Research in Trawl Fishing // Nippon Suisan Gakkaishi. — 1994. — Vol. 60(5). — P. 689-690. (Яп. яз.)

Matsushita Y., Inoue Y., Tatarnikov V.A. Accumulation process of distant water small trawl in the North Pacific Ocean estimated on pocket-net experiments // Nippon Suisan Gakkaishi. — 1999. — Vol. 65(1). — P. 3-10.

Shevchenko A.I., Matsushita Y., Inoue Y. The mesh selektivity experiments of single and doble codens in the Pasific coast of Kuril Island // Nippon Suisan Gakkaishi. — 1996. — Vol. 62(1). — P. 78-82.

Поступила в редакцию 21.10.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.