Научная статья на тему 'Техника и методика программированного обучения юных волейболисток подаче мяча и нападающему удару'

Техника и методика программированного обучения юных волейболисток подаче мяча и нападающему удару Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
программированное обучение / волейболистки / подача мяча и нападающий удар в волейболе. / the programmed training / volleyball players / giving of a ball and attacking blow in volleyball

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Пимахин, А. Г. Фурманов

В статье изложена экспериментальная методика программированного обучения юных волейболисток технике верхней прямой подачи мяча и нападающего удара. Показаны особенности технологии программированного обучения технике верхней прямой подачи мяча и нападающего удара и ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUIPMENT AND TECHNIQUE OF THE PROGRAMMED TRAINING YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS TO GIVING OF THE BALL AND THE ATTACKING BLOW

In article the experimental technique of the programmed training of young volleyball players is stated to equipment to the top direct giving of a ball and attacking blow. Features of technology of the programmed training are shown to equipment to the top direct giving of a ball and attacking blow and its results.

Текст научной работы на тему «Техника и методика программированного обучения юных волейболисток подаче мяча и нападающему удару»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

71

УДК 796.325:796.015

ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ПОДАЧЕ МЯЧА И НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ

Е. А. Пимахин

заведующий кафедрой спортивно-педагогических дисциплин

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка»,

Минск, РБ

А. Г. Фурманов

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой технологий в туристической индустрии

УО «Белорусский государственный университет физической культуры», Минск, РБ

В статье изложена экспериментальная методика программированного обучения юных волейболисток технике верхней прямой подачи мяча и нападающего удара. Показаны особенности технологии программированного обучения технике верхней прямой подачи мяча и нападающего удара и ее результаты.

Ключевые слова: программированное обучение, волейболистки, подача мяча и нападающий удар в волейболе.

Введение

Выполнение приемов техники в волейболе можно рассматривать как систему движений, направленную на решение определенной двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностью движений, их устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсменам достичь наивысших результатов на соревнованиях различного уровня. В волейболе техника игры подразделяется на технику нападения и технику защиты. Каждый из этих разделов состоит из двух подразделов: техники перемещений и техники действий с мячом. Каждый подраздел включает ряд технических приемов. Технические приемы отличаются друг от друга деталями выполнения. Варианты техники - это конечный уровень классификации, описывающий специфику выполнения технического приема с учетом тактических решений [1].

По мнению специалистов (В. Е. Заглада, О. В. Подколзина, М. Л. Укран, А. М. Шлемин и др.), более качественное и ускоренное освоение элементов техники движений в спорте возможно за счет программированного обучения.

Программированное обучение - вид обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (1954) и получивший развитие в работах специалистов многих стран мира, в том числе и белорусских учёных. Концепция заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения - линейная, разветвлённая, смешанная и др., которые могут быть реализованы с использованием электронных учебников и методических материалов к ним.

Известно, что реализация идей программирования, основанных на сочетании психопедагогического и кибернетического подходов к процессу формирования двигательных действий, нашла место в различных видах спорта.

Например, в гимнастике широкую популярность получили работы А. М. Шлемина [2] по использованию алгоритма линейно-разветвленного программирования при обучении двигательным действиям как начинающих, так и квалифицированных спортсменов. Такое программирование предусматривает распределение учебных заданий при обучении двигательным действиям на основные и дополнительные. Переход от одного основного задания к последующему возможен лишь при хорошем усвоении материала предыдущего. В случае затруднения при

72

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

выполнении основного задания создается возможность для выполнения дополнительных, после чего разрешается переход к очередному основному заданию.

Использование обучающих программ, составленных по принципу линейно -разветвленного программирования, способствует совершенствованию технического мастерства, дает возможность эффективно управлять процессом обучения с учетом индивидуального двигательного опыта спортсменов. Помимо этого, обучающие программы формируют умение оценивать движение во времени и пространстве, по степени мышечных усилий, учитывают дидактические, психологические и кибернетические требования, предъявляемые к усвоению учебного материала.

С учетом сложности начального обучения атакующим действиям в волейболе нами разработаны обучающие программы на основе идеи программирования. Методика обучения верхней прямой подаче мяча в волейболе и методика обучения прямому нападающему удару изложены в обучающих программах, структуры которых приведены на рисунках 1, 2.

Контрольные кадры

Рисунок 1. - Структура методики обучения верхней прямой подаче

Рисунок 2. - Структура методики обучения прямому нападающему удару «по ходу разбега»

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

73

Результаты исследования и их обсуждение

Основная цель разработанных нами обучающих программ - добиться ускоренного и прочно сформированного двигательного навыка у начинающих волейболистов при выполнении игровых приемов. Программы носили линейно-разветвленный характер и состояли из теоретической и практической частей.

Задача теоретической части - создание у занимающихся всестороннего и научно обоснованного представления о разучиваемом движении. Вначале в сжатой форме дается смысловое представление о технике выполнения игрового приема, сопровождающегося кинограммой, которое способствует лучшему усвоению знаний.

В практической части осуществляется процесс освоения упражнений в программированной форме.

Содержанием обучающих программ являются наиболее оптимальные комплексы подготовительных, подводящих и специальных упражнений, выбранных из большого числа традиционных средств подготовки волейболистов, которые впоследствии были экспериментально апробированы.

Для обоснования экспериментальной методики программированного обучения были сформированы две группы юных волейболисток 9-10 лет. Исследование проводилось в течение 2010-2011 уч. года на базе СДЮШОР г. Минска и включало предварительный, четыре основных и заключительный этапы. Основная задача предварительного этапа - выявление показателей физического развития, физической подготовленности, комплектование контрольной и экспериментальной групп.

В разработанной нами методике рассмотрены разделы техники верхней прямой подачи мяча и нападающего удара «по ходу разбега».

Верхняя прямая подача мяча. По способу выполнения делится на верхние подачи с места и в прыжке. Выполнение подач, независимо от способа, включает подброс мяча, замах и удар по нему, а также разбег при подаче мяча в прыжке. По степени сложности они делятся на простые (верхние прямые) и сложные (подачи в прыжке). На начальном этапе принято обучать верхней прямой подаче.

Самым существенным в технике подачи является подброс мяча вверх на одну и ту же высоту: удар по мячу, производится в одной и той же точке, выполняется не в полную силу, т. к. сильный удар отражается на технике подачи. При необходимости изменения направления подачи меняют положение стоп соответственно и плеч игрока по отношению к сетке [3]-[6].

Основная тактическая установка при подаче: затруднить соперникам прием мяча, усложнить им организацию атаки.

Одной из причин несовершенной техники выполнения подачи мяча является отсутствие прочно сформированного навыка у обучаемых, свидетельство этому - результаты педагогических наблюдений за технической подготовленностью юных волейболистов в динамике [3], [5], [7].

Биомеханический анализ верхней прямой подачи мяча [8] позволил детально изучить технику выполнения ее и двигательные возможности юных спортсменов. Было определено, что существующая техника выполнения верхней прямой подачи мяча по своей структуре сложна для новичков и требует упрощения.

Анализируя технику подачи, С. Л. Фетисова [8] пришла к выводу, что координационная сложность решения двигательной задачи заключается в придании мячу определенной скорости и угла вылета. Для успешного выполнения подачи игроку необходимо овладеть: 1) определенными пространственно-временными и динамическими характеристиками предударного движения руки; 2) пространственно-временными характеристиками предударного движения мяча; 3) умением согласовывать эти движения в пространстве и во времени; 4) определенными динамическими характеристиками ударного контакта руки с мячом.

Экспериментальная методика программированного обучения технике верхней прямой подачи мяча включает подготовительные, подводящие и специальные упражнения.

Рассмотрим только подводящие и специальные упражнения.

74

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рисунок 3. - Расположение стоп ног при обучении подаче мяча

Подводящие упражнения

1. Обучение подбросу мяча

Из исходного положения (и. п.) занимающийся имитирует замах для удара по мячу, при этом кисть (пальцы соединены) и предплечье отводятся за голову, рука слегка сгибается в локтевом суставе, локоть направлен вперед-вверх, а затем левой рукой подбрасывает мяч вверх перед собой так, чтобы он приземлился в месте соединения двух перпендикулярно проведенных от носков ног линий (рисунок 3).

Контрольное упр.: Подбросить мяч вертикально вверх перед собой таким образом, чтобы не менее 7 раз из 10 он приземлился в месте соединения двух перпендикулярно проведенных линий от носков ног.

3 серии по 30 раз.

2. Обучение ударному движению по мячу:

а) занимающиеся находятся на расстоянии 3 м от сетки в исходном положении так, чтобы место соединения двух перпендикулярно проведенных от носков ног линий находились под центром мяча, расположенного на пальцах левой руки (для правши). Занимающийся правой рукой производит удар в нижнюю часть мяча посылая его вперед-вверх.

Следует обратить внимание спортсменов на активное разгибание правой руки в локтевом суставе и удар кистью в нижнюю часть мяча. После удара рука опускается вниз. 3 серии по 20 раз;

б) то же, что в упр. 2а, но занимающийся в 5 м от сетки должен перебить мяч через сетку. 3 серии по 20 раз.

Контрольное упр.: 7 раз из 10 перебить мяч через сетку, попав в пределы

противоположной площадки.

Специальные упражнения (выполнение подачи мяча в облегченных условиях)

1. Обучение подаче мяча через сетку с расстояния 7 м от нее.

Волейболист из и. п. производит замах правой (левой) рукой, затем подбрасывает мяч левой (правой) рукой вертикально вверх перед собой выше головы и наносит удар по мячу прямой рукой вверху перед собой. Подача производится в пределы площадки. Повт. 30 раз.

Контрольное упр.: 7 раз из 10 перебить мяч через сетку, попав в пределы

противоположной площадки.

2. Обучение подаче мяча через сетку из-за лицевой линии

То же, что и в упр. 1, но с увеличением силы удара по мячу. Попасть в пределы противоположной площадки. 3 серии по 20 раз.

Контрольное упр.: 7 раз из 10 перебить мяч через сетку, попав в пределы противополож -ной площадки.

Подача мяча на точность

1. Выполнение подачи мяча в правую половину площадки:

а) и. п. - стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди. Игрок производит замах правой (левой) рукой, левой (правой) рукой подбрасывает мяч вертикально вверх выше головы и ударяет по опускающемуся мячу прямой рукой вверху перед собой. 3 серии по 20 подач.

Контрольное упр.: 7 раз из 10 попасть в правую половину площадки;

б) выполнение подачи мяча в левую половину площадки

И. п. - стоя лицом к сетке, ноги на ширине плеч, левая впереди, плечи развернуты по направлению подачи. Занимающийся производит замах правой (левой) рукой, левой (правой) рукой подбрасывает мяч вертикально вверх выше головы и ударяет по опускающемуся мячу прямой рукой вверху перед собой. 3 серии по 20 подач.

Контрольное упр.: 7 раз из 10 попасть в левую половину площадки.

2. Выполнение подачи мяча в правую и левую половину площадки

То же, что и в упр. 1, но при подаче мяча в левую половину площадки занимающийся предварительно разворачивает плечи в направлении подачи, а затем производит замах, подброс мяча и удар по нему. 3 серии по 20 подач в указанную часть площадки.

Контрольное упр.: 5 раз из 10 попасть в левую (правую) часть дальней половины площадки.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

75

3. Выполнение подачи мяча в первую и пятую зоны площадки

То же, что в упр. 1, но при подаче мяча внимание следует обратить на расположение плеч по отношению к сетке, а также постановку ног. 3 серии по 20 подач в ближнюю половину площадки.

Контрольное упр.: 3 раза из 10 попасть в первую и пятую зоны площадки.

Техника выполнения нападающего удара «по ходу разбега»

Назначение нападающего удара определяется его названием. По мнению Ю. Д Железняка [1], нападающий удар в волейболе наиболее трудно поддается обучению. Это связано с тем, что для его выполнения необходимо обладать хорошими физическими данными, а также уметь совместить выполнение ряда сложных по смысловой и двигательной задаче действий (разбег, выбор места отталкивании, прыжок с замахом для удара и удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка). Все эти действия протекают в течение 1-3 с. Причиной длительного обучения этому приему техники являются и меняющиеся условия для выполнения нападающего удара. На начальном этапе подготовки следует, прежде всего, научиться технике выполнения наиболее типичных ударов и, в первую очередь, прямому нападающему удару (по ходу разбега), для чего нужно поработать над развитием прыгучести, скорости, ловкости, быстроты и других специальных качеств волейболистов [5], [9]. Техника выполнения прямого нападающего удара «по ходу разбега» состоит в следующем: волейболист, находясь в высокой стойке и определив направление и траекторию полета мяча, постепенно увеличивая скорость разбега, устремляется к месту отталкивания для выполнения нападающего удара (рисунок 4а).

Начало и скорость разбега волейболиста зависят от расстояния, скорости и траектории полета мяча. При последнем шаге разбега руки движутся вниз-назад, волейболист выставляет вперед правую ногу (стопорящий шаг) (4б). Одновременным махом руками снизу-вверх и разгибанием ног он выполняет прыжок вверх (4в). Правая рука, производя замах, сгибается в локтевом суставе, плечо отводится назад, туловище прогибается, левая рука находится перед туловищем, ноги сгибаются в коленных суставах (4г). В наивысшей точке взлета за счет разгибания туловища и правой руки, которая движется навстречу мячу, выполняется удар, кисть накрывает мяч, левая рука опускается вниз (4д). Правая рука, сопровождая мяч (кисть сгибается), опускается вниз, туловище наклоняется вперед (4е). Игрок приземляется на носки полусогнутых ног (4ж).

Рисунок 4. - Техника выполнения нападающего удара «по ходу разбега»

76

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Подводящие упражнения

1. Обучение удару по мячу

Занимающиеся в парах на расстоянии 6 м друг от друга поочередно выполняют удары правой (левой) рукой по мячу, лежащему на ладони выставленной вперед-вверх левой (правой) руки, направляя мяч в пол с отскоком партнеру. Повт. 15 раз.

2. Обучение нападающему удару у тренажера «Наклонная сетка»

а) верхний трос волейбольной сетки закрепляется к верхнему крюку одной стойки и к нижнему - другой. Волейболисты, стоя на полу, располагаются полубоком, левым плечом к сетке (для правши) в 60-70 см от нее так, чтобы верхний трос был на уровне головы.

Мяч на ладони левой руки выставляется над сеткой. Кисть правой руки захлестывающим движением накрывает мяч, который перебивается через сетку. Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать. Повт. 20 раз;

б) то же, что и в упр. 2а, но мяч подбрасывается левой рукой, а правой перебивается через сетку. Занимающиеся при выполнении нападающего удара могут подниматься на носки. Повт. 20 раз;

в) то же, что и в упр. 2б, но мяч подбрасывается двумя руками из исходного положения перед ударом, после чего выполняет удар по мячу правой рукой, направляя мяч через сетку. При выполнении нападающего удара можно подниматься на носки. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

3. Обучение нападающему удару с руки партнера

Партнер выставляет мяч выше сетки на 20 см и на 10 см от нее. Находясь в 1 м от сетки, он выполняет наскок на две ноги под углом 45° к ней и, выпрыгнув вверх, сбивает мяч с руки партнера. Кисть захлестывающим движением накрывает мяч (рисунок 5).

Правая рука после нападающего удара без задержки опускается вниз, сетку не задевать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

4. Обучение разбегу:

а) занимающиеся построены в шеренгу. По команде выполняют шаг правой, приставляя левую, и одновременно отводя руки вниз-назад, фиксируют полуприседая. Повт. 10 раз;

б) то же, что и в упр. 4а, но, полуприседая. фиксируется после разбега в 2-3 шага. Повт. 10 раз.

5. Обучение прыжку вверх после разбега:

а) то же, что и в упр. 4б, но волейболисты, выполнив разбег, а затем наскок, выпрыгивают вверх.

Повт. 10 раз;

б) то же, что и в упр. 5а, но, выпрыгнув вверх, игрок выполняет замах правой рукой, имитируя нападающий удар. Повт. 15 раз.

6. Обучение нападающему удару с руки партнера после разбега

То же, что и в упр. 3, но нападающий удар выполняется после разбега в 2-3 шага под углом 45° к сетке. Повт. 30 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, сбивая мяч с руки партнера.

1. Нападающий удар по вертикально подброшенному мячу

Упражнения выполняются в парах. Один партнер с мячом располагается около сетки, другой - в 2 м от него. Нападающий удар выполняется по мячу, подброшенному партнером, стоящим около сетки, на 1 м выше ее. Нападающий с разбега (2-3 шага) под углом 45° к сетке, выпрыгнув вверх, производит удар по мячу. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

Рисунок 5. - Обучение нападающему удару с руки партнера

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

77

2. Нападающий удар из зоны 4 по мячу, направленному из зоны 3:

а) нападающий располагается в зоне 4, а партнер, передающий мяч, в зоне 3. Партнер с собственного набрасывания передает мяч на удар по высокой траектории на расстояние 1 м от себя, 0,3-0,4 м от сетки. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку;

б) то же, что и в упр. 2а, но партнер передает мяч на удар по высокой траектории на расстояние 2 м от себя. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку;

в) то же, что и в упр. 2б, но нападающий передает мяч партнеру и, получив от него передачу, нападает. Повт. 30 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

3. Нападающий удар из зоны 2 по мячу, направленному из зоны 3:

а) то же, что и в упр. 2а, но нападающий располагается в зоне 2, а игрок, передающий мяч, в зоне 3. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку;

б) то же, что и в упр. 2б, но нападающий располагается в зоне 2, а игрок, передающий мяч, в зоне 3. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку;

в) то же, что и в упр. 2в, но нападающий располагается в зоне 2, а игрок, передающий мяч, в зоне 3. Повт. 30 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

4. Нападающий удар из зоны 3 по мячу, направленному из зоны 3

Игрок, передающий мяч, располагается в зоне 3 на расстоянии 0,5 м от сетки, нападающий также в зоне 3, но на расстоянии 3 м от сетки. Нападающий передает мяч партнеру и, получив от него передачу, выполняет нападающий удар. Повт. 20 раз.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10, перебив мяч через сетку.

5. Нападающий удар из зоны 4 в правую, левую половины площадки

Нападающий располагается в зоне 4, получив передачу из зоны 3, выполняет нападающий удар в правую, левую половину площадки. По 20 ударов в правую и левую половину площадки.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10 в правую или левую половину площадки по заданию тренера.

6. Нападающий удар из зоны 2 в левую, правую половину площадки

Нападающий располагается в зоне 2 и, получив передачу из зоны 3, выполняет нападающий удар в левую, правую половину площадки. По 20 ударов в левую и правую половину площадки.

Контрольное упр.: 7 нападающих ударов из 10 в левую или правую половину площадки по заданию тренера.

На заключительном этапе эксперимента произведена обработка результатов измерений, установлены связи показателей технической подготовленности (показатели представлены в таблице), спрогнозирован примерный эффект от использования предложенной методики программированного обучения технике подачи мяча и нападающего удара.

Таблица - Достоверность различий показателей испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Сравниваемые показатели Тесты Среднее значение t Р

КГ ЭГ

Подача мяча в площадку, кол-во раз 6,6 8,4 3,61 0,002

Подача мяча на точность, кол-во раз

1-2 зона 5,7 7,3 4,25 0,001

4-5 зона 5,4 6,9 3,11 0,006

Нападающий удар из зоны 4, кол-во раз 4,4 6,4 3,30 0,004

78

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Выводы

Техника выполнения верхней прямой подачи мяча и нападающего удара «по ходу разбега», а также методика программированного обучения на начальном этапе подготовки юных волейболистов требует четкой последовательности действий, их осмысления и практического воплощения. Апробация разработанной методики программированного обучения технике выполнения верхней прямой подачи мяча и нападающего удара «по ходу разбега» в эксперименте подтвердила ее результативность.

Литература

1. Железняк, Ю. Д. Волейбол : учеб. для ин-тов физ. культуры / Ю. Д. Железняк, А. В. Ивойлов. -М. : ФиС, 1991. - 233 с.

2. Шлемин, А. М. Элементы теории программированного обучения движениям и пути исследования этой проблемы / А. М. Шлемин // Кибернетика и управление движениями в спорте : тезисы Всесоюз. науч. конф. - М., 1971. - С. 50-53.

3. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов / А. Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с.

4. Пимахин, Е. А. Программированное обучение юных волейболисток атакующим действиям / Е. А. Пимахин, А. Г. Фурманов // Молодая спортивная наука Беларуси : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8-10 апр. 2014 г. : в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол. : Т. Д. Полякова (гл. ред) [и др.]. - Минск : БГУФК, 2014. - Ч. 2. - С. 194-196.

5. Зайцев, А. А. Динамика физической и технической подготовленности юных волейболистов 11-12 лет различных соматических типов и вариантов развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 /

6. А. А. Зайцев. - Малаховка, 1994. - 165 л.

7. Малиновский, С. В. Программированное обучение и спорт / С. В. Малиновский. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 111 с.

8. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. - М. : ФиС, 2005. - 400 с.

9. Фетисова, С. Л. Биомеханические исследования подач в волейболе и методика их совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С. Л. Фетисова. - Л., 1974. - 24 с.

10. Беляев, А. В. Методика воспитания физических качеств волейболистов : метод. разраб. / А. В. Беляев. - М. : ГЦОЛИФК, 1990. - 36 с.

EQUIPMENT AND TECHNIQUE OF THE PROGRAMMED TRAINING YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS TO GIVING OF THE BALL AND THE ATTACKING BLOW

E. A. Pimakhin

ЕЕ "Belarusian State Pedagogical University named after M. Tank", Minsk, RB

A. G. Furmanov

ЕЕ "Belarusian State University of Physical Culture", Minsk, RB

In article the experimental technique of the programmed training of young volleyball players is stated to equipment to the top direct giving of a ball and attacking blow. Features of technology of the programmed training are shown to equipment to the top direct giving of a ball and attacking blow and its results.

Keywords: the programmed training, volleyball players, giving of a ball and attacking blow in volleyball

Поступила в редакцию 10.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.