различных ярких специфических деталей: несколько одетых друг на друга платьев, шейных (монисты) и поясных (пу-лай с колокольчиками) украшений, сапогов из грубой кожи. Такой громоздкий наряд утяжеляет пение, но не лишает его своеобразия.
Проблема изучения этнического своеобразия музыкальной культуры мордвы обусловлена тем, что в связи с усилением процесса глобализации национальная музыкальная культура, опирающаяся на литературу, музыку и др., постепенно исчезает и вытесняется «псевдокультурой», часто не имеющей никакой ценности.
Этническая специфика музыкальной культуры мордвы состоит еще и в том, что музыка имеет эстетическое, а также практическое значение. Этнический характер искусства — это традиция, создаваемая народом и его видными представителями, традиция, в которой отражается мышление, мироощущение и характер этноса.
Народная музыка в образовательном и исполнительском пространстве финно-угорского мира: опыт и перспективы
Л. Р. Мухаева, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии
Театральные формы как средство этнохудожественного воспитания и обучения (из опыта работы детских музыкальных школ г. Саранска)
Современное образование — один из наиболее мощных институтов моделирования будущего, поэтому ведется поиск новых путей этнохудожественного воспитания подрастающего поколения. Педагоги, ученые, творческие люди ищут ответы на вопросы, как и какими методами заинтересовать молодежь народными традициями, поднять их духовный уровень.
Известно, что на разных этапах развития культуры есть периоды, когда привычные формы художественно-творческой деятельности уже не отвечают требованиям изменившейся ситуации. Сегодня сформировался иной культурный фон, синтезирующий эстрадное искусство и телевизионное шоу.
260
Материалы семинара
Другой стала и социокультурная среда, сменился ее «код» (система знаков общения с аудиторией). Зрелищность сегодня — это понятие, через которое современная культура входит в искусство и делает его понятным, доступным для восприятия. Поэтому наиболее перспективным направлением в развитии теории и практики этнообразования на современном этапе является создание оптимальной модели педагогического процесса с элементами театрализации. В связи с этим показателен опыт работы педагогических коллективов образовательных учреждений дополнительного образования детей г. Саранска.
Первое в Республике Мордовия музыкально-театральное отделение на базе детской музыкальной школы № 7 создано в 1997 г. (сегодня — ДШИ № 7). Творческий «багаж» театрального коллектива школы составляет несколько десятков музыкальных спектаклей. Результатом накопленного опыта работы стал мини-спектакль детского коллектива «Волшебники» «Волшебная сметана» на III городском фестивале-конкурсе театров малых форм «Сохраним этот мир», посвященном 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Жюри отметило спектакль особым призом «За сохранение национальных традиций».
В 2009/10 учебном году в детской музыкальной школе № 4 создан фольклорный театр «Тейтерень морсемат» («Девичьи песни»). Уже в первый год своего существования он неплохо зарекомендовал себя посредством музыкально-театральной постановки «Эрямо ки» («Жизненный путь»), посвященной быту и обрядам мордовского народа. В 2010/11 учебном году фольклорный театр дебютировал со спектаклем «Роштовань кудо» («Рождественский дом»), который показан на многих сценических площадках г. Саранска и за его пределами. В 2012 г. коллектив театра занял I место на III городском фестивале-конкурсе театров малых форм «Сохраним этот мир», где представил новую работу «Эр-зянь-мокшень свадьба».
Безусловно, такое воссоединение музыкального фольклора с театральными формами перспективно: во-первых, театрализация позволяет юным артистам показывать богатый образный мир народной песни, зритель же может наблюдать ее в движении, а не только воспринимать ее как «сфотографированную» плоскость; во-вторых, сюжетно-
ролевые, народные, театральные игры и сказки содержат яркий материал для развивающей работы с детьми, где в мире образов и чувств созданы условия для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил. Таким образом, объединяясь с элементами театра, фольклор становится не только средством воздействия, но и воспитания подрастающего поколения.
Ю. Л. Колесникова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Актуализация музыкально-творческого потенциала студентов в процессе изучения культуры финно-угорских народов
В эпоху инноваций главная задача образовательного процесса — подготовка творчески мыслящей личности, стремящейся к совершенству и способной принимать нестандартные решения, выходить за рамки традиционных подходов. В связи с этим появляются новые образовательные технологии и модернизируются существующие.
Поступая в университет, человек имеет определенные возможности для овладения культурой музыкального творчества. В современных условиях главной проблемой музыкально-профессионального обучения становится поиск, изучение, разработка и организация такого образовательного процесса, педагогическая система которого отвечала бы логике развития потенциально имеющихся возможностей и способностей студентов до уровня музыкально-творческой профессиональной деятельности. Образовательные технологии такой педагогической системы были бы технологиями качественного преобразования личностно-творческого потенциала студента, основанного на логике профессионального роста и самосовершенствования.
Проблема творчества личности интересует исследователей со времен античности до настоящего времени. Бытует мнение, что до XX в. этой проблемой занимались преимущественно философы. XX в. характеризуется появлением большого количества крупных исследований в области творчества