УДК 378.026.9 + 378.03 + 378.18 ББК Ч448.043
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
О.Ю. Смачная
Модернизация отечественной системы многоступенчевого образования призвана осуществить подготовку нового поколения педагогических кадров с ярко выраженным комплексом качеств конкурентоспособности и потенциалом творческой деятельности. В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию творческих качеств личности студента. Анализ теоретических изысканий и практической реализации совершенствования воспитательного пространства вуза позволил определить, что одним их оптимальных условий актуализации творческого потенциала будущего специалиста в вузе является театр. В рамках интенсификации саморазвития и самореализации студентов была разработана и реализована программа театра-студии Е1б, направленная на актуализацию творческого потенциала личности студента в пространстве театральной деятельности. Представленная программа может быть использована в воспитательной практике высшей школы не только как пространство актуализации творческого потенциала, но и как механизм профессиональной самореализации будущих специалистов.
Ключевые слова: актуализация творческого потенциала, студент, театральная деятельность.
Творческая деятельность специалистов становится неотъемлемым условием конкурентоспособности на рынке труда. Взаимодействие науки и производства на современном этапе предполагает необходимость качественного переосмысления сущности воспитательного процесса в вузе, предъявляет новые требования к воспитательному пространству, которое должно способствовать развитию креативной личности. В связи с этим особую значимость приобретает выработка опыта творческой самореализации личности, эмоционально-ценностного отношения к миру, что проявляется в актуализации потенциала творческой самореализации личности в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества [8].
И от того, насколько в процессе профессиональной подготовки студент сумеет раскрыть свои творческие способности, ощутить свою значимость, осознать потенциал креативности, будет зависеть его профессиональная культура и собственная жизнь. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей актуализации творческого потенциала личности студента.
Недооценка воспитания творческой направленности личности студента в практике современного образовательного пространства обостряет ряд противоречий:
- между требованиями общества к творческому развитию личности и невозможностью реализовать это требование в рамках традиционной дидактической системы;
- образовательными возможностями театрального искусства в развитии творческих способностей студентов и отсутствием образцов его использования в воспитательном процессе;
- потребностью в повышении эффективности творческого развития личности студента средствами театрального искусства и неразработанностью содержания, форм и методов организации пространства театральной деятельности в университете, способствующей актуализации творческого потенциала личности студента.
В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию творческих качеств личности студента на основе учета его индивидуальности.
Говоря об актуализации творческого потенциала студентов, обращаем внимание на позитивную социализацию личности в сфере свободного времени, которая соотносится в социальной теории и практике с категорией
«социокультурная анимация». Термин «анимация» применительно к сфере свободного времени был употреблен в середине XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга» [9]. Ученый связал качество досуга с обращением личности к экзистенциальным (духовным) ценностям. Стремление человека к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Эти качества зарождаются и развиваются постепенно, в процессе социального взросления личности.
Мы не идентифицируем театральную деятельность и аниматорскую деятельность, но подводим под основание театральной деятельности в вузе аниматорскую деятельность. Поскольку целью аниматорской деятельности является сопровождение отдыха человека от физического восстановления (расслабление) через переживание радости и удовольствия (развлечение) к удовлетворению потребностей в творческой созидательной деятельности (развитие). А студенты, участники театральной деятельности, - аниматоры, как
социокультурные лидеры, являются «проводниками мнений», они выбирают и преобразуют ценности, понятия и манеры, обеспечивают членов группы образцами поведения в сфере свободного времени, занимая активные новаторские позиции по отношению к социальным нормам и способствуя развитию этих норм.
Именно поэтому театр как порождение культуры и социума мог бы занять в воспитательной системе вуза достойное место, начиная с первых дней пребывания студента в высшем образовательном учреждении, поскольку одним из оптимальных условий культуры социокультурной анимацией в вузе является именно театр, способствующий актуализации потенциала творческого саморазвития будущего специалиста.
Роль театра в развитии личности человека стала предметом изучения философов: Т.В. Гегеля, Д. Дидро, Т. Лессинга, Р. Штайнера; крупных теоретиков культуры, таких как Б.В. Алперс, С.О. Образцова, Л. Шпет, М.И. Царева и др., где авторы изучали влияние сценического искусства на чувства, эмоции и поведение человека [5].
Театр как явление культурной жизни представляет собой не только зрелище, доставляющее эстетическое удовольствие, но, прежде всего это панорама человеческой
жизни, ее опыт поведения, общения, взаимодействия (В .И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.) [3]. Высокие эмоции, пробуждаемые театральными произведениями, выводят человека, по мнению ученых, из состояния обычности, из серой примитивности, и являются импульсом для построения человеком иной, прекрасной действительности.
Специфика театрального искусства, как искусства человековедения [2], позволяет при получении образования в вузе осуществлять не только подготовку к профессиональной деятельности, но и представляет среду для продуктивной творческой работы в воспитательном пространстве вуза, поскольку опыт творческой самореализации студента задает траекторию профессиональных и личностных проявлений будущего специалиста [8].
Между тем система обучения в вузе направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, а не на активизацию воспитательного пространства, обеспечивающего актуализацию потенциала творческой самореализации личности студента.
Театральная деятельность выступает одним из сильных средств воспитания, которое не только отражает мир социальных отношений, взаимодействий человека и помогает преодолевать неуверенность, зажатость, скованность [6]. Бывшие школьники вступают в мир студенчества, еще не достаточно накопив социального и культурного опыта, и предстают в нем или как беспомощные, затерянные и растерянные личности, или же, как агрессивные, отвергающие и отметающие все вокруг. Театр становится тем пространством, которое устанавливает равновесие, гармонию между всеми и одним, между добром и злом, между вечностью и мгновением, между людьми и человеком. В процессе театральной деятельности студент получает пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами -движение, мимика, интонация, жесты, поза. В то же время литературные произведения и пьесы знакомят студентов с накопленным человечеством опытом коммуникаций, взаимодействий, поведенческих моделей, жизненного смыслосодержания, а пространство театральной деятельности преобразует этот опыт в индивидуальный.
Пространство театральной деятельности является особенным в силу его синтезированного характера, что является мощным фактором воздействия на личность.
Теория и методика профессионального образования
В.И. Андреев [1], определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:
- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо не может быть названа творческой.
Театральное творчество, по мнению ученых (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Р.М. Чуми-чева и др.), несет в себе большой коллективообразующий заряд [7]. Во-первых, театральная постановка - это «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации личностных сил каждого студента. Каждый студент в процессе театральной деятельности вносит свой вклад в совместное театральное творчество, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому студенту максимально реализовать свои способности и предрасположенности. В-третьих, театральная деятельность богата ситуациями совместного переживания, которые способствуют сильнейшему эмоциональному сплочению творческого коллектива. Они возникают спонтанно, но чаще могут быть инициированы руководителем.
Практическая значимость теоретического аспекта, проведенного исследования, подтверждается полученными результатами в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема, которые заключаются в апробации и внедрении программы студенческого театра-студии Е18, включающую авторские программы «Театральная деятельность» (1-й этап творческого коллектива),
«Основы сценического языка» (2-й этап творческого коллектива) «Основы театра» (3-й этап творческого коллектива), а также сценариев театральных постановок к авторским программам. Обозначенная работа направлена на актуализацию творческого потенциала личности студента в пространстве театральной деятельности.
Представим особенности организации пространства театральной деятельности студенческого театра-студии Е18 в ПГУ им. Шо-лом-Алейхема 1-й год работы:
1. Исследовательский (аналитический) этап:
- анализ деятельности студенческих театральных студий, функционировавших в вузе в предыдущие годы;
- анализ существующей материальнотехнической базы вуза для организации деятельности студенческого театра-студии;
- анализ существующей мотивационно-стимулирующей базы вуза для организации деятельности студенческого театра-студии;
- анализ студенческого состава вуза (определение контингента, изучение увлечений, потребностей в самореализации в области театрального искусства).
2. Подготовительный этап:
- разработка и утверждение педагогической программы «Студенческая театральная студия»;
- формирование и утверждение расписания занятий студенческого театра-студии;
- подготовка материально-технической базы к занятиям;
- организация и реализация процесса привлечения студентов в театр-студию;
- формирование состава студенческого театра-студии.
3. Практический (деятельностный) этап:
- реализация педагогической программы «Студенческая театральная студия»;
- участие студенческого театра-студии в мероприятиях вуза в составе орггрупп, в качестве ведущих, участников театральных постановок;
- участие театра-студии в региональных, межрегиональных и межвузовских фестивалях любительских театральных коллективов, студенческих непрофессиональных коллективов;
- сотрудничество с детскими домами и другими организациями.
4. Обобщающий (рефлексивный) этап:
- анализ результатов реализации педаго-
гической программы «Студенческая театральная студия»;
- анализ результатов участия театра-студии в региональных, межрегиональных и межвузовских фестивалях любительских театральных коллективов, студенческих непрофессиональных коллективов;
- изучение степени удовлетворенности воспитанников студенческого театра-студии своим участием и его результатами в деятельности студии;
- изучение общественного мнения о деятельности студенческого театра-студии (вузовская среда, общественная среда города и области, родители воспитанников);
- разработка плана работы на следующий учебный год.
Таким образом, пространство театральной деятельности в университете рассматривается как педагогически организованный, регулируемый режиссером-педагогом процесс, в основе которого лежит игра «актера»-студента, способствующая его перевоплощению в воображаемые образы в условиях вымысла с помощью выразительных средств театра.
Включение студентов в театральную деятельность, ориентированную на воспитание творческой направленности личности, обеспечивается созданием следующих педагогических условий: формирование пространства театральной деятельности, активное включение студентов в разработку и реализацию творческо-поисковых театрализованных проектов.
Литература
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - 238 с.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр. / сост. С.Г. Бочарова. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.
3. Букатов, В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: дис. ... д-ра пед. наук /В.М. Букатов. -М., 2001. - 376 с.
4. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / В.Г. Давыдов // Театр и образование: сб. науч. тр. - М., 1992.
5. Евреинов, Н.Н. Демон театральности /
Н.Н. Евреинов; сост. А. Зубкова, В. Максимова. - СПб.: Летний сад, 2002. - 532 с.
6. Ершова, А.П. Эстетическая значимость театрального творчества школьников / А.П. Ершова // Искусство в школе. - 2001. -№ 5. - С. 40-43.
7. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е.К. Чухман. - М. : Педагогика, 1985. - 144 с.
8. Серёжникова, Р.К. Ценностно-синергетический подход к организации педагогического процесса в высшей школе / Р.К. Се-рёжникова // Высш. образование в России. -2012. - № 3. - С. 77-81.
9. Шульга, И.И. Педагогическая анимация: Профессиональная підготовка організатора детского досуга / И.И. Шульга. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 340 с.
Смачная Олеся Юрьевна, аспирант, начальник управления внеучебной работы и социальной поддержки студентов, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (Биробиджан), [email protected].
Поступила в редакцию 13 февраля 2014 г.
Теория и методика профессионального образования
Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _______________2014, vol. 6, no. 2, pp. 92-96
THEATRE ACTIVITY AS AN ACTUALIZATION FACTOR OF STUDENT CREATIVITY
O.Yu. Smachnaya, Amur State University named after Sholom Aleichem, Birobidzhan, Russian Federation, [email protected]
Modernization of the national system of multi-level education is aimed to train the next generation of pedagogical staff that is highly competitive and creative. As a result, there is a necessity to find the ways to maximize the realization of student's creativity. The analysis of literature on the improvement of the university educational environment allowed to determine that participation in theatrical performances is one of the optimal conditions of actualization of future specialist’s creative potential. To intensify the student self-development and self-realization the program of theater-studio Ets has been developed and implemented. It is aimed to actualize the students’ creative potential through theater activities. This program can be used in educational practice of higher school both as the stimulus for creativity development and the mechanism of professional selfrealization of future specialists.
Keywords: actualization of creative potential, student, theater activities.
References
1. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti: osnovy pedagogiky tvorchestva [Dialectics of Upbringing and Self-Upbringing of Creative Personality: Basics of Creativity Pedagogy]. Kazan, Kazanskiy Univ. Publ., 1988. 283 p.
2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1979. 423 p.
3. Bukatov V.M. Teatralnye tekhnology v gumanizatsii protsessa obucheniya shkolnikov. Diss. dokt. nauk [Theater Technology in the Humanization of Student Learning. Abstract of Doct. Diss (Pedagogy)]. Moscow, 2001. 376 p.
4. Davydov V.G. [From Children's Games to Creative Games and Dramatization]. Teatr i obrazo-vanie: sb. nauchnykh trudov [Theatre and Education: Collection of Scientific Papers]. Moscow, 1992.
5. Evreinov N.N. Demon teatralnosti [Demon of Theatricality]. St. Petersburg, Letniy sad Publ., 2002.532 p.
6. Ershova A.P. [The Aesthetic Significance of Theater art of Students]. Art in School, 2001, no. 5. pp. 40-43. (in Russ.)
7. Chukhman E.K. Rol' iskusstva v razvitii sposobnostey shkol'nikov [Role of Art in the Development of Abilities of the Schoolchildren]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985. 144 s.
8. Serezhnikova R.K. [Value-Synergetic Approach to the Organization of the Pedagogical Process in Higher Education]. Higher Education in Russia, 2012, no. 3. pp. 77-81. (in Russ.)
9. Shulga I.I. Pedagogicheskaya animatsiya: Professionalnaya podgotovka organizatora detskogo dosuga [Educational Animation: Training Organizer of Children's Leisure]. Novosibirsk, NGPU Publ., 2010. 340 p.
Received 13 February 2014