Научная статья на тему 'Театр как образовательная форма культуры (на примере режиссёрского театра Сергея Александровича Бобровского)'

Театр как образовательная форма культуры (на примере режиссёрского театра Сергея Александровича Бобровского) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / THEATER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ / EDUCATIONAL FORM OF CULTURE / DIRECTOR'S THEATER / ЦЕННОСТИ / VALUES / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / РЕЖИССЁРСКИЙ ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полякова Е.А., Кожевникова Е.С.

Статья посвящена характеристике театра как образовательной формы культуры. Осуществляя трансляцию социально значимой информации (ценности, нормы, идеи) средствами специфической коммуникации, театр выполняет по отношению к обществу образовательно-воспитательную функцию. Наибольшим потенциалом в реализации своих социокультурных функций обладает режиссёрский театр. Он в большей степени способен трансформировать свою деятельность с целью акцентирования внимания на социокультурных и личностных позициях конкретного общества и формирования его мировоззренческих установок. В статье анализируется опыт транслирования для зрителя ценностей, норм, идей в рамках уникального, индивидуального творческого концепта: на примере режиссерского театра Сергея Александровича Бобровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATRE AS AN EDUCATIONAL FORM OF CULTURE (WITH REFERENCE TO S.A. BOBROVSKY'S THEATRE)

The article is dedicated to description of a theatre as an educational form of culture. Theatre realizes an educational function regarding a society carrying out a transmission of socially significant information (values, standards and ideas) by means of specific communication. The director's theatre has the largest potential in realization of its social and cultural functions. It is capable to a greater degree to transform its activity with a purpose of accenting an attention on social, cultural and personal positions of a concrete society and forming of its outlook directions. The article analyzes the experience of broadcasting for the viewer values, norms, ideas within the framework of a unique, individual creative concept: the case study of the director's theater of Sergei Aleksandrovich Bobrovsky.

Текст научной работы на тему «Театр как образовательная форма культуры (на примере режиссёрского театра Сергея Александровича Бобровского)»

Согласно ведущим концепциям современной отечественной педагогической науки, осуществлять полноценное экологическое воспитание молодёжи невозможно без учета принципа гуманизации и демократизации содержания воспитательно-образовательной и природоохранной работы. Данный принцип предполагает организацию образовательной и природоохранной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к каждому обучающемуся, оказание помощи и педагогической поддержки в индивидуальном развитии воспитанников путем установления доверительных субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса, исключающих принуждение.

При организации процесса экологического воспитания молодёжи важным условием является учет принципа интегрирован-ности воспитания, который требует отбора содержания экологического образования, позволяющего обеспечить целостность развития общего мировоззрения, восприятия окружающего мира, осознание системы связей между его объектами и явлениями.

При проектировании модели экологического воспитания подрастающего поколения необходим учет требований принципа природосообразности, в основе концепции которого - отношение к человеку как к части природы. Сущность данного принципа заключается в осуществлении образовательной деятельности с учетом законов развития организма, особенностей физического развития. Учет данного принципа при разработке и реализации модели экологического воспитания молодёжи позволяет обеспечить преемственность этапов развития личности, в том числе -этапов формирования экологической культуры.

Одним из важнейших принципов экологического воспитания является принцип культуросообразности. Данный принцип определяет отношения между образованием и культурой как

Библиографический список

средой, способствует разностороннему развитию личности, а также регулирует воспитательное воздействие на обучающегося. Указанный принцип является культурной доминантой содержания воспитания, в основе которого общечеловеческие, общенациональные и этнические ценности. В рамках принципа культуросообразности отношение к воспитаннику определяется на основе восприятия его в качестве свободной целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, творческой самореализации и самоопределению. Данный принцип предусматривает обучение, воспитание и развитие экологических знаний, формирование экологической культуры и организации жизнедеятельности обучающихся в контексте культуры. Реализация педагогических требований принципа культуросообразности предполагает создание в образовательном процессе единого культурно-образовательного пространства, благоприятного для личностного развития воспитанников и приобретения ими опыта культуросообразного поведения.

Резюмируя вышесказанное, заключим, что при проектировании и реализации модели экологического воспитания молодёжи важным условием является учет дидактических принципов. Важной проблемой в данном ключе является подбор принципов, концепции которых будут лежать в основе воспитательной системы. Для повышения эффективности процесса формирования экологической культуры молодёжи необходим учет как традиционных дидактических, так и инновационных принципов, целесообразность применения которых обоснована в авторитетных современных педагогических исследованиях. Реализация определенных в данном исследовании принципов экологического воспитания способствует развитию экологических знаний, воспитанию экологической культуры и сознания молодёжи.

1. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2000.

2. Гарифуллина РС., Юркина И.А. Концептуальные основы экологического образования в России. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014; 2: 58 - 62.

3. Зверев И. Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования. Педагогические принципы и условия экологического образования. Москва, 1983: 4 - 10.

4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. Москва, 1984.

5. Степанец Р.В. Интегративный подход к развитию экологического образования школьников. Вестник Брянского государственного университета. 2001; 1: 328 - 335.

References

1. Gajsin I.T. Preemstvennost'sistemy nepreryvnogo 'ekologicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2000.

2. Garifullina R.S., Yurkina I.A. Konceptual'nye osnovy 'ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury iiskusstv. 2014; 2: 58 - 62.

3. Zverev I. D. Metodologicheskie osnovy principov i uslovij realizacii 'ekologicheskogo obrazovaniya. Pedagogicheskie principy i usloviya 'ekologicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1983: 4 - 10.

4. Amonashvili Sh.A. Vospitatel'naya i obrazovatel'naya funkciya ocenki ucheniya shkol'nikov. Moskva, 1984.

5. Stepanec R.V. Integrativnyj podhod k razvitiyu 'ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2001; 1: 328 - 335.

Статья поступила в редакцию 09.08.17

УДК 37.013.75

Poliakova E.A., Doctor of Sciences (History), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: elena2873@mail.ru

Kozhevnikova E.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul Russia), E-mail: elen-kozh2013@yandex.ru

THEATRE AS AN EDUCATIONAL FORM OF CULTURE (WITH REFERENCE TO S.A. BOBROVSKY'S THEATRE). The

article is dedicated to description of a theatre as an educational form of culture. Theatre realizes an educational function regarding a society carrying out a transmission of socially significant information (values, standards and ideas) by means of specific communication. The director's theatre has the largest potential in realization of its social and cultural functions. It is capable to a greater degree to transform its activity with a purpose of accenting an attention on social, cultural and personal positions of a concrete society and forming of its outlook directions. The article analyzes the experience of broadcasting for the viewer values, norms, ideas within the framework of a unique, individual creative concept: the case study of the director's theater of Sergei Aleksandrovich Bobrovsky.

Key words: theater, educational form of culture, director's theater, values, cultural and educational space.

Е.А. Полякова, д-р ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: elena2873@mail.ru

Е.С. Кожевникова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: elen-kozh2013@yandex.ru

ТЕАТР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕЖИССЁРСКОГО ТЕАТРА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БОБРОВСКОГО)

Статья посвящена характеристике театра как образовательной формы культуры. Осуществляя трансляцию социально значимой информации (ценности, нормы, идеи) средствами специфической коммуникации, театр выполняет по отношению к обществу образовательно-воспитательную функцию. Наибольшим потенциалом в реализации своих социокультурных функций обладает режиссёрский театр. Он в большей степени способен трансформировать свою деятельность с целью акцентирования внимания на социокультурных и личностных позициях конкретного общества и формирования его мировоззренческих установок. В статье анализируется опыт транслирования для зрителя ценностей, норм, идей в рамках уникального, индивидуального творческого концепта: на примере режиссерского театра Сергея Александровича Бобровского.

Ключевые слова: театр, образовательная форма культуры, режиссёрский театр, ценности, культурно-образовательное пространство.

Театр - уникальная культурная форма, которая является с одной стороны порождением социума, а с другой - инструментом его изменения, трансформаций. Взаимодействие театра, непрерывно осуществляемое с другими культурными и образовательными учреждениями способствует его адаптации к изменяющимся социальным реалиям, а транслирование социально-значимой информации, которая позволяет «сориентироваться в окружающем мире, гармонизировать связи, отношения, ценности и идеалы» [1, с. 25], делает театр актуальным для общества. Ориентированность театра на решение задач образовательного и воспитательного характера определяет его принадлежность к образовательным формам культуры.

Театр, осуществляя трансляцию социально значимой информации, сосредоточенной в авторских работах, способствуют повышению культурно-образовательного уровня населения и его воспитанию. Специфика театра как образовательно-воспитательного института заключается не только в «живом общении актёра, и зрителя» [1, с. 25], но и автора, который является генератором смыслов. Это общение обладает значительным ценностным потенциалом, поскольку «демонстрация спектакля неотделима от его восприятия зрителем. Спектакль не существует как фиксированный в материале памятник, он пребывает в постоянном самодвижении, саморазвитии событий и характеров, в живом психологически насыщенном контакте с публикой» [2, с. 18].

Говоря о театре как об уникальной образовательной форме культуры, следует отметить особую миссию провинциальных театров являющихся «масштабным пластом истории» и отражающих «специфику местной культуры». Наталья Дидковская отмечает что, провинциальный театр «воплощает в себе сцену гражданского «диспута», является носителем социокультурных и личностных позиций конкретного общества... всеми осознается как интегратор» социокультурных ценностей, транслирующий их «на специфическом художественном языке» [3, с. 116]. Профессиональный рост любого театра обеспечивается, прежде всего, личностью режиссера. Режиссёрский театр - явление уникальное, это постоянный поиск выразительных средств для создания не просто частной истории, а модели Мира. Одним из ярких примеров, позволяющих проиллюстрировать роль режиссера в формировании культурно-образовательного пространства в целом и зрительской культуры, в частности является режиссёрский театр Сергея Бобровского.

С. Бобровский закончил Московское театральное училище имени Б. Щукина (мастер курса - режиссер Л. Хейфиц). Ещё являясь студентом он стал Лауреатом Первой премии Всероссийского фестиваля моноспектаклей в Перми. Поставленный им в Новосибирском театре «Старый дом» спектакль «Акт» получил несколько премий и был показан в Москве. На сцене новосибирского драматического театра «Старый дом» состоялся и дипломный спектакль С. Бобровского «Служанки» по пьесе Ж. Жене, который был представлен на Международном Рождественском фестивале в Новосибирске в 1998 году. Сценический вариант японской новеллы Т. Такахаси «Томление», поставленный с актерами новосибирского театра, был дважды показан на телеканале «Культура» в 2000-м году. В сезон 1999 - 2000 гг. С. Бобровский работал в Барнауле. В Молодёжном театре Алтая режиссер поставил «Мандрагору» (Н. Макиавелли), а в краевом театре драмы спектакль «Банкрот» (А. Островский), отмеченный Муниципальной премией как лучший спектакль 2000 года. Все его спектакли отличались индивидуальностью, не похожестью один на другой и вместе с тем узнаваемостью режиссуры.

С 2001 по 2006 год С. Бобровский - главный режиссёр Бийского драматического театра. Анализ бийского периода режиссёрских работ позволяет выделить две тенденции в его творчестве. Первая связана со стремлением «к сохранению классического культурного наследия» [4, с. 67]. Как отмечал в своей работе «Провинциальный театр - центр театральной России» С.С. Загребин, сохранение театрального наследия предполагает «сохранение и целевое использование существующих театральных зданий, организация театрального дела в рамках стационарного репертуарного театра с постоянной труппой, использование в качестве драматургической основы театральных постановок классических образцов русской и зарубежной драматургии, ориентация режиссуры на традиции русского психологического театра» [4, с. 67]. Все эти позиции ярко прослеживаются в деятельности С. Бобровского как главного режиссёра Бийского драматического театра. Его спектакли изменили художественный облик театра. Основой репертуара стала русская и зарубежная классика - Н. Гоголь, А. Островский, П-К. Мариво, Ж.-Б. Мольер, Б. Шоу, К. Гольдони.

В этот период заметно вырос исполнительский уровень бий-ских актеров. Так, в 2002 г. театральные критики при Алтайской организации Союза театральных деятелей России отметили спектакль «Женитьба» по пьесе Н. Гоголя Первой премией за оригинальное и современное прочтение классики, а спектакль «Она» по пьесе Жана Ануйя «Черная невеста» был награжден Муниципальной премией города Барнаула как лучший спектакль 2004 года. Особую популярность завоевал спектакль «Женитьба», поставленный С. Бобровским в соавторстве с художником по костюмам и сценографом О. Смагиной. Вся постановка была насыщена смысловыми мизансценами, игровой театральной атмосферой, подробной разработкой интриги. Режиссура спектакля, при сохранении классического сюжета, отличалась гротескностью изложения, в котором действующие лица были похожи на театральные маски, погруженные в призрачное, зыбкое пространство. По мнению критиков того периода это был спектакль «на вырост», поскольку он давал возможность актерам совершенствовать профессиональное мастерство, открывая тем самым глубинные, смысловые пласты драматургии.

Вторая тенденция творчества С. Бобровского также вписывается в концепцию С.С. Загребина и связана со стремлением режиссёра осуществлять «системные реформы театральных традиций», которые заключаются в «переосмыслении драматургического наследия, инновациях в выборе режиссерских и сценографических принципов» [4, с. 67 - 68]. Следует отметить, что любые изменения в культуре происходят вследствие изменения ориентиров государственной политики. Так, художественное формирование мировоззрения режиссера С. Бобровского происходило в контексте коренных изменений политики государства в области литературы и искусства начала постсоветского периода. Ещё на съезде кинематографистов в мае 1986 года впервые прозвучала резкая критическая оценка вмешательства государственной власти в творческий процесс. Это не могло не повлиять на дальнейшие качественные изменения в развитии культуры и искусства. Последовавшая вскоре перестройка провозгласила гласность, «новое мышление» и курс на демократизацию.

Раскрепощение театральных идей шло параллельно со сменой идеологической доктрины. Театры получили возможность самостоятельно выбирать пьесы, приглашать режиссеров, выстраивать репертуар. В это время очень сильно возросла роль художественного совета как органа самоуправления, посред-

ством которого театр был органично вписан в общекультурный контекст страны. Политика гласности затронула все сферы жизни. Так, большой интерес и личную сопричастность у публики вызывал автобиографический моноспектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку», рассказывающий о службе выпускника школы в Морфлоте на острове Русский. Эта, казалось бы, личная история всколыхнула всю страну. В 2000 г. спектаклю присуждается главная театральная награда - «Золотая Маска», а пьеса широко распространяется по театрам России.

Сергей Бобровский - молодой и талантливый режиссёр не отделял творчество от насущных проблем времени. Он привнёс в репертуарную афишу бийского театра два спектакля по пьесе Евгения Гришковца. Один, в постановке Евгения Калакина «Как я съел собаку», другой - спектакль «Зима» - в собственной постановке. Обе эти работы имели большой художественный и моральный резонанс у жителей Алтайского края.

С. Бобровский в самом начале своего творческого пути четко определил свою этическую и гражданскую позиции. Его творческие поиски и режиссерские исследования характеризуются, прежде всего, пристальным вниманием к нравственной составляющей «Человека на все Времена». В контексте настоящего исследования особый интерес представляет спектакль «Зима» -одна из наиболее значимых режиссёрских работ С. Бобровского, в которой рассказывается о том, что чувствует человек, когда умирает. Сюжет пьесы Е. Гришковца оказался очень близким С. Бобровскому - он солидарен с автором, который в своём произведении показывает не соединение, не срастание личного и всеобщего течения жизни.

Библиографический список

Завершая обзор бийского периода творчества С. Бобровского следует отметить, что за период его работы в качестве режиссёра, бийский театр поднялся на высокий, конкурентно способный с театрами других городов творческий уровень, но с его уходом вернулся в свое прежнее состояние. Модель «директорского» театра, которая родилась в новых (рыночных) экономических условиях, поставила перед театрами серьезную проблему сохранения художественного статуса при репертуаре, приближенном к стилистики массовой культуры.

С 2008 года Сергей Бобровский стал главным режиссёром Липецкого Академического государственного драматического театра им. Л.Н. Толстого. Высокое профессиональное мастерство, неординарная творческая одаренность позволили драматическому театру подняться на новый уровень признания в ходе российских и международных фестивалях. Так, в 2016 году на Международном фестивале в городе Орле спектакль по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева «Полковник-птица» был удостоен Гран-При.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что театр, является уникальным институтом, деятельность которого подчинена решении. Образовательных и воспитательных задач, поскольку ключевая функция театра - «формирование у зрителей определённых взглядов, мировоззренческих установок, обогащение их духовного мира» [1, с. 28]. Вместе с тем развитие театра как образовательного и воспитательного центра возможно только при наличии художественного лидера - режиссёра, способного влиять не только на развитие активной гражданской позиции зрителей, но и открывать им мир непреходящих ценностей.

1. Винокуров В.С. Социальные ориентиры театральной деятельности в парадигме социокультурных ценностей. Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012; 27: 25 - 28.

2. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XXвека. Санкт-Петербург, 2007. С.

3. Дидковская Н.А. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. Евразия. Люди и мифы. Сборник статей из журнала Вестник Евразии. Москва: Наталис, 2003: 116 - 141.

4. Загребин С.С. Массовая культура и современный театральный процесс. Вопросы культурологи. 2008; 7: 66 - 69.

References

1. Vinokurov V.S. Social'nye orientiry teatral'noj deyatel'nosti v paradigme sociokul'turnyh cennostej. Izvestiya PGPUim. V.G. Belinskogo. 2012; 27: 25 - 28.

2. Dmitrievskij V.N. Teatr i zriteli. Otechestvennyj teatr v sisteme otnoshenij sceny i publiki: ot istokov do nachala XX veka. Sankt-Peterburg, 2007. S.

3. Didkovskaya N.A. Sovremennyj provincial'nyj teatr: mifologizirovannaya real'nost'. Evraziya. Lyudi i mify. Sbornik statej iz zhurnala Vestnik Evrazii. Moskva: Natalis, 2003: 116 - 141.

4. Zagrebin S.S. Massovaya kul'tura i sovremennyj teatral'nyj process. Voprosy kul'turologi. 2008; 7: 66 - 69.

Статья поступила в редакцию 18.06.17

УДК 7.01 (574)

Popandopulo M.P., senior lecturer, Pavlodar State University n.a. S. Toraigyrov (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: stm@art.asu.ru Turganbaeva Sh.S., Doctor of Arts Studies, Head of Department of Costume Design and Scenography, Almaty Pedagogical Institute n.a. Abay (Almaty, Kazakhstan), E-mail: stm@art.asu.ru

Stepanskaya A.G., Cand. of Arts Studies, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Cultures, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: stm@art.asu.ru

FORMATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT OF PAVLODAR REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE FIRST HALF OF THE 20 CENTURY AND ITS IMPACT ON ART EDUCATION IN THIS REGION. The

research paper studies materials of the Museum, library and archival funds on the basis of system-historical methodology, identifies stages and forms of development of artistic and aesthetic environment in Pavlodar region of the Republic of Kazakhstan in the first half of the twentieth century and its impact on art education in the region. The work shows that the variety of instances of professional artistic culture is born with the direct participation of representatives of the Russian artistic intelligentsia - teachers, artists, and musicians. The article introduces into science the materials of the Museum and archival collections, not previously published. The author refers to historical periods such as the World War II (1941-1945) and the development of virgin lands, as well as the post-war years, this is considered as the formation of various forms in education and artistic culture in Pavlodar region. The author draws statistical data on the construction of cultural-educational and artistic-educational institutions in the region.

Key words: studio, exhibition, school, gallery, contest, people's university, works, aesthetic environment.

М.П. Попандопуло, доц. Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова, г. Павлодар, E-mail: stm@art.asu.ru

Ш.С. Турганбаева, д-р иск., зав. каф. «Дизайн костюма и сценографии» Алматинского педагогического института имени Абая, г. Алматы, E-mail: stm@art.asu.ru

А.Г. Степанская, канд. иск., доц. каф. истории отечественной и зарубежной культуры факультета искусств Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: stm@art.asu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.