Научная статья на тему 'Тайны и идеи казанского масонства в конце XVIII начале XIX века'

Тайны и идеи казанского масонства в конце XVIII начале XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
848
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСОНЫ / Г. П. КАМЕНЕВ / А. Л. ЛИХАЧЕВ / П. Ф. ЛИХАЧЕВ / Г. И. ПАНАЕВА / С. А. МОСКОТИЛЬНИКОВ / Г. Р. ДЕРЖАВИН / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / G. P. KAMENEV / A. L. LIHACHEV / P. F. LIHACHEV / G. I. PANAEVA / S. A. MOSKOTILNIKOV / G. R. DERZHAVIN / FREE MASONS / KAZAN UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Руденко Константин Александрович

Статья посвящена рассмотрению малоизученной темы казанскому масонству в конце XVIII -начале XIX века. Представленный материал позволяет дать оценку роли этого явления в культурной жизни Казани, Москвы и Петербурга, как в целом, так и на примере конкретных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECRETS AND IDEAS OF KAZAN MASONRY AT THE END OF THE XVIII BEGINNING OF THE XIX CENTURY

The article reviews poorly researched topic about the Kazan Freemasonry in the late XVIII early XIX century. The presented material allows to evaluate the role of this phenomenon in the cultural life of Kazan, Moscow and St. Petersburg as a whole, and on specific individuals as well.

Текст научной работы на тему «Тайны и идеи казанского масонства в конце XVIII начале XIX века»

УДК 03.23.31

К. А. Руденко

ТАЙНЫ И ИДЕИ КАЗАНСКОГО МАСОНСТВА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Статья посвящена рассмотрению малоизученной темы - казанскому масонству в конце XVIII -начале XIX века. Представленный материал позволяет дать оценку роли этого явления в культурной жизни Казани, Москвы и Петербурга, как в целом, так и на примере конкретных личностей.

Ключевые слова: масоны, Г. П. Каменев, А. Л. Лихачев, П. Ф. Лихачев, Г. И. Панаева, С. А. Мо-скотильников, Г. Р. Державин, Казанский университет.

K. A. Rudenko

SECRETS AND IDEAS OF KAZAN MASONRY AT THE END OF THE XVIII - BEGINNING OF THE XIX CENTURY

The article reviews poorly researched topic about the Kazan Freemasonry in the late XVIII - early XIX century. The presented material allows to evaluate the role of this phenomenon in the cultural life of Kazan, Moscow and St. Petersburg as a whole, and on specific individuals as well.

Keywords: free masons, G. P. Kamenev, A. L. Lihachev, P. F. Lihachev, G. I. Panaeva, S. A. Moskotilnikov,

G. R. Derzhavin, Kazan University.

В конце XVIII - начале XIX столетия Казань уже переживала своего рода всплеск интеллектуальной жизни. В городе появляются даже частные школы (пансионы)15. В 1793 году Савва Андреевич Москотиль-ников (1768-1852), переводчик и юрист, чиновник городского магистрата, организовал в городе неформальный литературный кружок. В его составе были провинциальные интеллигенты, такие как казанский учитель, затем профессор Виленского университета И. И. Чернявский, преподаватели народного училища С. В. Смирнов и В. Р. Бобровский, цивильский помещик (кроме того, поэт, прозаик и историк) Николай Сергеевич Ар-цыбышев.

Этот казанский «бомонд второго порядка», состоящий из членов кружка, через С. А. Москотильникова был тесно связан с московскими розенкрейцерами (масонами), в том числе Н. М. Карамзиным, И. П. Тур-

геневым, И. И. Дмитриевым, Н. И. Новиковым и др.

В состав кружка входил и Г. П. Каменев. Еще в 1780-х годах он познакомился с одним из активных кружковцев Н. С. Арцыбышевым. Объединяла их в кружке не только любовь к литературному творчеству, но и история. Г. П. Каменев, как и С. А. Москотильни-ков, интересовался историей и древностями. В библиотеке Г. П. Каменева были исторические труды М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Ролленя и даже Ксенофонта [8, с. 301; 5, с. 97-98]. Можно предположить, что в какой-то мере это увлечение было знаковым для части казанской интеллигенции того времени. Как писал Н. С. Арцыбышев, именно на одном из собраний кружка в 1802 году, где мог присутствовать и Г. П. Каменев16, он решил всерьез заняться историей и даже отчасти археологией [8, с. 303].

15 Напр.: пансион М. Потот (Пото) - см.: [10, с. 139-145].

16 Летом 1802 года Г. П. Каменев был в Москве и оттуда писал С. А. Москотильникову письма (письмо от 11 июня 1802 года) [1].

Отдавая дань времени, неформальные объединения в конце XVIII - начале XIX века являлись частью масонского движения, которое негласно поддерживалось и официальными кругами. Кружок С. А. Москотильникова не был исключением.

Надо сказать, что масонские организации существовали в Казани и до того. От связи с московскими масонами предостерегала Фекла Савишна Блудова своего племянника юного тогда Г. Р. Державина, когда он ехал в Москву [8, с. 142].

С 1776 года в Казани действовала масонская ложа «Восходящего солнца», упомянутая в немецком масонском списке 1786 года [1, с. 101-108; 7, с. 508]. В списке А. Н. Пы-пина она отмечена под № 18 как «Лихачева в Казани (Восходящего солнца?)» [7, с. 556]. Организовал и поддерживал ее Александр Логинович Лихачев, прадед Андрея Федоровича Лихачева. В его библиотеке были книги с автографами известных масонов, в том числе И. И. Панаева, мастера стула ложи Восходящего солнца (с конца 1783 года), а также с казанских масонов П. С. Кондыре-ва, Ю. И. фон Каница. На усадьбе Лихачева в Полянках собирались члены Ложи и проводили тайные церемонии и ритуалы.

Масонство было известно и среди казанских гимназистов. Так, отец ученика гимназии Петра Петровича Татищева был мастером стула в масонской ложе «Трех знамен». Сам Петр Петрович впоследствии также был масоном и женился на дочери масона Гине. Его единственная дочь вышла замуж за князя П. М. Долгорукого, бывшего ранее эксцентриком. Это «высший эшелон» масонства был исключительно дворянским и вероятно члены его мало пересекались с масонами-маскотильниковцами17.

17 Не исключено, что с этим связаны проблемы, которые возникли у Н. С. Арцыбышева, когда он пытался защитить диссертацию в Казанском университете [2, с. 744-747].

В 1822 году после запрета масонства ведущие профессора и преподаватели казанского университета давали письменные расписки, что они не входят в масонские ложи. Исходя из обратного можно предположить, что те, кто дал эти расписки подозревались в членстве в масонской ложе. Это К. Ф. Фукс, Н. И. Лобачевский, И. М. Симонов, П. С. Кондырев, Ф. И. Эрдман, И. Хальфин, М. С. Рыбушкин и другие [8, с. 303]. Известно, что масонами были представители многих казанских фамилий: Апраксины,

Елагины, Кайсаровы, Корсаковы. Их роль в общественной жизни Казани и губернии в данном контексте не исследована.

В этой связи стоит отметить, что масон А. Л. Лихачев в 1780-х годах сделал блестящую карьеру: в 1782-1785 годах он становится заседателем в Казанском земском суде; в 1787-1803 - депутатом казанского дворянского собрания, с 1798 до 1804 годы является директором народного училища. К списку его наград надо добавить присуждение чина надворного советника в 1800 году и избрание предводителем дворянства Мамадышского уезда.

Масонская тема еще раз прозвучала в роде Лихачевых, когда отец А. Ф. Лихачева -Федор Семенович Лихачев решил жениться на Глафире Ивановне Панаевой. Не исключено, что резко отрицательное отношение С. А. Лихачева (деда А. Ф. Лихачева) к выбору сына было симптоматично. Семен Александрович большую часть времени проводил в Петербурге, и к московскому масонству, вероятно, относился прохладно и, скорее всего, к нему не имел никакого отношения. И поэтому желание сына породниться с масонским кланом Панаевых вызвало у него, мягко сказать, отрицательную реакцию. И пока Семен Александрович не умер в 1822 году, его сын жениться не мог

Женитьба случилась как нельзя кстати. После указа 1822 года о запрете масон-

ства Глафира Ивановна Лихачева (Панаева), его супруга, срочно уничтожила большую часть документов и других свидетельств масонской деятельности ложи. Панаевы, наряду с Лихачевыми были сердцем масонской сети Казани, которая закреплялась родственными узами. Отметим, что после свадьбы Ф. С. Лихачев также быстро стал выдвигаться на ведущие позиции в губернии -избирается предводителем дворянства Спасского уезда.

Не исключено, что наследником масонских традиций, переданных ему матерью -Глафирой Ивановной - стал Петр Федорович Лихачев. Он наследовал имение в Полянках, активно занимался библиотекой и архивом, что достаточно странно, поскольку библиофильскими наклонностями он не отличался. Скорее всего, и Андрей Федорович Лихачев попал под влияние масонского прошлого семьи. Его затворничество, уход от реальности, своеобразные сюжеты в творчестве, даже научном, несколько заграничных командировок косвенно подтверждают это. Не исключено, что негативное отношение к А. Ф. Лихачеву многих профессоров университета имеет под собой и это основание.

Стоит только сожалеть, что эта тема в историографии практически не освещена и ждет своего исследователя18.

«Историзм» казанских масонов был не случаен. Идеи масонов были своего рода «философией истории» определенного крыла интеллигенции. Известный масон И. Г. Шварц на лекции у себя дома в 1782 году говорил, что «к научению человека суть тройственные познания: исторические, технические или художественные и живые. Исторические познания суть нравственные, физические и метафизические».

Да и живые корни истории в этом плане,

18 Достаточно подробно эту тему рассматривал Н. Н. Булич. Об этом см.: [9, с. 132-134].

несомненно, играли свою роль. Исторические корни легко проследить и для многих дворянских и купеческих родов, значившихся в масонских списках. Это известные дворянские фамилии, такие, например, Хованские. В этот круг, но другого уровня входили и богатые купеческие фамилии.

Так, Г. П. Каменев, участник кружка Москотильникова, происходил из знатного княжеского татарского рода, известного с XV века. Перешедшие на службу к Ивану IV предки поэта крестились, были пожалованы поместьями, которые сохранились во владении другой родословной ветви -князей Макуловых. Каменевы были в числе первых казанских купеческих родов.

Если касаться Г. П. Каменева, то в его жизни масонство сыграло злую шутку, С. А. Москотильников пытался спасти поэта от прогрессировавшей депрессии и болезни и ввел его в круг своих друзей по кружку -масонов. «Поизносившегося», по выражению Е. Боброва, Г. П. Каменева, безусловно, привлекли далекие от земных страстей масонские философствования. Кроме того, это членство давало ему несомненные преимущества в знакомстве с известнейшими столичными литераторами, чем он не преминул воспользоваться.

Как только главный масон Москвы побывал в Казани, Г. П. Каменев быстро едет за ним и начинает активно общаться в среде московских масонов. Через них он знакомится с Н. М. Карамзиным и другими известными литераторами. Косвенно это подтверждают и письма Г. П. Каменева. В них имеются свидетельства о непосредственном общении поэта с Иваном Владимировичем Лопухиным, сенатором и масоном из круга

Н. И. Новикова (И. В. Лопухин был в Казани в 1800 году в составе сенатской комиссии) [4, с. 66-67].

Вместе с тем, рецидивы прошлого, судя по нескольким письмам С. А. Москотильни-

кову19, не оставляют Г. П. Каменева и в столице. Впадая после этого в ипохондрию и меланхолию, он находит отклик своим мрачным мыслям в беседах с Карамзиным. Тема его бесед - суицид, смерть и похороны20. Мнительному, самолюбивому, но все еще не потерявшему интерес к жизни поэту, такие беседы явно не улучшали настроение21.

19 Письмо от 21 ноября 1800 года. Данную тему можно трактовать и в ином ключе - см.: [3, с. 82-83].

20 «Говорили ... о его и моей ипохондрии, желали оба потерять жизнь параличом или апоплексией, но не пистолетом; завидовали обычаю древних, сжигавших тела покойников», писал Г. П. Каменев С. А. Москотильникову о своей беседе с Н. М. Карамзиным (письмо от 31 октября 1800 года) [1].

21 Поэтическому складу души Г. П. Каменева глобальные идеи масонов были, вероятно, близки и понятны - ср.: [6, с. 116-118].

Застигнувшие его еще в молодом возрасте проблемы больно ранили душу - он «выпал» из круга своих друзей, оказался отвергнутым женой, и лишь беседы о скорой кончине приносили покой и успокоение.

Таким образом, масонство как часть казанской жизни явление сложное и связано с развитием как общественной мысли и просвещения в российской провинции, так и непосредственно с выдающимися личностями города Казани. Учитывая активное участие масонов в общественной жизни губернии, перспективным представляется изучение их как явления не только культурной жизни провинциального российского общества, но и политической, что весьма ярко проявилось в период, последовавший после провала попытки государственного переворота дворянами-декабристами в 1824 году.

Литература

1.

Бобров Е. Литература и просвещение в России XIX века: мат-лы, исслед. и заметки. - Казань: Типография Казан. ун-та, 1902. - Т. III. - 200 с.

Булич Н. Н. Из первых лет Казанского университета (1805-1819). Рассказы по архивным документам. - Казань: Типография ун-та, 1891. - Ч. 2. - 800 с.

Карташева Е. И. «Театр жизни» Гаврила Каменева (стилистика бытового поведения) // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. - Казань: Школа, 2004. - С. 82-83.

Карташева Е. И. Неизданные письма Гаврила Петровича Каменева (по материалам фондов Национального музея РТ) // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. Литературнопублицистические чтения к 200-летию смерти Г. П. Каменева и 170-летию приезда А. С. Пушкина в Казань 23-24 октября 2003 года. - Казань: Школа, 2004. - С. 66-67.

Новицкая И. А. Библиотека Г. П. Каменева // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. -Казань, 2004. - С. 97-98.

Пашкуров А. Н. Возвышение добродетели в русском масонстве (некоторые аспекты) // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. - Казань, 2004. - С. 116-118.

Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первая половина XIX века: исслед. и мат-лы по эпохе Екатерины II и Александра I. - Пг., 1916. - 590 с.

Руденко К. А. Волжские булгары в зеркале истории (X-XIX века). - Казань: Школа, 2007. - 420 с. Сидорова М. М. К вопросу об изучении масонства в Казани // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. - Казань, 2004. - С. 132-134.

10. Фролова С. А. Пансионы Марии Потот в Казани (1802-1813, 1819-1826 годы) // Диалог поэтов в культурном пространстве Казани. - Казань, 2004. - С. 139-145.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.