Научная статья на тему 'Татарский театр в контексте сценических культур Средней Азии и Казахстана'

Татарский театр в контексте сценических культур Средней Азии и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
470
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЙ ТЕАТР / УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР / КАЗАХСКИЙ ТЕАТР / ПЕРЕДАЧА ОПЫТА / ВОСПИТАНИЕ АКТЕРСКИХ КАДРОВ / THE TATAR THEATER / THE UZBEK THEATER / THE KAZAKH THEATER / TRANSFER OF EXPERIENCE / EDUCATION OF SCENIC FIGURES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арсланов М. Г.

В статье выявляется роль деятелей татарского театра в воспитании молодых актерских кадров узбекского и казахского народов, а также в передаче собственного сценического опыта и театральных идей, воспринятых ими от за-падноевропейского сценического искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TATAR THEATRE IN THE CONTEXT OF SCENIC CULTURES OF CENTRAL ASIA AND KAZAKHSTAN

The article reveals the role of leaders of the Tatar theater in the education of young scenic figures of the Uzbek and Kazakh peoples, and also in transfer of own scenic experience and the theatrical ideas apprehended by them from the West European performing Arts.

Текст научной работы на тему «Татарский театр в контексте сценических культур Средней Азии и Казахстана»

УДК 792.2

М.Г.Арсланов

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ СЦЕНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

В статье выявляется роль деятелей татарского театра в воспитании молодых актерских кадров узбекского и казахского народов, а также в передаче собственного сценического опыта и театральных идей, воспринятых ими от за-падноевропейского сценического искусства.

Ключевые слова:татарский театр, узбекский театр, казахский театр,передача опыта, воспитание актерских

кадров.

M.G. Arslanov THE TATAR theatre in the context of SCENIC CULTURES OF CENTRAL ASIA AND KAZAKHSTAN

The article reveals the role of leaders of the Tatar theater in the education of young scenic figures of the Uzbek and Kazakh peoples, and also in transfer of own scenic experience and the theatrical ideas apprehended by them from the West European performing Arts.

Keywords: the Tatar Theater, the Uzbek Theater, the Kazakh Theater, transfer of experience, education of scenic

figures.

Татарский театр зародился в регионе, расположенном между Востоком и Западом на стыке слияния культур славянского и тюркского миров, многовекового мирного сосуществования двух конфессий -православия и ислама. Весьма выгодное геополитическое расположение Татарстана в центре пересечения водных, желез-нодорожных и шоссейных сообщений, кроме всех прочих, подготовило благоприятные условия для свободного обмена достижениями культуры различных регионов, традициями литературы и искусства многих народов.

Казань - крупный центр научной и культурной жизни Поволжья и Приуралья, прославившийся знаменитым университетом, учеными, писателями, художниками мирового значения, также издревле известен своими богатыми театральными традициями. Здесь, как и в Москве, и в Санкт-Петербурге, создавалось особое силовое поле искусства, и любой, даже самый прославленный актер, режиссер, антрепренер, считал для себя честью быть приглашенным в Казань. Не случайно именно здесь, в центре пересечения культурной жизни Востока и Запада, одним из первых среди национальных театров страны в начале XX века зародился суверенный институт народной культуры - татарский театр.

Возникновение татарского театра как эстетического феномена, как художественного, идеологического и организующего единства было обусловлено усложнением политических, социальных, нравственно-пси-холо-гических, бытовых форм жизни народа на рубеже XX века. Его зарождение было подготовлено взаимодействием четырех основных компонентов: народного (фольклорного) театра, национальной драматургии, «литературных вечеринок» в медресе, а также опыта западноевропейского театра, проникшего через русскую сценическую культуру. Влияние Запада, западноевропейского театра продолжается на всем протяжении истории татарского театра. Оно не ограничивается заимствованием репертуара, принципов оформления, приемов постановки и актерской игры. Самое главное - восприятие вышедших из центров культуры западных стран театральных идей. Татарский театр одним из первых среди тюркоязычных сценических культур осваивал достижения театрального искусства Запада и передавал их в родственные театры Казахстана и Средней Азии.

Процесс передачи достижений западноевропейского, русского театров, а также накопленного за годы существования татарского театра собственного опыта, происходил особенно интенсивно в 10-20-е годы двадцатого столетия. Как известно, к тому времени татарский театр в своем развитии достиг значительных успехов. Процесс передачи достижений западноевропейского, русского театров, а также накопленного за годы существования татарского театра собственного опыта, происходил особенно интенсивно в 10-20-е годы двадцатого столетия. Как известно, к тому времени татарский театр в своем развитии достиг значительных успехов. Октябрьскую революцию он встретил уже вполне зрелым, сформировавшимся искусством, с работающими в единой реалистической манере достаточно большими актерскими силами, умной, ищущей национальной режиссурой, сложившимся репертуаром из произведений национальной, русской и западноевропейской драматургии. В тот же период многие тюркоязычные театры страны в своем развитии делали лишь первые шаги, и тогда актеры, режиссеры татарской сценической культуры пришли им на помощь. В этом смысле особенно знаменателен опыт общения татарских сценических деятелей зачинателями театрального дела казахского, узбекского народов.

Театральное воспитание народов Средней Азии и Казахстана деятелями татарской сценической культуры было начато еще в первые годы существования татарского театра. Дореволюционные профессио-нальные татарские труппы «Сайяр», «Нур», «Ширкат» в начальный период больше работали в передвижных условиях и очень часто гастролировали в этих регионах. На первых порах труппы были немногочисленными, и, когда не хватало артистов, режиссеры находили и привлекали для участия в спектаклях местных любителей на небольшие вспомогательные роли. Обычно в каждой постановке приезжих артистов участвовало два-три, а то и больше местных жителей. Таким образом, гастролируя по таким городам, как Ташкент, Алматы, Бухара, Самарканд, Хива, Петропавловск, Павлодар, Уральск, Семипалатинск, Кустанай и др., татарские театральные труппы не только эстетически обслуживали местных жителей, но и из способной молодежи исподволь готовили актерские кадры. Очень часто в гастрольных спектаклях выходили на сцену узбеки и казахи, таджики и туркмены. Как бы подтверждая правильность известного высказывания о том, что, однажды вступив на сцену, нельзя забыть ее, некоторая часть молодежи навсегда выбирала сценическую карьеру. Такое явление наблюдалось достаточно часто. После завершения гастролей приезжих артистов местные любители, объединившись, сами создавали драматические кружки и уже своими силами ставили спектакли. К примеру, после гастролей «Сайяр»а в 1908-1909 годах по Средней Азии, в Ташкенте была организована и вела систематическую просветительскую работу труппа «Чулпан». Самодеятельные артисты ставили пьесы Г.Камала, Г.Богданова, Ф. Амирхана, М.Файзи. Данная труппа проработала до Февральской буржуазной революции 1917 года. А в 1918 году при участии актеров «Чулпан»а при Туркестанском комиссариате по делам просвещения был организован Татарский государственный театр.

В декабре 1920 года решением театрального отдела Наркомпросса Туркестана была создана Образцовая узбекская краевая труппа Ее руководителями назначались признанные узбекские театральные деятели М.Маджидов, А.Исмаилов и известный татарский актер Н.Сакаев. Очень скоро руководство этим коллективом перешло в руки талантливого актера и режиссера татарской сцены Г.Камала I. Один из ведущих артистов дореволюционной труппы «Сайяр» Камал I, после октябрьских событий, активно пробовал себя и на режиссерском поприще. Он являлся организатором и художественным руководителем Казанской труппы «АЙ», затем работал режиссером татарских фронтовых театральных бригад. И вот накопленный опыт постановочной работы пригодился. Являясь острохарактерным актером на интернациональные роли, в своем режиссерском творчестве тяготеющий к романтическим постановкам, Камал I оказал весьма значительное влияние на формирование и рост узбекского театра. Первым, чем занялся Камал I, приступая к работе, был репертуар. Узбекский театр в тот период не располагал национальным репертуаром. Тогда Камал I решил обратиться к хорошо известному и близкому по постановкам в «Сайяр»е драматургическому материалу. В первую очередь это драматургия Г.Камала, Ф.Амирхана, Ф.Бурнаша, затем западноевропейская и русская классика, произведения Ф.Шиллера, В.Дюканжа, П.Джакометти, Н.В.Гоголя. Этапным спектаклем узбекского театра начала 20-х годов стал «Коварство и любовь» Ф.Шиллера в постановке Камала I. Яркая, эмоциональная постановка, провозглашающая победу подлинных чувств, торжество высоких идеалов, была очень близка людям, переживающим исторический катаклизм, в смутное время потерявшим почву под ногами и пострадавшим от людской жестокости. Именно поэтому она пользовалась огромной популярностью и продержалась в репертуаре вплоть до 1926 года, намного опережая по продолжительности сценической жизни все другие постановки.

Наряду с постановочной деятельностью Камал I вынужден был вести и педагогическую работу. Многие узбекские актеры делали лишь первые робкие шаги на сцене и, естественно, им надо было давать все, начиная с азов актерского мастерства. Камал I работал над развитием внутренней и внешней техники узбекских артистов, старался привить им хороший, вкус, воспитывал уважительное отношение к ценностям мировой художественной культуры.

В двадцатые годы, кроме Н.Сакаева, Камала I на узбекской сцене работал известный танцовщик и балетмейстер Али Ибрагимов (Ардобус). Со второй половины 1920-х годов до конца 1950-х годов режиссером и театральным педагогом узбекской сцены являлся И.Илялов. В тридцатых годах здесь же трудился признанный талантливый режиссер татарского театра Г.Девишев, а в 1940-1960 годы - не менее талантливый режиссер Г.Исмагилов. Признанные мастера режиссуры, воспринявшие достижения передовой западноевропейской постановочной культуры, они привнесли в узбекский театр любовь к правде жизни, отточенной форме постановок, яркую театральность, предельную простоту и искренность в актерской игре, стремление к углубленной психологической разработке характеров.

В развитие узбекского театра много внесли актрисы-татарки Ф.Камалова, М.Кариева, Х.Илялова,

З.Садриева. Очень разные по характеру дарования, масштабам таланта, они вели каждодневную, кропотливую сценическую работу и по мере сил и возможностей помогали становлению и развитию

театральной культуры братского народа. Многие признанные спектакли узбекского театра родились благодаря их труду и таланту.

В начале своей творческой деятельности несколько лет в Узбекистане проработал выдающийся татарский актер, народный артист СССР Х.Абжалилов. В двадцатых годах он участвовал в организации драма-тических коллективов в Бухаре и Хиве, затем снимался в фильмах бухарско-русского кинематографического товарищества [1].

Как видно из изложенного, многие деятели татарской сцены весьма активно помогали узбекскому театру. Их творчество, подключенное к живительным источникам братского народа, давало весьма ощутимые результаты.

Многое, что написано о взаимодействии татарского и узбекского театров, можно без особых изменений перенести и на взаимоотношения татарского и казахского театров. Близость к территории Казахстана таких известных дореволюционных центров культуры татарского народа, как Уральск, Оренбург, Троицк издревле оказывала очень сильное влияние на культурную жизнь близлежащих казахских населенных пунктов. Важную роль в просвещении казахского народа играли мударрисы и шакирды выпускных курсов из медресе названных городов, выезжавшие для обучения детей в казахские аулы во время летних отпусков. В крупных же городах, таких как Алматы, Петропавловск, Кустанай, Акмолинск, Семипалатинск, начиная с 1911-1914 годов татарские любители стали организовывать «Восточные вечера». Эти вечера, включавшие в программу одноактные спектакли, а также концертные номера, являлись предметными уроками для казахской интеллигенции. Вначале, принимая участие в спектаклях татарских любителей и получая какой-то опыт сценической культуры, они впоследствии и сами стали организовывать молодежные вечера. Объединявшие артистов и зрителей разных народов удивительно теплой атмосферой дружбы и взаимопонимания, восточные вечера являлись своеобразными актами интернационального воспитания. Значение подобных вечеров высоко оценивается и исследователями казахского театра. «Эти выступления, вместе с концертами и спектаклями, проводившимися татарской молодежью, и легли в основу «Восточных вечеров», в которых принимали участие представители разных народов мусульманского вероисповедания,- пишет, к примеру, Б.Кундакбаев в своем капитальном труде, посвящённом казахскому театру. - ...Татарские любительские кружки нередко показывали большие отрывки и целые акты пьес, тем самым побуждая казахов к созданию своих пьес, своей драматургии» [2].

После Октябрьской революции во многих городах и крупных населенных пунктах Казахстана образовались татарские театральные коллективы. Как пишет доктор искусствоведения Н.Львов - большой знаток казахского театра - новая власть поддерживала татарскую театральную самодеятельность и использовала ее для пропагандистской работы в мусульманском крае. В некоторых случаях спектакли устраивались силами профессиональных актеров и любителей, что намного повышало художественный уровень постановок. К примеру, зимой 1918 года в Петропавловске с участием «отца татарского театра» Г.Кариева и ведущего актера дореволюционной труппы «Нур» Ш.Шамильского были поставлены спектакли «Тахир-Зухра» Ф. Бурнаша и «Тайны нашего города» Г.Камала [3]. Сам факт выбора этих произведений, требующих для постановки большого коллектива и талантливых исполнителей, говорит об уровне и масштабе мастерства актеров труппы.

Во многих случаях вокруг татарских театральных коллективов организовывалась талантливая молодежь других национальностей. Перенимая опыт старших коллег, они сравнительно легко проходили этапы становления. «Казахские самодеятельные кружки возникали чаще всего рядом с русскими и татарскими профессиональными или полупрофессиональными труппами, - продолжает Р.З.Кундакбаев. - Казахи-любители быстро усваивали опыт русских и татарских товарищей по искусству» [4].

Естественно, из этих кружков лишь избранные становились профессиональными актерами. Их, может быть, не так много. Однако среди них были основатели казахского профессионального драматического театра Е.Умурзаков, К.Бадыров, видные деятели казахского сценического искусства С.Кожамкулов, И.Мендыханов, А.Кошаубаев, И.Байзаков, Ж.Шанин, Ж.Елебеков, впоследствии определившие пути развития национального театра.

Таким образом, в дореволюционный период развития как результат частых гастролей татарских трупп в городах Туркестана зародились татаро-узбекские, татаро-казахские, иногда просто казахские и узбекские драматические кружки. В них ставились пьесы как татарских, так и местных авторов. Выступая в спектаклях драматических кружков, воспитывались многие, ставшие ведущими деятели казахского и узбекского театров. Факт влияния татарского театра на зарождение узбекского и казахского театров подтверждается многими исследователями этих народов. В частности, в книге «История казахского театра» рассказывается о руководящей роли татарских режиссеров в формировании сначала любительских, позднее профессиональных казахских театров [5]. «...Деятельность представителей татарского театра в Туркестане

сыграла особую роль в знакомстве узбекского зрителя с европейским театром, - пишет академик, исследователь узбекского театра М.Рахмонов. - Это, в свою очередь, привело к формированию отношений между узбекским и татарским театром» [6].

Татарский театр оказал достаточно серьезное влияние и на туркменскую, и на таджикскую сцениче-скую культуру. Об этом можно почерпнуть сведения из трудов историков театра К.Карими и Н.Нурджанова [7]. Однако при этом необходимо заметить, что творческие контакты между деятелями искусств этих народов гораздо менее интенсивны, по сравнению с узбекским и казахским театрами. Видимо, сказались языковая отдаленность таджикского и территориальная отдаленность туркменского народов.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что татарский театр, возникая на стыке слияния культур Запада и Востока, в течение всей своей истории выполнял функции своеобразного моста, перевалочного, передаточного пункта. Осваивая передовые достижения западного искусства, первым среди тюркоязычных народов страны он на свой лад перерабатывал и передавал их в театры Казахстана и Средней Азии. Являясь мировоззренческим, весьма близким народам мусульманского востока, татарское театральное искусство во многом помогло подготовить зарождение их сценических культур. В этом его своеобразие и большая заслуга перед братскими народами.

Литература

1. Кумысников Х.Л. Халил Абжалилов.- Казань, 1984.

2. Кундакбаев Б. Казахский театр// История советского драматического театра. В 6 т.-Т 1.- М.: Наука, 1966.-С.

309.

3. Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина. Фонд Н.И.Львова. Оп I, Ед. хр. 150, Л. 63; «Маяк» (Петропавловск). -1918.- 23 декабря.

4.История советского драматического театра. В 6 т.-Т 1- М.: Наука, 1966. - С.311

5.Іазаі театрыныЙ тарихы.-Т.1.-Алматы, 1975.-Б.38-50.

6.Рахмонов М. Узб^к театры тарихы.-Ташкент, 1968.-Б.268.

7.История советского драматического театра. В 6 т. - М.: Наука, 1966-1971 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.