Научная статья на тему 'Татарская повесть 20-х годов ХХ века'

Татарская повесть 20-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
880
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕСТЬ / РЕВОЛЮЦИИ / ИДЕОЛОГИЯ / ОПЕРАТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахтямова Зульфия Ревонеровна

20-е годы ХХ в. в жизни страны оставили неизгладимый след: революции, войны, голод, коллективизация. Все это нашло отражение в литературе. Многие писатели начинают служить большевистской идеологии, а некоторые не воспринимают эту власть и создают произведения, в которых показывают отрицательные стороны новой системы. В литературе, в том числе татарской, появляется большое количество повестей, поскольку этот жанр позволяет оперативнее реагировать на актуальные события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TATAR STORY OF 20th years xx a century

20 years XX of a century in a life of the country have left an indelible trace. This period is well-known for revolutions, wars, famine, collectivization and many other things incidents. Certainly, all this was reflected in literary process. Many writers start to serve new to ideology, and the some people do not perceive this authority, and create such products where they show the negative parties of new system. In the literature of many people living in the Soviet country including in Tatar, there is a plenty of stories as they it is fast, operatively react to pressing questions of a society.

Текст научной работы на тему «Татарская повесть 20-х годов ХХ века»

З.Р. АХТЯМОВА

ТАТАРСКАЯ ПОВЕСТЬ 20-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: повесть, революции, идеология, оперативность, объективность.

20-е годы ХХ в. в жизни страны оставили неизгладимый след: революции, войны, голод, коллективизация. Все это нашло отражение в литературе. Многие писатели начинают служить большевистской идеологии, а некоторые не воспринимают эту власть и создают произведения, в которых показывают отрицательные стороны новой системы. В литературе, в том числе татарской, появляется большое количество повестей, поскольку этот жанр позволяет оперативнее реагировать на актуальные события.

Z.R. AHTYAMOVA THE TATAR STORY OF20th YEARS XX A CENTURY

20 years XX of a century in a life of the country have left an indelible trace. This period is well-known for revolutions, wars, famine, collectivization and many other things incidents. Certainly, all this was reflected in literary process. Many writers start to serve new to ideology, and the some people do not perceive this authority, and create such products where they show the negative parties of new system. In the literature of many people living in the Soviet country including in Tatar, there is a plenty of stories as they it is fast, operatively react to pressing questions of a society.

ХХ век - богатая историческими событиями эпоха. Особенно первые три десятилетия отличаются своей сложностью и противоречивостью. Первая мировая война, революции, гражданская война, вынужденные эмиграции, страшный голод, репрессии, Вторая мировая война - все это наложило отпечаток на развитие многих народов, в том числе и татар. Среди них такие важные события, как октябрьская и февральская революции 1917 г., гражданская война, которые оказали влияние на литературу. Несмотря ни на что, она в этот период развивалась, появлялись новые произведения. Каким же образом шло это развитие?

Если до 1917 г. татарская литература развивалась с национальной позиции, то после она развивается в иных социальных условиях. На первое место советские писатели ставили новую жизнь, новых героев. Эта тематика нашла отражение именно в жанре повести. Доктор филологических наук А.И. Кузьмин правильно определяет время, когда быстрыми темпами начинает развиваться этот литературный жанр. «В литературном процессе повесть становилась особенно активной в исторически переломные периоды; в 30-40-е годы Х1Х в., в конце Х1Х и начале ХХ в., в годы гражданской, Отечественной войн» [1, с. 7]. Именно в этот сложный период повесть, оставив остальные жанры прозы в тени, занимает передовые позиции. «В первые десятилетия ХХ в. в русском эпосе возникли жанровые перемещения - от романа к рассказу и повести. Повесть с присущей ей мобильностью как нельзя лучше подходила для исследования основных закономерностей современной писателям жизни и перспектив дальнейшего развития России» [2, с. 73]. Такой же переход был присущ и татарской литературе 1920-х годов. Учитывая то, что в русской прозе жанр повести достаточно изучен, обратимся к русской литературе.

Возникнув у истоков национальной художественной культуры, она оформляется в ХУ столетии после долгой и сложной эволюции как особый литературный вид, переживает ХУ111 в. и, наконец, вобрав в себя все, что отвечало возможностям, заложенным в ее природе, повесть уже в новом качестве вступает в век Х1Х. Особенно, в 80-90-е годы Х1Х столетия в русской прозе преобладают малые жанры - повесть и рассказ. Они продолжают свое существование и в начале ХХ в. По этому поводу Ф.М. Мусин пишет: «Литературоведы это явление объясняют двумя факторами. Во-первых, русская проза стремится оперативно отвечать новым требованиям жизни. Во-вторых, та историческая эпоха сама прокладывает путь к жанровой природе литературы. Известно, что начало ХХ века в жизни России является переходным периодом, связанным с глубокими революционными переворотами» [3, с. 250]. Не будет ошибкой, если 20-е годы ХХ в. назовем таким же пе-

риодом. В связи с этим после революций 1917 г. должна была активно развиваться повесть. Действительно, в русском эпосе в эти годы появляется большое количество повестей. «В первое послевоенное пятилетие (после гражданской войны) появилось большое количество повестей. Исследователи этого периода советской литературы признают ее неоспоримое торжество. “Повесть” на этом этапе преобладала, - пишет В.В. Гура. - Писатели в относительно небольших формах стремились закрепить большой жизненный материал, события революции, основные ее конфликты, хотя бы штрихами нарисовать участвующие в ней массы людей» [4, с.12].

Это же явление, т.е. развитие жанра повести в 1920-х годах, характерно и для татарской литературы. Говоря более конкретно, этот жанр развивается в переломное время, события, происходящие в ней, показывает по горячим следам. В переломное время роман не мог появиться сразу, так как он требует глубокого изучения жизни. Чтобы оценить события, необходимо время. А рассказ, по мнению Ф. Хатипова, «не охватывает очень долгую, продолжительную ситуацию, а оставляет ее для повести» [5, с. 59]. Таким образом, в бурное время развивается повесть.

Когда мы говорим о 20-х годах ХХ в., необходимо указать его границы. По нашему мнению, этот период охватывает время с 1917 по 1932 г., так как после 1917 г. в стране формируется другая система, устанавливается советская власть. Литература, в свою очередь, стремится показать происходящие в стране изменения с помощью художественных образов, поскольку она изучает действительность. В татарской литературе принята такая классификация: литература начала ХХ в. и литература после 1917 г. На первый взгляд может показаться, что они находятся далеко друг от друга и между ними нет никакой связи. Но это неправильно. «Прежде всего, эту эпоху нужно рассматривать в преемственной связи с началом века. Свидетелями этого родства являются продолжение традиций Тукая и в советское время, активная творческая работа и после революции таких писателей, как Г. Ибрагимов, М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал. А.Г. Исхакый в эмиграции сохранил и продолжил национальную миссию нашей прошлой литературы» [6, с. 152]. Не случайно наше деление заканчивается 1932-м годом. В 1930-х годах в стране происходят новые радикальные преобразования - коллективизация. Этот период требует отдельного изучения. В IV томе «Истории татарской литературы» 30-е годы (1932-1941) представлены в отдельном разделе. Поэтому мы показали развитие татарской повести в период с 1917 по 1932 г.

Что представляет собой повесть? До сих пор нет конкретного определения этому жанру. Разные теоретики в разное время выдвигали множество особенностей, присущих этому жанру. Это объясняется тем, что со временем меняются взгляды на литературу, в том числе и на систему жанров. Несмотря на это, есть одна особенность среднего жанра, которая всегда выделяла его среди остальных. Повесть - это форма времени. Как говорилось выше, как только в стране возникают перемены, конфликтные ситуации, на первый план, оставляя остальные жанры в тени, выходит повесть. Таким образом, повесть является самым оперативным жанром к актуальным вопросам времени, резким переменам жизни. Литературовед Ф. Миннуллин отмечает, что кроме оперативности для этого жанра характерна еще демократичность: «Повесть не только оперативный, но и демократический жанр. Она быстро меняется в зависимости от эпохи, легко адаптируется к переменам в жизни. Это говорит о том, что повесть очень интересный... жанр литературы. Поэтому ее полюбили все» [7, с. 16]. Действительно, писатели разных поколений активно работали в этом жанре.

В развитии разных видов повести 20-х годов ХХ в. большую роль сыграли Г. Ибрагимов, Ш. Усманов, А. Шамов, К. Наджми. В их повестях находят отражение революции, гражданская война, голод, классовая борьба. В то же время актуальные проблемы, такие, как будущее народа, исчезновение традиций и обычаев, ассимиляция нерусских народов, судьбы женщин, рассматриваются в творчестве

Г. Исхаки и Г. Рахима. Отрицание всех старых традиций, надежда на новый день, новую жизнь - вот основная идея повестей М. Гафури. Появляются сатирические повести Ф. Амирхана, Ш. Усманова, в которых героями являются рядовые граждане с их житейскими поступками, радостями и горестями на жизненном пути. Проанализировав повести 1920-х годов, Ф. Миннуллин пишет: «Большинство повестей 20-х годов носит очерковой характер. На первый взгляд, они напоминают соединение хорошо запоминающихся отдельных элементов. В них нет основного конфликта и сюжетной линии. Но это только кажется. В действительности, в этих повестях есть образ автора, который собирает в одно целое все отдельные эпизоды. Именно он делает их единым. А если все же учитывать, что в повестях 20-х годов отсутствуют типичные образы и они носят очерковой характер, это является их особенностью, а не пороком» [7, с. 14]. По-нашему мнению, эта мысль относится к повестям, написанным во второй половине 1920-х годов. Говоря более конкретно, такими являются произведения К. Наджми, Ш.Усманова. Потому что в эти годы в прозе появляются большое количество героических повестей, которые показывают жизнь с точки зрения революционной романтики. А первая половина 20-х годов ХХ в. в этом плане совсем другая. Здесь преобладают элементы реализма.

Тема «Татарская повесть в 20-х годах ХХ в. (развитие жанра)» является актуальной. Как известно, в научно-теоретическом отношении важным аспектом изучения литературы является исследование ее жанрово-стилевой структуры. В татарском литературоведении долгое время не уделялось должного внимания этому аспекту, который в настоящее время становится важнейшей задачей национальной литературной науки.

В изучении жанровой природы татарской прозы несомненный интерес представляет повесть 20-х годов ХХ в., так как в этот период, заняв ведущие позиции в прозе, именно повесть отражала характерные тенденции развития национальной литературы в целом. Вместе с тем в наши дни стала очевидной необходимость более объективного изучения и оценки литературного процесса той поры. В советское время проза 1920-х годов изучалась в тогдашних идеологических рамках, т.е. довольно усеченно, из литературного процесса вычеркивался ряд произведений. Так, длительное время «белыми пятнами» в истории национальной прозы оставались творчество Г. Исхаки в эмиграции или повести «Люди» Г. Ибрагимова, «Шафигулла агай» Ф. Амирхана, «Шамсутдин бай» Ш. Усманова, «Идель» Г. Рахима и т.д. Научное осмысление этих произведений позволит воссоздать целостную картину литературного процесса 1920-х годов вообще и роль повести в прозе той поры в частности.

Литература и источники

1. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы / А.И.Кузьмин. М.: Знание, 1984. 112 с.

2. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция / Т.Т. Давыдова. М.: Наука, 2005.

336 с.

3. Мусин Ф.М. Олы юлга чыкканда / Ф.М. Мусин // Татар теле hэм эдэбияты: 5 нче китап. Казан, 1976. Б. 231-251.

4. Синенко В.С. Особенности жанровой системы современной советской литературы / В.С. Синенко. Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1986. 84 с.

5. Хатипов Ф. Эпик жанрлар / Ф. Хатипов. Казан: Татар.кит. нэшр., 1973. 144 б.

6. Мусин Ф.М. Эдэбият тарихын яцача eйрэнY / Ф.М. Мусин// Казан утлары. 2005. № 7. Б. 147-157.

7. Мицнуллин Ф. Прозаныц гражданлык йезе ^генге прозада повесть жанры): эдэби тэнкыйть очерклары / Ф. Мицнуллин. Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. 112 б.

АХТЯМОВА ЗУЛЬФИЯ РЕВОНЕРОВНА родилась в 1983 г. Окончила Набережночелнинский государственный педагогический институт. Аспирант отдела литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Область научных интересов - татарское литературоведение. Автор 4 научных публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.