Научная статья на тему 'Татарская лингвистика и образование'

Татарская лингвистика и образование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1506
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарская лингвистика и образование»

Р.Х.Мирзагитов, Р.А.Юсупов

ТАТАРСКАЯ ЛИНГВИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Лингвистическая наука, призванная содействовать духовному росту народов, в жизни Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета всегда занимала и занимает большое место.

Мощный импульс для своего развития татарское языкознание в педагогическом вузе получило в 20-30-е годы прошедшего столетия в связи с коренными преобразованиями в социально-культурной жизни народов бывшей царской России, в том числе татарского народа.

В те годы на отделении татарской филологии Восточного педагогического института были сосредоточены значительные силы татарской словесности: ДжВа-лиди, Г.Сагди, М.Курбангалиев, М.Фазлуллин, Г.Алпаров, Н.Хаким и другие.

Главное предназначение и предпосылка развития татарской лингвистической науки в Казанском педагогическом университете - служение образованию, и результаты ее, успехи были обусловлены реализацией задач, направленных на решение вопросов обучения, воспитания, повышения культуры.

Этим и определяется весьма широкий диапазон различных направлений в татарском языкознании с педагогическим уклоном, развиваемых в недрах Казанского педагогического вуза более ста лет. Трудно найти какую-либо область татарской лингвистики, с которой не соприкасались бы ученые-педагоги этого учебного заведения за годы его существования. Это и фонетический строй, и лексико-фразеологическая система, и морфология, синтаксис, диалектология, стилистика, и вопросы методики преподавания языка, культуры речи, проблемы теории и практики перевода, сопоставительной типологии.

Во внушительные цифры выливается количество опубликованных и рукописных трудов, созданных педагогами-словесниками. Это многие тысячи статей, учебников и учебных пособий, программы, различные словари, разговорники, монографии, выступления в средствах массовой информации.

В 20-е годы основные усилия ученых Восточного педагогического института были направлены на решение государственных задач, связанных с культурной революцией, проводимой в молодой советской республике. В этот период преподаватели отделения татарской филологии активно занимались разработкой научных основ татарской грамматики, реформированием алфавита и орфографии, созданием различных типов словарей, учебников и учебных пособий. Были изданы новые учебники по морфологии и синтаксису. В связи с реформой письменности были опубликованы в печати многочисленные статьи по вопросам алфавита и орфографии ("Магариф", 1923, №1, 2, 5и др.). Доценты Дж.Валиди и Г.Сагди опубликовали в различных журналах ряд работ, посвященных актуальным вопросам татарской грамматики и правописания ("Безнец юл", 1922, №4; "Магариф", 1923, №7, 8; 1926, №4, 5 и др.).

Заслуживает внимания деятельность Дж.Валиди в области татарской диалектологии и лексикографии. По его инициативе были налажены сбор и изучение диалектной лексики. На основании собранного материала Дж.Валиди опубликовал несколько статей, не утративших своего значения и

поныне: "О диалектах казанского татарского языка" (1927); "Среди карин-ских и глазовских татар" (1929) и др.

Большим событием в культурной жизни республики стал выход в свет "Толкового словаря татарского языка" Дж.Валиди (т.1, ч.1, 1927; ч.2, 1928). Тепло была встречена научной общественностью книга Г.Сагди "Язык, литература и письменность в человеческом мире и их историческое развитие" (1926).

Ценные труды в области экспериментальной фонетики создал талантливый ученик профессора В.А.Богородицкого доцент Галимджан Шараф ("Палятограммы звуков татарского языка сравнительно с русским" (1927); "Сонорная длительность татарских гласных" (1928). Им опубликован также ряд статей о слогоделении, губной ассимиляции и о фонетической природе отдельных звуков.

В 20-х годах широко развернулась научно-методическая и педагогическая деятельность заслуженного деятеля науки ТАССР М.Х.Курбангалиева. Он разработал научные основы преподавания родного языка. Им были созданы такие работы, как "Методика преподавания родного языка" (1918), "Методика преподавания грамматики" (1936), "Методика обучения грамоте" (1940) и др. Эти труды профессора М.Курбангалиева сыграли важную роль в становлении и развитии методики преподавания татарского языка как самостоятельной научной дисциплины.

Значительный вклад внес М.Х.Курбангалиев в развитие контрастивной лингвистики, в частности в сопоставительное изучение родного и русского языков. Он вместе с Р.Газизовым и Х.Бадиговым составил первые стабильные школьные учебники по татарскому языку для русских, создал сопоставительную грамматику русского и татарского языков, не утратившую своего значения и в настоящее время ("Опыт практической грамматики татарского языка", 1925; "Систематическая грамматика татарского языка в сравнении с грамматикой русского языка", 1932; "Учебник татарского языка для заочников нетатар", 1941 и др.)

Профессор М.Курбангалиев является автором школьных учебников по морфологии и синтаксису, по которым обучались многие поколения учащихся. Следует отметить его активную деятельность в области лексикологии и терминологии.

В плеяде татарских лингвистов Казанского государственного педагогического института 30-50 годов особое место занимает профессор М.А.Фазлуллин, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

Он внес большой вклад в разработку научных основ татарской орфографии и пунктуации.

Однако М.А.Фазлуллин прежде всего известен как один из первых и наиболее популярных методистов, как автор многих программ, учебников и учебных пособий. Его монографическое исследование "Методика татарского языка" неоднократно переиздавалось и поныне служит ценным пособием по методике преподавания татарского языка.

М.А.Фазлуллин много сил приложил организации просвещения в республике, занимая различные административные должности на ниве образования.

В начале 30-х годов в коллектив кафедры татарского языка Казанского педагогического института влились специалисты, прошедшие подготовку у крупнейших ученых Ленинградского института востоковедения. Это были Г.Алпаров, Х. Бадигов, Н. Хакимов, которые энергично взялись за разработку важнейших проблем татарского языкознания.

В результате их деятельности расширилась тематика научных исследований, был издан ряд интересных монографий, статей, созданы новые учебники и учебные пособия. Среди них заслуживает особого внимания "Краткая история языкознания" Г.Алпарова, учебники Х.Бадигова "Уроки грамматики татарского языка" (1935); "Грамматика", ч.1, Морфология (1938) и др.

Г. Алпаров активно занимался исследованием типологических особенностей татарского языка ("Об агглютинативной природе нашего языка", 1927; "Имеются ли придаточные предложения в татарском языке", 1937 и др.). Много внимания уделял Г.Алпаров разработке методологических и теоретических проблем науки о языке.

Вопросам развития татарского литературного языка и разработке научных основ татарской грамматики посвящены статьи доцента Н.Хакима и профессора Х.Бадиги. Проблемы терминологии и орфографии были объектом внимания С.Атнагулова, который создал ряд терминологических словарей и школьных учебников.

Дальнейшему росту научных изысканий в сфере лингвистики содействовало открытие в 1932 году аспирантуры при кафедре татарского языка. Из числа первых ее выпускников выросли известные языковеды: профессор Л.Заляй, доцент Ш.Рамазанов, заслуженный деятель науки ТАССР В.Хангильдин и другие. Благодаря их труду значительно обогатились такие отрасли татарской лингвистической науки, как диалектология, фонетика, стилистика, история татарского литературного языка.

Не потеряли своей значимости и поныне работы Ш.Рамазанова, посвященные вопросам развития татарского литературного языка, словообразования в татарском языке, разработке принципов терминологии и орфографии ("Развитие татарского литературного языка за советский период", "Образование глаголов в татарском языке", "Пути развития терминологии татарского языка", 1935; "Основные принципы в терминологии татарского литературного языка", 1944).

Представляют интерес также работы Ш.Рамазанова, в которых освещаются особенности языка К.Насыри и Г.Тукая.

Следует отметить большую работу Ш.Рамазанова по созданию терминологических словарей и учебников.

Значительную веху в развитии татарской лингвистической науки составляет деятельность языковеда Л.Заляя, научные интересы которого охватывали различные сферы филологии. Первые годы после окончания аспиран-

туры, а также послевоенные годы он посвятил фронтальному изучению диалектов татарского языка, для чего организовывал многочисленные экспедиции в различные регионы страны, где компактно проживали татары. Заметным явлением в истории татарского языкознания стало издание его обобщающей монографии "Татарская диалектология" (1947).

Л.Заляй проводил эффективные исследования и в сфере морфологии и исторической фонетики.

Работы Л.Заляя по изучению языка художественной литературы (К.Насыри, Г.Тукая, Ш.Камала и других классиков татарской прозы) составили основу татарской стилистики.

Значителен вклад Л.Заляя также в составление школьных учебников и учебных пособий.

Немало серьезных работ по татарской синонимике, орфографии и орфоэпии ("Совет мэктэбе", 1940, № 11-12; 1941, №5 и др.), а также по проблемам словообразования и синтаксиса ("Совет мэктэбе", 1952, №5 и др.) принадлежит кандидату филологических наук В.Н.Хангильдину. Одним из наиболее заметных его трудов является "Грамматика татарского языка" ("Очерки по морфологии").

Имеется несколько работ В.Хангильдина, посвященных изучению лингвистического наследия Каюма Насыри ("Основы синтаксиса татарского языка в грамматиках Каюма Насырова", 1945; "Каюм Насыри и татарская лексикология", 1948 и др.). Активное участие принимал В.Хангильдин в составлении учебников и русско-татарских терминологических словарей.

50-е годы были характерны выполнением ряда диссертационных исследований в области татарского языкознания. Так, успешно защитили кандидатские диссертации Д.М.Сарманаева ("Диалектные особенности среднеуральских татар", 1950), М.З.Закирова ("Исторический обзор развития грамматик татарского языка", 1950), Ф.С.Валеева ("Методическая система М.Х.Курбангалиева в преподавании татарского языка татарам и нетатарам", 1953), Г.Х.Ахатов ("Фразеологические выражения в татарском языке", 1954), А.Г.Ишмуратов ("Некоторые языковые и стилистические особенности большевистской газеты "Урал", 1956) и Л.С.Гадельшин ("Инфинитивная форма глагола в современном татарском языке", 1957).

Активно поддерживали их в этом профессор М.А.Фазлуллин и доцент Л.Заляй, которые щедро делились с ними обширными знаниями.

Большую помощь кафедре татарской филологии КГПИ в ее научной деятельности оказывали крупные русские ученые Казани и центральных научных учреждений. Особо следует отметить в этой связи членов-корреспон-дентов АН СССР профессоров В.А.Богородицкого, Н.И.Ашмарина, Н.К.Дмитриева и А.Н.Самойловича. Под руководством В.А.Богородицкого молодой ассистент Галимджан Шараф вырос в видного ученого-фонетиста и стал признанным авторитетом в области экспериментальной фонетики. Профессор В.А.Богородицкий большое содействие оказал Г.Шарафу при выдвижении его кандидатуры на звание профессора (1930); а в 30-е годы он реко-

мендовал Г.Шарафа как своего достойного преемника заведующим кабинетом экспериментальной фонетики.

Определенный вклад в подготовку научных кадров внесли также ученые Института востоковедения профессор А.Н.Самойлович и академик Н.И.Мещанинов. Под их руководством прошли аспирантуру и получили глубокую языковедческую подготовку Г.Алпаров, Х.Бадигов и Н.Хакимов.

Теплые, дружественные отношения поддерживал с кафедрой член-корреспондент АН СССР профессор Н.К.Дмитриев, который многим оказал серьезную помощь в подготовке диссертационных работ.

Своими консультациями и советами большую помощь членам кафедры оказывал также старший научный сотрудник Института языкознания АН СССР Ф.Г.Исхаков.

В 1954 г. в связи с болезнью профессора М.А.Фазлуллина руководство кафедрой татарского языка и литературы было поручено доценту А.Дж.Сайганову, активная деятельность которого во многом способствовала научному росту кафедры: активизировалась публикация научной и учебной литературы (программ, учебных пособий, методических разработок и т.п.), четыре бывших аспиранта (Ш.Ханбикова, Р.Мингулова, М.Сагитов, М.За-лялиева) успешно защитили кандидатские диссертации, определилась проблематика монографических исследований.

В 1955 году увидела свет работа доцента Л.Яфарова "Татарский язык в развитии" - интересное сравнительно-историческое исследование в области татарской фонетики. В ней автор на основе межъязыковых звуковых корреспонденций выявляет основные тенденции, характеризующие эволюцию звукового строя татарского языка. В этой работе нашли освещение также вопросы сингармонизма и протезы, значительное место в ней уделено рассмотрению дискуссионных вопросов алфавита и орфографии.

С приходом в Казанский педагогический институт профессора М.З.Закиева татарское языкознание в этом вузе поднялось на новый качественный уровень.

В 1965 году под его руководством была создана кафедра татарского языкознания. С этого периода научные изыскания в области татарского языка приняли более целенаправленный и системный характер.

По инициативе М.З.Закиева коллективом кафедры успешно стала разрабатываться комплексная проблема "Закономерности развития и функционирования татарского языка".

С момента защиты докторской диссертации по синтаксису современного татарского литературного языка и издания ряда монографий и учебников по этой тематике профессор М.З.Закиев стал главной фигурой в разработке вопросов синтаксиса татарского языка.

Особое место среди работ по синтаксису занимает его фундаментальный труд "Современный татарский литературный язык" (Синтаксис, 1971), являющийся систематизированным описанием синтаксического строя татарского языка в синхронном плане. Здесь представлена подробная характеристика всех синтаксических категорий, проведено описание форм и способов

синтаксических отношений и связей, дана детальная классификация всех видов словосочетаний, типов простого и сложного предложений и др. В теоретическом плане представляет большой интерес трактовка профессором М.З.Закиевым следующих дискуссионных проблем тюркского синтаксиса: предикативность, средства и формы ее выражения; виды и способы синтаксических связей, типы односоставных конструкций, природа синтагм и придаточного предложения и др.

Исключительно широки научные интересы М.З.Закиева. Кроме основной сферы - синтаксиса - он сумел глубоко вникнуть во многие области языкознания (вместе с историей носителей данного языка), языковых связей и двуязычия, вопросов лексикологии и морфологии и т. д.

Наибольшую научную ценность среди фундаментальных трудов М.З.Закиева имеют его работы "Татары: проблемы истории и языка", "Тюркотатарский этногенез", "Происхождение тюрков и татар".

Автор многочисленных научных трудов, профессор М.З.Закиев в период своей деятельности в качестве ректора Казанского педагогического института проявил себя большим организатором науки.

В годы работы М.З.Закиева ректором и заведующим кафедрой татарского языкознания успешно функционировали при КГПИ совет по защите диссертаций по татарской филологии, председателем которого был он сам. Под руководством М.З.Закиева было подготовлено и защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций.

За большие заслуги в развитии языкознания профессор М.З.Закиев был избран действительным членом Академии наук Татарстана и удостоен Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники.

Одним из ведущих лингвистов в Казанском педагогическом институте в 70-80-е годы была доцент З.М.Валиуллина, которая будучи основным преподавателем морфологии, активно занималась исследованием данного направления татарского языкознания. Изданные под ее авторством учебники ("Морфология современного татарского литературного языка". Пособие для студентов и учителей, 1972; "Татарский язык. Морфология". Учебник для V класса. Изд.1, 1972; изд.2, 1973; "Грамматика татарского языка. Синтаксис". Учебник для VI-VIII классов, изд.1, 1963; изд.2, 1964) и сейчас служат ценными пособиями для студентов и школьников.

З.М.Валиуллина является также видным специалистом в области сопоставительного языкознания. Ее работа "Сопоставительная грамматика" (1967), посвященная описанию фонетической и грамматической систем русского и татарского языков, представляет собой учебное пособие для студентов и учителей. Богатый фактический материал, умелый и тонкий анализ в данном исследовании позволили автору достаточно полно выявить как одинаковые и сходные черты сопоставляемых языков, так и специфические особенности каждого из них. Вопросы сопоставительной грамматики русского и татарского языков освещаются также в ряде статей З.М.Валиуллиной.

Вопросы морфологии и синтаксиса были предметом исследований доцента кафедры татарского языкознания М.А.Сагитова. Имеется целая серия статей по этой проблеме, написанная и опубликованная им.

Для коллективных трудов "Современный татарский литературный язык" (1969), "Морфология современного татарского литературного языка" (1971) М.А.Сагитовым написаны разделы о служебных частях речи, междометиях и подражательных словах.

Перу М.А.Сагитова принадлежит также работа "Фонология, ее идеи и проблемы".

Одна из проблем, успешно разрабатываемых М.А.Сагитовым, - исследование системы художественно-языковых средств в произведениях Г.Ибрагимова. Этой проблеме посвящены его работы "Синонимические фразеологические обороты в романе "Глубокие корни" (1972), "Искусство слова в произведениях Г.Ибрагимова" (1974), "Просторечие, его состав и стилистическое употребление" (1976).

Среди наиболее значительных работ в области татарского синтаксиса занимает достойное место монография профессора К.З.Зиннатуллиной "Залоги глагола в современном татарском литературном языке" (1970), в которой подвергнуто всестороннему и глубокому исследованию явление залогов в татарском языке. Различным аспектам категории залога посвящен также ряд ее статей.

В коллективном труде "Морфология современного татарского литературного языка" (1969) К.З.Зиннатуллиной принадлежит одна из основных глав, содержащая обстоятельную характеристику грамматических категорий глагола в целом.

Профессор К.З.Зиннатуллина как соавтор "Академической грамматики татарского языка" удостоена Государственной премии Республики Татарстан.

Разработкой вопросов методики преподавания татарского языка на кафедре татарского языкознания занималась доцент Ф.С.Валеева, которая долгие годы преподавала студентам данный курс.

Заметным явлением в истории развития методической науки стало издание Ф.С.Валиевой учебного пособия "Методика преподавания татарского языка в школе и гимназии" которое сегодня служит одним из основных учебников по методике преподавания татарского языка. В 2003 году была издана работа Ф.С.Валиевой и Г.Ф.Саттарова "Методика преподавания татарского языка".

Имеется ряд статей Ф.С.Валиевой, посвященных вопросам преподавания родного языка. В них нашло также отражение научное наследие татарского педагога-методиста М.Х.Курбангалеева.

В связи с уходом на пенсию Ф.С.Валиевой чтение курса методики татарского языка на кафедре было поручено доценту Р.А.Асылгараевой, которая вскоре стала одним из известных методистов в республике. Учебники и программы по татарскому языку, написанные ею и многократно переиздававшиеся, широко используются в различных учебных заведениях Татарстана и за его пределами.

Методическое направление в научно-исследовательской деятельности на кафедре татарского языкознания в последнее десятилетие значительно расширилось и углубилось в связи с решением задачи разработки вопросов методики обучения татарскому языку в русскоязычной школе. Благодаря результативным исследованиям профессоров Фираза Фахразовича и Чулпан Му-харрамовны Харисовых, а также молодого ученого доктора филологических наук Р.Р.Замалетдинова вскоре в Казанском педагогическом университете образовалась школа методистов татарского языка в иноязычной аудитории. Защита ими по этой проблеме докторских диссертаций и издание ряда фундаментальных монографий, учебных пособий и программ создали прочную научную базу этой школы, которая успешно развивается и в настоящее время.

На кафедре татарского языкознания долгие годы плодотворно трудилась известный ученый-филолог, заслуженный деятель науки Татарстана и России, профессор Ф.Г.Гарипова - автор многочисленных научно-популярных изданий по топонимике и истории татарского языка.

Исследованием истории татарского языка и обучением студентов по данной дисциплине в настоящее время на кафедре успешно занимается доцент А.М.Юсупова.

Темой научных изысканий доцента кафедры татарского языкознания ТГГПУ Г.М.Шайхиевой является изучение особенностей речевого этикета в произведениях татарских писателей. Преподаватель фонетики и лексикологии Г.М.Шайхиева занимается также разработкой вопросов внедрения компьютерной техники в учебный процесс.

Объектом научной работы доцента кафедры, декана факультета татарской филологии Р.Х.Мирзагитова является история языкового образования в жизни республики. У молодого ученого-педагога Р.Х.Мирзагитова имеется ряд публикаций по данной проблеме.

В конце 80-х - в начале 90-х годов прошедшего столетия наметился рост национального самосознания народов России, и вместе с этим в Республике Татарстан произошли серьезные социально-политические перемены: парламент Татарстана принял декларацию о государственном суверенитете республики, состоявшийся вскоре референдум подтвердил волю народов Татарстана о свободном, демократическом развитии, Верховный Совет принял закон о языках народов республики, который объявил татарский и русский языки государственными и провозгласил их равноправное свободное развитие.

Благодаря этим прогрессивным переменам намного расширились функции татарского языка: он стал широко употребляться не только самими татарами, но и определилась тенденция роста численности нетатарского населения, пользующегося этим языком. Резко возросло количество русскоязычных учащихся, изучающих татарский язык.

Интенсивные перемены в социально-культурной жизни народов республики не могли не сказаться на деятельности кафедры татарского языкознания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, как и всего вуза. На кафедре значительно повысился удельный вес сопоставительно-типологических изысканий по сравнению с исследованиями в

сфере лишь одного татарского языка. Этому содействовали и изменения в учебных планах факультета татарской филологии: были введены такие дисциплины, как методика преподавания татарского языка в иноязычной аудитории, сопоставительная грамматика, теория перевода.

Эти изменения вызвали необходимость осуществить определенные структурные преобразования на факультете татарской филологии: наряду с основной - кафедрой татарского языкознания - были созданы кафедра преподавания татарского языка в русской школе и кафедра общей и сопоставительной филологии. В коллективы кафедр влились молодые научно-педагогические кадры.

Научно-исследовательская работа на кафедре преподавания татарского языка в русской школе, заведующим которой является доктор педагогических наук, профессор Ф.Ф.Харисов, ведется по следующим направлениям:

1) теория и практика обучения татарскому языку в русской школе;

2) разработка проблем двуязычия и многоязычия в республике;

3) языковые процессы и языковая политика в Татарстане в современных условиях.

Данная кафедра с первых же дней своего существования развернула интенсивную научно-методическую деятельность: лишь за последние 3-4 года членами этой кафедры подготовлены и изданы несколько монографий, десятки учебников, учебных пособий, программ, словарей для студентов и учащихся.

Наиболее значительными среди этих работ являются труды профессоров Ф.Ф.Харисова, Р.Р.Замалетдинова, А.Ш. Асадуллина (Харисов Ф.Ф. Пси-холого-педагогические и лингвистические основы обучения татарской устной речи в русской школе. 1998; Харисов Ф.Ф. Обучение татарской устной речи: Лингводидактические основы первоначального обучения татарской устной речи в русской школе. 1999; Харисов Ф.Ф. Основы методики обучения татарскому языку как неродному. 2001; Харисов Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак eйрэтYнец фэнни-методик нигезлэре. 2002; Замалетдинов Р.Р. Лингвистические основы обучения чтению на татарском языке учащихся начальных классов русских школ. 1999; Замалетдинов Р.Р. Основы методики обучения чтению на татарском языке. 2002).

Делает первые, но уверенные шаги самая молодая кафедра на факультете татарской филологии - кафедра общей и сопоставительной филологии, возглавляемая доктором филологических наук, профессором Р.Р.Замалет-диновым.

Основные направления научной деятельности этой кафедры - сопоставительно-типологическое изучение татарского, русского и других языков, исследование проблем языковых взаимосвязей, а также вопросов социолингвистики и культуролингвистики. Представляют наибольший интерес в этой связи работы Р.Р.Замалетдинова "Национально-языковая картина татарского мира" (докторская диссертация), "Теория и практика сопоставительного изучения татарского и русского языков" (Казань, 2004).

Профессор Р.Р.Замалетдинов известен также как автор ряда учебных пособий, программ, научных статей.

В последние 10-15 лет кафедра татарского языкознания значительно расширила тематику научных исследований. На ней успешно ведется разработка вопросов взаимодействия татарского и русского языков, культуры речи, теории и практики перевода, а также проблемы контрастивной лингвистики.

Все эти и некоторые другие темы представлены в изысканиях заведующего кафедрой татарского языкознания, члена-корреспондента Академии наук Татарстана, профессора Р.А.Юсупова. Более 200 публикаций, в том числе многочисленные монографии, научно-популярные издания, учебники и учебные пособия, программы - таков научно-педагогический багаж этого ученого и педагога, около 17 лет возглавлявшего Казанский государственный педагогический университет.

Научные труды Р. А.Юсупова, а также исследования по контрастивной лингвистике молодых ученых, защитивших кандидатские и докторские диссертации под его руководством и при содействии его как председателя совета по защите докторских диссертаций, составляют научную школу сопоставительной типологии.

Из многочисленных работ профессора Р.А.Юсупова наиболее значительными и популярными являются: Вопросы перевода, 1975; Вопросы перевода и культуры речи, 1978; Лексико-фразеологические средства

русского и татарского языков, 1980; Двуязычие и культура речи, 1987; Основы культуры речи, 1993; Татарский язык в русскоязычной аудитории, 1995; Актуальные проблемы культуры речи, 2000; Эдэп башы - тел, 2000; Икесен дэ яхшы бел. (Вопросы культуры и языка), 2001; Синтагматические отношения лексических единиц русского и татарского языков, 2002; Икетеллелек hэм сейлэм культурасы, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.