Научная статья на тему 'Татарская художественная обработка кожи, или «в каких сапогах ходил австрийский дипломат С. Герберштейн?»'

Татарская художественная обработка кожи, или «в каких сапогах ходил австрийский дипломат С. Герберштейн?» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
955
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ / КОЖАНАЯ МОЗАИКА / ИЧИЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КИПЧАКИ / ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА / СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ / THE TATAR NATIONAL CULTURE / ARTISTIC PROCESSING OF LEATHER / LEATHER MOSAIC / ICHINOE PRODUCTION / KIPCHAKS / VOLGA BULGARS / GOLDEN HORDE / KAZAN KHANATE / THE TECHNOLOGICAL STAGES OF PRODUCTION / PRESERVATION OF TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р.М., Фахрутдинов Р.Р., Бабич И.А.

Статья просвещена мастерству художественной обработки кожи как уникальной татарской национа-льной традиции. Прослеживаются её истоки в культуре тюркских народов. Детально исследуется этапы разви-тия промысла в разные исторические эпохи, технологические аспекты производства, особенности социокультурных контекстов бытования ичижной традиции в истории татарской культуры. Приводятся примеры выхода ичижного мастерства за пределы татарской культуры и его репрезентация в контекстах других национальных культур разных исторических эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеев Р.М., Фахрутдинов Р.Р., Бабич И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR ART OF LEATHERMAKING OR "WHAT BOOTS DID AUSTRIAN DIPLONMAT HERBERSTAIN WEAR?"

The article describes the art of leatherworking as a unique tatar national tradition. Its origins can be traced in the culture of the Turkic peoples. The article covers the following aspects: developement of the craft through history, technological aspects, socio-cultural contexts of the tradition of making leather mosaic boots at the tatar culture history. The article gives examples when the craft of making leather mosaic boots goes beyond tatar culture and the examples of its representation at other national cultures of different historical periods.

Текст научной работы на тему «Татарская художественная обработка кожи, или «в каких сапогах ходил австрийский дипломат С. Герберштейн?»»

образы которых почти у всех народов ассоцируются с небом, солнцем, верхним миром [6, с.118]. Изображения птиц «акну» (лебедь), «нусмойын» (шея птицы), «нусканаты» (крылья птицы), «карFат¥Як» (лапки ворона), «нустумсын;» (клюв птицы) часто используются в декоре ковра. Лебедь оберегает единство в семье, приносит изобилие и счастье. Женскую красоту и нежность казахи описывали, прибегая к сравнениям с лебедем, ланью, косулей.

Стилизованные очертания птиц мы находим на многих тюркских ковровых орнаментах. Эти образы ассоциируются с небом, солнцем, верхним миром» [7, с.245], означают вольную летящую птицу, счастье. Например, «кусканаты» (птичье крыло), «казмоиын» (гусинная шея), «казтабан» (гусинный след), «нустацдай» (птичье небо), «к¥CMYрын» (птичьи клюв) символизируют хорошую весть, добрые новости. Фигура орнамента «каргат^як» (воронья лапа) выполняла функцию оберега. Ворон у многих народов мира осмысливался как демиург, «первопредок и медиатор» [8, с. 186-189].

На бордюрах ковра казахские мастера часто помещали стилизованные изображения собаки: «итнуйрык» (собачий хвост), «иттабан» (собачья лапа). Они означали добрососедство, верность в дружбе, преданность. Ш.Уалиханов, Р.Потанин пишут, что собака у казахов почиталась в древности как тотем. Орнаменты на тему собаки в ковроткачестве относятся к древним традициям племен, занятых скотоводством и охотничьим промыслом. Но после принятия ислама казахи стали считать собаку нечистым животным, еда, к которой прикасалась собака, считалась непригодной для человека. Представления казахского народа о помощниках по хозяйству отражены в четырех базовых стилизация животных: лошади, верблюда, коровы, овцы.

Таким образом, орнаменты ковра - это не малое пространство сухих абстракций и схематических фигур, а мир живых символов, связанных с духовной и хозяйственной культурой казахского народа. Дети, занятые изготовлением ковров не только созерцают красоту орнамента и постигают значение условных изображений, но и сами творят их, сохраняют вековые традиции, поддерживают чувство уважения к художественному и профессиональному наследию казахского народа, развивают эстетический вкус, сберегают нравственные устои нации.

Литература

1. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. - Алматы: Санат, 1996. - С. 334.

2.Муканов М. С. Казахские домашние художественные ремесла. - Алма-Ата: Казахстан, 1979. - С. 8.

3.К^асенова К^Б. Юлем току енерьхалык; педагогикасыньщ бiр белт // ¥лт тагылымы. 2003, № 3 (2) - Б. 4-6.

4.9серов Н., Естаев Ж. Ислам жэне казактардыц эдет-г^рпы. - Алматы: Казахстан, 1992. - 117-118 б.

5.Потто В. Из путевых заметок по степи// Военный сборник. СПб., 1887. № 11. С. 152-153.

6.Наурызбаева Р. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства. (Монография) - Алматы: Бшм, 2006. - С. 118.

7.Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. - Алматы: Дай-Пресс, 2005. - С. 241.

8.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976. - С. 186-189.

УДК 908

Р.М.Валеев, Р.Р.Фахрутдинов, И.А.Бабич

ТАТАРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ, ИЛИ «В КАКИХ САПОГАХ ХОДИЛ АВСТРИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ С.ГЕРБЕРШТЕЙН?»

Статья просвещена мастерству художественной обработки кожи как уникальной татарской национальной традиции. Прослеживаются её истоки в культуре тюркских народов. Детально исследуется этапы развития промысла в разные исторические эпохи, технологические аспекты производства, особенности социокультурных контекстов бытования ичижной традиции в истории татарской культуры. Приводятся примеры выхода ичижного мастерства за пределы татарской культуры и его репрезентация в контекстах других национальных культур разных исторических эпох.

Ключевые слова: татарская национальная культура, художественная обработка кожи, кожаная мозаика, ичижное производство, кипчаки, волжские булгары, Золотая Орда, Казанское ханство, технологические этапы производства, сохранение традиций.

R.M.Valeev, R.R.Fakhrutdinov, IABabich TATAR ART OF LEATHERMAKING OR "WHAT BOOTS DID AUSTRIAN DIPLONMAT HERBERSTAIN WEAR?"

The article describes the art of leatherworking as a unique tatar national tradition. Its origins can be traced in the culture of the Turkic peoples. The article covers the following aspects: developement of the craft through history, technological aspects, socio-cultural contexts of the tradition of making leather mosaic boots at the tatar culture history. The article gives examples when the craft of making leather mosaic boots goes beyond tatar culture and the examples of its representation at other national cultures of different historical periods.

Keywords: the Tatar national culture, artistic processing of leather, leather mosaic, ichinoe production, Kipchaks, Volga Bulgars, the Golden Horde, Kazan khanate, the technological stages of production, preservation of traditions.

Практически у каждого народа есть свой уникальный промысел, своего рода уникальная этни-

ческая визитная карточка, то, чем гордится этнос. Как правило, здесь заключены не только старинные национальные технологии, но и определённая философия и мировоззрение народа, формируемое веками истории и выраженное в национальной символике и орнаментике.

Для татарского народа, бесспорно, таким примером является искусство художественной обработки кожи. Уникальное ремесло на основе уникальных технологий, ставшее настоящим искусством, признанное не только в своей культуре, но вышедшее далеко за её пределы и покорявшее в разные исторические периоды самые разные народы и культуры.

Знаменитые татарские узорные сапожки - ичиги (по-татарски - «читек») восходят к эпохе Средневековья и связаны с искусством кочевых народов Восточной Европы и Западной Азии.

Мягкая кожаная обувь без каблуков была очень удобна и практична в повседневном использовании у многих кочевых племён евразийских степей эпохи Раннего Средневековья. О широком использовании такого вида обуви у гуннов писал в конце IV века А.Марцелини. Археологические материалы свидетельствуют о распространении кожаной обуви у западных европейских скифов, племён Горного Алтая и кочевников Тюркского каганата (У-УШ века).

Самое раннее изображение древних тюрков эпохи Великого Тюркского Каганата на гранитном погребальном ложе Ань Цзе (579 год), династия Северное Чжоу. В традиционном комплексе одежды

тюрков наблюдаются кожаные ичиги. Согласно древнерусским летописям «ичиги» получили широкое распространение у кипчаков и волжских болгар в X - XIII веках. По мнению известного специалиста по декоративно-прикладному искусству Ф.Х. Валиева, последние широко использовали орнаментацию кожи тиснением двух типов - тиснением плоским с узорами в виде четырёхугольников; и тиснением рельефным, состоящим из переплетающихся линий полуцилиндрического профиля - полуваликов.

Кожаная мозаичная обувь получила широкое распространение ещё в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства. Об узорной обуви у татар упоминает целый ряд авторов Х^-ХУ веков.

Кожаная сумка XIV века. Золотая Орда.

При археологических раскопках в золотоордынских городах часто встречаются детали кожаной обуви и кожаных изделий. Очевидно, что кожа являлась традиционно самым распространённым видом материала для изготовления обуви. Чаще всего встречаются детали кожаных сапог красного или темно-коричневого цвета, иногда зелёного. Часто на голенищах сохраняются следы вышивки, или отделки из шёлковой ткани по верху голенищ. Иногда встречается украшение тиснением.

Кроме сапог, широко были распространены разнообразные виды короткой обуви (башмаки), сшитые, как правило, из одного куска кожи и сложно раскроённые; кожаные сумки, некоторые фрагменты которых обнаружены при археологических раскопках золотоордынских городов.

О мягких сапожках из кожи у казанских татар писал авст-рийский дипломат первой половины XVI века С.Герберштейн. Дважды посетив Россию, С.Герберштейн одним из первых евро-пейцев создал всестороннее описание России, включающее торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни. Его труды пользовалось большой популярностью в Европе, так как отличались правдивостью и обстоятельностью изложения, во многом, потому что австрийский дипломат и исследователь глубоко погрузился в российскую культуру и проникся её особенностями. О чём свидетельствует изображение его в русской шубе и татарской национальной обуви - ичигах.

Сигизмунд Герберштейн в русской шубе и татарских узорных ичигах. XVI век

Согласно сообщениям современников, узорные кожаные сапожки, в основном, были частью женского костюма. Носили их и мужчины, представители военной и феодальной знати. Несколько позже мужская обувь становится строже, и начинают преобладать тёмные цвета без орнамента.

Казанский татарин XVI века (по С. Герберштейну)

Изготовление кожаных изделий являлось, очевидно, самостоятельной отраслью производства и составляла важную часть экспорта Казанского ханства, прежде всего, в Московское государство.

Начиная с XV века татарская мозаичная обувь проникает и в Московское общество. В кожевнической слободе Москвы, основанной татарами - выходцами из Золотой Орды ещё в первой половине XV века в период правления Василия II, было налажено производство такой обуви. С этого времени кожаная узорная обувь прочно входит в моду среди московской знати и становится частью русского костюма.

Классик русской исторической мысли Н.И.Костомаров в своём «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» писал: «Это были софьяновые чулки, они разделяли на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные...Ичетыги (то есть ичиги) были всегда цветные, чаще всего красные и жёлтые, иногда зелёные и голубые, лазоревые,

белые, телесного цвета; они расшива-лись золотым, особенно в верхних частях на голенищах, с изображе-ниями единорогов, листьев, цветов и унизывались жемчугом».

С середины XVI и до конца XVIII века памятников и документальных свидетельств об искусстве татарской кожаной мозаики не сохранилось.

Наиболее архаичные образцы татарской мозаичной обуви датируются концом XVIII века. Начиная с XIX века ичижное производство и искусство кожаной мозаики, долгое время являющееся домашним ремеслом в татарских деревнях, превращается в организованный промысел. А, начиная с 40-х годов XIX века, оно начинает развиваться в рамках

мануфактурного производства.

Главным центром производства казанской узорной обуви являлась Казань, где существовали более 30 кожевенных производств, среди которых были две крупные фабрики купцов Абдуллина и Фай-зуллина, где, по сведениям К. Фукса, «в большом количестве вышиваются шёлком и золотом так называемые ичиги».

Основным продуктом производства обуви являлся знаменитый Казанский сафьян - тонкая, мягкая кожа, выделанная растительным дублением из шкур коз, реже овец и телят. Она окрашивалась в различные цвета. Именно об этой коже писал в своих записях француз А де Кюстина в 1830-х годах:

Татарская мастерица конца XIX- нач. XXвека за работой.

"■г*

а Ж

«Красивый сафьян, производится в Казани, и по слухам, её можно дёшево купить на ярмарке в Нижнем».

Другим сырьём для производства сапожек была юфть - более толстая кожа, которая выделы-валась из шкур бычков.

В конце Х1Х-начале XX веков в Казани и её окрестностях в ичижном производстве было занято несколько десятков тысяч человек, а общее производство кожаной мозаичной обуви достигало до трёх миллионов пар в год. Узорная обувь славилась по всей России и поставлялась на крупные ярмарки по всей Империи от Санкт-Петербурга до Средней Азии и Сибири. Казанская мозаичная обувь неоднократно получала признание на отечественных и зарубежных выставках, среди которых были: серебряная медаль на Казанской выставке 1880 года, бронзовая медаль на Всероссийской выставке в Москве 1882 года, серебряная медаль на Всемирной Парижской выставке. В 1883 году сафьяновые сапоги фирмы М.Галиева были удостоены большой золотой медали Европейского общества наук в Париже.

Туфли мужские, кожаная мозаика. Начало XX века. Национальный музей РТ. Поступили в музей в 1948 году из Государственного музея народов СССР. Подарок татарских купцов великому князю Константину.

Центром сельского ичижного промысла являлся регион Заказа-нья (деревни Большие и Малые Ковали, Колачи, Дубъязы, Субаш Аты, Атня, Кырлай и др.).

Узорные ичиги середины XIX века. Узорные ичиги. Конец Х1Х-нач. XX вв.

Государственный Эрмитаж. Музей изобразительных искусств РТ.

В начале XX века производство мозаики широко распространилось также в Чистопольском, Мамадышском, Тетюшском, Лаишевском уездах Казанской губернии. Одним из таких известных центров являлось производство ичигов в г.Чирки- Кащаково Тетюшского уезда, где ичижным промыслом занимались более 30 мастеров. В одном из исследований кустарных , промыслов Казанской губернии конца XIX века, В.НКосолапов среди масс-I теров этой деревни называет лучших мастеров-художников: братьев Габи-товых и А.Сайфутдинова. I Цр Узорные ичиги конца XIX века. Иске-Казанский государственный

историко-культурный и природный заповедник.

Узорные татарские кожаные ичиги являлись составной частью национального костюма татарской женщины, одним из главных и составных его орнаментально-цветовых элементов.

В средневековье его носили и мужчины из числа аристократии и знати. Материалом для изготовления сапожек (ичигов) и туфель (башмаков) служил тонкой выделки сафьян и более жёст-кая юфть, которые раскрашивались в различные цвета (красный, зелёный, голубой, белый и др.). При создании сложного узора сапожков, кожа различных цветов складывалась в несколько слоёв, и прорезалась по орнаментальным трафаретам. Орнамент, как правило, представлен «растительным орнаментов» в виде пальметты, тюльпана, сердечек, многолепестковой розетки и др. Из кусков кожи составлялись довольно сложные узоры, которые сшивались встык из шёлковых, иногда золотых ниток. Вышивальный шов, соединяющий орнамент, как правило, был многоцветным.

Женские узорные сапожки начала XX века. Фонды Российского этнографического Музея.

При создании сложного узора сапожков, кожа различных цветов складывается в несколько слоёв, и прорезается по орнаментальным трафаретам. Орнамент, как правило, основан на растительных мотивах в виде пальметты, тюльпана, сердечек, многолепестковой розетки и др. Из кусков кожи составляются довольно сложные узоры, которые сшиваются встык шёлковыми, иногда золотыми нитками. Вышивальный шов, соединяющий орнамент, как правило, и сам является много-цвет ным. В расположении узорных композиций была своя последовательность. Бока голенища сапожек украшались крупными много-лучевыми розетками (т.н. солярные знаки). Богатый узор располагали на передней стороне, который прикрывал шов между голенищем и передком обуви. Особый узор вписывался в заострённый носок, и , наконец, изысканный по своему рисунку «фигурный задник» завершал изделие.

Узорная деталь обуви являлась основным отличительным признаком «Казанской узорной обуви». Вся узорная нарядность дополнялась богатой многоцветностью фона при мягких, благородных оттенках цветной кожи. Труд татарских мастеров был дифференцирован. Мужчины в основном кроили изделия и вырезали фигурный задник сапог, что считалось наиболее ответственной и сложной часть работы. Мужчины же пришивали подошву к ичигу. Женщины преимущественно сшивали нитями кусочки разноцветной кожи.

До конца XIX века такое разделение труда в сёлах происходило в пределах одной семьи или ичижной артели. Однако с началом массового производства обуви, специализация изменилась. Крой обуви и её окончательную отделку производили в мастерских Казани, а промежуточные операции -в сёлах Заказанья. Наиболее высоким художественным уровнем, богатой орнаментацией и большой эстетической выразительностью отличаются образцы татарской узорной обуви первой половины -середины XIX века.

Начиная с конца XIX века, декоративный облик ичигов несколько меняется. В частности оголяются швы на месте стыковки основных конструктивных деталей сапожек. Наряду с классической кожаной мозаикой начинает использоваться техника вышивки, наблюдается упрощение орнамента и чрезмерное увлечение бессистемным декоративизмом. По мнению ряда исследователей, это свидетельствует о некотором упадке художественного уровня и стилевого единства промысла, что было связано с началом массового производства обуви в этот период.

В первые десятилетия XX века производство узорной обуви стало сокращаться и наметились тенденции упадка народного промысла, что было связано, очевидно, с началом Первой Мировой войны и общим экономическим упадком в России.

После 1917 года предпринимались попытки возрождения массового производства ичигов. В частности, в 1920-е годы были созданы крупные артели в Казани, Арске, в Пестречинском, Лаи-шевском, Дубъязском районах ТАССР. Кроме обуви татарские мастера начали осваивать производство мозаичных кожаных ковриков, подушек и иной продукции. Но характерной особенностью этого периода является то, что изделия мастеров были ориентированы на экспорт (Франция, Бельгия, Голландия, Германия, Италия) и поставлялись на внутренний рынок в ограниченном количестве.

Кроме того, существенно сократилось собственно производство ичигов (если в начале XX века в год производилось до 3 миллионов пар в год, то в 20-е годы - до 300 тысяч).

В 1940-1950 годы производство ичигов резко сократилось и стало постепенно возрождаться лишь в 1960-е годы на базе Арской фабрики национальной обуви, на которой традиционные изделия народного промысла выпускались лишь по индивидуальным заказам и незначительными партиями.

Женские ичиги-продукт кустарного промысла Татарии 1930-х годов Национальный музей РТ

В 1990-е годы старинный татарский промысел переживал период упадка, а единственная фабрика национальной обуви в Арске была закрыта.

В настоящее время наблюдаются тенденции возрождения художественных традиций татарской узорной обуви.

Древнее татарское ремесло переходит в область декоративно-прикладного искусства и открывает широкие возможности для развития

новых жанров декоративного искусства.

Современные профессиональные художники восстанавливают ис-кусство мозаичной кожи на новом художественном уровне, разрабатывают новые мотивы декора, цветовые решения и находят возможности для применения декоративных возможностей кожи в оформлении одежды, настенных панно, облицовки мебели, изготовлении сувениров.

Современные художники и дизайнеры разрабатывают Казанскую узорную обувь с соблюдением лучших старинных традиций татарского народного искусства.

Искусство художественных народных промыслов является ценным достоянием культуры народов Республики Татарстан, представляет собой источник творческого и духовного развития народа и является отражением его культурной самоидентификации.

Как и в прошлые века, изделия татарстанских мастеров покоряют ценителей красоты на самом высоком международном уровне, о чём свидетельствуют многочисленные победы и дипломы на самых престижных всероссийских и международных выставках: Международная выставка «Foire International de Caen» (Франция), Международная выставка «Heim +Handwerk» (Германия), Международная ремесленная выставка «Fia Lissboa» (Португалия), Выставка «Ладья» (РФ), Выставка «Дни Республики Татарстан на Украине» (Украина), Международная выставка в Бухаресте (Румыния), Международная выставка во Флоренции (Италия), Специализированная выставка изделий народных промыслов в Турции (г.Измир), Выставка «Дни Республики Татарстан в Казахстане» (г.Алма-Аты), Международная ремесленная выставка (г. Милан), Международная выставка в Страсбурге (Франция).

Также изделия татарстанских кожевенных мастеров разных эпох нашли своё достойное место в коллекциях музеев России (Санкт-Петербург, Москва, Казань, Омск, Касимов) и зарубежья (г.Офенбах - Германия).

Образцы мужских ичигов XIX века. Немецкий музей кожи г. Оффенбах, Германия.

Задник женского ичига. Начало XX века. Этнографический музей г.Санкт-Петербург.

Мужские ичиги XIX века. Музей этнографии, г. Анкара

Литература

1. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.

2. Валеев Ф.Х. народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.

3. Валеева - Сулейманова Г.Ф. декоративное искусство Татарстана. Казань, 1995.189с.

4. Воробьёв Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957.

5. Герберштейн З. Записки о Московских делах. Спб., 1908.

6. Гилязов И.А. Татарские слободы Казани во второй половине ХУ1-середине Х1Хвв.//Татарские слободы Казани: очерки истории. Казань, 2002. с60-74.

7. Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь. Казань, 1983.

8. Дульский Л.М. Искусство казанских татар. М., 1925.

9. Завьялова М.К Татарский костюм: из собрания Государственного музея республики Татарстан. Казань, 1996.

10. Каплан Н.И. Художественные промыслы и ремёсла//Советское декоративное искусство 1917-1945. Очерки истории. М., 1984.

11. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. Спб., 1860.

12. Народы России. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия. 1994.479с.

13. Обзор кустарных занятий в Казанской губернии. Казань, 1896.

14. Саттарова Л.И. Казанская узорная кожа. М.: Культура и традиции, 2004.159с.

15. Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент. Альбом.ВНП.2. Казань, 1953.

17. Червонная С.М. Искусство Татарии.М.: Искусство, 1987.352с.

16. Шарифуллина Ф.Л. Традиционная одежда касимовских татар середины Х1Х-нач.ХХв.//из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976.

Электронные ресурсы

1) http://luiza-m.narod.ru/ от 06.05.2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) http://ichigi-chitek.blogspot.com/ от 11.05.2011

3) http://chitek.livejournal.com/3110.html от 06.05.2011

4) http://culture.tatar.ru/tradicii/nhpromysly.htm/pub/38 от 06.05.2011

5) http://www.museum.nnov.ru/CultTour/comm/leaf.phtml?lid=1003 от 06.05.2011

6) http://tatar.moy.su/от 18.05.2011

7) http://remeslo.tatar.ru/rus/palata.htm от 18.05.2011

8) http://expo.tatar.ru/rus/counsil.htm от 06.05.2011

9) http://www.historytat.ru/3/121.html от 18.05.2011

УДК 338.486

Г.В. Сулейманова

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Дана оценка природно-рекреационного потенциала Республики Татарстан. Исследованы условия развития эколого-ориентированного туризма в Республике Татарстан, проблемы и перспективы развития экологического туризма, SWOT анализ, позволяющий выделить сильные и слабые стороны туристского потенциала республики, возможные угрозы и вероятность его применения в развитии эколого-ориентированной отрасли в регионе.

Ключевые слова: эколого-экскурсионный туризм, экологическая компетентность, экологоориентиро-ванное обучение, туристский потенциал, рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории.

Suleimanova G.V. FROM THE HISTORI OF THE ECO-TOURISM POTENCIAL IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Evaluation of recreational potential in Republic of Tatarstan. Investigation of ecotourism development's condition, defining advantages and disadvantages of such development in this area. Using of SWOT analysis, which helped to mark out strong and weak sides of tourist potential in the republic. Moreover, according to its results there were displayed probable threats and opportunities of its benefit in ecology directed branch in the region.

Keywords: ecotourism, excursion tours, ecological competence, ecology directed education, tourist potential, recreational resources, specially protected natural area.

В настоящее время туризм является самостоятельным, мощным сектором экономики и занимает лидирующее положение среди крупнейших мировых отраслей, но во многих случаях развитие туризма происходит без учета экологического состояния природных комплексов. Индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное негативное влияние на природу. Инновационным способом решения экологических проблем является экологический туризм, имеющий высокий потенциал развития [1] .

Экологический туризм представляет собой относительно новое направление в туристской индустрии. Отличительной особенностью эколого-экскурсионных маршрутов является слабое негативное влияние на природную среду, чему свидетельствует его второе название - «мягкий туризм» [2]. Основными принципами экологического туризма являются: посещение сохранившихся природных территорий; рациональное применение природных ресурсов, сохранение природного, социального и культурного разнообразия, предписанных правил поведения; экологическая компетентность туристов; интеграция эколого-ориентированного туризма в планы территориального развития региона; эколого-ориентированное обучение персонала, занятого в данной сфере. Гармоничное сосуществование человека с окружающей его природной средой, экологическое образование и воспитание различных групп населения будут основными целями эколого-экскурсионного туризма. Объектами эколого-ориентированного туризма являются уникальные природные комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории: национальные и природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; заповедники. Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, пока занимает скромное место на мировом туристском рынке. Экологический туризм в Рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.