УДК 793.31:398 (571.56)
Александра Ядреева *
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА
Параллельно с процессами глобализации мировой культуры наблюдается мощная тенденция к сохранению собственной идентичности, подчеркивается уникальность национальных культур.
В статье рассматривается танец в структуре древнейших синкретических действ с развитием родоплеменных отношений и начальными этапами этногенеза. Где он стал выполнять дифференцирующие и консолидирующие функции, наряду с языковыми диалектами.
Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства, все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник народов Севера.
Ключевые слова: Обрядовые танцы, традиции, танцевальный фольклор, религиозный культ, чукчи, эскимосы, коряки, нанайцы, ульчи.
' Ядреева Александра Петровна, старший преподаватель кафедра фольклора и культуры Института языков и культур Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова, 677016 г. Якутск ул. Кулаковского,42,8 (4112) 49 6747, E-mail: alexyadreeva@mai.ru
YAdreeva Aleksandra Petrovna, starshij prepodavatel' kafedra fol'klora i kul'tury Instituta yazykov i kul'tur Severo-Vostochnogo Federal'nogo Universiteta imeni M. K. Ammosova, 677016g. Yakutsk ul. Kula-kovskogo,42,8 (4112) 49 6747, E-mail: alexyadreeva@mai.ru
Dance folklore as an important component of traditional folk culture of the peoples of the North
In parallel with the processes of globalization of world culture there is a strong tendency to preserve their own identity, emphasized the uniqueness of national cultures.
The article deals with the structure of the dance in ancient syncretic actions with the development of tribal relations and the initial stages of ethnogenesis. Where he began to perform the differentiating and consolidating functions, along with language dialects.
Every nation has its own, only his inherent dancing. For centuries the tradition handed down original art, the best preserved in national holidays, rituals and customs. In the northern dances, in their melodies, plastics, paints embodied all generosity, all the wealth of fantasy, originality original folk art. Folklore Dance has always been regarded as an important component of traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resources of the North.
Keywords: Ritual dances, traditions, folklore, dance, religious cult, Chukchi, Eskimos, Koryak, Nanai, ulchi.
Танец является одним из древнейших видов народного творчества. Посредством танца народ передает свои мысли, чувства, характер, на-строение, отношение к жизни. Вся история танца того или иного народа была связана с его бытом, обычаями, культурой, традициями, образом жизни, географическим расположением [8, с.1 1-12].
По мнению С.Н. Куракиной как феномен культуры танец является способом творческой деятельности человека, выражающей особое мировоззрение, мироощущение и мировосприятие [12, с.65]. В нашей работе объектом изучения является танец как «текст культуры», который дает определенную информацию.
Обращение к конкретному материалу, связанному с народным хореографическим искусством, дает возможность более глубоко анализировать и понимать проблему соотношения универсального и
особенного в культурно-историческом процессе, увидеть особенности их проявления в данной области творческой деятельности, углубить понимание механизмов становления, функционирования и изменения культурного пространства [14, с.36].
Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник народов Севера. В нем на протяжении длительною времени фиксировалась и сохранялась квинтэссенция двигательной культуры этноса - основной двигательный фонд,имевший яркую этническую специфику и довольно сложную структуру, В него входили; во-первых. сакрально-функциональные группы движений человеческого тела, имеющие определенную смысловую направленность, характерную для многих религиозных культов, во-вторых, эстетически организованные движения обучающего, тренировочного, развлекательного и коммуникативного характера. Особое место занимала бытовая пластика, характерная только для представителей данного этноса, содержащая конкретные семиотические значения: походка, позы, жесты, мимика [7, с.64].
Люди, не знавшие письменности и профессионального искусства, населяли огромное пространство от Кольского до Чукотского полуострова, от берегов Ледовитого океана до границ Монголии и Китая. Их самобытное, яркое творчество из глубины веков дошло до нас, сохранив характерные черты, присущие каждому из пародов Крайнего Севера. Территориально отдаленные друг от друга, они жили, окруженные прекрасной и таинственной природой, рождающей волшебные образы. Меняются ее краски: золотисто-алые восходы и закаты, сполохи полярного сияния, фиолетовая синева сопок, темная зелень хвойного леса, пламя огня, сине-зеленые глыбы ледовых торосов. Меняются звуки: капли дождя, вой пурги, рев океана, ритмичный прибой волн, пенис птиц, хорканье оленей. Весь этот огромный звучно-красочный мир преломлялся в наивной фантазии северян, которая
нужна была им для утверждения идей справедливости и объяснения непонятных событий,происходящих в природе,полной фантастических духов. Многие из них изображались в пантомимах, играх и плясках. У каждой народности они имели свои особые образы и значения. Об этом говорят записи ученых-этнографов и рассказы стариков, переходящие из рода в род.
Каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства,все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства [1, с.47].
Народные танцы имели специфику, обусловленную родом, племенем и географической средой. У приморских чукчей и эскимосов был цикл праздников, посвященных морю. Оно давало им пищу, ему они приносили свои жертвы для получения промысловой удачи.
Цикл годовых праздников открывал Праздник благодарения, который посвящался духам убитых морских животных. Очищение моря ото льда отмечалось так называемым Праздником байдар. Убит первый кит снова торжественный церемониал.
У чукчей, проживающих в тундре, был целый ряд празднеств, связанных с оленем: ловкость, быстрота охотника «Оленьи гонки», подстрел дикого зверя «Оленьи рога» и так далее.В это время пели бубны, днем и ночью происходила обрядовая пляска и шаманство.
Коряки, жившие у моря, также посвящали ему свои праздники. Это были праздники встречи ледохода, спуска байдары, воскрешения морских зверей «Хололо». Жители тундры связывали свои обряды с темой оленя «Праздник молодого оленя», «Оленьи гонки» [15, с.47].
Танцы являлись обязательным действием почти всех древних празд-ников. Еще в палеолитическом искусстве наскальных рисунков с удивительным знанием изображены наряду с охотой и сцены плясок. Человек проникал в жизнь зверей,мысленно сливался с ними,определяя
этим свое мировоззрение. Отсюда начинались первые пляски, первые мистерии.
Многообразно драматическое искусство родовых праздников. В нем народная фантазия игровых переживаний воплощена в различных дей-ствующих лицах, образах, которые живут в быту, в той географической среде, где они рождались и проводились.
Береговые чукчи издавна проводили Праздник кита. Он начинался с объезда охотничьих байдарок вокруг убитого животного. Затем тушу вытаскивали на берег и устраивали процессию, во главе се шел охотник, нанесший последний удар. Часть кита вносят в жилище, и в течение пяти дней и ночей происходят шаманство и обрядовая пляска. Этот древний чукотский и эскимосский.
Праздник кита также постепенно утрачивал свое религиозное значение. В последнее время его характер принял оттенок развлекательного зрелища. Рассказы о таком празднике можно услышать и сейчас от жителей Чукотки старшего поколения. Праздник кита проводился зимой. К нему готовились, вышивали перчатки, шили торбаса, разучивали специальные песни, танцы и игры. В глубине яранги устанавливалось вырезанное из фанеры изображение кита. Под него подкладывались кишки, набитые мелким порошком, который толкли из белых морских камней. При нажиме специального приспособления вроде насоса белый порошок вылетает, подобно фонтану. Рядом с китом привязывались изображения байдар и гребцов. Маленькие байдарки с помощью веревок двигались к центру и от него. На празднике сочиняли и пели восемь или девять песен, в зависимости от количества участвующих в охоте.
На правой стороне на невысокой скамье сидели женщины. Обнажен-ные до пояса, одетые в короткие меховые штаны с орнаментами,в узорчатых торбасах до колена, в ярких бусах и браслетах, в цветных головных уборах, они исполняли танец сидя.
Слева, на полу, мужчины, тоже обнаженные до пояса, в специальных
головных уборах. Они пели и играли па бубнах. В центре один человек танцевал в маске [60, с.49].
Сидячие танцы характерны для Чукотки. Они сопровождаются песнями и исполняются не только на праздниках кита. Праздники Чукотки, так же как и праздники Камчатки, имеют годовой цикл и проводятся в разные времена. Все они связаны с темами охоты и оленеводства.
Драматическое искусство северян не одинаково. Чтобы выразить свои мысли и чувства в образах, разные народности используют различные приемы художественной выразительности. И даже шаманы у разных народностей не похожи друг на друга.
У нанайцев и ульчей в танец шамана вовлекаются все присутствующие и повторяют его движения. Чукотские шаманы в своих «сеансах» бьют в бубен, исполняют напевы, интонация которых очень выразительна, и самое пение доносится так, что и присутствующим кажется, будто бы поет не один шаман, а «равные духи. Драматическое искусство с самых давних времен является искусством переживания и воплощения, оно многообразно, им насыщены разные формы фольклора. Прослеживая исторический путь народного творчества, видишь линию развития народного драматического искусства, а вместе с ним и актерского мастерства [10, с.46].
Древние праздники многих народов были единственной возможностью показа зрелищного творчества, которое становилось ведущим.
Привлекал массу людей не только религиозный культ. Они собирались вместе, чтобы поговорить о наболевшем и показать все лучшее, созданное творческой фантазией. Многие праздники народов Крайнего Севера были настоящим театральным зрелищем. В некоторых из них не существовало разделения на исполнителей и зрителей. Так, в Медвежьем празднике принимали участие все, но были и свои актеры, на которых смотрели зрители.
В ульчийском обрядовом празднике все жители села были участниками своеобразного сценического зрелища. За длинную веревку шамана держались все участники процессии, впереди которой шел проводник с поднятой саблей. Шаман шел танцуя, и. подражая его движениям, все жители, держащие веревку, пританцовывали. Процессия обходила вокруг села.
К проведению того или иного праздника готовились заранее: про-грамму создавали народные режиссеры и постановщики пантомим и плясок.
Оригинальны пляски коряков, эскимосов и чукчей. Их сопровождал своеобразный аккомпанемент в виде песен, мелодии которых очень трудны для нотной записи. Но главным традиционным аккомпанементом был бубен, игра на котором требует от исполнителя большой тренировки и умения. Бубен в жизни чукчей и эскимосов являлся принадлежностью каждой семьи. Он имел важное значение в проведении многих традиционных обрядов.
Чукотские и эскимосские пляски и пантомимы были четкими и вы-разительными. В их движениях передавались эпизоды из жизни охотников и сюжеты нового: «Пантомима строителей домов», «Самолет» и другие.
Коряки и ительмены исполняли свои танцы под особого рода пенис звукоподражание зверям и птицам. В этом они достигли большого мастерства.
Танцы и игрища самобытны и интересны, но все они требуют дальнейшего развития, обогащения музыкального аккомпанемента и сценической обработки. Создан на народных праздниках баз учета сценической композиции.У большинства северных народов отсутствует чувство сценического времени - одни и те же движения могут долго повторяться, иногда целыми часами.
В работе над сценическими танцами народов Севера возникала сложная задача. Как развивать их, не теряя первозданного колорита?
Все народы Севера по натуре музыкальны.Они любят песни и быстро схватывают новую мелодию. В национальной самодеятельности северян постепенно повышалась эта музыкальность вместе с танцевальной техникой и обшей культурой [10, с.49].
В современных танцах,связанных с самыми древними традициями, отсутствует национальная ограниченность. В них звучат темы новой жизни. На Севере не существует территориальной замкнутости. Творчество разных народов взаимно обогащается лучшими сценическими образцами. Совершенствование фольклора позволяет каждому народному художнику нового времени более правильно оценивать прошлое и глубже проникать в его историю, чтобы вернее и ярче раскрывать современность. Главные события современности неизбежно проникают в сознание людей и осваиваются не только в категориях науки и логики, но и в эстетическом восприятии. Особенно тонко это раскрывается, когда мысль и эмоции выражены в движениях человека, подчиненных закону ритма. Так создается танец как средство художественного обобщения жизненных событий.
Мастера народного танца шлифуют и совершенствуют свое искусство, стремясь к точному знанию тех движений, которые они хотят использовать в образе.
Законы классического танца строятся на основе специфической тех-ники, не всегда приемлемой для хореографии народов Севера.
Балетмейстер, усложняя форму танца, не должен строить его только на основе своей техники. Ему необходимо поймать выработанную народной традицией основу движения во избежание разрыва его трактовки и национальных традиций. Работая над созданием сценического танца, необходимо знание технических национальных приемов, традиционных корней.
На праздниках и во время различных зрелищ сама природа как бы создает фон. Одни танцы прекрасно смотрятся на фоне сопок или на фоне жилища, другие вписываются в морской пейзаж. Народные
зрелищные праздники были явлением синтеза, доминирующую роль в художественном зрелище играл цвет. В создании новых сценических танцев огромную роль играют костюм и декоративное оформление [5, с.48].
Формирование и развитие сценического танца народов Севера про-ходит неодинаково. Это зависит от того, как сохранился танец в быту народа.Естественно,что легче развивать уже существующие танцы, чем создавать новые, которые должны пройти испытание временем. Ритм и движение живут всегда, и внимательный глаз художника будет пытливо искать новые формы народных танцев и театральных зрелищ. Переосмысливаются древние праздники, их художественная сторона обогащается новым содержанием.
Для сохранения и развития хореографии огромную роль играет запись танца, которая нужна и для истории. Ценным опытом в издании сборников народного танца может поделиться Якутия. В развитии народного сценического танца большая работа проделана Марией Яковлевной Жорницкой, заслуженной артисткой Якутской АССР. Жорницкая первая из необходимо найти "Душу танца", единство его движений с музыкальным аккомпанементом и подготовить исполнителей, основываясь на национальной технике.
По мнению руководителя Ансамбля народов Севера «Гулун», заслуженного работника культуры РС (Я) Л.А. Никитиной одним из древнейших образцовых театров у эвенков является танец "Чичипкан", связанный с охотой."Чичипка" - дерево идол,что по-эвенкийски означает развилку. Когда долго нет добычи, эвенки ставят Чичипкан. Фигура изображает спутника Байаная-Сэмэкэя со щукой. Обычно "Чичипкан" ставят, т.е. проводят этот обряд на новом месте, где можно поохотиться. Перед Чичипканом разводили костер, затем убивали домашнего оленя и его кровью мазали рот, руки и колени Чичипкана. После этого кормили огонь, бросая в него кусочки коленного жира оленя (информат. Г.Г.Васильева - рук.эвенк,пар.анс."Осиктакан").Кроме обрядовых танцев
большое место занимают в танцевальном фольклоре народов Севера Якутии и игровые танцы, связанные с культом промысловых зверей, рыб. Особенно часто игровые танцы исполнялись во время праздников: Эвинэк, Сэбдьэк, Искээнинн. Например, состязание как бросание маута, прыжки через нарты, гонки на оленях, охота на медведя и т.д. [6, с.36].
Другой традиционный ритуальный обряд "Рассьын" - поклонение огню у чукчей. Ритуал поклонения огню совершался у чукчей на национальных торжествах или при каких-либо знаменательных событиях: например, по прибытии на новое место, при ''рождении первого в семье ребенка,на январском празднике "Первые лучи Солнца", при отеле и т.д. Дух огня у чукчей представляется к огню с просьбой о хорошем, чтобы он уберег от болезней и бед. Правом кормления огня удостаивался только старейшина племени, он же к каждому прикасался багульником,который прежде держал над огнем.Этим он завершал обряд очищения, затем приступали к трапезе, ели блюда, приготовленные из жертвенного оленя. После трапезы устраивали игры и танцы (ипформат. Тамара Серегина - рук. анс. «Ярар»). Сценический костюм должен быть основан на творческой переработке традиций народного костюма местности. Костюмы северных танцев делятся на зимние и летние, обрядовые, праздничные, будние, охотничьи, погребальные, костюм женитьбы и т.д.
Весьма своевременной явилась бы попытка сформулировать основные принципы функционирования традиционного фольклора.
Для традиционного искусства характерен принцип бытования и замкнутой среды. Отсюда понятно, почему оно часто недоступно для стороннего наблюдателя. Между тем до сих пор существует иллюзия, что в народном искусстве все понятно. Сейчас, когда среда бытования традиционного фольклора размывается, нам трудно представить, насколько сложная и концентрированная информация была скрыта в издавна сформировавшихся жанрах: за каждым жестом стояло глубокое содержание, своя философия. Народному искусству свойственен также
принцип множественности проявлений. Никогда образцы народного искусства не существовали в одном эталонном виде. Так, чем больше вариантов фольклорной мелодии выявляется, тем яснее становится, что вес они жизнеспособны и по-своему представительны.
Литература
1. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган.- Якутск, 2005. 4
2. Алексеева, Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. -Якутск, 2005. 4
3. Алексеева, Г.Г. Хейро-журавлиная песня долган//Танцевальная культура народов Якутии: традиции и современность (матер, респ. науч-практ.конф-ии). -Якутск, 2006.
4.Амашукели,А.В.Эстетика танца // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001г. Серия «Symposium», выпуск 16. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.С.10-13. 6
5. Белолюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. Учебно-методическое пособие для клубных работников. - М.:ВНМЦ НТ КПР, 2006. 8
6. Буксикова, О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири. Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2006. 12
7. Выготский, Л.П. Психология искусства.-М., 1987. 17
8. Есаулова, К.А., Есаулов, И.Г. Народно-сценический танец.-Ижевск, 2004. 23
9. Жорницкая, М.Я. Народное хореографическое искусство коренного населения Севера-Востока Сибири. М.,1983. 25
10. Захаров, Р.В. Слово о танце. - М.: «Молодая гвардия», 1979-159 с.
11. Королева, Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1977. 37
12. Куракина, С.Н. Феномен танца (социально-философский и
культурологический анализ).Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Ростов-на-Дону, 1994.-311с. 41
13. Лукина, А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов. - Новс., 1998.
14. Никитина, Л.А. Танцевальный фольклор народов Севера, проживающих в республике Саха (Якутия).// Социодинамика: культурологический подход. С.35-37. 57
15. Нилов, В.Н. Северный танец: традиции и современность. 2-ое изд. - М., 2005. 60