Научная статья на тему 'Таможенные сборы в странах Евразийского экономического союза'

Таможенные сборы в странах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9052
1317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕАЭС / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Игорь Владимирович

В статье проведен сравнительный анализ таможенных сборов как одного из видов таможенных платежей, взимаемых в государствах участниках Евразийского экономического союза. На основе разбора высказаны предположения о причинах различия в основаниях и количестве таможенных сборов и в государствах участниках Таможенного союза ЕАЭС. Заявлена авторская позиция о необходимости однозначного толкования дефиниции «таможенные сборы», что в конечном итоге позволит установить единые виды таможенных сборов в национальном законодательстве каждого государства участника стран Еврозийского экономического союза (ЕАЭС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенные сборы в странах Евразийского экономического союза»

ПОЛИТИКА И ПРАВО

УДК 342.952. DOI: 10.12737/11963

ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Орлов И.В.1

В статье проведен сравнительный анализ таможенных сборов как одного из видов таможенных платежей, взимаемых в государствах - участниках Евразийского экономического союза. На основе разбора высказаны предположения о причинах различия в основаниях и количестве таможенных сборов и в государствах - участниках Таможенного союза ЕАЭС. Заявлена авторская позиция о необходимости однозначного толкования дефиниции «таможенные сборы», что в конечном итоге позволит установить единые виды таможенных сборов в национальном законодательстве каждого государства - участника стран Еврозийского экономического союза (ЕАЭС).

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз ЕАЭС, таможенное законодательство, таможенные платежи, таможенные сборы.

CUSTOMS DUTIES IN THE COUNTRIES OF EURASIAN ECONOMIC UNION

ORLOV I.V. - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of International Legal Disciplines, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: voorel@rambler.ru

This article presents a comparative analysis of customs duties as a form of customs fees levied in the states - members of the Customs Eurasian Economic Union. Based on the analysis, the suppositions about the reasons for the differences in the bases and the number of customs duties in the states -members of the Customs Union EAEU are made. The author states his position on the need for an unambiguous interpretation of the definition of «customs duties», which will eventually allow to set common types of customs duties in the national legislation of each Member State of the Customs Union EAEU.

Keywords: Customs Union EAEU, customs legislation, customs duties, customs fees.

Орлов Игорь Владимирович - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, доцент кафедры международно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: ivoorel@rambler.ru

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 133

ПОЛИТИКА И ПРАВО

Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС) начал действовать с 1 января 2015 года, став правопреемником Таможенного союза Республика Беларусь

- Республика Казахстан - Российская Федерация. Основой функционирования ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе1, подписанный 29 мая 2014 года в г. Астане, Республика Казахстан. В настоящее время в Союз входят пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

Договор о Евразийском экономическом союзе содержит ряд приложений, направленных на развитие и конкретизацию статей, содержащихся

непосредственно в Договоре, вместе с тем отдельные положения не нашли своего развития либо должны быть приняты в перспективе. Так, в соответствии со статьей 101 Договора, «До вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства...» 2 . Планируется, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза выйдет на этап ратификации в конце 2015 года и вступит в действие с 01 января 2016 года. В настоящее время государствами -членами Евразийского Экономического Союза ведется активная работа по подготовке Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС).

Несомненно, что ТК ЕАЭС должен быть документом, учитывающим не только практический опыт правоприменения Таможенного кодекса Таможенного союза, но и заимствовать отдельные нормы таможенного законодательства, содержащиеся в документах Всемирной таможенной организации и других таможенных союзов. Работа над проектом ТК ЕАЭС в настоящее время проводится Департаментом таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, уполномоченными национальными органами государств

- членов Евразийского экономического союза, отдельные предложения о содержании ТК ЕАЭС публикуются в научных изданиях и высказываются при проведении научно-практических конференций.

В соответствии со статьей 42 Договора о Евразийском экономическом союзе на таможенной территории Союза применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС, который устанавливает единые ставки ввозных таможенных пошлин. Представляется, что можно обоснованно предположить, что в Таможенном кодексе ЕАЭС виды таможенных платежей будут аналогичными, как и в Таможенном кодексе Таможенного союза Беларусь - Казахстан - Россия. Указанное предположение подтверждается при анализе проекта Таможенного кодекса ЕАЭС3, в статье 232 которого установлено, что к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

1 Договор о Евразийском экономическом союзе //Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации. - URL.: http://www. pravo.gov.ru. (дата обращения: 17.02.2015)

2 См. подробнее: Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Проблемы политической интеграции на

постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении евразийского парламента

//Управленческое консультирование. - 2012. - № 3 (47). -С. 132-139.

3 Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. - URL.: http://www.

eurasiancommission.org. (дата обращения: 17.02.2015)_______________________________________

134 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015

ПОЛИТИКА И ПРАВО

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;

5) таможенные сборы.

Ставки ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе установлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС, являются едиными и действуют на всей таможенной территории Союза. Вывозные таможенные пошлины применяются к отдельным товарам, экспортируемыми за пределы единой таможенной территории Союза, причем ставки таких таможенных пошлин устанавливаются законодательством государства - участника Союза (например, в Российской Федерации методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются отдельным постановлением Правительства Российской Федерации1). Установление ставки налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, установление ставки (ставок) акциза (акцизов), взимаемого (взимаемых) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, относится к исключительному ведению государства - члена ЕАЭС.

Резюмируя изложенное выше, следует признать, что четыре вида таможенных платежей, а именно: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, достаточно четко регламентированы, что позволяет участнику внешнеторговой деятельности самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие таможенные пошлины и налоги.

Вместе с тем отдельным особым порядком в статье 233 проекта Таможенного кодекса ЕАЭС установлен такой вид таможенных платежей, как таможенные сборы. В соответствии с указанной статьей: «Таможенными сборами являются

обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств международной перевозки, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов».

В цитируемой выше статье установлены два обязательных вида таможенных сборов:

- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение транспортных средств международной перевозки, а также предоставлено право государствам -участникам Союза применять иные виды таможенных сборов на основе национального законодательства. Таким образом, в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС содержится право государств - членов Союза установления ставок таможенных сборов и части их видов в национальном законодательстве.

Реализуя предоставленное право о возможности принятия национальных законодательных актов в таможенной сфере, государства - участники Таможенного союза приняли законы, устанавливающие правовое таможенное регулирование,

1 См., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 года № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2013. —№ 13. — Ст. 1577.______________

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 — 2015 135

ПОЛИТИКА И ПРАВО

при этом особо оговаривая, что указанные акты не должны противоречить Таможенному кодексу Таможенного союза. К указанным законодательным актам относятся:

- в Республике Армения - Закон Республики Армения «О таможенном регулировании» от 17.12.2014 года № ЗР-83, таможенные сборы установлены в главе 181;

- в Республике Беларусь - закон Республики Беларусь от 10.01.2014 года № 129- З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», таможенные сборы установлены в статье 1012;

- в Республике Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 года № 296 - IV «О таможенном деле в Республике Казахстан», таможенные сборы установлены в статье 1163;

- в Кыргызской Республике - Таможенный Кодекс Кыргызской Республики от 12.07.2004 года № 87 (с изменениями и дополнениями на 30.12.2014 года), таможенные сборы установлены в главе 334;

- в Российской Федерации - Федеральный Закон от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенные сборы установлены в статье 1235.

Несомненно, что принятие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обусловит необходимость внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты государств-участников Союза в сфере таможенного регулирования, в отдельных государствах будет необходимо принять новые законы в данной области. Вместе с тем представляется, что установление, порядок и процедура взимания таможенных сборов будут регулироваться национальным законодательством государств - членов Таможенного союза ЕАЭС, что, по нашему мнению, не предопределит необходимость изменения существующих в настоящее время таможенных сборов.

В целях проведения сравнительно-правового анализа видов таможенных сборов, установленных в таможенном законодательстве государств - участников Таможенного союза, будет обоснованным составить сравнительную таблицу (табл.1).

Проведенный сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Таможенные сборы, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, а именно:

а) за совершение таможенных операций;

б) за таможенное сопровождение товаров, взимаются во всех государствах -участниках Таможенного союза Евразийского экономического союза.

1 О таможенном регулировании: Закон Республики Армения от 17 декабря 2014 года № ЗР - 83. - URL.: http://www. parliament.am.

2 О таможенном регулировании в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 г. № 129- З, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь URL.: http://www. pravo.by (дата обращения: 17.02.2015)

3 Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»: Закон Республики Казахстан от 30.06.2010 года № 296 - IV // Казахстанская правда. 02.-03.07.2010 года № 169-173 (26230-26234).

4 Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»: Закон Республики Казахстан от 30.06.2010 года № 296 - IV // Казахстанская правда. 02.-03.07.2010 года № 169-173 (26230-26234).

5 О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 г. // СЗ РФ. 29.11.2010. - № 48. - Ст. 6252.

136 Central Russian Journal of Social Sciences -volumе 10 issue 4 - 2015

ПОЛИТИКА И ПРАВО

Таблица 1

Количество и виды таможенных сборов, взимаемых в государствах - членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Table 1

The number and types of customs duties levied in the states - Eurasian Economic Union (EAEC)__________________________________________________________________________

Страны Армения (гл. 18) Беларуссия (ст. 101) Казахстан (ст. 116) Киргизия (гл. 33) Россия (ст. 123)

Количество и виды таможенных сборов, из них: 4 5 3 2 3

1. за совершение таможенных операций; + + + + +

2.за таможенное сопровождение; + + + + +

3. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию +

4. за принятие предварительного решения - + + (плата) - -

5.за хранение + - - +

6.за включение в реестр банков организаций, признанных таможенными органами гаранта ими уплаты таможенных платежей +

7.за предоставление таможенным органом документа (бланка) +

2. В Республике Армения установлено четыре вида таможенных сборов, из них, как уже отмечалось, два установлены Таможенным кодексом Таможенного союза (за совершение таможенных операций; за таможенное сопровождение), другие два (таможенный сбор за хранение товаров; таможенный сбор за каждый предоставленный таможенными органами документ (бланк)), являются достаточно специфичными. Наличие в таможенном законодательстве Республики Армения таможенного сбора за каждый предоставленный таможенным органом документ (бланк) вряд ли можно признать обоснованным с точки зрения государственного управления, ибо это противоречит, прежде всего, статье 33.1 Конституции Республики Армения 1, гарантирующей право занятия предпринимательской деятельностью и запрещающей злоупотребление монопольным или доминирующим положением на рынке. Таким образом, установленный в Таможенном кодексе Республики Армения таможенный сбор за предоставление документа (бланка) по своей сути является правом («входным билетом») на осуществление внешнеэкономической деятельности.

3. В Республике Беларусь установлено наибольшее количество видов таможенных сборов - пять. Такое количество видов таможенных сборов, по нашему мнению, обусловлено двумя факторами: прежде всего, жесткой государственной

1 Конституция Республики Армения. URL.: http://www. parliament.am. (дата обращения: 17.02.2015)

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 - 2015 137

ПОЛИТИКА И ПРАВО

регламентацией таможенного регулирования в Республике Беларусь (в качестве субъектов права, осуществляющих таможенное регулирование в Республике Беларусь, определены: Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь), во- вторых, возможностью весомого пополнения доходной части государственного бюджета. Наличие таких видов таможенных сборов в законодательстве Республики Беларусь как таможенный сбор за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию и таможенный сбор за включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, противоречит самой правовой природе таможенного сбора как вида таможенных платежей, связанного с перемещением товаров через таможенную границу.

4. В Республике Казахстан установлено три вида таможенных сборов, из них два установлены Таможенным кодексом Таможенного союза. По нашему мнению, плата за предварительное решение не может быть отнесена к таможенным сборам в силу того, что таможенные сборы представляют собой один из видов таможенных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, а при обращении в таможенный орган для получения предварительного решения перемещения товаров не происходит. Аналогичным образом следует оценивать и таможенный сбор за принятие таможенными органами предварительного решения, установленного в таможенном законодательстве Республики Беларусь.

5. В Кыргызской Республике установлено два вида таможенных сборов: за совершение таможенных операций и за таможенное сопровождение, эти же виды таможенных сборов определены и в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС.

6. В Российской Федерации установлено три вида таможенных сборов, из них два установлены Таможенным кодексом Таможенного союза. Наличие в Российской Федерации такого вида таможенного сбора, как таможенные сборы за хранение,

7. не противоречит законодательству как Таможенного союза, так и российскому законодательству, ибо плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа. Подобным образом следует оценивать и таможенный сбор за хранение, установленный в таможенном законодательстве Республики Армения.

На основании вышеизложенного следует сделать общий вывод, что законодателям государств - участников Таможенного союза необходимо более тщательно подходить к созданию национальной правовой базы в сфере таможенного регулирования с целью недопущения правовых неточностей и неопределенностей в определении базовых дефиниций таможенного права.

Вместе с тем представляется, что при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза необходимо закрепить понятие «таможенные сборы», а также провести работу по унификации видов таможенных сборов.

Библиография/ References:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный интернетпортал правовой информации Государственная система правовой информации. — URL.: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 17.02.2015)

2. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Проблемы политической интеграции на постсоветском пространстве: к вопросу об учреждении евразийского парламента // Управленческое консультирование. — 2012. — № 3 (47). — С. 132—139.

138 Central Russian Journal of Social Sciences —volumе 10 issue 4 — 2015

ПОЛИТИКА И ПРАВО

3. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. — URL.: http://www. eurasiancommission.org (дата обращения: 17.02.2015)

1. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soiuze [The Treaty on the Eurasian Economic Union] // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii Gosudarstvennaia sistema pravovoi informatsii. URL.: http://www. pravo.gov.ru. (data obrashcheniia 17.02.2015) (In Russ.)

2. Kosov, Iu.V., Toropygin, A.V. (2012) Problemy politicheskoi integratsii na postsovetskom prostranstve: k voprosu ob uchrezhdenii evraziiskogo parlamenta [Problems of political integration in the post-Soviet space: the question of the establishment of the Eurasian parliament] // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Administrative Consulting]. - № 3 (47). — P. 132-139. (In Russ.)

3. Proekt Tamozhennogo kodeksa Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza [Draft

Customs Code of the Eurasian Economic Union]. - URL.: http://www.

eurasiancommission.org (data obrashcheniia 17.02.2015) (In Russ.)

Среднерусский вестник общественных наук том 10 №4 — 2015 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.