Научная статья на тему 'Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства'

Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8369
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Финансы / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / доходы федерального бюджета / таможенное регулирование / таможенные платежи / внешнеторговое регулирование / the finance / financial activity / incomes of the federal budget / customs regulation / Customs payments / the foreign trade

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атрощенкова Ирина Сергеевна

<i>Статья посвящена раскрытию экономического и правового содержания таможенных платежей в современной России. Автором раскрывается именно финансовое содержание доходов от внешнеэкономической деятельности как значительной составляющей федерального бюджета.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>Article is devoted disclosing of the economic and legal maintenance of customs payments in modern Russia. The author the financial maintenance of incomes of foreign trade activities as a considerable component of the federal budget reveals.</i>

Текст научной работы на тему «Таможенные платежи как источник формирования доходов современного государства»

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

АТРОЩЕНКОВА Ирина Сергеевна

Аннотация: статья посвящена раскрытию экономического и правового содержания таможенных платежей в современной России. Автором раскрывается именно финансовое содержание доходов от внешнеэкономической деятельности как значительной составляющей федерального бюджета.

Annotation: article is devoted disclosing of the economic and legal maintenance of customs payments in modern Russia. The author the financial maintenance of incomes of foreign trade activities as a considerable component of the federal budget reveals.

Ключевые слова: финансы, финансовая деятельность, доходы федерального бюджета, таможенное регулирование, таможенные платежи, внешнеторговое регулирование.

Key words: the finance, financial activity, incomes of the federal budget, customs regulation, customs payments, the foreign trade.

Одной из наиболее динамично развивающихся сфер жизни являются международные экономические отношения. Постоянные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно затрагивают интересы абсолютного большинства развитых государств мира, что, несомненно, создает необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Поскольку Российская Федерация в настоящее время является стороной межгосударственного договора1 о создании единого таможенного пространства, подписанного также Белоруссией и Казахстаном, то таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а именно, Таможенным кодексом таможенного союза, международных договоров стран - членов таможенного союза и решений комиссии таможенного союза.

Одной из целей таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, а также контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза является в первую очередь получение Россией доходов от импорта и экспорта, процент которых является существенным в государственном бюджете страны.

Такое получение денежных средств реализуется посредством взимания налогов, таможенных пошлин, сборов и иных платежей, то есть посредством взимания таможенных платежей.

Что касается непосредственно таможенных платежей, то на сегодняшний день общепринятое и однозначное определение такового понятия отсутствует. При этом даже в положениях основного законодательного акта, регулирующего таможенное регулирование в таможенном союзе, то есть в Тамо-

1 Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 г.

женном кодексе Таможенного союза2, не раскрывается значения этого понятия.

В российской научной литературе можно встретить множество мнений относительно значения термина «таможенные платежи». Так в двух работах Свинухова В.Г. дает два абсолютно отличных друг от друга определения одному термину. В одной из работ под таможенными платежами понимается обязательный взнос, который подлежит взиманию таможенными органами при ввозе или вывозе товара и который является обязательным условием импорта или экспорта товара3. В другой же работе под значением понятия таможенные платежи подразумеваются взимаемые таможенными органами налоги и сборы, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу, при этом уплата которых является неотъемлемым условием для применения таможенных процедур» 4.

Другой российский автор, В.Ю. Жуковец, интерпретирует понятие таможенные платежи как совокупность всех платежей, подлежащих уплате лицом в обязательном порядке таможенным органам за перемещение товара через таможенную границу таможенного союза5.

Е.В. Романова дает иное определение: таможенные платежи - это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы и иные платежи, которые предусмотрены действующим таможенным законодательством и которые взимаются таможенными органами в установленном порядке для осуществления таможенно-

2 Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 г. № 17).

3 Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2004. С. 35.

4 Свинухов В.Г. Таможенное дело. М., 2005. С. 251.

5 Жуковец В.Ю., Таможенное право в вопросах и ответах. М., 2005. С. 98.

76

Юридическая наука. 2011. № 3

тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации»6.

Также имеет место точка зрения С.В. Халипо-ва , который к таможенным платежам относит в своих работах все налоги и сборы, обязанность взимания которых отнесена к полномочиям таможенных органов Российской Федерации7.

В.Г. Драганов предлагает рассматривать таможенные платежи в качестве денежных средств, которые подлежат взиманию таможенными органами Российской Федерации с лиц, принимающих непосредственное участие в перемещении товаров через государственную таможенную границу, приравнивая при этом таможенные платежи к таможенным доходам в некотором смысле8.

О.Ю. Бакаева дает свое определение таможенным платежам, понимая под ними обязательные платежи, которые выступают в качестве налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет, взимаемые при этом таможенными органами в предусмотренном порядке и подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза9.

Исходя из приведенных выше различных точек зрения российских авторов, следует отметить, что таможенные платежи представляют собой взимаемые таможенными органами денежные средства с лиц, принимающих участие в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Правовые аспекты по начислению, взиманию и уплате таможенных платежей регламентированы Таможенным кодексом таможенного союза.

Таможенные платежи подлежат взиманию с физических, юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица. По действующему таможенному законодательству Российской Федерации в качестве плательщиков таможенных платежей могут выступать непосредственно декларанты или иные лица, которые Таможенным кодексом таможенного союза или международными договорами государств - членов таможенного союза наделены обязанностью по уплате таковых платежей.

Уплачиваются таможенные платежи, в зависимости от их вида, в государственной валюте Российской Федерации или же в иностранной валюте, курсы которой котируются Центральным банком Российской федерации. Если же необходим пересчет иностранной валюты в валюту страны - члена таможенного союза, то применению подлежит тот курс валют, который установлен законодательством этой страны и который действует на момент реги-

6 Романова Е.В. Таможенные платежи. СПб, 2005. С. 29-30.

7 Халипов С.В. Таможенное право. М., 2004. С. 47.

8 Драганов В.Г. Основы таможенного дела. М., 1998. С. 330.

9 Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности та-

моженных органов Российской Федерации. Саратов. 2005. С. 28.

страции таможенной декларации10.

Сроки по уплате таможенных платежей определяются исходя из положений международных договоров и законодательства стран - членов таможенного союза. Однако Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей. При этом условия, основания, порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин подлежат определению на основании международных договоров членов таможенного союза, а налогов -законодательства страны - члена таможенного союза, в бюджет которого уплачивается соответствующий налог.

Кроме того, на практике имеет место применение авансового таможенного платежа, то есть суммы денежных средств, которую плательщик зачисляет на счет таможенного органа в зачет будущей уплаты таможенных платежей. Таковые авансовые платежи подлежат уплате в валюте страны - члена таможенного союза, на чьей территории данный платеж будет использоваться в целях уплаты платежей.

Ситуацию по возврату излишне уплаченных таможенных платежей регламентирует статья 90 Таможенного кодекса таможенного союза. Так, излишне уплаченные вывозные пошлины и налоги возвращаются в порядке, предусмотренном законодательством страны - члена таможенного союза, где произошла уплата соответствующих платежей, а излишне уплаченные ввозные пошлины подлежат возврату на основаниях и в порядке, определенном законодательством страны - члена таможенного союза, где была уплачена пошлина с учетом особенностей международных договоров такового государства.

Денежные средства, получаемые от уплаты или взыскания таможенных платежей, подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации. При этом на размер таможенных платежей оказывает влияние довольно внушительный перечень различных факторов, различающихся в зависимости от конкретных видов таможенных платежей.

Основным законодательным актом, регламентирующим порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, а также случаи предоставления льгот при их уплате, помимо Таможенного кодекса таможенного союза является Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Однако помимо вышеназванных законов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, следует также отметить важное значение многочисленных постановлений Правительства РФ, актов Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной налоговой службы РФ и Министерства финансов РФ.

10 Таможенный кодекс таможенного союза, ст. 78.

Переходя непосредственно к видам таможенных платежей, следует отметить, что статьей 70 Таможенного кодекса таможенного союза установлены следующие платежи, подлежащие уплате при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза:

1) таможенная пошлина (которая в свою очередь подразделяется на ввозную и вывозную);

2) таможенные сборы (которые включают в себя сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, их таможенным сопровождением и прочих предусмотренных законом действий);

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы.

При этом среди вышеназванных таможенных платежей следует выделить платежи, которые имеют налоговую природу формирования, а именно налог на добавленную стоимость и акциз, а также неналоговые доходы федерального бюджета страны, к которым относится таможенная пошлина и таможенные сборы11.

Всем видам таможенных платежей присущи некоторые общие признаки и черты.

Во-первых, общей характеризующей особенностью всех без исключения таможенных платежей является необходимость их отнесения к таможенным правоотношениям как следствию возникновения обязанности по их уплате при перемещении товаров через таможенную границу. Так статьей 80 Таможенного кодекса таможенного союза регламентированы случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей. По-

мимо всего прочего принцип обязательности содержится также непосредственно и в самих определениях таможенной пошлины, налогов и сборов.

Во-вторых, закрепление на законодательном уровне плательщиков, объекта обложения, порядка взимания таможенных платежей, их размеров, форм и сроков уплаты.

В-третьих, обязанность уплаты таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства. За нарушение порядка уплаты таможенных платежей действующим законодательством предусмотрена ответственность.

В-четвертых, специальный субъект взимания таможенных платежей, а именно таможенные органы, в обязанностях которых взимание таможенных платежей, контроль за правильностью их исчисления, а также принятие мер по принудительному взысканию.

В-пятых, формирование федерального бюджета за счет сумм таможенных платежей, поскольку подлежащие уплате денежные средства сначала поступают на счет налогового органа, после чего перечисляются в бюджетную систему. Следует отметить, что более одной трети всех доходов российского федерального бюджета складывается из поступлений от их уплаты12.

Проанализировав сущность, основные черты и признаки таможенных платежей, можно сделать вывод, что таможенные платежи выступают в качестве основного инструмента государственной экономической политики. Уплата таможенных платежей является основополагающим условием осуществления операций, связанных с внешней торговлей.

11 Пансков В.Г., Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в России: учеб.-метод.пособие. М.: Инфра-М, 2008.

12 Свинухов В.Г., Оканова Т.Н. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности. М.: Магистр, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.