Научная статья на тему 'Таможенное регулирование логистических внешнеторговых потоковых процессов'

Таможенное регулирование логистических внешнеторговых потоковых процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1623
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ПОТОКИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ / EEU / CUSTOMS REGULATION / FOREIGN TRADE FLOWS / CUSTOMS PROCEDURES / DIGITALIZATION / UNIFIED SYSTEM OF GOODS TRACEABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печенко Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются специфика таможенного регулирования в контексте логистической интеграции; анализ внешнеторговых логистических потоков с позиции применяемых к ним таможенных процедур; цифровизация процессов в области таможенного дела; реализация механизмов прослеживаемости и маркирования товаров. В процессе исследования установлено, что что цифровая трансформация процессов в области таможенного дела позволит оптимизировать логистические внешнеторговые потоки, а также цифровую транспортную инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS REGULATION OF LOGISTICS FOREIGN TRADE PROCESSES

The article discusses the specifics of customs regulation in the context of logistical integration; analysis of foreign trade logistic flows from the perspective of customs procedures applied to them; digitization of customs processes; implementation of traceability and labeling of goods. In the process of research it was established that digital transformation of processes in the field of customs will allow optimizing logistic foreign trade flows, as well as digital transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Таможенное регулирование логистических внешнеторговых потоковых процессов»

Печенко НС.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье рассматриваются специфика таможенного регулирования в контексте логистической интеграции; анализ внешнеторговых логистических потоков с позиции применяемых к ним таможенных процедур; цифровизация процессов в области таможенного дела; реализация механизмов прослеживаемости и маркирования товаров. В процессе исследования установлено, что что цифровая трансформация процессов в области таможенного дела позволит оптимизировать логистические внешнеторговые потоки, а также цифровую транспортную инфраструктуру.

Ключевые слова. ЕАЭС, таможенное регулирование, внешнеторговые потоки, таможенные процедуры, цифровизация, Единая система прослеживаемости товаров.

Pechenko N.S.

CUSTOMS REGULATION OF LOGISTICS FOREIGN TRADE PROCESSES

Abstract. The article discusses the specifics of customs regulation in the context of logistical integration; analysis of foreign trade logistic flows from the perspective of customs procedures applied to them; digitization of customs processes; implementation of traceability and labeling of goods. In the process of research it was established that digital transformation of processes in the field of customs will allow optimizing logistic foreign trade flows, as well as digital transport infrastructure.

Keywords. EEU, customs regulation, foreign trade flows, customs procedures, digitalization, Unified system of goods traceability.

Введение

Одной из форм государственного воздействия на рационализацию логистических внешнеэкономических потоков является таможенное регулирование экспортно-импортных торговых операций. На современном этапе развития российской экономики логистический подход к управлению международными экономическими отношениями обрёл особую актуальность. Это связано с переконфигурацией схем товародвижения, реализацией экономической политики импортозамещения, расширением горизонтальных внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов с партнёрами из стран Евразийского экономического союза.

В экономической литературе сформировались самостоятельные научные направления: международная логистика [1; 2], интегрированная логистика [3; 4; 5; 6], таможенная логистика [7; 8]. Так, международная логистика раскрывает особенности функционирования и оптимизации глобальных цепей поставок. Интегрированная логистика предлагает инструменты взаимодействия и партнёрства в системе поставок. Таможенная логистика исследует доставку грузов между странами и направлена на то, чтобы оптимизировать внешнеэкономическую деятельность.

ГРНТИ 72.15.41 © Печенко Н.С., 2019

Наталья Сергеевна Печенко - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 192007, Санкт-Петербург, ул. Прилукская, 3 (Russia, St. Petersburg, Prilukskaya str., 3). Тел.: +7 950 043-35-15. E-mail: natalya-pechenko@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 09.12.2018.

Учёные и практики обращают внимание на то, что переход на цифровые интеграционные платформы взаимодействия участников товародвижения предопределяет необходимость адекватной модернизации логистических внешнеэкономических потоков, в том числе в таможенной сфере, имеющей значительный нереализованный экономический потенциал.

Целесообразность логистической интеграции экспортно-импортных торговых операций

Цифровая трансформация материальных (товарных), финансовых, информационных и сервисных потоков базируется на их рационализации и согласованности в рамках логистической интеграции экспортно-импортных торговых операций. Современное положение дел в сфере таможенного регулирования международной торговли в нашей стране создаёт объективные предпосылки для интеграционного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с целью повышения эффективности данной сферы. Логистическая интеграция экспортно-импортных торговых операций связана с межфункциональным и межорганизационным взаимодействием всех участников логистической цепи поставок, обеспечивающим синергетический эффект от такого партнёрства.

О целесообразности логистической интеграции экспортно-импортных торговых операций свидетельствуют такие факторы: значительный уровень логистических издержек, достигающий в ряде случаев 40% стоимости экспортно-импортной продукции [9], из-за несогласованности действий участников таможенных процедур, специальных экономических мер, введенных иностранными государствами; низкий уровень развития логистической инфраструктуры; нерациональное распределение функций и дублирование бизнес-процессов; недостатки в нормативно-правовых документах и международных договорах; разобщённость участников цепей поставок и рассредоточенность участников внутри региональных грузоперевозок.

В таких условиях логистическая интеграция экспортно-импортных торговых операций создаёт предпосылки для снижения совокупных издержек в цепях поставок, привлечения инвестиций в развитие таможенной инфраструктуры и повышения её инновационной составляющей, включая запуск цифровой трансформации бизнес-процессов. Актуальность логистической интеграции экспортно-импортных торговых операций усиливается стратегической ролью внешнеэкономической деятельности для российской экономики.

Логистическая интерпретация внешнеторговых потоковых процессов

Логистика в таможенном деле в условиях интеграции должна обеспечивать согласованность мероприятий, основной задачей которых является решение вопросов, связанных с оптимизацией процессов и технологий перемещения товаров через таможенную границу для ускорения такого процесса и обработкой стандартных логистических требований по отношению к таможенным процедурам и к участникам внешнеэкономической деятельности. Авторская позиция основывается на представлении о том, что специфика таможенного регулирования в контексте логистической интеграции будет проявляться в согласованном управлении таможенными операциями при осуществлении логистических процессов в экспортно-импортных торговых операциях и основываться на применении таможенного контроля. То есть логистическая интеграция экспортно-импортных торговых операций предполагает расширительное толкование контроллинга потоковых процессов.

Процедуры измерения результатов управленческих решений, как количественная и качественная мера степени выполнения поставленных задач, связывают с понятием «логистический контроллинг». В этом смысле «инструментарий контроллинга включает всю совокупность методов получения, обработки, агрегирования, комбинирования, представления и применения многообразной информации о реализации стратегии логистики» [10, с. 247]. Контрольная таможенная функция проводится в целях выявления товаров, которые перемещаются через таможенную границу с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Эта функция может носить и превентивный характер.

В литературе понятие «таможенный контроль» определяют как «совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании» [11]. Логистический контроллинг экспортно-импортных торговых операций определим как «упорядоченный и по возможности непрерывный процесс обработки данных о логистической системе для выявления отклонений или расхождений между плановыми

и фактическими значениями показателей экспортно-импортного материального потока, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений» [12, с. 49].

Логистизация процессов таможенного регулирования товаров предусматривает анализ логистических внешнеторговых потоков, которые связаны с пересечением таможенной границы, и с взысканием таможенных пошлин и сборов. Основой внешнеторговых потоков служат логистические потоки, включающие импортные (входные) и экспортные (выходные) потоки. Логистические внешнеторговые потоки - это такое упорядоченное множество нематериальных и товарно-материальных ценностей, которые структурно взаимосвязаны между собой и воспринимаются как единое целое, в процессе своего движения от поставщика до потребителя они хотя бы один раз пересекают таможенную границу, в отношении них осуществляются таможенные операции.

Пример движения логистических внешнеторговых потоков на территории международной организации региональной экономической интеграции Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) представлен на рисунке.

Рис. Схема движения логистических внешнеторговых потоков на территории ЕАЭС (составлено автором)

В процессе таможенной деятельности логистический подход определяет нахождение такой модели управления внешнеторговыми потоками, при которой общие затраты участников всей логистической цепочки будут минимизированы при обязательном условии соблюдения норм таможенного и международного законодательства. Логистизация таможенной деятельности формируется на основе планирования и организации движения внешнеторговых потоков с непременным учетом требований таможенного законодательства.

Управление потоками при осуществлении экспортно-импортных торговых операций и соответствующих им логистических процедур определяется следующими факторами [13, с. 20]: характером внешнеторговых потоков; таможенными процедурами, в которых наиболее целесообразно использовать товар; таможенными тарифами; мерами экономического и неэкономического характера. Конкретизируем виды логистических внешнеторговых потоков, включая соответствующие им объекты таможенного контроля и таможенные процедуры, под которые попадают указанные объекты, путем составления таблицы.

Логистический подход к управлению внешнеторговыми потоками позволяет наладить оптимальную систему взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности в процессе реализации таможенных процедур с целью достижения максимального совокупного экономического эффекта. Специфика международных логистических цепей заключается в том, что участники внешнеэкономической деятельности в полной мере не могут влиять на продвижение потоков в цепи. Поскольку некоторые значимые операции совершаются непосредственно таможенными органами, цели

которых могут, как совпадать, так и противоречить целям участников внешнеэкономической деятельности.

Таблица

Логистические внешнеторговые потоки и соответствующие им таможенные процедуры [12]

Вид Направление перемещения Объекты таможенного контроля Таможенные процедуры

Экспортные логистические потоки вывоз Товары, полностью произведенные в данной стране, либо подвергнутые достаточной переработке Экспорт; временный вывоз; реэкспорт, после процедур свободной таможенной зоны

вывоз Товары, ранее ввезенные на таможенную территорию, переработка которых происходила под таможенным контролем Реэкспорт после процедуры переработки на таможенной территории

вывоз Товары, ранее ввезенные на таможенную территорию, не подвергшиеся какой-либо переработке Экспорт (реэкспорт) после процедуры временного ввоза; экспорт (реэкспорт) после процедуры магазина беспошлинной торговли

Импортные логистические потоки ввоз Иностранные товары Выпуск для внутреннего потребления; магазин беспошлинной торговли

ввоз Товары для переработки под таможенным контролем Переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; свободная таможенная зона

ввоз Товары с территории свободных экономических зон Свободная таможенная зона

ввоз Товары, ранее вывезенные с таможенной территории, не подвергшиеся какой-либо переработке Реимпорт

Поэтому «сущность логистического подхода к управлению внешнеторговыми потоковыми процессами определим, как создание структурной системы, принципом функционирования которой является оптимизация временных и финансовых затрат на исполнение процедур, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и вовлечением их в экономический оборот в пользу всех участников внешнеэкономической сделки» [14].

Сущность внешнеторговых потоковых процессов проявляется в сочетании физических и экономических процессов. Так, физическое товародвижение заключается в территориальном продвижении товарных масс из одного географического пункта в другой. Здесь важен выбор транспорта, а также существующая в государстве транспортная и таможенная инфраструктура, реализующие потенциал отдельных видов транспорта и (или) эффективное использование мультимодальных перевозок. В экономическом пространстве товародвижение сопровождается переходом прав пользования, владения, распоряжения товаров от одного собственника, пользователя, владельца к другому. И в том, и в другом случае логистическая интеграция потоковых процессов создаёт благоприятные предпосылки для рационализации трансакций и издержек их сопровождающих. Перспективы цифровой трансформации внешнеторговых потоковых процессов

Реализовать эффективное таможенное регулирование внешнеторговых потоковых процессов и оптимизировать технологии перемещения товаров через таможенную границу позволит цифрови-зация процессов. Под цифровизацией в самом широком смысле понимаются инновационные трансформации, связанные с массовым внедрением и применением цифровых технологий, то есть технологий создания, обработки, обмена и передачи информации [15, с. 227]. Для обеспечения

цифровизации процессов таможенным органам необходимо провести глобальную работу по изменению парадигмы применения информационных таможенных технологий. Основным направлением деятельности в этом аспекте является реализация механизмов прослеживаемости и маркирования товаров.

Под прослеживаемостью товаров принято понимать «документальный учет и контроль движения товаров на всех стадиях оборота товаров, начиная с их импорта» [16]. Система прослеживаемости товаров с точки зрения объектного состава представляет собой «механизм реализации государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью, реализующийся путем внедрения информационных технологий в деятельность таможенных органов Российской Федерации, а также адаптация системы таможенных органов к переносу деятельности с фактического контроля на информационно-технологическую систему контроля» [17].

Внешнеторговые потоковые процессы обретают цифровой формат, что позволяет в рамках введения Единой системы прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС свести к минимальным значениям уровень контрабанды и наиболее четко контролировать уплату налогов, а также обеспечить защиту конечных потребителей. Со стороны субъектов хозяйствования преимущества цифровой трансформации внешнеторговых потоковых процессов состоят в: снижении операционных расходов за счет рационализации трансакций и издержек их сопровождающих; устранении дублирующих функций в системе прослеживаемости товаропотоков; унификации прохождения контрольных таможенных процедур.

Расширение возможностей и реализации инновационного потенциала Единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС позволит ускорить свободное перемещение товаров, сформировать актуальную и своевременную аналитическую и статистическую отчетность, даст новый импульс развитию интеграционных процессов [18].

Заключение

Таможенное регулирование внешнеторговых потоковых процессов исследовано нами с точки зрения логистической интеграции, что находит отражение в согласованном управлении таможенными функциями при осуществлении логистических процессов в экспортно-импортных торговых операциях. Рассмотрение деятельности ЕАЭС с точки зрения логистического знания подразумевает использование понятия «логистическая система», поскольку материальные, информационные, финансовые и сервисные потоки циркулируют в сложной социально-экономической среде. Применение логистического инструментария позволит спроектировать в ЕАЭС гармоничную материалопроводящую систему с заданными параметрами материальных потоков, включая цифровую трансформацию таможенных процессов, оптимизирующую логистические внешнеторговые потоки, а также транспортно-складскую инфраструктуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черенков В.И. Основы международной логистики. СПб.: СПбГУ, 2016. 415 с.

2. Ивуть Р.Б., Баханович А.Г., Косовская Т.Р. Международная логистика. Минск: БНТУ, 2017. 92 с.

3. ПустынниковаЕ.В. Интегрированная логистика. Ульяновск: УлГУ, 2016. 130 с.

4. БауэрсоксД., КлоссД. Логистика: Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2017. 640 с.

5. Логистика и управление цепями поставок / В.В. Щербаков и др. М.: Юрайт, 2015. 581 с.

6. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в целях поставок / В.В. Дыбская и др. М.: Эксмо, 2014. 939 с.

7. Стаханов Д.В., Стаханов В.Н. Таможенная логистика. М.: Приор, 2001. 96 с.

8. Киладзе А.Б. Логистика в таможенном деле. М.: Проспект, 2016. 144 с.

9. Микаелян И.А. Исследование: факторы, тормозящие логистику в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр8://гЬ.ги/оршюп/^1с11ка-2018 (дата обращения 07.12.2018).

10. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. СПб.: Питер, 2010. 336 с.

11. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).

12. Левкин Г.Г. Основы логистики. М.: Инфра-Инженерия, 2014. 240 с.

13. Банзекуливахо М.Ж. Таможенная логистика. М., 2018. 50 с.

14. Беликова А.В., Ермилов И.С. Транспортно-логистический аспект международного сотрудничества в таможенном деле // Инновационное развитие. 2018. № 4 (21). С. 79-82.

15. Борисова В.В. Цифровизация логистических процессов в глобальных цепях поставок // Экономическое развитие России: структурная перестройка и диверсификация мировой экосистемы: материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 87-90.

16. Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 12.08.2016 г. № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза».

17. Воротынцева Т.М., Тульцева А. С. Прослеживаемость товаров как механизм регулирования международной торговли // Маркетинг и логистика. 2018. № 5 (19). С. 22-31.

18. Печенко Н.С. Оптимизация трансакционных издержек в экспортно-импортных цепях поставок в Евразийском экономическом союзе // Гипотеза. 2018 № 3 (4). С. 129-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.