Научная статья на тему 'Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования'

Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6903
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регулирование внешнеэкономической деятельности / таможенная политика / таможенно-тарифное регулирование / таможня в россии xix века

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волков Д. В.

В статье рассматриваются проблемы развития таможенного дела через анализ опыта применения таможенно-тарифного регулирования в целях воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Подчеркивается значение таможенной политики, осуществлявшейся в интересах государства, отечественной промышленности и национального рынка с целью повышения степени управляемости, стимулирования и качественного изменения экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of customs business development through the analysis of the experience of applying customs-tariff regulation in order to influence foreign economic activity. The author underlines the significance of customs policy pursued in behalf of the state, home industry and national market with the aim of control ratio increase, stimulation and qualitative change of the country"s economy.

Текст научной работы на тему «Таможенное дело в России XIX века: опыт таможенно-тарифного регулирования»

Д. В. Волков

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО В РОССИИ XIX ВЕКА: ОПЫТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой истории России и зарубежных стран республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета. Научный руководитель - доктор исторических наук, доцент К. Е. Иванов

В статье рассматриваются проблемы развития таможенного дела через анализ опыта применения таможенно-тарифного регулирования в целях воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Подчеркивается значение таможенной политики, осуществлявшейся в интересах государства, отечественной промышленности и национального рынка с целью повышения степени управляемости, стимулирования и качественного изменения экономики страны.

The article deals with the problems of customs business development through the analysis of the experience of applying customs-tariff regulation in order to influence foreign economic activity. The author underlines the significance of customs policy pursued in behalf of the state, home industry and national market with the aim of control ratio increase, stimulation and qualitative change of the country’s economy.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена процессом становления в современной России новых общественных отношений, возрастанием научного и практического интереса к изучению исторического опыта формирования и осуществления таможенной политики, роли и места таможенных органов в системе государственного управления, в целом развития таможенного дела в стране.

Создание в планетарном масштабе нового политического, экономического и социального пространства вызывает необходимость адаптации государств к условиям глобализации. Новый глобальный мир стремится не только к унификации, но и формирует потребность в накоплении уникального национального опыта, в том числе с целью решения общих проблем функционирования мировых таможенных систем.

6 7

Изучение таможенного дела в исторической ретроспективе позволяет восстановить преемственность традиций, сложившихся в области таможенного регулирова-ния внешнеэкономической деятельности российского государства, избежать повторения бесперспективных путей, определить новые ориентиры в поиске эффективных решений проблем функционирования современной таможенной системы.

Цель исследования: оценка динамики развития таможенного дела в России XIX в.

Задачи:

• использовать междисциплинарный подход к исследованию таможенного дела в России;

• выявить тенденции развития таможенной системы страны путем анализа таможенных тарифов.

Настоящий исследовательский проект основан на рассмотрении идеологических, социально-экономических, геополитических и иных факторов, влиявших на становление и развитие таможенного дела.

Под таможенным делом понимается прежде всего таможенная политика государства, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление. К таможенным платежам относится таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или при его вывозе с этой территории. Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную гра-ницу, и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, представляет собой таможенный тариф.

XIX в. ознаменовался непрерывными трансформациями в таможенной политике российского государства. Развитие таможенного дела происходило в контексте постоянно меняющейся внешней политики и экономики.

По существу, в это столетие таможенно-тарифное регулирование приобрело первостепенное значение во влиянии государства на внешнеэкономические связи, развитии потенциала отечественной промышленности и противодействии экономической и политической агрессии извне.

В начале XIX в. у многих европейских стран, в том числе и у России, стали формироваться новые геополитические предпочтения, заинтересованность в эффективном развитии экономики, защите национального рынка, охране государственной границы и пресечении контрабанды. Эти интересы явились результатом колонизации европейскими странами новых территорий, масштабной интернационализации и этноцентризма. Они нуждались в непрерывной и действенной защите, одним из инструментов которой являлась таможенная политика, реализуемая через таможенные тарифы, особенно в 1890-е гг., когда пришло время «таможенных войн» и экономических дискредитаций.

В этот период Россия оказалась втянута в орбиту мирового рынка. Она осваивала новые правила международной игры, порой жесткие и бескомпромиссные, но обязательные для нашей страны, стремившейся во что бы то ни стало занять достойное место в мире макроэкономики и капитализма. Не последнюю роль в этом играла таможенная политика российского государства. Так, своевременное реагирование на изменение мировой экономической конъюнктуры путем принятия новой редакции национального таможенного тарифа могло стать залогом успеха в противодей-ствии иностранной конкуренции.

Придерживаясь сложившихся и ставших непременными традиций, утвердившихся еще со времен Петра I, связанных с покровительством отечественной промышленности и торговли, российская таможенная политика сочетала в себе элементы протекционизма и фритредерства. В начале XIX в. в силу еще несовершенного соб-

ственного таможенно-тарифного законодательства, разрабатывая новый тариф, правительство обязывало законодателей «...принять в соображение тарифы главнейших европейских государств »1 .

Фритредерская политика была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического, во многом натурального, хозяйства к рыночному, капиталистическому, индустриальному. В условиях же утверждавшегося товарно-денежного хозяйства (со 2-й половины 80-х гг. XIX в.), когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике с неизбежностью должны были уступить место протекционистским. К этому приводила и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было просто невозможно без существенной корректировки таможенного курса.

Военно-политическая необходимость заставляла царское правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производствам военно-стратегического значения и в то же время побуждала с помощью мер таможенно-тарифного регулирования создавать определенные препятствия дальнейшему развитию металлургии и машиностроения в приграничных областях. Одновременно поощрялись соответствующие отрасли промышленности вблизи источников сырья во внутренних губерниях страны2.

В конечном итоге политика протекционизма возобладала как наиболее приемлемая для России, однако степень защиты национального производства варьировала в разные периоды времени.

В результате анализа таких документов, как таможенные тарифы и уставы XIX в., становится очевидным, что проводимая государством таможенная политика зависела от многих факторов, в том числе от политических настроений и амбиций, экономической конъюнктуры, и представляла

собой подобие маятника, движение которого осуществлялось то в сторону фритредерства, то в сторону протекционизма.

Оценивая хронологию тарифов XIX в. с точки зрения указанных экономических моделей, можно проследить их динамику. Так, в 1819 г. принят самый умеренный таможенный тариф, а в 1822 г. - охранительный. В 1822-1841 гг. осуществлялось движение от фискально-запретительной к фискально-протекционистской политике; в 1850 г. введен умеренно протекционистский тариф; в 1857 г. установлена система свободной торговли. С 1857 по 1868 г. превалировала либеральная таможенная политика. 3 июня 1868 г. принят умеренно-протекционистский, охранительный тариф, преследовавший фискальный интерес. Начиная с 1 января 1877 г. в таможенной политике преобладали меркантильно-фискальные интересы. Тариф 1891 г. - венец протекционистской политики. И хотя тариф 1894 г. несколько смягчил систему протекционизма, с начала XX в. таможенная охранительная политика в России продолжала оставаться чрезмерно высокой.

Следует обратить внимание на столь любопытную страницу в истории таможенного дела России, какой явилась таможенная война между Россией и Германией (1892-1894). В результате непоколебимый порядок самостоятельности и независимости в проведении национальной таможенной политики сменился периодом взаимовлияния европейских стран друг на друга и необходимостью учитывать интересы иностранных конкурентов, что стало результатом процесса интернационализации и роста масштабов мировой торговли.

Договор 1894 г. (об окончании русско-германской таможенной войны и выработке конвенционного тарифа, в котором России пришлось учитывать интересы Германии) знаменовал собой принципиально новый поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание конфликтов, подобных русско-германскому, ев-

ропейские государства в 90-е гг. XIX в. стали отказываться от принципа таможеннотарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривавшие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия, к примеру, заключила конвенционные соглашения не только с Германией, но также с Францией (1893 г.), Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией.

Наступило время господства конвенционных тарифов, дальнейшей экономической экспансии иностранных государств и активного ввоза капиталов, который охватывает период со дня заключения торгового соглашения с Германией и до начала Первой мировой войны.

В XX в. в условиях глобального развития, слияния всех экономических процессов в единую экономическую систему мирового сообщества трудно представить, чтобы какая-либо страна, даже сверхдержава, была абсолютно независима в проведении своей внешнеторговой и таможенной политики. Для нашего времени характерно либо объединение государств в союзы, ведение общего хозяйства, осуществление единой торгово-таможенной политики (например, Европейский союз), либо выражение своих взглядов через формализацию их в общепринятые обязательства под эгидой крупных международных организаций (например, Всемирная торговая организация).

В XIX в. таможенный тариф являлся действенным механизмом влияния на экономическую и торговую политику российского государства, отражал состояние отечественного производства, баланс экспорта и импорта, состояние мировой конъюнктуры и уровень мировой интернационализации.

Начавшийся в 30-х гг. XIX в. промышленный переворот в России постепенно углублялся, распространяясь на различные отрасли производства. Изменения в таможенной политике должны были придать новый импульс экономическому развитию страны.

Благополучие тех или иных отраслей производства напрямую зависело от того, какую свободу действий иностранным производителям предоставляло таможенное ведомство, использовавшее таможенно-тарифные меры как политический инструментарий регулирования торговли на российском рынке, а также при взаимодействии последнего с мировым. Иногда тариф действовал для страны губительно. Так, тариф 1819 г. вынес приговор отечественной промышленности: «.наша зарождающаяся промышленность умрет в колыбели, потому что все иностранные промышленности ... стали создавать ей такую конкурен-цию, какой она еще не в силах выдержать»3.

На протяжении всего XIX в. отечественная промышленность нуждалась в протекционистской таможенной системе. Она была молода и не могла быстро компенсировать вложенные в нее капиталы. Российские производители были еще не в состоянии вступать в конкуренцию с иностранными, которые уже давно успешно развивались в благоприятных для них условиях. По мнению Д. И. Менделеева, таможенное покровительство осуществлялось в государственных и общенародных интересах, так как вело «к уничтожению монопольных неравенств, национальной исключительности и искусственных экономических преобладаний одних народов над другими»4.

Любой принимаемый таможенный тариф в большей или меньшей степени отражал фискальную заинтересованность государства. Нередко поводом для пересмотра действующего российского таможенного тарифа была потребность в усилении таможенного дохода в обход назревших экономических проблем, которые отодвигались на второй план.

Государственная казна всегда испытывала дефицит финансов, которых не хватало на уплату государственных долгов, содержание императорского двора, бюрократического аппарата, армии и т. п. Присущие бюрократической системе взяточниче-

ство и казнокрадство, а также многочисленные войны, которые вела Россия, разоряли страну. Так, в 1825-1830 гг. (только за одно пятилетие!) Россия была вынуждена вести три войны.

Процедура рассмотрения и принятия таможенных тарифов и таможенных уставов была четко отработана и определена.

Как правило, министерство финансов на основе поданных обращений или по собственной инициативе заявляло о необходимости принятия нового тарифа. Под руководством министра финансов образовывались тарифные комитеты или комиссии (с участием ученых, экспертов, промышленников, купцов), которые разрабатывали первоначальный проект тарифа. Далее министерство финансов вносило свои коррективы и направляло проект документа на рассмотрение Государственного Совета. Члены Департамента государственной экономии при законосовещательном органе

дополняли проект тарифа своими сообра-жениями и, приняв его, передавали на рассмотрение общего собрания Госсовета. После окончательного принятия проекта тариф утверждался императором, и определялся срок его введения в действие. Подобная процедура позволяла привлечь к участию в работе по принятию тарифа практически все заинтересованные стороны.

Таким образом, на протяжении всей истории функционирования таможни как государственного института исполнительной власти таможенное дело включало таможенно-тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенную политику, которая осуществлялась в интересах государства, отечественной промышленности и национального рынка с целью установления определенной степени управляемости, стимулирования и качественного изменения отечественной экономики во благо интересов страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 РГИА. Ф. 1152. Оп. 4. Д. 108. Л. 4.

2 Бобков В. Б. и др. Таможенное дело в России X - начало XX в. СПб., 1995. С. 61.

3 Покровский С. А. Краткий очерк внешней торговли и таможенных доходов России. СПб., 1896. С. 212.

4 Менделеев Д. И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г. СПб., 1892. С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.