Научная статья на тему 'Таможенная служба на Амуре в начале ХХ века: первые шаги таможенного надзора'

Таможенная служба на Амуре в начале ХХ века: первые шаги таможенного надзора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
496
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ПРИАМУРСКИЙ КРАЙ / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРИАМУРСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ОКРУГ / ТАМОЖЕННЫЕ УЧАСТКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Наталья Анатольевна

Рассматривается процесс формирования системы таможенных учреждений по сухопутной границе, начавшийся в апреле 1902 г. Показаны основные направления деятельности таможен, таможенных застав и постов, расположенных на Амуре, выделены особенности функционирования таможенной службы на окраине страны в первые годы ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенная служба на Амуре в начале ХХ века: первые шаги таможенного надзора»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.А. БЕЛЯЕВА

Таможенная служба на Амуре в начале ХХ века: первые шаги таможенного надзора1

Рассматривается процесс формирования системы таможенных учреждений по сухопутной границе, начавшийся в апреле 1902 г. Показаны основные направления деятельности таможен, таможенных застав и постов, расположенных на Амуре, выделены особенности функционирования таможенной службы на окраине страны в первые годы ХХ столетия.

Ключевые слова: Дальний Восток, Приамурский край, таможенные учреждения, Приамурский таможенный округ, таможенные участки.

Начало ХХ века ознаменовалось окончательным вхождением Дальнего Востока в состав таможенной территории России. С 1 января 1901 г. прекратилось действие существовавшего почти полвека режима беспошлинной торговли (порто-франко), а по морской и сухопутной границе началось формирование системы таможенных учреждений.

Предложения об устройстве таможенного надзора в Приамурском крае высказывались еще в середине 90-х годов XIX в., когда в связи с началом строительства транссибирской магистрали и предстоящей отменой порто-франко в правительственных кругах изучалось реальное положение дел на дальневосточной окраине,, определялись перспективы торговли с сопредельными странами. Специально командированной с этой целью экспедиции под руководством члена совета министра финансов Н.П. Забугина («комиссия Забугина») было поручено выработать предложения по устройству таможенного надзора по морской и сухопутной границам в пределах Приамурского генерал-губернаторства.

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна — доктор исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

1 Статья публикуется к 110-летию создания первых таможенных учреждений в Благовещенске и Хабаровске.

Согласно сохранившемуся в материалах комиссии проекту, все вновь образуемые таможенные учреждения от Кяхты до Хабаровска должны были войти в состав таможенного округа с центром в г. Благовещенске. В числе вновь открываемых таможенных учреждений предлагалось открыть две таможни — в городах Хабаровске и Благовещенске, состоящих из восьми штатных чиновников, четверых канцелярских служителей и десяти досмотрщиков — в каждой. Вдоль всей границы предполагалось развернуть сеть таможенных застав и постов, которым отводилась важная роль в борьбе с контрабандой. Значительная сумма, в которую должны были вылиться расходы казны в случае реализации проекта (почти в 4 млн р. требовалось только на открытие таможенных учреждений), в конечном итоге сыграла ключевую роль в том, что этот проект был «оставлен без последствий» и сохранился в истории таможенной службы лишь как одна из интересных, но нереализованных идей [7, с. 12].

Малочисленное население приграничных территорий, неразвитость самой торговли, ориентированной на удовлетворение местных потребностей — все это делало открытие многочисленных таможенных учреждений слишком затратной мерой — при самой интенсивной деятельности ни одно из них не могло бы покрыть расходы казны на его организацию. Для Дальнего Востока была признана более приемлемой система организации таможенного надзора, при которой таможни учреждались в пунктах активного торгового движения, создавался усиленный таможенный надзор в виде таможенных застав в крупных торговых центрах в пределах 50-верстной полосы2 и на ее границе внутри империи [2, с. 54]. Главным звеном системы таможенных учреждений становились таможенные заставы и таможенные посты, основной задачей которых было предотвращение «водворения контрабанды» и недопущение проникновения за пределы 50-верстной полосы товаров, предназначенных для реализации исключительно в ее границах.

Процесс таможенного строительства на Дальнем Востоке начался летом 1900 г. с создания первых в Забайкалье и Приамурье таможенных учреждений — Кяхтинской и Сретенской таможен. В мае 1901 г. были учреждены морские таможни во Владивостоке и Николаевске-на-Амуре. В интересах обеспечения оперативного руководства министру финансов предоставляюсь право открывать и закрывать таможенные заставы, посты и переходные пункты в Восточной Сибири и Приамурском крае, определять и изменять места их дислокации, непременно согласовывая эти решения с министром иностранных дел, а при необходимости с Приамурским и Иркутским генерал-губернаторами [5]. Таким образом, местная администрация могла оказать существенное влияние на формирование таможенной системы на подведомственной территории. Не оставались в стороне от этой проблемы и местные предприниматели,

2 50-верстная полоса — зона беспошлинной торговли вдоль границы с Китаем создавалась по обе стороны от границы на расстоянии 100 кит. ли (50 верст). Введена на основании Пекинского договора (1860 г.). Отменена российской стороной в одностороннем порядке с 1 января 1913 г.

заинтересованные в создании благоприятных условий для «легальной торговли». Подтвердим это положение одним только примером.

Владивостокский биржевой комитет направил 2 февраля 1902 г. в министерство финансов телеграмму, в которой предприниматели в очередной раз пытались привлечь внимание правительства к бедственному положению торговли и промышленности, находившихся под давлением «все шире разрастающейся контрабанды и безакцизного ввоза со стороны маньчжурской границы»3. Малочисленный таможенный надзор не мог стать серьезным препятствием на пути потока контрабандных товаров за пределы 50-верстной полосы беспошлинной торговли. Единственный выход виделся биржевому сообществу в создании сплошных таможенных кордонов по сухопутной границе с Китаем. Реакция Министерства была мгновенной. Уже 4 февраля 1902 г. Приамурскому генерал-губернатору была направлена телеграмма за подписью министра финансов с просьбой дать заключение на предложение об открытии таможенных застав в г. Благовещенске и на станции Пограничной — конечном пункте Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). 22 февраля Н.И. Гродеков довел до сведения С.Ю. Витте пожелание военных губернаторов областей об открытии значительно большего количества таможенных застав по сухопутной границе с Китаем, чем предлагал министр. А уже 27 февраля министр финансов направил в Сенат для распубликования распоряжение об открытии таможенных застав не только в г. Благовещенске и на станции Пограничной КВЖД, но и в селении Лахасусу при устье р. Сунгари на китайской территории [7, с. 14]4.

В марте 1902 г. в Министерстве финансов было созвано Особое совещание для выработки мер по охране границы под председательством только что вернувшегося из поездки на Дальний Восток товарища министра финансов П.М. Романова. 5 апреля 1902 г. получили высочайшее одобрение предложения Особого совещания об открытии по сухопутной границе с Маньчжурией и Кореей и по морскому побережью Приморской области двух таможенных застав, трех переходных пунктов и нескольких (восьми) таможенных постов.

Места дислокации первых таможенных учреждений по сухопутной границе с Китаем были определены министром финансов по согласованию с Приамурским генерал-губернатором. Уже 30 апреля Сенат распубликовал штаты новых российских таможенных учреждений — таможенных застав в урочище Посьет и в Хуньчунском карауле, переходных пунктов в с. Полтавка, станице Платоново-Александровской и на станции Иман Уссурийской железной дороги [3, с. 33]. Вновь образованные таможенные посты были размещены в селах Славянка, Шкотово, Владимиро-Александровское, Барабаш, НовоКиевское, Красное, а также в находящихся в пределах 50-верстной полосы городах Никольске-Уссурийском и Хабаровске. Штат каждого из таможенных

3 РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 411. Л. 2.

4 Распубликовано 30 апреля 1902 г.

постов был крайне малочисленным: единственному таможенному чиновнику, возглавлявшему таможенный пост надзирателю, «придавались» таможенные досмотрщики — всего 74 чел. на все 8 постов.

Созданные весной 1902 г. таможенные учреждения «открыли свои действия» только 1 сентября 1902 г. Начал работать и Хабаровский таможенный пост, в штате которого состоял надзиратель таможенного поста и 10 досмотрщиков. Основной обязанностью таможенного надзора стало пресечение незаконного ввоза в Россию алкоголя и таких товаров, как китайский ханшин, запрещенный к привозу еще в 1862 г. и остававшийся важнейшим предметом контрабанды.

Однако малочисленные таможенные посты, не обладавшие достаточными полномочиями, не могли стать серьезным заслоном на пути движения контрабанды. Конкретные предложения по улучшению таможенного надзора по границе с Маньчжурией были представлены С.Ю. Витте окружным таможенным инспектором С.Н. Латкиным во время посещения министром Владивостока осенью 1902 г. Суть этих предложений заключалась в необходимости увеличения штатов уже существующих и открытии новых таможенных учреждений. Подчеркивая необходимость расширения сети таможенных учреждений по Амуру, инспектор обращал внимание на фактическую незащищенность границы — на участке от Благовещенска до Хабаровска, например, действовала только одна российская таможенная застава и та располагалась на китайской территории в селении Лахассусу [1, с. 46].

На основе предложений приамурских таможенников был принят ряд мер, направленных на усиление таможенного надзора по сухопутной границе. Уже 10 февраля 1903 г. для противодействия контрабанде и охраны границы в таможенном отношении был преобразован в одноименную таможенную заставу Хабаровский таможенный пост; учреждены новая таможенная застава в станице Покровской (у слияния Шилки и Аргуни), а также Пограничный переходный пункт близ одноименной станции КВЖД (урочище Сосновая падь). Одновременно увеличивались штаты Владивостокской и Николаевской-на-Амуре таможен, Благовещенской, Посьетской и Лахасусской таможенных застав5. Следует заметить, что таможенные заставы на Дальнем Востоке по своим правам существенно отличались от аналогичных таможенных учреждений европейской России, приравниваясь по пропуску привозных товаров к таможням 3-го класса: через них разрешался ввоз всех дозволенных товаров за исключением требующих экспертизы (лекарственные и химические препараты, машины и оборудование, и др.). Впоследствии некоторым из них, в том числе и Хабаровской, «были присвоены» права таможен 2-го класса в части производства дел о контрабанде [8, с. 7]

К началу 1904 г. на территории Приамурского генерал-губернаторства сложилась система таможенных учреждений, имевшая свою структуру, несколько

5 В марте 1908 г. таможенная застава была перенесена из селения Лахассусу в ст. Екатерино-Никольскую.

отличавшуюся от общероссийской. Для контроля деятельности новых таможенных учреждений вся территория Приамурского генерал-губернаторства разбивалась на три таможенный района, два из которых возглавлялись ревизорами Департамента таможенных сборов. Так, ревизор Забайкальского таможенного района осуществлял контроль и ревизию таможенных учреждений, расположенных на территории Забайкальской области и в районе Иркутской таможни. Ревизору Амурско-Приморского таможенного района были под-надзорны в ревизионном отношении таможенные учреждения на побережье Татарского пролива до поста Александровского (залив Де-Кастри) и по р. Уссури до станции Иман включительно6. Наибольшим по зоне ответственности был Заамурский таможенный район с центром во Владивостоке. Возглавлявший его окружной таможенный инспектор с правами начальника таможенного округа осуществлял управление таможенными учреждениями, расположенными по побережью Японского моря от Владивостока до посада Св. Ольги и по железной дороге до Имана, а также в полосе отчуждения КВЖД7.

Деятельность таможенных учреждений протекала в сложных условиях. В январе 1904 г. началась Русско-японская война, а в мае в Приамурье вновь было восстановлено порто-франко. Однако таможенные учреждения, в том числе и расположенные по Амуру, не были упразднены. Их штат серьезно сократился за счет призыва чиновников и досмотрщиков на военную службу, а деятельность была сведена к наблюдению «за неввозом» из Маньчжурии запрещенного к привозу опия; взысканию акциза с русских подакцизных товаров, поставляемых из Маньчжурии, куда они были вывезены через Иркутскую и Маньчжурскую таможни со сложением акциза. По данным Департамента таможенных сборов только в 1904 г. таможенными учреждениями Приамурского края было пресечено 293 случая контрабанды на общую сумму свыше 21 тыс. р. А в следующем 1905 г. — количество случаев достигло 400, но сумма оказалась значительно ниже около 15 тыс. р. [4, с. 114], что косвенно свидетельствует о нарастании так называемой «бытовой контрабанды».

Введенное как временная мера, порто-франко продолжало существовать и после окончания войны вплоть окончательного решения его судьбы в Государственной думе и вступления в действие Закона от 16 января 1909 г., которым отменялось порто-франко в Приамурье и Забайкалье. Принятию закона предшествовал длительный подготовительный период. Пока чиновники, общественные деятели и предприниматели дискутировали о судьбе порто-франко, Департамент таможенных сборов готовился к реорганизации таможенного надзора. Вопрос о дислокации таможенных учреждений в соответствии с установившимся порядком непременно согласовывался с местными губернаторами. Одним из примеров может служить формирование предложений относительно таможенного надзора на Амуре.

6 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 771. Л. 129-129 об.

7 Там же. Л. 99-99 об.

26 декабря 1908 г. военный губернатор Амурской области А.В. Сычевский собрал особое совещание по вопросу о преобразовании Благовещенской таможенной заставы и учреждении таможенных постов в Амурской области. На основании сохранившегося в архиве журнала этого совещания можно говорить о том, что судьба таможенного учреждения в административном центре области волновала разные ведомства — в списке участников совещания товарищ прокурора Благовещенского окружного суда, пограничный комиссар Амурской области, податной инспектор г. Благовещенска, старший акцизный ревизор Приамурского округа; Амурский уездный начальник. Не прибыл к «означенному времени», несмотря на своевременно посланное приглашение, лишь управляющий Благовещенской таможенной заставой. Поводом для созыва столь представительного совещания по «таможенному вопросу» стала телеграмма Приамурского генерал-губернатора, в которой предлагалось высказаться во вопросу о преобразовании Благовещенской таможенной заставы в таможню 2-го класса, а также об учреждении таможенных постов в станицах и селениях Игнашине, Рейнове, Черняевой, против р. Кумары, против Айгуна, Скобельцинской, Радде, Михайло-Семеновской. Рещающую роль в принятии совещанием положительного заключения по телеграмме генерал-губернатора сыграли доводы городского головы Благовещенска И.Д. Прищепенко, который разъяснил все «предстоящие от такого преобразования выгоды для г. Благовещенска и всей Амурской области». Совещание единогласно высказалось в пользу преобразований, предложив «к проектированным уже пунктам» добавить посты в станицах Екатерино-Никольской, Поярковой, хуторе Покровском (на границе с Забайкальской областью) и на острове против устья реки Сунгари8.

Отмена порто-франко происходила в условиях начинавшегося в России промышленного подъема и означала окончательное вхождение Дальнего Востока в состав таможенной территории империи. Показателем этого процесса стало распространение на территорию Забайкальской области9 и Приамурского края общего порядка таможенного управления — 2 мая 1909 г. был учрежден Приамурский таможенный округ с центром во Владивостоке. В его состав вошли 75 таможенных учреждений, действовавших на территории Забайкальской, Амурской и Приморской областей, а также в полосе отчуждения КВЖД. На границе с Китаем по Амуру действовали преобразованная из заставы Благовещенская таможня 2-го класса, Хабаровская, Екатерино-Никольская, Покровская таможенные заставы, а также 13 таможенных постов. Кроме того, в составе Приамурского таможенного округа создавались 8 таможенных постов в составе таможенных застав, в том числе Хабаровской таможенной заставы — пост в дер. Осиповка; временный Марковский

8 РГИА ДВ. Ф. 704. Оп. 1. Д. 367. Л. 5-5 об.

9 В марте 1906 г. Забайкальская область была передана из состава Приамурского в состав Иркутского генерал-губернаторства, в таможенном же отношении сохранилась единая система учреждений Забайкалья и Приамурья.

таможенный пост. Близ устья р. Сунгари была установлена таможенная брандвахта под управлением чиновника Екатерино-Никольской таможенной заставы. Одновременно на Зейских пристанях в сентябре 1910 г. было открыто отделение корабельной конторы Благовещенской таможни «с правом приема и выгрузки судов с беспошлинными партионными товарами» [6, с. 8-11].

Отмена порто-франко в Приамурье существенно изменила условия работы всех таможенных учреждений. В первую очередь это касалось увеличения объемов выполнявшейся ими работы. В 1909 г. в Россию через Хабаровскую таможенную заставу было ввезено более 3,4 млн пудов различных товаров, полученный при этом таможенный доход превысил 33 тыс. р., что покрывало расходы на ее содержание [3, с. 78]. В том же 1909 г. сумма таможенных сборов по Благовещенской таможне превысила 55 тыс. р. [7, с. 48]. Эти показатели, хотя и косвенно, но отражают общий процесс начавшегося в стране промышленного подъема.

Новые условия предъявляли повышенные требования к материальному обеспечению таможенных учреждений. В июле 1909 г. Департамент таможенных сборов представил министру финансов доклад «Об оборудовании пристанями и казенными помещениями таможенных учреждений в г. Благовещенск, Хабаровск, Николаевск», в котором предлагалось для ликвидации ненормальных условий, в которых действовали таможенные учреждения, приобрести уже застроенные земельные участки и приспособить их «под таможенные нужды»10. В апреле 1910 г. получил высочайшее одобрение закон об отпуске из государственного казначейства средств на приобретение недвижимого имущества для Благовещенской заставы. За 90 тыс. р. был куплен участок ликвидированного Амурского пароходства с двухэтажным каменным и старым деревянным домом, каменным и железным пакгаузами и с выходом на р. Амур. Ревизовавший летом 1913 г. таможенные учреждения на Амуре помощник инспектора Хабаровского таможенного участка Ковалев положительно оценивал приобретение недвижимости для Благовещенской таможни: «...таможня помещается в прекрасном двухэтажном каменном здании на причальном берегу Амура. Недостаточны и неудобны только помещения для досмотрщиков и конюшни для лошадей. На мой взгляд, в помещении таможни необходимо было бы провести электрическое освещение, так как вследствие доставки в Благовещенск керосина низшего качества все здание пропиталось отвратительным запахом копоти, вредно отзывающимся на здоровье личного состава таможни, которому вследствие незначительности его приходится работать и по вечерам. В верстах от таможни вверх по течению Амура имеется корабельная контора, а ниже таможни — причал плотов» [7, с. 40].

Не столь удачным было приобретение недвижимости для Хабаровской таможенной заставы. Еще в начале 1911 г. в Государственной думе и Государственном совете обсуждался законопроект об отпуске из Государственного

10 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 672. Л. 16.

казначейства средств на приобретение недвижимого имущества для Хабаровской таможенной заставы, одобренный императором 23 марта 1911 г. В соответствии с ним на приобретение недвижимого имущества для таможенной заставы в Хабаровске было выделено 35 тыс. р. За такую сумму была приобретена усадьба купца Л.И. Бархатова на углу Кавказской улицы и Ярмарочной площади приблизительно в 100 саженях от Амура [8, с. 157]. Уже в момент заключения сделки эксперты отмечали ветхость находящихся на участке строений. Последующая эксплуатация подтвердила первоначальные заключения относительно качества приобретаемых вместе с участком построек, о чем говорит составленный в июле 1914 г. акт обследования помещений Хабаровской таможни. В нем, в частности, отмечалось: «...1) надворные постройки: погреб, конюшни, сеновал и сараи пришли в полную негодность и грозят разрушением, а частью уже разрушились; 2) двухэтажное смешанное здание, занимаемое ныне: нижний этаж слесарной мастерской, верхний — временным летним помещением досмотрщиков, в данный момент требует ремонта первого этажа, заключающегося в оштукатурке кирпичных стен, устройстве каменного пола, постановке новых оконных колод и переплетов, исправлении дверей и приспособлении первого этажа для кузницы и второго этажа для слесарной мастерской; 4) здание, занимаемое ныне таможней и квартирой управляющего, находится в ветхом состоянии, точно определенном еще актом особой комиссии от 21 мая 1912 г. при участии эксперта инженера Бейдера» [8, с. 33]. Из всех помещений в удовлетворительном состоянии оказался лишь деревянный флигель, в котором разместились пакгаузная контора, почтовое отделение и досмотровое отделение для багажа. Учитывая, что произведенный в 1913 г. капитальный ремонт здания, на который было затрачено более 2 тыс. р., не улучшил ситуацию, решено было отказаться от его реконструкции и выстроить для таможни и квартир управляющего и чиновников новое здание, как и казарму для досмотрщиков. Сроки строительства были отнесены на 1916-1917 гг., но, учитывая обстоятельства военного времени, решение проблемы отодвигалось на неопределенное время [8, с. 155-158].

В 1912 г. в стране прошла «таможенная реформа», ставившая целью привести структуру, штаты и деятельность таможенных учреждений в соответствие с изменившимися условиями. Реформированию подлежало прежде всего «местное управление» таможенными органами — таможенные округа упразднялись, а управление таможнями 2-го и 3-го классов, таможенными заставами и постами передавалось участковым таможенным инспекторам. Таможни 1-го класса находились в ведении Департамента таможенных сборов, подчиняясь участковым инспекторам лишь в ревизионном отношении.

На основании Закона от 28 мая 1912 г. упразднен был и Приамурский таможенный округ. Вместо него учреждались Читинский, Хабаровский и Владивостокский таможенные участки во главе с таможенными инспекторами. Одновременно вносились изменения в нормативные акты, регламентировавшие деятельность таможенных учреждений. В связи с реформированием

местного таможенного управления были произведены преобразования в системе таможенных учреждений. Хабаровская таможенная застава 3 августа 1912 г. была преобразована в таможню 2-го класса со штатом 10 штатных чиновников (управляющего, 2 контролеров, пакгаузного и корабельного смотрителя и 4 его помощников, секретаря, бухгалтера), 5 канцелярских служителей и 46 досмотрщиков. Район ее деятельности простирался по берегу Амура на семь верст. «Занятия в таможне» начинались в 8 ч утра и заканчивались в 15 ч. Но иногда приходилось принимать запоздавшие пароходы и тогда рабочий день таможенников затягивался до позднего вечера [8, с. 18].

В связи с отменой 50-верстной полосы беспошлинной торговли изменялся и статус Благовещенской таможни — 1 января 1913 г. она была преобразована в таможню 1-го класса с предоставлением ей «прав казенного управления» [7, с. 36-39].

Закрытие 50-верстной полосы еще более обострило проблему борьбы с контрабандой. Таможенники связывали с этим событием не только увеличение потока контрабанды, но и изменение и самого ее характера, о чем можно судить по донесениям управляющих таможнями в Департамент таможенных сборов. 16 августа 1913 г. управляющий Хабаровской таможней сообщал в Департамент: «.в первой половине сего 1913 г. число случаев задержания контрабанды увеличилось против второго полугодия 1912 г. на 129, почти в 2 раза, а ценность, вместо 1 775 руб. выразилась в сумме 5 998 руб., т. е. увеличилась в 3 с лишним раза» [8, с. 28]. Количество задержаний по Благовещенской таможне в первом полугодии составило 1 664, а ценность конфискованных товаров — 47 200 руб. [7, с. 45]. На первом месте среди «предметов контрабанды» находился алкоголь — 68% от всех контрабандных товаров в Хабаровской и 81% в Благовещенской таможнях11. В целом же по таможенным учреждениям Хабаровского таможенного участка этот показатель составил 90%12. Одной из причин увеличения случаев задержания контрабанды стала отмена 50-верстной полосы беспошлинной торговли, к существованию которой местное население привыкло издавна. Неосведомленность в происшедших переменах относительно организации таможенного контроля вела к увеличению среди задержанных таких товаров, как мануфактурные товары, кирпичный и плиточный чай, рыба, выловленная у китайского берега Амура, и другие предметы, которые раньше не облагались пошлиной. Таможенники четко различали случаи такой «контрабанды по незнанию» от незаконного промысла профессиональных контрабандистов и их помощников из числа местных жителей.

В немалой степени усилению контрабанды способствовала и недостаточная охрана границы. Несмотря на создание корчемной стражи в Амурской и Приморской областях, таможенные учреждения оставались единственной структурой, обеспечивающей охрану границы огромной протяженности.

11 Подсчитано Н.Б. по [8; 7, С. 45].

12 Подсчитано Н.Б. [3, С. 68].

Их количество на Амуре было явно недостаточным. По оценке Хабаровского таможенного инспектора Н.Н. Котлова, расстояние между таможенными учреждениями на Амуре достигало 59 верст. При такой ситуации, учитывая отсутствие здесь пограничной охраны, сократить объемы контрабанды было практически невозможным.

Руководители местных таможенных управлений неоднократно ходатайствовали об увеличении штатов таможенных учреждений. Это не раз обсуждалось в Государственной думе, в результате принимался очередной закон. Последний «довоенный» закон был принят 29 июня 1914 г. В соответствии с ним на Амуре в составе Хабаровского таможенного участка действовали Хабаровская таможня второго класса, Екатерино-Никольская, Игнашинская, Иннокентьевская таможенные заставы и 29 таможенных постов по границе с Маньчжурией [ 3, с. 85; 9, с. 64]. Благовещенская и Николаевская-на-Амуре таможни подчинялись Хабаровскому инспектору лишь в ревизионном отношении, замыкаясь во всех вопросах таможенной деятельности непосредственно Департаменту таможенных сборов.

Начавшаяся Первая мировая война открыла период глубокого кризиса таможенной системы, восстановление которой начнется в новых исторических условиях монополии внешней торговли.

Список литературы

1. Высочайше учрежденная комиссия для обсуждения вопросов о дальнейшем направлении на Дальнем Востоке нашей торговой и таможенной политики // Журнал. № 2. СПб., 1903.

2. Беляева Н.А. Дальневосточная контрабанда в контексте торговой и таможенной политики // Дальневосточная контрабанда как историческое явление / Н.А. Беляева, Л.А. Лаврик, С.Н. Ляпустин, А.В. Попенко, Н.А. Шабельникова, Е.М. Щербина. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2010. 296 с.

3. Из истории таможенной службы России на Дальнем Востоке: Документы и материалы (1899-1925). Владивосток: РИО ВФ РТА, 1999. 200 с.

4. Матвиенко И.Г. Влияние Русско-японской войны на положение таможни в Приамурском крае // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2000. № 1. С. 112-119.

5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Т. 20. 1900. Отд. 1. № 18615.

6. Сборник узаконений и распоряжений по таможенной части в Приамурском крае и Восточной Сибири по 1 января 1912 г. СПб., 1912.

7. Таможня на Тихом океане: Документы и материалы. Вып. 1. Благовещенская таможня. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2002. 124 с.

8. Таможня на Тихом океане: Документы и материалы. Вып. 2. Хабаровская таможня. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2004.

9. Таможня на тихом океане: Документы и материалы. Вып. 6. Биробиджанская таможня. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2012. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.