Научная статья на тему 'Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств — участников таможенного союза'

Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств — участников таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1155
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ / CUSTOMS UNION / CUSTOMS POLICY / ECONOMIC DEVELOPMENT / THE INTERACTION OF STATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сауренко Татьяна Николаевна

Таможенные союзы создаются с целью повышения темпов экономического развития и обеспечения экономической безопасности входящих в них государств. Возможность достижения цели определяется взаимодействием государств союза в сфере внешнеторговой деятельности. Их взаимодействие обеспечивается посредством формирования и реализации согласованной таможенной политики. Установление сущности этой политики и процедуры ее формирования составляет цель настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs policy as a tool for effective economic cooperation among the members of the customs union

Customs unions are formed in order to increase the intensity of economic development and economic security of its member states. Opportunity to achieve goals determined by the interaction of Union in the field of foreign trade. Their interaction is provided by formulating and implementing harmonized customs policy. The establishment of the essence of the policy and procedures for its formation is the purpose of this article.

Текст научной работы на тему «Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств — участников таможенного союза»

Т.Н. САУРЕНКО

Татьяна Николаевна САШЕНШ) — кандидат экономических наук, докторант Российской таможенной академии.

В 2003 г. окончила Пятигорский государственный лингвистический университет, факультет муниципального управления. С 2007 г. по настоящее время работает в Российской таможенной академии. Автор более 70 научных работ, в том числе 2 монографий. Сфера научных интересов — экономическая интеграция, экономическая безопасность, экономический рост и экономические интересы.

^ ^ ^

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Таможенный союз представляет собой форму экономической интеграции, обеспечивающую реализацию сравнительных преимуществ государств -участников за счет либерализации взаимной торговли и характеризующуюся установлением:

— общей таможенной границы;

— единой ТН ВЭД;

— единого таможенного тарифа;

— единого таможенного законодательства;

— свободного перемещения товаров между участниками союза;

— единой системы запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу.

Цель создания таможенного союза заключается в повышении темпов экономического развития

и обеспечении экономической безопасности государств за счет синергетического эффекта, обусловленного устранением взаимных торговых барьеров и взаимодействием в сфере внешней торговли с третьими странами.

Достижение этой цели обеспечивается формированием и реализацией единой таможенной политики государств — участников таможенного союза.

Особенность таможенной политики как предмета исследований заключается в отсутствии в настоящее время ее достаточно цельного и конструктивного определения. Анализ существующих формулировок понятия «таможенная политика» [1, с. 8; 2, с. 6] свидетельствует о том, что единого определения пока не выработано. Это обусловило целесообразность указания содержания и объема понятия «таможенная политика».

Слово «политика» происходит от древнегреческого "тто/лт1кг| — «государственная деятельность», от греческого "ко/.щ' — «город, государство». В процессе исторического развития общества ее значение многократно изменялось. Мыслители прошлого определяли политику как:

— «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон);

— знание о правильном и мудром правлении (Н. Макиавелли);

— борьбу классов, руководство партии классом (К. Маркс, В.И. Ленин);

— лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (М. Вебер).

ГРНТИ 06.51.77 ©Т.Н. Сауренко, 2013

Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти. При этом все конкретные определения заключены между узким и широким толкованием политики. В первом случае она сводится к политической идеологии, а во втором — рассматривается как надстройка в целом над экономическим базисом. Широкое понимание политики позволяет за самыми абстрактными политическими баталиями, противоборством возвышенных целей и высоких идеалов обнаруживать вполне конкретные экономические интересы и материальные устремления. Это обстоятельство, наряду с экономической направленностью таможенного дела, обусловливает целесообразность рассмотрения политики как «концентрированного выражения экономики» в качестве родового для понятия «таможенная политика». Экономические интересы всегда конкретны. Поэтому и политика как результат сознательного выбора политиков, которые, хорошо или плохо учитывая собственные и общественные интересы, из многих вариантов удовлетворения потребностей стремятся выбрать наилучший, — всегда конкретна. Она выступает как искусство возможного, как умение (или неумение) правильно определить политические задачи, выбрать средства, принять необходимые решения и обеспечить их выполнение. Термин «таможенная» при этом отражает то обстоятельство, что из всего спектра средств влияния на экономику применяются таможенные средства регулирования внешнеторговой деятельности. Поскольку политика как искусство возможного направлена на достижение определенных целей, то они также являются ее неотъемлемой частью. Все политические решения следует рассматривать через призму сравнения достигнутых результатов с поставленными целями.

С учетом изложенного, под таможенной политикой таможенного союза е широком смысле будем понимать процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов к созданию, развитию и функционированию таможенного союза, в узком смысле — раздел политики, связанный с формированием и обеспечением реализации системы согласованных стратегических подходов и таможенных мер регулирования перемещения товаров через общую таможенную границу государств — членов союза, т. е. часть политики, отражающую управление функционированием таможенного союза.

В широком понимании таможенная политика таможенного союза направлена на повышение в стратегической перспективе темпов экономического развития и обеспечение экономической безопасности государств за счет синергетического эффекта, обусловленного их взаимодействием при объединении в союз. В узком понимании рассматриваемая политика направлена на обеспечение реализации целей государств таможенного союза во внешнеторговых отношениях с третьими странами.

Субъектами таможенной политики являются: таможенный союз в целом, отдельные государства союза, участники внешнеэкономической деятельности, таможенные органы государств таможенного союза. Указанные субъекты преследуют свои цели, имеют определенные средства (инструменты) для достижения целей, которые применяют присущими им способами, и в результате устанавливают те или иные отношения по перемещению товаров через таможенную границу таможенного союза в процессе внешней торговли (таможенная политика в узком понимании), а также формируют и обеспечивают реализацию системы согласованных стратегических подходов к созданию и развитию таможенного союза (таможенная политика в широком понимании). Следовательно, объектом таможенной политики в узком понимании являются отношения по перемещению товаров через таможенную границу таможенного союза в процессе внешней торговли с третьими странами, а в широком понимании — и система согласованных стратегических подходов к созданию и развитию таможенного союза.

С учетом этого таможенную политику таможенного союза можно представить в виде процесса, происходящего в системе, приведенной на рис. 1.

В соответствии с рис. 1 субъекты таможенной политики, исходя из текущих и желаемых отношений, формируют свои цели и, используя допустимые в сложившихся условиях способы и имеющиеся средства, осуществляют деятельность, направленную на требуемое изменение отношений. Эта деятельность ведет к установлению новых отношений, изменению самих субъектов, их целей, имеющихся средств, способов и условий действий.

Обозначения:

С — субъекты таможенной политики таможенного союза; Ц — цели таможенной политики таможенного союза; СР — средства таможенной политики таможенного союза; СП — способы таможенной политики таможенного союза; ТС — таможенный союз; Г — государства таможенного союза; ТО — таможенные органы государств таможенного союза; Уч.ВЭД — участники внешнеэкономической деятельности; ТП — таможенная политика таможенного союза.

Рис. 1. Таможенная политика как процесс

Многократное повторение описанной процедуры составляет суть функционирования рассматриваемой системы, т. е. суть таможенной политики таможенного союза. Выделенное же в некоторый момент времени состояние этой системы отражает текущее состояние таможенной политики.

Таким образом, рис. 1 отражает не только взаимосвязи субъектов таможенной политики в статике, но и динамику развития отношений между ними как единство и борьбу противоположностей между целями субъектов политики и средствами их достижения, между политическими действиями и устанавливаемыми в их результате отношениями.

Таможенная политика неразрывно связана с внутренней и внешней экономической политикой каждого из государств таможенного союза. Поэтому ее содержание обусловлено теми задачами расширенного воспроизводства и обеспечения экономической безопасности, которые каждое государство таможенного союза решает таможенными средствами в рамках своего национального хозяйства.

Формулирование таможенной политики таможенного союза в каждый момент времени предполагает:

1) определение и взаимное согласование целей государств союза во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран;

2) формирование стратегических подходов к формированию элементов таможенной политики, обеспечивающих достижение целей;

3) определение задач таможенной политики, обеспечивающих реализацию стратегических подходов и достижение поставленных целей;

4) выработку системы мер, обеспечивающей решение указанных задач таможенной политики.

Стратегическая цель таможенного союза состоит в повышении темпов экономического развития

и обеспечении экономической безопасности входящих в него государств. Она достигается путем обеспечения взаимодействия государств в таможенной сфере, обеспечиваемого в результате их объединения в таможенный союз. Для каждого периода времени эта цель конкретизируется путем установления перечня показателей экономического развития и экономической безопасности каждого из государств и определения их критериальных значений, которые должны быть достигнуты к определенному моменту времени.

Стратегические подходы проявляются в системе принципов формирования элементов таможенной политики, обеспечивающих достижение целей. При этом под принципами таможенной политики понимается система политических, экономических, социальных и иных приоритетов, лежащих в основе формирования, развития и функционирования того или иного таможенного союза. Например, в рамках узкого понимания таможенной политики вопросом выбора приоритетов является ориентация во внешнеторговой деятельности государств союза на преимущественно протекционистские либо либеральные принципы.

Все возможные вариации принципов таможенной политики в узком понимании варьируются между полным протекционизмом и полным либерализмом.

В рамках широкого понимания таможенной политики вопросом выбора приоритетов является ориентация на объединение государств в таможенный союз, установление и развитие условий этого объединения и распределение полномочий между государственными и надгосударственными или межгосударственными органами управления таможенного союза.

Исходя из установленных целей и принципов их достижения, задачами таможенной политики являются формирование и развитие таможенного союза и таможенное регулирование внешнеторговой деятельности государств союза с другими государствами. Для решения этих задач формируются и реализуются соответствующие меры. В рамках узкого понимания таможенной политики эти меры представляют собой различные варианты совместного применения приведенных на рис. 2 инструментов таможенной политики.

Например, в настоящее время общая тенденция складывается таким образом, что внешнеторговый оборот все в большей мере замещается международным производством. Со своей стороны создание международных производств требует привлечения иностранных инвестиций. В этих условиях таможенная политика может решать задачу содействия привлечению инвестиций. Одним из самых апробированных мировой практикой и эффективных механизмов привлечения иностранных инвестиций выступают экономические таможенные процедуры с четко очерченной и нормативно закрепленной системой льгот и требований, характерных для этих процедур.

Рис. 2. Инструменты таможенной политики

Особенность применения приведенных на рис. 2 инструментов таможенной политики состоит в необходимости их согласования для государств таможенного союза. В интересах этого согласования создаются соответствующие межгосударственные и (или) надгосударственные органы управления функционированием таможенного союза. При этом минимально необходимый для эффективного функционирования союза набор делегируемых этим органам функций включает:

— принятие единого таможенного и торгового законодательства;

— введение единого таможенного тарифа;

— техническое регулирование;

— введение и согласование количественных ограничений на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза;

— фитосанитарный контроль перемещаемых через таможенную границу товаров;

— ведение таможенно-торговой статистики;

— унификация торгового режима государств таможенного союза.

В таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана эти функции в настоящее время делегированы в Евразийской экономической комиссии.

Основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., а также с учетом вступления в силу с 1 января 2012 г. соглашений, формирующих нормативно-правовую базу Единого экономического пространства, президенты Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь 18 ноября 2011 г. приняли решение о создании первого единого регулирующего национального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства — Евразийской экономической комиссии, подписав соответствующий Договор.

Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере дальнейшей интеграции.

Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон. Также Комиссия выполняет функции депозитария международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и решений Высшего Евразийского экономического совета.

В целях эффективной реализации полномочий, переданных Комиссии в соответствии с международными договорами, формирующими Таможенный союз и Единое экономическое пространство, в структуре Комиссии предусмотрена двухуровневая система регулирования — Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. В Совет входят по одному представителю от каждой Стороны, являющемуся заместителем главы правительства.

Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов — по три представителя от каждой стороны, один из которых является председателем Коллегии Комиссии.

Проведенный анализ свидетельствует, что инструментом обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств — участников таможенных союзов является их таможенная политика. Она направлена на увеличение темпов экономического развития и обеспечение экономической безопасности государств таможенных союзов и представляет собой процесс управления созданием, развитием и функционированием этих союзов. Формирование рациональной таможенной политики представляет собой сложный процесс определения и взаимного согласования стратегических подходов и конкретных таможенных мер, обеспечивающих экономическое взаимодействие государств таможенных союзов в сфере внешней торговли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барамзин C.B. Методологические аспекты управления таможенной политикой и комплексом таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли товарами и услугами // Вестник РТА. № 1.М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2007.

2. Косенко В.П., Бойко А.П. Экономическая безопасность Российской Федерации и таможенная политика: состояние, проблемы и направления их решения // Вестник РТА. № 1 (2). М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.