Научная статья на тему 'Талыши: мифологическая картина мира этноса'

Талыши: мифологическая картина мира этноса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
773
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛЫШИ / TALYSH PEOPLE / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ETHNIC CONSCIOUSNESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / РЕЛИГИЯ / RELIGION / МИФОЛОГИЯ / MYTHOLOGY / ЛУНА / MOON / СОЛНЦЕ / SUN / КОСМОС / КАМНИ / STONES / ИСЛАМ / ISLAM / UNIVERSE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оришев Александр Борисович, Мамедов Азер Агабала Оглы

Цель статьи раскрыть особенности формирования картины мира талышей. Авторы доказывают, что мифы составляют основу культуры этого малого народа. Большое значение уделяется образам Луны и Солнца. Определяется их место в мифологии. Подробно описываются обряды, связанные с Луной, которая у талышей олицетворяет мужское начало. В талышских народных верованиях выявлены черты антропоморфизма. Они выражаются в наделении человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, а также мифических существ. Авторы показывают, что важным элементом этнического сознания талышей является культ рощ и отдельных деревьев. Для мифологической картины очень важен образ. В мифологической картине талышей, составляющей основу талышской этничности, особую роль играют символы. Раскрыта связь талышской мифологии с зороастризмом и исламом. Главный научный результат: авторы показывают, что земные процессы расцениваются талышами как результат действия божеств. Каждое божество отвечает за те или иные сферы жизни талышей. В совокупности это и составляет мифологическую картину мира талышского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALYSH PEOPLE: MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD ETHNOS

The purpose of the article to reveal the peculiarities of the world picture Talysh people. The authors argue that myths are the basis of the culture of this small nation. Great importance is attached images of the moon and sun. Determined by their place in mythology. Describes in detail the rituals associated with the moon. It embodies the masculine. In Talysh folk beliefs revealed features of anthropomorphism. They are expressed in giving human mental properties of natural phenomena, celestial bodies, animals and mythical creatures. The authors show that an important element of the Talysh ethnic consciousness is the cult of trees and individual trees. For mythological paintings are very important way. In mythological picture Talysh, Talysh forms the basis of ethnicity, a special role is played by the characters. Disclosed communication Talysh mythology with Zoroastrianism and Islam. The main scientific results: The authors show that terrestrial processes Talysh people regarded as the result of deities. Each deity is responsible for certain areas of life Talysh people. Taken together, it is a mythological picture of the world Talysh people.

Текст научной работы на тему «Талыши: мифологическая картина мира этноса»

References

1. Bakhtin M. M. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky's poetics]. Moscow, Sovetskiy pisatel' Publ. [Soviet writer Publ.], 1963. 363 p.

2. Guzhova I. V. Tselostnaya model' prazdnika kak fenomena kul'tury [Integral Model of the Festival as Phenomenon Culture]. Tomsk state Pedagogical University Bulletin. 2006, No. 7 (58), pp. 92—95.

3. Zygulski K. swieto i kultura. Warszawa, 1981. (Rus. ed.: Zhigul'skiy K. Prazdnik i kul'tura. Prazdniki starye i novye. Razmyshleniia sotsiologa [Festivals and culture. Festivals old and new. Reflections of the sociologist]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ. [Progress Tradition Publ.], 1985. 336 p.)

4. Kurbatov V. P. Festive time-space: the concept , types and species. Culture and education. electronic monthly scientific and practical journal. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1485 (accessed: 09.02.2014). (in Russian)

5. Malova E. Yu. Everyday life: the nature and subject of study in the Humanities science. ModernHight technologies. 2007, No. 7, pp. 68—71. Available at: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2473

6. Remizov V. A. sotsial'naya ehkologiya kul'tury lichnosti [social ecology of culture of the personality]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2005. 140 p.

7. Sviatitel' Feofan Zatvornik [Govorov Georgii Vasil'evich; ep. Vladimirskii i Suzdal'skii]. chto est' dukhovnaya zhizrt i kak na nee nastroitsya? [what there is a spiritual life and how on it to be adjusted?]. Klin, Khristianskaya zhizn', 2004.

8. Sokolov A. V. obshchaya teoriya sotsial'noy kommunikatsii [General theory of social communication]. St. Petersburg, Mikhaylov V. A. publisher, 2002.

9. Ukhtomskiy A. A. dominanta [dominant]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002.

ТЖаЛЫШИ: МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ЭТНОСА УДК 394.2(479+555)

А. Б. Оришев, А. А. Мамедов

Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева

Цель статьи — раскрыть особенности формирования картины мира талышей. Авторы доказывают, что мифы составляют основу культуры этого малого народа. Большое значение уделяется образам Луны и Солнца. Определяется их место в мифологии. Подробно описываются обряды, связанные с Луной, которая у талышей олицетворяет мужское начало. В талышских народных верованиях выявлены черты антропоморфизма. Они выражаются в наделении человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, а также мифических существ. Авторы показывают, что важным элементом этнического сознания талышей является культ рощ и отдельных деревьев. Для мифологической картины очень важен образ. В мифологической картине талышей, составляющей основу талышской этничности, особую роль играют символы. Раскрыта связь талышской мифологии с зороастризмом и исламом. Главный научный результат: авторы показывают, что земные процессы расцениваются талышами как результат действия божеств. Каждое божество отвечает за те или иные сферы жизни талышей. В совокупности это и составляет мифологическую картину мира талышского народа. ключевые слова: талыши, этническое сознание, культура, религия, мифология, луна, солнце, космос, камни, ислам.

ЮРИШЕВ АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ — доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. Тимирязева

ORISHEV ALEKSANDR BORISOVICH — Full Doctor of History, Head of Department of history, Education Faculty, Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

2МАМЕДОВ АЗЕР АГАБАЛА оглы — кандидат философских наук, доцент кафедры философии гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К. А. тимирязева

110 MAMEDOV AZER AGABALA ogly — Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of philosophy,

Education Faculty, Russian State Agrarian university — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

e-mail: 1Orishev71@mail.ru, 2azermamedov@mail.ru © Мамедов Азер Агабала оглы, Оришев А. Б., 2015

A. B. Orishev, A. A. Mamedov

Russian State Agrarian University — Moscow Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Timiryazevskaya str., 49, 127550, Moscow, Russian Federation

TALYSH PEOPLE: MYTHOLOGICAL PICTURE OF THE WORLD ETHNOS

The purpose of the article — to reveal the peculiarities of the world picture Talysh people. The authors argue that myths are the basis of the culture of this small nation. Great importance is attached images of the moon and sun. Determined by their place in mythology. Describes in detail the rituals associated with the moon. It embodies the masculine. In Talysh folk beliefs revealed features of anthropomorphism. They are expressed in giving human mental properties of natural phenomena, celestial bodies, animals and mythical creatures. The authors show that an important element of the Talysh ethnic consciousness is the cult of trees and individual trees. For mythological paintings are very important way. In mythological picture Talysh, Talysh forms the basis of ethnicity, a special role is played by the characters. Disclosed communication Talysh mythology with Zoroastrianism and Islam. The main scientific results: The authors show that terrestrial processes Talysh people regarded as the result of deities. Each deity is responsible for certain areas of life Talysh people. Taken together, it is a mythological picture of the world Talysh people.

Keywords: Talysh people, ethnic consciousness, culture, religion, mythology, moon, sun, universe, stones, Islam.

Талыши (самоназвание — толыши) — один из древнейших народов Южного Кавказа и Ирана. Издревле, ещё с времён Великой Мидии, населяют они юго-западный берег Каспийского моря. Как и многие другие малые народы, талыши давно потеряли свою государственность. Сейчас они, разделённые границами, отчаянно пытаются выжить, сохранить язык и культурное наследие.

В прошедшие столетия русские и европейские учёные интересовались культурой, образом жизни и религиозным самосознанием талышей, проживавших на территории как Азербайджана, так и Ирана. Их изыскания нашли отражение в многочисленных научных трудах, которые активно публиковались, начиная с середины XIX века. В их числе работы таких учёных, как А. Абдоли, Т. Байра-малибеков, Б. А. Дорн, И. Н. Березин, В. Гейгер, Л. Лопатинский, Н. Я. Марр, Б. В. Миллер, Ж. де Морган, П. Ф. Рисс, А. Ходзько, Г. Ф. Чурсин и многие другие.

Однако затем интерес к талышам угас. Так сложилось, что в настоящее время в россии практически отсутствуют работы, посвящён-ные истории и культуре этого небольшого, но мужественного народа. В Иране интерес

к талышам был подавлен ещё во времена правления Реза-шаха Пехлеви, культивировавшего в стране националистические настроения и притеснявшего малые национальности [8, с. 80].

Между тем в сложившихся в России на начало третьего тысячелетия социокультурных условиях изучение культурного многообразия малых народностей, волею судьбы частью находящихся в её составе, частью оказавшихся в сопредельных государствах, стало важнейшей задачей для историков, философов и культурологов. Особенно актуально это в отношении талышей, испытывающих сильное духовное влияние России [1, с. 28].

Человек, как заметил немецкий философ и культуролог Э. Кассирер, живёт не только в физическом, но и в символическом мире, неотъемлемой частью которого являются язык, миф, искусство и религия [12, с. 11]. Это утверждение вполне справедливо и для целых этносов, включая малые народы, к которым относятся талыши.

Основу талышской этничности составляет мифологическая картина мира, в которой особую роль играют символы. Талыши настолько погружены в мифические символы,

религиозные ритуалы, что каждый свой шаг совершают с оглядкой на них.

Мифологическое мышление талышей исходит из того, что нарушение естественного хода вещей есть следствие вмешательства внешних сил. Предки талышей, как и остальные народы на ранней стадии формирования этнического сознания, в таких природных явлениях, как, например, затмение Солнца или Луны, видели приближающееся разрушение мира. Во время затмения Луны они стучали в медную посуду и стреляли из ружей, желая освободить её путём запугивания и шума из рук тех чертей, которыми светило будто бы задержано. Эти дьяволы, как считалось, ловят Луну и погружают её в большое, глубокое озеро, находящееся на «третьем небе». Только сильный шум или выстрелы людей могли заставить их отпустить Луну на волю.

В этом плане талыши не одиноки. В мифологии европейских народов также встречаются представления о борьбе Солнца и Луны с небесными врагами. Римляне, например, бросали в воздух зажжённые факелы, трубили в трубы и ударяли в медные горшки и кастрюли, чтобы освободить Луну.

Так и у талышей: миф и язык всегда находились у них в постоянном взаимном соприкосновении: солнечные и лунные затмения, бури и грозы пытались усмирить они криками и шумами. Луна, олицетворяющая мужское начало, в древнеталышской мифологической традиции имела большое религиозное значение для понимания становления Космоса: с ней были связаны все изменения, все процессы обновления.

Солнце же, как олицетворение женского начала, открывает иной способ существования: оно не участвует в становлении мироздания. Некогда, гласит талышская легенда, Солнце и Луна были связаны узами Гименея, но поссорились между собой. Ссора, как гласит другая легенда, произошла при следующих обстоятельствах: Солнце, будучи женою Луны, исполняло все домашние работы, такие как стирка и приготовление еды. Однажды во время приготовления хлеба к жене подо-

шёл муж и стал с ней заигрывать. Жена сочла этот поступок мужа оскорбительным для себя, бросила в него тесто и убежала. Они разошлись так, что и поныне находятся в разлуке. Луна до сих пор гоняется за Солнцем, но никак не может его догнать.

Согласно древним талышским поверьям, в конце каждого месяца Луна снова рождается, находясь два дня в утробе матери; поэтому каждый месяц она то уменьшается, то снова растёт [9, с. 76].

Легенды о Луне широко распространены среди других народов Востока. Так, по представлениям китайцев, на Луне живёт трехла-пая жаба, которая слывёт бессмертной и считается перевоплощением Лунной госпожи, а на небесах живёт страшная десятиглавая птица, карающая грешников.

У талышей плодородие животных, а также растений подвластно Луне. Отношение между Луной и плодовитостью несколько усложняется вследствие появления новых религиозных «форм» — вроде Земли-матери и разных земледельческих божеств. Однако есть один аспект иерофании Луны, который является её специфическим атрибутом, сколько бы религиозных синтезов ни образовывали эти новые «формы».

Известный специалист по истории религий М. Элиаде отмечает метафизическую роль Луны, состоящую в том, что она периодически умирает, но всё лее остаётся бессмертной; для неё смерть есть отдых и возрождение, но никак не конец существования [11, с. 155]. Например, Луна «умирает», когда дьяволы ловят её и погружают в большое, глубокое озеро, находящееся на «третьем небе», но когда слышат шум и выстрелы людей, то, испугавшись, отпускают её на волю. Так Луна «воскресает». Её прерогативы — плодородие, повторяющееся создание, неисчерпаемость жизни. Бычьи рога, например, которыми принято характеризовать великие божества плодовитости, являются эмблемой божественной Великой Матери. Где бы их ни находили в неолитических культурах — то ли в иконографии, то ли как часть идолов

в форме быков — они означают присутствие Великой Богини плодородия. А рог — всегда образ новой Луны, так как напоминает полумесяц; поэтому оба рога вместе представляют два полумесяца или весь путь луны. «Лунную» судьбу и пытается человек завоевать для себя во всех обрядах, символах и мифах, что отчётливо проявляется в мифологической картине мира талышского этнического сознания [3, с. 310].

Древние талыши верили, что демоны очень боятся звука металлических предметов, а потому каждый человек, когда ему приходится идти в лес или отправляться куда-нибудь ночью, непременно должен брать с собой в дорогу нож или какую-нибудь медную вещь, чтобы избавиться от демонов, которые могут преследовать человека с целью извести его.

Ранний пласт этнического сознания талы-шей восходит к временам древнеиранского пантеона и связан преимущественно с космогоническими поверьями. Например, относительно падающих звёзд существует такое поверье, что у каждого человека есть на небе собственная звезда. Когда человек умирает, то его звезда, окончив своё существование, падает с неба на землю, а душа умершего поднимается на небо и занимает место упавшей звезды.

В талышских народных верованиях прослеживаются черты антропоморфизма, выражающиеся в наделении человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, а также мифических существ. Молния, гроза связываются с живущей на небе и враждующей с людьми старухой; разгневанная, она садится на лошадь и скачет по небу.

Уже сам факт нахождения неба наверху символизировал для талышского этнического сознания его могущественный и сакральный характер: всё, что выше человека, природного мира — сакрально. Дихотомия сакрального и профанного, надлунного и подлунного миров, характерная для античного миросозерцания, в талышском этническом сознании проявляет себя в воплощении всего святого, мощного,

трансцендентного в Небе, с одной стороны, и мирского, слабого, преходящего на земле — с другой.

Небо раскрывает себя таким, каким оно существует: бесконечным и трансцендентным. Небесный свод — это нечто, далее всего отстоящее от ничтожного человека и его крошечного срока жизни. Символизм его трансцендентности проистекает уже из одного осознания его бесконечной высоты — соответственно, эпитет «высочайший» становится атрибутом божества. Пределы вне досягаемости человека, звёздные пространства становятся местом обитания божественного правителя, трансцендентного начала, абсолютной реальности и вечности.

Таким образом, для талышского мифологического сознания подлунный мир — это не только мир перемен, но также мир страдания и «истории». Ничто в этом мире под Луной не может быть «вечным», ибо её закон — это закон становления.

Другим важным элементом этнического сознания талышей является культ рощ и отдельных деревьев. Некоторые из деревьев, например дуб и бук, талыши считали священными, способными излечивать различные заболевания или уберегать от несчастий. У подножия таких деревьев талыши зажигали свечи, оставляли деньги, веря, что сбудутся их самые сокровенные желания. Сами деревья украшались различными тканями.

Рубить ветви таких деревьев было нельзя. Нарушитель этого табу мог поплатиться за это жизнью. В литературе описаны случаи, когда смерть людей связывалась с осуществлённой ранее вырубкой ветвей священного дерева.

Священное место со священным дубом талыши называют «Оджах». Со временем в «од-жахах» талыши стали хоронить людей, и слово это стало синонимом слова «кладбище». Приходя в это место, талыши не только вспоминают умерших близких, но и поклоняются деревьям и камням, несущим печать святости.

В мифологическом сознании талышей природа и символ нераздельны. У них отсутствует

надёжный рубеж между восприятием «представляемого» и «реального», между образом и вещью. дерево производило впечатление на религиозное сознание своей сущностью и своей формой. Но эта сущность и форма стали значительными именно потому, что воздействовали на религиозное сознание, в результате чего они были «выделены», а стало быть, «обнаружили» себя. Ни феноменология, ни история религий не могут обойти факта этой нераздельной связи между природой и символизмом, которая неизбежна при наличии чутья священного.

В мифологической картине талышей, составляющей основу талышской этничности, особую роль играют символы, связывающие различные этапы эволюции этнического сознания [4, с. 87]. Культ рощ и деревьев, уходящий корнями в доиндоевропейскую эпоху, вошёл позже в зороастрийский, а с воцарением шиитской ветви ислама — и в зороастрий-ско-шиитский пласт этнического сознания, подвергая уже новую, по сути, религию трансформациям, преобразовывая её в формы, чуждые мусульманским догмам и моральным принципам [7, с. 141—142].

Интересно, что в исламе описывается духовная связь пророка Мухаммеда с деревьями. Известен случай, когда во время проповеди в подтверждение своих слов Мухаммед подозвал к себе одиноко стоявшее дерево. Бороздя землю, дерево приблизилось к пророку. Пророк спросил: «Кто я?». Дерево трижды ответило: «Воистину, ты — пророк и посланник Аллаха». Образы деревьев мы находим как в мусульманском раю, так и в аду [6, с. 95—96].

Особо примечательным в рефлексии этнического сознания талышей является «Али риз», или «след стопы имама Али». До конца XX века этот символ, повсеместно встречаемый в Талыше, был высоко ценимым объектом поклонения, который подчёркивал, как полагалось, сакральную связь человека с родом имама Али [5, с. 322]. Талыши целуют этот камень и оставляют на нём железные или бумажные деньги. Г. Ф. Чурсин, указывая

на универсальность феномена отпечатка стопы святого в разных культурных традициях, отмечает, что данная традиция является пережитком культа камней или скал [10, с. 9]. Однако, на наш взгляд, в религиозном сознании сакрализация пространства святым — оставление отпечатка стопы, следа лошади, удара копья, сабли и прочего, безусловно, нагляднее всего «проявляется» в камне. Но — в данном контексте — отнюдь не в силу сакральности камня, а в силу прочности материала, способного веками хранить наглядное «доказательство» сакрализации.

Другими словами, образ камня превращает верующего талыша в носителя символического, выводит его за пределы чувственного мира, делая его сопричастным ко всему великому, величественному. Такая черта этнического сознания вырабатывалась по ходу эволюции мифологической картины мира талышей, пройдя через уникальный опыт культивации навыков символических действий.

В поклонении «следу стопы имама Али» наличествует акт веры, без которой существование объекта поклонения теряет свой смысл. Это показывает, что не существует жёсткой границы между мифологическим и религиозным мышлением. «В развитии человеческой культуры, — пишет Э. Кассирер, — мы не можем чётко обозначить то место, где начинается религия, а где кончается миф. Во всём процессе её исторического развития религия остаётся неразрывно связанной и пронизанной мифологическими элементами» [12, р. 24].

Для мифологической картины очень важен образ: он состоит из чистых образов, представляющихся вполне объективными. В мифе «отсутствует надёжный рубеж между восприятием "представляемого" и "реального", между желанием и исполнением, между образом и вещью» [12]. В поклонении «следу стопы имама Али» («Али ризу») подчёркивается сакральная связь между верующим и обожествляемым талышским этническим сознанием шиитским имамом.

Камни в мифологическом сознании олицетворяли собой проявление силы: люди всегда поклонялись камням, поскольку те представляли нечто другое, чем они сами. Они поклонялись камням как орудиям духовного действия, как средоточию энергии, предназначенной защищать их. Для мифологического сознания они, как носители душевных сил, как знаки иных реальностей, приобретали новый смысл, поэтому с ними иначе обращались. Помимо «Али риз» в талышских «Оджахах» располагается много священных камней — объектов поклонения. Причём доисламским объектам отдаётся такое же почтение, как и исламским. Верующие после поклонения камням чувствуют облегчение, ощущают себя бодрыми и здоровыми. Такие объекты, как иерофании, олицетворяют мощь, твёрдость и постоянство, показывая тем самым абсолютный характер бытия.

Мифологическая картина мира талышско-го этнического сознания — это во многом картина мира сокрытого; в камнях, символизирующих священные для религиозного

сознания образы, мы видим олицетворение мощи праведников, мучеников за веру. Таким образом, фундаментом талышского мифологического сознания выступает некий подлунный мир — место перемен, страданий и «истории». Также в мифологической картине мира талышей выделяются следующие основные черты: поклонение деревьям, рощам как источникам жизненной силы и энергии; поклонение камням как орудиям духовного действия; выполнение ритуалов, символизирующих незыблемость божественных установлений [2, с. 300]. Важной характеристикой талышского мифологического сознания выступает демонстрация личного со-причастия значимому, сокрытому. При этом обрядовые действия направлены на процессы, гармонизирующие космический и социальный порядок, на нерушимость бытийных устоев. Земные процессы расцениваются как результат действия божеств, ответственных за те или иные сферы жизнеобеспечения. В совокупности это и составляет мифологическую картину мира талышского этноса.

Примечания

1. Мамедов А. А. Гуманистический ресурс зороастризма в современном мире // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 25—29.

2. Мамедов А. А. Зороастризм и этнокультурные традиции талышского народа // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 295—304.

3. Мамедов А. А. Картина мира талышского этнического сознания // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 4. С. 309—319.

4. Мамедов А. А. Религиозно-мифологические элементы талышского этнического сознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 5. С. 87—92.

5. Мамедов А. А. Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 3. С. 315—324.

6. Оришев А. Б. Ислам: представление о рае и аде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 10. С. 95—96.

7. Оришев А. Б. Моральные запреты в исламе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 10. С. 141—142.

8. Оришев А. Б. Особенности модернизации Ирана при Реза-шахе Пехлеви // Восток. Афро-Азиатские сообщества: история и современность. 2009. № 6. С. 80.

9. Талышские легенды / сост. А. А. Мамедов и др. Москва : URSS, 2011. 117 c.

10. Чурсин Г. Ф. Талыши (Этнографические заметки) // Известия кавказского историко-археологического общества. 1926. Т. 4. 236 с.

11. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения : пер. с англ. / отв. ред. В. Я. Петрухин. Москва : Ладо-мир, 1999. 488 с.

12. CassirerЕ. An Essay on Man: An Introduction to a Philosophy of Human Culture. New Haven: Yale U. P., 1945. P. 11.

1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 2 (64) март-апрель ^

References

1. Mamedov A. A. Gumanisticheskiy resurs zoroastrisma v sovremennom mire [Humanistic resource of Zoroastrianism in the modern world]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 1, pp. 25—29.

2. Mamedov A. A. Kartina mira talyshskogo etnicheskogo soznaniya [Picture of the world Talysh ethnic consciousness]. Sotsialno-gumanitarnyie znaniya [Socgum-Zhurnal]. 2013, No. 4. pp. 309—319.

3. Mamedov A. A. Religiozno-mifologicheskie elementy talishskogo etnicheskogo soznaniya [Religious-mythological elements of the Talysh ethnic consciousness]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 5, pp. 87—92.

4. Mamedov A. A. Rol' religioznogo sinkretizma v razvitii talyshskogo etnicheskogo soznaniya [The role of religious syncretism in the development of the Talysh ethnic consciousness]. Sotsialno-gumanitarnyie znaniya [Socgum-Zhurnal]. 2012, No. 3, pp. 315—324.

5. Orishev A. B. Islam: predstavlenie o rae i ade [Islam: the idea of heaven and hell]. International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2012, No. 10, pp. 95—96.

6. Orishev A. B. Moralnye zaprety v islame [Moral prohibitions in Islam]. International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2012, No. 10, pp. 141—142.

7. Orishev A. B. Osobennosti modernizatsii Irana pri Reza-shakhe Pekhlevi [Features of modernization of Iran under Reza Shah Pahlavi]. ORIENS. 2009, No. 6, pp. 80.

8. Mamedov A. A., compiler Talyshskie legendy [Talish legends]. Moscow, Editorial URSS, 2011. 117 p.

9. Chursin G. F. Talyshi (etnograficheskie zametki) [Talysh (Ethnographic notes)]. Izvestiya kavkazskogo istoriko-arkheologicheskogo obschestva [News Caucasian historical and archaeological society]. 1926, Vol. 4. 236 p.

10. Eliade M. Ocherki sravnitelnogo religiovedeniya [Essays in Comparative Religion]. Moscow, Ladomir Publ., 1999. 488 p.

12. Cassirer E. An Essay on Man: An Introduction to a Philosophy of Human Culture. New Haven: Yale U. P., 1945. P. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.