Научная статья на тему 'Тактики реализации стратегии создания негативного образа действительности в блогосфере'

Тактики реализации стратегии создания негативного образа действительности в блогосфере Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС / БЛОГОСФЕРА / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА / INTERNET-DISCOURSE / BLOGOSPHERE / COMMUNICATION STRATEGY / SPEECH TACTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Марина Николаевна

В статье представлен анализ толкований терминов «речевая стратегия» и «речевые тактики» в отечественной лингвистике. На материале блогов сайта «Эхо Москвы» и комментариев к ним рассматриваются особенности реализации коммуникативной стратегии создания негативного образа действительности в виде шести тактик. Показано, что реализация указанной манипулятивной стратегии ведет к формированию ненависти как социокультурного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Герасимова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS OF IMPLEMENTATION OF STRATEGY OF A NEGATIVE IMAGE OF REALITY CREATION IN THE BLOGOSPHER

In the article features of realization of communicative strategies in the blogosphere are listed; the interpretation of the terms "speech strategy" and "tactics" in Russian linguistics are examined; one of the strategies of Internet discourse the creation of a negative image of reality is considered and the tactics of its implementation are highlighted; the blogs of the website "Echo of Moscow" and comments are analyzed (submitted to content analysis).

Текст научной работы на тему «Тактики реализации стратегии создания негативного образа действительности в блогосфере»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-1-76-14 УДК 81.2

Герасимова Марина Николаевна

Аспирант, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: mngerasimoff@yandex.ru

ТАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕГАТИВНОГО ОБРАЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВБЛОГОСФЕРЕ

Аннотация. В статье представлен анализ толкований терминов «речевая стратегия» и «речевые тактики» в отечественной лингвистике. На материале блогов сайта «Эхо Москвы» и комментариев к ним рассматриваются особенности реализации коммуникативной стратегии создания негативного образа действительности в виде шести тактик. Показано, что реализация указанной манипулятив-ной стратегии ведет к формированию ненависти как социокультурного феномена.

Ключевые слова. Интернет-дискурс, блого-сфера, коммуникативная стратегия, речевая тактика.

© Герасимова М.Н., 2017

Gerasimova Marina Nikolaevna

Post-graduate student, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: mngerasimoff@yandex.ru

TACTICS OF IMPLEMENTATION OF STRATEGY OF A NEGATIVE IMAGE OF REALITY CREATION IN THE BLOGOSPHERE

Summary. In the article features of realization of communicative strategies in the blogos-phere are listed; the interpretation of the terms "speech strategy" and "tactics" in Russian linguistics are examined; one of the strategies of Internet discourse - the creation of a negative image of reality is considered and the tactics of its implementation are highlighted; the blogs of the website "Echo of Moscow" and comments are analyzed (submitted to content analysis).

Keywords. Internet-discourse, blogosphere, communication strategy, speech tactics.

Введение

Являясь открытым коммуникативным пространством, Интернет молниеносно отражает изменения, происходящие в социальном взаимодействии носителей языка. Коммуникация в Рунете (русскоязычном сегменте Интернета) - это, по сути дела, «самая подробная документальная фиксация современного состояния русского языка и зеркало основных тенденций его развития» [4, с. 6].

Блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, он-лайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Совокупность всех бло-гов Сети принято называть блогосферой. Блогосфера является средством межличностного общения в сети Интернет.

Объектом нашего исследования являются тексты русскоязычной блогосферы, а предметом - коммуникативные тактики реализации стратегии создания негативного образа действительности в интернет-коммуникации. Материал исследования - тексты блога «Эхо Москвы» и комментарии к ним.

Основная часть

В блогосфере Рунета часто наблюдается следующая тенденция: в высказывании преобладает негативная оценка, что позволяет привлечь внимание, увеличить число подписчиков. Таким образом, создание негативного образа действительности явля-

ется одной из типичных коммуникативных стратегий, реализуемых в интернет-дискурсе.

При характеристике термина «коммуникативная стратегия» в исследованиях отечественных лингвистов наблюдается направленность на реализацию прогнозируемого эффекта речевого воздействия. Коммуникативная стратегия - «обусловленные коммуникативной целью общие стереотипы построения процесса коммуникативного воздействия в зависимости от условий общения и личности коммуникантов» [7, с. 14]; «это творческая реализация коммуникативного плана построения своего речевого поведения с целью достижения общей (глобальной) языковой (неязыковой) задачи общения в речевом событии» [2, с. 79]; это «совокупность, единство коммуникативных и практических целей» [3, с. 29]. Речевые тактики рассматриваются как «способы осуществления стратегии речи» [2, с. 81], «одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии» [5, с. 122], «ближайшая задача, решаемая в рамках избранной стратегии» [1, с. 102]. Общим в рассмотренных определениях является представление о том, что речевые тактики содержат определенную схему действий, некий замысел; определенная коммуникативная стратегия реализуется в конкретной тактической схеме.

Таким образом, под стратегией создания негативного образа реальной действительности в настоящем исследовании понимается общий план комплексного речевого воздействия на адресата с целью формирования (или изменения) его картины мира (в данном случае - оценочно негативной). Коммуникативные тактики обычно трактуются как частные способы, приемы и средства реализации общего стратегического плана, или замысла.

Материалом данного исследования являются блоги сайта «Эхо Москвы». Нами были проанализированы блоги, вошедшие в топ-7 по популярности на 01.12.2016, а также первые 50 комментариев к каждому из них (далее авторы указаны в той форме, в которой они представлены на сайте):

БЛОГ 1 - Отравить и заморозить: Минздрав продвигает идею отмены горячей воды (автор - Андрей Егоров, писатель, журналист);

БЛОГ 2 - Михаил Галустян спародировал Рамзана Кадырова во время юбилейного выпуска КВН (автор - видео дня);

БЛОГ 3 - Диверсанты прорвались в центр Симферополя (автор - Алексей Горный, блогер, Крым);

БЛОГ 4 - Чеченская история России (письма президенту) (автор - Александр Минкин, журналист);

БЛОГ 5 - Честны глаза у Маслякова. Да, не смешно. И что такого? (автор -Дмитрий Быков, поэт, журналист);

БЛОГ 6 - Послание Путина: когда войны нет, сказать сразу не о чем (автор -Алексей Навальный);

БЛОГ 7 - А ты кто такой? (автор - Сергей Алексашенко, экономист)

Нами были проанализированы комментарии к блогам с точки зрения оценки информационного повода блога как в абсолютных значениях, так и в процентном отношении к общему числу комментариев к данному тексту (см. таблицу). Все блоги вызвали в большей степени негативную оценку события, а значит, можно говорить о реализации стратегии создания негативного образа действительности.

Далее в представленных текстах были проанализированы тактики реализации этой стратегии.

1. Тактика создания антиимиджевого образа (внимание сосредоточивается на негативных качествах), ср.: КВН их клуба веселых и находчивых с искрометными шутками превратился в сборище властных холуев с заранее подготовленными ре-

призами, над которыми и смеяться нет желания. Путин доволен. Скрепами надо греться, СКРЕ-ПА-МИ! Так ведь "Россия ничего не производит и ничего не экспортирует". Это же бензоколонка! Какая страна, такие и санкции! Без "бензина российского" они никак не могут, а в остальном "бензоколонка" неуязвима. Рус про это Вам и толкует. Отчего Вы его пытаете?

Таблица

Оценка блога в комментариях

Оценка

Блог нейтральная негативная позитивная

Абс. % Абс. % Абс. %

1 2 4 48 96 0 0

2 3 6 38 76 9 18

3 1 2 37 74 12 24

4 1 2 36 72 13 26

5 0 0 39 78 11 22

6 0 0 48 96 2 4

7 2 4 48 86 0 0

Всего 9 2,5 294 84 47 13,5

2. Тактика создания дискредитирующего контекста (жизненные ситуации описываются так, чтобы подчеркнуть негативные факторы), ср.: Вспомнил Кым Чен Ына

на концерте окруженного девушками. Как же противно... когда холоп изображает критику барина. За такую критику не убьют, и "ноги не поламают", а наградят ... крепостными. Сравните с тем, как изображают того же Порошенко на 95-м канале. И сразу станет понятно, почему "Украина - не Россия ". Берите с собой гипс и бинты. Щели между этой плиткой засыпят просто песком. Попадание каблуком и его сворачивание, как и лодыжки гарантировано. 21 век, Россия - лечение кораном, в школах урок божий, а на ТВ танцуют все!

3. Тактика невыгодного сопоставления (персоналии сопоставляются с целью дискредитации одного персонажа посредством презентации другого), ср.: Российская - еле дышит после падения цен на нефть, а большинство мировой живет себе поживает и товарища путина, как и всех остальных ким чен инов и мадур, ни о чем не спрашивает. Журналист устроил бурю в стакане теплой воды. гумманитарий чего с него взять. и глаза такие добрые, как у Ленина в 17-ом.

4. Тактика разоблачения (раскрываются истинные намерения), ср.: Не знали наши мамы, не знали наши папы, Что слово "находчивый " может и нехило и кормить. Правил текст Песков, обкатывали на Жирике, тот все время ржал. Решили, что нормально. С Кавказским Доктором тоже согласовали, тот сказал, что потерпит эти шутки до 2018 года, а потом будет смеяться. Глядя на КВН 60-х и представить себе не мог, что Маслюков превратится в ТВ-долгожителя. В этакого скромного "властителя дум"российских! Тихой сапой оккупировал все каналы ходульными куплетистами из своей "конюшни. Платон им друг, но доллары дороже. да причем тут бактерии аообще? Тут хитрость в другом: человек ведь не пользуется только горячей, а разбавляет ее. И чем ниже температура, тем больше открыт кран с горячей, тем больше с людей будут брать с дорогого "красного" счетчика. Так что дело тупо в бабле.

5. Тактика «перекручивания» (автор трактует имевший место факт так, чтобы интерпретировать / реинтерпретировать тему в нужном ключе, ср.: Да конечно. Га-лустян хороший актер. Только пародировать надо было на коньках в тюремной ро-

бе и младшего брата и старшего. Ну ты при этой пародии забился под стол и выключил телевизор. Ах-ть! Просто "анархия" какая-то! Самого Кадырова спародировали... При цене 80 долларов за баррель мировая экономика рухнет. В.В. Путин. Умный человек, ни разу не идиот. Нам братцы срочно нужна поддержка! Нас окружили, нас бомбят, но мы не сдаемся. Так и передайте друзьям и близким, если что со мной случится - «Он до последней клавиши своего Макбука бился с крымским жульем и бандитами))))».

6. Тактика отказа от оправдательных формулировок и компромиссных оценок (автор настаивает на использовании однозначных формулировок и жестких оценок), ср.: Ну и что острого, подцензурного в глазах Окадэмика и его кремлевского аллаха, сказал Галустян. Поинтересовался бы каково убивать русских с 16 лет, убивать женщин-журналистов, или делать подарок шефу на день спецопераций, подло расстреляв в самом центре Москвы надежду и будущее демократической, свободной, процветающей России, личного врага Путина, Бориса Немцова. Ой как смешно! Лакейский "юмор" для недалеких! Не устаю повторять: кремлевские упыри не дадут спокойной жизни простому народу. У упырей проще - в коттедже сам установил температуру и "по барабану". Уверен - в кремле враги!

Тактики создания антиимиджевого образа и дискредитирующего контекста, невыгодного сопоставления, разоблачения и отказа от оправдательных оценок в полной мере способствуют реализации стратегии создания негативного образа.

Особенностью комментариев к блогам является то, что тактики, реализованные блогером, реализуются и комментаторами. Анализ комментариев к блогам (см. таблицу) также показал, что все блоги, вне зависимости от автора текста и тематики, вызывают не только негативную оценку темы и содержания высказывания, личности автора, но и негативную оценку комментариев, личности комментаторов. Эти негативные оценки, как снежная лавина, множатся и перерастают в ненависть.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» ненависть характеризуется как «интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность, озлобленность по отношению к кому- или чему-либо. Характеризуется следующими основными признаками: а) страстным желанием и упорными попытками причинять как можно больший вред, ущерб объекту ненависти; б) злорадством, удовольствием от неудач, страдания или разрушения объекта ненависти; в) мстительностью, неспособностью прощать, проявлять снисходительность, великодушие» [6]. Все эти признаки представлены в комментариях к блогам. Типичным в этом смысле является такой диалог в комментариях:

serge_ivanoff28 ноября 2016 | 11:35

Бт59: Нам не интересно, варитесь в своей Хохляндии сами. wtia_uz28 ноября 2016 | 11:56

serge_ivanoff: Да вы тоже валяйтесь пьяные под заборами в лужах собственной блевотины. Только вот к нам не лезьте, и тогда вы нас совершенно интересовать не будете. ^гиха_аапко_28 ноября 2016 | 12:25 wtia_uz: хохол, чего такой мудрый wtia_uz28 ноября 2016 | 12:28

ctaruxa_danko_: // хохол, чего такой мудрый? // Пацак, тебе это не дано понять по причине лишней хромосомы и единственной извилины. Иди лучше учи скрепы, сегодня утром вам новых набросали.

Выводы

Таким образом, создание негативного образа действительности является манипу-лятивной стратегией, характеризующейся определенной степенью закрытости, формированием иллюзий, психологическим воздействием на сознание с целью формирования тех или иных убеждений или предпочтений. Реализация стратегии создания негативного образа действительности ведет к формированию ненависти как социокультурного феномена, имеющего ярко выраженный деструктивный характер, ведущего к разобщению людей, к созданию ситуации в обществе «все против всех».

Литература

1. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в дискурсивном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры / под ред. Т.В. Матвеевой. Екатеринбург: АРГО, 1996.

2. Дзюба Е.В. Образ политика в биографической публицистике Р.А. Медведева: Коммуникативные стратегии и тактики // Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления: материалы Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 27.11.2015). Екатеринбург, 2015. С. 79-83.

3. Городецкий Б.Ю. От лингвистики текста - к лингвистике общения // Язык и социальное познание. М.: Изд. АН СССР, 1990.

4. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / Под ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиной. М.: ФЛИНТА, Наука, 2012.

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

6. Ненависть // Большая энциклопедия по психиатрии. URL: М1р://%'%'%г.вокабула.рф (дата обращения: 01.12.2016).

7. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.

References

1. Borisova I.N. Diskursivnye strategii v dis- kursivnom dialoge [Discourse strategies in discursive dialogue]. Russkaja razgovor- naia rech' kak iavlenie gorodskoi kul'tury /pod red. T. V. Matveevoi [Russian colloquial speech as a phenomenon of urban culture / ed. TV Matveeva/]. Ekaterinburg : ARGO, 1996.

2. Dziuba E.V. Obraz politika v biograficheskoi publicistike R.A. Medvedeva: Kommunikativ-nye strategii i taktiki)) [The image of the politician in the biographical journalism RA Medvedev: Communicative strategy and tactics]. Politicheskaia lingvistika: problematika, metodologiia, aspekty issledovaniia i perspektivy razvitiia nauchnogo napravleniia: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (Ekaterinburg, 27.11.2015) [Political linguistics: problems, methodology, research aspects and prospects of the development of scientific areas: Materials Intern. scientific. Conf. (Ekaterinburg, 11.27.2015)]. Ekaterinburg, 2015, рр.79-83.

3. Gorodeckii B.JU. Ot lingvistiki teksta - k lingvistike obshheniia [From text linguistics - linguistics communication]. Iazyk i social'noepoznanie [Language and social cognition]. Moscow: Izd. AN SSSR, 1990.

4. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi [Communicative strategy and tactics of the Russian language]. Omsk, 1999.

5. Internet-kommunikaciia kak novaia rechevaia formaciia / Pod red. T.N. Kolokol'cevoi, O.V. Lutovinoi [Internet communication as a new speech formation ; Ed. TN Kolokoltseva, OV Lutovi-nov]. Moscow: FLINTA, Nauka, 2012.

6. Sternin I.A. Vvedenie v rechevoe vozdeistvie [Introduction speech influence]. Voronezh, 2001.

Герасимова М.Н. Тактики реализации стратегии создания негативного образа действительности в блогосфере // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1. С. 101-105.

For citation: Gerasimova M.N. Tactics of implementation of strategy of a negative image of reality creation in the blogosphere. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 1, pp. 101105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.