Научная статья на тему 'Тактика защиты в волейболе: анализ результатов педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров'

Тактика защиты в волейболе: анализ результатов педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
800
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРЕНЕРСКОЙ РАБОТЫ / EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL TRAINER'S WORK / VOLLEYBALL / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Лобанов А. А., Демидкина И. А., Шиховцов Ю. В.

Представлен анализ технико-тактических действий, используемых волейболистками высокой квалификации в условиях соревнований. Учет данной информации в учебно-тренировочном процессе способствует повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Лобанов А. А., Демидкина И. А., Шиховцов Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Defence tactic in volleyball: the analysis of the results of the pedagogic supervising. The competitive activity of the volleyball players

The article analyses the technical and tactical actions that are used by volleyball players of high qualification during the competition. Taking into account this information in the studying and training process contributes to the increase of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Тактика защиты в волейболе: анализ результатов педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров»

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОЛЕЙБОЛИСТОК-МАСТЕРОВ

А.А. Лобанов, И.А. Демидкина

Кафедра физического воспитания Самарский государственный архитектурно-строительный университет ул. Молодогвардейская, 194, Самара, Россия, 443001

Ю.В. Шиховцов

Кафедра физического воспитания Самарский государственный экономический университет ул. Советской Армии, 141а, Самара, Россия, 443090

Представлен анализ технико-тактических действий, используемых волейболистками высокой квалификации в условиях соревнований. Учет данной информации в учебно-тренировочном процессе способствует повышению его эффективности.

Ключевые слова: волейбол, учебно-тренировочный процесс, эффективность педагогической тренерской работы.

На современном этапе развития волейбола наблюдается тенденция опережающего роста тактического мастерства нападающих игроков по сравнению с совершенствованием тактики защиты. Это касается всех видов защитных действий: приема нападающих ударов, блокирования, приема подачи, страховки нападающего игрока.

Создавшееся в теории и практике волейбола противоречие между современным состоянием проблемы совершенствования тактики защиты и практической потребностью ее разрешения требует поиска новых путей, средств и методов оптимизации защитных действий волейболистов при отражении атак соперника.

Суть защитных действий в волейболе заключается в стремлении игроков защитить свою площадку от попадания в нее мячом, направленным атакующим соперником. Отличительной особенностью игры в защите является то, что если в нападении действия спортсменов хотя бы в известной мере запрограммированы, то в защите волейболистам приходится определить, какой «ход» предпримет противник, и в соответствии с этим избрать наиболее эффективный способ защитного действия. Положение защитника усугубляется тем, что выбор оптимального решения происходит в условиях жесткого лимита времени. Согласно нашим исследованиям, длительность фазы развития атаки (от приема подачи до нападающего удара) колеблется в пределах 1,29—1,88 с. Принятие же окончательного решения о выборе места на площадке для приема мяча и способе защитного действия осуществляется в крайне лимитированный отрезок времени — в период фазы полета мяча после удара, который достаточно скоротечен и, при атаках в наиболее поражаемые участки площадки, не превышает 0,32 с. Обусловлен-

ность действий обороняющегося игрока действиями атакующего соперника, а также необходимость принимать решения при временном дефиците предполагает необходимость рассмотрения защитных действий в комплексе с нападающими.

В данной связи одной из задач проведенного нами исследования являлось изучение особенностей тактико-технической деятельности волейболисток в нападении и защите в соревновательных условиях.

Результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью. Статистические данные были получены в процессе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток высокой квалификации на играх Чемпионатов и Кубков России, а также на соревнованиях студенческих команд г. Самары в 2001—2007 гг.

Для анализа тактической деятельности волейболисток использовались методики, предложенные М.Е. Амалиным (в соавт., 1980), А.С. Егоровым (в соавт., 1983), А.С. Фурмановым (1983) и др. При этом регистрировались следующие параметры:

1) виды используемых тактических систем при игре в защите;

2) характер блокирования нападающих ударов соперника;

3) разновидности передач для выполнения нападающих ударов;

4) разновидности нападающих ударов;

5) траектория полета мяча, летящего после нападающего удара.

Наблюдения за тактико-технической деятельностью волейболисток команд

мастеров в условиях соревнований показали, что атакующая команда в волейбольной встрече выполняет около 200 нападающих ударов, количество которых варьируется в широкой степени и зависит от мастерства команд и соотношения сил в конкретном спортивном поединке. Однако обороняющимся игрокам команд мастеров при игре в защите приходится принимать только 75% из всех нападающих ударов, так как часть из них (25%) осуществляется в блок, в сетку, в аут или с техническими ошибками. Эффективность защитных действий при приеме нападающих ударов колеблется в пределах 30,0—42,7% и зависит от зоны атаки, характера блокирования и др. Нападающие удары в условиях соревнований выполняются с разных по высоте передач: высоких (выше 2 м над сеткой), средних (1—2 м) и низких (до 1 м) (Л.Н. Слупский, 1984). Необходимо отметить, что наименьшая эффективность защитных действий (30,0%) приходится на прием нападающих ударов, выполненных с низких передач. Число таких передач равно 28,0%. Основная же часть нападающих ударов выполняется с высоких (39,6%) и средних (32,4%) передач. В студенческих командах технических погрешностей при выполнении нападающих ударов больше, чем в командах мастеров, и, соответственно, количество мячей, перелетающих через сетку и представляющих угрозу для защитников, меньше — 67,3%. Подавляющее большинство нападающих ударов игроки студенческих команд производят с высоких передач (54,0%), вдвое меньше — со средних (27,8%) и только в 18,2% случаев пытаются ускорить развитие атаки за счет использования низких передач.

Принимая во внимание зависимость качества завершения атак от характера выполненной на удар передачи, мы проанализировали все передачи с точки зре-

ния их удаленности от сетки. Определено, что как в командах высокого класса, так и в студенческих большинство нападающих ударов выполняется с близких к сетке передач (94,8 и 89,3%). Атаки с отдаленных от сетки передач (далее 1 м) встречаются гораздо реже (5,2 и 10,7%) и являются, как правило, следствием технического несовершенства при выполнении передач для нападающих ударов. Вместе с тем полученные данные об эффективности защитных действий при отражении атак с различных по удаленности от сетки передач свидетельствуют о том, что нападающие удары с близких к сетке передач принимаются с меньшей результативностью — 40,4%, чем с отдаленных от сетки передач, когда успешность отражения атак равна 72,4%.

В прямой зависимости от характера передачи для нападающих ударов находится характер блокирования. При атаках соперника с высоких и средних передач высококвалифицированные волейболистки успевают организовать двойной блок в 56,5% случаев. При низких, скоростных передачах атаки осуществляются при одиночном блокировании (27,9%) и без блока (7,4%). Атаки против тройного блока встречаются в 8,2% случаев. Противоборство атакам с отдаленных от сетки передач осуществляется, как правило, при помощи одиночного блокирования (87,5%). Наиболее успешно защита в поле организуется в ситуациях с групповым блоком: при тройном — эффективность защитных действий равна 50,4%, при двойном — 39,9%. Результативность приема нападающих ударов при одиночном блокировании снижается до 36,2%. Атаки без блока заканчиваются не встречая существенного противоборства со стороны игроков защищающейся команды. Эффективность защиты составляет 12,3%. Студентки при организации защитных действий на сетке применяют: тройной блок — 0,6% (эффективность защиты равна 48,0%), двойной блок — 52,9% (37,0%), одиночный блок — 38,8% (33,6%). Ситуация без блока встречается в 7,7% случаев при результативности защитных действий, равной 10,8%.

Во время наблюдений фиксировалась частота использования атакующими игроками различных зон атаки. Команды высокой квалификации завершают атаки из всех трех зон, причем наиболее часто волейболистки атакуют из зоны 4 — 43,7%. Частота атак из зон 2 и 3 меньше и равна соответственно 26,5 и 29,8%. Игрокам студенческих команд чаще приходится защищаться также против атак из зоны 4, но процент атак из этой зоны у них более высокий — 58,9%; из зоны 2 — 25,6%; из зоны 3 — 15,5%. Такое неравномерное распределение зон атаки у студентов связано с низким качеством приема подачи и технической неточностью при реализации так называемых «доигровочных» ситуаций (В.Г. Суздаль в соавт., 1973). Результативность приема нападающих ударов, выполненных из разных зон, равна: при атаке из зоны 2 — 36,7%, из зоны 3 — 40,0%, из зоны 4 — 37,4%. В студенческих командах эффективность защитных действий, соответственно, составляет: 35,4%, 34,4% и 36,2%.

Сложность ведения защитных действий в поле усугубляется тем, что защитнику нередко приходится принимать мячи, отскочившие при нападающих ударах от рук блокирующих игроков. Анализ результатов стенографической и видеозапи-

сей игр женских команд показал, что мяч изменяет первоначальную траекторию полета при касании рук блокирующих в 19,1% случаев. При этом следует отметить высокую эффективность приема таких мячей — 67,8%. Это объясняется тем, что при касании рук блокирующих происходит значительное погашение скорости полета мяча: длительность фазы нахождения его в воздухе увеличивается, и игрок, в большинстве случаев, успевает переместиться к предполагаемому направлению полета мяча и качественно осуществить его прием. В то же время количество мячей, перелетающих через сетку при атаках соперника без касания мячом блока, а значит, без изменения траектории полета мяча, достаточно велико — 80,9%, при низкой эффективности их приема — 35,4%.

В процессе соревнований волейболисткам приходится принимать различные по силе и направлению нападающие удары. Мы классифицировали все нападающие удары следующим образом: сильные (скоростные) нападающие удары; нападающие удары с переводом; медленные (слабые, обманные) нападающие удары. Частота использования разновидностей нападающих ударов атакующими игроками различной квалификации и показатели эффективности их приема представлены в таблице.

Таблица

Частота использования разновидностей нападающих ударов волейболистками различной квалификации и показатели эффективности их приема, %

Зона атаки Характер Разновидность нападающих ударов

блокирования сильные с переводом обманные

Квалификация волейболисток

мастер 1 разряд мастер 1 разряд мастер 1 разряд

спорта спорта спорта

2 Двойное 42,1 56,0 38,9 29,4 19,0 14,6

35,0 33,8 38,3 39,4 42,7 40,1

Одиночное 54,6 60,1 30,4 27,3 15,0 12,5

30,0 31,9 34,5 30,6 40,0 37,3

3 Двойное 26,6 46,1 45,4 33,4 20,6 20,5

38,6 31,0 41,4 36,1 42,3 38,6

Одиночное 40,0 50,4 42,3 29,8 17,7 15,6

34,2 30,1 39,6 34,2 41,8 36,4

4 Двойное 45,7 60,0 37,5 27,3 16,8 12,7

37,0 36,1 39,2 38,2 42,3 38,1

Одиночное 58,6 64,0 28,2 27,2 13,2 8,8

32,0 30,3 36,1 34,4 37,8 35,1

Примечание. В числителе указана частота использования разновидностей нападающих ударов, а в знаменателе — эффективность приема нападающих ударов.

Данные, полученные в результате наблюдений, позволяют констатировать: при ведении наступательных действий волейболистки в большинстве случаев применяют сильные нападающие удары (мастера — 45,4%, разрядницы — 53,6%) и реже — нападающие удары с переводом по горизонтали или по вертикали (соответственно, 37,4 и 30,8%). При организации атак наблюдается более рациональное соотношение различных по силе и направлению нападающих ударов у спортсменок-мастеров по сравнению со спортсменками-разрядницами, что делает их игру в нападении более разнообразной.

При изучении частоты использования разновидностей нападающих ударов, выполненных из различных зон атаки, установлено, что нападающие удары с переводом чаще применяются при завершении атак из зоны 3. Волейболистки команд мастеров отдают им предпочтение в 43,8% случаев, тогда как сильные нападающие удары в этой зоне выполняются в 34,2% ситуации. Студентки также используют нападающие удары с переводом в зоне 3 чаще (31,6%), чем в других зонах, однако у них в этой зоне преобладают сильные нападающие удары (48,3%).

Отмечая более гибкую игру в нападении у волейболисток высокой квалификации, необходимо подчеркнуть, что они чаще, чем спортсменки-разрядницы, используют слабые, обманные нападающие удары (17,2 и 14,1%). Распределение их по зонам атаки неравномерное и выглядит следующим образом: чаще всего волейболистки-мастера завершают атаки при помощи обманных нападающих ударов из зоны 3 — 20,1%, затем — из зоны 2 — 15,0% и, наконец, из зоны 4 — 11,9%. В студенческих командах наблюдается аналогичная закономерность распределения данного вида нападающих ударов по зонам, но показатели частоты использования ниже, чем у спортсменок высокой квалификации: из зоны 3 — 18,1%, из зоны 2 — 13,6% и из зоны 4 — 10,8%.

Резюмируя результаты педагогических наблюдений за тактико-техническими действиями волейболисток различной квалификации в условиях соревновательной деятельности, следует подчеркнуть, что имеющийся в арсенале нападающих игроков широкий диапазон средств завершения атаки используется ими нерационально: атаки в большинстве случаев ведутся из зоны 4 с высоких и средних близких к сетке передач с применением сильных нападающих ударов «по ходу». Нападающие игроки женских команд завершают атаки только прямым нападающим ударом, боковой нападающий удар практически не применяется ни в командах мастеров, ни в студенческих. Атакующие игроки различной квалификации не в состоянии создать численного превосходства для атаки без блока. Применение тройного блокирования при противоборстве с нападающим соперником можно признать нецелесообразным по той причине, что при его использовании увеличиваются размеры зон, защищаемых игроками в поле (до 27 м2).

Обобщая материал, полученный в результате педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью, представляется выделить шесть типовых игровых ситуаций, возникающих в ходе волейбольных встреч. К ним следует игровые ситуации, в которых защитные действия организуются против атак соперника из зон 2, 3, 4 при помощи одиночного и двойного блока с использованием тактической системы трех защитников.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бейшеналиев З. Выявление факторов индивидуальной тактической деятельности волейболистов при игре в защите: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1987.

[2] Егоров А. С. Анализ технико-тактической подготовленности с помощью видеотехники // Хоккей: ежегодник. — М., 1983.

[3] Колеманова И.В. Технология формирования навыков приема подачи у квалифицированных волейболисток на основе выбора рациональных тактических действий: Дисс. ... канд. пед. наук. — Смоленск, 2003.

DEFENCE TACTIC IN VOLLEYBALL: THE ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE PEDAGOGIC SUPERVISING THE COMPETITIVE ACTIVITY OF THE VOLLEYBALL PLAYERS

A.A. Lobanov, I.A. Demidkina

Department of Physical training Samara State University of Architecture

Molodogvardeyskaya str., 194, Samara, Russia, 443001

Y.V. Shikhovtsov

Department of Physical training Samara State University of Economics Sovetskoi Armii str., 141a, Samara, Russia, 443090

The article analyses the technical and tactical actions that are used by volleyball players of high qualification during the competition. Taking into account this information in the studying and training process contributes to the increase of its effectiveness.

Key words: volleyball, training process, efficiency of pedagogical trainer's work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.