Научная статья на тему 'Таксономия направлений диверсификации программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий'

Таксономия направлений диверсификации программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубарева Елена Васильевна, Сухомлин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таксономия направлений диверсификации программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий»

Зубарева Е.В.,

с.н.с., факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

andropovamsu@gmail.com

Сухомлин В.А.

д-р т. н., профессор, факультет ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

sukhomlin@mail.ru

Таксономия направлений диверсификации программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий

Введение

Целью настоящей работы является анализ и классификация методов диверсификации основных образовательных программ на основе стандартов куррикулумов организаций ACM и IEEE для дисциплины компьютинг (Computing), а также стандартов Инициативы CDIO.

1. Характерные свойства куррикулумов компьютинга

В работе [1] показано, что процесс международной стандартизации в сфере подготовки профессиональных кадров для области ИТ (ИТ-профессионалов) осуществляется в рамках академического направления, названного дисциплиной Компьютинг и идет по пути создания и непрерывной актуализации целостной системы стандартов куррикулумов, охватывающей все основные профили подготовки, а также уровни подготовки (двухлетнее обучение в колледжах, бакалаврское и магистерское обучение). При этом под систему куррикулумов подведена единая архитектурная модель и единая методология, определенные в руководстве СС2005 [2].

Основное содержание куррикулумов составляет описание актуальных объемов знаний для обучения соответствующим профилям подготовки, а также описание методик построения учебных программ, совместимых по выделенным из общего объема обязательным знаниям (ядру объема знаний). Как уже отмечалось, вся современная система куррикулумов построена на единой методологической основе. К характерным свойствам куррикулумов следует отнести [1]:

- знание-ориентированность - спецификация структуры и собственно объемов знаний (body of knowledge) по профилям подготовки (до уровня тем/подтем) является основным содержанием любого куррикулума;

- единый способ структурирования и представления объемов знаний в виде трех-четырех-уровневой иерархической структуры - на верхнем уровне иерархии располагаются предметные области (areas) - самые крупные части объема знаний, которые подразделяются на разделы или модули знаний (units), последние в свою очередь разбиваются на темы

(topics), в некоторых случаях темы делятся на подтемы (subtopics);

- концепция ядра - выделение в объемах знаний минимально необходимого образовательного содержания, реализация которого во всех учебных программах обеспечивает единство образовательного пространства, мобильность учащихся в рамках профиля или всего направления, гарантию качественности базовой подготовки;

- четкая спецификация профессиональных характеристик профилей, системы целей обучения, итоговых профессиональных характеристик выпускников;

- наличие рекомендаций методического характера по диверсификации программ подготовки, составлению учебных планов, компоновки курсов из модулей знаний в соответствии с выбранной педагогической стратегией реализации учебной программы, организации профессиональной практики, реализации процессов обучения;

- включение описаний учебных курсов и пакетов курсов для различных педагогических стратегий реализации куррикулумов.

В данной работе акцентируется внимание на одном аспекте технологии куррикулумов - педагогических решениях (называемых в куррикулумах педагогическими стратегиями), используемых для целей диверсификации учебных программ, в частности для поддержки многопрофильности, многотрековости учебных программ, их адаптации в рамках единой методологической платформы к быстро меняющимся потребностям науки и практики в кадрах в области ИТ, одной из самых динамичных областей нынешнего столетия.

2. Таксономия педагогических стратегий куррикулумов компьютинга

Анализ системы куррикулумов дисциплины "Computing" (в качестве эквивалента часто будем использовать термин «область ИТ»), позволяет предложить следующую рабочую (не претендующую на полноту) классификацию предлагаемых педагогических стратегий куррикулумов компьютинга (ПСК):

1) профилизация на уровне объемов знаний (определение базовых профилей или поддисциплин компьютинга);

2) комплексирование объемов знаний разных профилей;

3) конфигурирование модулей объема знаний для построения треков профессиональной подготовки;

4) стратегии покрытия ядра и реализации цикла основных курсов на основе образовательных парадигм и учебно-технологических подходов;

5) специализация по научно-прикладным направлениям;

6) специализация по предметным областям соответствующих объемов знаний;

7) комбинированные способы диверсификации учебных программ. Рассмотрим данные ПСК подробнее.

3. Профилизация на уровне объемов знаний

Данный вид диверсификации учебных программ компьютинга можно отнести к педагогическим стратегиям высшего уровня, применяемым в случае формирования новых поддисциплин компьютинга, называемых также в работе [1] базовыми профилями. В данном случае новые ветви подготовки ИТ-кадров формируются посредством разработки новых самостоятельных объемов знаний и соответствующих им куррикулумов на методологической платформе CC2005. В современной системе стандартов куррикулумов определены следующие базовые профили или поддисциплины компьютинга:

- вычислительная техника (computer engineering - CE),

- компьютерные науки (computer science - CS,

- информационные системы (information systems - IS),

- программная инженерия (software engineering - SE),

- системы информационных технологий (information technology - IT).

Описание архитектуры системы куррикулумов - предмет руководства

CC2005, в котором определены состав и основные характеристики базовых профилей, а также различия между ними. При этом используются три способа описания. В первом случае для каждого профиля определяются его назначение и основные виды деятельности, ожидаемые выпускников. Второй способ использует графический метод для характеристики областей деятельности выпускников каждого профиля на основе модели пространства задач в области компьютинга. Этот метод позволяет сравнивать профили ИТ-профессии на качественном уровне. Для более детального описания профилей (и их различий) применяется сравнительный анализ базовых профилей по тематическому содержанию и глубины профессиональной подготовки с помощью шкалированной табличной формы (сравнение осуществляется по векторам из 40 критических для ИТ-профессионала технологий/тем с использованием метода Блума для оценки уровня знаний).

В случае применения рассматриваемого метода диверсификации, т.е. случая разработки нового профиля компьютинга, необходима разработка собственного куррикулума, содержащего описания целей и ожидаемых результатов подготовки по данному профилю, соответствующий объем знаний в виде иерархической структуры - areas-units-topics-subtopics, описание педагогических аспектов реализации данного куррикулума, подробное описание модулей и тем.

4. Комплексирование объемов знаний разных профилей

Данный подход рассматривается как один из возможных при

реализации куррикулума для подготовки бакалавров по программной инженерии - Software Engineering 2004 (SE2004) [3]. Основанием для его применения служит тот факт, что профили SE (программная инженерия) и компьютерные науки или информатика (CS) имеют много общего, особенно на уровне вводных курсов. Поэтому и предлагается комбинированный

подход построения учебных программ подготовки бакалавров по профилю SE на основе вводных курсов куррикулума CCCS2001 [4]. По статистике программы бакалавриата программной инженерии почти в половине случаев реализуются на факультетах компьютерных наук или информатики, поэтому данный подход может оказаться весьма полезным для таких факультетов при реализации обоих профилей одновременно.

В отечественной образовательной практике аналогичное решении было осуществлено командой профессора А.Н. Терехова из СПбГУ [5], реализовавшего куррикулум SE2004 в рамках направления 511900 «Информационные технологии» [6], обязательный объем знаний, которого был идентичен ядру куррикулума CCCS.

Тщательно разработанная и хорошо структурированная модель объемов знаний профилей компьютинга, дает большие возможности для комбинирования модулями знаний при организации многопрофильного обучения.

5. Конфигурирование модулей объема знаний для построения треков профессиональной подготовки

Данный метод нашел свое применение в куррикулуме профиля Информационные системы, а точнее в двух технически эквивалентных руководствах: Information Systems 2010 (IS2010), а также в его эквиваленте, реализованном в виде Wiki-ресурса - IS Curriculum Wiki [7].

О гибкости такого решения говорит тот факт, что на основе одного куррикулуам в компактном и наглядном виде удалось описать образовательные треки для подготовки бакалавров информационных систем со специализацией по 17 профессиональным позициям. Его реализация осуществляется следующим образом.

Объем знаний профиля IS строится из двух категорий курсов: -основных курсов или курсов ядра (core courses) и факультативных курсов или курсов по выбору (electives). Первые содержат знания, необходимые для всех треков профессиональной подготовки, а вторые - модули знаний, из которых строятся треки профессиональной подготовки.

Структура знаний включает в себя семь основных курсов: Основы Информационных систем, Управление данными и информацией, Архитектура предприятия, Управление проектами, ИТ-инфраструктуры, Системный анализ и проектирование, Стратегия, управление и приобретение информационных систем.

Указанный в куррикулуме примерный список дополнительных курсов включает следующие курсы: Разработка приложений, Менеджмент бизнес-процессов, Корпоративные системы, Введение в человеко-машинное взаимодействие, Аудит и управление в ИТ, ИС-инновации и новые технологии, ИТ-безопасность, ИТ-безопасность и управление рисками. Факультативные курсы и рассматриваются в качестве основных строительных блоков для построения треков профессиональной подготовки на фундаменте из базовых курсов.

Основным инструментом диверсификации программ служит таблица-конфигуратор, представляющая структуру объема знаний профиля Она иллюстрируется на рис. 1. В таблице строкам

соответствуют основные и факультативные курсы, а столбцам - треки специализации. На пересечение строк и столбцов таблицы ставится черный или белый кружок, или клетка ничего не содержит. В случае черного кружка считается, что курс должен читаться в полном объеме, в случае белого - возможно не полное покрытие тем курса. В случае отсутствия в клетке кружка, соответствующий курс не включается в программу данного трека.

Structure of the IS Model Curriculum:!information Systems specific courses

Career Track; Л в с D Е F н |Е | к _ ГЛ N О р Q 11 A = Application Developer

Core IS Courses: 1 II B = Business Analyst

FourKJatbris oF IS • • • • • • • • • • • • • • • • • II C Business Process Analyst

Enterprise Architecture О • о о о • о о о О • о 0 о • о О Ii D - Database Administrator

l&Sirategy. Manaflemcru a14a Acouisitor О • о о о • о о • о • о 0 о • о о II E - Database Analyst

Data arxi Information Mana^eirwini • о о • • о о • • о • о • о о о о III F = e-Business Manager

Syslörrs ЛлаГ/sis & Design • • • о о о • о о о о о 0 о • • • III G = EflP Specialist

П" Infrastructure О О о • о о о • • • о о • • о о О III H ■ information Ainftipg and Compliance Specisfel

tT Preiwt Мапэдептеп! • о о о о • о о о о • о 0 о • • • 1.1 1 - it Architect

ill J h IT Asset ¡Marvag«er

Elective FS Courses: II K - IT Consultant

Aapfcatön Devcbpmefit • о о о о о о о о о о о 0 о о • • II L = IT Operations Manager

tijs^ess Process Managentcrtt • • о о о о • о II M = IT Security and flrsk Manager

ColktborathiG Commuting о о о III N = Network Administrator

Data Mining J Bus»riäs Intclraence • • • о о о • о о 0 о о о II 0 = Project Manager

Enterprise Syslcrrs • • о о о • • о • • 0 о II P - User Interface Designer

Hunrian-CtKnouler Fnteiactbn • о о о • II Q - Web Content Manager

In for mat on Scarce агщ Retrieval о о • О •

FT Audit and Controls о • о о о о • • о о о о о

FT Securijr and RisF; Management о о о о о • • о о • • о о

Kno-ivleiijc Manaaerranit • о о о о

Social tnforrrates о о

Key:

® - SFgraifiearn ConmraQC О _ Sotro Coverage Blani Col a Not Required

Рис. 1. Модель куррикулума IS - конфигуратор образовательных

траекторий

Представленной таблицей описано 17 треков-специализаций профиля IS, включая следующие профессиональные позиции:

1) разработчик приложений;

2) бизнес-аналитик;

3) аналитик бизнес-процессов;

4) аналитик технологий управления инфокоммуникациями;

5) администратор баз данных;

6) аналитик баз данных;

7) менеджер е-бизнеса;

8) егр-специалист (erp specialist);

9) специалист по информационному аудиту и совместимости данных;

10) разработчик информационных технологий;

11) менеджер по обработке информационных ресурсов;

12) консультант по информационным технологиям;

13) менеджер операций по информационным технологиям;

14) менеджер по рискам и безопасности информационных технологий;

15) сетевой администратор;

16) менеджер проекта;

17) менеджер веб-контента.

6. Стратегии покрытия ядра и реализации цикла основных курсов на основе образовательных парадигм и учебно-технологических подходов

Рассматриваемые далее ПСК основываются на типовой модели учебной программы, введенной в руководстве СС2001 [8], в которой вводится классификация учебных курсов на вводные (introductory), основные (intermediate), углубленные или специальные (advanced). А сама программа (ее теоретическая часть) строится из блоков или циклов вводных, основных и специальных курсов.

Части учебной программы, в которых реализуются модули ядра объема знаний или модули основных курсов, могут быть построены на основе различных педагогических стратегий, реализующих ту или иную парадигму обучения. Например, в документе CS2001 определены шесть различных стратегий реализации вводных курсов, а также четыре подхода к компоновке основных курсов (Рис.2). Эти стратегии признаны авторитетной международной комиссией признала в качестве "лучших практик"._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Introductory courses

Intermediate courses

Advanced courses

Рис.2 Модель учебной программы Рассмотрим кратко предлагаемые стратегии реализации вводных курсов:

1. Императивный подход - традиционный подход "с ориентацией на императивное программирование", фокусируется с самого начала на традиционной процедурной модели программирования, а технологии объектно-ориентированного проектирования изучаются после освоения процедурной парадигмы.

2. Объектный подход также фокусируется на программировании, но при этом с самого начала делает акцент на принципах объектно-

Imperative Objects Functional Breadth Algorithms Hardware

first fust first first first first

Topic-based Compressed Svstems-based Web-based

approach approach approach approach

Additional courses used to complete the undergraduate program

ориентированного проектирования и программирования.

3. Функциональный подход - имеет ориентацию на функциональное программирование, реализован впервые в Массачусетском технологическом институте в 1980-х годах, характеризуется использованием на первом курсе простого функционального языка, такого как Scheme.

4. Подход с "обучением вширь" - с первых курсов делался охват как можно большего числа предметных областей.

5. Алгоритмический подход - первоначально знакомит студентов с основными алгоритмическими концепциями и логическими структурами независимо от какого-либо языка программирования (в этом подходе основные концепции информатики представляются с использованием псевдокода вместо реального языка программирования).

6. Аппаратный подход - задает ориентацию на аппаратную часть, первоначально основы информатики изучаются, начиная с машинного уровня и продвигаясь затем к более абстрактным концепциям.

Стратегии реализации основного цикла включают следующие четыре решения:

1. Тематический подход - традиционное разделение по курсам в соответствии с набором предметных областей объема знаний.

2. Сокращенный подход - предполагает объединение отдельных тем (малообъеиных) в целостные тематические курсы, позволяя уменьшить количество читаемых курсов, исключить обучение, основанное на "программных артефактах".

3. Системно-ориентированный подход - предполагает разработку учебной программы на основе доминирующей и объединяющей темы - разработка систем.

4. WWW-ориентированный подход - отражает спрос на специалистов в области Интернет-технологий и Web-технологий, использует технологии этих областей в качестве общего базиса для программы обучения в целом.

Комбинация рассмотренных выше педагогических стратегий и способов дает широкие возможности вузам для творческого подхода к построению конкретных учебных программ.

В качестве основного способа диверсификации учебных программ по профилю IT (Information Technology 2008 - IT2008) [9]рассматривается два подхода к подготовке бакалавров, которые условно можно назвать «сначала интеграция» (integration first) и «сначала пилоны» (pillars first), т.е. базовые знания.

Первый подход призван дать студентам как можно раньше интегрированное представление о профессиональной сфере деятельности. В качестве основного инструмента для реализации данного подхода

предлагаются два курса второго года обучения - ИТ-системы и веб-системы.

Второй подход предполагает раннее погружение в области базовых знаний, а интеграционные аспекты вводятся по мере накопления «столбовых» знаний.

7. Специализация по научно-прикладным направлениям

Рассматриваемый метод диверсификации учебных программ

предполагает кластеризацию, прежде всего, специальных курсов и, возможно, базовых таким образом, чтобы выстроить акцентированную углубленную подготовку выпускников по выбранному вузом научно-прикладному направлению.

Например, для диверсификации бакалаврских программ профиля SE [10] предлагается осуществлять специализацию выпускников в следующих прикладных областях, характеризующихся спецификой создаваемого для них программного обеспечения:

1. SAS.net Распределенные системы

2. SAS.inf Информационные системы и обработка данных

3. SAS.fin Финансовые системы и системы электронной коммерции

4. SAS.sur Отказоустойчивые и живучие (survivable) системы

5. SAS.sec Хорошо защищенные системы

6. SAS.sfy Системы с повышенными требованиями к безопасности

7. SAS.emb Встроенные системы и системы реального времени

8. SAS.bio Биомедицинские системы

9. SAS.sci Научно-исследовательские системы

10.SAS.tel Телекоммуникационные системы

11.SAS.av Авиационное электронное оборудование и транспортные

системы

12.SAS.ind Системы контроля промышленного процесса

13.SAS.mm Мультимедийные, игровые и развлекательные системы

14.SAS.mob Системы для малых и мобильных платформ

15.SAS.ab Системы, основанные на агентах (agent-based systems).

Этот список не является исчерпывающим и может быть расширен.

В куррикулуме для бакалавров по профилю IT, диверсификацию учебных программ предполагается осуществлять введением специальных курсов на четвертом году обучения. А для поддержки такой специализации в данном руководстве предложен список из более чем 60-ти потенциальных спецкурсов, содержание и актуализация которых должны поддерживаться на сайте рабочей группы—разработчика данного куррикулума.

8. Специализация по предметным областям объемов знаний профилей

Аналогично диверсификации учебных программ по научно-прикладным направлениям в ряде куррикулумов предлагает осуществлять более углубленную подготовку выпускников, т.е. по существу специализацию, по одной из выбранных вузом предметных областей объема знаний самого куррикулума.

В частности, для профиля IT список направлений специализации включает следующие предметные области: Основы информационных технологий (Information Technology Fundamentals (ITF)), Взаимодействие человека с компьютером (Human Computer Interaction - HCI), Информационная безопасность и защита данных (Information Assurance and Security - IAS), Управление информацией (включая технологии баз данных) (Information Management (IM)), Интегративное программирование и технологии (Integrative Programming and Technologies - IPT), Математика и статистика для ИТ (Math and Statistics for IT - MS), Сетевые технологии (Networking - NET), Основы программирования (Programming Fundamentals - PF), Платформенные технологии (Platform Technologies - PT), Администрирование и обслуживание систем (Systems Administration and Maintenance - SA), Архитектура и интеграция систем (System Integration & Architecture - SIA), Социальные и профессиональные вопросы (Social and Professional Issues - SP), Веб-технологии и системы (Web Systems and Technologies - WS).

Диверсификация магистерских программ профиля SE (руководство GSwE2009 - Graduate Software Engineering 2009) [11] описанным способом включает следующие направления специализации, соответствующие следующим предметным областям соответствующего объема знаний (взятых в основном из SWEBOK): A. Ethics and Professional Conduct, B. System Engineering, C. Requirements Engineering, D. Software Design, E. Software Construction, F. Testing, G. Software Maintenance, H. Configuration Management (CM), I. Software Engineering Management, J. Software Engineering Process, K. Software Quality.

В руководстве CS2008 [12] поддерживается принцип многообразия учебных программ, в том числе акцентируется внимание на целесообразности использования подхода к диверсификации программ на основе их ориентации по выбранному научно-прикладному направлению.

9. Концепция интегрированных образовательных программ инициативы CDIO

Инициатива CDIO (аббревиатура от Conceive - Design - Implement -Operate, или Задумка - Проект - Реализация - Эксплуатация) - крупный международный проект по реформированию инженерного образования, получивший название «Всемирная инициатива CDIO» [13]. Он нацелен на подготовку инженеров, способных продемонстрировать: глубокие практические знания технических основ профессии; мастерство в создании и эксплуатации новых продуктов и систем; понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

Методологической основой данной инициативы является система из 12 стандартов CDIO [14, 15], одним из основополагающих принципов которой служит разработка и реализация интегрированного учебного плана. Этот принцип пронизывает всю систему стандартов CDIO, но основное его описание приведено в следующих стандартах:

Стандарт 1, утверждающий основной принцип и общий контекст инженерной подхода CDIO, согласно которому образовательный процесс рассматривается в контексте модели жизненного цикла продуктов и систем - Задумка, Проектирование, Реализация и Управление.

Стандарт 3 - Интегрированный учебный план, составляемый из взаимодополняющих учебных дисциплин и позволяющий интегрировать на протяжении всего образовательного цикла обучение личностным, межличностным компетенциям, а также реализации процессор жизненного цикла продуктов и систем.

Стандарт 4 - Введение в инжиниринг (вводный курс и практические занятия, закладывающие основы инженерии по созданию продуктов и систем, а также основы личностных и межличностных компетенций).

Стандарт 7 - Интегрированные учебные задания (Интегрированные учебные и практические задания для осваивания, как дисциплинарных знаний, так и личностных-межличностных компетенций и компетенций в проектировании и создании новых продуктов и систем).

Стандарт 8 - Активное обучение (использование методов активного обучения, оценка их эффективности, повышение мотивации учащихся).

Стандарт 10 - Повышение преподавательских способностей членов профессорско-преподавательского состава (мероприятия, направленные на повышение компетентности преподавателей в проведении интегрированных практических занятий, в применений методов активного обучения в ходе занятий и в оценке успеваемости студентов).

Сам подход CDIO, акцентирующий внимание на интеграцию элементов образовательных программ, оптимальным образом сочетающих их компоненты на основе тесной взаимосвязи теории и практики для достижения планируемых целей обучения, предоставляет широкое поле для творчества при разработке образовательных программ. Однако для классификации методов диверсификации образовательных программ в рамках концепции CDIO еще предстоит пройти определенный этап накопления опыта в реализации данного подхода.

10. Смешанный подход

Анализ рассмотренных выше подходов к стандартизации образования в области ИТ и инженерного образования показывает, что они в значительной степени дополняют друг друга. В основе подхода куррикулумов лежит тщательное проектирование соответствующих сводов знаний, и разработка педагогик, ориентированных на их систематическое изучение и освоение. Такой подход получил название дисциплино-ориентированного (discipline-led). Его можно назвать традиционным. Он хорошо отработан и эффективен при обучении базовым знаниям. Методологической платформой данного подхода служит таксономия Блума или ее модификации [16].

Стандарты же CDIO предполагают изначальное погружение учебного процесса в контекст реальной инженерной деятельности, интеграцию

элементов научной и практической подготовки. Они декларируют в качестве целей подготовку выпускников к инновационной деятельности, изобретательству, лидерству и предпринимательству; привносят в учебный процесс новые решения - интегрированные учебные программы и командную работу преподавательских коллективов; предлагают методические решении по оценке качества учебных программ и обучения. Подход CDIO хорошо соответствует проблемно-ориентированному (problem-led), проектно-ориентированному (project-led) и другим активным подходами к обучению, также он сочетается с таксономией Фейзела-Шмитца (Feisel-Schmitz) [17]. Последняя по сравнению с таксономией Блума более адекватна для прикладных областей при обучении решению конкретных задач, предусматривая возможность извлечения только необходимых для конечной цели знаний.

В связи с вышесказанным при разработке конкретных учебных программ весьма перспективным представляется использование смешанной стратегией, использующей достоинства обоих рассмотренных выше подходов. Такой комбинированный подход назовем интегрированным куррикулумом. Модель архитектуры образовательной программы для интегрированного куррикулума представлен на рис. 3.

Архитектура интегрированного куррикулума

Ж Ч-1 Ж wwmvwwwvvnlvvwfvwwmvvvvmw vwVvwv^wwwiViiii'Hiiiiiii

Проектно-

Ориентнрованный МОДУЛЬ

Базовая, научная и профильН.1Я подготовка

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

м

я:

3

5>

¿1

Сигтемтя интеграция

Индустриальный проект

Модули üälffilejw спецкурсы

ЕКР

Рис.3. Архитектура образовательной программы для интегрированного

куррикулума

11. Заключение

В данной работе была предпринята попытка систематизации методов диверсификации учебных программ, разрабатываемых на основе стандартов куррикулумов организаций ACM и IEEE для дисциплины

компьютинг (Computing), а также стандартов Инициативы CDIO. Как было показано выше, в рассмотренных международных стандартах заложен обширный спектр педагогических решений. К сожалению, остается констатировать, что ограниченность конструкции ФГОС третьего поколения делает весьма затруднительным использование столь мощного методологического задела, накопленного международной образовательной системой в области ИТ.

Литература

1.Сухомлин В.А. Анализ международных образовательных стандартов в области информационных технологий.

2.Computing Curricula 2005 (CC2005). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

3.Computer Engineering 2004 (CE2004). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

4.Computing Curricula 2001. Computer Science Volume. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE. http://www.acm.org/education/cc2001/final .

5.Терехов А.А., Терехов А. Н. Применение рекомендаций Computing Curricula: Software Engineering к российским образовательным стандартам // Четвертая открытая всероссийская конференция "Преподавание ИТ в России", 2006. (Режим доступа: http: / / www.it-education.ru /2006/reports/Terekhov.htm).

6.Сухомлин В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации. М.: "Горячая линия - Телеком", 2005, 176 с.

7.Information Systems 2010 (IS2010). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE. (IS Curriculum Wiki

http://blogsandwikis.bentley.edu/iscurriculum/index.php/Main_Page ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Санкт-Петербургский государственный университет. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. С.-Петербург, 2002

9.Information Technology 2008 (IT2008). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

10.Software Engineering 2004 (SE2004). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

11.Graduate Software Engineering 2009 (GSwE2009). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

12.Computer Science 2008 (CS2008). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

13. Crawley, E. F., Malmqvist, J., Östlund, S., and Brodeur, D. R., Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach, Springer-Verlag, New York, 2007.

14. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. 17 с.

15. Edward F. Crawley, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Massachusetts, USA; Johan Malmqvist, Chalmers University of Technology, Göteborg, Sweden; William A. Lucas, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Massachusetts, USA; Doris R. Brodeur, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Massachusetts, USA. The CDIO Syllabus v2.0. An Updated Statement of Goals for Engineering Education. -http://www.cdio.org/files/project/file/cdio_syllabus_v2.pdf .

16. Bloom, B. S. (Ed.), Taxonomy of educational objectives: The classification of

educational goals: Handbook I, cognitive domain, Longmans, 1956.

17. Johan Malmqvist, Mmaria Knutson Wedel, Mikael Enelund, Constructive alignment (CA) for degree projects - intended learning outcomes, teaching & assessment. Chalmers University of technology Gothenburg, Sweden -

http: / / www.cdio201 l.dtu.dk/ upload / administrationen%20-%20101/aus/cdio/conference_media/papers/7_paper.pdf /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.