Научная статья на тему 'Таганрог взгляд на локальную социально-экономическую стратегию'

Таганрог взгляд на локальную социально-экономическую стратегию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таганрог взгляд на локальную социально-экономическую стратегию»

региональной экономики, стремятся поддержать ее как локальный субъект экономической активности в соревновании с другими регионами.

3. В качестве предмета территориальной конкуренции выступают доходы и рента, получаемые субъектами хозяйственной деятельности от использования уникальных природно-экономических условий и ресурсов региона, объектов федеральной собственности, федеральный бюджет (включая социальные трансферты), налоговые источники, инвестиции, федеральные программы социально-экономического развития и др.

Особыми сферами территориальной конкуренции являются региональные и межрегиональные инфраструктурные образования (ФПГ, холдинги, коммуникационные и информационные узлы, фондовые биржи и т. п.).

4. Ключевыми первичными факторами территориальной конкуренции и приобретения городами конкурентоспособности в настоящее время являются: а) комплекс стратегических городских служб (система маркетинга, система общественных связей, продвинутые телекоммуникации, учреждения культуры); б) система городского планирования; в) эффективные бизнес-структуры.

К числу вторичных факторов территориальной конкуренции следует отнести: 1) положение города в международном бизнесе; 2) уровень развития культурных и инновационных сетей; 3) промышленность; 4) уровень международной экономической интеграции.

Таким образом, исследования и инновации, высокий уровень бизнеса, финансовых учреждений, коммуникаций, маркетинга, высокая степень культурной идентификации населения в пределах локального пространства, наличие развитой экономической элиты определяют сегодня конкурентоспособность территорий и городов в российском экономическом пространстве.

5. Эффективная территориальная конкуренция требует скоординированного стратегического подхода, включающего: 1) систематические

исследования возможностей региональной экономики, возникающих перед ней опасностей и рисков от конкурирующих регионов, путей эффективного использования ее сравнительных преимуществ; 2) выработку долгосрочных целей и координацию деятельности экономической элиты региона (города); 3) создание возможностей (правовых, организационных) для развития и реализации конкурентной политики.

Д-р Jan de Jong

ТАГАНРОГ — ВЗГЛЯД НА ЛОКАЛЬНУЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ

1. Думать ГЛОБАЛЬНО

Все мы являемся частью мировой экономики, находящейся в непрерывном движении, и играем в ней определенную роль. В последние годы изменения в технологии и экономике происходят быстрее, чем когда-либо прежде. В течение более чем десяти лет сильные изменения произошли во всем мире по отношению к либерализации торговли. Я живу в маленькой стране Нидерланды, где объем импорта и экспорта, вместе взятых, составляет больше чем ВНП. Мы сталкивались лицом к лицу с этим феноменом много лет. И даже несмотря на это иногда сложно ориентироваться в соответствии с новыми ситуациями за границей, изменениями во всем мире, оказывающими разнообразные влияния на нашу

Раздел I. Организационно-экономические механизмы

муниципального управления

экономику. В экономике России в настоящее время та же ситуация, поскольку она также вступила в систему глобальной экономики. Финансовые, экономические и технологические связи между действующими лицами этой системы делают нас всех взаимосвязанными. Таким образом, то, что происходит, например, в Японии или даже в Индонезии, сейчас становится более важным для мировой экономики, чем когда-либо прежде.

Кроме того, конкуренция между фирмами, ориентированными на экспорт, и мультинациональными компаниями географически расширяется. Современные средства связи создают хорошие возможности нахождения новых, интересных мест для получения данных и администрирования. Все больше видов деятельности становятся свободными (не привязанными к одному определенному городу/региону/стране). Относительно сегодняшнего предмета обсуждения — социально-экономического потенциала г. Таганрога и его будущего — все это означает, что размышления на эту тему должны быть ГЛОБАЛЬНЫМИ. Думайте ГЛОБАЛЬНО !

2. Конкурентное положение г. Таганрога

По моему мнению, самый лучший способ развить социально-экономическую ситуацию в Таганроге состоит в том, чтобы создать занятость в секторе частного предпринимательства и особенно в сферах экономики с очевидными потенциалами для свободных экономических действий и ориентируемых на экспорт экономических проектов мероприятий / мобильных инвестиций. Обратите внимание на тот факт, что главной целью предпринимателей должен быть рост их бизнеса и получение прибыли, достаточной, чтобы делать необходимые для выживания капиталовложения. Создание большего количества рабочих мест не может быть целью частной компании !

Наиболее важными для социально-экономического развития являются компании, которые должны конкурировать на мировом рынке. Хотя российский рынок и огромен, каждый должен понимать, что в настоящее время он недостаточен для того, чтобы определить конкурентное положение какого-либо продукта или услуги. Иностранные фирмы становятся все более активными на российском рынке. Таким образом, на вашем собственном рынке вы сталкиваетесь с конкуренцией с иностранными компаниями. Именно поэтому каждый вынужден думать глобально.

Один из основных вопросов состоит в том, для каких экономических действий Таганрог имеет относительно хорошие факторы местоположения (физически и финансово конкурентоспособные объекты). Идентификация успешно действующих фирм в Таганроге могла бы стать первым шагом для выяснения этого вопроса. Другой способ выяснить это состоит в том, чтобы определить и создать профили объектов в Таганроге для сравнения их с требованиями текущих профилей мобильных инвестиционных проектов. Профили объектов должны содержать материальные, финансовые и нематериальные факторы локализации (местоположения). Проделав эту работу, можно получить более четкое видение экономического конкурентного положения Таганрога. Следующим шагом является выбор того вида экономической деятельности, для которой Таганрог имеет очевидно привлекательный инвестиционный климат с точки зрения (зарубежных) инвесторов, и выяснение того, какие виды улучшений (изменений) потребуются, чтобы усилить экономическое конкурентное положение.

Таким образом, по моему мнению, построение упомянутых профилей Таганрога является важным для стратегии органов местного само-

управления. Они, кроме того, формируют хороший базис для выработки планов развития проекта. И, конечно, — все должно быть выполнено не только на русском языке. Мы живем в своего рода глобальной деревне, и английский язык весьма рекомендуется как второй язык для общения во всем мире.

Курсы и занятия английским языком очень важны для улучшения конкурентного положения Таганрога.

В рамках программы породненных городов Таганрог — Флиссинген (Нидерланды) и с финансовой поддержкой Европейского Союза (Программа TACIS "Породненные города") мы работаем сейчас совместно над созданием профилей г. Таганрога и надеемся завершать этот проект в течение нескольких месяцев.

3. Действовать ЛОКАЛЬНО

Администрация г. Таганрога является и остается очень важным действующим лицом в создании более благоприятных условий для малых и средних частных предприятий и иностранных капиталовложений, имея возможность улучшить социально-экономическую ситуацию структурным образом, даже не создавая занятость самостоятельно, а сначала создавая более благоприятные условия для частного сектора. Особенно это необходимо для тех фирм, которые должны конкурировать на мировом рынке.

Улучшение условий для инвестиций и сокращение эксплуатационных расходов в общих чертах значительно более предпочтительно, чем принятие специфических мер (для одной фирмы). Анализ фактора затраты/доходы может помочь идентифицировать стратегическую выполнимость усовершенствований. Большую помощь для обслуживания местных фирм и для привлечения иностранных капиталовложений обеспечивает профессиональная поддержка в области предоставления требуемой информации, консультации относительно законов, правил и правительственных инструкций. Все это должно выполняться на профессиональном уровне (ноу-хау, разговорный английский язык и соответствующее отношение клиенту). Другими словами: занимающиеся этим люди должны быть профессиональными консультантами по инвестициям / советниками по развитию бизнеса.

Эти специалисты могут стать основными советниками Муниципалитета Таганрога в области вопросов развития бизнеса.

Важным вопросом является статус этих людей и того отдела / агентства / учреждения, где они работают. Кто будет оплачивать этот вид работы? Какой статус является более предпочтительным? Часть местного органа местного самоуправления? Финансово связанный с и профессионально независимый от Администрации Таганрога? Участие частного сектора? Близко связанный Технопарком?

Вот открытые вопросы, на которые нужно отвечать в рамках сотрудничества по проекту TACIS "Породненные Города" Флиссинген — Таганрог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.