Научная статья на тему 'Таджикские мигранты в этнокультурном пространстве Башкортостана'

Таджикские мигранты в этнокультурном пространстве Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
405
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / TAJIKISTAN / БАШКОРТОСТАН / BASHKORTOSTAN / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЭТНОКУЛЬТУРА / ПРАЗДНИКИ / CELEBRATIONS / ДИАСПОР / DIASPORAS / ГАСТАРБАЙТЕР / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ETHNO-CULTURAL / GASTARBEITER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эркаев Сафар Абдулхайрович, Эркаев Анвар Сафарович

Национально-культурные объединения активно занимаются культурной деятельностью, отмечают национальные праздники, участвуют в общественной жизни Уфы и Башкортостана. Эти организации и диаспоры в меньшей степени занимаются культурой, и в большей степени рынком и экономической деятельностью. Укоренившиеся члены диаспор являются социальным оплотом для тех, кто приехал сюда на сезонную работу. Активно участвуют в социализации и интеграции следующих поколений мигрантов. За последние 20 лет миграция четко представлена двумя волнами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAJIK MIGRANTS IN THE ETHNO-CULTURAL SPACE OF BASHKORTOSTAN

Tajik migrants are actively involved in the cultural life of Ufa and Bashkortostan celebrating national holidays and being part of social life. Their organizations and diasporas are part of cultural life on the micro level while on the macro level they are part of market economy. Established members of diasporas are considered as a support system for newcomers who come in search of seasonal employment. Members of diasporas are actively involved in socialization and integration of migrant workers into new culture. In the last 20 years there have been two kinds of migration to Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Таджикские мигранты в этнокультурном пространстве Башкортостана»

СЛ. Эркаев, А.С. Эркаев УДК 314.74

ТАДЖИКСКИЕ МИГРАНТЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БАШКОРТОСТАНА

Аннотация

Национально-культурные объединения активно занимаются культурной деятельностью, отмечают национальные праздники, участвуют в общественной жизни Уфы и Башкортостана. Эти организации и диаспоры в меньшей степени занимаются культурой, и в большей степени — рынком и экономической деятельностью. Укоренившиеся члены диаспор являются социальным оплотом для тех, кто приехал сюда на сезонную работу. Активно участвуют в социализации и интеграции следующих поколений мигрантов. За последние 20 лет миграция четко представлена двумя волнами.

Ключевые слова: Таджикистан, Башкортостан, миграция, этнокультура, праздники, диаспора, гастарбайтер, экстремизм

Safar A. Erkaev, Anwar S. Erkaev TAJIK MIGRANTS IN THE ETHNO-CULTURAL SPACE OF BASHKORTOSTAN

Abstract

Tajik migrants are actively involved in the cultural life of Ufa and Bashkortostan celebrating national holidays and being part of social life. Their organizations and diasporas are part of cultural life on the micro level whilst on the macro level they are part of market economy. Established members of diasporas are considered as a support system for newcomers who come in search of seasonal employment. Members of diasporas are actively involved in socialization and integration of migrant workers into new culture. In the last 20 years there have been two kinds of migration to Bashkortostan.

Key words: Tajikistan, Bashkortostan, migration, ethno-cultural, celebrations, diasporas, Gastarbeiter, extremism

С.А. Эркаев

Миграционную политику можно разделить на несколько категорий (межгосударственная, межрегиональная, межреспубликанская и др.; сезонная, учебная, легальная, договорная и др.). Мигранты из Таджикистана имеются в России, в том числе и в Башкортостане. Особенности миграционных процессов по мере возможности

исследовались [1; 5]. Если миграционная политика четкая, прозрачная, прогрессивная и сформирована на федеральном, региональном, республиканском и местном уровнях, то, возможно, удалось бы решить многие проблемы положительно.

Миграционные процессы являются одним из основных направлений и законов экономики

Эркаев Сафар Абдулхайрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии таджикского народа Худжанского государственного университета имени академика Бободжана Гафурова (Республики Таджикистан), e-mail: hgu-rektor@khujandi.com

Эркаев Анвар Сафарович, аспирант Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (ТГУ ПБП) (Худжанд), e-mail: safar.erkaev@mail.ru

Safar A. Erkaev, Cand. Sc. (History), Associate professor of Archeology and Tajik people's Ethnography of the academician Bobojon Gafurov Khujand State University (the Republic of Tajikistan), e-mail: hgu-rektor@khujandi.com Anwar S. Erkaev, Postgraduate researcher at the Tajik State University of Law, Business and Politics (TSU PBP) (Khujand), e-mail: safar.erkaev@mail.ru

© Эркаев С.А., Эркаев А.С., 2015

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2015/2 (68)

рыночных отношений современности. Отношение к трудовой миграции и иммиграции в Россию населения из Центральной Азии, в частности из Таджикистана, не однозначно. Сторонники негативного отношения к миграции (те, которые считают, что мигранты не нужны и все беды России и ее регионов от них) призывают полностью ее запретить, либо резко ограничить и жестко регламентировать и контролировать, а сторонники позитивного отношения считают необходимым либерализовать миграционное законодательство и отношение к ней. Вместе с полярностью позиций, все стороны имеют одну общую характерную черту — потребительское отношение к миграции*.

Россия вышла на второе место по количеству трудовых мигрантов. Впереди только Соединенные Штаты. Это самые последние данные, которые содержатся в докладе Всемирного банка. Россия привлекательна, прежде всего, для граждан Украины, Белоруссии, Узбекистана и Таджикистана. Что касается количества, то тут цифры, скорее, оценочные и они сильно разнятся. По данным Всемирного банка, в РФ порядка 12 млн гастарбайтеров, а по данным Федеральной миграционной службы — 7 млн.

В 2004—2014 гг., во время бума трудовой миграции, покинули дома и уехали на заработки в РФ и Казахстан 1,5—2,5 млн таджиков [2; 3]. Когда в 2008 году грянул мировой экономической кризис, многие из них потеряли работу, около 1,5 млн человек в конце 2009 года вернулись домой. Оставшиеся перешли на нелегальное положение и хватались за любую работу, лишь бы иметь возможность отправлять деньги домой. Возвращение трудовых мигрантов на родину и общее снижение количества денежных переводов способны вызвать социальные и политические потрясения в регионе. Материалы исследования (ноябрь—декабрь 2010 г.), основанные на информации, полученной в разговорах с мигрантами, правительственными работниками, журналистами, гражданскими активистами и членами международных организаций, которые работают с мигрантами, и есть исторический опыт положительного межциви-лизационного взаимодействия на современные

международные отношения. Надо отметить, большинство опрошенных просили не публиковать их имена.

В республиках Центральной Азии растет зависимость от денежных переводов мигрантов. Особенно это относится к Таджикистану. В Таджикистане признают, насколько важны денежные поступления от мигрантов для выживания государства. Объемы денежных переводов серьезно различаются. В 2008 году они составляли 49 % таджикского ВВП. Объем переводов быстро рос. С 2006 по 2008 гг. поступления в Таджикистан — с 1 до 2,6 млрд долл., в 2010 году — около 4, в 2014 году более 10 млрд долл. Поступления от переводов поднимали общий уровень жизни в Таджикистане, не давая людям скатиться в нищету.

В кишлаках и городах РТ после отъезда мужчин все домашние проблемы ложатся на женские плечи. Однако, взяв на себя мужские обязанности, жены не получают от патриархального общества ни власти, ни уважения, которыми традиционно пользуются мужчины. Многие женщины оказались в полной зависимости от родителей уехавшего на заработки мужа, потому что деньги он отправляет в семью. Дети мигрантов в основном растут без родительского присмотра, как сироты. Мигранты — мужчины, которые надолго остаются в РФ, часто заводят там вторые семьи, и размер денежных переводов, которые он отправляет на родину, резко сокращается. Практика разводов по телефону (трижды произнесенного мужем слова «талок» достаточно, чтобы считать брак аннулированным) стала так распространена, что таджикские правозащитники призвали власти объявить такие разводы вне закона.

Представитель диаспоры в Москве сказал, что нетрадиционный ислам, в том числе «Хизб ут Тахрир» (ХТ) становится все популярней среди тех, кто чувствует себя отверженным обществом и обиженным работодателем. Около 10—15% российского населения исповедуют ислам. Действуют мечети (таджикская, чеченская и др.) мигрантов, которые стали местом сбора представителей той или иной этнической группы. Радикальный ислам распространяется и в некоторых регионах РФ. Хотя «ХТ» в РФ

* Автор С.А. Эркаев для всестороннего изучения миграционных процессов побывал в городах РФ — Москве, Ярославле, Твери, Коломне, Башкортостане, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, в Туркменистане, Узбекистане, Казахстане и других городах государств СНГ и встретился с мигрантами для проведения социологических исследований, проживал в квартирах гастарбайтеров.

запрещен, официальные власти заявляют об арестах его активистов на местах, далеких от Северного Кавказа: в Башкирии, Татарстане, в Челябинской и Курганской областях.

Несмотря на кризис, поток мигрантов не прекращается. Ни одна из стран Центральной Азии, которая является поставщиком рабочей силы, не высказывает желания и реального интереса к созданию рабочих мест у себя дома. И потребность России в мигрантах еще долго будет сильнее желания Душанбе оставить своих граждан у себя. По данным Росстата, естественная убыль российского населения с 2008 по 2025 год составит 11 млн человек, число трудоспособных россиян сократится еще быстрее — на млн в год в период между 2011 и 2017 годами. Это серьезно скажется на промышленном развитии России и она должна будет продолжать политику привлечения большого числа иностранных рабочих — или своих новых граждан. Дефицит трудовых ресурсов вызовет дисбаланс развития, как регионов, так и отраслей народного хозяйства. Относительно высокий уровень заработной платы в центре (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область и некоторые др.). В Таджикистане в региональные центры из сельских районов потянется оставшаяся молодежь [6]. В результате, сельское хозяйство Таджикистана потеряет значительное количество рабочих рук. Соответственно, это приведет к ослаблению аграрного сектора и росту цен на продукты питания отечественного производства. Импорт продуктов возрастёт, и в первую очередь, продуктов низкого качества. Несмотря на это, продолжают заметно развиваться культурно-цивилизацион-ные аспекты евразийской интеграции.

Еще на один вопрос хочется обратить внимание. В будущем мигранты из Центральной Азии, получившие двойное гражданство, могут столкнуться с необходимостью сделать болезненный выбор. Дети мигрантов окажутся более интегрированы в российское общество и начнут перетягивать родителей в Россию. Тем более, что российские пенсии, хотя и совершенно недостаточные для нормальной жизни, все равно выше, чем символические выплаты в Таджикистане. В данном направлении формируются межнациональные и межцивилизационные взаимодействия в жизни мигрантов. После 1991 года российское гражданство получили более 100 тысяч таджиков.

Но реальная трагедия Центральной Азии в том, что люди, которым предоставляется российское гражданство, являются наиболее энергичной и образованной частью населения. По-моему, нет районов, городов и регионов РФ без мигрантов из РТ. Например, в Башкортостане по данным переписи 2002 года, проживают представители более 120 национальностей. За последние 20 лет (1994—2014 гг.) миграционные процессы существенно преобразили его и без того пеструю этническую карту. По данным Управления по делам миграции МВД РБ за период с 1992 по 2005 год в республику переселилось 631 тыс. человек, из них 109 566 — из республик бывшего СССР. Таким образом, в настоящее время более 11% населения РБ — мигранты 1990-х годов. И они продолжают прибывать. Это повлияет на этнокультурный ландшафт территории и на межнациональные отношения в РБ. В республике действует немало общественных организаций и национально-культурных объединений (НКО) народов Центральной Азии, одно из них ОО Ассоциация таджиков и персоязычных народов РБ «Пайванд» (рук. М.С. Хашимов, действует с 2002 года). НКО отмечают свои национальные праздники, участвуют в общественной и культурной жизни Уфы и Башкортостана. Но надо отметить, что эти организации и диаспоры в меньшей степени занимаются культурой и в большей степени — рынком и экономической деятельностью. Укоренившиеся члены диаспор являются социальным оплотом для тех, кто приехал сюда на сезонную работу. Активно участвуют в социализации и интеграции следующих поколений мигрантов [3]. Такие примеры есть и в других регионах РФ. За последние 20 лет миграция четко представлена двумя волнами.

1. Возвращенцы на историческую родину. В 1920—1930 гг. с территории РФ, спасаясь от репрессий и раскулачивания, уехало в ЦА. Среди них было немало татар и башкир. Многие в послевоенные годы направлялись по распределению на работу и осели в разных регионах РТ (в т.ч. и «двадцатипятысячники»). С распадом СССР, растущим социальным неблагополучием, особенно с ростом национализма в ЦА, люди стали возвращаться в родные края. Они возвращались не на пустое место. Даже если у них не было никакого имущества, то у них были дальние родственники, так что смогли неплохо устроиться. Многие из них имели деньги, так

что могли позволить себе купить здесь жилье. Их приезд из Таджикистана оказал существенное влияние на развитие края, региона, а также и на развитие ислама на башкирской земле. Жители деревень края наивно полагали, что приехавшие из «мусульманских регионов» люди знают все об исламе и зачастую доверяли им возглавлять приходы. Поэтому в сельской местности многие «возвращенцы» стали имамами. У них сильно развиты культурно-цивилиза-ционные аспекты межнационального диалога, межцивилизационные контактные отношения, что имеет большое значение для развития молодежной политики государств ЦА в рамках меж-цивилизационного взаимодействия на евразийском пространстве.

2. Гастарбайтеры, выходцы из республик ЦА, в том числе РТ, коренное население (таджики и узбеки). Конечно, они были в другом положении — ехали на пустое место или к каким-то знакомым. Многим из них при трудоустройстве и социокультурной адаптации оказывают помощь НКО. Наибольший пик миграции пришелся на конец 1990-х — начале 2000-х годов. К середине 2000-х ситуация стабилизировалась с установлением законной власти в РТ. Уровень миграции в Башкортостане снизился к 2010 году по сравнению с 1990-х годов несколько раз. Эти две волны кардинальным образом отличаются. Представители первой были люди, достигшие определенного социального статуса на своей второй родине (среди них были ученые — кандидаты и доктора наук, высококлассные специалисты и др.), они легко находили здесь работу. А вторая волна — это, в основном люди без всяких профессий, чернорабочие, которые не имеют никаких социальных навыков. Им все равно, чем заниматься — подметать, строить, водить такси, они идут туда, где больше платят. Имеет место конкуренция за рабочие места. Иногда местные рабочие оттуда выживали таджикских строителей, а они никуда не жаловались, пытались с ними как-то договориться. Так таджикские мигранты находили свои ниши в экономике Башкортостана.

Ученые выделяют как положительные, так и отрицательные стороны присутствия таджикских мигрантов в республике. К положительным относят мнения: мигранты работают там, где не хотят работать местные (44 %); их труд дешевый (42 %); привозят дешевые товары и про-

дукты; привносят этническое культурное разнообразие в общество; формируются меж-цивилизационные зоны с особенностями взаимодействия на региональных уровнях и т.д. [3]. Таким образом, все значимые позитивные последствия миграции относятся к сфере экономики, точнее, материальных интересов старожильческого населения. В то же время такое положительное последствие миграции как «привнесение этнического и культурного разнообразия в обществе Башкортостана» свидетельствует об интересе к мигрантам и как к носителям культуры, этнической традиции. К отрицательным относят: некоторые из них являются поставщиками наркотиков, а также распространителями; среди них присутствуют представители исламского экстремизма. Нельзя говорить, что наркоторговля — этническая проблема. Информаторы утверждают, что распространением зелья занимаются иногда и представители местного населения. Что касается исламского экстремизма, то, безусловно, цент-ральноазиатский след присутствует. Это видно по многим уголовным делам, возбужденным против последователей «ИДУ», «Хизб ут-Тахрир», «Ансоруллох» и др. Их идеология имеет место и в среде трудовой миграции. Идеологами движений в Башкортостане являются местные «амиры» и др. мигранты, примечательно, что таджиков среди них нет. Среди членов ячеек есть и молодые татары, башкиры, русские и др. местные. Надо отметить, что мечети в Уфе стали местом сбора представителей той или иной этнической группы. Из-за значительного количества мигрантов в мечетях Перми, Уфы, Екатеринбурга службы ведутся на русском (всем понятном) языке. Что касается мечетей, то некоторое время назад на Курбан-Байрам и Ураза-Байрам Первый канал транслировал праздничную службу из мечетей Уфы, Верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Тад-жутдин вел ее на трех языках: русском, татарском и арабском. В целом, «язык мечети» в Башкортостане зависит от того, кто в ней служит имамом.

Такой дружественный процесс происходит в Таджикистане тоже. Всего в РТ проживают представители более 100 национальностей, в том числе русские, татары, башкиры и др. В РТ действуют немало общественных организаций и НКО народов России — «Анастасия», «Сабантуй»,

«Башкортостан», «Русский мир», «Русская общины» и многие другие. Эти организации и диаспоры тоже в меньшей степени занимаются культурой, в большей степени — рынком и экономической деятельностью. Есть межнациональные семьи между таджиками и татарами, башкирами [8; 3].

Таким образом, таджикская миграция в этнокультурном пространстве Башкортостана играет значительную роль. Поэтому миграционную политику должны формировать представители органов государственной власти, ведомств, министерств, общественных организаций, НКО и научных учреждений. Регулирование миграционных процессов необходимо стратегически ориентировать как на решение задач экономического развития страны, социальных и гуманитарных проблем Башкортостана, так и на удовлетворение духовных и социокультурных потребностей беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов всех категорий [3].

В отсутствии реформ продолжится общая люмпенизация центрально-азиатских обществ, поскольку все более или менее образованные, квалифицированные, здоровые и энергичные люди уезжают в Россию и принимают российское гражданство. Учитывая, что многие покинули регион после развала СССР, центрально-азиатские страны не могут позволить себе терять людей и дальше, если хотят выжить в качестве жизнеспособных и независимых государств. Как уже отметили, даже сезонные миграции не проходят бесследно, отъезд мужчин серьезно сказывается на проблемах детей и их матерей, особенно в селе, и имеют социальные последствия. Как изменится демографическая ситуация в Таджикистане? Миграционные процессы (общие) и активизация внутренних миграционных процессов, в которых большей частью (со значительным преобладанием) будет участвовать мужское население страны, приведет к демографическим перекосам, т.е. в регионах РТ население будет преимущественно женским, а в центре — мужским. Это неблагоприятно отразится на рождаемости, которая и сегодня-то оставляет желать лучшего. Сегодня демографы прогнозируют, что если не предпринять действенных мер в этом направлении, ситуация будет неблагоприятной, что вызовет значительные изменения в социальной сфере. Демографическая катастрофа — не природный катаклизм, ее последствия не компенсируешь

денежными и материальными средствами, преодолеть ее не поможет гуманитарная помощь из-за рубежа. Выход из демографической ямы — длительный, дорогостоящий процесс. Необходимо учитывать, что при определенных условиях, сохранение генофонда — задача невыполнимая. Снижение уровня жизни, социальная незащищенность пенсионеров и детей проявятся практически сразу. Одной из проблем станет рост коррупции, точнее переориентации коррупции с миграции на коренное население РТ и будут другие сложные проблемы. С начала 2010 года на заработки в города и регионы РФ из РТ выехало около 800 тысяч таджикистанцев. В связи с введением патентов на территории РФ пребывание и трудоустройство наших соотечественников значительно облегчились. Таджи-кистанцы заняли второе место среди иностранцев, получивших патенты на трудовую деятельность в РФ, что внесло немалую сумму платежей в бюджет РФ. На первом месте по получению патентов стоит Узбекистан. Напомним, система выдачи патентов начала действовать с июля месяца 2010 года. С 1 января 2015 года для мигрантов приняты новые условия, которые повлияли на общую картину [4].

Контролируемая трудовая миграция является взаимовыгодной — России нужны дополнительные трудовые ресурсы, а Таджикистан обладает ими в избытке. Экспорт рабочей силы является для республики важнейшим ресурсом роста экономики. Россия создала для таджикских трудовых мигрантов привилегированный режим: возможность находиться в РФ без постановки на миграционный учет в течение 15 дней, а также продление срока разрешения на работу до 3-х лет без необходимости выезда за пределы РФ. В РТ сохраняется потребность в получении высшего образования в российских учебных заведениях, а всего в настоящее время в вузах РФ обучается около 7 тысяч таджикских студентов [1, с. 8—9].

Миграционные процессы имеют свои результаты: обеспечивают культурно-цивилизационное развитие евразийской интеграции, модели меж-цивилизационного диалога в системе международных отношений (ЦА и РФ), формируют межцивилизационные контактные регионы и имеют особенности взаимодействия на региональных уровнях. Правильная политика в этом направлении обеспечит возможность оптимизации межцивилизационного взаимодействия

в целях укрепления безопасности, противодействия экстремизму и международному терроризму [5; 6]. Правильная миграционная политика обеспечит перспективы развития молодёжной политики государств ЦА в рамках межцивилизационного взаимодействия на евразийском пространстве. Эти процессы имеют большой исторический опыт положительного межцивилизационного взаимодействия на современные международные отношения [5; 7; 9]. В результате этих процессов в Таджикистане появляются дачи, домики, дворы и квартиры европейского стиля, особенно русского характера, и во всех направлениях формируются межнациональные и межцивилизационные культурные отношения народов РФ и ЦА.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. История таджикского народа. Т.6. Переселение — как это было / сост. Курбанова М.— Душанбе, 2011.

2. Дайджест, 2010, 2 декабря, № 48 (832).

3. По материалам прессы (ТВ, радио и газеты).

4. Материалы информаторов-мигрантов (Т Абдул-лоев, З. Хомидов, Дж. Эркаев, А. Мустафоев, Л. Эрка-баев, С. Тоштемиров, Э. Тоштемиров, И. Абдулхайров, А. Мустафоев, С. Долиев, К. Шодмонов, Д. Шод-монов, А. Кадыров, К. Исломов и др.)

5 История таджикского народа. Т.6. История таджикского народа ХХ века / сост. Хайдаров Г.Х. — Душанбе, 2011.

6. Материалы: Росстат за 2004—2014 годы.

7. Народная газета. — 2015, 14 января.

8. Сабантуй — праздник дружбы // Согдийская правда. — 2009, 8 июля.

9. Махмутов А.Х., Пескова Д.Р. Миграционные проблемы современной России. Проблемы востоковедения. - 2014. - №2(64). - С. 28-34.

REFERENCES

1. Istoriia tadzhikskogo naroda. T.6. Pereselenie — kak eto bylo [The history of the Tajik people Vol. 6. Resettlement as it was]. Comp. by M. Kurbanova. Dushanbe, 2011.

2. Daidzhest [Digest], 2010, December 2, no. 48 (832).

3. Po materialam pressy (TV, padio i gazety) [According to the media materials. (TV, radio and newspapers)].

4. Materialy informatorov-migrantov (T. Abdulloev, Z. Khomidov. Dzh. Erkaev, A. Mustafoev, L. Erkabaev, S. Toshtemirov, E.Toshtemirov, I.Abdulkhairov, A. Mustafoev, S. Doliev, K. Shodmonov, D. Shodmonov, A. Kadyrov, K. Islomov i dr.) [Materials from informants migrant (T. Abdulloev, Z. Homidov. Dzh. Erkaev, A. Mustafoev, L. Erkabaev, S. Toshtemirov, E. Toshtemirov, I. Abdul-hayrov A. Mustafoyev, S. Doliev, K. Shodmonov, D. Shodmonov, Akhmad Kadyrov, K. Islomov, etc.)].

5. Istoriia tadzhikskogo naroda. T.6. Istoriia tadzhikskogo naroda XX veka [The history of the Tajik people. Vol. 6. The history of the Tajik people of the XXth century]. Comp. by Khaydarov G.H. Dushanbe, 2011.

6. Materialy: Rosstat za 2004—2014 gody [The materials of Rosstat for 2004-2014].

7. Narodnaia gazeta — People's newspaper, 2015, January 14.

8. Sabantuj — prazdnik druzhby [Sabantuy as a feast of friendship]. Sogdiiskaia pravda, 2009, July 8.

9. Makhmoutov A.Kh., Peskova D.R. Migratsionnye problemy sovremennoi Rossii [Modern Russia's migrationary problems]. Problemy vostokovedeniia — The Problems of Oriental studies. - 2014. №2 (64). p. 28-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.