Научная статья на тему 'Таджикистан: национальное примирение и вооруженные формирования объединенной оппозиции'

Таджикистан: национальное примирение и вооруженные формирования объединенной оппозиции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1816
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Евразии
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таджикистан: национальное примирение и вооруженные формирования объединенной оппозиции»

БЕЗОПАСНОСТЬ

Таджикистан: национальное примирение и вооруженные формирования объединенной оппозиции

Музаффар Олимов, Саодат Олимова

Итоги гражданской войны 1992—1993 годов в Таджикистане и последовавшего за ней длительного периода противостояния между правительством и силами Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) были поистине трагическими для страны. Погибли более 50 тыс. человек, не менее 800 тыс., или каждый седьмой житель Таджикистана, покинули свои дома, более 55 тыс. детей осиротели. Общество оказалось расколото, происходили столкновения между фактически неконтролируемыми вооруженными группировками, народное хозяйство понесло огромный ущерб, что привело к тяжелейшему экономическому кризису. В конце концов, враждующие стороны были вынуждены сесть за стол переговоров. В апреле

1994 года официальные власти Таджикистана и лидеры ОТО начали под эгидой ООН переговоры, призванные содействовать началу национального примирения.

27 июня 1997 года в Москве было подписано Общее соглашение об установлении мира и национального согласия между правительством Республики Таджикистан и ОТО. Тем самым был положен конец четырехлетнему вооруженному конфликту. Президент Э. Рах-монов и лидер ОТО С. А. Нури официально заявили о том, что подписание Общего соглашения знаменует собой начало этапа «выполнения достигнутых договоренностей в их полном объеме и взаимосвязи, что навсегда положит конец братоубийственному конфликту в Таджики-

Музаффар Абдуваккосович Олимов, директор аналитического центра «Шарк», Душанбе.

Саодат Кузиевна Олимова, руководитель социологической службы аналитического центра «Шарк», Душанбе.

стане, обеспечит взаимопрощение и амнистию, вернет беженцев к родным очагам, создаст условия для демократического развития общества, проведения свободных выборов и восстановления экономики страны, разрушенной многолетним конфликтом». Представители обеих сторон подчеркивали, что отныне «высшими национальными приоритетами страны являются мир и национальное единство всех таджикистанцев, независимо от их национальности, политической ориентации, вероисповедания и региональной принадлежности»!. Страна вступала в мирную жизнь.

Общее соглашение о мире предполагало в первую очередь прекращение огня. Это означало, в частности, что действовавшие под руководством ОТО вооруженные формирования брали на себя обязательство сложить оружие. В свою очередь, составлявшие костяк оппозиции партии (Исламская партия возрождения Таджикистана, часть Демократической партии Таджикистана, движение «Лаъли Бадахшон» и др.) должны были стать политическими партиями, а не военно-политическими объединениями. Правительственная сторона заявляла о согласии выделить ОТО 30% должностей в органах исполнительной власти, министерствах, ведомствах и других государственных структурах всех уровней, а также предоставить оппозиции возможность участвовать в политическом процессе.

Естественно, что после четырех лет вооруженного противостояния обеим сторонам было очень трудно вести диалог, основанный на компромиссе и отказе от силовых решений. Тем не менее, несмотря на постоянно возникающие в ходе примирения противоречия и спорные ситуации, с 1998 года между правительственной стороной и ОТО не было отмечено военных столкновений. Основным полем решения проблем стала Комиссия по национальному примирению (КНП), начавшая свою работу в сентябре 1997 года. Параллельно с ней для решения сложных вопросов создаются двусторонние комитеты, комиссии и рабочие группы. Так, разногласия, возникшие летом 1998 года между властными структурами страны и ОТО в результате принятия Закона о партиях, и, как их следствие, приостановка работы КНП были преодолены благодаря созданию согласительной комиссии, которая выработала приемлемое для обеих сторон компромиссное решение. В свою очередь, споры, вспыхнувшие весной 1999 года между вооруженными формированиями в Кофар-нихонском районе, решены комиссией, которой руководили со стороны оппозиции А. Тураджон-зода, а со стороны правительства — секретарь Совета Безопасности Республики Таджикистан А. Азимов.

Иными словами, процесс примирения прежде конфликтовавших сторон означал, что при согласовании их позиций на смену силовым методам решения проблем пришли политические инструменты взаимодействия.

Особое значение в урегулировании межтаджикского конфликта имеет процесс демобилизации бойцов вооруженных формирований ОТО и их интеграции в вооруженные силы Республики Таджикистан. 3 августа 1999 года в Комиссии по национальному примирению состоялась церемония подписания руководством ОТО Заявления о роспуске своих вооруженных формирований. Мирный процесс в стране приобрел, таким образом, необратимый характер. Это не означает, однако, что в Таджикистане полностью преодолены барьеры недоверия и разобщенности. Их сохранение связано и с трудностями включения бывших бойцов ОТО в мирную жизнь, с наличием у населения оружия, с проблемами реформирования национальных вооруженных сил.

Правовая база процесса национального примирения

Подписанию московского Общего соглашения об установлении мира и национального согласия предшествовало принятие бывшими конфликтующими сторонами ряда важных документов, послуживших необходимой базой для его окончательной разработки. Они были приняты в течение трех с небольшим лет (с апреля 1994 по июнь 1997 года) и стали правовой основой процесса достижения мира и национального согласия в Таджикистане.

19 апреля 1994 года в ходе первого раунда межтаджикских переговоров в Москве был подписан Протокол об образовании Совместной комиссии по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. Эта Комиссия создавалась правительством Таджикистана и оппозицией на паритетных началах и под эгидой ООН2. 17 сентября того же года на промежуточных консультациях в Тегеране было заключено Соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны на период переговоров. Правительство Таджикистана и ОТО договаривались о временном прекращении враждебных действий в районе таджикско-афганской границы и внутри страны, подчеркивая, что под «враждебными действиями» они понимают любые нарушения этой границы, а также наступательные операции внутри страны, об-

стрелы сопредельных территорий, проведение любого рода военных учений, как и какие-либо передислокации регулярных и нерегулярных военных формирований в Таджикистане. При этом обе стороны заявляли также о прекращении взаимных террористических и диверсионных акций на таджикско-афганской границе, внутри республики и в других странах. Они брали на себя обязательство не допускать убийств, захвата заложников и незаконных арестов каждой из сторон, грабежей гражданского населения и военнослужащих как в самом Таджикистане, так и в других странах. В документе речь шла и об отказе обеих сторон от блокирования населенных пунктов, народнохозяйственных и военных объектов, а также любых средств коммуникации, прекращении использования всех средств связи и массовой информации в целях подрыва процесса национального примирения и, что существенно, запрете на апелляцию к религии и религиозным чувствам верующих, к любой идеологии в интересах разжигания взаимной непримиримости. Временное прекращение огня должно было действовать до проведения в Таджикистане референдума по проекту новой конституции и выборов президента республики3. Это был лишь первый шаг на пути к решению разделявших стороны спорных вопросов.

В ноябре 1994 года участники межтаджикских переговоров подписали Протокол о полномочиях Совместной комиссии (СК) по осуществлению Соглашения о временном прекращении огня. Комиссия становилась основным органом контроля над выполнением положений этого документа. Вновь созданный орган имел право толкования положений Соглашения о временном прекращении огня, расследования случаев его возможных нарушений обеими сторонами. В этой связи Комиссия могла требовать предоставления ей в кратчайшие сроки объективной, полной и достоверной информации от любых государственных органов и должностных лиц Республики Таджикистан, а также от руководства и полевых командиров оппозиции. В свою очередь, она получала полномочия предоставлять правительству и оппозиции, ООН и наблюдателям на межтад-жикских переговорах свои предложения о путях предотвращения возможных нарушений Соглашения и преодоления их последствий. СК создавалась на паритетных началах из 10 членов. Правительство Таджикистана и ОТО гарантировали их безопасность. Участники Комиссии получали право беспрепятственного и безопасного передвижения по территории не только Таджикистана, но и по согласованию с правительством Афганистана — по территории этой страны

в районах размещения лагерей и баз ОТО. Финансовое и материальное обеспечение деятельности СК на таджикской территории взяло на себя правительство Республики Таджикистан, на территории Афганистана — ОТО4.

Оба документа позволили сделать следующий важный шаг вперед в решении вопроса о межтаджикском урегулировании. 17 августа

1995 года правительство Таджикистана и ОТО подписали Протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в Таджикистане. В нем содержалась договоренность о проведении, начиная с 18 сентября 1995 года, непрерывного раунда переговоров с целью скорейшего заключения Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Предполагалось, что Общее соглашения должно будет состоять из отдельных протоколов по нескольким блокам проблем. Речь шла в первую очередь о политических проблемах, включая организацию консультативного форума народов Таджикистана, свободу функционирования всех политических партий и политических движений и участие их представителей во властных структурах. Эти вопросы ставились как предпосылка углубления процесса демократизации таджикистанского общества. Не менее важен был блок военных проблем, включавший реформу правительственных силовых структур, роспуск и разоружение участников вооруженных формирований оппозиции, их интеграцию в правительственные вооруженные силы или в сферу гражданской жизнедеятельности страны в соответствии с графиком, который предполагалось выработать в ходе дальнейших переговоров. Наряду с этим, подписанный обеими сторонами документ предусматривал добровольную и безопасную репатриацию и реинтеграцию беженцев, на которых распространялись гарантии правовой, экономической и социальной защиты.

Протокол предусматривал создание Комиссии по наблюдению и контролю над соблюдением сторонами Общего соглашения. Речь шла и о возможных гарантиях его выполнения со стороны ООН, третьих государств, а также международных организаций — наблюдателей на межтаджикских переговорах и о проведении конференции доноров для финансирования программ реинтеграции беженцев, перемещенных лиц и тех, кто будет демобилизован в процессе национального примирения. В ходе этой конференции предполагалось поставить вопрос об оказании помощи в восстановлении разрушенного гражданской войной народного хозяйства страны. Все эти блоки проблем должны были стать неотъемлемыми элементами Общего

соглашения. Одновременно правительство и оппозиция согласились продлить срок действия Соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны на очередные шесть месяцев, до 26 февраля 1996 года5.

19 июля 1996 года участники переговоров подписали в Ашхабаде Совместное заявление о прекращении боевых действий и соблюдении Тегеранского соглашения. Они договорились прекратить боевые и другие враждебные действия внутри страны, в частности в Тавильдаринском районе и на таджикско-афганской границе, в соответствии с положениями Тегеранского соглашения о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе и внутри страны6. Иными словами, вооруженные силы сторон оставались на позициях, которые они занимали на день подписания заявления. Контроль над соблюдением этой договоренности должны были осуществлять представители Миссии наблюдателей ООН. При этом вооруженные силы правительства и вооруженные формирования оппозиции становились гарантами безопасности в районах их размещения, а также должны были отвечать за разминирование местных дорог и безопасное прохождение по ним товаров, грузов гуманитарного назначения, возвращающихся в родные места гражданских лиц. Два месяца спустя это Заявление стало объектом практической реализации.

15 сентября в Гарме состоялась встреча делегации Государственной комиссии Республики Таджикистан и полевых командиров Каратегинского направления. В целях достижения полного прекращения огня и военных действии в Комсомолабадском, Гармском, Таджикабадском и Джиргатальском районах и до решения политических проблем в ходе очередных раундов межтаджикских переговоров участники встречи согласились вывести с территории Джиргаталь-ского и Таджикибадского районов военные посты обеих сторон и восстановить там органы внутренних дел и государственной безопасности. Невооруженные члены формирований ОТО получали право находиться в районных центрах — Таджикабаде, Гарме и Джиргатале. Итогом встречи стало свободное передвижение транспортных средств и граждан на дороге Душанбе—Джиргаталь.

11 декабря 1996 года в селении Хосдех (Северный Афганистан) правительство Таджикистана и оппозиция подписали Протокол об урегулировании военно-политической обстановки в зонах противостояния (Хосдехское соглашение). Документ обязывал как прези-

дента Рахмонова, так и руководителя ОТО Нури вплоть до подписания в Москве Общего соглашения прекратить все боевые действия и отвести свои вооруженные подразделения и формирования от автострады Душанбе—Хорог. При этом каждая из сторон осуществляла значительную передислокацию своих вооруженных формирований, а оппозиция освобождала военнослужащих правительственных войск, захваченных в плен или взятых в заложники. В целях предотвращения контрабандного ввоза и вывоза материальных ценностей, оружия, наркотических веществ и других запрещенных законом товаров стороны договаривались создать на границе Джиргатальского района с Кыргызстаном совместный пункт таможенного контроля и совместный пограничный пост. На территории Тавильдаринского, Комсомолабадского, Гармского, Таджикабадского и Джиргатальско-го районов восстанавливались законные органы власти. При подборе и расстановке личного и руководящего состава органов внутренних дел предпочтение отдавалось местным профессионалам. ОТО признавала вновь создававшиеся властные структуры и обязывалась не препятствовать их функционированию7.

23 декабря 1996 года в Москве был подписан Протокол об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению, которая создавалась как основной орган достижения национального примирения на переходный период. Целью ее деятельности становилась реализации договоренностей, заключенных в ходе меж-таджикских переговоров, создание атмосферы взаимного доверия между сторонами и налаживание диалога между различными политическими силами в интересах восстановления и укрепления гражданского согласия. Документ предусматривал, что решения, принятые президентом и КНП по вопросам национального примирения, обязательны для выполнения всеми органами власти. Деятельность КНП должна была осуществляться в тесном взаимодействии с Миссией наблюдателей ООН и Миссией ОБСЕ в Таджикистане. После созыва нового Парламента и формирования его руководящих органов КНП должна была прекратить свою деятельность8. КНП должна была создать механизмы контроля над выполнением сторонами соглашений о мире и национальном согласии и осуществлении мер по возвращению беженцев, их включению в общественно-политическую и экономическую жизнь страны. На КНП возлагалась также задача разработки предложений по изменению законов о функционировании политических партий и средств массовой информации.

13 января 1997 года правительство Таджикистана и оппозиция подписали в Тегеране Протокол по вопросам беженцев. Этот документ включал принципиальные положения, согласно которым обе стороны должны были, в частности, активизировать взаимные усилия, направленные на осуществление добровольного и безопасного возвращения беженцев и вынужденных переселенцев в места их постоянного проживания. Протокол предполагал завершить этот процесс в течение 12—18 месяцев со дня его подписания. В целях обеспечения безопасности беженцев стороны обращались к ООН, ОБСЕ, УВКБ с просьбой об оказании содействия в решении этого вопроса, а также расширения присутствия представителей этих организаций в местах расселения беженцев. Правительство брало на себя обязательства по реинтеграции возвращающихся беженцев и вынужденных переселенцев в социально-экономическую жизнь страны, по оказанию им гуманитарной и финансовой помощи, содействию в трудоустройстве, строительстве жилищ, восстановлении в правах граждан Республики Таджикистан (включая возвращение им жилья и имущества, равно как и сохранение за ними непрерывного трудового стажа). Оно заявляло, что, в соответствии с действующими законодательными актами, не будет привлекать возвращающихся беженцев и вынужденных переселенцев к уголовной ответственнос-

_ _ <_><_> п

ти за участие в политическом противостоянии и гражданской войне9.

Затем, в соответствии с Бишкекским меморандумом от 18 мая 1997 года, стороны подтвердили приверженность ранее подписанным договоренностям о принятии Акта о взаимном прощении и закона об амнистии. Этот меморандум объявлял о включении в состав Центральной избирательной Комиссии на переходный период 25% представителей ОТО, реформировании правительства путем квотированного введения в него представителей оппозиции, снятии запретов на деятельность входящих в ОТО политических партий и движений, а также принадлежащих ей средств массовой информации. Подписанный там же Протокол по военным проблемам включал в себя договоренность о размещении в Душанбе контингента вооруженных формирований ОТО численностью в 460 человек и 40 членов охраны представителей оппозиции в КНП10. В ходе переговоров в столице Кыргызстана президент Таджикистана и руководитель ОТО договорились о многоаспектном решении проблемы обмена военнопленными и заключенными в ходе последующих переговоров между сторонами в Тегеране и Москве. Они заявили, что в результате Бишкекской встречи были заложены предпосылки успешного продолжения

межтаджикского диалога. Они договорились и о том, что КНП начнет свою деятельность сразу же после подписания Общего соглашения о мире и национальном согласии в Таджикистане п.

В тот же день стороны подписали Протокол по политическим вопросам. В документе предусматривалось, что президент Э. Рахмо-нов и КНП в первые дни деятельности Комиссии примут Акт о взаимном прощении в качестве ее первого политического решения. Не позднее чем по истечении одного месяца с момента принятия Акта, правительство Таджикистана примет закон об амнистии. В Протоколе подтверждалось решение об образовании на переходный период Центральной избирательной комиссии Республики Таджикистан по выборам и проведению референдума, как и о том, что 25% ее членов будут представлены ОТО. Комиссия наделялась необходимыми полномочиями для проведения выборов и референдума. После начала деятельности нового профессионального парламента предполагалось сформировать новую Центральную избирательную комиссию12.

Стороны также подтвердили, что реформирование правительства предполагает квотированное введение представителей ОТО в структуры исполнительной власти, включая министерства, ведомства, местные органы власти, а также судебные и правоохранительные органы. Соответствующие назначения должны были осуществляться по предложениям ОТО после консультаций между президентом республики и председателем КНП. Входящие в ОТО политические партии и движения начинали функционировать в рамках конституции и действующих законов Республики Таджикистан и в соответствии с нормами и гарантиями, закрепленными в Общем соглашении об установлении мира и национального согласия в стране13.

В Тегеранской декларации правительства и оппозиции от 28 мая

1997 года отмечалось, что подписанный в тот же день в иранской столице Протокол о гарантиях зафиксировал согласие государств-наблюдателей на межтаджикских переговорах выступить в качестве политических и моральных гарантов всеобъемлющего выполнения обеими таджикскими сторонами Общего соглашения14. В этой связи обе таджикские стороны заявили о целесообразности проведения встреч министров иностранных дел этих государств в Душанбе и договорились о включении в Протокол положения о создании в столице Таджикистана Контактной группы, состоящей из аккредитованных там послов государств-наблюдателей или специально назначенных ими представителей. В состав этой Группы вошли Специальный представитель Генерального секретаря ООН в Таджикистане, пред-

ставитель Главы миссии ОБСЕ в Таджикистане и представитель Организации Исламская конференция. Протокол о гарантиях подчеркивал важную роль ООН и ОБСЕ в процессе выполнения Общего соглашения.

Основополагающие соглашения между правительством и ОТО были включены в подписанное в Москве 27 июня 1997 года Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. В июле того же года в российской столице состоялось организационное заседание КНП, двадцать шесть членов которой были назначены на паритетных началах правительством и оппозицией. Председателем комиссии был избран С. Нури, а его заместителем — представитель правительства, первый заместитель председателя парламента А. Достиев. В сентябре 1997 года она начала свою работу в Душанбе.

Мандат КНП и ее четырех подкомиссий

Руководители и члены Комиссии работают на постоянной основе и не могут быть отозваны сторонами, за исключением обстоятельств, которые делают невозможным выполнение членами Комиссии своих обязанностей. В состав КНП входят четыре подкомиссии: по политическим вопросам, по военным вопросам, по вопросам беженцев и по правовым вопросам.

Комиссия наделяется правом при необходимости упразднять, объединять или создавать новые подкомиссии. Каждая подкомиссия избирает своего председателя, при этом две подкомиссии возглавляются представителями правительства и две — представителями ОТО. В случае необходимости КНП создает свои рабочие органы — экспертные группы, пресс-службу и т. п. Совместные комиссии, созданные в ходе межтаджикских переговоров, становились рабочими органами КНП. Основные выносимые на ее обсуждение вопросы решаются на базе консенсуса, в случае же возникновения серьезных разногласий между ее членами процедуру принятия решений определяет председатель Комиссии.

В рамках Протокола об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению как президент Республики Таджикистан, так и КНП должны выносить на всенародный референдум предложения по изменению действующей конституции или внесению в нее дополнений. Президент и КНП должны содейство-

вать подготовке и внесению на утверждение парламента, а если потребуется, и на всенародный референдум нового закона о выборах в общенациональный парламент и местные органы представительной власти. Их задачей становится также формирование Центральной избирательной комиссии переходного периода, реформирование правительства с учетом принципа представительства всех регионов Таджикистана, введение представителей оппозиции в структуры исполнительной власти: министерства, ведомства, местные органы власти, судебные и правоохранительных органы. Президент и КНП осуществляют контроль над расформированием и разоружением вооруженных формирований оппозиции и последующей интеграцией их участников в военные и гражданские структуры государства. Важным элементов их совместной деятельности становится также контроль над осуществлением полного обмена прежде конфликтовавшими сторонами военнопленными и заключенными и освобождением насильственно удерживаемых лиц. Сфера их полномочий включает принятие Акта о взаимопрощении и разработку закона об амнистии, который в дальнейшем должен быть принят парламентом.

Члены Комиссии обладают статусом неприкосновенности. Правительство и ОТО гарантировали членам Комиссии полную безопасность. Правительство гарантировало также неприкосновенность официальных и жилых помещений, в которых будут работать и жить члены Комиссии и их семьи. Для обеспечения безопасности членов Комиссии и их семей в составе Министерства безопасности было создано специальное подразделение численностью в 80 человек из числа представителей правительства и ОТО на паритетных началах. Расходы, связанные с содержанием и деятельностью КНП (заработная плата, связь, транспорт и т. п.), финансируются за счет средств государственного бюджета по специальной смете. В целях обеспечения бесперебойной эволюции процесса национального примирения и создания в обществе атмосферы взаимопонимания пресс-служба Комиссия проводит брифинги, издает пресс-релизы и бюллетени. Средства массовой информации правительства и ОТО могут регулярно освещать деятельность Комиссии15. В контексте взаимодействия между КНП, с одной стороны, и Миссией наблюдателей ООН и Миссией ОБСЕ в Таджикистане, с другой, международные организации призывались оказывать консультативную помощь и иные виды содействия КНП. Решения КНП, затрагивающие деятельность Миссии наблюдателей ООН, должны были приниматься ею в ходе

консультаций со Специальным представителем Генерального секретаря ООН16.

21 февраля 1997 года ОТО и правительство Таджикистана подписали в иранском городе Мешхеде Дополнительный протокол к Протоколу об основных функциях и полномочиях Комиссии по национальному примирению. В нем отмечалось, что необходимо из пункта основного Протокола, касающегося реформирования правительства, исключить слова «пропорционально представительству сторон в Комиссии по национальному примирению», а также предоставить оппозиции 30% мест в органах исполнительной власти. Мешхедский Дополнительный протокол провозглашал утратившим силу пункт основного Протокола, включавший в сферу ее полномочий деятельность, направленную на «реформирование оппозиционных военнополитических движений в политические партии»», в силу того, что этот вопрос решено было перенести в блок военных проблем17.

Законодательное обеспечение демобилизации и реинтеграции членов военных формирований

8 марта 1997 года участники межтаджикских переговоров подписали Протокол по военным проблемам, которому отводилась важнейшая роль в системе двусторонних договоренностей. Он был призван обеспечить одно из главных условий преодоления конфликта — разоружение нерегулярных вооруженных отрядов. Протокол предусматривал реинтеграцию, разоружение и расформирование вооруженных формирований ОТО, а также реформирование правительственных силовых структур. Выполнение этой задачи возлагалось на президента Республики Таджикистан и на КНП. Президент и КНП должны были работать в тесном взаимодействии друг с другом и Миссией наблюдателей ООН в Таджикистане.

Конкретными аспектами демобилизации и реинтеграции должны были заниматься подкомиссия КНП по военным вопросам, а также образуемая на паритетных началах совместная Центральная аттестационная комиссия. Предусматривалось, что правительство и ОТО будут обмениваться в этой связи необходимой информацией. При этом обе стороны пришли к решению, что неучтенные в их информации вооруженные формирования будут обязаны заявить о себе подкомиссии КНП по военным вопросам в течение двух месяцев со дня начала работы КНП. Вооруженные формирования, которые

откажутся содействовать выполнению положений этого документа, будут рассматриваться обеими сторонами как незаконные и подлежат принудительному разоружению.

Проведение разоружения и расформирования вооруженных формирований ОТО, а также их реинтеграции в военные и гражданские структуры должно было осуществляться поэтапно. На первом этапе ОТО должна была сосредоточить свои вооруженные формирования в согласованных сторонами пунктах сбора: Ванчском, Гармском, Джиргатальском, Комсомолабадском, Кофарнихонском, Рушанском, Тавильдаринском и Таджикабадском районах, городе Хороге и кишлаке Магмуруд Ленинского района. В пунктах сбора производятся регистрация и учет личного состава этих формирований, медицинское освидетельствование их участников, учет находившегося в их распоряжении вооружения, боевой техники и боеприпасов, которые должны складироваться в надежно охраняемых помещениях. Длительность первого этапа составляла два месяца с момента начала деятельности КНП.

В ходе этого же этапа вооруженные формирования ОТО, находившиеся на территории Афганистана, должны были поэтапно переправиться на территорию Республики Таджикистан в заранее определенные пункты сбора. Местами перехода для них были определены пограничные контрольно-пропускные пункты Ишкашим и Нижний Пяндж. С согласия афганских властей подкомиссия по военным вопросам КНП и Миссии наблюдателей ООН могли выезжать в Афганистан и фиксировать сданное оружие и боеприпасы. Вооруженные формирования ОТО должны были пересекать границу без оружия и боеприпасов. Коллективным Миротворческим Силам (КМС) СНГ под наблюдением Миссии наблюдателей ООН вменялось в обязанность сопровождение личного состава, оружия и боеприпасов формирований оппозиции до пунктов сбора. Базовые лагеря и центры подготовки вооруженных формирований ОТО за пределами Таджикистана расформировывались и закрывались одновременно с передислокацией частей ОТО на пункты сбора.

В ходе второго этапа, начинавшегося не позднее чем через месяц после завершения сосредоточения вооруженных формирований ОТО в пунктах сбора, из числа их участников должны были формироваться подразделения вооруженных сил Республики Таджикистан. Вступавшие в них солдаты принимали воинскую присягу, получали официальное обмундирование, отдельными подразделениями приписывались к соответствующим силовым структурам

государства и подчинялись соответствующему командованию. На них распространялось действие нормативных актов и воинских уставов таджикской армии. В свою очередь, руководство ОТО должно было публично заявить о роспуске своих вооруженных формирований.

В течение третьего этапа совместная Аттестационная комиссия должна была произвести аттестацию личного состава реинтегрированных подразделений ОТО, в индивидуальном порядке решая вопросы пригодности к дальнейшему прохождению военной службы и ее характера, а также рекомендовать тех или иных бывших командиров бывших формирований оппозиции к назначению на командные должности в армии. Лица, не изъявившие желания продолжать службу или признанные непригодными к ней по состоянию здоровья, некомпетентными или имевшими судимость до мая 1992 года, подвергались демобилизации и возвращались к гражданской жизни.

В Протоколе отмечалось, что мероприятия, предусмотренные на первом, втором и третьем этапах реинтеграции вооруженных формирований ОТО в силовые структуры правительства, должны были быть проведены в течение шести месяцев с момента начала деятельности КНП.

Задачей четвертого этапа реинтеграции провозглашалось полное слияние бывших подразделений ОТО с правительственными силовыми структурами. Этот процесс должен был быть полностью завершен к истечению переходного периода, то есть до 1 июля 1998 года. Реинтегрированные подразделения ОТО направлялись в места их постоянной дислокации и расквартировывались в отдельных казармах. Одно из этих подразделений, численность которого определялась президентом и руководителем ОТО, должно было быть расквартировано в Душанбе за неделю до начала работы КНП. Одновременно стороны договорились, что бывшие сотрудники силовых структур, вынужденно оставившие места прежней службы из-за гражданского противостояния и изъявившие желание продолжить службу, по рекомендации совместной Аттестационной комиссии должны быть восстановлены на прежних или равнозначных должностях. В свою очередь, лица, состоявшие в вооруженных формированиях ОТО и изъявившие желание получить военное образование, получали равные с другими гражданами страны возможности для обучения в военных учебных заведениях. Реформирование же силовых структур правительства осуществлялось на основе переаттестации их лично-

и т т <_> <_> <_>

го состава совместной Центральной аттестационной комиссией в течение шести месяцев с момента начала деятельности КНП. Эта же

Комиссия принимала решения об увольнении в запас и реинтеграции в гражданскую сферу сотрудников силовых структур, основываясь на трех критериях — состоянии здоровья, наличии судимости до мая 1992 года и профессиональной пригодности.

Одновременно вооруженные подразделения, сформированные местными органами власти во время гражданской войны (силы самообороны, группы охраны, неконтролируемые формирования и т. п.) расформировывались в течение шести месяцев с момента начала деятельности КНП. Все попытки создания новых подобных подразделений пресекались. Участники этих подразделений, изъявившие желание продолжить военную службу, могли интегрироваться в силовые структуры правительства. Члены этих формирований, не изъявившие такого желания, имевшие судимость в период до мая 1992 года или непригодные по состоянию здоровья к дальнейшей военной службе, разоружались и реинтегрировались в сферу гражданской жизнедеятельности.

В период реализации мероприятий, предусматривавшихся данным Протоколом, правительство и ОТО брали на себя обязательство строго соблюдать положения Тегеранского соглашения и пресекать любые попытки дестабилизировать ситуацию в Республике Таджикистан. На всех этапах реинтеграции вооруженных формирований ОТО и реформирования силовых структур правительства обе стороны должны были осуществлять совместные мероприятия по борьбе с уголовной преступностью. В целях формирования взаимного доверия на первом, втором и третьем этапах реинтеграции предполагалось установление и поддержание постоянных контактов на уровне командиров правительственных и оппозиционных подразделений, организация контактов личного состава, а также проведение отдельных мероприятий по их совместному обучению. Контроль над процессом выполнения всех этих договоренностей, как и предоставление экспертной консультативной помощи на всех этапах их реализации возлагались на миссию ООН в Республике Таджикистан18.

Демобилизация: проблемы и результаты

За два с половиной года деятельности КНП была проделана значительная работа в рамках всех ее подкомиссий. В страну вернулись практически все беженцы из Афганистана (в том числе участники вооруженных формирований ОТО) — около 10 тыс. человек. Про-

должают возвращаться беженцы и из стран СНГ. Приняты постановления парламента об амнистии, из мест заключения вернулись практически все оппозиционеры. Сняты запреты на деятельность политических организаций, входящих в состав ОТО, прежде всего, Исламской партии возрождения Таджикистана.

Получило необходимую юридическую базу решение вопросов демобилизации и реинтеграции участников вооруженных формирований ОТО. Имеется в виду пакет законодательных актов Маджлиси Оли (парламента) Республики Таджикистан, среди которых прежде всего следует упомянуть принятое 1 августа 1997 года постановление «Об амнистии участников политического и военного противостояния в Республике Таджикистан»19.

Ему предшествовало постановление № 542 от 22 августа 1995 года «О дополнительных мерах по возвращению беженцев — граждан Республики Таджикистан и вынужденных мигрантов в места постоянного жительства и их социально-правовой защите». В нем говорилось о восстановлении на прежних должностях беженцев и участников вооруженного противостояния или предоставлении им равноценных должностей20. В дальнейшем Маджлиси Оли принял также постановление № 224 от 12 мая 1997 года «О мерах по выполнению Протокола по вопросам беженцев, подписанного между делегациями Правительства Республики Таджикистан и Объединенной таджикской оппозиции 13 января 1997 г. в Тегеране»21 и постановление № 287 от 14 июля 1997 года «О дополнительных мерах по осуществлению Общего соглашения об установлении национального согласия в Таджикистане»22. Помощь в интеграции бывших участников оппозиционного движения призвана оказывать и Государственная миграционная служба Республики Таджикистан, работающая в тесном сотрудничестве с локальными центрами занятости, хотя недостаток финансирования препятствует полномасштабной реализации ее программ по профессиональному обучению и переподготовке демобилизованных бойцов. При Министерстве юстиции был создан центр по оказанию юридической помощи возвращающимся к мирной жизни бойцам. В Хороге на базе областной больницы в 1998 году был организован Реабилитационный центр, где осуществляется медицинская, в том числе психологическая, реабилитация бывших бойцов. Однако из-за отсутствия финансирования этот Центр проработал лишь два месяца23.

Процессу демобилизации и интеграции в определенной мере содействует зарубежная помощь, предоставляемая как правительствен-

ными, так и неправительственными структурами. В июне 1999 года правительство США выделило Офису проектных служб ООН грант в размере 800 тыс. долларов для оказания помощи при демобилизации и реинтеграции бойцов бывших вооруженных формирований ОТО в Гармском регионе. Им же были предоставлены 350 тыс. долларов для осуществления программы переподготовки демобилизованных бойцов ОТО и создания рабочих мест24. Программа развития ООН разрабатывает специальный проект по трудоустройству и демобилизации бойцов ОТО, а Всемирная продовольственная программа ООН оказывала продовольственную помощь официально зарегистрированным вооруженным формированиям ОТО в соответствии с соглашением, достигнутым между председателем КНП лидером ОТО Нури и представительством ООН в Душанбе. Свой вклад вносят и неправительственные организации Таджикистана. Так, весной 1999 года ассоциация «Авесто» в рамках программы «Мир во имя жизни» и при финансовой поддержке Международного Фонда «Каунтерпат Консорциум» провела несколько семинаров-тренингов для бывших бойцов ОТО.

И все же основные усилия предпринимаются правительством и руководством. Их можно квалифицировать как относительно успешные. В соответствии с положениями Военного протокола с сентября 1997 года в Таджикистане были разработаны и осуществлены мероприятия по реализации первого и второго этапов демобилизации и реинтеграции вооруженных формирований оппозиции. Их результатом стало завершение к маю 1999 года регистрации и аттестации Центральной Аттестационной Комиссией бойцов оппозиции, а к ноябрю того же года Комиссия в основном окончила аттестацию членов правительственных силовых структур. 16 февраля 1999 года правительство Таджикистана обнародовало постановление «О создании временных подразделений регулярных вооруженных сил из числа бойцов ОТО», согласно которому подразделения оппозиции как отдельные формирования интегрировались в правительственные войсковые структуры25. На этой основе было сформировано несколько батальонов Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Комитета по охране государственной границы. В их числе, в частности, созданный в марте 1999 года в Хороге временный специальный батальон при Управлении внутренних дел Горно-Бадахшан-ской автономной области. Вооружение и техника батальона были зарегистрированы в этом региональном Управлении. Около одной

тысячи бывших бойцов ОТО были интегрированы в подразделения Министерства внутренних дел Таджикистана (два мотострелковых взвода, расквартированные в Гарме и Кофарнихонском районе)26. Из числа бойцов ОТО Комитетом по охране государственной границы Республики Таджикистан были созданы шесть пограничных комендатур, каждая числом от 200 до 250 человек27. При проведении аттестации части командиров ОТО было предложено пройти обучение в военных учебных заведениях. Были осуществлены и дополнительные меры, направленные на углубление процесса интеграции. В частности, пятьдесят командиров и бойцов бывших вооруженных формирований прошли специальный курс обучения в учебном центре Министерства обороны Республики Таджикистан. Цель этого проекта заключалась в том, чтобы ознакомить интегрирующихся командиров ОТО с порядком несения службы в вооруженных силах республики, оформлением военных городков и с принятыми в армии военными стандартами28.

Нельзя, однако, не отметить, что процесс осуществления третьего этапа реализации Военного протокола столкнулся со значительными трудностями. Во-первых, возникла необходимость преодолеть противоречия между заключенными правительством и руководством ОТО соглашениями, с одной стороны, и законодательством Таджикистана, в частности Уголовным кодексом страны, с другой. Эти противоречия давали возможность различного толкования законов на местах, что вызвало волну преследований возвращающихся бойцов ОТО, возбуждения уголовных дел против них. 4 мая 1999 года КНП обсудила сложившуюся ситуацию и обратилась к президенту Рахмонову с просьбой рассмотреть возможность амнистировать участников конфликта и членов вооруженных формирований ОТО. В тот же день президент издал Указ «О предложении КНП». Согласно Указу, рассмотрение уголовных дел в отношении членов вооруженных формирований ОТО должно было быть отсрочено до принятия акта об амнистии29. 14 мая того же года состоялась внеочередная сессия Маджлиси Оли, принявшая постановление «Об амнистии». Амнистия коснулась только находящихся на свободе сторонников ОТО30. Осталось 93 «спорных уголовных дела», которые еще некоторое время обсуждались юристами. Дискутируемым вопросом было также прекращение уголовных дел в отношении уже принявших присягу бойцов.

Во-вторых, возникли трения вокруг назначения командиров ОТО на руководящие должности, в том числе в силовых структурах

государства. Эти трения вызвали кризис мирного процесса и приостановку работы КНП в течение периода с 24 мая по 17 июня 1999 года. При активном участии Специального посланника Генерального секретаря ООН Я. Кубиша кризис был тем не менее разрешен. 17 июня бывшие противоборствующие стороны подписали «Протокол выполнения выводов рабочих групп правительства и ОТО». В соответствии с этим документом, глава государства должен был предоставить руководству ОТО перечень четырнадцати городов и районов, руководителями которых будут назначены представители оппозиции. В свою очередь, руководство ОТО в десятидневный срок должно было подготовить список своих кандидатов на эти должности. Затем, в течение недели эти назначения должны были быть произведены31.

3 августа 1999 года в КНП состоялась торжественная церемония подписания руководством ОТО Заявления о роспуске своих вооруженных формирований. Тогда же был зачитан Отчет о выполнении третьего этапа реализации Военного протокола Общего соглашения между правительством и оппозицией. В Отчете отмечалось, что к началу августа аттестацию прошли 6764 бойца ОТО. 4275 среди них признаны годными для продолжения службы в вооруженных силах Республики Таджикистан, 2430 демобилизованы по собственному желанию и по состоянию здоровья. С 15 сентября 1997 года по 27 июля 1999 года были зарегистрированы 1431 автомат Калашникова, 12 бронетранспортеров и 1 БМП32.

После обнародования Заявления о завершении третьего этапа КНП обратилась к гражданам страны с требованием о сдаче оружия в двадцатидневный срок. Следует отметить, что, начиная с 1993 года, Министерство внутренних дел Таджикистана постоянно проводит рейды по выявлению и конфискации незаконно хранящегося оружия. Однако на этот раз призыв о сдаче оружия был обращен к людям, проживающим в зонах военного противостояния, где боевые действия продолжались на протяжении последних семи лет. Для осуществления этого начинания правительство разработало и утвердило согласованный с КНП график сдачи оружия. В Гармской зоне

<_> т-' т <_> <_>

районов, в Горно-Бадахшанской автономной области и других местностях, которые находились под контролем ОТО, были созданы рабочие группы по приему оружия у граждан. Например, в Тавиль-даринском районе такая группа приняла у населения 3 тяжелых артиллерийских орудия, 1 систему АГС, 12 автоматов Калашникова, станковый пулемет, несколько карабинов и большое количество бое-припасов33. Тем не менее следует признать, что результаты кампании

по сдаче оружия оказались неудовлетворительными, поэтому срок сдачи несколько раз продлевался. Более того, после окончания сроков для жителей перечисленных выше территорий была отменена ответственность за незаконное хранение оружия, выявляемое в ходе проводившихся сотрудниками Министерства внутренних дел рейдов.

После окончания третьего этапа реализации Военного протокола КНП объявила, что оппозиционные партии больше не являются военно-политическими объединениями. 12 августа Верховный Суд РТ снял запрет с деятельности Исламской партии возрождения Таджикистана, Демократической партии Таджикистана, объединения «Лаъли Бадахшон» и движения «Растохез»34. С марта 1999 года начался четвертый этап реинтеграции, который должен был закончиться к февралю 2000 года. В ходе его должна была завершиться реинтеграция вооруженных формирований ОТО в вооруженные силы Таджикистана, а все воинские части и формирования должны были перебазироваться на постоянные места дислокации.

Подводя итоги решения военных проблем как важнейшего элемента курса на национальное примирение, следует прежде всего отметить, что сторонам не удалось выдержать сроки поэтапного выполнения Военного протокола. Мероприятия, предусмотренные на первом этапе со сроком исполнения в течение двух месяцев, то есть до середины ноября 1997 года, были признаны условно выполненными только в августе 1999 года Даже к осени того же года не удалось полностью добиться разоружения боевиков оппозиции и их интеграции в силовые структуры республики. По состоянию на начало декабря 1999 года в силовые ведомства страны было формально интегрировано около 5 тыс. боевиков оппозиции. По утверждению представителей правительства, более половины из них фактически оставались в местах своей прежней дислокации, не разоружились, занимались различными противоправными действиями. Менее половины реально вошли в состав так называемых «временных» подразделений, приписанных к вооруженным силам, Министерству внутренних дел, Комитету по охране государственной границы, Министерству по чрезвычайным ситуациям и делам гражданской обороны. Их финансирование обеспечивались из государственного бюджета.

Около тысячи боевиков остались вне рамок интеграции. Они должны были влиться в гражданский сектор. Однако у правительства нет средств для создания рабочих мест и обучения гражданским специальностям. В итоге значительная часть бывших боевиков зара-

батывает себе средства на жизнь с помощью оружия или занимается контрабандой наркотиков. Вообще финансовые трудности сказывались на всем протяжении последних лет. Именно из-за них не были своевременно оборудованы десять пунктов сбора отрядов оппозиции, предусмотренные Военным протоколом. Не хватало денег отремонтировать помещения, обеспечить здания водой и электричеством, организовать бесперебойное питание, приобрести кровати, одеяла и другие постельные принадлежности.

Далее, разоружение боевиков оппозиции надо признать во многом формальным. Процесс разоружения проходил очень сложно и противоречиво. В среднем на каждых трех зарегистрированных боевиков приходилась только одна единица учтенного стрелкового оружия. Подобное положение предполагает два наиболее вероятных объяснения: либо боевики берегут оружие, чтобы воспользоваться им при силовом захвате власти в стране, либо оппозиция не доверяет правительству и опасается, что оно попытается использовать силу. Правительство же не исключало, что лидеры ОТО могут предпринять новые попытки захватить власть с помощью оружия. Таким образом, одним из самых серьезных препятствий на пути демобилизации и реинтеграции является недостаток доверия между сторонами. Именно им можно объяснить случаи вооруженных столкновений между правительственными силами и отрядами ОТО в непосредственной близости от столицы в марте-апреле 1998 года и в самом Душанбе в апреле-мае. Стороны пытались использовать вооруженные формирования как средство взаимного давления при возникновении разногласий между ними по тем или иным вопросам. Практика эта прекратилась только после ноября 1998 года, когда часть формирований ОТО вместе с правительственными войсками участвовала в подавлении выступления полковника М. Худойбердыева и его сторонников в Ленинабадской области. Однако сближение сторон, обусловленное совместными действиями против «третьей силы», не отразилось на результатах регистрации боевиков и оружия, соотношение «три бойца — одна единица оружия» сохранилось.

Наконец, недостаточен уровень контроля над выполнением Военного протокола со стороны Миссии наблюдателей ООН, что объясняется в первую очередь отсутствием безопасности для членов миссии. В процессе вооруженного противоборства военные наблюдатели ООН не раз подвергались насилию со стороны боевиков ОТО и правительственных сил в районах боевых действий. Уже в

1998 году во время одной из инспекционных поездок на восток рес-

публики четверо представителей ООН были расстреляны. В результате военные наблюдатели ООН не имеют возможности реально контролировать сборные пункты, процессы сдачи и регистрации оружия, расформирования отрядов оппозиции.

Иными словами, если в сфере политического урегулирования в Таджикистане и очевиден прогресс, то в военной области, несмотря на определенные успехи, так и не завершено разоружение, интеграция идет медленно, вооруженные формирования оппозиции продолжают функционировать. Лидеры ОТО, заявившие в августе

1999 года о превращении своей организации в политическую, де-юре отмежевались от своих неразоруженных формирований и формально потеряли каналы воздействия на них. Применять же в отношении них силу и на ее основе содействовать дальнейшему развитию процесса разоружения означало бы спровоцировать в стране новый виток вооруженного противостояния. Острейшей проблемой всего процесса межтаджикского урегулирования, прежде всего в военной области, является нехватка финансовых средств. Государство пока не в состоянии решить эту проблему, опираясь лишь на собственные силы. Безусловно, лидеры страны и ОТО проявили максимум находчивости при решении наиболее сложных вопросов военного характера. Однако в этой области остаются объективные трудности и преодолеть их негативное влияние на процесс примирения вряд ли возможно только с помощью воли и согласия руководителей сторон.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Здесь и далее: Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Что оно собой представляет? // Вести о мире (Документы). Составители: А. Сатторзода и И. Усмон. Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане. Душанбе, 1997. С. 49.

2 Дорога мира (Документы межтаджикских переговоров). Душанбе, 1997. С. 122-123.

3 Там же. С. 130.

4 Там же. С. 134-135.

5 Там же. С. 152-153; Вести о мире... С. 68-71.

6 Здесь и далее: Дорога мира... С. 178-200.

7 Там же. С. 188-189; Вести о мире... С. 68-71.

8 Здесь и далее: Вести о мире... С. 74-75.

9 Дорога мира... С. 216-217.

10 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Вести о мире... С. 96-97.

12 Там же.

13 Там же. С. 104-106; Дорога мира... С. 220-223.

14 Здесь и далее: Дорога мира... С. 203-207.

15 Там же.

16 Вести о мире... С. 86-87.

17 Там же. С. 89-94; Дорога мира... С. 209-213.

18 Текст Протокола в: Народная газета, Душанбе, 1999, 19 февраля.

19 Текст Постановления в: Маджмуаи мухтасари меъёрхои эътирофшудаи хукуки байналмилали, конун ва санадхои зерконунии Чумхурии Точикистон оиди масоили гурезахо ва мухочирони ичбори (Краткий сборник международных и местных законодательных документов, относящихся к вопросам защиты беженцев и перемещенных лиц). Душанбе, 1998. С. 71-73.

20 Там же. С. 104-105.

21 Там же. С. 106-107.

22 Там же. С. 108-111.

23 Комиссия по Национальному Примирению. Информационный блиц «Азия Плюс». Душанбе, № 263, 1999, 31 мая.

24 Здесь и далее используется личный архив авторов.

25 См. сноску 18.

26 Информационный блиц «Азия Плюс», № 209, 1999, 10 марта.

27 Эти сведения авторам любезно предоставил член Подкомиссии по военным вопросам КНП А. Амирбеков.

28 Тот же источник.

29 Текст указа см.: Садои мардум, Душанбе, 1999, 13 мая.

30 Текст постановления см.: Садои мардум, 1999, 15 мая.

31 Данные Комиссии по Национальному Примирению, содержащиеся в личном архиве авторов.

32 Там же.

33 Информационный блиц «Азия Плюс», № 329, 1999, 1 сентября.

34 Там же, № 316, 13 августа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.