Научная статья на тему 'Т. В. Юрьева. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема'

Т. В. Юрьева. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. В. Юрьева. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема»

Т.В. Юрьева

КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ РУССКОЙ ЦЕРКВИ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА*

Канонизация понимается Русской православной церковью как признание какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Этот акт осуществлялся на основе утвердившихся представлений о святости, которые были закреплены в положениях церковного канона.

В соответствии с каноном, святой должен был являть собой идеал христианского подвижничества, осуществлять посредничество между Богом и человеком, а также выполнять функции покровителя и заступника. Именно такой образ святого создается во время канонизации, которая предполагает создание ряда явлений, включающие не только молитвенную и литургическую практики, но и художественное воплощение образа святого в литературе (исторические предания, агиография, народная поэзия) и живописи (фреска, икона).

В процессе канонизации обнаруживается целостность духовного мира православного человека, единство усилий различных слоев общества в утверждении духовных ценностей.

Выбор тех, кого в конечном итоге признают святым, определялся целым комплексом причин, коренившихся в земной жизни человека. Канон облекал в образ святости реального человека в соответствии с религиозными и политическими реалиями уже иной, чем время его

* Юрьева Т.В. Канонизация святых русской церкви как культурологическая проблема. - Режим доступа: https://socionet.rU/d/spz:cyberleninka:31901:15826354/http: //cyberleninka.ru/article/n/kanonizatsiya-svyatyh-russkoy-tserkvi-kak-kulturologicheskaya-ргоЬ1ета

Т.В. Юрьева

жизни, эпохи. Жизнеописание святого во главу угла ставит как сакральные ценности - молитвенность, преданность вере, пост, милостыню, так и его светские черты. Это может быть и местный патриотизм, и забота о городе и его жителях, воинские доблести.

Когда вслед за признанием святого наступает момент создания его образа в житийной литературе и иконографии, эти образы зачастую не совпадают с жизненными реалиями, их создание подчиняется совершенно другой логике, продиктованной своими специфическими принципами. Логика эта подчинена логике создания канона, т.е. примера, правила христианского подвига, который признается за норму, образец. И произведение искусства, рассказывающее об этом, само становится квинтэссенцией правила, а искусство - каноническим. Все процессы, происходившие в православной культуре, влияли на содержание канона. То есть почитание святых - это культурно-религиозный феномен, который возникает вне прямой связи с официальными постановлениями.

Канонизация - это культурный акт, в котором отражается важнейший момент миропонимания средневекового человека-христианина, связанный с понятием святости и истины. Это формирование нового героя, представляющего собой собирательный образ живых людей, создающих святого и общающихся с ним.

В формировании культа святого создается целый пласт художественной культуры. Важнейшее место здесь принадлежит текстам. Создаются молитвы, акафисты и - самое главное - жития, посвященные святым. Именно в них формируется образ святого, который далее влияет на иконографию, и все это в свою очередь создает образ данного святого в сознании людей.

Агиография (создание жития) не столько искусство в традиционном смысле, сколько «искусство спасения», стремящееся обрисовать образец спасительной, т.е. святой жизни, и предполагающее подражание. Одна из главных черт житийного жанра - идеализация, которая и являлась ведущим способом художественного обобщения в Средние века. Однако агиография, несмотря на устойчивость канонической схемы и ее направленности на идеализацию образа, имеет тенденцию к изменению, поскольку сами эти идеалы могут меняться. Понятно, что главный христианский идеал - крестный путь к спасе-

Канонизация святых русской церкви

нию - остается неизменным. Меняется герой, тот, кого идеализируют, важнейший персонаж эпохи.

Агиографическая литература может рассматриваться как один из главных результатов канонизационного процесса и отражение всех его социокультурных сторон. В моделировании образа святого, который может достаточно далеко отстоять от реального прототипа в плане идеализации, прослеживаются в первую очередь церковно-воспитательные и нравственно-религиозные тенденции.

Вслед за житием создается и иконографический образ святого. Икона также подвержена трансформации, в основном в области иконографического сюжета.

Таким образом, можно сказать, что канонизация святых русской церкви кроме религиозной традиции, имеет и социокультурную и культурно-художественную составляющие, что может быть интегра-тивно осмыслено в рамках культурологии.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.