Научная статья на тему 'Т. Ф. Каратыгина «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ»'

Т. Ф. Каратыгина «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алтухова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Т. Ф. Каратыгина «Федор Иванович Каратыгин: педагог, ученый, человек, стоявший у истоков МГУКИ»»

 НОВЫЕ КНИГИ

ISSN 1997-0S03 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

Т. Ф. Каратыгина «ФЕДОР ИВАНОВИЧ КАРАТЫГИН: ПЕДАГОГ, УЧЕНЫЙ, ЧЕЛОВЕК, СТОЯВШИЙ У ИСТОКОВ МГУКИ»,

ИЗДАННОЕ К 80-ЛЕТИЮ МГУКИ (М.: Издательский Дом МГУКИ, 2009. 140 с.)

Данное издание органически входит в круг публикаций персониграфиче-ского жанра, в котором доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ) Татьяна Федоровна Каратыгина успешно работает последние десять лет. Широко известны её ранее появившиеся книги, которые, так же как и эта, увидели свет в издательстве МГУКИ (соответственно в 2002 и 2005 годах) - «Портреты учителей в зеркале ушедшего века» и «Чтоб не распалась связь времен».

Знакомство с помещенными в этих изданиях статьями о Ф. И. Каратыгине, отце автора указанных книг (профессию которого дочь восприняла по наследству), вызвало как у меня (см.: Алтухова Г. А. Связь времен не утеряна // Мир библиографии. 2006. № 3. С. 84-87), так и у других рецензентов (см., например: Агеева Г. М. Феноменология библиотечной профессии в портретной галерее её представителей // Библиотековедение. 2007. № 3. С. 128-130; Шапошников А. Е. Вклад Т. Ф. Каратыгиной в персонификацию библиотечного дела // Научные и технические библиотеки. 2006. № 4. С. 87-90 и др.) особый интерес к этой личности, побудив высказать рекомендацию посвятить ученому специальное издание.

Следует сказать, что, выпустив свою новую книгу, посвященную одному из создателей МГУКИ в преддверии отмечаемого в 2010 году 80-летнего юбилея данного вуза, Каратыгина оправдала ожидания рецензентов как в целом, так и мои - в частности. Данное издание (несмотря на его недавнее появление -июль 2008 года) уже используется в учебно-педагогическом процессе и в нашем, и в других вузах культуры как при изучении истории библиотечного дела, так и - иных учебных дисциплин, рассматривающих вопросы работы с читателями и маркетинга, библиотечной этики, методики преподавания биб-лиотечно-информационных курсов.

Особый смысл и практическое значение для вузовских преподавателей имеют примеры умелого владения Федором Ивановичем Каратыгиным приемами педагогики высшей школы, связанные с чтением лекций, организаций внеаудиторных занятий со студентами, организацией их производственной выездной практики, руководством НИРС, подготовкой аспирантов.

Подчеркивая, что рецензируемое издание имеет глубокий познавательно дидактический смысл, нельзя одновременно не отметить и его практического значения в деле постановки высшего специального библиотечного образования, оптимизации деятельности вузов культуры в области подготовки кадров библиотекарей-профессионалов.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (36) 2010 г.

Что касается библиотекарей-практиков, то и они (как справедливо утверждает в Предисловии к книге заведующая редакционно-издательским отделом МГУКИ Нонна Николаевна Рощупкина) найдут в книге ценные советы, связанные с воспитанием у молодежи гордости за свою профессию, передачей профессии по наследству, поддержанием высокого престижа библиотекаря в наши дни.

Сказанное выше приводит к выводу о том, что перед нами не только и не столько учебное пособие (как обозначено на обороте титульного листа), сколько серьёзный научный труд, который характеризуют и актуальность, и новизна, и практическая и теоретическая ценность, и введение в научный оборот ранее неизвестных архивных источников, и использование оригинальных методов подачи материала, заключающихся в воспроизведении конкретно-исторических документов, «предоставлении слова» современникам Ф. И. Каратыгина, характеризующих его в контексте соответствующих исторических реалий, на разных этапах его жизненного и профессионального пути. Сведения берутся из писем, воспоминаний, отчетов, приветственных адресов, с оборота паспарту.

Здесь и прощальный адрес коллег из колонии «Бараново» Костромской губернии, врученный в 1922 году Федору Ивановичу сотрудниками её учебно-воспитательной части, где впервые отмечены его просветительские задатки, и позитивные отзывы участников крупных общероссийских мероприятий и костромских коллег (1922-1930), и воспоминания студентки первого набора Московского библиотечного института, имеющие отношение главным образом к 1930-1936 годам, и свидетельства коллеги - руководителя Научно-технической библиотеки гиганта черной металлургии - Кузнецкого металлургического комбината. Связь с Научно-технической библиотекой комбината Федор Иванович поддерживал как в период своей работы в Государственной научной библиотеке - ГНБ (1936-1947), являвшейся координатором деятельности всех технических библиотек страны, так и в последние годы своей жизни.

Особо выделены воспоминания студентов и аспирантов МГБИ послевоенного периода, конца 1950-х годов.

Личностные характеристики (наряду с рядовыми библиотечными работниками и читателями) Ф. И. Каратыгину дают и многие видные организаторы отечественного библиотечного дела, чьи имена отражены в вышедшей в 2007 году Российской библиотечной энциклопедии: Б. Н. Бачалдин, Р. С. Гиля-ревский, И. В. Морозова, В. В. Серов, Г. П. Фонотов, а также авторитетные представители профессионального сообщества ближнего и дальнего зарубежья: Р. А. Кязимов (Азербайджан) и Чжао Шилян (Китай). Благодаря коллективным усилиям как бы создается живой голографический портрет ученого, педагога и человека, многие черты которого можно перенести в будущее, воспринять для продолжения.

Одобряя (наряду с глубоким содержанием книги) этот уникальный способ подачи материала и указывая на новаторство автора в его представлении, надо заметить, что роль Т. Ф. Каратыгиной значительно шире, чем скромно

отведенная ею себе самой (см. оборот титульного листа) - роль составителя. Вся книга с полным правом может считаться авторским изданием.

Заканчивая рецензию, хочется вслед за автором вводной статьи, заведующей музеем истории Российской государственной библиотеки Людмилой Михайловной Коваль пожелать долгого и доброго пути этой хорошей книге, научно освещающей роль знаковой библиотечной личности в прирастании культуры и просвещения нашего Отечества.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного университета культуры

и искусств (МГУКИ) Г. А. Алтухова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.