Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности'

Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1817
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЁЖИ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОЛИ / YOUTH MOVEMENT ROLE / PLOT-ROLE THEATRICAL GAME / EDUCATION OF YOUNG PEOPLE / SOCIAL SIGNIFICANT QUALITIES OF PERSONALITY / PEDAGOGIC POSSIBILITIES OF THE ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах Ирина Витальевна

В статье обобщены и систематизированы результаты отечественных и зарубежных исследований ролевого движения молодёжи. В аспекте возможностей сюжетно-ролевой театрализованной игры в воспитании социально значимых качеств личности представлены и раскрыты подходы к их классификации; установлена обусловленность формирования личностных качеств и свойств функциями ролевой игры. Представлена авторская педагогическая типологизация игровых ролей, показаны возможности ролевого исполнительства для развития личностного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of Russian and foreign investigations of the youth movement role are generalized and systematized in the article below. The classification of role-play theatrical games from the point of view of their opportunities in upbringing the social significant qualities of a personality is given and described. The author introduces the pedagogic types of roles in a game, you can also sec the influence of the roles he introduces on a personality. The concept of the article is of theoretic-methodological character and can be used by the investigation the activity of role game clubs.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности»

влияющих на эффективность результатов воспитания;

- разработать методическое сопровождение процесса патриотического воспитания в образовательных учреждениях, включив культурно-исторический, духовно-нравственный и другие компоненты патриотического воспитания.

Таким образом, разработка системы патриотического воспитания является весьма актуальной. Сегодня этот процесс не всегда эффективен из-за трудностей не только финансового, но и правового, организационного, методологического и методического характера. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем методологического и дидактического характера в патриотическом воспитании.

Библиографический список

1. Волкова О.В. Патриотическое воспитание детей в современных условиях: Учебно-методическое пособие. - Глазов, 2008. - 40 с.

2. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское // Педагогика. - 2003. - .№9. - С. 77-83.

3. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотичес-

кому воспитанию. - М.: Армпресс, 2006. - 69 с.

4. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.: Мнемозина, 2000. - 199 с.

5. Парфёнов Л., Козлова С.А. Новый патриотизм? // Обруч. - 2003. - .№6. - С. 4-9.

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий / Авт.-сост. И.А. Пашкович. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 169 с.

7. Сафонова Т. В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: Монография. - Глазов, 2005. - 324 с.

8. Фефилова В.Л. Духовно-нравственное воспитание молодёжи в условиях нестабильного общества // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Восьмой региональной науч.-практ. конф. - Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2006. - 156 с.

9. Щипцова С.А. Формирование этнотолеран-тного сознания // Психология и педагогика современного образования в России: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - 228 с.

УДК 371.01+32 с

Герлах Ирина Витальевна

кандидат педагогических наук Армавирский государственный педагогический университет

irina_gerlah@mail.ru

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

В статье обобщены и систематизированы результаты отечественных и зарубежных исследований ролевого движения молодёжи. В аспекте возможностей сюжетно-ролевой театрализованной игры в воспитании социально значимых качеств личности представлены и раскрыты подходы к их классификации; установлена обусловленность формирования личностных качеств и свойств функциями ролевой игры. Представлена авторская педагогическая типологизация игровых ролей, показаны возможности ролевого исполнительства для развития личностного потенциала.

Ключевые слова: ролевое движение молодёжи, сюжетно-ролевая театрализованная игра, воспитание молодёжи, социально значимые качества личности, педагогические возможности, роли.

Сюжетно-ролевая театрализован ная игра (СРТИ) - один из видов иг ровой деятельности человека, целью которой является достижение максимального сходства между имитационными действиями играющих, манипулирующих символическим материалом, и реальными действиями людей в жиз-

ненном и деятельностном контекстах. В качестве символов и атрибутов выступают одежда, орудия, способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных и других источниках. Многомерность, объёмность СРТИ обусловило множественность подходов к классификации.

Исследователи выделяют мотивационную, образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, обучающую, компенсаторную, терапевтическую, релаксационную, психотехническую и рекреативную функции СРТИ [2]. В такой игре важна отработка характера, нравственных проблем персонажа и выводы, которые делает человек после этой игры. С.Л. Рубинштейн отмечал, что молодой человек, «входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности играющего к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности в целом» [13, с. 592]. А способность к самореализации у каждого человека зависит от того, в какой степени он может пользоваться игровыми ролями в реальной жизни.

Изучение периодических изданий ролевого движения даёт основание утверждать, что участие в СРТИ ставит юношей и девушек перед необходимостью совершать поведенческие акты, соответствующие социально-нравственным нормам. Например, в передовых статьях журнала «Крылатый Вестник», издаваемого членами ролевого движения г. Новосибирска, существует показательная рубрика - «Высокие идеи». Редакторы журнала в «передовой статье» № 1 (9) за 2001 год пишут о так называемых «высоких идеях», которыми руководствуются участники игр, -о дружбе, единстве, любви, мудрости и т.д. [7, с. 23]. Аналогичные взгляды высказывает игротехник А.А. Берелехис в статье «О невозможности игры вне морального поля», опубликованной в журнале «Ork-club journal» (2001 год, №19) [3, с. 17-21].

Теоретик СРТИ Н.П. Аникеева в книге «Воспитание игрой» говорит о том, что «развивающие и воспитывающие возможности ролевой игры в воспитательном процессе осознаются недостаточно» [1, с. 5]. В то же время нельзя отрицать тот факт, что «игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание», а «люди, прошедшие... через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению» [1, с. 6]. С.А. Шмаков, рассматривая игру как «индивидуально-психологическую особенность личности, являющуюся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности», отмечает, что конечный результат игры - это развитие реализуемых в ней способностей [15, с. 12, 26]. В практике организации игр ролевого движе-

ния скрыт мощный социально-педагогический потенциал. В ней представлены все сферы жизнедеятельности, выделенные А.В. Мудриком: общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт и собственно игра (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях) как творческий акт, свободный полет личности, возможность выразить и реализовать себя [11]. Анализ опыта работы клубов ролевых игр ЮФО показывает, что СРТИ могут формировать коммуникативные качества, познавательный интерес, личностную активность, интеллектуальные и творческие способности, способствовать физическому развитию молодого человека [8, с. 102-109].

Исследователи Б.В. Куприянов и А.Е. Подо-бин отмечают, что сюжетно-ролевой театрализованной игре свойственны соревновательность и имитационность, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование личности участников игры. В основе соревновательности «лежат противоречия, заложенные в ролевых предписаниях. Разрешение противоречий возможно только в интересах одной стороны в ущерб другой. Другими словами, предмет игрового взаимодействия всегда неделим. Модель имитации строится таким образом, чтобы противоречий было значительно меньше, чем участников, причем каждый игрок вовлечен, как правило, в разрешение 2-3 противоречий. Соревнование состоит в быстроте и качестве решения задач имитационного взаимодействия. Отсюда понятно, что участник игры переживает азарт, радость успеха или горечь поражения» [10, с. 15-16]. Этому способствует такая характерная особенность СРТИ, как подвижность (мгновенная изменчивость, вариативность), требующая от участника игры развитого воображения, быстроты эмоциональных и физических реакций, эмпатии, восприимчивости, находчивости, нестандартности мышления и эрудированности. Авторы отмечают, что соревнование в решении коммуникативных задач создает в ситуационно-ролевой игре поле интенсивного общения, где игроки друг для друга выступают актуальными побудителями активности. За счет этого в ходе игры происходят процессы выявления и оптимизации индивидуальных способов решения задач взаимодействия.

Оптимизация индивидуальных способов взаимодействия обусловливается зависимостью ус-

пеха игрока при решении им коммуникативных задач следующими условиями: 1) активность участника (в том числе познавательная); 2) ценность технологичного и техничного взаимодействия (постановка задач, разработка плана действий и т.д.); 3) целеустремленность; 4) личная заинтересованность в результатах; 5) самостоятельность; 6) коммуникативная толерантность; 7) организованность; 8) инициативность; 9) находчивость; 10) умение импровизировать, находить выход из проблемных ситуаций. Данные условия формулируются в виде игровых правил и предписаний.

Имитационность данного вида игр раскрывается в описании воображаемой ситуации - ограниченной по времени и месту совокупности отношений субъекта с элементами окружающей его среды. Реализация роли в СРТИ включает в себя: 1) формулировку игровой задачи; 2) основную информацию об игровой ситуации;

3) правила работы с игровыми средствами; 4) ролевое предписание - образ, регламентирующий отношения к другим ролям и предметам имитационного взаимодействия; 5) дополнительные сведения, необходимые для проработки роли и решения игровых задач.

Предметы игрового взаимодействия - это заданные игрой межличностные отношения либо отношения к какой-либо вещи, которой придано игровое значение. Они являются важным компонентом воображаемой ситуации. Анализируя воспитательный потенциал ролевой игры, С.А. Шмаков отмечает, что содержание роли имеет огромное педагогические значение - это основа ролевой игры. Любая роль в игре содержит открытые или скрытые правила. Подчинение им связано с принципом удовольствия, что составляет главный, сущностный момент ролевой игры. Роль есть тот образ, который принимается на себя

Таблица1

Педагогическая типология ролей сюжетно-ролевой театрализованной игры

Тип роли Специфика создания Игровое предназначение Педагогические возможности

Роль, предусмотренная правилами Предлагается мастерами в общем списке ролей, размещённом в игровых правилах. Общая концепция разрабатывается мастерами, детальная проработка роли делается участником игры. Необходима для раскрытия сюжета, ведения игровых действий. Оказывает непосредственное воздействие на личность участника игры.

Авторская роль Предлагается участником игры. Им же разрабатывается общая концепция роли. Мастера включают её в «ткань» игры. Усложняет структуру игры, её сюжет, делает игру более увлекательной, многогранной. Оказывает непосредственное воздействие на личность участника игры, предполагает сознательную работу над собой.

Игротехническая роль Полностью разрабатывается мастерами, т. к. является неотделимой частью игрового сюжета. Украшает игру, даёт другим участникам возможность полнее раскрыть свой творческий потенциал, выполняет отдельные мастерские функции, связанные с моделированием игровой реальности. Оказывает непосредственное воздействие на личность участника игры и одновременно служит инструментом мастерского воспитательного воздействия на участников.

Вспомогательная роль Вводится мастерами в течение игры, на любом её этапе, не предполагает, как правило, глубокой проработки. Украшает игру, позволяет корректировать её развитие, даёт участникам игры возможность смены ролей, «проживания» нескольких игровых «жизней». Выступает как инструмент создания «воспитывающих ситуаций».

добровольно. Она становится для участника игры новой позицией в жизни [15, с. 128].

На основе классификации ролей, предложенной С.А. Шмаковым, выделяются следующие разновидности ролей, которые принимают на себя участники СРТИ: роль конкретного человека -известного исторического лица, героя книги или фильма; роли-профессии обобщённого типа (воин, кузнец, крестьянин, купец, актёр, менестрель и др.), которые конкретизируются в процессе подготовки к игре; этнографические роли (викинги, кельты, славяне, индейцы и др.); семейные роли (отец, мать, брат, сестра, сын, дочь и др.); роли сказочного, карнавального характера (леший, Баба Яга, птица Гамаюн, водяной и др.); роли животных (олень, кабан, кошка, птица и др.); роли другого пола (в СРТИ часто девушки выбирают для себя мужские роли: воин, менестрель и др.).

Кроме того, возможна иная классификация ролей СРТИ, основанная на специфике их создания. (Данную типологию мы отразили в таблице 1.) Значимость роли доказывает необходимость для участника совершения таких действий, как осознание игровой задачи, анализ информации (выделение главного, второстепенного и т.д.), понимание описаний и др. Игровые предназначения ролей разных типов и их педагогические возможности, показанные в таблице, выделены достаточно условно, поскольку в той или иной степени могут быть свойственны любому типу роли. Ряд отечественных и зарубежных педагогов, таких как Е.Ю. Сазонов, R. Schaller, R. Hoppe-Kresse и др., отмечают важность верного распределения ролей, имеющего непосредственное воспитательное значение, призывая с равным вниманием относиться как к ведущим, так и к второстепенным, с точки зрения сюжета, ролям [14, с. 446; 17, с. 4; 16, с. 6].

«Строительный материал» сюжетно-ролевой театрализованной игры - чувства, фантазии, интерпретации, манеры поведения. Он «прокладывает дорогу в сознание молодого человека», приводит к позитивным изменениям личности «здесь и сейчас», позволяет вырабатывать новые способы поведения [14, с. 7]. В этом плане большой интерес представляют работы немецкого исследователя Roger Schaller, который понимает СРТИ как инструмент к дальнейшему развитию управления собой. В книге «Пути к их сердцам» он рассказывает об активной практике использования

различных видов ролевых игр в профилактических программах для работы с «трудными», агрессивными подростками и молодёжью, чтобы воздействовать на личность молодых людей в области самообразования, самореализации, бесконфликтного общения, создания атмосферы ненасилия в семье и в обществе. R. Schaller стремится получить не только воспитательный, но и терапевтический результат, выстраивая логическую цепочку «эффекта волнового воздействия», на которой базируется его педагогическая методика:

Я (человек, личность) ^ семья ^ общество ^ нация ^ мир ^ космос.

Классификация игровых задач позволяет выделить четыре группы ролей, в которых доминирует направленность на:

1) изменение отношений, заданных вводной информацией;

2) сохранение отношений, существующих на начало игры;

3) совершение обмена одних игровых средств на другие;

4) исследование всей структуры игровых отношений с последующим выделением для себя одной оптимальной ниши [9, с. 31].

Как правило, роли конструируются так, чтобы они включали задачи разных типов и подразумевали разработку разнообразных характеров, заведомо предрасположенных к объединению или столкновению. Следовательно, роли в сюжетноролевой театрализованной игре можно классифицировать по трём направлениям: 1) содержанию; 2) специфике создания; 3) игровой задаче.

Для каждого игрока важно, что «именно он -главное лицо взаимодействия, привлекающее внимание, отважно действующее в критической обстановке, совершающее поступки. Поступок -не только решительное, активное действие в сложных обстоятельствах, это еще и нравственный выбор в ситуации противоречий, заложенных в модели игры. Историчность и полигероизм, дополненные завуалированностью игровых целей, таинственностью и романтичностью обстановки, обеспечивают привлекательность участия» в СРТИ [9, с. 17], а «наличие роли, двух планов самочувствия (игрового и реального), сюжета обеспечивают этой игре многообразные воспитательные возможности» [1, с. 4] в области духовного и нравственного развития. Педагогический эффект ролевого исполнительства в СРТИ достигается благодаря развитию следующего процесса:

Индивидуальная подготовка к игре Ролевое поведение (индивидуальное и социальное) ^ Реальные переживания, размышления, ощущения, поступки ^ Результат: формирование социально значимых качеств личности.

В подготовке участников СРТИ большое значение имеет соблюдение принципа индивидуального подхода [4]. Он в равной степени значим как для «новичков», которые сразу получают и возможные цели для личной игры, и ориентиры на средства, помогающие этих целей достичь, так и для опытного игрока, расширяя возможное поле его деятельности. Индивидуальный подход позволяет снизить до минимума неигровые отношения, значение же игровых существенно возрастает. Он должен проявляться на всех этапах подготовки к СРТИ, начиная с момента распределения ролей и установления верного восприятия участником своего персонажа до непосредственного анализа игры.

Исследователь ролевого движения В.В. Рожков на основании «построения» игры выделяет следующие виды СРТИ: модельные игры, мисте-риальные игры, игры свободного творчества [12]. Говоря о цели игры, Л.С. Выготский отмечал, что «цель решает игру. Цель становится тем, ради чего предпринимается все остальное» [6, с. 75]. Следовательно, возможна классификация СРТИ на основании целевой специфики игры [5], которая показана в таблице 2.

Типам СРТИ, показанным в таблице 2, свойственны синтез и взаимопроникновение. Мате-

риалом для создания такой игры чаще всего служат либо исторические события различных эпох, либо легенды и мифы народов мира, либо сюжеты литературных произведений, но могут быть использованы и авторские идеи и концепции миров. В ролевом движении разработано множество типов СРТИ, спектр которых продолжает расширяться.

Исследования, проводившиеся нами в 20012006 гг. среди представителей ролевого движения ЮФО, доказали высокий воспитательный эффект СРТИ, возникающий в результате выполнения ряда взаимосвязанных психолого-педагогических, социально-педагогических и организационнометодических условий, таких как:

- удовлетворение в СРТИ педагогически ценных потребностей личности, связанных с успешной реализацией роли;

- вовлечение участников СРТИ в активную деятельность, которая стимулируется у всех игроков привлекательными для них, близкими их личностям ролями;

- смена этих ролей, создание равных возможностей для исполнения участниками разных ролей в рамках одной СРТИ;

- наличие ситуаций для совместного коллективного принятия решений, сотрудничества при выполнении игровых ситуаций, достижении индивидуальных и командных педагогически ценных целей, где постоянно присутствуют яркие эмоциональные переживания, а мастерами со-

Таблица2

Классификация сюжетно-ролевых театрализованных игр на основании целевой специфики

№ п/п Тип СРТИ Цель СРТИ

1. Игра на вживание Максимально воспроизвести, внутренне прочувствовать мир-первоисточник, его культуру, цивилизационные особенности, систему ценностей; ощутить дух и колорит эпохи; вжиться в образы персонажей, понять внутреннюю логику их поступков, их взглядов, их мировосприятия.

2. Игра-модель Интеллектуальное соревнование. Для мастеров игры (возможно) проверка адекватности созданных ими моделей (экономических, демографических, политических и др.). Для игроков -соревновательная игра друг против друга в рамках данных правил либо игра против мастера в рамках им же предложенных правил.

3. Театральная игра Развитие актерских талантов участников; достижение красоты внешнего эффекта.

4. Политическая игра Выиграть путём интриг.

5. Военно-спортивные маневры Выиграть в военно-спортивной игре.

6. Игра-реконструкция Максимально точное воспроизведение исторических событий.

7. Игра-шутка Цель носит развлекательный, досуговый характер.

здаются ситуации упражнения в моральном поведении.

Наиболее значимые изменения произошли в области интеллектуального и коммуникативноинтерактивного блоков в структуре личности испытуемых, но в то же время в нравственном блоке и в блоке регуляции деятельности также были отмечены заметные положительные изменения [8, с. 128-129].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от её участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков не привычно, а в изменяющейся и неожиданно складывающейся обстановке. Это даёт возможность совершенствовать личностные качества и навыки игроков и приближать их к возможным в жизни действиям. Не следует рассматривать СРТИ в качестве генерального или универсального средства формирования социально значимых качеств: возможности игры установлены, существуют ограничения в применении игры. Но в условиях «игрового бума» в России использование сюжетно-ролевой театрализованной игры, как самой точной модели реального общения, позволяет диагностировать, корректировать и формировать личностные качества молодых людей, добиваясь эффективных результатов в воспитании молодёжи.

Библиографический список

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.

2. Берелехис А.А. Функции ролевой игры // Ork-club journal. - 1996. - .№1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orkclub.ru/ shtml, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Берелехис А.А. О невозможности игры вне морального поля // Ork-club journal. - 2001. -№19. - С. 17-21 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orkclub.ru/shtml, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. БерелехисА.А., Берелехис О. Индивидуальный подход в ролевой игре // Ork-club journal. -1997. - №7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orkclub.ru/shtml, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Вальтамский Д. О типологии ролевых игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// darth.by.ru/articls/ tipologia.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

6. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966. - №6. - С. 62-76.

7. Высокие идеи // Крылатый вестник. - 2000. -№7. - С. 2.

8. Герлах И.В. Воспитательный потенциал молодёжных общественных организаций: сущность, средства и условия развития в контексте ролевого движения молодёжи: Монография. - М.: МАНПО, 2009. - 189 с.

9. КуприяновБ.В. Человек и игровая роль: технология вживания и использования в воспитательных целях // Крылатый вестник. - 2001. - №5. -С. 31-32.

10. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. -104 с.

11. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для стуц. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -2-е изд. - М.: Академия, 2000. - 192 с.

12. Рожков В.В. Ролевое движение сегодня и завтра [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www. alexander6. ru/alexander6/106795, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - 460 с.

14. Сазонов Е.Ю. Город мастеров // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 441-500.

15. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.- М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

16. Hoppe-Kresse R. Humanistisches Psychodrama in der Gruppenarbeit mit Jugendlichen // Internationale Zeitschrift für Humanistisches Psychodrama. - 2000. - Heft 1(6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fortbildung.pib-zentrum.de/index.php?id=247, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем.

17. Schaller R. Wege, an sie ranzukommen: Selbstmanagement- und Psychodrama-Training mit gewaltbereiten Kindern und Jugendlichen. -Weinheim; München: Juventa-Verl, 2005. - 191 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.