Научная статья на тему 'Связка как показатель характера логической операции (на материале текстов научного стиля)'

Связка как показатель характера логической операции (на материале текстов научного стиля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
714
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗКА / СКАЗУЕМОЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Лариса Владиславовна

Рассматриваются особенности значения связок, выражающих когнитивные смыслы отношений «предмет предикативный признак». Устанавливается роль связки в передаче сущности логической операции, лежащей в основе акта предикации, а также зависимость употребления различных связок от семантической структуры предложений тождества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPULA AS A PARAMETER OF LOGICAL OPERATION CHARACTER (ON THE MATERIAL OF SCIENTIFIC TEXTS)

Peculiarities of copula meanings expressing cognitive values of «subject predicative attribute» relations are considered. The role of a copula in transferring the essence of the logical operation underlying the predication act as well as the dependence of various copulas use on the semantic structure of identity sentences are established.

Текст научной работы на тему «Связка как показатель характера логической операции (на материале текстов научного стиля)»

УДК 811.161.1

попова Лариса владиславовна, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 45 научных публикаций, в т. ч. одной монографии

связка как показатель характера логической операции

(на материале текстов научного СТИЛЯ)

Рассматриваются особенности значения связок, выражающих когнитивные смыслы отношений «предмет -предикативный признак». Устанавливается роль связки в передаче сущности логической операции, лежащей в основе акта предикации, а также зависимость употребления различных связок от семантической структуры предложений тождества.

Связка, сказуемое, логическое значение, научный стиль

Сложность описания такого грамматического феномена, как связка во многом определяется ее двойственной природой: связка - это предмет и логики и грамматики. В логическом синтаксисе связка - компонент универсальной логической структуры предложения-суждения, в грамматике - служебная часть именного сказуемого. При всей необходимости разделения грамматического и логического подхода, нельзя не учитывать то, что связка в любом случае является важным языковым средством отражения и познания мира. Сигнализируя о характере мыслительной операции, позволяющей предикативно соединять предметы и их признаки, этот служебный компонент сказуемого участвует не только в организации про-позитивного (диктумного) содержания предложения, но и выражает различные модусные смыслы: ментальный, оценочный, авторизу-ющий1. Связочные слова «ориентированы на

© Попова Л.В., 2011

познающего субъекта»2, на то, как мы отражаем мир.

В современных исследованиях прослеживается тенденция к комплексному описанию синтаксических явлений, с учетом системно-грамматического, когнитивного, функционального, стилистического и прочих аспектов. Характеристика связки уже не может ограничиваться только грамматическими (формальными) признаками. Одним из важнейших положений в современной теории именного сказуемого является понятие «типовое связочное значение»3, позволяющее видеть в связке не только грамматический показатель, но и компонент, участвующий в семантической организации предложения. Типовое значение обобщенного, абстрактного характера, возникающее в результате грамматикализации исходной лексемы, классифицирует характер предикативных отношений с точки зрения логичес-

кой, модальной и фазисной оценки4. Связки, в значении которых обнаруживается указание на когнитивную сущность отношений «предмет - признак», называют логическими, или «диктумными»5. Многие из логических связок стилистически окрашены и используются преимущественно в научном стиле.

Материалом для данной статьи послужили научные тексты по физике, в которых чрезвычайно активны не только специализированные связочные элементы, но и полузнаменательные глаголы, совмещающие грамматическую и семантическую функции. Последние вызывают особый интерес, так как сохранившиеся в них «остатки» конкретного значения позволяют детализировать характер логических отношений «предмет - признак».

Тексты естественнонаучного профиля отличаются тенденцией к активному использованию именных предикативных структур, к замене глагольного сказуемого пассивной конструкцией со страдательным причастием, к употреблению возвратных глагольных форм, в том числе и связочных. Для подобных текстов характерно внимание не столько к действиям, процессам, явлениям, сколько к объяснению их природы, причин возникновения, факторов проявления их свойств. Употребление многих логических связок обусловлено особенностями аналитической работы интеллекта. Говоря

о логическом значении связок, мы подразумеваем рациональную оценку предикативных отношений, разумную обоснованность связей между предметами и их признаками.

Одним из наиболее востребованных в научном стиле является значение тождества -объединение предметов (явлений) на основе сходства их признаков (свойств). Конструкция тождества представлена предикативным объединением имен существительных при участии логических связок. В широком смысле отношения тождества рассматриваются как отношения эквивалентности предметов. Частные значения тождества - идентифицирующее (тождество предмета самому себе), номинативное (именование), денотативное (идентификация предметов, явлений), сигнификативное

(равнообъемность понятий), таксономическое (вхождение в класс, множество) - обнаруживаются как результат взаимодействия значений подлежащего и именного компонента сказуемого. Не преувеличивая степень участия связки (служебного слова) в установлении характера тождества, поскольку характер тождества обусловлен, прежде всего, значением предикативно объединяемых существительных, все же отметим, что роль связки очень важна, так как ее употребление намного повышает надежность передачи информации.

Чем меньше степень грамматикализации глагола, тем конкретнее связочное значение и уже сочетаемость с именным компонентом. В этом отношении самой широкозначной связкой, не обусловленной каким-либо конкретным семантическим типом предложения и обладающей практически неограниченной сочетаемостью с именным компонентом, является «идеальная» связка быть. Однако характерное для научного текста настоящее время (настоящее неактуальное, не связанное с моментом речи) влияет на частотность употребления этой связки. Известно, что литературной нормой настоящего времени связки быть является ее нулевая форма, но в научном тексте она, возможно, не дает необходимой четкости в разделении ролей подлежащего и сказуемого. Хотя научный стиль не нуждается в эмоциональном или экспрессивном выделении отношений «предмет - признак», но зачастую требует ритмико-интонационного противопоставления двух номинативов в функции подлежащего и сказуемого. Это может выражаться порядком слов, знаком препинания (тире), местоименной связкой это, а также связкой есть. Заметим, что предложение с эксплицитной связкой есть не является полным вариантом предложения с нулевой формой связки, так же как предложение с нулевой формой не обусловлено эллипсисом, «пропуском» связки быть. Каждый из этих равноправных типов обладает собственным значением. Грамматическая специфика связки есть состоит в том, что чаще всего она выражает не конкретное настоящее, а идею обобщенно-временной соотнесенности, «панхро-

ническое настоящее». Кроме того, связка есть актуализирует модально-оценочное значение достоверности. Уверенное «есть» претендует на истинность, безаппеляционность высказывания. Этой связке свойственно обозначение сущностного состояния или постоянного включения в класс предметов (явлений): Высвобождающаяся при взрыве сверхновой энергия есть разность гравитационных энергий... Предложения со связкой есть утверждают научные истины общего, универсального характера, не связанные с конкретным временем.

Вместо нулевой формы связки быть активно используется связка являться или неспециализированные связки состоять, заключаться, составлять, представлять собой, рассматриваться как, служить, выражаться в виде, относиться к. В их значении содержится указание на характер ментальных операций: отождествление, интерпретация, идентификация, таксономия.

Одна из самых активных связок в научном тексте - связка являться. В конструкции тождества она выступает как вариант нулевой формы связки быть, но ее эксплицитность и творительный падеж присвязочного компонента позволяют четко обозначить роли «определяемое» - «определяющее», что значительно повышает активность данной связки в научном тексте. В значении этой связки, возникшей на базе полнозначного глаголов со значением «зрительное восприятие», проявляются семантические оттенки «показа», «вскрытия, обнаружения» сущности предмета: Это уравнение является основным уравнением кинетической теории газов. История становления данного связочного глагола связана с постепенной утратой сочетаемости с дательным субъекта восприятия. Блокирование субъектной валентности является важным условием для формирования модального значения достоверности, истинности, модуса знания.

Сочетание связки являться с именем прилагательным, характерное для текстов XIX века, редко встречается в современных текстах, однако именно в научном стиле связка являться может сочетаться с именем прилагательным

и передавать оценочно-характеризующее значение: Для течения газа с частицами задача Коши, вообще говоря, является некорректной; Вблизи внешней границы пограничного поля и в окрестностях критической точки поток является слабоградиентным.

Многие связки когнитивного содержания, как и являться, восходят к глаголам перцептивного (в основном зрительного) восприятия: представляться, представлять собой, рассматриваться, видеться. В современной когнитивной психологии (У. Крофт, У. Найссер) подчеркивается неразрывная связь восприятия с эпистимическими процессами и ментальными актами. Движение от перцепции к когниции является основой для организации и функционирования множества языковых структур. В глаголах-связках на первое место выходит ментальный смысл, а перцептивный смысл утрачивается, «бледнеет», что может повлиять и на сочетаемость с именным компонентом, как, например, в случае со связкой являться. По наблюдениям Д.Н. Руднева, адъективный компонент при связке являться, как правило, сначала «описывал внешние, а позже и внутренние характеристики субъекта»6.

Степень утраты значения зрительного восприятия в различных связках проявляется по-разному; в некоторых случаях на базе этого значения в связке развиваются ментальные или модусные оттенки. Зрительному восприятию, в частности, соответствует операция интерпретации. Так, например, достаточно активная в научном стиле связка рассматриваться указывает именно на эту логическую операцию. При этом связка проявляет модусный смысл условно-объективного тождества, поскольку интерпретация может оказаться ошибочной, вызвать сомнения и возражения. Значение зрительного восприятия переходит в таком сказуемом в значение полагания, связка в некоторой степени снижает значение истинности оценки. Полностью уравнять, отождествить предметы мешает и союзный элемент как (рассматриваться как). Часто в таких предложениях определен аспект, угол зрения, возможный подход к описанию: С точки зрения кинетической

концепции разрушение рассматривается как непрерывно развивающийся процесс.; Континуум дисперсной фазы рассматривается как псевдогаз.

Еще одна связка зрительного восприятия -представляться обнаруживает значение субъективного восприятия предмета, поэтому не используется в научных дефинициях. В конструкциях с оценочным предикатом и существительным отвлеченным она встречается чаще и выступает как средство индивидуализации мыслительно-речевого акта. Связочное сочетание «представляться в виде» утрачивает значение субъективного восприятия, указывая, скорее, на выбранный подход к отождествлению предметов (явлений): При расчетах волновые функции представлялись в виде сим-метризованных произведений...; В подходе Лагранжа дисперсная фаза представляется в виде множества индивидуальных (фиксированных) частиц.

Гораздо чаще в научном тексте используется связка «представлять собой», формирующая отношения денотативного тождества. Во всех значениях глагола «представлять» обнаруживается интегральная сема «предъявления, показа сути какого-либо предмета или явления». В позиции связки эта сема не только не утрачивается, а, наоборот, актуализируется, благодаря чему за глаголом закрепляется связочная функция. Глагол зрительного восприятия постепенно сосредотачивает в себе когнитивные смыслы и обретает функцию пропозициональной установки. Сохранившаяся сема «показа» обеспечивает выполнение особой коммуникативной задачи: первое, вводное знакомство с внешними или внутренними свойствами предмета (явления) или же лаконичное определение его сути. Такие предложения занимают, как правило, сильные позиции текста - инициальную или конечную: Истечение струи в вакуум представляет собой сложное двухмерное течение...

Связки заключаться, состоять формируют отношения сигнификативного тождества (равнообъемность понятий). Смысловое назначение предложений с данными связками -

идентификация отвлеченных понятий, установление того, что представляется говорящему существом, содержанием понятия, выраженного подлежащим: Способ заключается в организации встречного движения информации к пользователям; Доопределение заключается в случайной выборке необходимых параметров из соответствующих структур. В результате связочного функционирования у глагола «заключаться» возникает новое, переосмысленное значение, близкое к значению связки быть: «состоять в чем-либо, сводиться к чему-либо». Аналогичные изменения происходят и в глаголе «состоять». Под влиянием типового значения предложения его конкретное значение («быть составленным из кого-, чего-либо, иметь в своем составе кого-, что-либо») абстрагируется, утрачивает значение акциональности.

На наш взгляд, использование глаголов «заключаться» и «состоять» в связочной функции не случайно и обусловлено семантическим фактором, а именно первичной семантикой глагола. Выражая общее значение тождества, связка заключаться не утрачивает сему «нахождения, пребывания внутри чего-либо». Интегральная сема «внутреннего» содержания усиливает семантическую идею связи «предмет - признак». В подобных конструкциях речь идет не о процессе нахождения внутри чего-либо, а о сути, существе, внутреннем содержании какого-либо явления или предмета, которое вскрывается и формулируется говорящим. Предложения с такими связками используются обычно как формы умозаключения, процесса или результата аналитической работы интеллекта (вывод, обобщение, определение).

Связка выражаться в чем-либо, синонимичная связкам заключаться и состоять, также определяет отношения между предметом и признаком как тождественные, выявляя скрытую или глубинную сущность предмета или явления, обозначенного в подлежащем. Связка выражаться характеризует предикативный признак как проявившийся, обнаружившийся, воплотившийся в чем-либо.

Значение связки сводиться отличается оттенком «упрощения или уменьшения объема

содержания предмета»: Таким образом, исследование сводится к решению одномерной задачи для уравнения Больцмана.

Достаточно активны в научном стиле глаголы составлять, относиться к, служить, образовывать, которые также утрачивают значение активного действия и выполняют функцию, близкую к связочной, устанавливая отношения тождества. Связка составлять чаще всего ука-зываетнаквантитативное(количественное)тож-дество: Скорость потока составляла 170 см/с. В сочетании с оценочным существительным (основа, проблема, трудность, исключение, правило и под.) эта связка оформляет конструкцию квалификативного тождества.

Связки относиться, входить, состоять, принадлежать (к числу) употребляются в конструкциях таксономического тождества, «включения» элемента во множество: Плот-ностные течения относятся к основным формам движения глубинных вод морей и океанов; К неявным моделям относится модель взаимодействия частицы с турбулентными молями.

Связка служить проявляет оттенок функциональной характеристики предмета: Эти методы служат основой для построения уравнений, описывающих плотные газы и жидкости; Мотивацией для рассмотрения изотропной турбулентности служит ее простота с физической и математической точек зрения.

Конструкция номинативного тождества формируется при участии связки называться. Эта связка обычно используется в научных определениях, причем наиболее активна конструкция, в которой подлежащее представляет собой суть явления, а сказуемое его наименование. В таких случаях слова (выражения) вводятся для того, чтобы говорить о вещах или явлениях окружающего мира, то есть выступают в автономном употреблении. Оттенок характеризации, который может проявлять именной

Примечания

компонент, обусловлен не столько языковыми, сколько гносеологическими факторами. «Назвать значит познать», - замечает Н.Д. Арутюнова. «Обнаружение сущности явления часто осознается как проблема номинации»7. Однозначность распределения ролей «определяемое» - «определяющее» достигается за счет формы творительного падежа (при возможной вариантной форме именительного, в котором уже нет подобной четкости): Линия пересечения двух пелен называется шнуром; Амплитуду этого волнового поля называют волновой функцией.

В текстах научного стиля роль связки возрастает, так как именно она сигнализирует о введении нового обозначения (имени, знака, символа) терминологического характера, что позволяет добиться информационной и коммуникативной четкости высказывания: Предельные углеводороды называются алканами.

В целом заметим, что в системе связок русского языка выделяются не только ядерные, в высокой степени грамматизированные элементы, употребление которых не обусловлено конкретным семантическим типом предложения, но и периферийные элементы, в значении которых есть указание на характер определенной логической операции, позволяющей представить пропозициональное содержание предложения. Можно предположить, что увеличение числа глаголов, выполняющих связочную функцию, объясняется потребностями языка актуализировать, детализировать характер отношений между предметами и их признаками в мышлении говорящего. Связки ориентированы на человека, их становление во многом зависит от того, как связочное значение соотносится с определенным способом познания мира. Многие из глаголов-связок, характерных для научного стиля, в дальнейшем переходят и в другие функциональные сферы языка.

1 Маркелова Т.В. Функции связок в оценочных высказываниях // Русский литературный язык: номинация, предикация, экспрессия: межвуз. сб. науч. тр. М., 2002. С. 187.

2 Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. C. 39.

3 Лекант П.А. Функции связок в русском языке // Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 92.

4 ПоповаЛ.В. К вопросу о тождестве предложений с именным сказуемым // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гума-нит. и соц. науки. 2009. № 1. С. 108-113.

5 Герасименко Н.А. Бисубстантивный тип русского предложения: моногр. М., 1999. C. 61.

6 Руднев Д.Н. Становление различных связочных компонентов в именном предложении в связи с утратой связки есть /суть: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. С. 7

7 Арутюнова Н.Д. Указ. соч. C. 111.

Popova Larissa

COPULA AS A PARAMETER OF LOGICAL OPERATION CHARACTER (ON THE MATERIAL OF SCIENTIFIC TEXTS)

Peculiarities of copula meanings expressing cognitive values of «subject - predicative attribute» relations are considered. The role of a copula in transferring the essence of the logical operation underlying the predication act as well as the dependence of various copulas use on the semantic structure of identity sentences are established.

Контактная информация: e-mail: plarisa20@mail.ru

Рецензент - Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.