Научная статья на тему 'Связи и совместная деятельность белгородских и харьковских большевиков накануне революционных событий 1905-1907 гг'

Связи и совместная деятельность белгородских и харьковских большевиков накануне революционных событий 1905-1907 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
421
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ 1905-1907 ГГ / РСДРП / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ХАРЬКОВ / БЕЛГОРОДСКИЕ БОЛЬШЕВИКИ / THE REVOLUTION OF 1905-1907 / THE RSDRP / POLITICAL PARTIES / KHARKOV / BELGOROD BOLSHEVIKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старунская Анастасия Александровна

Во время грозных событий 1905-1907 гг. многие политические партии пытались громко заявить о себе (особенно в 1906 г., когда начала работать Первая Государственная Дума). Сюда можно отнести кадетов и эсеров, промонархические партии и союзы, но наиболее ярко на их фоне смотрелась все же РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). В условиях подпольной борьбы структурирование в партии социал-демократов строилось по личным и производственным связям. Город Харьков являлся в то время мощным столичным центром рабочего движения и крупным железнодорожным узлом. Для белгородцев членов партии РСДРП филиал партии, находящийся в Харькове, был территориально ближе, чем Курский этим и объясняется тесная связь белгородских и харьковских большевиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communication and Joint Activities of Belgorod and Kharkov Bolsheviks on the Eve of Revolution Events of 1905-19071

During the terrible events of 1905-1907 many political parties tried to make themselves known (especially in 1906, when the first Duma started working). These include cadets and SRs, pro-monarchic parties and unions, but the RSDRP (Russian Social-Democratic Labour Party) was the most prominent one in comparison with all the rest. Under the conditions of the underground struggle, the structuring of the party of social democrats was based on personal relations and industrial connections. At that time the city of Kharkov was the centre of the powerful labor movement and a major railway junction. For Belgorod party members of RS-DRP, the party branch located in Kharkov was closer than the one in Kursk, it accounts for close relationship of Belgorod and Kharkov Bolsheviks.

Текст научной работы на тему «Связи и совместная деятельность белгородских и харьковских большевиков накануне революционных событий 1905-1907 гг»

Старунская А. А.

СВЯЗИ И СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЛГОРОДСКИХ И ХАРЬКОВСКИХ БОЛЬШЕВИКОВ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ 1905-1907 гг.

Во время грозных событий 1905-1907 гг. многие политические партии пытались громко заявить о себе (особенно в 1906 г., когда начала работать Первая Государственная Дума). Сюда можно отнести кадетов и эсеров, промонархические партии и союзы, но наиболее ярко на их фоне смотрелась все же РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия).

В условиях подпольной борьбы структурирование в партии социал-демократов строилось по личным и производственным связям. Город Харьков являлся в то время мощным столичным центром рабочего движения и крупным железнодорожным узлом. Для белгородцев — членов партии РСДРП — филиал партии, находящийся в Харькове, был территориально ближе, чем Курский — этим и объясняется тесная связь белгородских и харьковских большевиков.

Ключевые слова: революция 1905-1907 гг., РСДРП, политические партии, Харьков, белгородские большевики.

В условиях подпольной борьбы структурирование в партии социал-демократов строилось по личным и производственным связям. Город Харьков являлся в то время мощным столичным центром рабочего движения и крупным железнодорожным узлом. Для белгородцев (членов партии РСДРП) филиал партии находящийся в Харькове был территориально ближе, чем Курский — этим и объясняется тесная связь белгородских и харьковских большеви-

407

ков. Белгородская большевистская организация была весьма малочисленна по своему составу и находилась в подчинении у харьковской — более крупной ячейки столичной организации РСДРП. Для белгородцев Харьков являлся центральным и связующим звеном между провинциальными социал-демократами и столичным руководством.

Наиболее ярко эта связь прослеживается в документах, хранящихся в Государственном архиве Белгородской области (ГАБО), а именно: в циркулярах департамента полиции, переписке начальника КГЖУ и министров МВД о надзоре за неблагонадёжными лицами из Харькова и Белгорода (членами РСДРП).

Надо отметить, что первые социал-демократические кружки появились в Российской империи ещё в 1880-х гг. 1 марта 1898 г. в Минске собрался первый учредительный съезд РСДРП, который должен был объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию. Съездом был принят «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии», написанный Петром Струве. В 1900 г. была учреждена газета «Искра». В редакцию газеты вошли: В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, Ю. О. Мартов, В. И. Засулич, А. Н. Потресов1.

Отделения партии находились по всей территории Центральной России, не были исключением Курская и Харьковская губернии. Существование большевистской группы в Белгороде относится ещё к 1904 г. «Белгородский пролетариат, руководимый группой социал-демократов, принял активное участие в первой русской революции, о чем мы находим подтверждения в документах жандармского управления и охранных отделений. Уже в феврале 1905 года здесь беспокоили полицию сходки рабочих паровозного депо, студентов учительского института. Рево-

1 Латов К. Н. Российская социал-демократическая рабочая партия. Тула, 2004. С. 5-7.

люционным ядром в городе был железнодорожный узел, а там локомотивное депо»2.

Белгородский комитет РСДРП имел связи с Центральным Комитетом партии, Южнорусским бюро, Харьковским, Киевским, Курским и Московским комитетами, но отношения с Харьковом были все же более личными и глубокими. Заведующий областным партархивом П. М. Беляев отмечал в своей статье, что белгородские большевики часто писали длинные письма своим харьковским товарищам; например, в письме от 20 января 1906 г. сообщалось, что «присланных вами товарищей-большевиков, к сожалению, не приняли в депо (хотя места и были), по этой причине, мы отослали их в Москву»3. В этом же письме: «У вас наша библиотека, деньги за неё заплачены, почему вы её не присылаете? Если выслать неудобно, то напишите из нас кто-нибудь приедет за ней»4.

Не секрет, что деятельность партии большевиков на территории Курской губернии была под контролем столичных властей, о чём свидетельствуют многочисленные циркуляры из департамента полиции о деятельности членов РСДРП за 1906-1909 гг. Дело о деятельности партии вёл лично помощник начальника КГЖУ в Белгородском, Грайворонском, Старооскольском и Новооскольском уездах; именно на его имя приходили циркулярные письма от унтер-офицеров. Изучая подобного рода документы, можно сделать вывод, что полиция была извещена о происходившей 20 мая 1906 г. конференции представителей РСДРП в городе Курске и их инициативе «вести

2 Беляев П. М. Создание белгородской большевистской организации и ее борьба за установление и упрочнение советской власти / / Материалы теоретической конференции, посвященной 50-летию белгородской городской партийной организации. Белгород, 1968. С. 19.

3 Там же. С. 23.

4 Там же.

планомерную политическую борьбу»5. А так же о IV съезде данной партии в Стокгольме и партийной программе, принятой на нем. В связи с этим установлен список лиц — участников съезда (всего их было 140 человек). Для нас наибольший интерес представляют члены партии, родившиеся и действующие в Курской и Харьковской губерниях (около 10 человек), за которыми Департамент полиции установил особое, негласное наблюдение.

В этом списке были люди различного возраста, происхождения и деятельности, среди них можно, например, выделить монтера электрических приборов Николая Михайловича Гришина, который родился 9 марта 1879 г. в Курске и являлся сыном местного помещика. В 1904 г. он был посажен в Туле в тюрьму за политическую агитацию, проживал затем в Стокгольме, но полагал вернуться в Россию для ведения дальнейшей революционной деятельности6. Был в этом списке и писатель — Семён Михайлович Красовский, родившийся в Харькове 16 марта 1881 г., сын портного, с 1903 г. проживавший в Москве и поставленный столичной и провинциальной полицией под особый контроль. Среди активных революционных деятелей жандармы так же отмечали социал-демократов И. А. Мусатова, М. Ф. Федорова, А. В. Шелеговского, Кандрата Лысенко и других — все они были уроженцами города Белгорода7.

Наибольшее количество лиц — участников съезда, активных деятелей партии и участников нелегальных сходок являлись студентами. Например, Николай Родзянко — студент Харьковского технологического института, о котором в циркуляре было сказано следующее: «Живёт с родителями, сидел в

5 ГАБО. Ф. 101. Оп. 1. Ед. хр. 16. Д. 19. Л. 6.

6 Там же. Л. 8.

7 Беляев П. М. Указ. соч. С. 23.

тюрьме, психически неуравновешен»8. А так же студент Харьковского университета — дворянин Фёдор Фёдорович Трофимовский, который «сидел в тюрьме в г. Харькове, но был освобожден и сейчас проживает в городе Белгороде. Помещён под надзор полиции с 10.07.1906»9 и В. А. Кангелари — студент Харьковского университета, проживающий с 1906 г. в Белгороде.

О В. А. Кангелари необходимо сказать несколько слов отдельно, так как, безусловно, это один из выдающихся наших земляков, оставивший заметный след в революционной истории не только нашего края, но и всей страны.

Валентин Александрович Кангелари родился в 1883 г. в семье рабочего-революционера. Детские и юношеские годы прошли в Белгороде. В 1903 г., окончив гимназию, В. А. Кангелари поступил на медицинский факультет Харьковского университета. В Харькове он вступил в марксистский кружок и вскоре стал одним из организаторов большевистской группы РСДРП в Белгороде. Принимал активное участие в событиях 1905-1907 гг. За революционную деятельность несколько раз подвергался арестам. После тюремного заключения продолжал учёбу и одновременно подпольную работу. Получив в 1910 г. диплом врача, работал в Донбассе и Сибири. Осенью 1917 г. снова в Белгороде. Вступает в партию большевиков. В начале 1918 г. в Омске, принимает активное участие в боевых действиях против «белочехов». В 1937 г. Валентин Александрович был обвинен в «военно-фашистском заговоре в армии» и расстрелян сотрудниками НКВД10.

8 ГАБО. Ф. 101. Оп. 1. Ед. хр. 16. Д. 19. Л. 10.

9 Там же. Л. 11.

10 Архивная коллекция рязанского общества «Мемориал».

и^: http://stopgulag.org/object/64340299?k=ш. С. 1 (дата обращения: 04.05.2013).

О революционной деятельности В. А. Кангелари сохранилось множество документальных воспоминаний очевидцев тех событий. Одной из них была Елена Александровна Славутинская — участница революционного движения в 1904-1917 гг., проживавшая в Белгороде (а позднее и в Харькове) и работавшая преподавателем в детских садах и частных домах. Елена Александровна вспоминает: «Не могу точно сказать, с какого года в Белгороде существовала социально-демократическая организация, но точно знаю, что в 1904 году были товарищи, причислявшие себя к РСДРП. Это были студенты и деповские рабочие. Связь между теми и другими была постоянная. Была и связь с Харьковом»11. Далее Славутинская пишет, что «во время всеобщей октябрьской забастовки 1905 года в Белгороде были арестованы три товарища: Стефановский Михаил, Кангелари Валентин, фамилию третьего товарища не помню. Все они выступали на проводившихся тогда собраниях, уличных митингах... В день объявления манифеста 17 октября 1905 года Кангелари влез на какой то столб и сказал несколько совсем невинных слов: поздравил с манифестом и выразил желание, что бы больше не было таких арестов, которому подвергся он. Через несколько дней Кангелари был вызван в полицию, ему предъявили обвинение в призыве «к свержению царского трона и организации социал-демократического престола. Его не арестовали, но взяли подписку о невыезде из Белгорода»12.

В 1907 г. дело Кангелари все же было заслушано в городе Курске, «его присудили к одному году крепости — девять месяцев он отсидел в курской тюрьме и три в белгородской. В белгородской тюрьме он был, по сравнению с Курском, как на даче: заключенным

11 Крупенков А. Н. Белгород в воспоминаниях белгородцев. Белгород, 2008. С. 16.

12 Там же. С. 17.

было разрешено вести цветничок, Кангелари передали фотоаппарат и он делал снимки заключенных и администрации»13.

Вспоминает Елена Александровна так же и еще об одном видном социал-демократе — докторе И. Л. Ях-нисе (Цветаеве). «Он был знающим, подготовленным, опытным революционером даже для Харькова. Мы же, белгородцы, конечно были очень довольны, что у нас появился такой авторитетный товарищ»14 — вспоминает Славутинская. «Между прочим, Яхнис был в числе обвиняемых по одному громкому процессу в Белгороде. Арестованы были: Яхнис, фармацевтка Фрумкина, портной Элькинд, машинист М. В. Федоров и шесть солдат. Их обвиняли в социал-демократической пропаганде среди солдат, однако, благодаря блестящей защите товарища Коринского, всех отпустили домой под залог, кажется по 500 рублей»15.

Пишет в своих мемуарах о Валентине Кангела-ри и еще один белгородец, участник революционного движения в Белгороде — М. П. Хоботкин. Михаил Порфирьевич вспоминает, как, будучи еще школьником, он несколько раз принимал участие в нелегальных собраниях на квартире у слесаря депо станции Белгород, товарища Борщова Александра Александровича. «Нелегальные сходки организовывала группа студентов Харьковского университета, проживающие в Белгороде: Казакевич Григорий, Скрипников Владимир, Кангелари Валентин, Шокун Виктор и др.»16. Пишет Хоботкин и том, что «при помощи харьковской РСДРП Белгородская большевистская организация вела большую политическую работу; особое внимание уделялось агитационной работе, которая велась среди рабочих, солдат, трудовой интеллиген-

13 Крупенков А. Н. Указ. соч. С. 18.

14 Там же.

15 Там же. С. 22-23.

16 Там же. С. 14.

ции, учащихся, населения города и окружающих сел. Агитация велась вплоть до 1913 года»17.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь харьковских и белгородских социал-демократов между собой трудно переоценить. Из Харькова в Белгород доставлялась для последующего распространения нелегальная марксистская газета «Искра», а руководителями, пропагандистами и идейными вдохновителями Белгородской группы РСДРП большевистского направления были харьковчане — А. Н. Гладилин (машинист паровозного депо) и В. А. Кангелари18. Кроме того, именно «благодаря своим харьковским коллегам, Белгородская группа РСДРП в бурных событиях 1905-1907 гг. приобрела опыт руководства революционной борьбой, получила идейную закалку, умножила ряды большевиков (в том числе, приехавших из Харькова) и в конечном итоге, выросла в комитет (секретарем которого был, кстати, студент Харьковского технологического института, белгородец А. И. Солнцев)»19.

Источники

Беляев П. М. Создание белгородской большевистской организации и её борьба за установление и упрочнение советской власти / / Материалы теоретической конференции, посвященной 50-летию белгородской городской партийной организации. Белгород, 1968.

ГАБО. Ф. 101. Оп. 1. Ед. хр. 16. Д. 19.

Литература

Крупенков А. Н. Белгород в воспоминаниях белгородцев.

Белгород, 2008.

Латов К. Н. Российская социал-демократическая рабочая партия. Тула, 2004.

17 Крупенков А. Н. Указ. соч. С. 14.

18 Соболев В. П. Очерки истории Белгородской организации КПСС. Воронеж, 1983. С. 12.

19 Там же. С. 15.

Соболев В. П. Очерки истории Белгородской организации КПСС. Воронеж, 1983.

Архивная коллекция рязанского общества «Мемориал». URL: Шр://stopgulag.org/ оЬ)'ей/64340299?1с=ги (дата обращения: 04.05.2013).

A. A. Starunskaya Communication and Joint Activities of Belgorod and Kharkov Bolsheviks on the Eve of Revolution Events of 1905-1907

During the terrible events of 1905-1907 many political parties tried to make themselves known (especially in 1906, when the first Duma started working). These include cadets and SRs, pro-monarchic parties and unions, but the RSDRP (Russian Social-Democratic Labour Party) was the most prominent one in comparison with all the rest.

Under the conditions of the underground struggle, the structuring of the party of social democrats was based on personal relations and industrial connections. At that time the city of Kharkov was the centre of the powerful labor movement and a major railway junction. For Belgorod party members of RS-DRP, the party branch located in Kharkov was closer than the one in Kursk, it accounts for close relationship of Belgorod and Kharkov Bolsheviks.

Key words: the revolution of 1905-1907, the RSDRP, political parties, Kharkov, Belgorod Bolsheviks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.