Научная статья на тему 'Связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы (конец ХХ – начало ХХІ ст. )'

Связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы (конец ХХ – начало ХХІ ст. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / диаспора / иностранный украинец / migration / diaspora / foreign Ukrainian

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касьянова М.Н.

В статье на основе анализа источников и литературы проанализирована связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы конца ХХ – начало ХХІ ст. Исследованы основные направления и подходы проблем связи между Украиной и ее диаспорой на территории Российской Федерации, Республик Беларусь и Молдова. Автор пришел к выводу, что украинская диаспора является продолжением украинского народа за рубежом, а взаимодействие между страной и выходцами Украины на территории стран Восточной Европы не было ровным и взаимозависимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION OF UKRAINIAN MIGRANTS WITH UKRAINIAN DIASPORA IN THE COUNTRIES OF EASTERN EUROPE (THE END OF XX – BEGINNING OF XXI ST.)

The article based on the analysis of sources and literature analysed the relationship of Ukrainian migrants with Ukrainian Diaspora in the countries of Eastern Europe at the end of XX – beginning of XXI century. Studied the main directions and approaches to the problems of relations between Ukraine and its Diaspora on the territory of the Russian Federation, Republics of Belarus and Moldova. The author came to the conclusion that the Ukrainian Diaspora is the continuation of the Ukrainian people abroad and the interaction between the country and the people of Ukraine on the territory of the countries of Eastern Europe was not smooth and interdependent.

Текст научной работы на тему «Связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы (конец ХХ – начало ХХІ ст. )»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 327(477): 323.113(=161.2)"19-20"

М.Н. Касьянова

канд. ист. наук, доцент, докторант, Киевский национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

СВЯЗЬ УКРАИНСКИХ МИГРАНТОВ С УКРАИНСКОМ ДИАСПОРОИ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОМ ЕВРОПЫ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХ1 СТ.)

Аннотация. В статье на основе анализа источников и литературы проанализирована связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы конца ХХ - начало ХХ1 ст. Исследованы основные направления и подходы проблем связи между Украиной и ее диаспорой на территории Российской Федерации, Республик Беларусь и Молдова. Автор пришел к выводу, что украинская диаспора является продолжением украинского народа за рубежом, а взаимодействие между страной и выходцами Украины на территории стран Восточной Европы не было ровным и взаимозависимым.

Ключевые слова: миграция, диаспора, иностранный украинец.

M.N. Kasyanova, National Pedagogical Dragomanov University, Kiev, Ukraine

COMMUNICATION OF UKRAINIAN MIGRANTS WITH UKRAINIAN DIASPORA IN THE COUNTRIES OF

EASTERN EUROPE (THE END OF XX - BEGINNING OF XXI ST.)

Abstract. The article based on the analysis of sources and literature analysed the relationship of Ukrainian migrants with Ukrainian Diaspora in the countries of Eastern Europe at the end of XX - beginning of XXI century. Studied the main directions and approaches to the problems of relations between Ukraine and its Diaspora on the territory of the Russian Federation, Republics of Belarus and Moldova. The author came to the conclusion that the Ukrainian Diaspora is the continuation of the Ukrainian people abroad and the interaction between the country and the people of Ukraine on the territory of the countries of Eastern Europe was not smooth and interdependent.

Keywords: migration, diaspora, foreign Ukrainian.

Международная арена в начале ХХ1 ст. характеризуется снижением роли государства как основного субъекта формирования мирового сообщества. В связи с этим, диаспора, в частности украинская, приобрела больше возможностей влияния на международные процессы и представлять страну на международной арене. Это стало возможным благодаря тому, что диаспора принимает участие во всех сферах жизни и формирует имидж Украины за границей. С целью улучшения положения украинцев вне страны и популяризации Украины в целом, органам государственной власти необходимо взаимодействие с диаспорой на всех уровнях.

Цель данной статьи - проанализировать и исследовать связь украинских мигрантов с украинской диаспорой в странах Восточной Европы в конце ХХ - начале XXI вв.

В предложенном контексте необходимо обратить внимание, что правительство Украины делает определенные шаги в заданном направлении. Одним из основополагающих документов правовой базы этого вопроса стал проект распоряжения «Об одобрении Концепции Государственной программы сотрудничества с зарубежными украинцами на период до 2010 г.» [1], который был утвержден Правительственным комитетом по вопросам гуманитарной и социальной политики в 2006 г. Заказчиком данного проекта был МИД Украины. В то время председательствующий вице-премьер-министр Украины В. Кириленко обозначил актуальность принятого решения следующим образом: «...программа направлена на укрепление связей с украинцами, проживающими за рубежом, и с их общественными организациями. Это будет способствовать распространению информации о нашем государстве, повышению авторитета Украины в мире. Программой предусмотрено активизацию сотрудничества с зарубежными украинцами в отраслях науки, образования, культуры, туризма и информации, торгово-экономическое и научно-

техническое сотрудничество, проведение совместных мероприятий» [2].

Данный документ был подготовлен с целью усовершенствования и нивелирования последствий процесса адаптации украинских мигрантов, а также укрепление их контактов с местными жителями. К тому же власть Украины имеет определенную заинтересованность в поддержке диаспоры и укрепление ее собственной идентичности за границей. Внедряя в жизнь этот законопроект, украинское правительство способствует процессам формирования украинских негосударственных общественных организаций. Это стало своего рода публичной дипломатией. В данном конкретном случае мягкая сила украинской стороны действует безотказно. Заграничное украинство насчитывает сотни и тысячи людей, которые задействованы во всех сферах жизнедеятельности каждой из стран-реципиентов. Мигранты, которые прибыли в эти страны, однозначно распространяют информацию касательно торговых, финансовых, научных, образовательных, международных и т.д. возможностей Украины, таким образом повышая положение родины в мире, и распространяют данные среди политической элиты и населения стран пребывания.

Осознавая это, украинское правительство начало расширять правовое поле взаимодействия своих граждан со страной. Им был разработан проект «О правовом статусе зарубежного украинца», который регулировал обозначенный вопрос. Вскоре, на базе этого проекта был принят Закон Украины «О правовом статусе зарубежного украинца». В этом документе было приведено толкование такого понятия, как зарубежный украинец, это «лицо, которое является гражданином другого государства или лицо без гражданства, а также имеет украинское этническое происхождение или по происхождению из Украины. Украинское этническое происхождение определяется как принадлежность лица или его предков к украинской нации и признание им Украины родиной своего этнического происхождения» [3].

Таким образом, этот Закон способствовал улучшению положения мигранта в стране пребывания и упрощал сохранение контактов украинца со своей страной. Кроме этого, предложенный Закон регулировал сохранение и развитие всех национальных и культурных традиций представителя диаспоры. Согласно документу, создавались условия для реализации их образовательных, социальных, информационных, культурных, экономических и других потребностей. В соответствии с Законом, украинским медиацентрам, научным и культурным структурам, правительство, должно предоставить организационную, методическую, техническую и др. помощь в местах компактного проживания украинцев за границей, а также создать условия для организации украинского теле- и радиовещания на основании международных договоренностей и документов, в частности через интернет, спутниковую связь, другие средства коммуникаций [4].

Президент Украины В. Ющенко в 2005 г. во время своего визита в Загреб (Хорватия), затронул вопрос о систематизации действий касательно взаимодействия с украинской диаспорой и укреплением сотрудничества с мигрантами за границей. Согласно его намерений, необходимо было создать национальную программу, которая бы регулировала данный вопрос. Регулированием данного процесса должен заниматься созданный единый государственный орган - департамент в структуре Кабинета Министров Украины, - «который должен стать центром общения с разнообразными диаспорными кругами по различным вопросам Украины и украинской диаспоры» [5].

Считалось, что данный орган будет выполнять множество функций касательно взаимодействия с соотечественниками. Одна из самых важных - информационная функция, то есть донесение информации про социальное, политическое, экономическое положение, темпы развития и прогнозы на будущее в стране и уровень взаимодействия со страной-реципиентом. Так же была обусловлена финансовая помощь для реализации намерений. Для этого в государственном бюджете появится статья, которая предусматривает финансовую помощь украинцев за границей, - речь идет о гуманитарных проектах, которые украинское государство должно под-

держать в кругу украинских диаспор за рубежом [6]. Однако, со временем, очевидным стал факт, что намерения президента не имели существенной реализации.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблем во взаимодействии Украины с собственной диаспорой в странах Восточной Европы практически не было. Однако, в период с конца ХХ - начала ХХ1 ст. отношения между данными субъектами складывались неоднозначно. Различные (как объективные, так и субъективные) факторы влияли на характер этих взаимоотношений. Общественно-политическая, экономическая ситуации в стране пребывания и в Украине, отношение представителей мигрантов разных волн миграции к принимающему государству меняли контекст связи с диаспорой.

После распада СССР Украина определилась с направлением своего развития и собственными приоритетами. Со временем правительство страны все меньше уделяло должное внимания помощи собственным гражданам, которые находятся на территории Восточной Европы, и все больше предоставляло требований касательно обратной помощи. Таким образом, государство негативно проявило себя на международной арене и ухудшило свои отношении с украинцами. Еще одной проблемой взаимодействия стало то, что при условии помощи диаспорой государству, первые не имеют никакой возможности влиять на процессы, которые происходят на родине. Очевидно, что в данном случае диаспора не может существенно повлиять на изменения в столь большой по численности населения стране. К тому же, для кардинальных перемен необходимо внести существенные коррективы в структуре власти, уничтожить коррупцию, а также заангажированность среди политиков. Это все не было возможным в обусловленный период времени. Украинская диаспора не готова была тратить собственные, с таким трудом заработанные, деньги на нерыночную экономику, нестабильную социальную и политическую ситуацию, которая складывалась, без реальной возможности и права влиять на ситуацию. К тому же, необходимо было бы вкладывать деньги в развитие населения, которое, по сути, и само не стремится к самосовершенствованию и повышению уровня собственной жизни [7].

Основным разногласием между диаспорой и Украиной стал отказ украинской стороной от применения тех рекомендаций и предложений касательно государственного строя, который предлагали зарубежные украинцы. В данном вопросе неудача стала последствием двух факторов. Первый - это неготовность украинского социума к кардинальным и скорым изменениям. Второй - желание наставлять и изменять со стороны представителей диаспоры. Последние не учитывают культурной и ментальной специфики украинского населения, не желают менять и модернизировать модели, методы и направления гармонизации ценностных отличий, которые становятся камнем преткновения в отношениях с Родиной. Для того, чтобы избежать гетерогенности во взаимодействии диаспоры с Украиной, необходимо учитывать особенности каждого из субъектов обозначенных отношений.

С течением времени стало ясно, что изменения, предложенные украинцами из диаспоры, имеют шансы на успешную реализацию лишь при условии, что каждый гражданин почувствует себя равноправным в собственной стране. Для того, чтоб в полном объеме использовать такой имеющийся потенциал мягкой силы как украинская диаспора, стране необходимо заботится о социальных и экономических условиях взаимодействия с людьми. До сих пор открытым остается вопрос гражданства украинской диаспоры. Он становится еще одним камнем преткновения в отношениях между Украиной и мигрантами. Предоставление гражданства представителю диаспоры будет противоречить Конституции Украины, ведь двойное гражданство в нашей стране запрещено. В таком случае мигранта ставят перед выбором своей идентичности и принадлежности к стране. С одной стороны - родина, где мигрант родился, прошел все этапы социализации, сформировался как личность, получил образование и определенный опыт работы, а с другой - страна-реципиент, которая имеет определенные преимущества над первой в социальной, экономической или др. сферах. Перед представителем диаспоры стоит дилемма между

двумя идентичностями: первой - сформированной уже в течении длительного времени за границей, которая качественно отличается от другой, - своей, но не такой удобной.

Делая акцент на причины переезда, все пройденные преграды и тяжелую адаптацию, принятие украинского гражданства для представителя диаспоры не будет рациональным решением. В рамках закона, для того, чтоб стать гражданином Украины, необходимо отказаться от гражданства другой страны, что лишит всех привилегий мигранта в стране пребывания. Это значит, что даже самые искренние украинские патриоты, уже будучи гражданами страны Восточной Европы, не откажутся от своего паспорта в пользу украинского.

Таким образом, с появлением новых субъектов международных отношений, украинские этнические меньшинства, которые сформировались в этих странах вследствие трудовой миграции перешли на уровень иностранных. В связи с этим можно вести речь о появлении нового социального явления - восточной украинской диаспоры. По причине межгосударственных территориальных изменений, в конце ХХ ст. часть украинского населения оказалась за пределами Украины. Эта категория украинцев является частью граждан стран Восточной Европы (Российской Федерации, Республик Молдова и Беларусь).

Список литературы:

1. Розпорядження вщ 15 червня 2006 р. № 341-р «Про схвалення Концепцп Державно!' програми сшвпращ iз закордонними украТнцями на перюд до 2010 р.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/341-2006-%D1%80 (дата обращения: 19.07.2016).

2. Романенчук А. Ствпраця iз закордонними украТнцями: стан, проблеми, перспективи // Закарпаття онлайн. - 19 травня 2008 рк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakarpattya.net.ua/News/21903-Spivpratsia-iz-zakordonnymy-ukraintsiamy-stan-problemy-perspektyvy (дата обращения: 19.07.2016).

3. Закон УкраТ'ни «Про правовий статус закордонного украТнця» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ 4381-17 (дата обращения: 19.07.2016).

4. Там само.

5. В урядi буде створено департамент з украТнськоТ дiаспори // Корреспондент^1 - 18 лютого 2005. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ua.korrespondent.net/ukraine/ 253778-v-uryadi-bude-stvoreno-departament-z-ukrayinskoyi-diaspori (дата обращения: 19.07.2016).

6. Там само.

7. Портнков В. Грудень. Москва // Дзеркало тижня. - 14 грудня 2001. - № 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.