Научная статья на тему 'Связь стратегий совладающего поведенияи смысложизненных ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале'

Связь стратегий совладающего поведенияи смысложизненных ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКИХ ДОМОВ / SOCIAL ADAPTATION / COPING STRATEGIES / COPING BEHAVIOR / LIFE-PURPOSE ORIENTATIONS / COPING RESOURCES / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лыкова Наталья Михайловна, Маррокин Менендес Реина Гуадалупе

Представлены результаты исследования стратегий совладания и смысложизненых ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале (N = 60). Актуальность исследования обусловлена возможностью формирования рекомендаций по организации воспитательного процесса в детских домах как светского, так и религиозного характера на основе понимания особенностей исследуемых показателей и связи между ними. Целью исследования являлось изучение особенностей адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале с опорой на оценку наличия и характера связи стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций испытуемых. Основной гипотезой исследования являлось наличие особенностей социальной адаптации выпускников исследуемого детского дома, выражающихся в иерархии смысложизненных ориентаций и их связи со стратегиями совладающего поведения, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными в семьях. Исследование стратегий совладания проводилось с использованием методики Дж. Амирхана, смысложизненные ориентации исследовались по методике Д. А. Леонтьева. Полученные результаты сопоставлены с более ранними данными аналогичного исследования латино-американских студентов, обучающихся в России и воспитанных в семьях. Выявлено, что для испытуемых характерно использование адаптивного стиля совладания. Иерархия жизненных смыслов выражена неявно, что отличает их от молодых людей, воспитанных в семьях. У молодых людей, с рождения воспитанных в детских домах, преобладает значимость результата. У этой же подгруппы выявлена положительная связь между стратегией «избегание» и целями жизни, что указывает на пассивную позицию в достижении целей. Разработанные по результатам исследования рекомендации направлены настоятельнице монастыря для применения в работе со следующими поколениями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лыкова Наталья Михайловна, Маррокин Менендес Реина Гуадалупе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the study of coping strategies and life-purpose orientations of graduates of an orphanage at an Orthodox monastery in Guatemala (N = 60). The relevance of the study is conditioned by the possibility of forming recommendations regarding organization of the upbringing process in both secular and religious orphanages, based on the understanding of characteristics under study and the relationship between them. The purpose of the investigation is to study adaptation peculiarities of orphanage graduates at an Orthodox monastery in Guatemala, based on the assessment of the presence and nature of the relationship between styles of coping behavior and life-purpose orientations of the subjects under study. The main hypothesis of the study was the presence of social adaptation peculiarities of the orphanage graduates under study, expressed through the hierarchy of life-purpose orientations and their connection with strategies of coping behavior, in comparison with young people brought up in families. The study of coping strategies was performed with D. Amirkhan’s method, life-purpose orientations were studied with D. A. Leontiev’s method. The obtained results have been compared with earlier data of a similar study of Latin American students studying in Russia and brought up in families. It was revealed that subjects under study were characterized by the use of adaptive coping style. The hierarchy of life purposes is expressed implicitly, which distinguishes them from young people brought up in families. Significance of the result is predominant in young people who have been brought up in orphanages since their birth. In the very same subgroup we can observe positive relationship between the strategy of “avoidance” and life goals, which indicates their passive position in achieving goals. Recommendations developed on the basis of results of the present investigation have been sent to the abbess of the monastery and can be used in her work with the next generations of pupils.

Текст научной работы на тему «Связь стратегий совладающего поведенияи смысложизненных ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале»

УДК 316.6

СВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ МОНАСТЫРЕ В ГВАТЕМАЛЕ

Н. М. Лыкова, М. Р. Г. Маррокин

Лыкова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, Lykova_nm@rund.university

Маррокин Менендес Реина Гуадалупе, магистрант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, reina.marroquin@mail.ru

Представлены результаты исследования стратегий совладания и смысложизненых ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале N = 60). Актуальность исследования обусловлена возможностью формирования рекомендаций по организации воспитательного процесса в детских домах как светского, так и религиозного характера на основе понимания особенностей исследуемых показателей и связи между ними. Целью исследования являлось изучение особенностей адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале с опорой на оценку наличия и характера связи стилей совла-дающего поведения и смысложизненных ориентаций испытуемых. Основной гипотезой исследования являлось наличие особенностей социальной адаптации выпускников исследуемого детского дома, выражающихся в иерархии смысложизненных ориентаций и их связи со стратегиями совладающего поведения, в сравнении с молодыми людьми, воспитанными в семьях. Исследование стратегий совладания проводилось с использованием методики Дж. Амирхана, смысложизненные ориентации исследовались по методике Д. А. Леонтьева. Полученные результаты сопоставлены с более ранними данными аналогичного исследования латиноамериканских студентов, обучающихся в России и воспитанных в семьях. Выявлено, что для испытуемых характерно использование адаптивного стиля совладания. Иерархия жизненных смыслов выражена неявно, что отличает их от молодых людей, воспитанных в семьях. У молодых людей, с рождения воспитанных в детских домах, преобладает значимость результата. У этой же подгруппы выявлена положительная связь между стратегией «избегание» и целями жизни, что указывает на пассивную позицию в достижении целей. Разработанные по результатам исследования рекомендации направлены настоятельнице монастыря для применения в работе со следующими поколениями воспитанников. Ключевые слова: социальная адаптация, стратегии совлада-ния, совладающее поведение, смысложизненные ориентации, ресурсы совладания, воспитанники детских домов.

DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-78-84

Введение

Проблема социализации и адаптации молодого человека в обществе встает особенно остро в ситуации, когда его формирование в детском и

подростковом возрасте происходило без участия семьи, в условиях детского дома [1]. В рамках этой темы очень важно понимать роль и особенности того социального института, в котором происходит воспитание, и реалистично оценивать особенности совладающего поведения, формируемые у его выпускников [2, 3].

Мы рассматривали социальную адаптацию в контексте теории стресса и копинга Р. Лазаруса [4], определяющей ее как успешное совладание (coping), которое может быть описано через сочетание базисных стратегий совладающего поведения и ресурсов совладания. Одним из ведущих ресурсов является осознание жизненных смыслов [5, 6]. Исходя из этого в нашем исследовании мы фокусировались на изучении связи стратегий со-владания испытуемых с их смысложизненными ориентациями как на одном аспектов, определяющих успешность социальной адаптации: мы рассматривали указанные аспекты социальной адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале. По нашему мнению, связь этого детского дома с институтом религии как морально-этической основы общества принципиально отличает его от аналогичных учреждений светского характера.

Актуальность исследования совладающего поведения и адаптации выпускников таких учреждений особенно высока, так как, с одной стороны, выявление особенностей выпускников такого детского дома, способствующих их адаптивности, может подсказать также и направления корректировки в деятельности детских домов светского характера [7], с другой - мы рассчитывали, что знание выявленных особенности адаптации выпускников детского дома будет полезно и для матушек-воспитательниц при организации работы с новым поколением воспитанников.

Целью исследования являлось изучение особенностей адаптации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале с опорой на оценку наличия и характера связи стилей совладающего поведения и смысложизненных ориентаций выпускников испытуемых. Основной гипотезой исследования являлось предположение о наличии особенностей иерархии смысложизненных ориентаций и их связи со стратегиями со-владающего поведения, в сравнении с молодыми латиноамериканцами, воспитанными в семьях.

образование в России [15]. Выбор такой группы для сравнения обусловлен тем, что выпускники детского дома также переживают процесс социокультурной адаптации, как и студенты, уехавшие на обучение в другую страну. В этом случае социальный компонент и для тех, и для других обусловлен выходом в самостоятельную жизнь. Компонент культурной адаптации для выпускников детского дома связан с тем, что православный монастырь, единственный в Латинской Америке, является носителем культурной среды, существенно отличающейся от остального социокультурного окружения. Для студентов эта составляющая обусловлена переездом в другую страну.

Стратегии совладания выпускников детского дома

Первым этапом исследования стало рассмотрение стратегий совладающего поведения наших испытуемых. Соотношение этих стратегий определяет общий стиль совладающего поведения как адаптивный или дезадаптивный. Адаптивный стиль поведения описывается следующим соотношением стратегий совладания: стратегия принятия решения применяется часто; стратегия поиска социальной поддержки применяется реже и еще реже стратегия избегания [11].

Результаты, полученные по методике Дж. Амир-хана, показали, что представителям обеих выделенных подгрупп испытуемых (ранее детство которых прошло в семьях и тех, кто с рождения воспитывался в детских домах) свойствен здоровый адаптивный стиль совладающего поведения: существенно доминируют абсолютные значения показателя стратегии принятия решений, наименьшее среднее значение получено по шкале стратегии избегания.

Рассмотрим результаты сравнения показателей стратегий совладающего поведения для подгрупп испытуемых, ранее детство которых прошло в семьях и тех, которые с рождения воспитывались в детских домах (табл. 1). Сравнение проводилось с использованием двухвыборочного t-теста.

Таблица 1 / Table 1

Сравнительный анализ стратегий совладающего поведения в двух группах воспитанников детского дома

при православном монастыре в Гватемале (N = 60) Comparative analysis of coping behavior strategies in two groups of orphans living in the Orthodox monastery orphanage in Guatemala (N = 60)

Выборка, методики и методы исследования

В нашем исследование приняли участие 60 выпускников православного монастыря в Гватемале (30 девушек и 30 юношей) в возрасте от 18 до 29 лет. Среди испытуемых были выделены подгруппы:

выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале, с рождения воспитанных в детских учреждениях (31 испытуемый, из них 12 юношей и 19 девушек);

выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале, раннее детство которых прошло в семьях (29 испытуемых, из них 18 юношей и 11 девушек).

Исследование стратегий совладающего поведения проводилось с использованием методики Дж. Амирхана «Индикатор стратегий преодоления эмоционального стресса» [8], адаптированным Н. А. Сирота и В. М. Ялтонским [9]. Смысложиз-ненные ориентации исследовались с помощью «Теста смысложизненных ориентаций», разработанного Д. А. Леонтьевым [10]. Обе методики были подвергнуты процедуре двойного перевода на испанский (для той части испытуемых, которые живут и работают в Гватемале) и английский язык (для той части испытуемых, которые длительно живут в США и английский язык для них в настоящее время является предпочтительным языком общения).

Статистическая обработка результатов производилась средствами MS Excel. Достоверность различий выборок определялась на основе двух-выборочного t-теста с различными дисперсиями. Наличие связи между показателями оценивалось на основе коэффициента корреляции Пирсона.

Совладающее поведение, в том числе ресурсы совладания, обладает спецификой в зависимости от культурной принадлежности испытуемого [11-14], поэтому помимо сравнения подгрупп внутри выборки выпускников детского дома в статье также проводится качественное сравнение иерархии смысложизненных ситуаций и стилей совладающего поведения с исследованной ранее выборкой латиноамериканских студентов, воспитанных в семьях и получающих

Группа испытуемых Стратегии совладания

Разрешение проблем Поиск соц. поддержки Избегание

Раннее детство в семье 28,41 23,28 19,52

С рождения в детском доме 27,61 23,35 20,19

Г-критерий 0,71 -0,07 -0,67

Вероятность существования различий p > 0,05 p > 0,05 p > 0,05

В результате достоверных различий обнаружено не было. Это позволяет нам утверждать, что за годы воспитания в детском доме у испытуемых был сформирован адаптивный стиль совпадающего поведения.

Кроме этого, было проведено качественное сравнение полученных результатов с результатами более раннего исследования, рассматривающего стили совладающего поведения латиноамериканских студентов, воспитанных в семьях и получающих образование в РУДН [14]. Сравнение показало, что участники обоих исследований (молодые латиноамериканцы -участники двух подгрупп выпускников детского дома при православном монастыре и студенты-латиноамериканцы, воспитанные в семьях) являются носителями сходных адаптивных стилей совладающего поведения, независимо от детского опыта. Это подтверждает тот факт, что наши испытуемые за годы воспитания в монастыре

усвоили здоровые стили совладания, так же как и их сверстники, воспитывавшиеся в семьях.

Смысложизненные ориентации выпускников детского дома

Следующим шагом нашего исследования стало изучение иерархии смысложизненных ориента-ций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале, для этого мы использовали методику смыложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [9]. Поскольку шкалы методики разновелики [9, с. 18], а перед нами стояла задача оценки иерархии жизненных смыслов, значения шкал были нормализованы до показателей, варьирующихся в диапазоне от 1 до 7.

Мы сравнили результаты шкал методики для обеих подгрупп испытуемых (ранее детство которых прошло в семьях и тех, которые с рождения воспитывались в детских домах) (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Смысложизненные ориентации выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале (N = 60) Life-purpose orientations of the Orthodox monastery orphanage graduates in Guatemala (N = 60)

Группа испытуемых Шкалы СЖО (единиц)

Цели Процесс Результат Локус контроля - Я Локус контроля - жизнь Общий балл

Детство в семье 5,05 4,49 5,18 5,17 5,13 4,87

Детство в детском доме 5,32 5,04 5,82 5,60 5,34 5,35

f-критерий -1,55 -1,80 -2,40* -1,78 -1,11 -2,18*

Примечание. * - при p < 0,05.

При сравнении подгрупп внутри группы испытуемых выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале мы обнаружили достоверные различия субшкал «результат». Этот показатель достоверно выше у молодых людей, с рождения воспитанных в детских учреждениях. Для этой подгруппы испытуемых оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, является достоверно более значимой, чем для выпускников детского дома, проживших первые годы своей жизни в семье. Выпускники детского дома, с рождения воспитанные в нем, в большей степени удовлетворены достигнутыми результатами в жизни, в том числе и тем, что дал им опыт жизни в монастыре.

В то же время в аналогичном исследовании, выполненном в 2010 г. [15], было показано, что латиноамериканским студентам свойственна иерархия жизненных смыслов с явной лидерской позицией субшкалы - «процесс». Это означает, что молодые латиноамериканцы представляют, что основной смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Наиболее низкие баллы в общей иерархии смыслов у латиноамериканских студентов по субшкале 4 - локус контроля - Я. Низкие баллы

по этой шкале означают неверие в свои силы и возможность контролировать события собственной жизни.

Таким образом, мы видим, что молодые выпускники детского дома при православном монастыре в Гватемале отличаются от своих соотечественников тем, что чувствуют себя сильными личностями, ответственными за свою жизнь и удовлетворенными ее результатом.

Связь смысложизненных ориентаций и стратегий совладания

Связь используемых стратегий совладания и значимых жизненных смыслов испытуемых позволяет сделать вывод о роли жизненных смыслов как ресурса совладания в структуре совладающего поведения испытуемых [6].

Для выявления связи смысложизненных ори-ентаций и стратегий совладания были рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона результатов обеих групп испытуемых (табл. 3, 4).

В подгруппе испытуемых, раннее детство которых прошло в семьях, значимые корреляции между стратегиями совладания и смысложизнен-ными ориентациями не выявлены. Это согласуется

Таблица 4 / Table 4

Связь стратегий совладающего поведения со смысложизненными ориентациями выпускников детского дома

при православном монастыре в Гватемале, с рождения воспитанных в детских учреждениях (N = 60) Connection between coping behavior strategies and life-purpose orientations of the graduates of an orphanage at an Orthodox monastery in Guatemala, who were brought up at an orphanage (N = 60)

Таблица 3 / Table 3

Связь стратегий совладающего поведения со смысложизненными ориентациями выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале, раннее детство которых прошло в семьях (N = 60) Connection between coping behaviour strategies and life-purpose orientations of the graduates of an orphanage at an Orthodox monastery in Guatemala, whose early childhood was spent in families (N = 60)

Шкалы СЖО Стратегии совладания

Разрешение проблем Поиск соц. поддержки Избегание проблем

Цели -0,07 -0,06 0,18

Процесс -0,03 -0,02 0,14

Результат -0,10 -0,00 0,12

Локус контроля - Я -0,00 -0,09 0,14

Локус контроля - жизнь 0,13 -0,01 0,15

Общий балл -0,09 -0,07 0,16

Шкалы СЖО Стратегии совладания

Разрешение проблем Поиск соц. поддержки Избегание проблем

Цели 0.17 -0.30 0.41

Процесс 0.21 0.21 -0.49

Результат 0.22 -0.10 -0.00

Локус контроля - Я 0.20 0.13 -0.33

Локус контроля - жизнь 0.20 -0.00 -0.28

Общий балл 0.25 0.06 -0.22

Примечание. При анализе значимыми признавались корреляции свыше 0,3 по модулю. Выделено цветом: темно-серым - между показателями выявлена значимая прямая корреляция; светло-серым - значимая обратная корреляция.

с результатом исследования иерархии смыслов жизни, описанным выше: при отсутствии выраженной иерархии жизненных смыслов ни один из них не выделяется как ведущий ресурс совладания, но испытуемые скорее опираются на всю совокупность смыслов жизни.

В подгруппе респондентов, с рождения воспитанных в детских домах, положительная корреляция выявлена между показателями шкалы СЖО «цели» и показателями стратегии совладания «избегание». Это, по всей вероятности, связано с тем, что, воспитываясь в детском доме, они привыкли к тому, что их цели осуществляют другие люди: у них не сформирован навык самостоятельного достижения целей; в этом контексте их « избегание» скорее тождественно «ожиданию».

Отрицательная корреляция между показателями шкалы СЖО «цели» и показателями стратегии «поиск социальной поддержки», вероятно, связана с той же особенностью воспитания - для достижения целей такие испытуемые ждут помощи, но не проявляют активности, чтобы ее найти.

Выявленная отрицательная корреляция между показателями шкалы СЖО «Локус контроля - Я»

и показателями стратегии «избегание» указывает на здоровый ресурс адаптивности испытуемых: чем больше человек уверен в том, что он сам контролирует свою жизнь, тем реже он использует неадаптивную стратегию совладания « избегание».

Отрицательная корреляция между показателями шкалы СЖО «процесс» и показателями стратегии «избегание», вероятно, свидетельствует о том, что чем привлекательнее процесс жизни, тем страшнее в нее вступить, что приводит к избегающему поведению.

Выводы и рекомендации

Таким образом, основным выводом нашего исследование стала констатация факта, что все выпускники вверенного опеке монастыря детского дома оказались людьми хорошо адаптированными к социуму, успешно справляющимися со своими жизненными трудностями. Среди их жизненных смыслов важнейшим является удовлетворенность прожитыми годами, которые связаны для них с жизнью в монастыре. Эта удовлетворенность является для них ресурсом, помогающим решать

сегодняшние проблемы. Кроме того, у всех молодых людей очень развито чувство ответственности за события своей жизни. Учитывая, что это чувство является одной из основных ценностей, воспитываемых Православием, эту особенность можно расценивать как выражение влияния нравственного воспитания в стенах православного монастыря.

Исследование позволило выявить некоторые особенности совладающего поведения и смысло-жизненных ориентаций испытуемых, на основе которых были сформулированы практические рекомендации воспитателям, приведенные ниже.

Важную роль в формировании адаптивного стиля совладающего поведения играет активность как черта личности, которая может находить выражение в активном поведении, направленном на достижение цели. Именно недостаток этой активности был выявлен нами в ходе исследования, как психологическая особенность выпускников детского дома, воспитанных там с рождения. Для коррекции этой способности крайне важно, чтобы жизнь в монастыре не была для этих детей жизнью на всем готовом. Согласно представлениям о развитии ребенка, разработанным в российской психологической школе, существенно, чтобы процессы обучения и воспитания происходили в специально организованной совместной деятельности воспитанников и воспитателей. Мы рекомендуем вовлекать воспитанников в разные виды деятельности, которые для них будут направлены на достижение желанных целей. Например, в ситуации, когда воспитанникам хочется создать свою футбольную команду, следует мотивировать их самих предпринимать к этому усилия: вместе строить спортивную площадку, шить форму, а не ждать, что придут спонсоры и все устроят. Это сформирует в молодых людях навык действия по достижению цели.

Вторая наша рекомендация заключается в том, что надо научить своих воспитанников не просто принимать социальную поддержку, а активно ее искать. Формирование активной стратегии совладания «поиск социальной поддержки» возможно с опорой на важные совладающие ресурсы личности: адекватную самооценку, невысокую чувствительность к отвержению, развитую потребность быть среди других людей. Эти ресурсы формируются на протяжении жизни ребенка благодаря принимающему общению, регулярной обратной связи, эмпатичности воспитателей. Несомненно, что в таком взаимодействии в детском доме, даже очень хорошем, ребенок участвует меньше, чем в родительской семье. Однако, на наш взгляд, осознанное внимание персонала к развитию этих ресурсов у своих воспитанников может дать положительный результат.

Наше исследование выявило, что выпускники детского дома, проживающие взрослую и внеш-

не успешную жизнь (при наличии стабильной работы и собственной семьи), не воспринимают свою жизнь как интересную, эмоционально насыщенную. Более того, выявленная отрицательная корреляция между показателями шкалы СЖО «процесс» и показателями стратегии «избегание» говорит о том, что чем эмоционально привлекательнее воспринимается процесс жизни, тем страшнее в него вступить. В то же время высокие показатели по шкале «результативность жизни» свидетельствуют об удовлетворенности жизнью, существенная часть которой прошла в детском доме при православном монастыре. Вышеперечисленное дает основание предполагать, что низкая степень удовлетворенности испытуемых процессом жизни связана с отсутствием на текущем этапе поддерживающей социальной среды, помогающей в достижении целей, опора на которую сформирована годами в детском доме. Эта особенность иерархии смыложизненных ориентаций привлекла наше внимание еще и тем, что есть исследования, в которых показано, что латиноамериканским молодым людям свойственно доминирование «процесса жизни» в иерархии смысложизненных ориентаций. Именно это отличие от латиноамериканских сверстников, воспитанных в семьях, позволило нам предположить, что причина такого эмоционального неприятия своей текущей жизни возникает еще в стенах монастыря. По нашему мнению, полезным коррекционным усилием стало бы разъяснение матушкам-воспитательницам важности развития у воспитанников эмоциональной компетентности. Молодому человеку важно научиться определять чувства, которые он переживает, называть их, и тогда они перестанут быть пугающими, отпадет необходимость избегать ситуаций, которые приводят молодого человека в волнение. Для развития эмоциональной компетентности необходимо создавать специальные доверительные отношения, в которых было бы место для разговора о чувствах.

Результаты и разработанные на их основе рекомендации переведены нами на испанский язык и направлены в монастырь. Сегодня мы с удовлетворением можем сказать, что письмо принято матушкой-настоятельницей с интересом и благодарностью за наше исследование.

Библиографический список

1. Абдаширова И. И., Паточкина Н. А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 2Вб-294.

2. Рыбакова О. Н., Сайковская Т. О. Постинтернатная адаптация детей-сирот в условиях педагогического колледжа // Профессиональное образование. 2Oi4, № 2 (16). С. 42-50.

3. Strauch D. E., Valoyes E. Perfil de los niños, niñas y adolescents sin cuidado parental en Colombia // Revista

Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud. 2009. Vol. 7, Núm. 2. P. 761-783.

4. LazarusR. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y., 1984. 456 p.

5. Лыкова Н. М. Связь смысложизненных ориентаций со стилем совладающего поведения иностранных студентов в период адаптации к инокультурному окружению. М., 2014. 31 с.

6. Пилишвили Т. С., Исмаил А. М. Проактивный копинг как ресурсный потенциал личности в процессе адаптации к новым условиям жизни // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. № 2. C. 75-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бобылева И. А. Исследование качества жизни воспитанников детского дома // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2013. № 3. С. 61-67.

8. Amirkhan J. H. A factor analytically drived measure of coping: the coping strategy indicator // J. of Personality and social psychology. 1990. Vol. 59 (5). P. 1066-1074. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066.

9. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом

возрасте : дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 1994. 283 с.

10. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.

11. Лыкова Н. М. Преодоление стресса аккультурации латиноамериканскими и китайскими студентами // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 30-36.

12. Маслова О. В. Основные подходы к изучению межкультурной адаптации в зарубежной психологии // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 12-21.

13. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учебник для вузов. М., 2006. 368 с.

14. ЧеботарёваЕ. Ю. Этнические особенности ценностных ориентаций студентов // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2012. № 4. C. 15-20.

15. Лыкова Н. М., Краведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2010. № 1. С. 42-47.

Образец для цитирования:

Лыкова Н. М., Маррокин Р. Г. М. Связь стратегий совладающего поведения и смысложизненных ориентаций выпускников детского дома при православном монастыре в Гватемале // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 78-84. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-78-84.

Connection between Coping Behaviour Strategies and Life-Purpose Orientations of the Graduates of Orthodox Monastery Orphanage in Guatemala

Natalia M. Lykova

Peoples' Friendship University of Russia 6, Mikluho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia E-mail: Lykova_nm@rund.university

Reina G. Marroquin M.

Peoples' Friendship University of Russia 6, Mikluho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia E-mail: reina.marroquin@mail.ru

The article presents the results of the study of coping strategies and life-purpose orientations of graduates of an orphanage at an Orthodox monastery in Guatemala (N = 60). The relevance of the study is conditioned by the possibility of forming recommendations regarding organization of the upbringing process in both secular and religious orphanages, based on the understanding of characteristics under study and the relationship between them. The purpose of the investigation is to study adaptation peculiarities of orphanage graduates at an Orthodox monastery in Guatemala, based on the assessment of the presence and nature of the relationship between styles of coping behavior and life-purpose orientations of the subjects under study. The main hypothesis of the study was the presence of social adaptation peculiarities of the orphanage graduates under study, expressed through the hierarchy of life-purpose orientations

and their connection with strategies of coping behavior, in comparison with young people brought up in families. The study of coping strategies was performed with D. Amirkhan's method, life-purpose orientations were studied with D. A. Leontiev's method. The obtained results have been compared with earlier data of a similar study of Latin American students studying in Russia and brought up in families. It was revealed that subjects under study were characterized by the use of adaptive coping style. The hierarchy of life purposes is expressed implicitly, which distinguishes them from young people brought up in families. Significance of the result is predominant in young people who have been brought up in orphanages since their birth. In the very same subgroup we can observe positive relationship between the strategy of "avoidance" and life goals, which indicates their passive position in achieving goals. Recommendations developed on the basis of results of the present investigation have been sent to the abbess of the monastery and can be used in her work with the next generations of pupils.

Key words: social adaptation, coping strategies, coping behavior, life-purpose orientations, coping resources, orphans.

References

1. Abdashirova I. I., Patochkina N. A. Problemy sotsial'noy adaptatsii vypusknikov detskikh domov [Problems of Social Adaptation of Former Wards of Orphanages]. Gumanitariy Yuga Rossii [Humanitarian of the South of Russia], 2016, no. 4, pp. 286-294 (In Russian).

2. Rybakova O. N., Saykovskaya T. O. Postinternatnaya adaptatsiya detey-sirot v usloviyakh pedagogicheskogo kolledzha [Orphans' Post-Orphanage Adaptation in

Conditions of Pedagogic College]. Professional'noe obrazovanie [Professional Education], 2014, no. 2 (16), pp. 42-50 (In Russian).

3. Strauch D. E., Valoyes E. Perfil de los niños, niñas y adolescents sin cuidado parental en Colombia. Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud, 2009, vol. 7, no. 2, pp. 761-783 (in Spanish).

4. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York, 1984. 456 p.

5. Lykova N. M. Svyaz' smyslozhiznennykh orientatsiy so stilem sovladayushchego povedeniya inostrannykh stu-dentov vperiod adaptatsii k inokul 'turnomu okruzheniyu [Correlation of Purposes in Life with Foreign Students' Coping Styles during Period of Adaptation to Other Cultural Environment]. Moscow, 2014. 31 p. (in Russian).

6. Pilishvili T. S., Ismail A. M. Proaktivnyy koping kak resursnyy potentsial lichnosti v protsesse adaptatsii k novym usloviyam zhizni [Pro-Active Coping as Resource Potential in Process of Adaptation to New Conditions of Life]. VestnikRUDN. Seriya:Psikhologiya ipedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2016, no. 2, pp. 75-83 (in Russian).

7. Bobyleva I. A. Issledovanie kachestva zhizni vospitannik-ov detskogo doma [Study on Life Quality of Orphanage Wards]. Vestn. Mosk. gos. obl. un-ta [MRSU Magazine], 2013, no. 3, pp. 61-67 (in Russian).

8. Amirkhan J. H. A Factor analytically drived measure of coping: The coping strategy indicator. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 59 (5), pp. 1066-1074. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/0022-3514.59.5.1066.

9. Sirota N. A. Koping-povedenie vpodrostkovom vozraste: dis. ... d-ra med. nauk [Coping Behavior at Adolescence: diss. ... doct. of medicine]. St. Petersburg, 1994. 283 p. (in Russian).

10. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Test of Purposes in Life]. Moscow, 2000. 18 p. (in Russian).

11. Lykova N. M. Preodolenie stressa akkul'turatsii latino-amerikanskimi i kitayskimi studentami [Coping with Acculturation Stress by Latin-American and Chinese Students]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2011, no. 1, pp. 30-36 (in Russian).

12. Maslova O. V. Osnovnye podkhody k izucheniyu mezhkul'turnoy adaptatsii v zarubezhnoy psikhologii [Main Approaches to Study of Intercultural Adaptation in Foreign Psychology]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2008, no. 3, pp. 12-21 (in Russian).

13. Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya: uchebnik dlya vuzov [Ethno-psychology]. Moscow, 2006. 368 p. (in Russian).

14. Chebotareva E. Yu. Etnicheskie osobennosti tsen-nostnykh orientatsiy studentov [Ethnic Specifics of Students' Value Orientations]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2012, no. 4, pp. 15-20 (in Russian).

15. Lykova N. M., Kravedo Intriago R. Stili sovladayush-chego povedeniya latinoamerikanskikh i kitayskikh studentov v period adaptatsii k usloviyam novoy sotsiokul'turnoy sredy (Latin-American and Chinese Students' Styles of Coping Behavior in Period of Adaptation to New Socio-Cultural Environment). Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2010, no. 1, pp. 42-47 (in Russian).

Cite this article as:

Lykova N. M., Marroquin M. R. G. Connection between Coping Behaviour Strategies and Life-Purpose Orientations of the Graduates of Orthodox Monastery Orphanage in Guatemala. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 1 (25), pp. 78-84 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.