Научная статья на тему 'Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде'

Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / БРЕНД ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА / ИМИДЖ ВУЗА / УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / REPRESENTATIONS / BRAND OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / ORGANIZATIONAL CULTURE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / IMAGE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / LEVELS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаев Виктор Владимирович, Мхитарян Александра Оганезовна

В статье рассматриваются проблемы формирования представлений студентов о бренде вуза, возникающие в результате их прямого взаимодействия. Исследуются категории организационной культуры и бренда вуза как представлений студентов, обучающихся в исследуемых вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article are considered problems of formation of students" representations about the higher education institutes" brand which appear as a result of their direct interaction. There are considered categories of organizational culture and brand of higher education institution as students" representations.

Текст научной работы на тему «Связь представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде»

В.В. Ермолаев,

кандидат психологических наук

A.O. Мхитарян,

TBWA, г. Москва

СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВУЗА И ЕГО БРЕНДЕ

THE CORRELATION BETWEEN STUDENTS’ REPRESENTATIONS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE’S ORGANIZATIONAL CULTURE AND ITS BRAND

В статье рассматриваются проблемы формирования представлений студентов о бренде вуза, возникающие в результате их прямого взаимодействия. Исследуются категории организационной культуры и бренда вуза как представлений студентов, обучающихся в исследуемых вузах.

In the article are considered problems offormation of students’ representations about the higher education institutes’ brand which appear as a result of their direct interaction. There are considered categories of organizational culture and brand of higher education institution as students ’ representations.

Современные рыночные условия отличаются высоким уровнем конкуренции, которая ежечасно растет во всех сферах экономики. Коммерческие компании, производящие продукты повседневного спроса, уже давно существуют в этих условиях и ведут непрекращаю-щуюся борьбу за выживание на рынке. Сегодня в таких условиях оказались не только коммерческие, но и все остальные организации, в том числе и государственные, предлагающие что-либо потребителю — сервис, услуги и даже образование. К тому же образовательные учреждения в настоящее время вступают в фазу конкурентной борьбы по предложению потребителям уже не столько образования, сколько бренда.

На Западе высшие учебные заведения уже давно рассматриваются специалистами как бренды. Один из американских специалистов по бренд-менеджменту однажды верно заметил, что «как правило, мы ассоциируем бренды с продаваемыми товарами и услугами, но существуют такие бренды, которые в конечном итоге продают нас» [4]. Именно такими брендами являются высшие учебные заведения — ведь не секрет, что судьба выпускников может сложиться очень по-разному, в зависимости от того, какой вуз выдал ему диплом.

Очевидно, что рыночные условия рано или поздно приведут учреждения высшего профессионального образования России к остро стоящему вопросу о необходимости управления своим брендом. Как подход, бренд-менеджмент обеспечивает привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов, выстраивание организационной культуры как эффективной корпоративной составляющей, выстраивание отношений

внутри вуза и их проекцию вовне; способствует переосознанию персоналом вуза ценностей и миссии организации, установлению ее уникальности и индивидуальности, обозначению преимуществ перед конкурентами и трансляции их вовне. Но в сфере образования понятия «организационная культура», «бренд» и «брендинг» пока что, в большинстве своем, незнакомы и малопонятны, причем как руководству, так и студентам. Таким образом, существует некоторое противоречие — с одной стороны, вузы нуждаются в интеллектуальных и материальных ресурсах, с другой стороны, необходимость создания бренда, опирающегося на организационную культуру, не учитывается.

Для разрешения данного противоречия нами было проведено исследование связи представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде, так как студенты являются трансляторами организационной культуры вуза и его бренда. Это позволило нам выдвинуть гипотезу о наличии связи между представлениями курсантов и студентов об организационной культуре своего вуза и его бренде, именно: чем более конкретизированные представления об организационной культуре вуза имеются у студентов, тем больше этот вуз воспринимается ими как бренд. В качестве объекта нашего исследования выступали представления студентов об организационной культуре вуза и его бренде. Предметом данного исследования являлось изучение связи особенностей организационной культуры с брендом вуза.

Под брендом мы понимаем название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одной организации и для

отличия ее от другой организации, предлагающей сходные виды товаров и услуг [1]. Под организационной культурой мы подразумеваем паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем [3].

Исследование было проведено на базе Воронежского института МВД России, Воронежского государственного университета, Московского государственного областного университета, Государственного университета — Высшая школа экономики. Выборка составила 388 курсантов и студентов.

База эмпирического исследования позволила нам выдвинуть дополнительную гипотезу о том, что представления студентов «престижных» вузов будут отличаться от представлений курсантов и студентов менее известных вузов, а именно: представления студентов о бренде и организационной культуре вуза будут более конкретизированными и носить более систематизированный характер, нежели представления об этих категориях у курсантов и студентов менее известных вузов.

Для проведения эмпирического исследования связи представлений студентов об организационной культуре и бренде нами был использован ряд методик:

1. Для изучения представлений студентов о бренде вуза был использован модифицированный вариант психосемантической диагностики И.Л.Соломина.

2. Для изучения представлений студентов об организационной культуре вуза была использована комплексная методика «Открытые вопросы» и «Незаконченные предложения», разработанная И.Г. Саввиным и адаптированная Ю.А. Кравцовой, В.В. Ермолаевым к условиям организационной культуры образовательного учреждения МВД России и гражданских вузов [2]. Теоретической базой данной методики стали компонентная структура Ф. Харриса и Р. Морана и трехуровневая структура Э. Шейна. Обработка данных проводилась количественным (подсчет частот и анализ их распределения в выделенных в соответствии с целями исследования кластерах) и качественным образом.

3. Для изучения и сопоставления представлений студентов об организационной культуре вуза и бренде вуза был также использован модифицированный метод цветовых метафор И.Л. Соломина. Обработка результатов, полученных с помощью данной методики, осуществлялась посредством методов описательной статистики (определение характеристики меры центральной

тенденции — медианы, и характеристики рассеивания — межквартильного размаха). Для сравнения выборок между собой был использован метод математико-статистической обработки результатов — критерий Манна Уитни.

Начнем обсуждение полученных результатов с анализа представлений студентов об организационной культуре вуза. Анализ распределения частот по отдельным конструктам, полученным при контент-анализе, показал, что наиболее конкретизированные представления у студентов имеются о таких элементах организационной культуры, как руководство вуза, нормы и правила, требования вуза. В область недифференцируемых понятий (менее 3%) входят такие конструкты, как миссия вуза, символика вуза, организационный язык вуза, мифы о вузе, памятные даты вуза и т.д.

Для интерпретации полученных данных мы обратились к теоретическим основам организационной культуры, а именно к трехуровневой модели

Э. Шейна [3]. Исходя из структуры организации, предложенной автором, представления студентов об организационной культуре вуза лежат на уровне артефактов, т.е. видимых организационных структур и процессов, таких как нормы, правила, руководство, требования. Уровень провозглашаемых ценностей студентами практически не освоен, так же как и уровень базовых представлений. Таким образом, представления студентов об организационной культуре вуза базируются на поведенческих константах, иначе говоря, в континууме можно/нельзя. Что касается аффективных или эмоциональных представлений, то здесь мы наблюдаем их минимальную выраженность, что позволяет предположить минимальную включенность студентов в организационные культуры исследуемых вузов.

При интерпретации результатов, полученных с помощью кластерного анализа представлений студентов о бренде вуза, было установлено, что представления студентов о бренде вуза, так же, как и в случае с представлениями об организационной культуре, носят более дифференцированный характер на старших курсах, нежели на младших. Это также может объясняться накоплением опыта взаимодействия студентов с различными структурами вуза. Кроме того, было обнаружено, что для студентов всех вузов одинаково непривлекательным оказался конструкт «вуз, в котором я никогда не стал бы учиться». Данный конструкт одинаково выносился всеми студентами вузов в отдельно отстоящий кластер, семантически не связанный с другими кластерами. На наш взгляд, это говорит о важности и личностной значимости выбора учебного заведения. Это позволяет выдвинуть предположение и о том, что в представлениях студентов существует некоторая проекция от качества вуза, в котором они обучаются, на успешность их профессионального будущего после выпуска. Данное

предположение подтверждается тем, что студенты выделяют в отдельные кластеры такие конструкты, как «идеальный вуз», «известность вуза», «моя будущая карьера», «мое резюме». Отметим, что такое соотношение конструктов характерно для большинства опрошенных студентов и может рассматриваться как тенденция. Можно отметить ещё несколько общих тенденций в представлениях студентов. Это разнесение конструктов «конкуренты вуза» и конструктов, имеющих отношение к вузам, в которых учатся студенты. Иногда кластеры совмещали в себе ряд конструктов, которые можно было бы объединить по общему признаку «информационная составляющая вуза», «внутренние составляющие вуза» и т.д., но в каждом вузе в эти кластеры попадали разные конструкты, поэтому говорить о какой-то систематизированности представлений не приходится. Таким образом, общих тенденций в различении конструктов не выявлено.

В целом можно сделать заключение, что представления студентов о бренде вуза, как и в случае с представлениями об организационной культуре, лежат на поверхностном уровне.

Для проверки выдвинутой гипотезы о свя -зи представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде нами были изучены характеристика меры центральной тенденции (медиана) и характеристика рассеивания (межквартильный размах) полученных вариационных рядов, где каждый элемент вариационного ряда представлял собой разность между оценкой элемента организационной культуры и оценкой элемента бренда вуза.

В ходе проведенного описательного статистического анализа были получены следующие данные. Студенты всех вузов различают понятия, принадлежащие как к организационной культуре, так и к описательным характеристикам бренда вуза достаточно дифференцированно, о чем говорят высокие показатели межквар-тильного размаха. Это может быть обусловлено с одной стороны, тем что, возможно, представления студентов об организационной культуре и бренде достаточно неразборчивы, поскольку не имеют общих оснований, и в связи с этим студентом выставляются разные по величине оценки. С другой стороны, дисперсия может быть обусловлена наличием в опроснике разнополярных конструктов (например, «идеальный вуз», «вуз, в котором я никогда не стал бы учиться»), а также конструктов, которые могут изначально отрицательно восприниматься испытуемым (например, «конфликты в вузе», «наказание в вузе»).

Что касается значений медианы, то говорить о значимом смещении представлений об организационной культуре вуза в сторону представлений о бренде вуза не приходится. Исходя из полученных данных, медиана в

большинстве случаев равна нулю, что говорит о том, что представления студентов об организационной культуре не опираются на представления о бренде и наоборот: представления о бренде не опираются на представления об организационной культуре. Нами также была посчитана медиана от распределения медиан, которая в данном случае во всех исследуемых вузах равняется нулю.

Анализ результатов эмпирического исследования привел нас к следующим выводам:

1. Представления об организационной культуре вуза у курсантов и студентов имеют динамику развития по годам обучения.

При интерпретации результатов, полученных с помощью кластерного анализа представлений студентов о бренде вуза, было установлено , что представления студентов о бренде вуза, как и в случае с представлениями об организационной культуре, носят более дифференцированный характер на старших курсах, нежели на младших. Так, на первых курсах представления носят более обобщенный характер или вовсе не систематизированы, т.е. в факторы попадают разные по содержанию конструкты, не связанные между собой по смыслу. Старшие же курсы отличаются большей систематизированностью представлений — в факторы попадают конструкты, чаще связанные между собой. Как правило, на старших курсах факторы дополняются новыми конструктами, близкими по содержанию. Это позволяет предположить, что представления студентов об организационной культуре вуза формируются в процессе учебной деятельности, дополняясь и конкретизируясь по мере накопления опыта взаимодействия с элементами организационной культуры вуза. Отметим, что, согласно полученным данным, более систематизированные представления об организационной культуре были обнаружены у студентов только двух вузов — ВИ МВД России и ГУ-ВШЭ. Это может быть связано с тем, что для курсантов и студентов 1 курса проводились определенные мероприятия по знакомству их с организационной культурой вуза, тем самым были сформированы первоначальные представления об организационной культуре, которые впоследствии дополнялись.

2. Студенты минимально включены в организационные культуры своих вузов (уровень провозглашаемых ценностей, как и уровень базовых представлений, практически не освоен. Представления курсантов и студентов об организационной культуре вуза находятся на уровне артефактов, видимых организационных структур и процессов и, в основном, базируются на поведенческих константах (наиболее конкретизированные представления у курсантов и студентов имеются о таких элементах организационной

культуры, как нормы и правила, требования вуза, руководство вуза, а в область недифференцируемых понятий (менее 3%) входят такие конструкты, как миссия вуза, символика вуза, организационный язык вуза, мифы о вузе, традиции, памятные даты вуза и т.д.).

3. Гипотеза о наличии связи представлений студентов об организационной культуре вуза и его бренде не подтвердилась.

4. Гипотеза о наличии различий в выборках также не подтвердилась. Практически все выборки принадлежат одной генеральной совокупности и имеют одинаковые функции распределения — эмпирическое значение z попадает в область допустимых значений (z < zj.a= 1,960).

Подводя итог, мы можем полагать, что в исследованных вузах между курсантами (студентами) и организацией нет выстроенных эмоциональных отношений ещё на этапе принятия базовых элементов организационной культуры. Таким образом, говорить о наличии у студентов представлений о бренде вуза, которые носят ещё более выраженный эмоциональный характер, в настоящее время не представляется возможным, как среди вузов, позиционирующихся в числе весьма престижных, так и менее известных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грошев И.В. Бренд как элемент организационной культуры: основные характеристики / И. В. Грошев, Е. В. Степанычева // Экономика и управление. — 2006. — № 1. — С. 83— 86.

2. Кравцова Ю.А. Методы изучения организационной культуры высших образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие / Ю.А. Кравцова, В.В. Ермолаев. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2008. — 180 с.

3. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн. — СПб.: Питер, 2002. — 336 с.

4. Tan P.// Asian insights — branding lessons at the world’s top universities. Brand Chanel, September 3, 2001. - http://www.brandchannel. com/brand_speak.asp? bs_id=13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.