Научная статья на тему 'Связь дорожного фактора запыленности с экологической ситуацией в регионе (Калмыкии)'

Связь дорожного фактора запыленности с экологической ситуацией в регионе (Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
114
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЙ ФАКТОР / АВТОМОБИЛИ / КАЛМЫКИЯ / ЯШКУЛЬСКИЙ РАЙОН / ПОЛОТНО / ПОЧВА

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Бадрудинова А.Н., Сангаджиев М.М., Стаселько Е.А.

В представленной работе дана характеристика дорог расположенных вблизи малых населенных пунктов в степной и полупустынной территории Республики Калмыкия. Предложены меры по уменьшению степени запыленности, появлению суховеев и пыльных бурь в Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Бадрудинова А.Н., Сангаджиев М.М., Стаселько Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь дорожного фактора запыленности с экологической ситуацией в регионе (Калмыкии)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 504.75.05: 628.5

А. Н. Бадрудинова, М.М.Сангаджиев, Е.А. Стаселько A.N. Badrudinova, M.M.Sangadzhiev, E.A. Staselko

СВЯЗЬ ДОРОЖНОГО ФАКТОРА ЗАПЫЛЕННОСТИ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В РЕГИОНЕ (КАЛМЫКИИ)

LINK ROAD FAKTOR DUSTED WITH THE ENVIRONMENTAL SITUATION

IN THE REGION (KALMYKIA)

Аннотация

В представленной работе дана характеристика дорог расположенных вблизи малых населенных пунктов в степной и полупустынной территории Республики Калмыкия. Предложены меры по уменьшению степени запыленности, появлению суховеев и пыльных бурь в Калмыкии.

Ключевые слова

Дорожный фактор, автомобили, Калмыкия, Яшкульский район, полотно, почва.

Annotation

In this work the characteristic of roads located near the small towns in the steppe and semi-desert territory of the Republic of Kalmykia. Measures to mitigate the dust, the appearance of dry winds and dust storms in Kalmykia.

Keywords

Road factor, cars, Kalmykia, Yashkul district, cloth, soil.

Введение. Территория Калмыкии со своими сложными климатическими условиями приводит к появлению пыли, суховеев. Более 20% территории республики находится в аридной зоне с большими зонами на востоке и юго-востоке. Большая часть пыли появляется во время движения автотранспорта по степным просторам Калмыкии.

Методом исследования явились многолетние наблюдения, проводимые авторами и изданные в разных источниках [1 - 7]. Где в основном были рассмотрены вопросы появления суховеев, пыли, опустынивания, появления аридных зон около населенных пунктов, расположенных около федеральных автомобильных трасс.

Территория Яшкульского района нами была выбрано, так как в этом районе более четко наблюдается появление аридных зон за счет интенсивного «хаотического» движения транспорта около малых населенных пунктов в республике. Такая же картина наблюдается на юго-востоке, востоке и северо-востоке Калмыкии (в Юстинском, Черноземельском, Лаганском и Ики-Бурульском районах). Более благоприятная картина наблюдается в западных и северных районах республики [3, 4, 6].

Результаты исследования показали, что за последние 100 лет в республики появились очаги опустынивания, которые в основном связаны с не рациональным использованием сельскохозяйственных угодий, нарушением эксплуатации дорожной сети малых населенных пунктов. Основной пик нарушения энтропии равновесия экологической ситуации приходится на развития Советского Союза (80-90 гг. прошлого столетия), начало же последовало после возвращения калмыцкого народа из ссылки (60-70 гг. прошлого столетия).

Были обследованы трассы автодорог в Яшкульском районе: федеральная трасса Элиста-Яшкуль-Астрахань (А154) и местные дороги, выходящие из населенных пунктов, рис.1.

В работе использованы карты, взятые с сайта Yandex.ru, где мы наглядно видим очаги опустынивания [8].

Рассмотрены возможности совместного влияния плотности и влажности глинистых грунтов обочин, автомобильных дорог на их прочностные и деформационные характеристики. Проведены анализы влияния влажности грунтовых обочин земляного полотна на основе данных метеослужб [7].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Обсуждения результатов. На рис.1 мы наблюдаем с запада на восток к г. Астрахань изменения степной зоны к полупустынной и пустынной зоне, особенно это видно с п. Утты до п. Хулхута (тут наблюдаются барханы), рис.2. (данные взяты с сервера https://maps.yandex.ru).

Рисунок 1 - Картосхема федеральной трассы А154

На данное время в республике насчитывается более 133 тыс. автомобилей разного класса и технического состояния.

Автомобиль своим весом при проезде по грунтовым дорогам сбивает верхний почвенный слой, образуются твердые покрытия (частица глин). Проехав несколько раз, он оставляет след на почве, который восстанавливается несколько лет.

Мы не учитываем проезд тракторов и другой сельскохозяйственной техники, которые также приносят вред почве.

Рисунок 2 - Картосхема трассы А 154 с https://maps.yandex.ru (19.11.15).

Зоны опустынивания - это светлые пятна на картосхеме и они дислоцируются около малых населенных пунктов, рис.3.

Тут особенно четко видны светлые полосы дорог местного значения, они как бы разрезают ландшафт территории на мелкие зоны, или очаги опустынивания.

Рисунок 3 - Картосхема района п. Утты, данные с https://maps.yandex.ru (19.11.15).

Результаты исследования могут быть использованы при проектировании рациональных конструкций укрепления обочин из местных материалов с учетом региональной расчетной влажности и прочности грунтов земляного полотна, физико-механических свойств материалов и отходов производства.

Разработанные методические рекомендации позволяют повысить надежность конструкций укрепления обочин, способствуют снижению строительных и эксплуатационных затрат на автомобильных дорогах.

Заключение. Для сохранения верхнего плодородного слоя надо разработать систему дорог местного назначения. Разработать рекомендации по проектированию укрепления дорог из местных материалов.

Выводы. На основании вышесказанного мы видим, что только один фактор, давление транспорта на степные и полупустынные почвы республики, оказывает сильное влияние на экологическую ситуацию в Калмыкии. Нарушенный слой постепенно деградирует и приводит к появлению в степи пыли, суховеев и переноса песка.

Список использованной литературы:

1. Сангаджиев М.М. Геоэкологические последствия хозяйственной деятельности человека (на примере Республика Калмыкия). // Zbior raportow naukowych. 'Wspjlczecna nauka. Nove perspektywy". (30.01.201431.01.2014) - Warszava: Wydawca: Sp.z o.o "Diamond trading tour", 2014. - 120 str. Str 61-67.

2. Сангаджиев М.М. Особенности недропользования на территории Республики Калмыкия [текст]/ М.М. Сангаджиев. - Элиста. Изд-во Калм.ун-та, 2015. - 144 с.: ил. ISBN 978-5-91458-157-9.

3. Сангаджиев М.М. Пески, суховеи их влияние на экологическую ситуацию регионов Прикаспия и Северного Кавказа. // Всероссийского форума с международным участием «Эколого-экономический потенциал экосистем Северо-Кавказского Федерального округа, причины современного состояния и вероятные пути устойчивого развития социоприродного комплекса», посвященного 75-летию со дня рождения Первого Президента Республики Дагестан Муху Гимбатовича Алиева (г. Махачкала, 24-27 сентября 2015 г.)

4. Сангаджиев М.М. Песок Калмыкии. // Антропогенная трансформация геопространства: история и современность [текст] материалы Всероссийской научно-практической конференции г. Волгоград, 28-29 апреля 2014 года / редкол.: С.Н. Конищев (отв.ред.) [и др.]; Федер.гос.авт.образоват.учреждение высш.проф.образования «Волгоград. Гос. Ун-т». - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - 504 с. с.142-146.

5. Сангаджиев М.М., Кумеев С.С. Минералогические особенности грунтов района мелиоративного освоения Калмыкии (статья). // В сб.: «Вклад молодых ученых и специалистов в социально-экономическое развитие КАССР», Ч.1, , Элиста, 1989 г. с. 82-84.

6. Сангаджиев М.М., Хохлова Л.И., Сератирова В.В., Онкаев В.А. Край миражей: очаги опустынивания в Яшкульском районе Республика Калмыкия. // Глобальный научный потенциал. Научно-практический журнал № 6 (39) 2014. с. 67-72.

7. Бадрудинова, А. Н. Обоснование региональной влажности грунтовых обочин автомобильных дорог Юга РФ [Текст] / А. Н. Бадрудинова, С. В. Алексиков // Дороги и мосты. - 2012. - Вып. 27/12. - С. 71-80.

8. https://maps.yandex.ru/?source=wizgeo&l=map%2Csat%2Cskl&ll=45.994892%2C46.357223&z=13.

© Бадрудинова А. Н., Сангаджиев М.М., Стаселько Е.А., 2015

УДК 631.4

А.Е.Григорьев

магистрант, 2 курс, Географический факультет Башкирский государственный университет Научный руководитель: И.М.Япаров к.г.н., доцент кафедры «Физической географии, краеведения и туризма» Башкирский государственный университет, г. Уфа, РФ

ПОЧВЫ АУРГАЗИНСКОГО РАЙОНА Аннотация

Высокое содержание гумусового горизонта, благоприятные природные условия, отсутствие эрозионных процессов, высокое содержание таких элементов, как фосфор, калий и других способствуют эффективному введению сельского хозяйства.

Ключевые слова Чернозем, гумус, деградация почв.

Площадь всех земель Аургазинского района составила 1,4% от общей площади Республики Башкортостан. Из 54 районов, Аургазинский район находится на 28 месте по общей площади земель.

Распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения на долю которых приходится 77,25%, а также земель лесного фонда -17,4%, Земли населенных пунктов 4,5%, Земли промышленности и земли иного специального назначения 0,7, земли водного фонда 0,05%.

Основными почвообразующими породами на территории района являются рыхлые осадочные породы, относящиеся в основном к четвертичному периоду.

В районе преобладают плодородные черноземные почвы. В лесных участках серые лесные почвы.

Структура почвенного покрова пашни района показывает, что почва представлена различными подтипами черноземных почв и серо-лесными почвами в северной части района:

- чернозем выщелоченный - 35249,6 га;

- чернозем типичный -30533,5 га;

- чернозем карбонатный - 12902,7 га;

- темно-серые лесные -7566,0 га;

- серо-лесные - 1292 га;

- почвы пойм - 6460,2 га;

- чернозем карбонатный сильно смытый - 4441 га.

Общая площадь земель, подверженных эрозии -54,5 тыс. га, из них -3 тыс. га слабой, 18,1 тыс. га сильной степени.

На сегодняшний день мониторинг состояния земель сельскохозяйственного назначения ведет ФГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.