Научная статья на тему 'Свято-Михайловский собор в Ново-Архангельске как памятник истории Русской Америки'

Свято-Михайловский собор в Ново-Архангельске как памятник истории Русской Америки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свято-Михайловский собор в Ново-Архангельске как памятник истории Русской Америки»

Обертас В. А.

СВЯТО-МИХАЙЛОВСКИЙ СОБОР В НОВО-АРХАНГЕЛЬСКЕ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИИ РУССКОЙ АМЕРИКИ.

В результате многочисленных русских морских экспедиций, проводившихся в XVIII веке в северной части Тихого океана были открыты Алеутские острова и северо-западное побережье Америки. Прибрежные воды этих территорий оказались богаты морским зверем (каланы, котики, тюлени), служившим тогда важным предметом промысла, и рыбой. Уже в середине столетия начинается их промысловое освоение частными компаниями, а в 1790г. Алеутские острова и Аляска становятся владением Российской империи, получившим название «Русская Америка».

Для их дальнейшего освоения и заселения была создана государственная Российско-Американская компания (РАК), а главным правителем колонии был назначен коллежский советник А. А. Баранов, много лет и трудов отдавший её становлению и развитию. В первые годы существования Русской Америки её административный центр находился на острове Кадьяк в селении Павловская Гавань, основанном Г. И. Шелеховым. Там были построены и первые православные храмы. Святейший Синод Русской православной церкви направил на Кадьяк и первую духовную миссию для проповеди православия среди индейцев и алеутов.

Но в 1804г. А. А. Баранов решил перенести административный центр колонии на остров Ситка в одноименном заливе, расположенном гораздо южнее, чем Кадьяк, и обладавшим более благоприятным климатом. В 1805г. на выступающем в акваторию залива скалистом мысе он начинает строить крепость, которая должна стать ядром будущего поселения, получившего при закладке наименование Ново-Архангельск. Одновременно с крепостью, но за её оградой был заложен храм, ставший впоследствии самым значимым православным храмом Северной Америки в XIX веке и впитавшим в себя всю историю Русской Америки.

Закладка храма состоялась 6 сентября \S06r. Постройку его правитель поручил своему помощнику И. А. Кускову. Конечно, судьбу храма, его двухвековую историю Баранов предвидеть не мог. Храм строился деревянным, со стенами, рубленными из толстых бревен канадского тополя, и предназначался для удовлетворения повседневных духовных запросов русских поселенцев, крещеных алеутов и индейцев, обосновавшихся в Ново-Архангельске. Его основной объем - это прямоугольный сруб с размерами в плане 4x8 саженей и высотой до крыши в 2,5 сажени. К основному объему с восточной стороны сделан пятигранный прируб для алтаря и пономарки. В двускатную тесовую крышу над амвоном врезан небольшой восьмигранный световой барабан с куполом. Колокольню не строили, так как в то время не было колоколов.

Освящен этот храм был 8 ноября 1807г. членом Кадъякской духовной миссии иеромонахом Афанасием и наречен во имя святого архангела Михаила. В обиходе он стал называться Свято-Михайловским.

В первые годы храм был очень бедным и примитивным по устройству. Пол в нем был земляной. Стены ничем отделаны не были. Вместо иконостаса был натянут на раму кусок парусины, к которой были прикреплены несколько разнородных икон. В храме не было и постоянного священника. Постепенно храм обустраивался. В 1813г. промысловая компания Лебедева-Ласточкина подарила храму деревянный иконостас, а в 1814г. из Петербурга была прислана специально написанная икона Архангела Михаила. Наконец, в 1816г. для постоянной службы в храм были направлены из Иркутской епархии священник и пономарь. Стены храма были обшиты тесом, насланы полы, появилась необходимая для богослужения утварь. Но внешне он оставался неказистым и архитектурной доминантой в растущем Ново-Архангельске он не стал. Эту роль выполняла построенная в 1828г. Лютеранская кирха. Лишь в 1831г., когда по ходатайству правителя колонии барона Ф. П. Врангеля правление Российско-Американской компании прислала для храма комплект церковных колоколов, к нему была пристроена двухъярусная колокольня.

Рис. 1. «Собор во имя св. Михаила Архангела в Ново-Архангельске» Работа неизвестного художника. Рисунок карандашом. 1830-е годы.

В 1834г. настоятелем Свято-Михайловского храма был назначен протоиерей Иоанн Вениаминов, прослуживший до этого 10 лет на острове Уналашка. Он прославился не только своей миссионерской деятельностью, созданием алеутской письменности, переводом на алеутский язык Евангелия, но строительством прекрасного храма Вознесения Господня, который он построил по собственному замыслу, имея в качестве рабочей силы только островитян-алеутов. Он был очень огорчен неприглядностью ново-архангельского храма. Он стал требовать от главного правителя колонии И. Куприянова, от управляющего ново-архангельской конторой РАК изыскания средств для постройки нового храма, считая, что внешний вид Свято-Михайловского храма роняет авторитет всей Русской православной церкви.

Но осуществить задуманное он смог только после того, как в 1840г. был рукоположен во епископа вновь образованной Камчатско-Курильской и Алеутской епархии с наречением монашеским именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. Центром епархии стал, естественно, Ново-Архангельск.

Новой епархии был необходим свой кафедральный собор и епископ Иннокентий обратился с ходатайством к РАК и Синоду о выделении средств на его строительство. Но петербургские чиновники в 1843 г. дали согласие только на реконструкцию существующего храма и для этой цели выделили на паях определенные средства. Однако святителю удалось организовать сбор пожертвований и в1844г. их оказалось достаточно для постройки нового собора. Старый храм был разобран, так как его сруб наполовину сгнил. Для будущего храма были выстроены новые каменные фундаменты, подвальные помещения с каменными сводами, и на этих фундаментах началось возведение нового здания, но тоже с деревянными рублеными стенами. Форма его стала крестообразной, в то время как первоначальный храм имел прямоугольное очертание. Над средокрестием был сооружен полусферический купол, с западной стороны пристроена 5-ярусная колокольня, увенчанная уникальным шпилеобразным куполом, напоминающим по очертанию пламя свечи. Таких куполов в православных храмах России никогда не было. А в Русской Америке в храмах более поздней постройки эта форма купола неоднократно копировалась. Строительство нового Свято-Михайловского храма продолжалось четыре года, и освятил его святитель Иннокентий, ставший к тому времени архиепископом, 8 ноября 1848г., в день, когда церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Документальных данных об авторстве архитектурного решения собора в архивах РАК, Синода, в литературе нет. Лишь в одном американском журнале указано, что «собор построен по проекту архиепископа Иннокентия». Подтверждением этому может служи 1Ь сравнение Свято-Михайловского храма с храмом Вознесения Христова, построенном им по собственному замыслу на острове

Уналашка в 1826г. Объемная композиция обоих храмов, близкие по характеру архитектурные детали дают возможность утверждать, что авторство Свято-Михайловского собора действительно принадлежит Иннокентию Вениаминову.

Рис. 2. Слева — храм Вознесения Христова на о-ве Уналашка Справа - Свято-Михайловский собор. В обоих строениях использованы одинаковые приемы архитектурного формообразования.

Уже более 150 лет Свято-Михайловский собор оетае!Ся главным православным храмом штата Аляска - бывшей Русской Америки. В нем отразилась вся её история и память обо всех выдающихся деятелях колонии, начиная от первого её главного правителя A.A. Баранова до последнего - героя обороны Петропавловска-Камчатского в 1854г. князя Д. П. Максутова В этом соборе в разное время служили три выдающихся церковных иерарха, причисленных позже Русской православной церковью к лику святых: святитель Иннокентий, святитель Тихон (с 1918 по 1925гг. - святейший патриарх Московский), святитель Иоанн (архиепископ Шанхайский и Сан-францисский). В нем 18 марта 1867г. подписан акт о передаче Русской Америки под юрисдикцию США. Он является одной из главных достопримечательностей Аляски и памятником истории её русского периода, состоящий под охраной правительства США.

Американский ученый русского происхождения Виктор Петров в своей книге «Русские в истории Америки» (1991) писал: « Собор стоит на главной улице города и является не только его украшением, но и главной достопримечательностью. Силуэт собора даже издалека поражает не размерами, как грандиозные храмы в России..., а оригинальностью архитектурного замысла. Поражает он тем, что напоминает не древнерусские храмы, не византийские, а скорее соборы знаменитого Растрелли И трудно представить себе все богатство иконописного и вообще церковного искусства, которое собиралось в соборе десятилетиями».

ЛИТЕРАТУРА

\. Алексеев А. И. Судьба Русской Америки. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1975. - 203с.

2. Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. - М.: Наука, 1982.-286с.: ил.

3. Анастасьев А. Русь Американская // Вокруг света. - 2007. - №10. - С 57-76: ил.

4. Петров В. П. Русские в истории Америки. — М/ Наука. 1991. — 176с ■ ил.

5. Письма И. Вениаминова К. Т. Хлебникову // Русская Америка: По личным воспоминаниям миссионеров, моряков, землепроходцев. -М.: Мысль, 1994. - С. 151-190.

6. Русская Америка в «Записках Кирилла Хлебникова»: Ново-Архангельск. - М.: Наука, 1985. -302с.: ил.

7. Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, моряков, землепроходцев. - М.: Мысль. 1994.-373с.: ил.

8. Смит Барбара. Барнет Реймонд. Русская Америка// Америка. - 1991. - №427. - С. 15-20 ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.